БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

ВОСТОКОВЕДНЫЙ СБОРНИК (выпуск второй). М., 2001, 374 стр.
Стр. 40-56

Аль-Амри Саид Сальман

РОЛЬ САУДОВСКОЙ АРАВИИ В ХОДЕ КРИЗИСА
В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ (1990-1991 гг.)


Формируя свою позицию в отношении кризиса, руководство Королевства Саудовская Аравия исходило из последовательных принципов своей политики как на арабской, так и на международной арене – принципов, заложенных основателем королевства Абдель Азизом Аль-Саудом, которые сводятся к следующему: забота о единстве рядов арабов, урегулирование проблем между арабскими странами в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ) и в целом в рамках арабского мира, неприятие вмешательства иностранных сил в межарабские дела, поддержание независимости королевства и стран Персидского залива, недопущение того, чтобы межарабские споры использовались какой-либо третьей стороной в своих интересах Rambler's Top100

Король Абдель Азиз сумел объединить свою страну накануне Первой мировой войны, затем укрепил безопасность и стабильность созданного им королевства. В дальнейшем он содействовал прививанию в стране норм современной цивилизации вопреки сопротивлению консервативных сил, понимая, сколь важно существование в Аравии сильного государства, миссия которого состоит в том, чтобы стать центром исламской религии и оплотом арабской нации. Политико-административные и социально-экономические реформы, начатые при короле Абдель Азизе, были продолжены после его смерти его преемниками, создавшими государство, которое имеет крупный политический вес в зоне Залива и в регионе Ближнего Востока в целом.

Ситуация в Заливе накалилась из-за разногласий между руководством Ирака и Кувейта после созыва чрезвычайного межарабского совещания в верхах в Багдаде 28 мая 1990 г. Саудовская Аравия расценила это совещание, в котором приняли участие все арабские государства, кроме Сирии и Ливана, и которое получило название “саммит арабской национальной безопасности”, как начало новой страницы в отношениях между арабскими странами. В итоговом коммюнике совещания говорилось, что все арабские страны несут коллективную ответственность за арабскую национальную безопасность. В решениях совещания явно прочитывался проиракский подтекст. Однако Ирак сам ополчился против поддержанных им решений саммита. Не прошло и двух месяцев, как 15 июля 1990 г. Ирак направил в ЛАГ меморандум, в котором обвинил Кувейт и ОАЭ в намеренном подрыве экономики Ирака посредством наращивания объемов нефтедобычи, приведшего к снижению цен на нефть. Вслед за этим Ирак и Кувейт обменялись обвинениями в форме меморандумов, направленных в ЛАГ.

Никто в Саудовской Аравии и других странах Залива не предполагал, что Ирак после обострения ситуации в регионе пойдет на оккупацию Кувейта и попытается поставить под свой контроль месторождения нефти в Заливе. Багдад потребовал аннулирования своих долгов Кувейту, достигавших 12 млрд. долл., и выплаты Ираку компенсации за то, что Кувейт якобы извлек из месторождений Северной Румейлы нефти на 2,4 млрд. долл., а также уплаты Ираку 10 млрд. долл. на преодоление финансового кризиса, ставшего следствием войны с Ираном. Кувейт ответил на это обещанием рассмотреть вопрос об аннулировании долгов, однако отказался обсуждать тему компенсаций, напомнив Багдаду, что значительная часть кувейтских и саудовских доходов от нефти безвозмездно передавалась Ираку, чтобы помочь ему в войне с Ираном; кроме того, финансовое положение Кувейта не позволяет ему выплатить более 500 млн. долл. в течение трех лет. Этот ответ вызвал ярость в Багдаде, который начал резко угрожать Кувейту и ОАЭ.

В этой непростой обстановке саудовское руководство, внимательно следившее за ходом событий и изучившее все возможные варианты их развития, решило вмешаться, чтобы воспрепятствовать столкновению между сторонами, тем более что Ирак начал концентрировать войска вдоль своей южной границы. Попечитель двух Священных Мечетей король Фахд бен Абдель Азиз поручил наследнику престола принцу Абдалле бен Абдель Азизу выступить с посреднической миссией и попытаться изыскать взаимоприемлемое решение. 31 июля 1990 г. в Джидде состоялось совещание с участием премьер-министра Кувейта шейха Саада аль-Абдаллаха ас-Сабаха, вице-президента Ирака Иззета Ибрахима и принца Абдаллы ибн Абдель Азиза. Однако совещание закончилось неудачей, еще не начавшись, так как Иззет Ибрахим в ультимативной форме заявил, что Кувейт должен безусловно выполнить иракские требования. Совещание в Джидде было охарактеризовано как “протокольное”. Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал так прокомментировал это: “Если совещание протокольное, то зачем его вообще проводить?”.

Затем Иззет Ибрахим предложил провести другое совещание в Багдаде 6 августа 1990 г., однако оно не состоялось из-за вторжения иракских войск в Кувейт.

Угрозы Саддама Хусейна были сочтены обманными. Его методы вымогательства были хорошо известны. До этого – как во время ирано-иракской войны, так и после нее – он часто вымогал крупные средства у государств Залива, поэтому обвинения в адрес Кувейта и ОАЭ были расценены как очередная попытка вымогательства. Страны Залива надеялись купить молчание Саддама за деньги, чтобы в регионе вновь воцарился покой, пока в Ираке не случится очередной финансовый кризис1.

Король Фахд вместе с президентом Египта Хосни Мубараком делали все, чтобы загасить фитиль кризиса. Они то обращались к обеим сторонам с призывом проявить сдержанность и хладнокровие, то пытались закулисно посредничать между ними. После консультаций с королем Фахдом египетский президент предложил кувейтянам и иракцам провести примирительное совещание в Джидде под эгидой саудовского монарха. Как нам представляется, Х.Мубарак одновременно посоветовал Кувейту занять более гибкую позицию. Еще одна попытка умиротворить Ирак была предпринята на совещании стран-членов ОПЕК, состоявшемся в Женеве 26-27 июля 1990 г. Совещание приняло решение повысить цены на нефть на три доллара за баррель, т.е. до 21 долл., с целью смягчения последствий финансового кризиса в Ираке2.

Саудовское руководство осознавало угрозу для своей территории и суверенитета и для всей зоны Залива. После войны с Ираном иракская армия оказалась сильнейшей армией этого региона. Как показали события, эти опасения были не напрасными. Овладев Кувейтом, иракские войска продолжили движение в направлении саудовской территории и попытались захватить отдельные ее участки на востоке королевства. В частности, им удалось войти в саудовский город Эль-Хафджи. 9 августа 1990 г. король Фахд выступил с обращением к нации, в котором рассказал о прискорбном развитии событий в зоне Залива, об угрозе, стоящей перед арабской нацией в этой чрезвычайной ситуации, о позици Саудовской Аравии в отношении этой угрозы. В обращении, в частности, говорилось: “Вам, конечно же, известно, что правительство Королевства Саудовская Аравия прилагало все возможные усилия, осуществляло контакты с правительствами Иракской Республики и Государства Кувейт, чтобы погасить возникший конфликт между двумя странами. Наши братья, короли и президенты арабских государств, со своей стороны, приложили все усилия для того, чтобы погасить конфликт между двумя странами. Эти благие усилия были предприняты нашими братьями исходя из всеобщей веры в единство арабской нации, в стремлении укрепить ее солидарность и сотрудничество во всех делах, служащих решению ее судьбоносных проблем. Однако, к великому сожалению, события приняли оборот, противоположный нашим устремлениям, противоположный чаяниям мусульманской уммы, арабской нации и всех миролюбивых государств”.

Попечитель двух Священных Мечетей от имени королевства выразил осуждение агрессии против братского соседнего Кувейта, заявил о неприятии всех последовавших за агрессией актов, касающихся присоединения Кувейта к Ираку. Король Фахд также потребовал восстановления статуса Кувейта, существовавшего до иракского вторжения, и возвращения правящей семьи и правительства во главе с эмиром Кувейта шейхом Джабером аль-Ахмедом ас-Сабахом.

“Вслед за этими тяжелыми событиями, – продолжал далее король, – иракские войска в большом числе были сосредоточены на границе с Королевством Саудовская Аравия. Перед лицом этой горькой реальности, заботясь о безопасности своей территории, защищая свои жизненные экономические права, желая укрепить свой оборонительный потенциал и повысить уровень подготовки своих вооруженных сил, стремясь направить события в русло мира и отказа от применения силы для разрешения споров, Саудовская Аравия высказала пожелание, чтобы братские арабские войска и войска других дружественных государств приняли участие в урегулировании ситуации. Правительства Соединенных Штатов Америки, Великобритании и ряда других стран, поддерживающих дружественные отношения с Королевством Саудовская Аравия, выступили с инициативой отправки своих воздушных и сухопутных сил для оказания помощи саудовским вооруженным силам в выполнении их долга по защите Родины и соотечественников от любой агрессии. При этом безусловно подтверждается, что данная мера не направлена против кого бы то ни было и предпринята в чисто оборонительных целях, диктуемых современными условиями”. Король Фахд подчеркнул, что иностранные войска присутствуют на территории Саудовской Аравии лишь временно и покинут ее сразу же, как только обстоятельства изменятся и его страна выскажет соответствующее желание.

Решительная позиция Саудовской Аравии в отношении вторжения в Кувейт и планирования нападения на ее территорию заставила иракский режим приостановить экспансию. Эта позиция стала отражением прочности саудовского тыла, сплоченности народа вокруг своего руководства в трудных условиях. Тысячи саудовцев записывались добровольцами, желая защитить родину. Когда иракские ракеты “скад” стали падать на восточные, северные и центральные районы королевства, это не повлияло на психологический настрой его подданных, на их решимость дать отпор агрессору. Надо подчеркнуть, что в это трудное время Саудовская Аравия получила полную поддержку со стороны других стран, особенно мусульманских. Багдадская пропаганда относительно присутствия иностранных войск на священных территориях ислама не возымела действия. Как известно, иностранцам-немусульманам не разрешается ступать на эти территории. С другой стороны, ответственность за прибытие иностранных войск в государства Залива лежит на самом Ираке. При этом саудовские улемы подтвердили, что в случае необходимости позволительно, чтобы иностранные войска оказывали содействие саудовским вооруженным силам, поскольку это не противоречит принципу защиты независимости и территориальной целостности королевства, если оно подвергается угрозе.

Выступая перед редакторами египетских газет 11 августа 1990 г., попечитель двух Священных Мечетей подчеркнул, что решение, с которым согласны все арабы, состоит в выводе иракских войск из Кувейта и возвращении эмирату его прежнего статуса. “Я не думаю, что причиной того, что произошло, стали какие-либо требования, – сказал король. – Мне хотелось, чтобы иракский президент Саддам Хусейн связался со мной или с президентом Хосни Мубараком, с которым его связывает прочная близкая дружба, чтобы изыскать взаимоприемлемые решения”. По поводу синхронного вывода иракских и иностранных войск король Фахд сказал: “Вначале мы должны знать, готов ли Ирак к выводу своих войск? Мы не хотим ни на кого нападать. Я ручаюсь, что наше государство ни на кого не нападет, если само не подвергнется нападению”3.

Было очевидно, что даже после прибытия иностранных войск саудовское руководство склонялось к урегулированию проблемы без войны и кровопролития. Однако Саддам Хусейн готовился к войне, хотя и знал, что коалиционные силы, костяк которых составляли подразделения США, превосходят иракскую армию по всем материальным и моральным параметрам. Ведь эти силы прибыли в регион, чтобы помочь жертве агрессии, а вооружены они были новейшими образцами военной техники НАТО. Специальный представитель президента СССР Евгений Примаков предупреждал иракского руководителя: “Если вы не выведете свои войска из Кувейта, по вам будет нанесен удар. Вам, конечно, известно, что цель моего визита к вам состоит не в запугивании. Но я должен вам сказать, что у вас нет другого выхода, кроме вывода войск”. Реакция иракского президента на эти слова была неадекватной. Он сказал, что в случае начала войны он использует все имеющиеся у него средства и распространит пламя войны на другие страны, в частности на Израиль. “Я реалист, – признался далее Саддам Хусейн, – и думаю, что войска можно было бы вывести. Однако я не могу сделать этого, если вывод не будет сопряжен с решением других проблем региона”4. Подобные высказывания отражают образ мышления иракских руководителей в то время, когда события развивались стремительно.

В этих условиях Саудовская Аравия должна была предпринять шаги по ограждению своей безопасности, освобождению Кувейта и обеспечению гарантий безопасности зоны Залива в целом. При этом саудовские руководители были уверены в провале экспансионистских планов иракского режима в условиях его изоляции в региональном и международном масштабах и неустойчивости внутреннего положения в Ираке, которая была подтверждена последующими событиями, когда на севере и юге страны вспыхнули выступления против режима.

Поэтому с первых же дней после иракского вторжения министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал призвал вывести войска агрессора из Кувейта и восстановить законность в этой арабской стране. На пресс-конференции в Джидде, состоявшейся 9 августа 1990 г., саудовский министр сказал: “Рана глубока и катастрофа очень серьезна. Мы, сыны арабской нации, взывали ко всему миру, указывая на изгнанников из Палестины. Сегодня мы видим во всех уголках планеты других арабских изгнанников, чья собственность похищена, чье достоинство попрано. В этом – трагедия нашей арабской нации, в этом – катастрофа арабского мира”5. Сауд аль-Фейсал призвал решать межарабские проблемы в рамках арабского мира, на основании Устава ЛАГ, прямо запрещающего всякую агрессию против любой из арабских стран.

Сплоченность саудовского народа и руководства в ту тяжелую минуту проявилась в заявлениях, с которыми выступили саудовские должностные лица и общественные организации, требуя вывода войск агрессора из Кувейта и предупреждая, что всякий, кто посягнет хоть на пядь территории королевства, не останется безнаказанным.

Так, посол Саудовской Аравии в Вашингтоне принц Бандар бен Султан заявил, что его страна не хочет вступать в конфронтацию с кем бы то ни было, что в свое время его страна подписала договор о ненападении с Ираком, однако она не верит заверениям иракского руководства, сконцентрировавшего на саудовской границе свыше 100 тыс. солдат. Тем более, что Саддам Хусейн обещал королю Фахду, иорданскому королю Хусейну, президенту Египта Х.Мубараку и президенту СССР М.Горбачеву не нападать на Кувейт всего лишь за несколько часов до его оккупации. Посол выразил глубокое сожаление по поводу поведения Ирака, которому Саудовская Аравия предоставила колоссальную финансовую помощь для приобретения оружия, причем никто не предполагал, что это оружие будет повернуто против Кувейта и станет угрожать Саудовской Аравии.

Относительно присутствия иностранных войск на саудовской территории принц Бандар бен Султан заявил, что королевство попросило направить арабские и иностранные войска, чтобы помочь ему противостоять иракским угрозам, и что эти войска покинут свои позиции либо по просьбе Саудовской Аравии, либо когда их миссия будет выполнена6.

Справедливость этих слов подтвердилась в дальнейшем, когда войска международной коалиции, выполнив задачу освобождения Кувейта и отпора агрессии, действительно покинули саудовскую территорию. Руководство Саудовской Аравии хорошо понимает, насколько щепетильным для саудовского общества является вопрос об иностранном присутствии на территории страны. Как известно, в свое время король Абдель Азиз сразу же после объединения аравийских земель аннулировал все подписанные администрацией Хиджаза соглашения, касающиеся присутствия иностранных войск на территории страны. Вместе с тем все саудовские руководители осознавали опасности, которые угрожают государству, занимающему стратегически важное положение и богатому нефтяными ресурсами, и всегда предусматривали вероятность обращения в случае необходимости к дружественным странам за военной помощью. Роль иностранных войск в ходе кризиса в Заливе была чисто оборонительной, а не наступательной. Королевство заботилось о своей безопасности, о безопасности своего народа, которую оно ставит превыше всяких других соображений. Политика сменявших друг друга саудовских правительств наглядно свидетельствует, что их цель состояла не в том, чтобы сформировать те или иные блоки или обеспечить сферы влияния. Руководство королевства всегда отказывалось присоединяться к многочисленным блокам, возникавшим на Ближнем Востоке в эпоху “холодной войны”, но в то же время решительно противодействовало всем внутренним и внешним попыткам подорвать стабильность страны и осуществить государственный переворот и доказало свою способность защитить устои государства.

Саудовское руководство мобилизовало общество на защиту целостности и безопасности страны. Министр внутренних дел королевства и председатель Высшего совета по вопросам информации принц Наиф бен Абдель Азиз провел в Джидде встречу с литераторами и представителями творческой интеллигенции, чтобы обменяться мнениями по поводу той тяжелой ситуации, в которой оказалась арабская нация после оккупации Ираком Кувейта. “Между соседними странами могут время от времени возникать разногласия, – сказал принц Наиф. – Однако всегда, даже тогда, когда речь идет о пограничных спорах, есть такое средство, как переговоры. Никто никогда не думал, что дело дойдет до вторжения и полного захвата другой страны с помощью военной силы, оккупации и изгнания народа”7. Принц Наиф подчеркнул, что потенциал любого арабского государства должен ставиться на службу общенациональным задачам арабов, а не использоваться для агрессии против братской страны. При этом надо учитывать, что в период ирано-иракской войны Кувейт представлял собой по сути стратегический тыл Ирака, используя свои порты для его поддержки и предоставляя ему финансовую помощь.

Принц Наиф сообщил, что в центры по военной подготовке и мобилизации направлены распоряжения о приеме молодых людей соответственно уровню их подготовки и образования; что касается вопроса о мобилизации добровольцев, то он изучается соответствующими военными инстанциями. Открытие центров по приему добровольцев вызвало патриотический энтузиазм. Молодые саудовцы высказывали готовность отдать свои жизни за родину, особенно после того как саудовские гражданские объекты были обстреляны иракскими ракетами. Исламские организации королевства выступили на стороне руководства страны и с первых же минут кризиса осудили иракское вторжение в Кувейт и угрозы в адрес Саудовской Аравии. Так, Высший совет улемов Саудовской Аравии выступил с заявлением, в котором говорилось: “Шариатское суждение по данному вопросу необходимо. Улемы должны разъяснить положение нашему народу и народам других стран. В связи с этим Высший совет улемов провел специальное заседание, чтобы издать настоящее заявление. Следует защищать нацию всеми имеющимися средствами. Долг ее руководителей состоит в использовании любых средств для того, чтобы противодействовать угрозе, не допустить распространения зла, обеспечить людям неприкосновенность их религии, имущества, чести, жизни и здоровья, защитить безопасность и стабильность”8.

Муфтий Абдель Азиз бен Баз, Верховный председатель управлений по научным исследованиям, изданию фетв, исламской пропаганде и ориентации, выступил с заявлением, в котором осудил президента Ирака за вторжение на территорию братского арабского государства, т.е. возложил на Саддама Хусейна всю ответственность за события в Кувейте. Шейх Абдель Азиз бен Баз подчеркнул, что “проблемы между соседями, между племенами и между государствами решаются не с помощью притеснения и агрессии, а мирными средствами, путем вынесения шариатских суждений. Что касается их решения путем притеснения, несправедливости, применения оружия, убийства невинных людей, разграбления имущества и тому подобных порочных средств, то такое решение отвергается и шариатом, и международным правом, и людским обычаем; оно противоречит как международным нормам и соглашениям, так и Пречистому Закону Аллаха”9.

Таким образом, Саудовская Аравия заняла взвешенную позицию в отношении кризиса, несмотря на всю ту опасность, которую он нес в себе для безопасности королевства и интересов ее народа. Подобный подход к самым различным политическим и иным событиям характерен для Саудовской Аравии со времени ее образования. Так, в частности, было во время Тройственной агрессии против Египта в 1956 г., во время многочисленных переворотов в Сирии, Ираке, Йемене и Иране. Как известно, хомейнистское руководство Ирана попыталось экспортировать “исламскую революцию” в соседние страны, что послужило одной из причин ирано-иракской войны и вызвало локальные беспорядки в Бахрейне и Саудовской Аравии. Однако даже в этих условиях Эр-Рияд не отказался от проведения диалога и обмена мнениями по поводу урегулирования проблем с Ираном как мусульманской страной, связанной с Аравией давними историческими узами.

Руководство Саудовской Аравии поддержало идею созыва экстренного межарабского совещания в верхах 10 августа 1990 г. для обмена мнениями о сложившейся в Заливе ситуации.

2-3 августа Совет ЛАГ собрался на чрезвычайное заседание, чтобы обсудить жалобу Кувейта на Ирак. Генеральный секретарь ЛАГ Шадли Клиби сообщил, что Совет обсудил вопрос об экстренном созыве межарабского саммита для рассмотрения опасной ситуации в Заливе. Совет министров иностранных дел при Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) также провел 3 августа в Каире экстренное заседание под председательством оманского министра Юсефа бен Алави бен Абдаллаха, чтобы обсудить ситуацию, порожденную иракской агрессией против Кувейта, и ее возможные последствия. Собравшиеся также обсудили вопрос о созыве межарабского саммита. 4 августа министры иностранных дел мусульманских государств собрались на свою 19-ю конференцию в Каире.

Чрезвычайное межарабское совещание в верхах приняло заявление, оглашенное министром иностранных дел Египта Амром Мусой вечером 10 августа. В заявлении осуждалось иракское вторжение в Кувейт и подтверждалась приверженность резолюциям Совета Безопасности ООН 660, 661 и 662, отражающим международную законность. Заявление требовало от Ирака незамедлительно отвести свои войска на позиции, занимавшиеся ими на 1 августа 1990 г., осуждало угрозы, с которыми Ирак выступил против арабских государств Залива, и сосредоточение иракских войск на границе с Саудовской Аравией. В заявлении саммита высказывалась безусловная солидарность с Саудовской Аравией и другими странами Залива и поддержка оборонительных мер, предпринятых этими государствами в соответствии с положением ст. 2 Договора о совместной обороне и экономическом сотрудничестве между членами ЛАГ, ст. 51 Устава ООН и резолюции Совета Безопасности 661 от 6 августа 1990 г. В заявлении поддерживалась просьба Саудовской Аравии и других стран Залива о направлении в зону конфликта арабских войск для защиты их безопасности и территориальной целостности от любой внешней агрессии.

В то же время чрезвычайный саммит продемонстрировал отсутствие единства между арабскими странами в оценке иракского вторжения в Кувейт. Так, Оман, Ирак, Марокко, Мавритания и Сомали прислали лишь делегации представителей (не на высшем уровне), а Тунис, президент которого Зейн аль-Абидин бен Али отговорился занятостью внутренними проблемами, вовсе не принял участия в совещании. Палестинское руководство, по сути, заняло проиракскую позицию. По-видимому, некоторые бедные арабские страны поверили посулам Багдада предоставить им крупную финансовую помощь в случае, если они закроют глаза на вторжение в Кувейт. Определенными колебаниями отличалась и позиция Иордании в силу наличия крупных интересов этой страны в Ираке. Однако иорданский король Хусейн ограничился на каирском саммите высказыванием ряда оговорок, что было связано с нарастанием движения в поддержку Ирака в Иордании под руководством исламистских организаций, призвавших к “джихаду против американцев, которые хотят колонизовать Залив”10. Впоследствии, когда иракские войска не выстояли под натиском сил международной коалиции, позиция короля Хусейна окончательно переменилась; он призвал Саддама Хусейна отказаться от власти, уступив ее демократическим силам внутри страны.

В ходе второго дня саммита президент Египта Х.Мубарак заявил об отсутствии надежды на мирное урегулирование кризиса, вызванного иракским вторжением в Кувейт. Х.Мубарак отказался ехать в Багдад в составе посреднической делегации, поскольку, по его словам, результат был ему известен заранее. Египетский президент подчеркнул, что решения межарабского совещания в верхах не свидетельствуют о расколе в арабском мире, так как решения любого саммита не обязательно принимаются консенсусом. Х.Мубарак отверг призыв короля Хусейна посетить Ирак после захвата Кувейта и сказал иорданскому монарху в ходе встречи с ним в Александрии буквально следующее: “С этих пор ноги моей не будет в Ираке, потому что президент Саддам Хусейн лишился доверия руководства и народа Египта, заведя нас в тупик и желая выставить Египет на посмешище всему миру”11.

С другой стороны, бригадный генерал Мухаммед Али Биляль, председатель рабочей группы, руководившей переброской египетских войск в Саудовскую Аравию, заявил, что его миссия осуществляется во исполнение шестого пункта заключительного коммюнике каирского саммита, в котором говорится об удовлетворении просьбы Саудовской Аравии и других государств Залива о направлении туда межарабских сил для оказания поддержки саудовским вооруженным силам и защиты их территории от любого посягательства извне. В интервью саудовскому телевидению генерал Биляль уточнил, что Египет предоставляет в распоряжение Саудовской Аравии, по согласованию с саудовским военным командованием, все необходимое ему с точки зрения численного и качественного состава войск12.

Позиция Сирии, также направившей свои войска в Саудовскую Аравию, была аналогична египетской. Сирия отказалась считаться с результатами иракского вторжения в Кувейт. Как выразился президент Хафез Асад, “очень опасно, когда расхождения во мнениях разрешаются силой, так как подобные методы вынудят арабский мир, да и весь остальной мир, жить по “закону джунглей” и приведут к разрушительным последствиям”. В беседе с корреспондентом египетской газеты “Аль-Ахбар” Х.Асад заявил, что общенациональное дело должно стоять выше любых межарабских противоречий и что конфликты между арабами ведут к затушевыванию главной опасности, исходящей от Израиля. Таким образом, иракское вторжение в Кувейт есть не что иное, как бессмысленное распыление арабского потенциала и неправильное использование возможностей. Кроме того, вторжение завело арабов в новый тупик, что может иметь весьма и весьма опасные последствия.

Марокко осудило иракское вторжение и солидаризовалось с Кувейтом и Саудовской Аравией. Король Хасан II одобрил приглашение арабских и иностранных войск в Саудовскую Аравию, сказав: “Если речь идет о защите моей страны, то все средства хороши”. Марокканский монарх упомянул, что за три дня до вторжения в Рабат приехал иракский министр, который сказал, что иракцы не собираются нападать на Кувейт, а лишь просят, чтобы Марокко выступило с посреднической миссией, убедив кувейтян, что худой мир лучше доброй ссоры. “При этом известно, – добавил Хасан II, – что приготовления к вторжению заняли не менее 15 дней, и если кто-то здесь оскорблен, то это, конечно же, я”13.

Что касается руководства Йемена, то оно с самого начала кризиса заняло позицию в поддержку Ирака, хотя она и не была явной. Эта позиция завела йеменское руководство в тупик, аналогичный тому, в котором оказались король Хусейн и палестинский лидер Ясир Арафат, не осудившие иракскую агрессию против Кувейта. Вместе с тем эта позиция осложнила и без того непростые саудовско-йеменские отношения, омраченные пограничной проблемой, в результате чего Саудовская Аравия была вынуждена разместить часть своих воинских контингентов на южных границах страны. Позиция Саны в отношении кризиса в Заливе, развязывание громкой пропагандистской кампании против Саудовской Аравии, в ходе которой королевство обвинялось в приглашении на свою территорию войск международной коалиции, которые, как утверждалось в йеменской прессе, будут дислоцированы там на постоянной основе, – все это породило нездоровую атмосферу среди многочисленной йеменской диаспоры в Саудовской Аравии. Второй человек в Йеменской Республике Али Салем аль-Бейд упомянул, что около 350 тыс. йеменцев, работавших в Саудовской Аравии, были вынуждены покинуть ее из-за плохого обращения со стороны саудовских должностных лиц и военных. В то же время 9 октября 1990 г. Саудовское информационное агентство сообщило со ссылкой на высокопоставленный саудовский источник, что власти королевства не депортировали из страны ни одного йеменского гражданина и не посягали на их имущество. В интервью “Нью-Йорк Таймс”, опубликованном 26 октября 1990 г., йеменский президент Али Абдалла Салех заявил, что Саудовская Аравия “пытается дестабилизировать обстановку в его стране” и подорвать позиции ее руководства, уже вынудив более чем миллион из двух миллионов йеменцев, проживавших в Саудовской Аравии, покинуть ее. Вместе с тем Али Абдалла Салех заявил, что Саддам Хусейн – это “выдающийся арабский лидер”14.

Проиракскую позицию йеменского руководства можно объяснить обострением внутренней ситуации в Йемене после объединения северной и южной частей страны и ввиду экономических трудностей. Руководители Йемена пытались найти средство, которое помогло бы им преодолеть внутренний кризис и получить из любого источника ресурсы, при помощи которых можно было бы приглушить внутреннее недовольство, вызванное снижением жизненного уровня. Кроме того, существование пограничных проблем между Йеменом и Саудовской Аравией порождало у определенных сил в Йемене надежды на то, что иракским вторжением в Кувейт можно будет воспользоваться для перекройки политической карты Аравии, присоединив к Йемену саудовские районы Асир, Наджран и Джизан, а также оманский Хадрамаут. Однако эти замыслы провалились после того, как иракский режим был принужден к уходу из Кувейта.

В целом длительная история саудовско-йеменских отношений знала немало приливов и отливов. После падения йеменского имамата в 1962 г. и вступления египетских войск на территорию Йемена с целью поддержки республиканского режима во главе с Абдаллой ас-Салялем имели место действия, направленные на дестабилизацию обстановки в южных районах Саудовской Аравии. Однако после признания королевством Йеменской Арабской Республики в 1970 г. появились первые признаки стабилизации в Йемене и улучшения саудовско-йеменских отношений. Саудовское руководство проявило готовность поддержать проекты социально-экономического развития в Северном Йемене, создав саудовско-йеменский Координационный совет, существующий и поныне и ведающий финансированием многочисленных важных объектов в Йемене. Кувейт и ОАЭ также внесли свой вклад в обеспечение экономического подъема в Йемене, надеясь, что это будет способствовать упрочению стабильности в этой стране15.

После воссоедиения двух йеменских государств 26 мая 1990 г. объединенная республика объективно вступила в новую историческую фазу, требующую укрепления внутреннего и международного положения государства. Любое йеменское руководство, находящееся у власти, должно было улаживать проблемы с внутренней оппозицией, существовавшей в силу различия уровней развития на Севере и на Юге и неоднородности экономического положения в разных районах страны, а также стремиться навязать свою идеологию всем остальным силам. Президенту Али Абдалле Салеху это в определенной степени удалось, однако он своевременно не принял во внимание ситуацию в арабском мире и на международной арене, поверив саддамовским посулам предоставить Йемену крупную финансовую помощь после урегулирования проблем с Кувейтом. Впоследствии йеменский президент сам признался, что ошибся в оценке событий августа 1990 г. В интервью кувейтской газете “Ас-Сияса” он призвал забыть о прошлом и открыть новую страницу в межарабских отношениях, в частности в отношениях между братскими странами Аравии и Залива. В то же время он отметил, что Йемен не имел никакого отношения к вторжению в Кувейт16. Йеменский президент лично ездил в Багдад, Джидду и Каир, согласовывая возможные пути урегулирования проблемы. По словам А.Салеха, “мы понимали наших кувейтских братьев; их позицию в отношении Йемена можно было оправдать. Их страна подверглась оккупации, и они вправе были переживать и возмущаться. Мы сказали себе: не будем никого упрекать, пока страсти не улягутся... Мы стремились к тому, чтобы принять более сильное общеарабское решение вместо раскола между арабами. Мы полагали, что поездка делегации арабских руководителей в Багдад с целью убедить его вывести войска могла бы привести к формулированию единой общеарабской позиции. Мы неоднократно пытались связаться с иракскими братьями, направили к ним не одну делегацию”. Целый ряд высокопоставленных должностных лиц Йемена побывал в Ираке, “чтобы убедить иракцев в том, что в регионе начинается иностранное присутствие, что регион вступает в полосу испытаний, последствия которых скажутся на всех нас. Мы посоветовали им вывести войска, они же ответили нам, что само обсуждение идеи вывода является кощунственным... Против Йемена была развернута несправедливая кампания. Йеменская позиция была искажена. Дело дошло до утверждений о том, что у Йемена иракская армия, иракские ракеты, самолеты и танки... Лишь позже выяснилось, что подобные сообщения были абсолютно беспочвенными”17. Президент А.Салех подчеркнул, что его страна не имеет территориальных претензий ни к кому из соседей, включая Саудовскую Аравию.

Спустя 10 лет после кризиса в Заливе Королевство Саудовская Аравия и Йеменская Республика пришли к соглашению о полной демаркации сухопутных и морских границ, подписав в марте 2000 г. Договор о границах. При этом надо отметить, что саудовская и йеменская стороны обсуждали давнюю пограничную проблему спокойно и в духе братства, так что у некоторых возникли вопросы о том, в чем же состояли причины разногласий, сохранявшихся на протяжении десятилетий и доставивших столько бед и невзгод жителям приграничных районов. Очевидно, что добиться этого соглашения удалось благодаря изменению политической ситуации и экономических интересов в регионе. Попутно заметим, что на протяжении последних лет Саудовская Аравия столь же успешно решала свои пограничные проблемы с Ираком, Кувейтом и ОАЭ.

Саудовская Аравия
и иностранное военное присутствие в зоне Залива

Из истории известно, что с момента своего основания Саудовская Аравия возражала против любого иностранного присутствия на своей территории. Когда в начале XX в. все арабские страны превратились в колонии или протектораты Великобритании, Франции и Италии, саудовское государство сохранило свою независимость. В этом сыграло свою роль дипломатическое искусство короля Абдель Азиза, благодаря которому Саудовская Аравия избежала участи, постигшей другие арабские страны. После прибытия в зону Залива войск международной коалиции для участия в операции “Буря в пустыне” Ирак поднял большую шумиху вокруг иностранного военного присутствия, не указывая при этом, естественно, на причины этого присутствия. Если обратиться к материалам саммитов стран Залива, то мы увидим, что ни одно из государств этой зоны не приветствовало иностранного военного присутствия на своей территории, а если порой отдельные страны и прибегали к иностранной помощи, то только ввиду угроз своему суверенитету, исходивших то от Ирана, то от Ирака. Как известно, западные державы, имеющие крупные экономические интересы в регионе, хотели бы защищать эти интересы. Однако оборона Залива целиком и полностью остается делом самих государств этой зоны, и ситуация зависит лишь от событий в регионе.

В разгар ирано-иракской войны, когда Кувейт подвергся “ударам возмездия” со стороны Ирана за свою поддержку Ирака, руководство эмирата не попросило прислать какие бы то ни было иностранные войска.

Объединенные вооруженные силы “Щит полуострова”, включающие в свой состав контингент всех шести государств ССАГПЗ, были сформированы в целях подготовки личного состава и проведения учений для обеспечения готовности к обороне Залива в случае возникновения какой-либо угрозы. Правда, надо признать, что пока эти силы не развились до уровня, соответствующего ожиданиям народов региона. Ко времени формирования этих сил никому не приходило в голову, что угроза может исходить от арабской страны, что Ирак может посеять смерть и разрушения на земле Кувейта. Объединенные вооруженные силы ССАГПЗ шли в авангарде войск коалиции в ходе операции по освобождению Кувейта.

Во время встречи с делегацией конгресса США, состоявшейся в Джидде 2 сентября 1990 г., попечитель двух Священных Мечетей подчеркнул, что цель Саудовской Аравии состоит в достижении мира во всем мире. “Существуют пути, ведущие к миру, – сказал король Фахд. – Существуют законные права народов, и в первую очередь палестинского народа. Я полагаю, что упрочению мира способствовало бы восстановление прав этих народов”. Вместе с тем король дал понять, что концентрация иракских войск на границе с Саудовской Аравией вызывает тревогу у ее народа и поэтому руководство страны попросило помощи у арабских, других мусульманских и дружественных стран.

Фактически иностранное военное присутствие в зоне Залива возникло уже давно и усиливалось во время международных и региональных кризисов. В последние годы подготовкой личного состава вооруженных сил стран Залива занимались иностранные военные инструкторы. В Заливе на постоянной основе дислоцированы военно-морские группировки, призванные защитить американские, британские и французские интересы в этом богатом нефтью регионе. В период существования СССР советские военные корабли также присутствовали в Красном море и в Арабском заливе. Руководители стран Залива подчеркивают, что иракское вторжение в Кувейт создало новую обстановку, угрожавшую интересам западных держав, и они направили бы войска для защиты своих интересов, даже если бы Саудовская Аравия не просила о военной помощи – тем более, что военный потенциал стран Залива не уравновешивал наступательную мощь иракской армии.

США предложили Саудовской Аравии свою помощь 6 августа 1990 г. в ходе визита в Эр-Рияд министра обороны Ричарда Чейни, задача которого заключалась в том, чтобы убедить руководство королевства разрешить использование своих аэродромов и морских сооружений в качестве опорных баз в случае, если Вашингтон примет решение ответить на действия Ирака, а также внушить руководителям Саудовской Аравии, что США всерьез намерены противодействовать иракскому режиму. Уже тогда встал вопрос о “частичном” покрытии Саудовской Аравией расходов на переброску иностранных войск и снабжение их топливом и водой. Об этом договорились достаточно быстро.

Фактически страны, входящие в состав ССАГПЗ, начали предпринимать шаги по упрочению своей обороны с момента начала ирано-иракской войны в сентябре 1980 г. Первым из шагов в этом направлении стала выработка устава ССАГПЗ, подписанного 25 мая 1981 г., т.е. спустя примерно восемь месяцев после начала войны. Так возник ССАГПЗ как организация, ставящая целью обеспечение мира в регионе. На совещании в верхах в Манаме были отвергнуты попытки спроецировать на регион борьбу между сверхдержавами и утвержден принцип, гласящий, что безопасность Залива – это арабская проблема, неотделимая от проблемы безопасности всего арабского мира. Однако сильный удар, нанесенный Саддамом Хусейном по арабской безопасности, в известной мере нарушил этот принцип.

Спустя шесть месяцев после образования ССАГПЗ, в ноябре 1981 г., министры обороны шести стран собрались в Эр-Рияде, чтобы сформулировать приоритеты совместной оборонной политики. Впоследствии было решено создать общую военную промышленность стран Залива, а затем и объединенные вооруженные силы ССАГПЗ под названием “Щит полуострова”. Эти войска создавались по образцу американских “сил быстрого развертывания” и должны были задействоваться во время кризисов в регионе. Государства-члены ССАГПЗ договорились проводить согласованную политику в области закупок военной техники из-за рубежа с целью унификации систем вооружений и диверсификации источников оружия. Следует заметить, что Саудовская Аравия несет на себе львиную долю военных расходов ССАГПЗ, поскольку обладает самой большой армией. С 1983 г. Саудовская Аравия ежегодно предоставляет по 50 млн. долл. Бахрейну и Оману в целях реализации плана создания общерегиональной системы противовоздушной обороны стоимостью в 1 млрд. долл. во исполнение решений совещания в верхах в Дохе, состоявшегося в 1983 г.18

Надо отметить, что попечитель двух Священных Мечетей согласился на применение военной силы против Саддама Хусейна лишь после соответствующего решения Совета Безопасности ООН, придавшего операции силу международной законности. Саудовская сторона настояла на том, чтобы подтвердить свой суверенитет на своей территории путем создания двух раздельных командований – саудовского и американского – для координации действий арабских и американских войск. С другой стороны, президент Дж.Буш дал согласие на проведение консультаций с королем Фахдом, прежде чем будут предприняты какие-либо действия против Ирака с саудовской территории. При этом дислоцированные там американские войска подчинялись совместному саудовско-американскому командованию.

Можно сказать, что если бы не усилия Саудовской Аравии, то война в Заливе стала бы невозможной или по крайней мере была бы сопряжена со значительными трудностями. Западным союзникам пришлось бы строить заправочные и водоочистные станции, военно-воздушные базы и тысячи других жизненно важных объектов. Для удовлетворения потребностей коалиционных сил в топливе пришлось бы задействовать танкерные флотилии всего мира. А так благодаря отличной инфраструктуре, существующей в таких саудовских портах, как Джубейль, Янбо, Даммам и Джидда, они имели возможность ежедневно разгружать 15 кораблей, перевозивших американских солдат и снаряжение, а также многочисленные суда, прибывающие из других стран. Это рекордное число, превзойти которое не могут даже самые передовые индустриальные державы. Если бы не огромные местные ресурсы и развитая инфраструктура Саудовской Аравии, работа снабженцев стала бы сплошным кошмаром, а солдаты коалиции гибли бы от жажды в пустыне. Пожалуй, история еще не знала случая, когда страна, принимающая иностранные войска, сосредоточенные в рекордно короткий срок, предоставила бы им такую колоссальную поддержку, чтобы дать им возможность воевать на своей земле.

Могут сказать, что Саудовская Аравия взяла на себя тяжелое бремя снабжения, исходя из собственных интересов, поскольку не было государства, которое в такой же мере было заинтересовано в успешном проведении операции19.

После войны в Заливе арабские государства этой зоны начали увеличивать свои расходы на вооружение. В целом арабские страны за 70-80-е годы XX в. израсходовали на вооружение и на военные учреждения свыше 667 млрд. долл. При этом надо учесть, что эта официальная статистика не включает расходов на секретные военные программы – такие, как программы создания химического, бактериологического и ядерного оружия. Если приплюсовать это, то можно сказать, что военные расходы арабских стран в этот период превысили 1 трлн. долл.

Эта сумма составляет примерно половину расходов европейских стран-членов НАТО на оборонные нужды и втрое превышает оборонные расходы Ирана, Турции, Израиля и Эфиопии, вместе взятых.

Известно, что военные расходы – препятствие на пути социально-экономического развития, поскольку не приносят никакой экономической отдачи. Обычно затраты на оборонные нужды соответствуют реальным потребностям и экономическим возможностям соответствующих государств.

Что касается стран Залива, то их оборонные расходы не соответствуют уровню существующих угроз. Помимо этого, они имеют военные связи с западными странами. Саудовская Аравия, например, тратила на оборонные цели в первой половине 70-х годов немногим менее одной пятой от общей суммы военных расходов всех арабских стран. Но с 1975 г. ситуация быстро менялась, и в 1979-1980 гг. на долю Саудовской Аравии пришлось уже около половины совокупных военных расходов арабского мира. Это объясняется ростом доходов от нефти, иранской революцией, началом ирано-иракской войны, а также другими важными событиями – такими, как смерть короля Фейсала от руки убийцы и захват мятежниками Мекканской Большой мечети в 1979 г.

Рост военных расходов государств Залива можно объяснить двумя обстоятельствами: с одной стороны, нарастанием внешних угроз и началом ирано-иракской войны, а с другой – способностью этих стран нести бремя крупных военных затрат, не подвергая при этом угрозе свою экономику, не повышая налоги, не беря денег взаймы за рубежом и не финансируя оборонные нужды за счет бюджетного дефицита.

Доля военных расходов, приходящихся на каждого саудовского гражданина, превысила аналогичный показатель в любой другой стране мира, составив в 1980 г. около 2500 долл. (с учетом того, что численность населения королевства в то время составляла 10 млн. человек). По уровню военных расходов на душу населения Саудовская Аравия вдвое опередила Израиль и вчетверо – США20.

В 1980 г. две трети военных соглашений с США касались подготовки личного состава и строительства военных баз, а оставшаяся треть – закупок вооружения и военной техники. В 1982 г. военные расходы Саудовской Аравии достигли апогея, составив 25 млрд. долл. В 1981 г. королевство заняло пятое место в мире по уровню военных расходов после США, СССР, КНР и Великобритании. Эр-Рияд заключил военные соглашения с США, Великобританией и Францией.

После иракского вторжения в Кувейт у саудовского руководства появился стимул активнее развивать военную промышленность, реализовывать планы по производству военной техники, начатые после выхода страны в 1979 г. из Межарабской промышленной организации, в которой она участвовала вместе с Египтом. Эти планы продолжали выполняться Саудовской Аравией вплоть до 1984 г., когда принц Султан бен Абдель Азиз, министр обороны и авиации, заявил, что страна добилась самообеспеченности в производстве легких вооружений и намерена производить отдельные элементы электронного оружия в сотрудничестве с бразильскими фирмами. И действительно, вскоре был подписан протокол о саудовско-бразильском военном сотрудничестве, предусматривающий обмен технологиями и производство отдельных видов вооружений, включая многоствольные гранатометы, танки и учебные самолеты класса “Тукано”.

Тем не менее Саудовская Аравия продолжала зависеть от военного сотрудничества с США. Так, в 1985 г. две страны согласовали между собой программу “Щит мира”, касающуюся создания всеобъемлющей системы ПВО стоимостью 3,7 млрд. долл. и реализации четырех других проектов совместно с компаниями “Боинг” и “Дженерал Электрик”21. В области военной промышленности Саудовская Аравия проводит курс на использование местной рабочей силы.

В 1986 г. было заключено соглашение с Великобританией, получившее название “Ямама–1”. Оно предусматривало закупку 72 истребителей “Торнадо” и другой английской военной техники на общую сумму 5 млрд. ф. ст.

Несмотря на крупные военные расходы, арабские страны Залива не сумели добиться такого потенциала, который позволил бы им противостоять внешним угрозам безопасности. В первую очередь это объясняется несоответствием между экономическими возможностями и людскими ресурсами: в странах Залива трудится много иммигрантов, и в них наблюдается не нехватка оружия, а недостаток собственных высококвалифицированных кадров.

Халед бен Султан. Мукатиль мин ас-сахра (Воин пустыни). – Бейрут, 1995. С. 212.

2 Там же, с. 213.

3 Саудовское информационное агентство “ВАС”. – Каир, 11.08.1990.

Примаков Е. Война, которой могло не быть. – Правда. 27.02.1991.

5 Аль-Мадина. 09.08.1990.

6 Аль-Ахрам. 15.08.1990.

7 Укказ. 19.08.1990.

8 Асда аль-маукыф ас-саудий хиляля ахдас аль-халидж аль-арабий (Отклики на саудовскую позицию во время событий в Арабском Заливе) // Бюллетень Министерства информации Саудовской Аравии, август 1990. – С. 47.

9 Там же, с. 48.

10 Аль-Ахрам. 12.08.1990.

11 Аль-Мадина. 12.08.1990.

12 Аль-Ахрам. 13.08.1990.

13 Аль-Мадина. 18.08.1990.

14 New York Times. 26.10.1990.

15 Октобр. Каир, 02.12.1990.

16 Ас-Сияса. 14.06.1993.

17 Там же.

18 Мухаммед ат-Тавиль. Муамарат аль-карн 21 (Заговор XXI в.). – Каир, 1990. - С. 169.

19 Халед бен Султан. Мукатиль мин ас-сахра, с. 214.

20 Там же, с. 75.

21 Язид Сайг. Ас-сынаа аль-аскерийя аль-арабийя (Арабская военная промышленность). – Бейрут, 1992. – С. 269, 271, 275.

 


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|