БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

АРАБСКИЙ МИР В КОНЦЕ XX ВЕКА. Материалы I-ой конференции арабистов
Института востоковедения РАН. М., 1996
Стр.
144-160

Абдель Карим, Омар

РОЛЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ИОРДАНИИ
 


Как представитель развивающегося мира Иордания в значительной степени строит свою хозяйственную деятельность на базе экономических связей с мировой экономикой. От состояния внешнеэкономических связей страны практически полностью зависят результаты ее хозяйственного развития Rambler's Top100

Как известно, промышленность во многих развивающихся странах является главной отраслью сферы производства, целью которой является обеспечение населения собственной страны промышленными товарами, а также производство экспортной продукции.

Однако, промышленность Иордании, как в ряде других арабских государств, обладает своей спецификой, которая заключается в том, что промышленное производство страны имеет в основном экспортную ориентацию, тогда как ее значение в производстве ВВП невелико. Лишь незначительная часть производства добывающей промышленности потребляется на национальном рынке страны, а основная масса промышленной продукции поступает на экспорт в виде сырья.

Возможности страны в мирохозяйственных отношениях строить свои экономические связи на демократических, справедливых принципах с другими государствами во многом определяются уровнем технического обеспечения промышленности, который обусловливает широкий ассортимент промышленных товаров, их высокое качество, что, в конечном счете, формирует возможности конкурентоспособности на мировом рынке. Поэтому развитие промышленного сектора в национальной экономике приобретает особое значение при перестройке внешнеэкономических отношений на более справедливых и равноправных условиях.

Взаимоотношение промышленности и внешней торговли выражается в том, что развитие национальной промышленности ведет, с одной стороны, к увеличению торгового обмена страны и расширению экономических связей с другими государствами, а, с другой стороны, внешняя торговля, играя ведущую роль в экспорте товаров на внешних более выгодных рынках, стимулирует прогресс промышленного производства. Внешняя торговля благоприятствует обеспечению страны необходимыми промышленными товарами: машинами, оборудованием, транспортными средствами, запасными частями, горючим и электроэнергией, сырьем и полуфабрикатами.

В течение последних 30 лет иорданская промышленность имела возможность интенсифицировать свое развитие. Это было вызвано рядом факторов, ведущим из которых выступала успешная реализация некоторых инфраструктурных проектов (дороги, связь, электрификация, водоснабжение, банковско-финансовая система). Эти факторы, в свою очередь, стимулировали инвестиционные процессы в национальной промышленности. Внешняя торговля способствовала прогрессу в этой области посредством принятия законов об инвестициях, которые предоставляли различные льготы инвесторам и создавали возможность организовать зоны свободной торговли. Все это благоприятствовало развитию национальной промышленности, что выразилось в увеличении доли промышленности в ВВП. Например, если в течение 1964-1972 гг. доля промышленности в ВВП не превышала 10,3%, то в период 1973-1983 гг. этот показатель увеличился да 14,6%1. Следует заметить, что данный индикатор мог бы расти заметно более быстрыми темпами, если бы не опережающий рост сектора услуг, доля которого в ВВП устойчиво превышала 60%.

Резкая дифференциация роли промышленности и сферы услуг в ВВП является характерной чертой экономики многих освободившихся стран, что обусловлено недостаточным вниманием к развитию производственного сектора. Так, промышленность Иордании концентрировалась на добыче сырья, фосфатов и поташа, на переработке нефти, а также производстве медикаментов, газированных напитков и табака. В последнее время Иордания стала производить в незначительном количестве удобрения,

После 1973 г. на основе иорданских планов пятилетнего развития правительство страны стремилось расширить существующие отрасли промышленности и организовать новые отрасли. Создание новых как крупных, так и мелких предприятий способствовало росту производства сырья (фосфатов и поташа), а также переработке некоторой доли этого сырья в суперфосфат и удобрения. Это позволило, кроме того, расширить производство цемента для внутренних потребностей страны и экспорта его в другие страны.

Основной причиной не очень высоких темпов развития промышленности и сохранения сравнительно незначительной ее доли в ВВП являлась традиционно сложившаяся структура экспорта, его сырьевой характер, а также слабое состояние перерабатывающей промышленности. Изменение существующей ситуации могло бы привести к получению большей прибыли в торговых операциях, если бы в экспорте товаров была увеличена доля перерабатывающей промышленности. Это, в свою очередь, делает роль внешней торговли для национальной промышленности более весомой и способствует производству готовых промышленных товаров, на основании чего доходы страны стали бы более значительными.

Кроме того, развитие промышленности на базе изменения экспортных тенденций не могло не оказать влияния и на политику Иордании в отношении импорта. Так, на разных этапах развития экономики Иордании промышленный импорт и товары, необходимые для промышленности страны, составляли его большую часть общего импорта - 70-80%. Готовые промышленные изделия, ввиду слабого развития национальной промышленности, импортировались в меньших масштабах по сравнению с товарами, предназначенными непосредственно для потребления населением.

Начиная с 1973 года и вплоть до 1993 г. доля промышленного импорта стала увеличиваться. Это, в первую очередь, было связано с увеличением количества денежных переводов иорданских граждан, работавших за пределами страны, увеличением доходов населения, особенно в первой половине 80-х годов, что привело к увеличению импорта грузовых и легковых автомашин. Кроме того, рост мировых цен на нефть вызвал повышение доли горючего в составе импорта Иордании. Удельный вес других импортируемых товаров в этот период оставался примерно на прежнем уровне. Например, доля промышленных товаров в общем импорте в 1973-1993 гг. составила 80% (из них машины, оборудование - 26%, горючее и машинное масло - 13,5%; химикаты - 5,5%; сырье - 2,7%)2.

Особое влияние внешнеэкономических отношений ощущала на себе нефтеперерабатывающая промышленность, причем в большей степени, чем другие отрасли. Это было связано с тем, что, не имея своих собственных источников нефти, Иордания все сырье для перерабатывающей промышленности импортировала. До середины 80-х годов единственным поставщиком нефти была Саудовская Аравия, а с середины 80-х годов нефть стала поступать и из Ирака. Вследствие этого судьба нефтеперерабатывающей промышленности Иордании полностью оказалась связанной с внешними факторами - и рыночными, и политическими. Международная политика в этом регионе на протяжении многих лет угрожала хозяйственной деятельности стран Ближнего Востока, так как в любой момент могла прекратиться поставка сырья для нефтеперерабатывающей промышленности, а также приостановиться деятельность других отраслей промышленности. Достаточно вспомнить, в частности, кризис в Персидском заливе, который привел к прекращению Саудовской Аравией экспорта нефти в Иорданию, что поставило последнюю в крайне сложное положение.

Кроме проблем, связанных с импортом нефти, экономика страны испытывала и продолжает испытывать другие затруднения, связанные с внешней торговлей. Например, перед страной постоянно стояла проблема закупки машин, оборудования и современных технологий, поскольку Иордания не имела достаточно валютного обеспечения для импорта этих видов товаров.

Проблема снабжения является главным тормозящим фактором в развитии иорданской промышленности, особенно в условиях ограниченного рынка и острой конъюнктуры. Для лимитирования подобных трудностей в Иордании развивается комплексное планирование экономики, первоочередной задачей которого является координация внешних поступлений в страну (переводы, помощь) со способами их расходования в производственных проектах.

С целью развития национальной промышленности правительство страны разработало внешнеторговую политику, которая включала законы о налогах и тарифах. Так, например, в 1955 г. был принят закон о беспошлинном ввозе машин, оборудования и материалов для строительства промышленных предприятий. В 1972 г. был принят закон Т 53 о стимулировании инвестиций, который освобождал от налогов доходы от осуществленных производственных проектов на период до 6 лет со времени ввода их в действие.

Однако, попытки государственного регулирования внешнеторгового обмена не всегда приводили к успеху. Принятые в 80-е годы законы об ограничении импорта и увеличении налогов уменьшили дефицит торгового баланса и сократили расходы валюты на закупки ряда товаров. Но, с другой стороны, эти законы способствовали росту инфляции и спекулятивных сделок, что, в конечном счете, привело к торможению экономической деятельности в стране.

В тарифных законах не была учтена взаимосвязь уровня налога на импортный товар и степень его потребительской пригодности. Более того, действие этих законов носило противоречивый характер. Например, хлопок-сырец стал облагаться налогом в 14% стоимости, а переработанный и вытканный импортировался беспошлинно; бумага для печати облагалась налогом в 15%, а печатные изделия также ввозились беспошлинно3. Это, естественно, ограничивало возможности развития этих отраслей промышленности.

Внешняя торговля играет заметную роль в обеспечении сельского хозяйства оборудованием, сельскохозяйственными машинами, удобрениями, отборными семенами, пестицидами, препаратами, породистым и продуктивным скотом и прочим необходимым для удовлетворения потребностей сельскохозяйственного производства. Это же можно сказать и относительно экспорта сельскохозяйственной продукции.

Растениеводческая продукция составляет 62% сельскохозяйственного производства в стране. Важнейшими видами растениеводства являются зелень и овощи, затем цитрусовые и некоторые виды фруктов. Наряду с этими культурами выращиваются зерновые и зернобобовые культуры.

Овощеводство - единственная отрасль сельского хозяйства, которая полностью обеспечивает внутренние потребности страны, а излишки вывозятся за границу.

Внимание к производству овощей для экспорта одновременно сопровождалось игнорированием нужд развития производства других культур, таких как пшеница, прочим зерновым, многим видам фруктов, что отрицательно сказалось на национальной экономике в целом, увеличило дефицит сельскохозяйственной продукции, привязало местное сельскохозяйственное производство к конъюнктуре внешних рынков, перепроизводству отдельных видов продукции. Арабские страны, являющиеся главными потребителями иорданских овощей, не преминули расширить свое собственное сельскохозяйственное производство с использованием новейшей техники и технологии, а их продукция создала серьезную конкуренцию иорданскому экспорту, что привело к кризису сбыта. В связи с окончанием иракско-иранской войны, во время которой Иордания в больших количествах экспортировала свою продукцию в Ирак, подъем внутреннего иракского сельскохозяйственного производства привел к сокращению иорданского экспорта.

Иордания стала экспортировать излишки овощной сельскохозяйственной продукции а начале 60-х годов. В 1968 г. степень внутренней самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией составляла 118%, а в 1971-1977 гг. среднегодовая самообеспеченность в овощах составляла 162%. В результате роста спроса на иорданские овощи на внешних рынках производство сельскохозяйственной продукции увеличилась таким образом, что в 1981-1985 гг. среднегодовая самообеспеченность в овощах составляла 182%, т.е. 82% объема производства овощей было экспортировано. Естественно, что среднегодовая самообеспеченность каждым видом овощей являлась разной. Например, в период с 1971 по 1977 гг. производство фасоли обеспечивало внутренние потребности на 236%, баклажан - 220%, цветной и кочанной капусты - 200%, помидор - 187%, кабачков и зеленого горошка - 167%4. Наряду с этим, Иордания выращивает такие овощи, объем производства которых меньше, чем необходимо для потребления населения - лук, чеснок, картофель, арбузы.

Ожидается, что степень самообеспеченности в овощах в будущем будет падать и в 2000 году может составить 94%. Это можно объяснить дефицитом сбытовых возможностей, кризисом сбыта, который переживает иорданское овощеводство, и сокращением инвестиций в сельское хозяйство в последнее время, а также переносом инвестиций в более прибыльные сферы, которые часто концентрируются в торговле и сфере обслуживания.

Из анализа среднегодовых показателей уровня производства различных фруктов в Иордании видно, что в отличие от овощей, оно недостаточно для потребления населения. Отсюда внешней торговле принадлежит большая роль в обеспечении населения продовольствием. Потребность в оливках в 1971-1977 гг. на 47% обеспечивалась за счет импорта, а в 1981-1985 гг. этот уровень снизился до 11%.

Что касается цитрусовых, то Иордания в начале импортировала их в больших объемах. Например, в 1971-1977 гг. импорт покрывал 59% внутреннего потребления цитрусовых, а в 1981-1985 гг. в результате роста производства цитрусовых, местное производство уже полностью покрывало внутренние потребности страны; - до 1% валового сбора цитрусовых экспортировалось.

Внешняя торговля продолжает также играть основную роль в снабжении населения другими видами фруктов. В целом, импорт обеспечивал около половины внутреннего потребления населением этих продуктов.

Наибольший урожай пшеницы за весь период с 1970 по
1985 гг. был в 1974 г., когда сложились наиболее благоприятные климатические условия. Тогда было произведено 244 тыс.тонн пшеницы. В то же время ежегодное потребление пшеницы в Иордании к началу 80-х годов составляло 300-450 тыс. тонн. Следовательно, даже рекордные урожаи не могли покрыть внутреннюю потребность страны. Внешняя торговля в результате этого играла большую роль по удовлетворению внутренних потребностей в зерне и другой растениеводческой продукции.

Местное производство постоянно отстает от роста внутренних потребностей. В 1971-1977 гг. среднегодовое производство кормового и пищевого зерна, включая пшеницу, составляло 144,3 тыс. тонн, причем пшеница давала 177,7 тыс. тонн, или 81,6% всего производства зерновых. Таким образом, степень самообеспеченности в зерне, включая пшеницу, составляла 36,1%, а степень самообеспеченности только в пшенице составляла 35,8%. В 1979 г. Иордания была одной из наименее обеспеченных пшеницей арабских стран: на душу населения приходилось лишь 5,3 кг пшеницы в год.

В первой половине 80-х годов наблюдалось падение среднегодового производства зерна до 99 тыс. тонн. Объем сбора пшеницы составил 61 тыс. тонн, или 61,6% валового производства зерна. Степень самообеспеченности в зерне, включая пшеницу, составила в 1981-1985 гг. в среднем 14,4%, а степень самообеспеченности в пшенице - 14%. Это означало, что потребление зерновых культур во все большей степени стало опираться на импортируемое зерно. Например, среднегодовой импорт пшеницы в 1981-1985 гг. составил 86% общего потребления пшеницы в стране, а импорт кормов покрывал 99% внутренних потребностей. Сложилось так, что затраты на производства зерна в Иордании стали очень высокими: для производства одной тонны пшеницы необходимо затратить 80 иорд. динаров, а стоимость импорта одной тонны пшеницы составляет 63 иорд. динаров5. Иордания ввозит зерно из промышленно развитых стран, где в сельском хозяйстве на широких площадях используется современная техника, отборные семена, удобрения, современные средства защиты растений и т.д., что ведет к росту сельскохозяйственного производства в этих странах.

Животноводству также принадлежит важнейшая роль в качестве источника снабжения населения продовольствием и источника твердой валюты в ряде стран мира. Однако в Иордании животноводство не развито.

Начиная с 1979 г. Иордания полностью удовлетворяет свои внутренние потребности в яйцах и прекратила их импорт. Среднегодовое производство яиц а 1970-1981 гг. составило 11,5 тыс. тонн, а уровень самообеспеченности за тот же период составил 78%. На основе развития птицеводства было произведено в первой половине 80-х годов 406 млн. штук яиц в среднем за год, в результате чего самообеспеченность составила 111%, т.е. не только удовлетворялись внутренние потребности, но и часть продукции экспортировалась.

Что касается производства молока, то треть века назад Иордания обеспечивала себя молоком и часть продукции экспортировала. Но в начале 60-х годов внутреннее производство молока уже не удовлетворяло потребности населения и Иордания была вынуждена завозить молоко из-за границы. В 1968-1969 гг. уровень самообеспеченности в молоке составлял 94,6%, а в 1970-1981 гг. в Иордании производилось только 41 тыс. тонн молока в год, что покрывало только 45% внутренних потребностей. Затем, в первой половине 80-х годов производство молока увеличилось до 49 тыс. тонн в среднем за год и удовлетворяло внутренние потребности на 69%. Однако уровень самообеспеченности по молоку стал снижаться во второй половине 80-х годов и составляет к настоящему времени лишь 30%.

Потребление рыбы в Иордании практически полностью опирается на импорт. Так, в начале 60-х годов улов составлял в среднем 130 тонн рыбы, а потреблялось 1730 тонн, т.е. уровень самообеспеченности составлял 7,5%, а 92,5% объема потребления импортировалось. В начале 70-х годов среднегодовое производство равнялось 140 тоннам рыбы, а потреблялось 1880 тонн, т.е. уровень самообеспеченности не изменился по сравнению с 60-ми годами и оставался на уровне 7,5%. К началу 80-х годов наблюдалось существенное сокращение производства рыбы - до 45 тонн в год, а потребление повысилось до 2400 тонн, т.е. уровень самообеспеченности был весьма низким - 1,8%, а 98,2% рыбопродуктов импортировалось. В результате снижения вылова рыбы к середине 80-х годов местное производство покрывало лишь 0,5% внутреннего потребления в стране.

Таким образом, внешней торговле принадлежит большая роль в импорте продукции и покрытии продовольственного дефицита. В то же время внешняя торговля обеспечивает сбыт определенных видов продукции за границей, на арабских и неарабских рынках. Кроме того, внешняя торговля обеспечивает снабжение сельскохозяйственного производства удобрениями, инсектицидами, сельскохозяйственной техникой, инвентарем и прочими средствами сельскохозяйственного производства.

Ввиду снижения производства продукции животноводства и полеводства и других отраслей растениеводства, рос импорт этой продукции из других стран: в 1982-1986 гг. ввоз мяса и мясопродуктов составлял 32% всего сельскохозяйственного импорта, продукции полеводства - 28,1%, прочих видов растениеводческой продукции и растительного масла составил 28,1%.

Что касается географического распределения импорта, то ввиду того, что арабские страны и другие развивающиеся государства не производят в достаточных объемах ориентированной на экспорт сельскохозяйственной продукции, Иордания ее импортирует преимущественно из развитых капиталистических стран и стран Восточной Европы. В 1982-1986 гг. среднегодовая стоимость сельскохозяйственного импорта из промышленно развитых стран в Иорданию составляла 158 млн. динаров, или 89,8% стоимости валового сельскохозяйственного импорта, причем большая доля ее приходилась на капиталистические страны. Например, в 1986 г. стоимость валового сельскохозяйственного импорта составляла 181,3 млн. динаров, которая распределялась следующим образом: капиталистические страны - 70%, страны Восточной Европы - 20%, развивающиеся страны - 10% сельскохозяйственного импорта.

Развитые капиталистические страны являются основными поставщиками зерна. В 1991 г. из капиталистических стран было завезено зерна на сумму 33 млн. динаров, большая часть - 57% приходилась на США, а стоимость импорта зерна из стран Восточной Европы составляла лишь 0,9 млн. динаров.

Что касается мяса и другой животноводческой продукции, то стоимость импорта в указанном году из стран Восточной Европы приближалась к стоимости импорта мясных продуктов из развитых капиталистических стран. Стоимость мяса и мясопродуктов из стран Восточной Европы составляла 16,8 млн. динаров, или 82% стоимости всего сельскохозяйственного импорта из стран Восточной Европы, а капиталистические страны ввозили в Иорданию такие продукты на сумму 26 млн. динаров6.

Сельскохозяйственный импорт из арабских стран был незначительным по сравнению с сельскохозяйственным импортом из других стран, что отражало общее положение развивающегося мира в области производства продовольствия. В 1982-1986 гг. Иордания импортировала из арабских стран в среднем за год продукцию на сумму 17,9 млн. динаров, или 10,2% совокупного сельскохозяйственного импорта, в там числе: 3,2% - из Сирии; - 1,9% - из Ирака; 1% - из Египта; 4,1% - импорт из других арабских государств.

Что касается сельскохозяйственного экспорта, то основная часть таких товаров из Иордании поступает в арабские страны, в первую очередь в нефтедобывающие: Саудовскую Аравию, Эмираты Персидского залива, Ирак. Это связано с географической близстью Иордании к нефтедобывающим странам, которые представляют собой наиболее благоприятный рынок для сбыта иорданских овощей ввиду роста доходов в этих странах и отсутствия условий производства овощей в этих государствах. Соседние арабские страны импортируют из Иордании ранние овощи и некоторые виды фруктов, которые рано созревают благодаря уникальным климатическим условиям Иорданской долины. В 1982-1986 гг. среднегодовой сельскохозяйственный экспорт составлял 42,2 млн.иорд.динаров, из которых 99% Иордания экспортировала в арабские страны и только 1% в другие государства. В 1982-1986 гг. Иордания экспортировала в государства Персидского залива 65,4% валового сельскохозяйственного экспорта, на втором месте стоят Ирак - 29,4%, затем Сирия - 4,8%; Египет - 0,3%, прочие арабские страны (преимущественно Северный Йемен и Мавритания) - 0,1%7.

Овощи, другая растениеводческая продукция, фрукты занимали ведущее место среди иорданского сельскохозяйственного экспорта: овощи - 56,9%, другая растениеводческая продукция - 27,4%; фрукты - 16,3%.

Таким образом, внешняя торговля играет исключительную роль в удовлетворении внутренних потребностей Иордании, а также в поступлении в страну валютных доходов. Наряду с этим торговле принадлежит ведущая роль в стимулировании развития сельскохозяйственного производства на основе снабжения его средствами производства. Однако такая роль внешней торговли в Иордании ограничена, что обусловлено множеством причин, связанных с проблемами самого сельского хозяйства.

Следует, однако, указать на тревожные факторы, которые стали ограничивать роль внешней торговли в развитии национального хозяйства Иордании. Важнейшими этими факторами стали падение уровня дохода на душу населения и жизненного уровня в начале
90-х годов и, следовательно, снижение покупательной способности населения. Особенно это проявилось после того, как стали падать цены на нефть, сокращаться объем арабской помощи, уменьшаться суммы денежных переводов из нефтедобывающих арабских стран. Все это непосредственно отразилось на покупательной способности иорданцев в приобретении потребительских товаров, и прежде всего продовольствия. После 1986 г. такая ситуация вела к сокращению продовольственного импорта и других импортных товаров. К тому же меры правительства по ограничению импорта, наряду с другими факторами создали в конце 80-х годов кризисную ситуацию, напоминавшую положение, имевшее место в начале 70-х годов.

Тогда, при проявлении признаков кризиса, связанного с очередным обострением ближневосточной ситуации, правительство Иордании сумело получить согласие арабских стран на предоставление ей помощи в объеме 1,25 миллиардов долларов в год под предлогом усиления ее обороноспособности как стране, противостоящей Израилю. Наряду с этим росли денежные переводы иорданцев, работающих в арабских нефтедобывающих странах; сумма переводов за 1972-1986 гг. достигала около 9,8 млрд.долларов.

Все это обеспечило Иордании возможность смягчить экономический кризис, но не преодолеть его.

Однако в 80-е годы положение уже было принципиально иным. Сокращение внешней помощи ускорило кризис, скрытый в недрах иорданской экономики. Наряду с сокращением помощи в результате снижения цен на нефть уменьшились также денежные переводы, поступающие из нефтедобывающих стран в Иорданию, поскольку в нефтедобывающих арабских странах стали завершаться проекты, которые были намечены по плану, и происходило формирование своих собственных национальных кадров вместо использования иностранной рабочей силы.

Положение еще более ухудшила иракская агрессия против Кувейта, в ходе которой, по крайней мере на 1-м ее этапе, иорданское правительство поддержало Ирак. В результате финансовая помощь стран Персидского залива Иордании была полностью прекращена, многие тысячи иорданцев, работавших в этих странах, были из них высланы, а сама Иордания оказалась в определенной изоляции на межарабской арене. Естественно, это привело к сокращению объема торговли Иордании с арабскими государствами и общему ухудшению экономической конъюнктуры в стране.

Литература

1Annual Statistical Bulletin. The Central Bank of Jordan, Amman, 1984, p. 43-44.

2External Trade statistics 1993. Vol. 1. Amman, 1994, p. 30; Monthly Statistical Bulletin, February 1994, vol. 23.

3Юсиф Ибрагим Абдель Хак. Планирование и экономическое развитие Иордании. - Амман, 1979. - С. 287.

4Хасан Абед Аль-Кадер Салех. Продовольственные ресурсы в Иордании. - Амман, 1985. - С. 26, 61 ( на араб. яз).

5Там же, с. 18.

6External Trade statistics, Amman, 1986, p. 13.

7Абдель Фатах аль-Кади и Расми ас-Сувейти. Исследования производства потребления и сбыта овощей в Иордании. Министерство сельского хозяйства. - Амман" 1980. - С.4 (на араб. яз.).

 


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|