БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

ВОСТОКОВЕДНЫЙ СБОРНИК (выпуск второй). М., 2001, 374 стр.
Стр. 161-166

А.В.Кантемиров

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ТУРЦИИ
СО СТРАНАМИ ЗАКАВКАЗЬЯ

 


Взаимоотношения Турция – страны Закавказья (Азербайджан и Грузия; Армения выпадает из этого ансамбля по известным причинам, о которых будет сказано ниже) широко рассматриваются не только в российской, закавказской и турецкой прессе, но и во всем мире Rambler's Top100 В большинстве случаев эти отношения обсуждаются в контексте транспортировки каспийской нефти и газа на мировые рынки. Запасы углеводородного сырья в данном регионе признаются большими. США открыто заявили о Каспийском регионе как о “зоне своих стратегических интересов”. Ведь по выражению Збигнева Бжезинского, “ключ к Востоку лежит в Азербайджане” (это единственная страна, имеющая общую границу с Российской Федерацией, Ираном и Турцией; укрепившись на Каспии, можно без особого труда взять под контроль и новые независимые страны Центральной Азии, а там – выход на Южную и Восточную Азию, т.е. под контролем пространство от Турции до Японии).

У Турции очевидные политические и экономические интересы в Грузии и Азербайджане. За спиной Турции стоят США, которые стараются способствовать сближению этих трех стран. Для этих целей планируется даже создание структуры регионального политического и экономического сотрудничества, в которой лидирующая роль отводится Турции (“южный фланг НАТО”). Уже действует ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) – группировка внутри СНГ, Турция формально в нее не входит, но она “духовный отец” этой организации1.

В последнее время США пытаются включить и Армению в региональные экономические проекты, в частности в ГУУАМ, суля ей финансовую помощь и другие выгоды взамен отказа от пророссийской ориентировки.

Для Турции, Азербайджана и Грузии характерен согласованный курс в различных организациях, в частности в организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). Эти страны практически по всем международным и региональным проблемам выступают с единых позиций.

Турция заключила достаточно большое число договоров и соглашений экономических, финансовых, торговых, по линии энергетики, транспортировки углеводородного сырья, образования, культуры, здравоохранения, туризма и др. Намерена и дальше расширять свои связи.

Турция – это мост между Западом и Востоком.

Стратегическое партнерство Турции, Азербайджана и Грузии старательно рекламируется как единственно правильное и возможное. В связи с этим интересно будет рассмотреть реальное экономическое “наполнение” этого партнерства, постараться затронуть отношения Турции с Арменией. Наконец, выяснить взаимосвязь экономики с политикой в действиях турецкого руководства.

 

Взаимоотношения Турции и Азербайджана

Для Азербайджана Турция – образец для подражания в экономическом плане, в плане интегрированности в атлантические структуры.

Растет военное и военно-техническое сотрудничество двух стран. В азербайджанской армии работают турецкие специалисты, в Турции обучаются азербайджанские офицеры, Турция поставляет Азербайджану новейшие средства связи.

Между государствами подписано порядка 100 различных договоров, в том числе Договор о дружбе и партнерстве (1995 г.) и Декларация о стратегическом сотрудничестве (1997 г.)

О том, что турецкая модель развития – образец для подражания, Турция старается напомнить Азербайджану при каждом удобном случае на всех уровнях. Так, во время визита делегации турецких бизнесменов в Баку в марте 1999 г., те говорили, что принятие турецкой модели развития обязательно будет способствовать развитию азербайджанской экономики. В последние годы все больше и больше возрастает участие турецкого бизнеса, пользующегося покровительством своей страны, в народном хозяйстве Азербайджана. В основном это связано с разработкой месторождений нефти и газа и их транспортировкой на мировые рынки. Именно доходы от транзита нефти – основные гарантии турецких капиталовложений. Именно нефть и все, что с ней связано, представляет главный интерес турок. Ныне в стране действует порядка 1000 турецких фирм (работающие в них турки составляют 25% от всех работающих в Азербайджане иностранцев). Активна фирма AZERCELL, созданная при “активной помощи” турецкого гиганта на рынке сотовой связи TÜRKCELL. Глава AZERCELL – гражданин Турции (кстати, по количеству мобильных телефонов на душу населения Азербайджан занимает первое место в СНГ).

На Азербайджан вещает ряд турецких телеканалов – TGRT, TRT1, NT\/. Как говорят сами азербайджанцы, это помогло им лучше узнать и понимать турецкий язык. Некоторое время назад в Азербайджане перешли на латинскую графику письма взамен кириллицы. Это примеры культурной экспансии Турции в Азербайджан.

Объем двусторонней торговли в первом квартале 1998 г. вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. Турция – основной торговый партнер Азербайджана, на ее долю приходится 21% всей внешней торговли Азербайджана (объем товарооборота 356 млн. долл.)2. Инвестиции турецких фирм в азербайджанскую экономику с 1992 г. до начала 2001 г. достигли 1,5 млрд. долл.; 85% этой суммы вложены в отрасли, способные обеспечить быструю окупаемость затрат, – розничная и мелкооптовая торговля, бытовое обслуживание, строительно-подрядная деятельность и т.п. В Азербайджане регулярно проводятся ярмарки-выставки турецких товаров. Даже США и Великобритания более уверенно делают свои капиталовложения. Основной капитал, долгосрочный в Азербайджан из Турции не приходит. Азербайджанские дипломаты признаются, что не раз ставили перед Турцией вопрос о действительно серьезных инвестиционных проектах, кроме вложений в нефтяную отрасль (за исключением нее, практически все остальные отрасли не развиваются), но Турция не спешит выполнять эти пожелания. Между тем, это реальная необходимость для Азербайджана, так как пока превращения во “второй Кувейт” не произошло, все больше геополитических игр держав наблюдается вокруг Каспия.

Важную роль в Азербайджане играют турецкие строительные фирмы.

Даже компания “Кока-Кола” работает в Азербайджане через свой офис в Турции. Турецкий “Кочбанк” открылся в Азербайджане только два года назад.

Кредитованием турецких предпринимателей, работающих в Азербайджане и Грузии, поддержанием ряда инвестиционных проектов занимается “Эксимбанк”.

Интересно соотношение работающих в Азербайджане и в Турции соответственно турецких и азербайджанских фирм – 1000:40. Эти простые примеры показывают, насколько массированным является нашествие турецких бизнесменов на азербайджанский рынок, при том, что сам азербайджанский бизнес не готов к аналогичным шагам.

Турция не считается самым крупным импортером нефти Азербайджана, хотя существуют планы на крупные закупки ею азербайджанского газа.

“Азербайджанцы особенно разочаровались в протурецкой ориентации, так как вместо “братской” помощи из Турции в Азербайджан хлынули дешевые и некачественные товары, криминальные элементы. Турецкие бизнесмены сначала стали растаскивать природные богатства Азербайджана, затем прибрали к рукам дешевые трудовые ресурсы республики. Азербайджанская молодежь из-за безработицы за гроши выполняет черную работу в турецких компаниях. За короткое время у азербайджанцев любовь и уважение к туркам сменились гневом, презрением и ненавистью”3.

Взаимоотношения Турции и Грузии

Турция одной из первых признала новые независимые государства, возникшие после распада СССР. И негласно взяла на себя функции включения некоторых из них в мировую экономическую систему. Грузия – один из важнейших партнеров Турции в геополитическом плане. В экономическом плане скорее Турция нужна Грузии, чем наоборот, хотя Грузия также важна как рынок сбыта турецких товаров широкого потребления. Турция по товарообороту Грузии занимает второе место после России. Но все же Грузия интересует Турцию в основном как транзитная территория для каспийской нефти. Грузия же надеется на улучшение своего экономического положения с помощью Турции, на ее помощь в интеграции в североатлантические структуры. Расширяются военные и военно-технические связи (Турция недавно передала Грузии патрульные катера для охраны своих морских границ). Грузия представляет себе Турцию как некий баланс влиянию России в Закавказье, который сможет обеспечить независимость Грузии, хотя сама она все больше становится разменной картой в игре “великих”.

У Грузии нет общих национально-культурных судеб с Турцией, какие есть у Азербайджана. Это сковывает политику Турции в расширении контактов, хотя не делает ее менее настойчивой и целеустремленной. Между Турцией и Грузией подписано свыше 20 договоров и соглашений, в том числе Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедских отношениях, соглашения о сотрудничестве в военной области, по пограничным вопросам и др.

На сегодняшний день Грузия предоставляет Азербайджану наилучшие возможности энергоэкспорта на западные рынки в обход России. То же самое относится и к железнодорожным транспортным магистралям, ведущим к Черному морю и Турции. Грузия выигрывает экономически как страна-транзит и сокращает при этом свою энергозависимость от России.

Турция активна на грузинском рынке строительства, создания банковского сектора, страховых, торговых, транспортных и туристических фирм. В основном Турция поставляет Грузии продовольственные товары и строительные материалы. А Грузия Турции – сельскохозяйственные товары и сталепрокат. Общая стоимость экспорта Турции в Грузию, с января по июль 1998 г., например, составила порядка 98 млн. долл., а импорт Турции из Грузии за тот же период – порядка 50 млн. долл.4

В целом для поведения турецких фирм на грузинском рынке характерны те же черты, что и на азербайджанском: нежелание делать крупные инвестиции, стремление получить быструю прибыль. Инвестиции носят портфельный характер. Такое поведение наводит на мысль, что нет желания “надолго оставаться в этих странах”. И при любом серьезном изменении ситуации (для этого будет достаточно смены власти на более лояльную к Кремлю) турецкий предприниматель тут же побежит из страны.

Большое внимание уделяется совершенствованию железных дорог, особенно железной дороги Тбилиси-Карс, которая должна будет играть важную роль при транспортировке сырья с Каспийского моря. А грузинский порт Супса – важнейший перевалочный пункт проекта Баку-Джейхан. Трубопровод Баку-Супса, по мнению ряда исследователей, требует или серьезной доработки, или вообще строительства новой ветки, так как он вряд ли сможет справиться с ожидаемыми объемами перекачки нефти.

Весьма интересным обещает быть проект передачи электроэнергии из России в Грузию, а затем в Турцию.

Взаимоотношения Турции и Армении

С Арменией у Турции нет даже дипломатических отношений, закрыта сухопутная граница, налажено лишь воздушное сообщение. Изредка бывают контакты на высшем уровне, которые, впрочем, проходят в большинстве случаев при участии третьих стран (чаще всего США, ведь они понимают необходимость для Закавказья Армении). Во многом это обусловлено историческими причинами (геноцид армян – трагедия армянского народа, но Турция не хочет признавать этот факт), во многом – поддержкой позиции Азербайджана (тот более важен для Турции). Диалог между двумя странами идет, но идет очень трудно, и как правило его инициаторами бывают третьи страны5. Притом Армения придерживается пророссийской ориентации. Но эта блокада ударяет также больно и по Турции, ведь при отсутствии прямых экономических связей Турция теряет рынок сбыта. Несмотря на политическую удаленность стран, неофициальные экономические контакты все же имеют место. Существует неформальный реэкспорт турецких товаров в Армению через Иран и Грузию. Он составляет 120-150 млн. долл., если бы официальные отношения между Турцией и Арменией были налажены, то эту цифру можно было бы увеличить до 500 млн. долл. Вполне возможны в будущем шаги по улучшению отношений в свете проблемы транспортировки каспийской нефти, открытия рынков друг другу, хотя принципиальная привязка отношений с Арменией к решениям по Нагорному Карабаху сохранится. Наиболее вероятными движущими силами в этом направлении могут стать турецкие предприниматели и руководство США. Пока Турция и Азербайджан блокируют участие Армении в экономических проектах региона (трубо- и газопроводы).

***

Таким образом, налицо стремление Турции обеспечить себе подчас сиюминутную выгоду и играть главную роль в экономике Азербайджана и Грузии без серьезных (для этой цели) инвестиций, опираясь часто только на декларации вечной дружбы и популистские заявления типа “Одна нация – два государства”. Притом даже в нефтяной области турецкие нефтяные компании не играют главную роль. Места, которые они должны по логике занимать, отданы США и Великобритании. Даже участие российских компаний в нефтяных разработках подчас выше, чем турецких. Это порождает подозрение, что Турция всего лишь “агент” западных стран, который использует свою близость к Азербайджану и Грузии для достижения целей мировых держав, популяризации западных структур и подчинения политики Азербайджана и Грузии нуждам все тех же мировых держав, попутно решая свои экономические интересы, связанные с обеспечением сбыта своего ширпотреба. Играть бόльшую роль в тех отраслях, где крутятся большие деньги (нефть и газ), Турции не позволят “так горячо любимые ею” союзники.

Прежде всего Турция заинтересована в обеспечении своего доступа к богатой ресурсной базе Каспийского региона. Не менее этого она стремится добиться прохождения через собственную территорию основных маршрутов трубопроводов для транспортировки каспийских энергетических ресурсов на мировые рынки, что дает не только существенные экономические, но и политические дивиденды, учитывая внешнеполитическую стратегию Турции, направленную на усиление своего влияния в Закавказье и Центральной Азии.

Нельзя не согласиться с тем, что в азербайджанских нефтяных месторождениях больше политики, чем “черного золота”, прибыли от которого “должны поднять экономику страны”6.

Важную роль в том, что Грузия и Азербайджан являются союзниками Турции в Закавказье, сыграло то, что ее лидеры (Э.Шеварднадзе и Г.Алиев) придерживаются принципа наибольшей самостоятельности от России.

1 См.: Турция между Европой и Азией. – М., 2001.

2 www/foregntrade/gov/tr

3 Независимая газета. 22.09.1999.

4 См.: Материалы Министерства внешней торговли Турции. Анкара, 2000.

5 См.: Мурадян И. Геоэкономические интересы и коммуникационные проекты Кавказско-каспийского региона. Ереван, 1998.

6 Независимая газета. 22.09.1999.

 


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|