ВОЙНА В ИРАКЕ - 2.


НАРОДЫ ИРАКА


Похоже, что США переоценили оппозиционные настроения в среде простых иракцев.


Соединенные Штаты и Великобритания обещают помочь Ираку "стать демократическим государством".
Однако мало кто задумывается о той роли, которую будут играть различные народности, населяющие страну, в новом иракском обществе.

Сунниты

Это национальное меньшинство, которое составляет лишь 20% процентов населения, руководило шиитами и курдами с 1921, когда британцы основали Ирак. Корни влияния этой группы уходят еще в XVI век, когда регион был захвачен оттоманами-суннитами.
Что же касается недавнего прошлого, то в 1968 году к власти в Ираке пришла партия Баас. Ей руководили кланы суннитов из северо-западных провинций Ирака, среди которых был и Саддам Хусейн. Его власть сегодня, в частности, распространяется через многочисленных родственников и членов его клана - Тикритов, происходящих из небольшого города Тикрит на реке Тигр, к северу от Багдада. Сунниты стоят у руля в центральном регионе страны, контролируя местную политику, армию и подразделения спецслужб.
Другой крупный суннитский клан в Ираке - клан Дулаими, члены которого составляют большую часть личного состава служб безопасности и разведки. Дулаими в прошлом возглавляли акции гражданского неповиновения и пытались свергнуть президента. В 1995 году около 150 солдат и офицеров были казнены после того, как организовали восстание, узнав о казни начальника авиабазы, обвиненного в попытке покушения на президента.
Сунниты занимают сдержанную религиозную позицию.

Шииты

Шииты составляют 55-60% всего населения Ирака. Живут они в основном на юго-востоке страны, вокруг города Басра. Однако их немало и в Багдаде. Исторически сложилось, что шииты были угнетены суннитской элитой, которая не допускала их к высшим правительственным постам.
В отношении шиитских оппозиционных группировок власти проводили репрессии, казнив нескольких лидеров.
В результате оппозиция искала поддержки у Ирана, и в конце 1970-х годов тысячи шиитов были изгнаны из страны по обвинению в связях "с персами".
Поддерживаемый Ираном Верховный совет исламской революции (Sciri) в Ираке - самая влиятельная политическая сила, представляющая, по словам его представителей, интересы большинства населения. Под началом этой группы находятся от 5000 до 10000 бойцов, известных как Бригады Бадра. Они в основном базируются в Иране.
Верховный совет исламской революции возглавляет Мохаммад Бакир аль-Хаким, последователи которого вот уже в течение 20 лет ведут партизанскую войну против режима Саддам а Хусейна.
Шииты, как самая многочисленная группа населения Ирака, ожидают, что после войны, когда Саддам Хусейн будет свергнут, им будет предложена ведущая роль в новом правительстве. Лидеры оппозиции уже выступили против возможного установления американской оккупационной власти.
В 1991 году после войны в Персидском заливе тогдашний президент США Джордж Буш-старший призывал иракцев восстать против своего лидера. Оппозиция, в том числе и курды на севере страны, расценили эти призывы как знак того, что США поддержат восстание.
Бригады Бадра пересекли границу и вошли в южный Ирак. Они подняли восстания в городах, населенных преимущественно шиитами, в частности, в святом для шиитов городе Наджаф у реки Евфрат. Однако без поддержи Вашингтона восстания были жестоко подавлены.
Сейчас шииты защищены от преследований со стороны Саддам а Хусейна британскими и американскими военными самолетами, которые патрулируют зоны на севере и юге страны, запретные для полетов иракской авиации.

Христиане

До войны в Персидском заливе в 1991 году в Ираке насчитывалось около миллиона христиан. В настоящее время их около 650 тысяч. Священники говорят о том, что число прихожан неизменно сокращается, поскольку люди покидают страну.
После войны и введения экономических санкций те, у которых были родственники на Западе, в срочном порядке покинули Ирак.
Ассирийцы (смотри отдельную главу) и католики-халдеи, признающие верховную власть Папы Римского, - крупнейшие в Ираке христианские сообщества. Их предки жили в Месопотамии, государстве, располагавшемся на территории современного Ирака.
Среди других христианских общин - православные сирийцы, сирийские католики, греческие католики и последователи армянской апостольской церкви.
Многие христиане живут в северных городах Ирака - в Киркуке, Эрбиле и Мосуле, а также в Багдаде. При Саддаме Хусейне иракские христиане стали играть более заметную роль в политике: в частности, христианином является вице-премьер Ирака Тарик Азиз. По словам обозревателей, партия Баас жестоко подавила антихристианские выступления.
В течение десятилетий иракские христиане мирно сосуществуют с представителями других религий. Например, в Мосуле проживают около 50 тысяч христиан. В этом третьем по величине городе Ирака живут еще и курды, туркманы и арабы.
Однако многие общины в прошлом были жертвами планов правительства по переселению народов внутри Ирака. Христиан высылали из богатых нефтью районов, а на их место переселяли арабов, благодаря которым власти закрепляли свой контроль над важнейшими природными ресурсами.
Многие христиане опасаются, что в результате военной операции против режима Саддам а Хусейна общее отношение к ним в регионе ухудшится. Они вспоминают войну 1991 года, когда лояльные Багдаду мусульмане называли силы союзников "новыми участниками крестовых походов".

Курды

Курды живут на юго-востоке Турции, северо-западе Ирана, севере Ирака и некоторых районах Сирии. Их предки были представителями индо-европейских племен, жили в горах Месопотамии. Курды могут проследить свою историю вплоть до VII века до нашей эры. Курдский национализм дал о себе знать в XIX веке, однако и по сей день их мечты о собственном государстве остаются несбыточными. Курды - самый многочисленный народ на Земле, не имеющий собственного государства. По вероисповеданию курды - сунниты, принявшие это направление ислама примерно в VII веке нашей эры.
Иракские курды составляют примерно 15-20% населения страны. С 1961 года они борются за независимость от Багдада. В 1970 году между курдами и иракским правительством было заключено соглашение о создании Курдского автономного региона, который и был создан четырьмя годами позже.
После войны в Персидском заливе в 1991 году Багдад потерял власть над курдским регионом, чем не замедлили воспользоваться курды. Де-факто, они образовали собственное государство.
В прошлом курды неоднократно становились жертвами военных кампаний, которые проводило центральное правительство. Во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов курдские партизаны с помощью Ирана вели борьбу с режимом Саддам а Хусейна. В ответ иракский президент ввел на север страны войска. В 1988 году Саддам Хусейн развязал семимесячную кампанию против одной из основных курдских парий. Против курдов было применено химическое оружие, от которого пострадали жители тысяч деревень. В марте того же года по меньшей мере 5 тысяч человек погибли в течение одного часа после того, как военные сбросили бомбы с химическими боеголовками на город Халабджа на востоке страны.
В 1991 году, после войны, курдские националисты убедили местные части иракской армии, в которых служили курды, перейти на их сторону и принять участие в восстании. Однако волнения были подавлены, а полтора миллиона курдов были вынуждены покинуть Ирак и искать спасения в Иране и Турции.
За время правления Саддам а Хусейна около миллиона человек, большую часть которых составляли курды, были вынуждены покинуть свои дома. Систематическое преследование курдов партией Баас объясняется желанием Багдада контролировать богатые нефтью районы на севере Ирака.
Курдов заставляли уходить из родных мест, у людей отнимали паспорта и документы на владение собственностью, а также продуктовые карточки. Десятки тысяч курдов либо отбыли в другие страны, либо нашли убежище в лагерях для беженцев в Курдском автономном регионе.
Курдский анклав контролируют две политические силы: PUK - на северо-востоке, под руководством Джаляля Талабани, и KDP - на северо-западе страны, возглавляемая Масудом Барзани. Последние 10 лет они были соперниками, но недавно подписали пакт об общих целях борьбы. Вместе они представляют самую серьезную внутриполитическую угрозу для режима Саддам а Хусейна. Талабани и Барзани могут поставить под ружье 60 тысяч человек.
Курды выступают за то, чтобы после свержения нынешнего режима в Ираке было образовано два федеральных региона - один на курдском севере, другой на арабском юге. А это, в свою очередь, может вызвать протест соседней Турции, имеющей 12 миллионов курдского населения и очень трепетно относящейся к любым попыткам курдов обрести независимость.

Болотные арабы

Болотные арабы - в большинстве своем мусульмане-шииты, которые когда-то жили в заболоченных районах южной части долины рек Тигра и Евфрата. По мнению исследователей, этот народ живет в районе, граничащем с Ираном, уже около 5 тысяч лет.
В прошлом болотные арабы жили в примитивных хижинах из тростника. Их главным занятием было скотоводство. В наши дни, однако, большинство болотных арабов - по данным на начало 1990-х, их было около 250 тысяч - живут в других районах Ирака, а болотистая местность уже вся почти осушена.
Болота на юге Ирака до эры вертолетов были труднодоступным регионом и издавна считались центром бандитизма.
Во время ирано-иракской войны 1980-х годов через эти районы из Ирана в Ирак проникали отряды иракской оппозиции.
Во время войны в Персидском заливе 1991 года многие болотные арабы, как и сотни тысяч шиитов, восстали против режима Саддам а Хусейна. Восстание было подавлено, а целые тростниковые деревни были стерты с лица земли иракскими бомбардировками.
Некоторое время спустя правительство начало масштабную программу осушения болот.
По меньшей мере, 100 тысяч болотных арабов были вынуждены покинуть свои дома и переселиться в другие районы страны, а еще около 40 тысяч перебрались в Иран.

Туркманы (туркмены)

Туркманы (или в другом варианте туркмены)- это этническая группа мусульман, имеющая очень тесные - культурные и лингвистические - связи с жителями турецкой Анатолии.
Всего в Ираке их около 2% населения.
Туркманы начали селиться в Месопотамии в XI веке. К следующему веку в Ираке насчитывалось уже несколько общин туркманов.
Они живут преимущественно на севере Ирака, особенно в районах вокруг городов Мосул и Киркук.
Правительство Ирака уже в течение долгого времени пыталось изменить демографию богатых нефтью районов страны, вынуждая курдов и туркманов покинуть родные места, куда потом прибыли жить арабы с юга Ирака.
Лидеры туркманской общины говорят, что в результате политики Ирака тысячи человек лишись нажитого. За минувшее десятилетие около 20 тысяч туркоманов добрались до Европы в качестве нелегальных иммигрантов.
В потенциале после свержения Саддам а Хусейна город Киркук может оказаться в центре борьбы между курдами и туркманами. И среди тех, и среди других есть люди, которые хотят вернуться в Киркук, что в будущем может привести к конфликту.
У туркманов есть две основные политические партии, которые занимают противоположные позиции. Одна из них сотрудничает с курдскими властями, другая, имеющая в друзьях мощную Турцию, выступает против создания курдского государства на территории северного Ирака, особенно если его столицей станет Киркук.

Ассирийцы (айсоры)

Ассирийцы - потомки жителей древних империй - Ассирии и Вавилонии. Эти государства располагались на территории Месопотамии, то есть примерно на территории современного Ирака.
После крушения империи, в VI-VII веке до нашей эры, ассирийцы расселились по всему Ближнему Востоку. В I веке они приняли христианство.
Как и армяне, ассирийцы стали жертвами массовых истреблений со стороны турок-оттоманов, а в 1915 году были вынуждены уйти из горного региона, где они жили почти независимо от Оттоманской империи.
В 1933 году, через год после обретения Ираком независимости, иракские военные развязали кампанию против ассирийцев, закончившуюся повсеместными казнями. Так ассирийцам отомстили за их сотрудничество с Британией.
В последние десятилетия ассирийцы, как и многие другие народы Ирака, были объектами программ по переселению, которые проводила правящая пария Баас.
Сотни ассирийских деревень на севере Ирака были уничтожены иракскими военными. Были разрушены их церкви и монастыри. Ассирийцам было запрещено хранить свои обычаи, говорить на своем языке и молиться своему Богу.
Вместе с тем недавно между ассирийцами и иракскими властями, похоже, было найдено некое взаимопонимание. Ассирийцам было позволено восстановить свои церкви, и Багдад больше не имеет ничего против их культуры.
В национальной ассамблее Курдистана, законодательном органе Курдского автономного региона, за христианами севера Ирака закреплены пять мест. Основная политическая партия, представляющая интересы этой группы, - Ассирийское демократическое DM). Она выступает за признание Багдадом национальных прав ассирийцев.

по материалам BBC


  Rambler's Top100  
|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|