БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

ВОСТОКОВЕДНЫЙ СБОРНИК (выпуск второй). М., 2001, 374 стр.
Стр. 77-82

Али эль-Асад

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ИОРДАНИИ
КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСКОРЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОГРЕССА


Социально-экономические проблемы Иордании, накопившиеся к началу 90-х годов XX в., были значительно усложнены кризисом в Персидском заливе Rambler's Top100 Война в Заливе и проиракская позиция иорданского руководства поставили королевство на грань хозяйственного краха. Координационная группа по кризису в Заливе 1990-1991 гг., состоявшая из представителей 26 стран, оценила ущерб Иордании в 4,3 млрд. долл.1

Ощутимый удар по экономике страны нанесли сокращение доходов от экспорта иорданских товаров, реэкспортных операций, туризма и свертывание помощи арабских стран в ответ на проиракскую позицию, занятую королевством.

Тяжелое хозяйственное положение усугублялась из-за притока палестинских и иорданских репатриантов из Кувейта и Саудовской Аравии, число которых на конец 1991 г. достигло 400 тыс. человек. Это легло тяжелым бременем на государственный бюджет, вызвало резкое увеличение потребности в продовольствии, дефицит которого Иордания традиционно покрывает за счет импорта. Особое значение приобрела проблема нехватки жилья. Около 50 тыс. семей оказались без собственного жилья. В связи с этим правительство наметило специальную пятилетнюю программу по строительству “дешевого жилья”. Резко возросла также безработица, которая составила, согласно оценке, более 30% трудоспособного населения страны2.

Существенно сократились поступления свободно конвертируемой валюты (СКВ) от работающих за границей иорданцев и палестинцев. В предыдущие годы эти переводы составляли ежегодно 0,7-1,1 млрд. долл.

Сложное социально-экономическое и валютно-финансовое положение потребовало от правительства Иордании ряда чрезвычайных мер. Был объявлен мораторий на погашение внешней задолженности. Правительству удалось привлечь безвозмездную помощь из новых источников, величина которой достигла 426 млн. долл.3

Помимо этого, Иордании в 1991 г. рядом развитых стран были предоставлены льготные кредиты на 560 млн. долл. для покрытия бюджетного дефицита, осуществления проектов развития и импорта товаров из стран-кредиторов4.

Оздоровлению экономики Иордании способствовало также начавшееся во второй половине 1991 г. улучшение отношений с богатыми нефтедобывающими странами Аравийского полуострова, в первую очередь с Саудовской Аравией. Так, в октябре 1991 г. Саудовская Аравия и другие государства Залива сняли бойкот на экспортно-импортные операции с Иорданией.

Несмотря на хозяйственные трудности, ВВП Иордании в 1991 г. увеличился на 2,6% по сравнению с 1990 г.5 Это было связано с постепенной, благодаря принятым правительством мерам, активизацией экономической жизни страны, увеличением производства в промышленности и сельском хозяйстве. Значительный прирост наблюдался в строительстве вследствие резкого роста спроса на жилье со стороны репатриантов.

В последующий период сохранялась тенденция подъема экономики, которая начала проявляться со второй половины 1991 г. При этом руководству страны приходилось решать сложные проблемы хозяйственного развития в условиях большой внешней задолженности, прекращения финансовой помощи арабскими нефтедобывающими государствами, продолжения действия санкций ООН против Ирака (бывшего крупнейшим торгово-экономическим партнером Иордании), необходимости преодоления последствий увеличения населения из-за притока репатриантов из Кувейта, Саудовской Аравии и других стран Персидского залива в результате кризиса в регионе.

В 90-е годы в Иордании продолжалось осуществление программы оздоровления экономики, которая была разработана при содействии МВФ в 1989 г. Кроме того, Иордания взяла на себя обязательство провести структурную экономическую реформу, которая предусматривала следующие основные мероприятия:

– открытие рынков рабочей силы, капиталов и товаров для свободной конкуренции;

– отказ от контроля за внутренними ценами;

– полная отмена государственных субсидий.

В рамках договоренностей с МВФ иорданское правительство разработало программу экономического развития на 1992-1998 гг. Последовательное выполнение рекомендаций МВФ обеспечило Иордании его поддержку в решении двух главных вопросов – отсрочки погашения внешней задолженности и привлечения новых иностранных займов и кредитов.

Стремясь обеспечить благоприятную политическую атмосферу для успешного решения внутренних экономических задач, правительство Иордании активизировало миротворческие усилия в вопросах политического урегулирования ближневосточного кризиса и спорных арабо-израильских проблем. Важным событием в этой связи стало подписание 26 октября 1994 г. мирного иордано-израильского договора, который положил конец почти 50-летнему периоду состояния войны.

Укреплению внутриполитической стабильности в Иордании способствовала убедительная победа, одержанная умеренными политиками и сторонниками племен, лояльных королю Хусейну, на выборах в парламент в ноябре 1993 г. Исламские фундаменталисты потеряли почти половину мест в законодательном органе королевства. Эти выборы впервые с 1956 г. проводились на многопартийной основе. Политические партии, участвовавшие в них, были легализованы лишь в 1992 г. после снятия действовавшего с 1957 г. запрета на их деятельность.

Процесс демократизации общественно-политической жизни в Иордании создал благоприятные условия для принятия либерализационных мер в сфере хозяйства и внешнеэкономических связей. Так, в рамках программы структурных преобразований иорданское правительство во второй половине 90-х годов приступило к проведению приватизации, которая охватывала как продажу активов государственных предприятий, так и пакетов акций, принадлежавших государству в компаниях, участвующих в торгах на фондовом рынке.

В качестве первого шага был подготовлен план продажи подавляющей части государственной доли капитала трех убыточных предприятий: “Jordan 0lass Industries”, “Jordan for TV, Radio and Cinema Production”, “Jordan Tourism and Spa Complex”. Телекоммуникационную корпорацию (ТСС) предполагалось преобразовать в акционерную компанию, полностью принадлежащую государству, с целью последующей приватизации6.

Разгосударствление планировалось также и в других секторах экономики. Так, “Jordan Electricity Authority” подлежало трансформации, аналогичной ТСС. Главный инвестиционный инструмент правительства – Иорданская инвестиционная корпорация осуществляла программу продажи государственной доли акций в существующих компаниях. Что касается новых проектов, то участие этой корпорации ограничивалось 10-20%. Таким образом, правительство Иордании (уполномоченное проводить оценку и устанавливать этапы разгосударствления) стремилось поощрять частную инициативу. При этом, столкнувшись с многочисленными трудностями, оно пришло к выводу, что первым шагом на пути приватизации должна стать “коммерциализация”. Это означало превращение государственных предприятий в структуры, работающие в режиме самофинансирования в течение двух-трех лет, по прошествии которых правительство принимает решение продавать их или нет.

Многие иорданские специалисты рассматривают приватизацию как важную предпосылку создания класса собственников среднего уровня, являющихся носителями идеи либерализации – экономической и политической. В то же время они полагают, что приватизационный процесс должен быть постепенным. Так, иорданский экономист Ф. Аль-Фаник считает, что приватизацию не следует форсировать, но идти в ее русле необходимо. Другими словами, нужно воздерживаться от немедленной распродажи госсобственности до вызревания необходимых предпосылок. Необходимо дать частнику возможность приобретать в собственность новые предприятия, включая инфраструктурные объекты, т.е. допускать частный капитал в основные отрасли, не абсолютизируя это7. По сути, иорданский экономист высказывается за приватизацию в довольно крупных масштабах, но все же не в обвальной форме, обставляя процесс разгосударствления определенными ограничениями.

В 1995 г. Национальное собрание Иордании одобрило новый закон об инвестициях, который снял ряд ограничений на иностранные капиталовложения в экономику страны. Предыдущий закон ограничивал долю партнеров из других (неарабских) стран 49% процентами. Новый законодательный акт дал возможность правительству ослаблять ограничения на иностранное участие и устанавливать достаточно гибкие максимальные пределы. Более того, разрешается увеличивать долю иностранных инвестиций в проект до 100% при наличии одобрения иорданского правительства8.

В середине 90-х годов в королевстве было введено новое, более либеральное валютное законодательство, которое, в частности, полностью освободило нерезидентов от контроля за средствами в иностранной валюте, размещенными в банках Иордании. Резиденты получили право владеть в стране любыми суммами в иностранной валюте, в то время как ранее разрешалось иметь валютные средства в объеме, не превышающем эквивалент в 500 тыс. иорд. динаров. Кроме того, Центральный банк разрешил иорданским банкам предоставлять кредиты в СКВ и инвестировать валютные ресурсы на международных рынках капиталов9. Эти шаги свидетельствовали о приверженности правительства курсу экономической либерализации и об укреплении доверия к национальной валюте.

Усилия по перестройке и обновлению хозяйственной сферы, рыночные преобразования наряду с отсрочкой платежей в счет погашения долга и свежими финансовыми вливаниями, несомненно, способствовали оживлению экономики Иордании, начиная с 1992 г. Правительству страны удавалось в отдельные годы добиться выполнения не только основных экономических показателей, предусмотренных программой, согласованной с МВФ, но даже превысить некоторые контрольные цифры. Так, в 1993-2000 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП Иордании колебались в пределах 4,0-6,9%, что позволило королевству войти в число наиболее динамично развивающихся арабских стран. Более того, Иордания в отдельные годы рассматриваемого периода, например в 1995-1997 гг., по темпам экономического роста опережала такие крупные ближневосточные государства, как Египет и Сирия10.

В 90-е годы правительство Иордании уделяло повышенное внимание укреплению национальной промышленности страны, поощряло создание совместных предприятий с участием иностранного капитала, осуществляло меры по развитию специализированных экспортных производств. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства в 1990-1996 гг. возросли до 10,9% по сравнению с 1,7% в 1980-1990 гг.11 Если в начале 50-х годов в Иордании было всего 800 мелких и мельчайших предприятий с числом работающих 2 тыс. человек, то, по данным на середину 90-х годов, в стране была зарегистрирована уже 21 тыс. предприятий, а число занятых на них увеличилось до 140 тыс. человек. При этом число акционерных компаний в промышленном секторе, акции которых были допущены к купле-продаже на Амманской фондовой бирже, выросло за этот же период с трех до 14812.

В сравнении с индустриальным сектором сельское хозяйство – традиционная сфера труда иорданского населения – значительно уступало ему по вкладу в национальное производство. Хотя роль аграрной отрасли в экономической жизни королевства все еще велика, ее доля в основных экономических показателях в 90-е годы уменьшилась. Так, если среднегодовые темпы прироста сельскохозяйственного производства в 1980-1990 гг. находились на уровне 6,8%, то в 1990-1996 гг. они снизились до 3,7%. Доля аграрного сектора в ВВП сократилась с 14% в начале 70-х годов до 5-6% в середине 90-х годов13. Причины этого многочисленны, среди них следует, в первую очередь, назвать утрату Западного берега – иорданской житницы, сохранение мелкотоварного характера производства, докапиталистических пережитков и др.

Иорданское государство предпринимало в 90-е годы попытки модернизировать техническую базу земледелия, расширить масштабы применения химических удобрений и таким образом интенсифицировать сельскохозяйственное производство, добиться роста продуктивности земель и, соответственно, повышения урожайности культур. Вместе с тем этот процесс вкупе с увеличением использования наемного труда свидетельствовал об усилении земледельческого капитализма в Иордании. Все более укрепляя свои позиции, капитализм постепенно становится господствующим укладом в деревне, хотя до сих пор носит преимущественно очаговый характер.

Путем интенсификации сельского хозяйства руководство страны стремится решить весьма важную задачу – повысить самообеспеченность королевства продовольствием и сырьем. Между тем, достижение этой цели тесно связано с внедрением в аграрное производство индустриальных методов, что предполагает также перестройку психологии крестьянства, поколениями придерживавшегося старинной агротехники.

Иорданской деревне крайне трудно добиться согласованного решения этих проблем. Сельский капитализм, еще не освободившийся от полуфеодальных пережитков, сдерживает социальный и технический прогресс. Сельские предприниматели в первую очередь ориентируются на собственные интересы и не склонны увязывать свою деятельность с национальными потребностями. Государство же в основном располагает косвенными рычагами воздействия на сельскую экономику и не может без ломки традиционной системы землевладения и землепользования и всего устоявшегося комплекса аграрных отношений реализовать свои замыслы в короткие исторические сроки и безболезненным путем.

Эти и иные обстоятельства в разной мере обусловливают замедленное становление современного сельского хозяйства, отдаляют время обретения им черт высокопроизводительной отрасли национальной экономики. А подобное положение вещей самым непосредственным образом сказывается на социальной обстановке не только в самой деревне, но и в городе.

Несмотря на все трудности и нерешенные проблемы, определенные успехи, достигнутые в хозяйственном развитии Иордании в 90-е годы, безусловно, способствовали ускорению социокультурной эволюции страны. В процессе модернизации создаются новые социальные слои и прослойки – предвозвестники более активного движения по пути либерализации, реформ и демократизации. Так, в частности, развивающаяся промышленность создает вокруг себя и соответствующее общественное поле, позволяя формировать новые социальные контингенты в виде рабочего класса, управленческих и инженерных кадров, вовлекая в развитую технологию все большие сегменты местного населения и повышая их культурный, образовательный и политический уровень. Все это способствует в общем созданию новой социальной среды, изменению общественной психологии людей и втягиванию их в сферу новых отношений – производственных и социальных, отличающихся от традиционных представлений и ценностей.

1 Ар-Рай. 10.03.1992.

2 Jordan Times. 16.05.1992.

3 Ар-Рай. 09.01.1992.

4 Jordan Times. 11.02.1992.

5 Там же.

6 The Middle East Business Weekly. 05.07.1996.

7 Ар Рай. 06.04.1996.

8 Jordan Times. 15.12.1995.

9 The Middle East Business Weekly. 05.07.1996.

10 БИКИ. 19.09.1998, 25.11.2000.

11 World Bank. World Development Indicators. 1998. – Wash., 1998. – С. 177.

12 БИКИ. 16.03.1999.

13 World Bank. World Development Indicators. 1998, с. 177.

 


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|