БЛИЖНИЙ ВОСТОК: НОВОСТИ, СОБЫТИЯ, ФОТОРЕПОРТАЖ

«Вопрос транспортировки газа через Украину — чисто экономический»,

уверен иранский посол Ахмад Садег-Бонаб


Сергей СОЛОДКИЙ, «День»


27-3-1.jpg (13462 bytes)
АХМАД САДЕГ-БОНАБ

Последние две недели во внешней политике Украины можно без преувеличений назвать иранскими. Визит представительной делегации Исламской Республики Иран в Украину на прошедшей неделе, которую возглавил министр иностранных дел этой страны Кемаль Харрази, посещение Ирана украинским премьер-министром Виктором Ющенко. Наконец, был осуществлен первый полет самолета Ан 140, над которым работают совместно украинская и иранская стороны. Бушерский инцидент, который, казалось, оставит непоправимый след на нашем сотрудничестве, судя по всему, себя исчерпал. Министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко во время пребывания в Киеве иранской делегации заявил, что отныне «Киев относится практично к дальнейшему сотрудничеству с Тегераном». Для Ирана эти дни важны еще и тем, что завтра там будут праздновать годовщину исламской революции, когда был устранен от власти шах. О достижениях исламской революции, о перспективах и результатах украинско-иранского сотрудничества читайте в интервью в газете «День» с Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламской Республики Иран в Украине Ахмадом САДЕГ-БОНАБОМ.

— Завтра Иран будет отмечать 22-ю годовщину революции в стране, когда от власти было устранено шахское руководство. Какими видятся последствия?

— В самом деле, эти дни иранский народ отмечает День исламской революции, осуществленной под руководством аятоллы Хомейни. В результате революции закончилось монархическое правление, которое господствовало на протяжении 2500 лет, когда угнетенный народ Ирана почти постоянно терпел насилие со стороны тиранического шахского режима. Революция освободила народ от оков, и в истории древней иранской цивилизации началась новая эпоха. Естественно, победа этой революции досталась нелегко. Из-за этой революции много иранских мыслителей, ученых, студентов, школьников пожертвовали своими жизнями. Лозунг нашей революции был «Независимость, свобода и исламская республика!». Цель — углубление и развитие демократии, участие народа в определении своей судьбы и управлении страной. После революции в течение 22 последних лет мы провели более двадцати выборов. Можно сказать, что по проведению выборов, в сравнении с другими странами мира, мы находимся в авангарде. Для того чтобы большее количество народа смогло принять участие в выборах, наш парламент утвердил минимальный возраст для людей, которые могут голосовать, — 16 лет. По экономическим вопросам мы прилагаем много усилий для создания всех благ для иранского народа. Как в промышленной, так и в сельскохозяйственной сфере для нас принципиальным остается решение вопроса самообеспечения.

— Самообеспечения или изоляции?

— Мы просто хотим максимально использовать возможности в своей стране. Нельзя думать, что какая-то страна хочет изолироваться от мира. Наоборот, я думаю, что все страны должны иметь взаимопонимание и тесные отношения.

— Насколько тесны такие отношения с Украиной? Некоторые выводы уже можно сделать, тем более что в январе этого года исполнилось девять лет дипломатического сотрудничества между Украиной и Ираном.

— Иран один из первых признал независимость Украины. Сразу мы установили и политические отношения. Они с каждым днем развивались. В течение прошлого года были хорошие подвижки в этом процессе. На этой неделе был совершен официальный визит премьер-министра Украины Виктора Ющенко в Иран, где он принял участие в церемонии первого полета самолета Ан 140, построенного совместно с вашей страной. Неделю назад осуществил визит в Киев министр иностранных дел Ирана Кемаль Харрази. В ближайшие дни должна состояться поездка главы украинского парламента Ивана Плюща в Тегеран. Все это говорит о том, что между нашими странами началось новое движение в развитии двусторонних отношений.

— Означает ли это, что Иран больше не имеет претензий к Украине по поводу Бушерского инцидента?

— Следует отметить, что договор о строительстве атомной электростанции в Бушере был заключен между Ираном и Россией. С Киевом не было подписано никаких документов в этой сфере. Поэтому к Украине нет и не было никаких претензий.

— Абсолютно?

— Абсолютно.

— Во время приезда иранского министра иностранных дел г-на Харрази в Киев обсуждался вопрос о транспортировке газа из Ирана в Европу через территорию Украины. Не могли бы вы рассказать об этом поподробнее?

— Наша страна имеет большой запас газа и находится на втором месте в мире по этому показателю. Естественно, что Тегеран будет изучать разнообразные трассы и варианты экспорта газа. Это одна из важных альтернатив, в осуществлении которой нам может помочь Украина, потому что путь, по которому будет поступать газ в Европу, может проходить через вашу страну. Кроме того, у обеих сторон есть желание для сотрудничества в этой сфере, для чего и будут созданы специальные рабочие группы по изучению вопроса транспортировки газа.

— Тем не менее, какие страны, компании еще могут принять участие в осуществлении проекта?

— Это и определят рабочие группы. Повторюсь, существуют разные проекты, разные трассы. Все они и будут рассмотрены.

— Если строительство такого газопровода будет идти вразрез с интересами России, откажется ли Тегеран от «газового» сотрудничества с Киевом?

— Вопрос транспортировки иранского газа чисто экономический. Та трасса, которая будет выгодной для Тегерана экономически и сможет конкурировать, и будет реализована.

— Даже если придется конкурировать с Россией?

— Наш проект будет вне конкуренции.

— Обсуждался ли во время встреч украинской и иранской делегаций вопрос сотрудничества в военно-промышленном комплексе?

— Нет. Об этом речь вообще не шла. Обсуждались разные вопросы: транспортировка газа, транзит товаров, подписано было соглашение по торговле, акцентировали внимание на увеличении товарооборота. Обсуждали также вопрос о промышленном сотрудничестве, символом которого можно считать самолет Ан 140.

— Г-н Посол, вы упомянули об увеличении товарооборота между Украиной и Ираном. В прошлом году его объем составил почти $100 млн. Но на импорт иранских товаров с этой суммы приходится меньше 10%. В чем причина такого дисбаланса?

— Большей частью ваша страна экспортирует в Иран металл и товары машиностроительной отрасли. Вторая причина состоит в том, что в Иране очень мало знают об Украине. С другой стороны, и Украина знает мало об иранском товаропроизводителе. Для решения этой проблемы мы и создали недавно в Киеве Центр информации по торгово- экономическим вопросам.

— Министр иностранных дел вашей страны во время своего пребывания в Киеве упомянул о сотрудничестве регионов Украины и Ирана. Речь шла об Исфахане и Харькове. Почему именно Харьков?

— Это желание не только Исфахана, но и Харькова. В прошлом году, когда министр иностранных дел Украины осуществлял свой визит в Исфахан, в его делегации также был глава обладминистрации Харькова. В это время и был подписан документ о сотрудничестве. Кроме того, Ан-140, который строится в Исфахане и в Харькове. Надеюсь, что это только углубит сотрудничество между Ираном и Украиной.

№27 10.02.2001 «День»


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|