БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

АРАБСКИЙ МИР В КОНЦЕ XX ВЕКА. Материалы I-ой конференции арабистов
Института востоковедения РАН. М., 1996
Стр.
16-30

Д.В. Макаров

ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИЗРАИЛЕ:
ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ

 


Наблюдающийся в последние десятилетия на Ближнем Востоке процесс активизации общественно-политической роли ислама не обошел стороной и арабскую общину в Израиле Rambler's Top100 Со всей очевидностью это проявилось на муниципальных выборах 1989 г., результаты которых оказались достаточно сенсационными: исламисты впервые получили посты мэров (или председателей местных советов) в 5 населенных пунктах (Умм аль-Фахм, Кафр Касем, Кафр Бара, Джульджулийя, Рахат; в 1990 г. к ним добавилась деревня Кабул), а также завоевали в общей сложности 42 места (28,7%) из общего числа 146 в 12 округах с чисто мусульманским населением, где они выставляли своих кандидатов. В численном соотношении успех исламского движения выглядел не столь впечатляющим - если учитывать все моноконфессиональные мусульманские округа, то завоеванные исламистами места составили лишь 10,6% (по сравнению с 22,7% мест у коммунистов). Однако трудно переоценить моральное значение побед исламистов, особенно в Умм аль-Фахм, втором по величине арабском городе Израиля (около 25 тыс. жителей), где они получили 11 из 15 мест в муниципальном совете, а в борьбе за пост мэра шейх Раид Салах легко (75% голосов) победил тогдашнего мэра, видного деятеля израильской компартии и депутата Кнессета Хашима Махамида.

Подобный сдвиг электората в сторону исламского движения был вызван целым комплексом факторов. Среди них, в частности, стремление общества остановить болезненный процесс распада традиционных социальных и нравственных ценностей, преодолеть хронический кризис самоидентификации. Однако одной из важнейших причин голосования за исламистов несомненно стала прогрессирующая неспособность других политических сил решить многочисленные социально-экономические проблемы арабского сектора. В частности, компартия Израиля, которая в 1970-е годы сумела завоевать сердца широких масс арабского населения своей активной позицией в поддержку национальной борьбы палестинского народа и гражданское равноправие внутри Израиля, оказалась не в состоянии эффективна сочетать "высокую" политику с заботой о повседневных нуждах и интересах своих избирателей. Между тем, исламское движение после кратковременного увлечения подпольно-террористическими методами борьбы против правительства в 1979-1981 гг. избрало такую стратегию деятельности, в которой усилия по решению конкретных социально-бытовых проблем населения занимали практически не менее важное место, чем религиозная пропаганда и воспитание.

Исламское движение обрело легальную организационную структуру в виде широкой сети благотворительных ассоциаций, которые и стали основным инструментом реализации новой стратегии. В основу деятельности исламских ассоциаций был заложен новый подход к решению проблем арабского общества. В отличие от коммунистов, которые требовали адекватного финансирования арабских муниципалитетов центральным правительством, исламское движение предложило начать с мобилизации и эффективного использования внутренних материальных и людских ресурсов арабского сектора. Брать инициативу в сваи руки и опираться на собственные силы, не дожидаясь помощи извне, - такова была суть новой идеологии "саморазвития", выдвинутой исламистами.

Исламские ассоциации приступили к созданию детских дошкольных учреждений, поликлиник, магазинов по торговле книгами, школьными учебниками и канцелярскими принадлежностями. Цены на товары и услуги (а зачастую - и их качество) в "исламском секторе" выгодно отличались от обычных коммерческих. В некоторых местностях "исламские" социальные учреждения вообще были единственными в той или иной сфере. Исламские активисты организовывали дополнительные внеклассные занятия для школьников по различным предметам, спортивные мероприятия, летние лагеря учебы и отдыха. Добровольные "исламские трудовые лагеря" занимались строительством мечетей, ремонтом школ, прокладывали и асфальтировали дороги, расчищали и приводили в порядок улицы, кладбища и т.п. Финансирование этих проектов, равно как и материальная помощь нуждающимся семьям, осуществлялось специальными "комитетами закята", своего рода финансовыми департаментами движения, которые ведали централизованным сборам закята и различных религиозных пожертвований населения.

Тем не менее, приход исламистов в местные органы власти вызвал волну критики со стороны их противников. Эта критика сводилась к следующим основным положениям:

1. Исламисты выиграли за счет популистских лозунгов и демонстративных благотворительных акций, однако у них нет реальной социально-экономической программы и их несостоятельность очень быстро станет очевидной.

2. Из-за своего навязчивого стремления ввести нормы шариата исламисты быстро потеряют поддержку населения, которое вовсе не жаждет коренной исламизации повседневной жизни.

Подобные аргументы часто используются для обоснования тезиса о том, что даже в случае прихода к власти путем победы на выборах исламисты неизбежно скатятся к террору и насилию, поскольку демократическими методами им эту власть удержать не удастся. Между тем, эмпирических подтверждений справедливости этого тезиса явно недостаточно, поскольку исламисты практически нигде не получали власть мирным путем, в рамках нормального политического процесса.

Конечно, специфика общественного контекста, в котором протекает развитые исламского движения в Израиле, делает опыт пребывания израильских исламистов у власти не очень актуальным для прогнозирования перспектив политической радикализации исламских движений в большинстве мусульманских стран. Во-первых, мусульмане в Израиле составляют меньшинство населения, что накладывает свой отпечаток на выбор целей и стратегии исламистских группировок, подавляя экстремистские и максималистские тенденции. Во-вторых, в Израиле существует весьма эффективная система обеспечения государственной безопасности, что также резко снижает возможности перехода исламистов к стратегии насилия. Наконец, израильская политическая система достаточно открыта и демократична, чтобы стимулировать развитие умеренной тенденции в исламском движении.

Тем не менее, с точки зрения выявления некоторых пределов эффективности и гибкости исламистского руководства в реализации социально-экономических программ и взаимодействия с населением анализ первых итогов деятельности израильских исламистов на муниципальном поприще представляет несомненный интерес. В рамках этой статьи мы ограничимся лишь примером Умм аль-Фахм - города, который является центром исламистской активности в Израиле.

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Финансы и бюджет. После победы на выборах в 1989 г. в Умм аль-Фахм исламисты получили в наследство совершенно недееспособный муниципалитет. Из-за долгов, которые составляли около 9,5 млн. шекелей, все счета муниципалитета были заморожены, и практически вся сумма ежемесячных ассигнований (350 тыс. шекелей) съедалась кредиторами. Денег не хватало даже на зарплату муниципальным служащим. Финансовая отчетность за несколько лет находилась в совершенно запущенном состоянии. Тогдашний министр внутренних дел Израиля Арье Дери позднее признался, что буквально за два месяца до выборов он, учитывая столь критическое положение, даже рассматривал вопрос о смещении мэра и передаче власти в городе назначенной временной комиссии.

Исламистское руководство сразу же приняло целый ряд мер для выхода из финансового кризиса.

1. Реорганизация системы управления. В финансовый отдел муниципалитета были введены новые, квалифицированные и компетентные специалисты, а работа самого отдела была компьютеризована.

2. Приведение в порядок финансовых документов за предыдущие годы, поддержание строгой финансовой дисциплины и контроля за расходованием бюджетных средств

3. Ужесточение фискальной политики. Повышение налогов сразу на 35% и принятие строгих мер к неплательщикам принесло значительный доход в муниципальный бюджет (до 12,5 млн. шекелей в 1989/90 финансовом году). При этом налоговая система была пересмотрена в интересах наиболее малоимущих групп населения. Решение столь резко поднять налоги свидетельствовало о несомненной уверенности исламистов в своих силах. В свою очередь, отсутствие сколь-либо заметных проявлений протеста против этой меры со стороны населения подтвердило высокий уровень общественного доверия к исламскому движению.

Быстро продемонстрировав свою работоспособность и компетентность, новое руководство сумело завоевать доверие центральных властей. Посетивший Умм аль-Фахм в июле 1989 г. Арье Дери высоко оценил деловые и моральные качества исламистских градоначальников, принеся им даже извинения за прежние некорректные высказывания в их адрес. Все это позволило мэрии добиться от правительства увеличения бюджетных ассигнований. Динамика роста городского бюджета, составлявшего к 1989 г. лишь около 7 млн. шекелей, выглядит следующим образом (все суммы в млн. шекелей):

Год

Обычный бюджет

Бюджет развития

Итого

1990

21

0,3

21,3

1991

18

0,6

18,6

1992

28

2,9

30,9

1993

30

2,1

32,1

Конечно, здесь свою роль сыграло и общее улучшение финансирования арабского сектора, однако в любом случае этот фактор начал действовать лишь после прихода к власти правительства И.Рабина в 1992 г.

Развитие городской инфраструктуры и коммунальных служб. В Умм аль-Фахм, за которым закрепилась печальная слава одного из самых грязных и неблагоустроенных арабских городов, важнейшей задачей новой администрации стало строительство, расширение и асфальтирование дорог, расширение канализационной сети и строительство очистной станции, обеспечение регулярного водоснабжения путем строительства новых резервуаров. В городе были построены зоны отдыха. Муниципалитет начал осуществление программ создания системы городского транспорта, упорядочения движения внутри города, строительства жилья для молодых семейных пар (в квартале Айн Ибрахим) и т.п. По всеобщему признанию, вскоре после прихода к власти исламистов и внешний облик города, и его санитарное состояние, и бытовые условия значительной части населения улучшились.

Расширение сети социальных учреждений. Муниципалитет Умм аль-Фахм направил немалые средства на строительство и развитие учреждений социальной сферы, нехватка которых остро ощущалась в городе - это детские сады, школы, медицинские учреждения, женские, молодежные клубы, спортивные сооружения и т.п. В городе открылся дом престарелых, действует общество слепых, специальный центр психологической помощи. Под эгидой муниципалитета действует ассоциация по борьбе с наркотиками "Ар-Рахма".

Экономическое развитие Умм аль-Фахм является той сферой, где достижения исламистской администрации оказались наиболее скромными. Муниципалитету так и не удалось пока добиться начала реализации проектов создания двух промышленных зон (проекты находятся на стадии разработки или утверждения вышестоящими инстанциями), медленно реализуется программа создания новых торговых комплексов. Муниципалитет приступил к расширению системы экономического образования (курсы для предпринимателей, в том числе и начинающих) и профессиональной подготовки, разрабатывает программы поощрения местных инвестиций. Однако по-прежнему местная промышленность остается крайне слабой, а рынок труда крайне узким. По-прежнему, до 85% рабочей силы продолжает оставаться занятой вне города, в соседних еврейских поселениях и городах. Особенно остро проблема безработицы затрагивает женщин и выпускников университетов. Дополнительные рабочие места (в том числе для нескольких десятков женщин) появились главным образом в муниципальных структурах. Так, число ставок в школах выросло с 40 до 187, а в аппарате муниципалитета - с 70 до 600.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Исламизация общественной жизни. Опасения, что приход исламистов к власти положит начало форсированной исламизации общественной жизни, в общем не оправдались.

Как показала практика, исламское движение в Умм аль-Фахм не поддалось искушению применять насильственные методы исламизации. Единственными проявлениями насилия можно считать время от времени случающиеся нападения молодых исламских активистов на торговцев наркотиками и алкоголем.

В 1989 г. сразу после выборов муниципалитет издал указ о запрете торговли алкоголем на территории Умм аль-Фахм. Однако этим законодательное введение исламских норм и закончилось. Попытка Раида Салаха ввести раздельное обучение в средней школе не увенчалась успехом, натолкнувшись на вето Министерства просвещения. На сегодня в школе существуют как раздельные, так и смешанные классы.

Главным средством исламизации общественной жизни города, особенно накануне и в первое время после выборов 1989 г., было социальное давление. Действуя через родительские комитеты, исламисты настойчиво навязывали идею ношения хиджаба школьницами. В какой-то момент общественное мнение в пользу ношения хиджаба было настолько сильно, что немногие девушки решались идти ему наперекор. Усилились также проявления сегрегации полов в общественных местах. Довольно широкое распространение получили т.н. "исламские свадьбы", активно пропагандировавшиеся исламистами.

Однако когда в обществе наметился возврат к более "традиционным" обычаям и нормам поведения, исламское движение проявило известную гибкость и не стало вступать в конфликт с населением. Исламисты предпочли смотреть сквозь пальцы на свадьбы, где снова появились танцы и западная музыка, на участие девушек в массовых демонстрациях. Во всяком случае, накануне выборов 1993 г. оппозиция уже не пыталась спекулировать на страхе .перед "исламизацией" (как это было в 1989 г.), что убедительнее всего демонстрирует отсутствие у большинства избирателей ощущения угрозы своему привычному образу жизни со стороны исламского движения.

Что касается муниципалитета, то его руководители всегда стремились выглядеть выразителями интересов всего населения города, а не просто исполнителями воли исламского движения. Во всяком случае, внешние проявления "исламского характера" муниципалитета сведены до минимума. Среди сотрудниц мэрии можно встретить немало женщин, не носящих хиджаб и одетых по европейской моде.

Отношение к клановости. Не игнорируя фактор клановой солидарности, исламское движение сумело одновременно и учесть клановые интересы и психологию, и предстать как надклановая, объединяющая сила. При распределении постов и должностей в муниципальных структурах исламское движение обычно старалось соблюсти клановый баланс, одновременно заботясь о том, чтобы компромиссы с кланами не вели к снижению уровня компетентности и эффективности работы соответствующих структур.

Отношение к оппозиции. Используя свое абсолютное большинство в муниципальном совете, исламисты не особенно считаются с оппозицией. Все решения вырабатываются на внутренних заседаниях членов исламского блока, и выносятся на общее собрание совета лишь для формального утверждения. На ключевые посты исламское движение расставляет своих сторонников. Впрочем, исламисты действуют так же, как действовали и их оппоненты, находясь у власти, т.е. используют все возможности, в том числе и кадровую политику, для максимального укрепления своего политического и административного контроля над городом.

Отношения с населением. Руководство муниципалитета сумело сохранить живой контакт с массами благодаря использованию неформальных каналов исламского движения, а также личным качествам мэра и его соратников. Раид Салах, его заместители продолжают вести довольно простой образ жизни, часто встречаются с населением, причем не только в стенах кабинетов, но и во время своих "хождений в народ". Они подают также пример личной заботы об общем благе. Еще в самом начале, столкнувшись с острым финансовым кризисом муниципалитета, Раид Салах и его заместитель Хашим Абд ар-Рахман приняли решение перечислять в городской бюджет 50% своей зарплаты. На свои личные сбережения руководители города приобрели в муниципальную собственность полностью оборудованную машину скорой помощи. Многие члены муниципалитета, в том числе и сам мэр, регулярно участвуют в различных трудовых мероприятиях по благоустройству города.

Никто, даже наиболее рьяные сторонники оппозиции, не выдвигают против мэра и его помощников обвинений в коррупции, что весьма необычно для среднестатистических арабских руководителей такого масштаба.

Характерным показателем умения исламистов учитывать настроения "улицы" стал опрос общественного мнения, проведенный ими в период подготовки к выборам 1993 г. 450 респондентов (230 мужчин и 220 женщин) получили специальные анкеты, в которых им (на условии анонимности) предлагалось максимально откровенно высказать свое мнение и свои предложения по таким вопросам как, например:

- степень их доверия к муниципальным властям

- характер и степень изменений в социально-экономической и административной деятельности муниципалитета после 1989 г.

- кого из членов муниципалитета следует заменить и каковы альтернативные кандидатуры

- каковы самые насущные проблемы города

- отношение чиновников-исламистов к населению.

Похожие анкеты были розданы также "сочувствующим" исламскому движению и собственно "активистам", которые, наряду с этими вопросами, могли высказаться и по внутриорганизационным проблемам. По итогам спроса руководство движения приняло серьезные меры, сменив 18 из 32 членов исламского блока, а также 3 из 11 исламских представителей в муниципальном совете.

Отношения внутри исламского движения. Несмотря на харизматический характер руководства в лице Раида Салаха и отсутствие четкого институционализированного механизма принятия решений, исламское движение сумело на основе принципа "совещательности" (шура) обеспечить достаточную степень контакта между лидерами, функционерами среднего звена и рядовыми членами движения. Это позволило движению не только удерживать все внутренние дискуссии в демократических рамках, но и своевременно решать возникающие политические и организационные проблемы. Например, результаты упоминавшегося выше анкетирования подтолкнули исламистов не только пересмотреть персональный состав своих избирательных списков, но и предпринять шаги, направленные на формальное разграничение между руководством исламского движения и руководством муниципалитета во избежание негативных последствий возможного сращивания двух структур. Подобная организационно-политическая гибкость, в сочетании с высокой внутренней дисциплиной и сплоченностью создавали привлекательный имидж и, следовательно, повышали мобилизационный потенциал исламского движения.

Опыт пребывания исламистов у власти выявил и ряд проблем.

  • Во-первых, вовлечение в политику привело к некоторому ослаблению религиозно-воспитательной активности исламского движения, которая, в принципе, изначально рассматривалась как его главная функция. Озабоченность этой тенденцией оказалась настолько велика, что 40% участвовавших в опросе активистов высказались против участия исламского движения в муниципальных выборах 1993 г.(!) Этот парадоксальный факт свидетельствует о том, что исламское движение пока не нашло удовлетворительный баланс между политическими и религиозно-социальными элементами своей индивидуальности.
  • Во-вторых, обладание властью порождает тенденцию к растворению исламского движения в муниципальных структурах. Речь идет о том, что усилия по социально-экономическому развитию общества направляются уже не столько через исламские ассоциации, сколько по муниципальным каналам, а лидеры исламистов оказываются настолько заняты муниципальными делами, что собственно исламское движение остается как бы "без присмотра", постепенно теряя свой динамизм и мобилизационный потенциал. Это, в свою очередь, таит в себе опасность бюрократизации исламистского руководства, его отрыва от народа - одним словом, утраты всех тех преимуществ, которые до сих пор обеспечивали исламистам успех и популярность.

Сумеет ли исламское движение избежать этой опасности - зависит во многом от действий и политической прозорливости его лидеров. Впрочем, существуют два фактора, связанные с характером израильской политической системы, которые объективно препятствуют развитию упомянутой тенденции.

1. Наличие демократических процедур смены власти, а значит и реальной перспективы утраты власти, будет удерживать исламистов от соблазна делать ставку только на контроль над муниципальными структурами.

2. Невозможность в рамках израильского законодательства добиться желанной степени исламизации муниципальных структур способствует сохранению заинтересованности исламских лидеров в существовании независимых общественных организаций как инструмента распространения исламских ценностей.

  • В-третьих, логика политической борьбы подталкивает исламистов к принятию решения об участии в парламентских выборах. Вовлечение исламистов в парламентскую деятельность может обернуться для них повторением ошибок компартии, т.е. снижением внимания к конкретным повседневным проблемам и нуждам населения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

ВЫВОДЫ

Было бы преувеличением сказать, что исламская администрация сумела решить все, или даже большую часть социально-экономических проблем Умм аль-Фахм. Тем не менее, общий успех ее деятельности не вызывает сомнений, ярким подтверждением чему служат итоги выборов 1993 г., на которых Раид Салах был переизбран на новый срок опять же почти 3/4 голосов. Среди основных причин этого успеха - кредит общественного доверия, завоеванный благодаря социальным и коммунальным программам исламского движения, административный и организационный опыт, приобретенный в ходе реализации этих программ, возросшие финансовые возможности муниципалитета, способность наладить деловые отношения с центральным правительством, личные моральные и профессиональные качества руководителей, близость к народу, способность учитывать интересы и настроения населения.

Следует отметить, что Умм аль-Фахм являет собой наиболее яркий пример успешной деятельности исламистов во главе местных органов власти. В других районах результаты правления исламистов не столь впечатляющи и порой весьма противоречивы. Да и политические позиции исламского движения там не так крепки, как в Умм аль-Фахм. Впрочем, наибольший успех исламистов именно там, где они наиболее свободно распоряжались властью, свидетельствует лишь в их пользу.

Как показывает опыт Умм аль-Фахм, ислам с его мобилизационным потенциалом в соединении с эффективным политическим руководством способен дать по меньшей мере начальный импульс процессу решения насущных социально-экономических проблем общества. Кроме того, исламское движение доказало, что оно в состоянии выдержать экзамен властью и сохранить свою легитимность в глазах населения, продемонстрировав достаточно редкую для арабской политической культуры способность адекватно фиксировать и учитывать в своей политике фактор общественного мнения. Во всяком случае, опыт арабской общины Израиля расширяет наши представления о возможной степени гибкости и эффективности исламистского руководства - по крайней мере, на уровне муниципальной власти.

 


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|