БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

АРАБСКИЕ СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ АЗИИ И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ (НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ,ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА). Москва 1997
 

Г.С.Шахбазян

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ИРАКА ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА С ИРАНОМ (1980-1988 гг.)
 


Анализ последствий для Ирака вооруженного конфликта с Ираном необходимо начать с предвоенных лет, поскольку именно тогда был нарушен нормальный ход политического и экономического развития страны.

В развитии Ирака во второй половине 70-х годов наметился постепенный отход правящей партии Баас (ПАСВ) от провозглашенного ею курса на “социалистическую ориентацию” Rambler's Top100 Основные задачи на ближайшее пятилетие, намеченные 8-м региональным (иракским) съездом Баас в начале 1974 г., такие как демократизация существующего строя, создание социально-экономических предпосылок для перехода к строительству “социалистического общества”, решение курдской проблемы оказались, в значительной мере, невыполненными.

К началу 80-х годов в ходе социально-экономического развития страны значительно укрепились капиталистические отношения в хозяйственной сфере. С конца 70-х годов руководство Ирака стало активно поощрять развитие частнокапиталистического предпринимательства под контролем государства во всех основных областях экономики. Все отчетливее прослеживалась тенденция ускоренного роста “новой” буржуазии и усиления позиций ряда “старых” капиталистов.

Эти сдвиги в социальной сфере сопровождались укреплением ведущих позиций в партии и государстве группировки Саддама Хусейна. После длительной борьбы за власть между гражданскими и военными функционерами внутри иракской Баас, начавшейся в 1969 г., только 10 лет спустя, в августе 1979 г., гражданской группировке во главе с С.Хусейном удалось одержать победу. Посты президента страны, председателя Совета революционного командования (СРК) - высшего органа власти в стране, и генерального секретаря Баас Ирака вместо ушедшего в отставку по состоянию здоровья А.Х.аль-Бакра занял Саддам Хусейн, бывший ранее заместителем Бакра в партийных и государственных органах.

Вскоре в Багдаде было объявлено о раскрытии заговора, который имел целью свержение нового руководства. Было арестовано более 250 сторонников Бакра. По решению специально созданного трибунала 20 человек, включая 5 членов СРК, были казнены в августе того же года. Ряд деятелей, занимавших высокие посты в партийном и государственном аппарате, были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. После расправы со сторонниками Бакра С.Хусейн сосредоточил в своих руках всю полноту власти.

После своего вхождения во власть С.Хусейн стал активно проводить в жизнь курс на превращение Ирака в государство - лидер региона Персидского залива, пытаясь с этой целью использовать настроения арабских государств Аравийского полуострова, не одобрявших гегемонистские устремления Ирана. Этот курс нашел свое выражение в Национальной декларации Ирака от 8 февраля 1980 г., подготовленной под руководством С.Хусейна. В ней содержался призыв к арабским странам совместно выступить против присутствия “иностранцев” на землях “арабской родины”.

Активизация Ираком внешнеполитической деятельности в стремлении занять одно из ведущих мест и среди стран “третьего мира” привела к тому, что Движение неприсоединения решило провести осенью 1982 г. в Багдаде свою 7-ю конференцию. В случае, если бы Багдадская конференция состоялась, С.Хусейн, как руководитель страны, в которой прошел этот форум, согласно принятым в Движении правилам, возглавил бы Движение неприсоединения на следующие четыре года. В связи с предстоявшей конференцией в конце 70-х годов в Багдаде стал возводиться ряд престижных объектов, сооружение которых продолжалось и после начала вооруженного конфликта: дворец конгрессов, несколько первоклассных отелей, международный аэропорт, были начаты проектно-изыскательские работы по строительству в столице первой очереди метро.

В условиях значительного роста поступлений от экспорта нефти (в 1979 г. - 21,3 млрд. долл., а в 1980 г. - 26,13 млрд. долл. - рекордный размер поступлений, полученных Ираком), связанных с повышением мировых цен на жидкие углеводороды, в конце 70-х годов появились серьезные диспропорции в экономическом развитии Ирака. Это вообще характерно для развивающихся государств. В Ираке это имело место ввиду притока в его экономику крупных финансовых средств. Прогресс в развитии индустрии был достигнут сравнительно быстро за счет импорта передовой технологии и квалифицированной рабочей силы. В то же время сохранялась структурная, техническая и социальная отсталость одной из ведущих сфер экономики - сельского хозяйства.. По этой причине сельское хозяйство обладало низкой абсорбционной способностью (т.е. способностью продуктивно поглощать финансовые средства). Отсюда низкие темпы роста ВВП отрасли, которые в середине 70-х годов упали до минусовых показателей. Темпы же роста ВВП в целом по стране достигли в 1973-78 гг. 10,5% в год в среднем, а в обрабатывающей промышленности, например, составили 86,2% в 1976 г. (в основном, за счет импорта промышленного оборудования). Диспропорции существовали в Ираке не только между передовыми и отсталыми отраслями - сельским хозяйством, в меньшей степени - инфраструктурой, но и в самой индустрии, в которой нефтяная и ряд других отраслей промышленности, прежде всего военная, являлись динамичным анклавом в сохранявшей черты слаборазвитости экономической структуре страны.

К началу войны серьезной проблемой стали и рост инфляции (в 1976-1980 гг. уровень ее достигал 18-20% в год) и “перегрев” экономики, то есть развитие ее чрезмерно высокими темпами.

Трудности в экономике страны были вызваны в значительной мере и нехваткой квалифицированных кадров, а также слабой подготовкой и низкой эффективностью работы управленческого аппарата (последнее объяснялось в большой мере жесткой централизацией системы управления госсектором). Все указанные факторы только усиливали зависимость экономики от нефтяных доходов. Для того, чтобы ослабить зависимость национального хозяйства от нефти, правительство еще с середины 70-х гг. стало проводить политику диверсификации экономики, то есть первоочередного развития, помимо добычи нефти, таких отраслей индустрии, как переработка нефти, нефтехимия, электроэнергетика, а также инфраструктуры.

После начала вооруженного конфликта инвестиционная политика государства осталась неизменной. По инерции огромные средства расходовались на строительство объектов мирного назначения, в том числе престижных. Немалую роль сыграла и позиция правящих кругов Ирака, занятая ими в начале войны. Считалось, что страна имеет достаточно средств, чтобы и воевать, и продолжать развивать экономику прежними темпами. И хотя поступления от экспорта нефти значительно сократились в 1981 г. - до 10,4 млрд. долл. из-за разрушений, вызванных войной, официальные круги Ирака неоднократно заявляли, что экономическое положение страны не ухудшилось, и она “может продолжать процесс развития, не экспортируя нефти в течение двух с половиной лет”. В то же время стоит подчеркнуть, что усиленная милитаризация экономики Ирака началась не после объявления войны между Ираком и Ираном, а задолго до нее. Еще до сентября 1980 г. Ирак заключил немало контрактов с развитыми капиталистическими странами и со странами социализма о поставке ему оружия. Такие контракты были заключены, например, с Францией на 3,5 млрд. долл., с Италией - на 1,8 млрд. долл. Ирано-иракский вооруженный конфликт нанес огромный материальный ущерб всему хозяйству Ирака, так же, как и Ирана. Воюющие стороны стремились, в первую очередь, разрушить объекты нефтяной индустрии противника и обслуживающую ее инфраструктуру ввиду решающего значения этой отрасли для военно-экономического потенциала обеих стран. В ходе восьмилетней войны в Ираке были разрушены морские порты в Персидском заливе, включая нефтеэкспортные терминалы в Хор-эль-Амае и в Мина-эль-Бакре - главном морском порту по вывозу нефти. Разрушены были также несколько нефтепромыслов, два нефтеперерабатывающих завода в Эш-Шуайбе (г. Басра) и в г. Киркук, крупнейший нефтехимический комплекс в г. Эз-Зубейр (близ Басры), первая очередь которого должна была быть введена в эксплуатацию в конце 1980 г., насосные станции на трассах магистральных нефтепроводов, по которым нефть перекачивали в портовые терминалы в Сирии и на побережье Залива. Серьезно пострадали также другие предприятия индустрии, транспорта, связи, системы энерго- и водоснабжения, канализации: они были либо повреждены во время войны, либо пришли в негодность из-за работы на износ с начала 80-х годов.

Большинство мужчин рабочего возраста были призваны в армию. Нехватка рабочей силы поэтому отрицательно сказалась на сфере материального производства и управлении экономикой. Помимо активного вовлечения женщин в сферу производства Ирак был вынужден привлечь иностранную рабочую силу, главным образом из Египта и Марокко, а также из стран Южной и Юго-Восточной Азии. В начале 80-х годов число иностранных рабочих здесь превышало 2 млн. чел., в том числе, по разным оценкам, от 1 до 1,5 млн. египтян, полмиллиона граждан других арабских стран и до полумиллиона рабочих из неарабских государств. Это создало дополнительные проблемы для финансов страны, так как часть заработной платы, выплачиваемой иностранным рабочим, вывозилась из Ирака в виде твердой валюты. Так, к концу ирано-иракской войны Ирак выплачивал в год около 1 млрд. долларов 1 млн. иностранных рабочих.

Война стоила Ираку, по некоторым оценкам, как минимум, в 125-147 млрд. долл. Сюда входят закупки оружия (30-35 млрд.), недополученные доходы от резко сократившегося после начала войны экспорта нефти (40-45 млрд.), потери от неполученных “ненефтяных” доходов (35-45 млрд.), выплата компенсаций семьям жертв войны (только убитых со стороны Ирака насчитывалось 350-400 тыс. чел.) - (7-8 млрд.), расходы на вынужденное строительство нового нефтепровода - (3-4 млрд.), средства, выплаченные в виде жалованья или на предоставление льгот военнослужащим - около 10 млрд. долл. Сюда не включена стоимость восстановления физической инфраструктуры - сразу после войны ее размеры было трудно определить. По имеющимся западным оценкам, восстановление разрушенных в годы войны нефтяных объектов, заводов, фабрик, школ, больниц, транспортной системы, жилищного фонда должно было обойтись примерно в 30 млрд. долл. Таким образом, минимальный размер ущерба, нанесенного Ираку войной, возрастал до 155-177 млрд. долл., а по другим достигал 452,6 млрд. долл.

Внешняя финансовая задолженность Ирака, по западным оценкам, составила к концу 1988 г. 85-95 млрд. долл., включая займы и денежные средства, полученные им от сбыта на мировом рынке Кувейтом и Саудовской Аравией в 80-е годы нефти в счет экспортных поставок Ирака. В 1983-1988 гг. эти две страны перечисляли Ираку около 2 млрд. долл. в год за ежегодную продажу на мировом рынке от 15,5 до 16,5 млн. т сырой нефти. В целом же Ирак должен был нефтеэкспортирующим государствам Залива, особенно Кувейту и Саудовской Аравии, 50-60 млрд. долл. Ирак не собирался возвращать свои долги государствам Залива, исключая средства, полученные от продажи нефти в счет иракских поставок (около 12 млрд. долл.). Саддам Хусейн отметил в этой связи, что указанный долг - это “долг крови”, поскольку “Ирак в одиночку защищал арабскую нацию от иранского врага”. Долг Ирака государствам Запада и Японии достиг к концу войны примерно 30 млрд. долл., в т, ч. долг Франции - 6,5 млрд. (по другим данным, 4 млрд.), Японии - 5,5 млрд., ФРГ - 3 млрд., Италии - 2,9 млрд. Долг Ирака бывшему СССР оценивался в 1990 г. в 6 млрд. долл., а странам Восточной Европы - в 4-5 млрд. долл.

Проблема внешней задолженности странам Запада приобрела для Ирака особую остроту, поскольку начавшийся здесь после окончания военных действий процесс восстановления экономики требовал участия в нем западных фирм и компаний. Эти фирмы и компании, в то же время, зачастую не могли получить у своих правительств и подчиненных им государственных кредитно-страховых учреждений необходимых гарантий из-за задолженности Ирака этим странам. Кроме государств Запада Ирак делал небезуспешные попытки получения займов и кредитов у международных организаций, в социалистических и развивающихся странах.

Финансовые возможности Ирака по возвращению своих долгов были в конце 80-х годов весьма невелики. Даже восстановление сократившихся в годы войны экономических связей с многими странами - не только государствами Запада - тормозилось ввиду многократного переноса сроков возвращения зарубежных займов и кредитов. Оценки возможностей Ирака по выплате внешнего долга свидетельствовали о том, что при сохранении доходов от экспорта нефти на существовавшем тогда уровне 13-15 млрд. долл. в год, размер которых зависел от стоимости нефти на мировом рынке и от квоты на ее добычу (квота Ирака составляла 132 млн. т в год в 1988 г. и в первой половине 1989 г., на вторую половину 1989 г. она была повышена, по решению ОПЕК, до 139,15 млн. т в год), казна имела пассивное сальдо в размере 6-8 млрд. долл. в год. В таких условиях Ирак смог бы начать выплату долгов лишь в том случае, если стал бы оплачивать наличными до 50% стоимости гражданского импорта, то есть без стоимости ввоза оружия и оборудования для его производства, расходы по которому достигли в 1988 г. около 13 млрд. долл. Правительству Ирака было необходимо выплачивать только для обслуживания своих долгов по 5 млрд. долл. в год в первой половине 90-х годов. Таким образом, только обслуживание внешнего долга поставило Ирак перед необходимостью прибегнуть к получению новых зарубежных кредитов и займов. С.Хусейн рассчитывал на помощь арабских государств Залива, на то, что они простят свои кредиты и займы, выданные Ираку в годы войны против Ирана. Кувейт однозначно отказался пойти на это. Ирак обратился также к арабским странам Залива с просьбой внести по 10 млрд. долл. на восстановление своего хозяйства. Кувейт предложил в ответ лишь 0,5 млрд. долл. с выплатой этой суммы в течение трех лет. Более того, Кувейт и ОАЭ добыли в конце 80-х гг. нефти в объеме, превысившем квоты ОПЕК, что привело к падению цен на нефть на мировом рынке с 20 долл. за баррель в январе 1990 г. до 14 долл. в конце июня того же года. Снижение мировых цен на 1 долл. за баррель означало в то время для Ирака потерю 1 млрд. долл. в год от вывоза нефти. В данном случае для Ирака это означало потерю 6 млрд. долл. Поступлений от экспорта нефти в 1990 г. Естественно, что такая позиция Кувейта стала одной из причин агрессии Ирака против этого государства в августе 1990 г.

После прекращения военных действий Ирак приступил к восстановлению разрушений и к дальнейшему развитию национальной экономики. Приоритетом при восстановлении и развитии хозяйства пользовались нефтяная и газовая промышленность, черная металлургия, а также военная индустрия. В основе избранных приоритетов находилась подготовленная еще во второй половине 70-х годов программа диверсификации экономики, сокращения ее почти полной зависимости от экспорта сырой нефти. Однако в основе принятой к исполнению программы восстановления и развития экономики снова оказалась нефтяная индустрия, так как она обеспечивала добычу главного экспортного товара - нефти, а также расширение объема ее переработки внутри страны как с целью поставки на внутренний рынок, так и на экспорт.

Еще до окончания войны, в начале 1988 г. в Ираке была принята программа строительства ряда промышленных предприятий, имевшая целью создание новых отраслей индустрии и увеличение мощностей существующих. Было намечено сооружение второго металлургического завода в г. Эн-Насирия мощностью в 1-2 млн. т продукции в год. Было также решено увеличить мощности первенца черной металлургии - завода в г. Хор-эз-Зубайр, пущенного в эксплуатацию в 1978 г. и законсервированного в начале 80-х годов. Предполагалось в дополнение к имевшимся мощностям по выпуску 400 тыс. т стали и 1,19 млн. т губчатого железа в год построить цеха для производства 400-500 тыс. т губчатого железа в год с использованием в качестве сырья железорудных окатышей, ввозимых из Бахрейна и Индии, а также, частично, и местной железной руды. В г. Эль-Мусайиб, недалеко от Багдада, было начато сооружение второго нефтехимического комплекса стоимостью 2,5-3 млрд. долл. На соседней с ним площадке было начато строительство Центрального нефтеперерабатывающего завода производительно-стью 7 млн. т нефтепродуктов в год. После окончания военных действий было также начато строительство завода по выплавке алюминия мощностью 200 тыс. т в год в г. Эн-Насирия, сооружение шинного завода в г. Эн-Неджеф производительностью 2 млн. шин для легковых и грузовых автомашин и для тракторов. В г. Таджи итальянская фирма строила завод специальных сталей, ввод которого в эксплуатацию был намечен на 1990 г. Этот завод должен был стать крупнейшим на Ближнем Востоке предприятием по выпуску нержавеющей, машиностроительной и инструментальной стали в объеме 300 тыс. т в год, что позволило бы ускорить темпы развития машиностроения в стране. Второй завод спецсталей производительностью 110 тыс. т в год наметила построить в Ираке Межарабская организация по промышленному развитию. Было также начато сооружение, ряда трубопрокатных заводов, среди которых был завод по выпуску 400-500 тыс. т стальных цельнотянутых труб и завод по производству 180 тыс. т в год сварных труб для нефтяной и газовой индустрии и для водоснабжения. Было намечено также строительство двух автозаводов по выпуску грузовых и легковых автомашин, тракторного завода, бумажной фабрики.

Для прогресса национальной индустрии необходимо обеспечить опережающее развитие электроэнергетической базы. С этой целью было намечено удвоение установленных мощностей электростанций к 2000 г., доведя их до 17 млн. кВт. Было начато сооружение таких крупных электростанций, как ТЭС в губернаторстве Аль-Анбар мощностью 1,8 млн. кВт, ТЭС Аш-Шемаль около г. Мосул мощностью 1,4 млн. кВт (с возможностью экспорта части вырабатываемой электроэнергии в соседнюю Турцию), ТЭС Аль-Юсифия мощностью 1,26 млн. кВт

В годы войны иракская армия снабжалась оружием в основном за счет импорта. За пятилетие, в 1983-1987 годах, Ирак ввез оружия на 15 млрд. долл. (в ценах 1985 г.), оставив позади двух других крупнейших в мире импортеров оружия - Индию и Египет. К концу военных действий промышленность Ирака практически полностью обеспечивала свою армию легким стрелковым оружием, боеприпасами, авиабомбами. Импорт самых современных видов и марок вооружения в Ирак в годы войны обеспечил высокую техническую оснащенность его армии, превышавшую в этом отношении армию Ирана. Осень 1988 г., время прекращения войны с Ираном, стала началом нового этапа развития военной промышленности страны. По оценке, 22 млрд. долл. было ассигновано на период до 1992 г. на развитие военной индустрии. Эта отрасль хозяйства считалась, совместно с военной индустрией дружественного Ираку Египта, базой для использования западной технологии. В конце 80-х гг. в Ираке были налажены переоборудование боевых самолетов и танков с учетом опыта войны с Ираном, сборка танков, бронемашин, военных грузовиков. Было намечено приступить в начале 90-х годов к производству боевых истребителей и штурмовиков методом прогрессивной сборки. Было также налажено переоборудование тактических ракет класса “земля-земля” дальностью действия до 600 км, велась, совместно с компаниями ряда стран, главным образом, ФРГ, подготовка к производству двухступенчатой баллистической ракеты с радиусом действия более 1 тыс. км. В конце 80-х гг. Ирак приступил к производству некоторых видов оружия массового поражения (ОМП), запрещенного международными конвенциями - химического и биологического оружия, были начаты исследования в области производства ядерного оружия.

Создание значительного, в масштабе региона, военно-промышленного комплекса стимулировало переход и многих гражданских отраслей промышленности на современный технико-экономический и технологический уровень. Война с Ираном не только потребовала ускоренного развития военной индустрии в стране, но и привела к определенному прогрессу как в сфере промышленности, так и во всем народном хозяйстве. Этот прогресс выразился в повышении технического уровня всей экономики, в улучшении подготовки кадров, в более эффективном и гибком управлении хозяйственным механизмом, в укреплении дисциплины труда и, в результате, в повышении его производительности.

Наметившийся в конце 80-х годов поворот к рыночной экономике и связанная с этим передача ряда предприятий госсектора, не имеющих стратегического значения, частному сектору, их приватизация, также в определенной степени ускорили процесс восстановления хозяйства страны. Меры по приватизации и либерализации экономики привели к концу 80-х годов к большему вовлечению инвестиций частного сектора в национальное хозяйство, дали возможность государству направлять средства на развитие, главным образом, военной индустрии и инфраструктуры.

Прекращение войны с Ираном вызвало некоторые изменения в объеме и структуре внешнеэкономических связей Ирака. Восстановление хозяйства потребовало роста объема импорта, в то же время начал сокращаться ввоз оружия и военного снаряжения.

Восстановление и развитие нефтяной индустрии, нефтехимии и других отраслей обрабатывающей промышленности, а также физической инфраструктуры нуждались в использовании значительной доли иностранного компонента, т. е. в импорте технологии и оборудования. Скорейшее восстановление и реконструкцию разрушенных в ходе войны районов Ирака можно было осуществить лишь при условии привлечения большого числа иностранных специалистов в области планирования и строительства.

Широко известен объявленный правительством Ирака в годы войны принцип сохранения и расширения внешнеэкономических связей. После окончания войны наибольшим приоритетом у Ирака должны были пользоваться те страны, зарубежные банки и компании, которые сотрудничали с ним в самые тяжелые военные годы, когда среди иностранных специалистов и рабочих, занятых на строившихся объектах, появились убитые и раненые и когда импорт туда оборудования и материалов был крайне осложнен, а выплата долга за предоставленные кредиты и займы бесконечно откладывалась.

После прекращения войны иностранным компаниям, устремившимся в Ирак в надежде получить выгодные контракты по восстановлению разрушенных объектов хозяйства или строительству новых, пришлось столкнуться с прагматичным подходом иракских ведомств к выбору зарубежных подрядчиков. На первый план при таком подходе ставилось не столько отношение той или иной страны или компании к выполнению своих обязательств в Ираке в годы войны, сколько согласие финансировать строительство объектов, которые данная компания собиралась здесь вести, причем выдвигавшиеся различными ведомствами Ирака финансовые условия при предоставлении подряда были достаточно невыгодны для иностранных фирм. Прагматизм иракских заказчиков выражался, помимо выдвижения жестких финансовых условий, и в учете таких факторов, как уровень цен, сроки осуществления объектов, качество работ, технологичность исполнения.

Большая внешняя задолженность Ирака сделала финансирование строительства новых предприятий рискованной и сложной проблемой. Однако будущих подрядчиков притягивал огромный масштаб работ по восстановлению разрушенной и строительству новой инфраструктуры, промышленности и других отраслей хозяйства.

Анализ развития внешнеэкономических связей Ирака со странами Запада и Японии с середины 70-х гг., в годы “пика” цен на мировом нефтяном рынке говорит о том, что эти связи укрепились к началу 80-х годов. После прекращения войны связи Ирака и Франции, которая являлась одним из его главных поставщиков оружия в 80-е годы, стали наиболее тесными.*

Особое место во внешнеэкономических связях Ирака в послевоенное время стали занимать арабские страны. В целом проводилась в жизнь тенденция укрепления сотрудничества с этой группой государств. В апреле 1988 г. в Ираке был принят закон об арабских инвестициях, направленный на привлечение арабского капитала в промышленность, сельское хозяйство и туризм. Разрешалось создание совместных предприятий с участием до 51% капитала из других арабских стран. Этот закон создал приемлемый инвестиционный климат для арабского капитала. Так, например, Саудовская Аравия, Катар, Иордания начали совместно с Ираком сооружение стекольного завода в г. Рамади стоимостью 100-150 млн. долл. И производительностью 100 тыс. т в год. Половину продукции завода предполагалось вывозить в страны Залива и Иорданию. В 1989 г. был подписан контракт о строительстве химического завода с 32% участием в его капитале Саудовской Аравии.

Следует отметить и кредитную деятельность банков арабских стран по финансированию экономического развития Ирака. Так, в 1988-1989 годах Арабский фонд экономического и социального развития, принадлежащий Кувейту, выдал Ираку два займа на сумму в 50,2 млн. долл. на развитие промышленности. В 1989 г. Исламский банк развития (Саудовская Аравия) предоставил Ираку займов примерно на 25 млн. долл.

Сотрудничество со странами социализма, главным образом с СССР, являлось в те годы одним из основных направлений внешнеэкономических связей Ирака. В конце 70-х и в 80-е годы Ирак был одним из крупных внешнеторговых партнеров СССР среди развивающихся стран. В 1981 г. он находился на первом месте среди торговых партнеров СССР на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке, в 1982-1986 годах - на втором месте среди арабских стран, после Ливии, а в 1987 г. - на первом месте среди них и на втором - среди развивающихся стран, после Индии. Экспорт СССР в Ирак (без учета военных поставок) в 1981-1987 годах, т. е. в годы войны, на 97-99% состоял из машин, оборудования и транспортных средств, в том числе оборудования для электростанций, нефтяной индустрии. В годы войны транспортные средства, полученные из СССР, включая специальные автомашины-пожарные, топливозаправщики, автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, а также легковые автомашины повышенной проходимости и гражданская авиатехника полностью направлялись в действующую армию.

Общий анализ внешнеэкономических связей Ирака в 80-е годы позволяет сделать вывод о том, что в этот период его руководству удалось заметно укрепить отношения с индустриально развитыми странами Запада и Японией. Указанные страны, а также ряд крупных развивающихся государств (Индия, Бразилия), новых индустриальных стран (Южная Корея), несмотря на большую финансовую задолженность Ирака прилагали немалые усилия по расширению там своего присутствия, что объясняется высокой потенциальной платежеспособностью Ирака ввиду наличия огромных запасов нефти, а также его стремлением стать индустриальной страной. Это в перспективе означало превращение его в колоссальный рынок для зарубежных капиталов и товаров. Не вызывает сомнения, что ведущие государства Запада и государства Залива рассматривали процесс послевоенного восстановления и развития экономики Ирака как реальную возможность для получения максимальных прибылей. Они, естественно, использовали в своих целях усиление структурной зависимости экономики Ирака от мирового капиталистического хозяйства (МКХ). Рост зависимости экономики страны от МКХ подтверждается увеличением удельного веса капиталистических государств в импорте Ирака. В 1988 г. удельный вес импорта Ирака из развитых капиталистических стран достиг 54,5% стоимости всего импорта, тогда как его импорт из социалистических стран Европы и Азии, включая Советский Союз (без учета ввоза оружия) составил всего 8,9%. Если же добавить к доле развитых капиталистических стран долю импорта из Турции, Бразилии и Южной Кореи, то в сумме он достиг 75,8% стоимости всего импорта Ирака в 1988 г.

Усиление экономической зависимости Ирака от МКХ к началу 90-х годов обусловило рост тенденции к все большему сближению интересов правящего режима этой страны с интересами государств Запада. Это стало находить свое выражение как во внутренней, так и во внешней политике Ирака. Трудно сказать, по какому пути пошло бы экономическое развитие Ирака, каких бы успехов ему удалось бы добиться на этом пути, если бы не роковая ошибка С.Хусейна, выразившаяся в захвате Кувейта в 1990 г. Вторгшись в Кувейт Багдад взял под свой контроль пятую часть разведанных запасов нефти в мире. В случае захвата им Саудовской Аравии (а такая вероятность не исключалась!) он стал бы контролировать почти половину всех мировых запасов нефти. Такого развития событий Запад и, прежде всего, США допустить не могли. Результатом агрессии против Кувейта стала многолетняя трагедия большинства жителей Ирака, обреченных санкциями СБ ООН на полуголодное существование, а также фактическое уничтожение экономического потенциала Ирака в ходе операции “Буря в пустыне”. Теперь Ираку предстоит многолетний труд по восстановлению хозяйства и необходимость огромных расходов по выплате компенсации, связанной с вторжением в Кувейт.

 


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|