–≈Ћ»√»я »—Ћјћ

- общие сведени€
- основы »слама
- течени€ в »сламе
-  оран
- Ўариат
- ’адж
- книги про »слам
- шахид в »сламе

»з других разделов:
- политический ислам
- терроризм
- полезные ссылки

’јƒ∆
’адж - паломничество в ћекку, ѕ€тый столп ислама. ќдин из самых волнующих актов веры в исламе, хадж дл€ тех мусульман, которые могут позволить себе отправитьс€ в ћекку, €вл€етс€ кульминацией их религиозной жизни, моментом, когда они удовлетвор€ют глубокое и сильное желание увидеть хот€ бы раз в жизни  аабу - ƒом Ѕога и физический центр сосредоточени€ жизненных устремлений верующего. ¬месте с тем хадж €вл€етс€ дл€ правоверных всего мира выдающимс€ духовным €влением, которое согласно исламскому преданию берет свое начало со времен јвраама, а затем было подтверждено ћухаммадом. ¬о врем€ прощального паломничества ѕророк ћухаммад сам определил основные обр€ды хаджа - так он был систематизирован в ритуал, простой в исполнении, но глубокий по своему значению.

ћаршрут ’аджа

’адж следует совершать между восьмым и тринадцатым дн€ми ƒу аль-’иджа, 12-го мес€ца мусульманского календар€, но в истинном своем смысле он начинаетс€ с того времени, когда мусульманин вступает в ћекку, совершает положенные обр€довые действи€ - омовение, обрезание волос и ногтей, снимает драгоценности и головной убор и облачаетс€ в особое оде€ние - ихрам, которое представл€ет собой два простых куска белой материи, "не знавшей иглы" (т.е. без швов), символизирующих состо€ние чистоты. ќдева€ его, паломники совершают особое паломническое обращение к јллаху - талбий€: "¬от € перед тобой, о Ѕоже", что звучит по-арабски как радостное восклицание: "Ћ€ббайк!". ѕосле облачени€ в ихрам паломники могут вступить в харам - св€щенную территорию, окружающую ћекку, а затем и в саму ћекку, где они исполн€ют таваф - обхождение вокруг ћекки и сай - бег между двум€ холмами в јль-ћасье в ћекке. ¬се это может быть частью умры, или "малого паломничества", часто €вл€ющегос€ вступлением к хаджу, но не его неотъемлемой частью. ќдним из главных различий между хаджем и умрой €вл€етс€ то, что умра может быть совершена в любое врем€ года, тогда как хадж должен исполн€тьс€ в установленные дни мусульманского календар€. —овершение главных ритуалов хаджа начинаетс€ на восьмой день ƒу аль-’иджа, когда с громоподобными возгласами "Ћ€ббайк" паломники исход€т из ћекки в ћину, где они, подобно тому, как поступал ѕророк, погружаютс€ на ночь в размышлени€. Ќа следующий день они продолжают свой совместный путь к долине јрафат, наход€щейс€ за пределами ћекки и располагаютс€ лагерем перед возвышающейс€ над долиной невысокой горой, называемой ƒжабал-ар-–ахма, √ора ћилости. “ак начинаетс€ главный обр€д хаджа, во врем€ которого паломники провод€т врем€ в молитвах и размышлени€х - предсто€ни€ (вукуф) перед лицом јллаха - несколько драгоценных часов глубокого самоанализа, мольбы и искуплени€, в ходе которых, по словам многих, мусульманин приближаетс€ к Ѕогу настолько близко, насколько это возможно на земле.

¬ долине јрафат многие паломники действительно сто€т - от полудн€ до заката солнца. Ќекоторые мусульмане также посещают других паломников или √ору ћилости, у которой ћухаммад произнес свою прощальную проповедь. ѕредсто€ние не €вл€етс€ окончанием хаджа, но представл€ет собой кульминацию религиозной жизни мусульманина.  ак сказал ѕророк: "Ћучшей из молитв есть молитва в день јрафата".

ѕосле захода солнца паломники направл€ютс€ в долину ћуздалифа, где они собирают камни дл€ забрасывани€ или побивани€ камн€ми столбов, олицетвор€ющих зло. «атем они мол€тс€ и отход€т ко сну. Ќа третий день паломничества они возвращаютс€ в ћину и участвуют в обр€де отречени€ от зла: забрасывают камн€ми столб, который как многие полагают, олицетвор€ет —атану. —огласно преданию, в этом месте —атана побуждал јвраама не повиноватьс€ наставлени€м √оспода пожертвовать своим сыном »шмаэлем. ¬ ћине также начинаетс€ »д аль-јдха - великий всемирный ѕраздник ∆ертвоприношени€, во врем€ которого паломники принос€т в жертву животных - отчасти дл€ того, чтобы почтить пам€тью готовность јвраама пожертвовать своим сыном, отчасти символизиру€ готовность мусульман пожертвовать самым дорогим, что есть у них. ¬ то врем€, как мусульмане по всему миру в этот день также осуществл€ют свои индивидуальные жертвоприношени€, паломники в ћине истинно раздел€ют свое паломничество с мусульманами всего мира.

ѕоскольку отныне паломники совершили большую часть хаджа, мусульманские мужчины остригают волосы (или бреют свои головы), а женщины срезают символический локон волос, соверша€ таким образом частичное самопожертвование. ¬ это врем€ мусульмане могут также сн€ть оде€ни€ ихрама и совершить омовение.

¬ ћекке обр€ды завершаютс€ тавафом возвращени€, семикратным ќбхождением вокруг  аабы - акт, подразумевающий, что в основе де€тельности каждого человека должен быть Ѕог. ѕосле последнего круга паломники поклон€ютс€ во внутреннем дворе ћечети ћеста јвраамова, где ѕраотец сам вознес молитву и с сыном »шмаэлем остановилс€ дл€ строительства  аабы. “аваф возвращени€ €вл€етс€ последним важнейшим обр€дом паломничества. “еперь паломники станов€тс€ хаджи€ми - теми, кто совершил хадж. Ѕольша€ часть паломников пытаетс€ поцеловать, прикоснутьс€ или приветствовать ’аджар аль-јсвад, „ерный  амень  аабы - блест€щий камень, почитаемый как знак, посланный Ѕогом. Ёто уцелевша€ часть первоначального строени€, воздвигнутого јвраамом и »шмаэлем. ћногие мусульмане совершают сай, или бег - ритуал повтор€ющий отча€нный поиск воды ’аджар, когда она и сын јвраамов »шмаэль сто€ли в долине ћекки, пока јрхангел √авриил не привел их к  олодцу «амзам.

ѕо обыкновению паломники возвращаютс€ в ћину между одиннадцатым и тринадцатым днем, они забрасывают там остающимис€ у них камн€ми три столба и затем совершают в ћекке прощальный обход вокруг  аабы. Ќекоторые мусульмане также посещают ћечеть ѕророка в ћедине.

—ћќ“–»“≈ “ј  ∆≈:
 ќ–јЌ. —¬яў≈ЌЌјя  Ќ»√ј »—Ћјћј.
»стори€ —редневекового ¬остока
‘отографии ’аджа (2005 год).
ќрганизаци€ »сламска€  онференци€

© www.middleeast.org.ua

 ”ѕ»“№  Ќ»√”
 оран.
÷ена: 197.00 руб.
—в€щенна€ книга мусульман. ѕер. Ўидфара Ѕ.я. ѕодробнее...

Ћьюис Ѕ. „то не так? ѕуть «апада и Ѕлижнего ¬остока: прогресс и традиционализм
÷ена: 287,00 руб.
ѕодробнее...

Ќ≈ ѕ–ќѕ”—“»“≈!
ѕолитический ислам: анализ €влени€. —татьи известных специалистов.