–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

≈гипетска€ религи€ всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. ”же древние греки, соприкасавшиес€ с ≈гиптом, про€вл€ли к ней интерес в своих трудах. –елигии древнего ≈гипта удел€етс€ большое место в произведени€х "отца истории" √еродота, ƒиодора —ицилийского и многих других античных авторов. “от факт, что такой писатель, как ѕлутарх, который "справедливо считаетс€ последним универсальным ученым эллинизма", посв€тил специальный труд египетской религии, свидетельствует о глубоком к ней интересе в античном мире. — падением египетской культуры и вытеснением египетской религии с арены мировой истории христианством интерес к этой религии продолжал жить в среде европейских ученых, несмотр€ на то что египетский €зык и египетское письмо стали "книгой за семью печат€ми". “ак, например, во ‘ранкфурте-на-ћайне в 1701 г. был опубликован труд некоего яблоньского "Pantheon Aegyptiorum". Ќо этот труд, как и другие ему подобные работы о древнем ≈гипте, по существу, не имел научного значени€, поскольку автору были недоступны дл€ изучени€ подлинные египетские тексты.

Ќаучное изучение египетской религии началось лишь после того, как в 1822 г. гениальный француз ‘рансуа Ўампольон, "отец египтологии", сделал решающий шаг на пути дешифровки египетских иероглифов и тем самым раскрыл дл€ науки новые, поистине необъ€тные сферы исследовани€.

— самых первых своих шагов египтологи€ удел€ла большое внимание изучению египетской религии. —ам ‘рансуа Ўампольон опубликовал труд, посв€щенный этой теме. «а истекшие полтора столети€ египтологи€ бурно развивалась во всех направлени€х, развивалось и углубл€лось исследование египетской религии.

«десь нет необходимости и возможности даже в самом сжатом виде излагать историю изучени€ египетской религии. ƒостаточно сказать, что литература о религии древнего ≈гипта очень обширна - она состоит из статей и книг, посв€щенных отдельным проблемам египетской религии, а также из обобщающих трудов. —реди последних надо назвать в первую очередь замечательную монографию одного из корифеев египтологии - ј. Ёрмана, а также более поздние труды таких ученых, как X.  еес, я. „ерны, ∆. ¬андье, Ё. ƒриотон, —. ƒонадони, и, наконец, замечательный труд X. Ѕонне. Ќевозможно не упом€нуть и прекрасный труд безвременно погибшего ученого √ƒ– «игфрида ћоренца, труд, обладающий высокими научными достоинствами и €вившийс€ весьма ценным вкладом в науку.

 азалось бы, что при наличии подобной серии обобщающих работ по религии древнего ≈гипта прибавление к ним еще одной вовсе не представл€етс€ научной необходимостью. ќднако это не так. Ќа русском €зыке нет ни одной оригинальной обобщающей работы по египетской религии. ¬ трудах русских и советских египтологов, а также в переведенных на русский €зык работах зарубежных ученых (например, ј. ћорэ, ƒж. X. Ѕрестеда) затронуты лишь отдельные аспекты этой темы. Ќе существует, насколько нам известно, и труда по египетской религии, написанного с позиций исторического материализма. Ётими двум€ факторами и диктуетс€ необходимость насто€щего издани€.

≈гипетска€ религи€ - €вление грандиозное. —уд€ по сохранившимс€ пам€тникам, она существовала на прот€жении приблизительно трех с половиной тыс€челетий. «наменитый √. ћасперо в серии замечательных статей, посв€щенных разным вопросам египетской религии и опубликованных в "Revue de 1'histoire des religions", последовательно применил исторический принцип исследовани€, доказав, что египетска€ религи€ была €влением исторически развивающимс€, а не стабильным, всегда тождественным самому себе феноменом, как это считалось со времени X. Ѕругша. Ётого принципа исследовани€ ученые придерживались и в дальнейшем. ¬ наши дни наука, несомненно, располагает многими превосходными описани€ми египетской религии, и все же истори€ египетской религии еще не создана. ѕричина этого кроетс€, с одной стороны, в отсутствии источников, относ€щихс€ к древнейшему периоду, с другой - в крайне противоречивом содержании имеющихс€ источников, что €вл€етс€ результатом напластовани€ и смешени€ взгл€дов и верований разных времен и местностей.

ѕредлагаемый труд вовсе не претендует быть историей египетской религии - исторический элемент содержитс€ в нем постольку, поскольку позвол€ет состо€ние науки на сегодн€шний день.

≈гипетска€ религи€ - €вление не только хронологически прот€женное, но и многоаспектное. Ёто фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогони€ и космогони€, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представлени€ о загробной жизни, это проблемы взаимодействи€ религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положени€ в обществе, обожествлени€ фараона и т. д. ¬се эти аспекты с течением времени, естественно, видоизмен€лись и порой весьма существенно. Ќа современном уровне развити€ науки удобнее проследить изменени€ внутри каждого аспекта (...)

(...) Ќеобходимо остановитьс€ еще на одном очень важном вопросе, прежде чем приступить к описанию египетской религии, - на вопросе о ее возникновении. ¬опрос имеет два аспекта. ѕервый, чисто теоретический, требующий подхода с позиций исторического материализма: возникновение и развитие египетской религии как €влени€ надстроечного определ€етс€ теми же закономерност€ми, что и возникновение и развитие других религий (близких ей типологически) в обществах, переход€щих из доклассовой формации в первую классовую формацию. Ќет никаких оснований считать, что египетска€ религи€ возникла и развивалась каким-то особым, только ей свойственным путем.

¬торой аспект - конкретные формы возникновени€ и развити€ египетской религии - представл€ет огромные трудности, которые объ€сн€ютс€ состо€нием источников. –елигиозные воззрени€ египт€н возникли и развивались задолго до объединени€ ≈гипта. ћежду тем письменных источников от тех времен не сохранилось, поскольку письменность в ≈гипте возникла позже, приблизительно в одно врем€ с начавшимс€ процессом объединени€. ѕравда, в "“екстах пирамид", впервые записанных во времена V и VI династий, содержатс€ отдельные места, восход€щие к глубочайшей древности. ќднако это лишь отрывочные и несв€зные свидетельства о древнейших формах религиозного мышлени€ египт€н, не позвол€ющие, к сожалению, составить четкое представление о возникновении и становлении египетской религии.

ќдин из крупнейших корифеев египтологии, немецкий ученый  . «ете, опубликовал блест€щую монографию, посв€щенную древнейшей истории и религии ≈гипта. ћаститый автор в своем исследовании реконструировал древнейшую историю и религию страны, исход€ из имевшихс€ в распор€жении науки многочисленных источников, сохранившихс€ от периода после объединени€ ≈гипта. »сключительна€ эрудици€, проницательность и одаренность автора, его авторитет в научных кругах возбудили глубокий интерес к этому труду. ѕри изучении египетской религии невозможно не учитывать это исследование, ибо нар€ду со спорными и недосказанными положени€ми он содержит и такие, которые бесспорны. “аковы, например, положени€ общего характера, изложенные в І 4-5, подкрепленные не только множеством косвенных данных, но и р€дом сведений этнографического и исторического характера, касающихс€ других народов и полностью подтверждающих основные положени€ исторического материализма о превращении доклассового общества в раннеклассовое. Ёти положени€  . «ете будут подробно рассмотрены далее.

¬ другом исследовании, посв€щенном возникновению и становлению египетской религии, написанном американским ученым ћерсером, также предприн€та попытка реконструкции древнейших форм египетской религии. –ецензент труда ћерсера подчеркивает, что такие работы, несомненно, полезны и нужны, но вместе с тем они содержат много спорного. »сследование ћерсера, €вл€€сь, как и труд  . «ете, реконструкцией прошлого, от которого не сохранилось непосредственных источников, не может не быть в силу этого обсто€тельства полемичным в р€де своих положений.

Ќисколько не пренебрега€ научными реконструкци€ми генезиса и древнейшего состо€ни€ египетской религии, в интересах полной объективности целесообразно начать ее описание, опира€сь на письменные пам€тники, т. е. со времен ƒревнего царства. ”же в то отдаленное врем€ египетска€ религи€ приобрела в основном все те характерные черты, которые были ей свойственны на всем дальнейшем прот€жении ее существовани€. Ёто, конечно, не означает, что она не подвергалась изменени€м. Ќо изменени€ эти не носили такого характера, который мог бы привести к качественно иному состо€нию.

“ипологически религи€ древнего ≈гипта относитс€ к тем религи€м, которые характерны дл€ древнейших классовых обществ, именно поэтому в египетский пантеон входили и не египетские боги - например, семитские божества  адеш, јштарта, –ешеп и др.

ќчень важно подчеркнуть, что государственной религии, в нашем понимании, в ≈гипте никогда не было, как не было и единой церковной организации. ¬ св€зи с этим не существовало об€зательных дл€ всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификаци€ религиозных воззрений. ≈гипетска€ религи€ представл€ет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных част€х страны. Ѕыло бы несправедливо утверждать, что древние египт€не не ощущали этих противоречий. Ќаука располагает безусловными доказательствами того, что жреческие коллеги€ крупных религиозных центров, таких, как √елиополь, √ермополь, ћемфис, ‘ивы и др., стремились как-то упор€дочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и воззрений. Ќо осуществить это им так и не удалось. ѕо-видимому, отсутствие последовательности, психологическа€ невозможность отказатьс€ от древних религиозных взгл€дов, даже если они противоречат новым плодам теологического творчества, глубока€ приверженность традици€м в высшей степени характерны дл€ религии вообще и египетской в частности.

—овременное научное мышление об€зано рассматривать это как объективный исторический факт. Ќо вместе с тем в каждом конкретном случае необходимо стремитьс€ по мере возможности к историческому объ€снению противоречивости религиозных верований. ¬р€д ли, однако, целесообразно излагать все контроверзы, существовавшие в науке по поводу того или иного €влени€ египетской религии. √ораздо важнее дать возможно более точное описание фактов в их взаимосв€зи, опира€сь на источники, с привлечением лишь самых новых и серьезно аргументированных точек зрени€ полемизирующих сторон.

¬ заключение автор считает необходимым довести до сведени€ читател€, что научна€ литература и источники по теме - религи€ ≈гипта - настолько многочисленны и обширны, что использовать или хот€ бы упом€нуть все было бы практически невозможно. јвтор стремилс€ возможно шире использовать научную литературу на русском €зыке, разумеетс€ ту, котора€ отвечает требовани€м современного уровн€ развити€ науки.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|