БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. ХХ век. ЧАсть 3. 1945-2000. М., 2001 г. Под. ред. А.М. Родригеса.

СИРИЯ
Сирия после выхода из ОАР (1961—1967 гг.)


28 сентября 1961г. армейские офицеры осуществи- ли первый из серии последовавших вслед за этим военных переворотов. Вечером того же дня воен¬ное командование объявило о выходе Сирии из со¬става ОАР и провозглашении Сирийской Арабской Республики (САР). На состоявшихся в декабре выборах в учредительное со¬брание победу одержали представители от Народной и Националь¬ной партий (формально пока не легализованных). Президентом страны стал Назим аль-Кудси, а премьер-министром — Мааруф ад-Давалиби. Оба — представители Народной партии. Борьба за власть в правящем руководстве привела (28 марта 1962 г.) к новому военному перевороту, организованному участни¬ками событий 1961 г. Они заявили, что намерены исправить ошиб¬ки гражданского руководства и возобновить строительство «кон¬структивного и справедливого социализма». Было распущено Учредительное собрание, арестован президент страны и весь каби¬нет министров, и вся полнота власти перешла в руки Верховного военного командования.

В дальнейшем события развивались весьма бурно: в течение года произошла смена нескольких кабинетов, противоборство между противниками и сторонниками объединения с Египтом привело к открытым военным столкновениям. На фоне внутриполитическо¬го кризиса постепенно укреплялись позиции сирийского отделе¬ния ПАСВ, чему способствовал и внешний фактор — переворот в Ираке 8 февраля 1963 г., приведший к власти баасистов. 8 марта 1963 г. в Сирии произошел очередной военный перево¬рот. Он был организован армейскими офицерами левого крыла во¬оруженных сил. «Революция 8 марта» в дальнейшем привела к из¬менению социального состава руководства страны: на смену буржуазно-помещичьим кругам пришли представители средних и промежуточных слоев сирийского общества.

Местные отделения ПАСВ, официально не принимавшей учас¬тия в событиях, тем не менее оказались наиболее влиятельной по¬литической силой, близкой организаторам переворота. 24 марта 1963 г. был создан Национальный совет революционного командо¬вания (НСРК) во главе с генералом Луэйем аль-Атаси, к которому перешла вся законодательная и исполнительная власть. Формиро¬вание кабинета было поручено одному из лидеров ПАСВ Салах ад-Дину Битару. В опубликованной правительством декларации ука¬зывалось, что оно выступает за «единство арабов и за построение арабскЬго социалистического общества», считая своей главной за¬дачей «включение Сирии в союз с Египтом и Ираком».

26 апреля 1964 г. была введена в действие временная конститу¬ция, объявившая Сирию «народной демократической социалисти¬ческой и суверенной республикой — частью арабского мира». Кон¬ституция допускала наличие государственной, коллективной и частной собственности. Законодательная власть передавалась Выс¬шему национальному революционному совету (ВНРС), а испол¬нительная — Президентскому совету.

В течение почти трех лет, начиная с «революции 8 марта», в выс¬ших эшелонах власти страны шла открытая и тайная борьба между представителями левых и правых баасистов, различными кругами военных. Кратковременный, как правило, перевес оказывался то у тех, то у других. Решающие события развернулись весной 1966 г. 23 февраля левые силы произвели военный переворот и устранили от управления своих политических оппонентов.

Руководители «Движения 23 февраля» отменили действие вре¬менной конституции и распустили ВНСР. В созданное 1 марта пра¬вительство во главе с лидером левого крыла ПАСВ Юсефом Зуэй-ном наряду с левыми баасистами вошли и представители некоторых Других прогрессивных кругов. Президентом САР стал Hyp ад-Дин Атаси. В своих практических действиях правительство приступи¬ло к реализации социально-экономических преобразований с це¬лью построения «социалистического общества на научной основе с учетом конкретных условий, существующих в арабском мире». Эти программы осуществлялись с перегибами, без достаточного учета реальных условий и закономерностей развития страны, зачастую ущемлялись экономические интересы средних городских слоев -реальной социальной опоры новой власти.

В рассматриваемый период были проведены многие, иногда про¬тиворечивые по характеру социально-экономические преобразова¬ния. Выше говорилось о том, что власти объявили о построении «со¬циалистического общества». Однако характер данной модели государства трактовался по-разному. Но все же утверждалась не¬обходимость национализации главных отраслей национальной эко¬номики и усиления роли госсектора. В реальной практике прави¬тельство в марте 1964 г. издало декрет, согласно которому банки должны были предоставлять ссуды крестьянам, арендующим госу¬дарственные земли или же получившим землю по закону об аграр¬ной реформе. В апреле было объявлено о национализации ряда крупных промышленных предприятий. На них вводился режим са¬моуправления, выражавшийся в том, что в административные со¬веты этих предприятий включались по одному представителю от правительства, ПАСВ, профсоюзов и четыре представителя от ра¬бочих и служащих; одновременно власти широко привлекали ино¬странный капитал.

Местная сирийская буржуазия встретила курс ПАСВ с недове¬рием, опасалась дальнейшей национализации, углубления аграр¬ной реформы, так как многие предприниматели были также круп¬ными земельными собственниками. Уже в начале 1964 г. некоторые представители промышленной буржуазии, ссылаясь на трудности и отсутствие средств, стали закрывать свои предприятия или со¬кращать производство. Тем не менее правительственный курс не менялся. В результате национализации в декабре 1964 г. всех ми¬неральных ресурсов страны, в январе 1965 г. значительного числа промышленных предприятий в руках государства оказались все крупные и средние фабрики и заводы. Стараясь не отпугнуть мел¬кую буржуазию, а также сохранить на национализируемых пред¬приятиях инженерно-технический состав, правительство оставило владельцам ряда предприятий от 10 до 25% их капитала. В резуль¬тате национализации государственный сектор стал господствую¬щим в промышленности. В частном секторе остались лишь мелкие ремесленные предприятия, продукция которых, однако, продолжала занимать значительное место в общем производстве страны. Продолжая курс на укрепление государственного сектора в эко¬номике, правительство приступило к национализации основных внешнеторговых компаний, в руках которых находился импорт про¬довольствия и медикаментов, фирм и компаний, занимавшихся про¬дажей, переработкой и транспортировкой нефтепродуктов на тер¬ритории Сирии. Была введена государственная монополия на вывоз пшеницы, ячменя, хлопка, составляющих до 70% экспорта страны. В результате под контролем государства оказалось около 60% внеш¬неторгового оборота. Одновременно были национализированы все 57 хлопкоочистительных предприятия. Государственный сектор стал давать около 80% производства страны.

назад к содержанию книги


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|