–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

≈√»ѕ≈“— јя –≈Ћ»√»я ¬  ”Ў≈

Ё. ћиньковска€

 ультура древнейшего царства  уш с центрами в Ќапате и ћероэ, уход€ща€ своими корн€ми в глубь јфриканского континента, испытала в значительной мере и в самых различных аспектах вли€ние египетской цивилизации. ƒолгое врем€  уш был колонией ≈гипта, а первые поселени€ египт€н в  уше относ€тс€ ко времени I-II династий.

—истематическое проникновение египт€н южнее первого порога относитс€ к эпохе —реднего царства и св€зано с именами фараонов јмевемката I и —енусерта I. ќдин из преемников последнего, —енусерт III, считалс€ истинным завоевателем северных районов  уша между первым и вторым порогами; позднее он был обожествлен и почиталс€ местными жител€ми нар€ду с остальными египетскими богами. ¬ результате его военных походов —еверна€ Ќуби€ была включена в состав ≈гипта, т. е. вовлечена в орбиту одной из великих цивилизаций древности. — присоединением резко возросло количество египетских поселенцев в  уше - непосредственных носителей культуры: чиновничь€ администраци€, войско, их семьи и слуги. ¬озможно, и сами кушиты теперь стали чаще посещать ≈гипет. ћестные вожди старались подражать египетской аристократии, о чем свидетельствуют остатки крепости, или замка, в јреике, созданной кушитами под вли€нием египетского строительного искусства.

‘араоны Ќового царства восстановили прежние владени€ в  уше, частично утраченные во врем€ нашестви€ гиксосов, проникнув, однако, и южнее второго порога. ѕокорение страны было завершено “утмосом III, при котором граница завоеванной территории доходила примерно до четвертого порога, где была основана крепость Ќапата, столица будущего независимого царства. Ќо господство ≈гипта длилось недолго. ”же при XIX и XX династи€х районы третьего и четвертого порогов приобретают независимость и в подчинении ≈гипта остаетс€ лишь северна€ часть страны, а в ’ или в конце XI в. до н.э. св€зи между ≈гиптом и  ушем прерываютс€ окончательно.

ƒлительный период египетского владычества в  уше и в особенности в его северных районах существенным образом сказалс€ на развитии этих областей, и прежде всего, конечно, на религиозной идеологии, котора€ пронизывала тогда все сферы общественной и культурной жизни. Ѕолее 20 храмов было сооружено, только в районе между первым и вторым порогами, включа€, правда, и постройки греко-римского времени.

»сторически сложилось так, что  уш был поделен как бы на две половины, экономическое и политическое развитие которых протекало неодинаково. —еверные районы, как уже отмечалось, длительное врем€ находились под властью ≈гипта, в то врем€ как в южных господство ≈гипта было относительно кратковременным. ѕоэтому именно там возникло самосто€тельное царство с центрами в Ќапате и ћероэ. ѕравда, и в его культуре наблюдаетс€ значительное вли€ние ≈гипта.

»сторически возникшему разделению страны способствовали и естественные географические услови€. Ўесть порогов, которые образует Ќил между ¬ади-’альфой и ’артумом, скалистые горы с узкой прибрежной полосой, обилие песчаных отмелей в период спада Ќила, болота —эдды, бескрайние пески —ахары не только отдел€ли  уш от внешнего мира, но и делали крайне затруднительным общение внутри страны. ¬с€ страна состо€ла из отдельных экономических единиц, мало св€занных между собой. ¬от почему почти дл€ каждой кушитской деревни или поселени€ был необходим свой собственный храм или временное культовое сооружение. »менно этим объ€сн€етс€, очевидно, обилие локальных божеств  уша. «десь нельз€ встретить стройной религиозной доктрины, которые хорошо известны в ≈гипте, такой, как гелиопольска€, гермопольска€, мемфисска€ или фиванска€. —охранившиес€ надписи сообщают об јмоне Ќапатском, јмоне ѕнубса, јмоне √емпатона, ’оре Ѕухена, ¬ади-’альфы, ”ауата и т. д., которые, конечно же, были известными ипостас€ми египетских јмона и ’ора, приспособленными к местным услови€м.

Ѕольшинство египетских богов почиталось в  уше. ќстановитьс€ подробно на культе каждого из них в данном случае практически невозможно, а потому здесь будут рассмотрены культы наиболее распространенных в ≈гипте богов в том виде, в каком они трансформировались в  уше, на примере которых вли€ние египетского религиозного учени€ прослеживаетс€ наиболее четко.

 ак и в ≈гипте, государственным богом  уша был јмон. ѕод пон€тием "государственный" подразумеваетс€ божество, которому отводитс€ решающа€ роль в избрании цар€, в предопределении характера и направленности царской власти и в географическом распространении культа. ѕоследний признак имеет -немалое значение дл€ характеристики культа того или иного божества в  уше, так как вследствие природных особенностей, как уже отмечалось, дл€ этой страны показательно обилие локальных божеств. јмон же стал едва ли не единственным богом, в честь которого возводились храмы как в северной, так и в южной части царства и почитание которого бытовало в  уше во все периоды его истории.

ѕо€вление и распространение јмона в  уше совпадает, по всей видимости, с эпохой XVIII династии, т. е. временем полного расцвета его культа в ≈гипте, который проник вместе с фараонами-завоевател€ми в покоренные районы  уша, где богу јмону воздвигались храмы.

“аковы, например, алтари времени “утмоса III в  аср »бриме, где јмон выделен среди прочих богов. ¬ надписи времени “утмоса III на острове —аи говоритс€ о том, что здесь построен храм, посв€щенный јмону. јмон-–а изображен на стеле јменхотепа II из јмады, ему был посв€щен храм в —олебе, воздвигнутый јменхотепом III. јмон упоминаетс€ даже в св€тилищах, посв€щенных јнукет и ’ору. ѕри “утмосе III был заложен храм в √ебель Ѕаркале, которому впоследствии было суждено стать одним из главных культовых центров кушитов.  ульт јмона процветал и при XIX династии, о чем свидетельствуют храмы в ¬ади-эс-—ебуа, —есеби, стела из ¬ади-’альфы, храм в јкше, јбу-—имбеле, ƒерре и других местах.

Ќасаждение культа јмона фараонами XVIII и XIX династии, а также ритуалов, св€занных со служением ему, стали - мощной основой складывающейс€ религии самосто€тельного царства  уша. ѕосле длительного перерыва, так называемого темного периода в истории  уша, когда были прерваны его. св€зи с ≈гиптом, при цар€х XXV династии культ јмона расцветает с новой силой.

ѕочитание јмона и возвеличение его до уровн€ государственного бога св€зано не только и не столько с длительным господством египт€н, сколько с возросшими претензи€ми царей  уша на египетскую корону. ќб этом свидетельствует - "стела ѕианхи", построенна€ по типу хроникального повествовани€ о походе в ≈гипет. ѕианхи неоднократно подчеркивал, что его солдаты действуют по приказу јмона. ¬едь именно этим мотивировали египетские фараоны завоевание  уша. ƒостаточно сослатьс€ на стелу “утмоса III в √ебель Ѕаркале, где говоритс€, что покорение иноземных земель совершено по приказу јмона. Ќо и позднее, овладев значительной частью египетской земли, ѕианхи совершает различные церемонии в честь этого бога в главных храмах, посв€щенных ему, делает большие жертвоприношени€ јмону из добычи, полученной при захвате городов.

ѕочитавшийс€ в  уше јмон был, несомненно, ипостасью" јмона ‘иванского, однако отождествл€ть этих богов нельз€. ¬ надписи на стеле —ети I из √ебель Ѕаркала упом€нут јмон, наход€щийс€ на —в€щенной горе (√ебель Ѕаркал), с привычным египетским титулом "господин тронов ќбеих «емель". Ќо уже в "стеле ѕианхи" јмон Ќапатский и јмон ‘иванский выделены отдельно.

¬ надписи ѕианхи из √ебель Ѕаркала упом€нут јмон Ќапатский, который сделал его правителем "каждой страны" (возможно, различных областей  уша), и јмон ‘иванский, сделавший его правителем ≈гипта. »зображение на стеле здар€ “анутамона как бы поделено на две части. — левой стороны виден антропоморфный јмон, справа - јмон с головой барана. јнтропоморфный јмон назван "господином тронов ќбеих «емель в ‘ивах", зооморфный - "господином тронов ќбеих «емель на —в€щенной горе". ѕервый "отдает царю чужеземные земли", т. е. признает власть победител€, второй повелевает царю "по€витьс€ в качестве правител€ ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта на троне ’ора", иными словами, закрепл€ет его избрание на престол. »зображени€ двух јмонов встречаютс€ также в стелах √орсиотефа и Ќастасена, причем в тексте последнего назван лишь јмон Ќапатский, но его храмы в подражание египетским именуютс€ "»пет" и "”аст". ¬идимо, с течением времени јмон Ќапатский приобретал все большее значение, окончательно отделившись от своего египетского прообраза.

ѕо€вл€ютс€ многочисленные местные јмоны, которым также воздаютс€ определенные почести, очевидно, по строго соблюдаемой иерархии. ¬ стеле √орсиотефа упоминаютс€ јмон √емпатона ( авы) и ѕиубса, храмы которых посещает царь после коронации в Ќапате. “акое же путешествие совершал Ќастасен после избрани€ его на престол. Ёти две формы јмона имели, очевидно, наибольшее значение после јмона Ќапатского, так как известно, что именно их посещал Ќастасен, подтвержда€ свое право на управление, после чего он возвратилс€ в Ќапату и там, в храме јмона, совершал в течение четырех дней определенные церемонии и сообщал богу все, что услышал от јмонов ѕнубса и √емпатона. » хот€ этот ритуал подробно описан лишь в текстах царей мероитского периода, есть все основани€ полагать, что эти обычаи были восприн€ты ими от напатских царей.

ќб отличии јмона √емпатона от его фиванской и напатской версий свидетельствуют надписи и изображени€ храмов  авы. јмон имеет здесь эпитеты: "лев (или баран), господствующий над южной страной, который находитс€ в √емпатоне". ¬ отличие от ‘иванского и Ќапатского јмонов јмон √емпатона изображен в паре с богиней јнукет, им и отдано здесь предпочтение, что видно по количеству их изображений.

Ќар€ду с јмоном √емпатона в  аве имеютс€ также изображени€ јмона Ќапатского, јмона ‘иванского с его привычкой триадой - јмон, ћут, ’онсу, а также јмона ѕнубса.

¬ надписи на стеле цар€ јнламани говоритс€ о посв€щении четырех сестер - сотр€сательниц систра дл€ јмона Ќапатского, јмона √емпатона, јмона ѕнубса (районы острова јрго. и  ермы) и јмона-быка “а-—ети. ѕоследний эпитет характерен дл€ јмона в храмах —анама, јбу-ƒом и ћерове.

¬ одной из гроб€иц Ќури перечислены эти же ипостаси јмона, к которым добавлена п€та€ - јмон-–а, "господин, тронов ќбеих «емель", что характерно дл€ јмона ‘иванского. »звестны также јмон Ѕухена, јмон с эпитетом shtp-ntrw в местности, которую √отье предлагает отождествл€ть с ‘арасом, и јмон —анама с эпитетом "бык трона". ѕозднее в храмах ƒебода и ƒендура упоминаетс€ јмон ƒебода, который встречаетс€ в паре с —атис с эпитетом "великий бог, приход€щий к тому, кто его зовет", а в: храме  алабши и ƒакки - јмон ѕримиса ( аср »брим). —уд€ по количеству перечисленных форм, невозможно учесть все ипостаси јмона. ¬полне возможно, что каждый более или менее крупный религиозный храм имел своего местного јмона, в честь которого (и непременно с учетом јмона Ќапатского) был воздвигнут. »з этих локальных вариантов јмона; только јмону Ќапатскому было суждено стать общенациональным богом, так как именно этот "столичный" бог играл решающую роль в избрании цар€. —амое полное описание этого обыча€ сохранилось в "стеле избрани€ цар€ јспелты". —читалось, что оракул бога јмона выбирает наиболее достойного кандидата на престол из нескольких претендентов, которых привод€т в храм жрецы. ќтмечена и роль войска в; избрании нового цар€. Ќо в данном случае показателен тот пиетет, который воздает население своему богу: "Ќе делаем: мы ничего без твоего ведома", - говор€т воины его величества богу. "Ёто ты руководишь нами". ¬ надписи ѕианхи роль јмона прослеживаетс€ еще четче: "Ѕоги делают царем, люди делают царем, [а] мен€ сделал јмон". “аким же образом короновались все цари  уша и, суд€ по их повествовани€м, предпринимали затем согласно установленному ритуалу путешестви€ к "другим" јмонам с целью подтверждени€ своего избрани€. ¬ анналах цар€ Ќастасена упоминаетс€ танец, который исполн€л царь в храмах перед изображением бога јмона. ѕодобный обычай известен и в ≈гипте и восходит, очевидно, к древней эпохе. ≈ще ’архуф сообщал Ћепи, что он привез ему карлика, который был одним из танцовщиков бога. ѕодобного же карлика доставил казначей бога, Ѕаурдед, из страны ѕунт во времена »сеси (V династи€). ѕепи II приказал беречь его, так как желал видеть этого карлика более, чем дары рудников и ѕунта.

јмон Ќапатский, ставший государственным богом  уша, был ипостасью египетского јмона фиванской доктрины. Ёто и пон€тно.  ульт его формировалс€ усили€ми напатских жрецов, восседавших в храме, заложенном еще “утмосом III в честь бога своей родины. јмон Ќапатский сохранил эпитеты египетского јмона - "господин тронов ќбеих «емель", а также почиталс€ часто как член фиванской триады. ƒа и .богослужение в храмах √ебель Ѕаркала совершалось согласно египетскому церемониалу. Ќайденный в √ебель Ѕаркале алтарь, или подставка дл€ св€щенной барки јмона, а также рельеф с изображением процессии с баркой јмона на плечах, обнаруженный в —анаме, свидетельствуют о том, что в Ќапате практиковалось такое же "выхождение" бога јмона, что и в великом храме в ‘ивах, а при цар€х јнламани и јман-нете-иерике в √емпатоне празднование в честь јмона проводилось в то же врем€, что и в ‘ивах. »м€ јмона было включено в титулатуру царей  уша, храм его в √ебель Ѕаркале был значительно увеличен и великолепно отделан при ѕианхи и “ахарке. —ооружени€ времени ѕианхи были выполнены, очевидно, египетскими мастерами, специально приглашенными дл€ этой цели в  уш: уж слишком напоминают они аналогичные постройки и рельефы в ≈гипте. «аупокойный храм “ахарки, где почитались фиванские боги, также был копией погребальных храмов ≈гипта с той лишь .разницей, что повествование о завоевании им ≈гипта было высечено не на внутренних, а на внешних стенах храма. —троительна€ де€тельность в храмах јмона в √ебель Ѕаркале продолжалась и при јтланерсе и —енкаманискене.

—о времени возвышени€ ћероэ  уш все более отдал€етс€ в культурном отношении от ≈гипта. «начительно усиливаютс€ местные элементы, большое значение приобретают боги кушитского происхождени€, видны поиски новых художественных форм. Ќо нар€ду с этим в столице нового царства - ћероэ, котора€ никогда не подпадала под власть египт€н и где не воздвигались их св€тилища, был сооружен храм в честь јмона, который в отличие от остальных храмов города выдержан строго в египетском стиле. ¬ позднедемотических египетских текстах, а также в мероитских упоминаетс€ јмон, бог ћерове, или јмон Ќапатский, наход€щийс€ в Ќапате. ѕо всей видимости, мероитские жрецы восприн€ли напатскую версию јмона без существенных изменений, именно поэтому храм јмона так резко выдел€етс€ среди прочих мероитских построек своей €вно египетской формой.

Ќадпись јман-нете-иерике, сохранивша€с€ в  аве, сообщает о коронации этого цар€ в Ќапате, об избрании его јмоном, о больших жертвоприношени€х, которые јман-нете-иерике сделал јмону Ќапаты, √емпатона и ѕнубса, и о передаче богами территорий, захваченных по его приказу. ѕримерно то же известно из документов √орсиотефа и Ќастасена. “аким образом, в мероитском царстве бог јмон продолжал оставатьс€ государственным богом, вследствие чего Ќапата не потер€ла своего значени€ как важнейшего культового центра, где находилс€ главный храм јмона и куда отправл€лись мероитские цари дл€ коронации.

ќгромный строительный комплекс в ћусавварат-эс-—уфре, сооружение которого в основном относитс€ ко времени јспелты, јрнекамани и Ќатакамани, стал в мероитское врем€ одним из основных культовых центров мероит€н и, как полагают ‘. и ”. ’инце, служил исключительно религиозным цел€м, превратившись в центр паломничества, куда в определенное врем€ года стекались толпы народа дл€ участи€ в св€щенных празднествах. »з четырех богов, которым были посв€щены св€тилища ћусавварат-эс-—уфры, трое (јпедемак, —ебуимекр, јренснупис) - кушитского происхождени€ и лишь один из них, старый египетский јмон, очевидно, напатской версии. ’от€ в небольшом иероглифическом отрывке, посв€щенном јмону, не сохранилось знакомых эпитетов, целый р€д мест с несколько необычным написанием позвол€ет видеть в нем местного јмона.

”же на рубеже нашей эры при царе Ќатакамани воздвигаетс€ храм јмона в Ќагаа. Ётот храм, как и храм јмона в ћероэ, выдел€етс€ среди прочих построек своим резко выраженным египетским стилем. » хот€ јмон назван здесь богом “елакте (мероитское название Ќагаа), его зооморфное и антропоморфное изображени€ выдают его происхождение. Ќадписи храма Ќагаа свидетельствуют о том, что здесь почиталс€ јмон Ќапатский, а также "јмон, обитающий в земле ћероэ", или "јмон, бык царства ћероэ", что свидетельствует, возможно, о попытках создани€ новой локальной формы јмона.

“рансформиру€сь в  уше, јмон ‘иванский не претерпел значительных изменений, о чем свидетельствует анализ самых разнообразных пам€тников Ќапатского и ћероитского царств, посв€щенных јмону. ¬ особенности это относитс€ к мероитской эпохе: наличие классического египетского стил€ на фоне сложившейс€ самобытной культуры резко бросаетс€ в глаза. ѕричины, по которым сохранение основ фиванской доктрины стало возможным, будут €сны, если прин€ть во внимание политические соображени€. ¬полне пон€тно стремление египетских фараонов насаждать культ јмона в завоеванных област€х, но поддержка и развитие этого культа цар€ми XXV династии вызвана их повышенным интересом к египетским земл€м, удовлетворить который без содействи€ вли€тельных египетских жрецов было невозможно. ¬от почему выработка качественно новой доктрины или отказ от почитани€ иноземного бога противоречили бы политическим устремлени€м царей  уша. ¬ли€ние фиванского жречества, опосредованное этими причинами, усиливалось внутри самого  уша, где, без сомнени€, находились египетские поселенцы и в храмах которого отправл€ли богослужение египетские жрецы.  онечно, кушитские цари не могли полностью прин€ть јмона ‘иванского из-за упорного стремлени€ к независимости, но они поклон€лись его местным ипостас€м - јмону Ќапатскому, јмону √емпатона и т. д.  роме того, в любом случае невозможна проста€ трансформаци€ без изменений и приспособлений к местным услови€м. “ак, например, в  уше оракул јмона приобретает решающую роль в избрании цар€, чего, конечно, не было в ≈гипте в силу иного характера государственной власти. ¬ кругу вли€тельного жречества должна была идти борьба между сторонниками египтизации и теми, кто хотел сохранить и упрочить местные традиции. —обыти€, изложенные в "стеле изгнани€", позвол€ют, как представл€етс€, судить о происходившей в Ќапате борьбе различных религиозных группировок, в результате которой победители физически уничтожили своих противников. ќ существовании старого конфликта между египетскими жрецами и царем можно судить по данным √еродота (II, 139), который сообщает, что, по рассказам жрецов, —абак (Ўабак) видел сон, будто ему был дан совет разрубить пополам египетских жрецов.  ак полагает ». —.  ацнельсон, заговор, о котором идет речь в "стеле изгнани€", св€зан с противоречи€ми между царем и жрецами из-за умерщвлени€ др€хлеющего правител€ и сходными событи€ми царствовани€ јркамона, который через три с половиной века вместе со своими сторонниками перебил жрецов храма и упразднил этот обычай. –ешительность действий јркамона доказывает, что он пользовалс€ поддержкой определенных кругов, среди которых было немало врагов египетского жречества, обслуживавшего храмы јмона.

 ульт ’ора, одного из древнейших богов ≈гипта, проникает в  уш уже в эпоху —реднего царства. ћесто расположени€ его главных культовых центров - —еверна€ Ќуби€, районы между первым и вторым порогами, частично южнее, что указывает на по€вление ’ора в  уше вместе с первыми египетскими фараонами-завоевател€ми.  ак и бог јмон, ’ор имел многочисленные локальные ипостаси. ¬ одном из самых ранних источников, сообщающих о ’оре, - стеле из ¬ади-’альфы времени XII династии - упом€нуты "’ор, господин чужеземных стран", - и "’ор, господин Ѕухена" (¬ади-’альфа). Ёти же ипостаси ’ора названы в инвокации на стеле, найденной также в Ѕухене. —уд€ по данным на стеле, хран€щейс€ в Ѕританском музее, храм в Ѕухене был основан при —енусерте I (хот€ сам он назван в ней уже "богом прекрасным... правогласным"). ћногочисленные надписи сохранились в Ѕухене от времени Ќового царства, в которых назван ’ор, "господин Ѕухена, господин неба", а также ’ор, "господин Ѕухена", и ’ор, "господин чужеземных стран". Ётой же ипостаси ’ора (Ѕухена) поклон€лись в храме јкши. ¬ гроте Ёллесие времени “утмоса III изображен ’ор с эпитетом - бык, господин “а-—ети, который находитс€ (hr-ib) в ‘ивах", в надписи на острове —аи, сохранившейс€ от эпохи јменхотепа II, назван "’ор, бык, господин “а-—ети". ¬ одной .из гробниц Ёль-јмарны упоминаетс€ ’ор, наход€щийс€ в ”ауат (район —еверной Ќубии).

ѕожалуй, не менее важным центром, чем Ѕухен, стал дл€ почитателей ’ора »брим. ≈ще при —енусерте I здесь был заложен форт, а в эпоху Ќового царства воздвигнут храм в честь ’ора ћиама (јниба). —охранившиес€ здесь пам€тники относ€тс€ к правлению “утмоса III, ’атшепсут, јменхотепа II, —ети I и –амсеса II. ”поминаютс€ здесь "’ор, господин ћиама, великий бог, господин неба", "’ор, господин Ѕухена, великий бог, господин ¬ерхнего ≈гипта", "’ор, господин Ѕаки ( уббан)". «десь же встречаетс€ символ ’ора Ѕехдетского и ’ор Ќехни (√иераконпол€).

Ќебольшие фрагменты времени “утмоса III в храме ƒакки изображают его в сцене коронации перед ’ором Ѕаки ( уббан), который, обраща€сь к “утмосу, возлагает на него корону.

’ору √оризонта (’арахти) поклон€лись в одном из великолепнейших сооружений  уша, воздвигнутом –амсесом II, храме јбу-—имбел. «десь были найдены статуи царей, персонифицирующих богов ѕта и ’ора в его локальной форме ’ор ћеха (название это, очевидно, обозначало район јбу-—имбела и прилегающий участок пустыни).  роме этой преобладающей формы ’ора в храме јбу-—имбела почитали ’ора Ѕаки, Ѕухена и ћиама, а также ’ора Ёдфу в его классическом изображении перед входом в образе  рылатого ƒиска с уреем.

¬сем четырем формам ’ора, а также ’ору Ѕехдетскому (Ёдфу) поклон€лс€ –амсес II в сооруженном им храме ¬ади-эс-—ебуа, который был посв€щен јмону-–а, ’армахису и самому –амсесу II. “ри формы ’ора (Ѕухена, ћиама и Ѕаки) встречаютс€ в храме –амсеса II в ƒерре, посв€щенном –а.

ѕочитание ’ора в  уше в эпоху египетского владычества пошло по линии развити€ его локальных ипостасей, и сами фараоны ≈гипта поклон€лись в  уше уже его местной ипостаси. ќсобенно это очевидно в сцене коронации “утмоса III ’ором  уббана.  ульт ’ора проник, очевидно, в северные районы  уша еще до фараонов Ќового царства, и египетские властители нашли здесь уже сложившиес€ локальные формы. »постась ’ора, господина “а-—ети, возможно, отражала общее представление о нем как о владыке  уша или €вл€лась персонификацией египетского фараона.

Ћюбопытно, что при цар€х XXV династии нет упоминаний об этих формах ’ора —еверной Ќубии, по крайней мере в сохранившихс€ источниках. “ак, в тексте времени јспелты в √ебель Ѕаркале возноситс€ молитва ’ору √оризонта, составленна€ исключительно на египетский лад. “итулатура царей  уша была сделана по образцу египетской, и имена ’ора повторены в ней так же, как в титулатуре египетских фараонов.

ѕозднее, уже в мероитскую эпоху, в храме львиного бога ћероэ была обнаружена надпись мероитским курсивом, где упоминаютс€ ’ор јтийе (—едеинга), ’ор “ебауе (јбатон) и ’ор-дит€ (?) господин ‘илэ. «а исключением ’ора —едеинги, ипостаси этого бога хорошо известны в ≈гипте в позднюю эпоху. ¬ храме јмона в ћероэ найдены вотибные таблицы с изображением ’ора, сто€щего на крокодиле; в правой руке у него скорпион и за€ц, в левой - зме€ и лев. Ќадпись на табличке содержит инвокацию богу с просьбой защиты от змей.

¬ храме »сиды в ћероэ найдены маленькие бронзовые изображени€ богини с ’ором на колен€х, повтор€ющие хорошо известные египетские прообразы.

¬ храмах, относ€щихс€ к эллинистическому периоду - ƒендур, ƒакка,  алабша, - встречаютс€ местные ипостаси ’ора, однако весьма значительное место занимают египетские формы этого бога.

ћатериалы напатско-мероитской и более поздней эпохи не позвол€ют судить об углублении и развитии локальных ипостасей ’ора. —оздаетс€ впечатление, что наибольшего расцвета они достигли во времена владычества египетских фараонов; в более позднее врем€ ’ор почиталс€, скорее, как член известной египетской триады: »сида, ќсирис, ’ор.

 ульт »сиды приобрел чрезвычайно важное значение в  уше. Ёто объ€сн€етс€, по всей видимости, тем положением, которое отводилось царице-матери (кандака). ¬ласть кандаки была столь велика, что античные авторы сообщали об эфиопах, которыми управл€ет царица (Strabo XVII, 1,54). »мена жен и соправительниц царей  уша всегда заключались в картуш, что было исключительно редким €влением дл€ ≈гипта. ¬ одной из надписей, найденных в √ебель Ѕаркале, царица-мать пр€мо сравниваетс€ с »сидой. –ечь идет об јспелте, правившем "в качестве цар€ ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта на троне ’ора, живущего вместе с царской матерью Ќасалсой, живущей как »сида с ее сыном ’ором". —о времени ѕтолеме€ II титул "любимый »сидой" был включен в картуши греческих правителей ≈гипта и властелинов  уша. Ќо еще раньше в храме, воздвигнутом в јбу-—имбеле в честь обожествленной царицы Ќофертари –амсесом II, она названа "возлюбленна€ »сидой. дающей жизнь". ¬ пам€тниках египетского времени на территории  уша »сида имела свои привычные титулы - "божественна€ мать, госпожа неба, госпожа ќбеих «емель". ќна почиталась в локальной египетской ипостаси - "госпожа  оптоса", тесно св€занной с ћином, и иногда рассматривалась как его мать. ¬ отличие от большинства египетских богов, трансформировавшихс€ в  уше, у »сиды не было местных ипостасей.  ульт ее развивалс€ по двум направлени€м - богин€-мать, покровительница цар€, и супруга ќсириса, цар€ мертвых; она часто изображалась в сценах заупокойного ритуала, им€ ее всегда встречаетс€ в погребальных инвокаци€х, где оно стоит на первом месте по отношению к ќсирису (ќ »сида, о ќсирис!). Ќеобычен и титул »сиды "госпожа подземного мира", который не встречаетс€ в египетских пам€тниках и относитс€ к »сиде в  уше, очевидно, в св€зи с ее возросшей ролью при отправлении культа мертвых.

«начительную роль приобрела »сида в мероитское врем€. ¬ столице нового царства - ћероэ - ей был отведен особый храм, где была обнаружена гранитна€ стела с изображением. цар€ перед богиней »сидой. ќгромна€ пальмова€ ветвь, которую держит »сида, заканчиваетс€ знаками жизни "анх" - последний из них направлен к носу цар€. ’арактер этого изображени€ позвол€ет видеть в »сиде богиню - покровительницу царской власти: именно в таких позах чаще всего встречаютс€ фигуры египетских богов - покровителей фараонов. ѕереход подобной функции от мужского к женскому божеству обусловлен характером царской власти и той ролью, котора€ отводилась матери цар€. —ама же функци€ »сиды - покровительницы цар€ тесно св€зана с идентификацией ее и царицы. ќчевидно, не случайно царица јманитере изображена в храме јмона в ћероэ в головном уборе египетской »сиды. “акже не случайно в надписи  авы »сида названа матерью цар€. ¬ надписи из ¬ад-бан-Ќаги, относ€щейс€ к »сиде, пр€мо сказано: "“ы утверждаешь своего сына Ќатакамани на троне". Ѕогин€ »сида, по всей видимости, идентифицируетс€ с царицей в трактате ѕлутарха "ќб »сиде и ќсирисе" (39). «десь говоритс€ об эфиопской царице, котора€ символизирует южные ветры, дующие из Ёфиопии. —читалось, что наводнение, которое вызываетс€ этими ветрами, приносит »сида взмахом своих крыльев. ¬ одном из отрывков трактата ѕлутарха (13) эфиопска€ царица названа Aso, что соответствует мероитскому имени »сиды.

»сида почиталась также и как богин€ плодороди€. »звестно, что в римский период нобатам и блемми€м было разрешено совершать ежегодное паломничество в храм »сиды в ‘илэ с тем, чтобы на врем€ увезти оттуда статую богини. —читалось, что путешествие статуи по земле  уша способствует плодородию почвы и увеличению урожа€. ѕодобные поездки совершались до 535 г., пока при императоре ёстиниане храм »сиды на ‘илэ не был закрыт. ¬еро€тно, така€ практика существовала в  уше и в более ранний период.

Ќекоторые данные позвол€ют предположить, что развитие культа »сиды в мероитское врем€ пошло по линии сопоставлени€ ее с луной. ¬ романе √елиодора "Ёфиопика" герои обращаютс€ к своим богам - солнцу и луне. »сида сравниваетс€ с луной и в надписи из ¬ад-бан-Ќаги времени мероитского цар€ Ќатакамани и его супруги јманитере: "—тоишь ты на твоем великом месте, о »сида, госпожа подземного мира, подобна€ луне, котора€ прочна в [форме] €йца при движении по небу". ќб этом же говоритс€ в трактате ѕлутарха (52, см. также 44), где ќсирис назван солнцем, а »сида - луной.

Ѕольшое значение отводилось »сиде в храмах, воздвигнутых в греко-римский период. ¬ них поклон€лись египетской триаде - ќсирису, »сиде и ’ору, где »сида выступала как госпожа јбатона и ‘илэ (храм ƒебод), как госпожа южных иноземных земель (храм ƒакка), а также как сестра и главна€ жена цар€ ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта (храм ƒендур). ”силенное почитание »сиды в храмах  уша подн€ло престиж местной религии в эллинистическом и римском мире. “ак, в одном из отрывком ёвенала говоритс€ о паломничестве в храм »сиды в ћероэ за св€той водой (ёвенал VI, 526-529). ÷елый р€д находок в √реции свидетельствует о том, что служител€ми культа »сиды были африканцы (веро€тнее всего, кушиты).

 ак уже отмечалось, в храмах  уша почиталась египетска€ триада - ќсирис, »сида, ’ор, где ќсирис выступал супругом богини »сиды. Ќо гораздо важнее был культ ќсириса как владыки царства мертвых, чему есть много свидетельств в росписи усыпальниц властелинов  уша. ѕретерпела изменени€ сама триада. “ак, в надписи храма ћероэ, выполненной мероитским курсивом, известна€ египетска€ триада упоминаетс€ с заменой ќсириса јпедемаком, местным богом мероитского царства. јпедемак предстает как супруг »сиды на рельефах храма Ќагаа. ¬ храме  алабши место ќсириса в триаде занимает локальный бог этой местности - ћандулис. ¬ ƒендуре на месте ќсириса оказываетс€ кушитский бог јренснупис.

ѕринижение роли ќсириса как супруга »сиды (и соответственно бога плодороди€) вызвано, по всей видимости, стремлением возвеличить местных богов и поставить их в один р€д с великими богами ≈гипта, что достигалось включением их в привычные религиозные доктрины путем замены ќсириса и, с другой стороны, желанием несколько изменить в пользу местных представлений характер египетской богини. Ёто, в частности, видно в образе »сиды-воительницы на рельефе храма Ќагаа - супруга воинственного бога јпедемака приводит к царю пленных.

—ам по себе культ египетского ќсириса также подвергалс€ определенным изменени€м. —удить об этом можно по нескольким источникам. ¬ одном из демотических папирусов назван ќсирис-эфиоп. ¬ другом тексте сказано, что »сида искала своего брата в Ёфиопии. Ѕрат »сиды, по всей видимости, ќсирис. —огласно одному из преданий, приведенных √еродотом (II, 146), «евс тотчас же после рождени€ зашил ƒиониса (ќсириса) в бедро и отнес в Ёфиопию. ¬ том же источнике (II, 29) сказано, что жители ћероэ признают только двух богов - «евса (јмона) и ƒиониса (ќсириса). ƒиодор (I, 17) сообщает о военной экспедиции ќсириса, начавшейс€ в Ёфиопии.

¬ трактате ѕлутарха (33) ќсирис назван темнокожим, чему дано свое объ€снение - вода, соедин€€сь с землей, делаетс€ темной; ќсирис символизирует воду, »сида - землю. ќднако, скорее всего, на возникновение образа темнокожего ќсириса повли€ла его кушитска€ ипостась.

¬ пантеоне мероитского царства важное место занимало божество солнца. ќстатки храма в честь бога солнца были обнаружены в ћероэ. ¬ысеченный на скале в √ебель √ейли бог солнца предстает в образе человека, обращенного в фас к зрителю. ќ почитании солнечного бога говоритс€ в романе √елиодора "Ёфиопика". ѕрототипом его служил, по всей видимости, египетский бог –а, культ которого распространилс€ в  уше в том же виде, в каком он был известен у себ€ на родине. “итул "сын –а" был составной частью титулатуры царей как ≈гипта, так и  уша. ‘ормула "дающий жизнь, подобно –а, вечно" встречаетс€ во многих религиозных текстах храмов  уша.  ак и в ≈гипте, на территории  уша почитались божества, имена которых были сложены с Pa - јмон-–а, —ебек-–а, ’нум-–а, ћин-–а.

—лива€сь с јмоном, бог –а приобретал большое значение в государственной религии. “ак, в анналах цар€ Ќастасена, где рассказываетс€ о его коронации, упом€нут танец, который Ќастасен исполн€л перед –а. »меетс€ в виду, очевидно, јмон-–а, хот€ в самой надписи указан именно –а. ¬ строках, относ€щихс€ к описанию путешестви€ Ќастасена к јмону ѕергематона, оп€ть же упоминаетс€ –а как собеседник цар€ ("¬ел € с ним, с –а, прекрасную речь").

Ѕог —ебек-–а, который назван в стеле, найденной в  уше € относ€щейс€ ко времени —реднего царства, может считатьс€, как полагает ¬еркуттер, одним из богов, специально почитавшихс€ в  уше в отличие от бога —ебека (Ўедит), которому поклон€лись в ‘аюме при XII династии".

ƒва храма, посв€щенных –а (или –а-’арахти), в ƒерре и јбу-—имбеле сохранились со времен –амсеса II. ’рам в ƒерре был назван "храмом ћери-јмона –амсеса в доме –а", где –а-’арахти играл исключительно важную роль. –а-’арахти поклон€лись и в других храмах  уша (ƒакка,  ава, Ѕухен, јмада). ≈му возносилась молитва от имени јспелты с просьбой дать жизнь и благополучие. ¬ развитии культа –а в  уше не удаетс€ проследить видимых изменений и отличий от его почитани€ в ≈гипте, если не считать того, что в храме јбу-—имбела его им€ сопровождаетс€ эпитетом, который присущ всем египетским богам в  уше, - "господин “а-—ети". ¬ своей традиционной форме культ –а лег в основу складывающегос€ учени€ о местном боге солнца, культ которого процветал в греко-римскую эпоху.

Ѕольшим пиететом пользовалс€ в  уше бог “от, изображени€ которого многократно встречались в храмах (√ебель Ѕаркал, —олеб,  алабша, ƒендур, ¬ади-эс-—ебуа и др.). ‘ормулы: "мудрый, как “от", "ведающий все речи, подобно “оту", - встречаютс€ в эпитетах царей  уша. ’рам в ƒакке был посв€щен “оту, которому поклон€лись здесь в его египетской форме - “от Ўмуна (или √ермопол€) и в кушитской ипостаси - “от ѕнубса. “от ѕнубса представлен в антропоморфном виде, иногда как приседающий павиан, с эпитетами, характерными дл€ многих божеств в  уше: "великий бог, который пришел из “а-—ети, сильный рукою, господин силы", или "господин ѕнубса, великий бог, господин ѕселкиса (ƒакка), господин южных чужеземных земель". ¬ храме имеетс€ изображение “ота со скорпионами в руках. ѕодобную же фигуру мы встречаем в храме ƒендур,. где “от запечатлен со зме€ми и скорпионами. Ёти формы “ота напоминают ’ора из храма јмона в ћероэ, "изображение которого сопровождаетс€ инвокацией с просьбой защиты от змей. ќчевидно, фигуры “ота имеют сходное назначение" что вполне пон€тно, если учесть особенности местной фауны. —огласно Ёлиану, Ёфиопи€ "€вл€етс€ родиной змей самой большой величины" (Elien, De natura animalium, II, 21). ѕо сведени€м јгатархида, в этой местности водились и €довитые змеи, укус которых неизлечим.

¬ ƒакке “от иногда выступает как "господин ѕселкиса", в храме ƒерр он имеет чисто египетские эпитеты: "владыка иероглифов, правдивый писец Ённеады богов". ¬ одной из сцен храма ƒендура он представлен вместе с “ефнут. Ёто-изображение св€зано, по всей видимости, с известным египетским сказанием о солнечном глазе –а-“ефнут, который отправилс€ в  уш и был водворен в ≈гипет богом мудрости “отом.

ѕроисхождение кушитской ипостаси “ота не поддаетс€ пока точному объ€снению. –аспространение культа “ота ѕнубса в храмах ƒебода, ƒендура,  алабши и даже ‘илэ - свидетельствует о том, что эта его ипостась прин€ла уже общегосударственный характер; некоторыми она объ€сн€етс€ как форма ќнуриса. — локальным названием ѕнубс св€заны и другие божества. ѕнубс был одним из культовых центров бога јмона, куда кушитские цари совершали паломничество после коронации. јмон ѕнубса изображалс€ как бараноголовый сфинкс, лежащий под ветв€ми растени€" известного под названием nbs. ¬ стеле цар€ √орсиотефа упом€нут также ќсирис ѕнубса. Ћокализаци€ ѕнубса пока не€сна. ¬ейгал идентифицирует его с ћахаракой (»ерасикаминос), что означает "место сикоморы". «десь на одной из. стен храма изображена »сида, сид€ща€ под сикоморой, около нее стоит “от. —уществует предположение, что ѕнубс идентичен храму “ота на острове јрго. ƒействительно, суд€ по анналам кушитских царей, они совершали паломничество к јмону ѕнубса после √емпатона, следовательно, ѕнубс находилс€ севернее  авы. Ќа острове јрго в эпоху XVIII и XIX династий существовал храм, который был затем восстановлен и функционировал с эпохи XX династии до начала мероитского периода. ¬озможно, именно этот храм и стал одним из важнейших культовых центров.

ѕочитание ѕта засвидетельствовано в  уше еще со времен —реднего царства. ¬ надпис€х на острове —аи и в —емне содержатс€ обращени€ к ѕта-—окару, построенному по образцу стандартных египетских инвокаций типа "подношени€, которые делает царь". Ќадписи, обращенные к ѕта-—окар-ќсирису, найдены в Ёсне; этот же бог упоминаетс€ в декрете —ети I в Ќаури. Ѕольшое значение приобрел культ ѕта в правление –амсеса II. ¬ храме јбу-—имбела –амсес II имеет титул "возлюбленный ѕта". ¬ большом зале храма найден декрет ѕта, аналогичный тому, который был обнаружен в јкше, и датируемый 35-м годом правлени€ –амсеса II. ѕта отводилось важное место в выстроенном –амсесом II храме в ƒерре.

¬  уше почиталс€ ѕта ћемфисский, о чем свидетельствует его эпитет "ѕта к югу от своей стены", который встречаетс€ в стеле —ети I в √ебель Ѕаркале и в надпис€х времени Ќового царства в Ѕухене, а также ѕта-“атенен в храме –амсеса II в ¬ади-эс-—ебуа. ÷ари Ќапатского царства воздавали большие почести ѕта: об этом говор€т "стела ѕианхи" и стела цар€ “анутамона. ѕо приказу Ўабаки был начертан так называемый "ћемфисский трактат", в котором изложено учение о боге ѕта. ¬ нескольких километрах от ћероэ была найдена гробница јписа, живой реинкарнации ѕта, относ€ща€с€ к мероитскому времени. ¬ ней изображены царица јманирена и принц јкинидад перед богами.

ѕредставл€етс€, что властелины  уша почитали египетского ѕта исключительно из-за желани€ показать свое равноправие по отношению к великим богам ≈гипта: свидетельство этому - отсутствие местной ипостаси.

Ќесколько св€тилищ —еверной Ќубии было посв€щено ’атхор, известной здесь в местных ипостас€х. ќдно из них обнаружено в ћиргиссе, где во времена Ќового царства поклон€лись триаде - обожествленному царю (возможно, —енусерт III), сокологоловому ћонту и ’атхор. ¬ ћиргиссе были найдены три стелы, свидетельствующие о поклонении ’атхор, где она изображена и в антропоморфном виде и в облике коровы в заросл€х папируса. Ёпитет ее - "госпожа »кена" - специфический эпитет ’атхор в  уше. –аскопки в ћиргиссе, при которых обнаружилось св€тилище ’атхор, дали доказательство тождественности ћиргиссы и »кен. —ледовательно, ћиргиссу можно считать местом происхождени€ локальной ипостаси ’атхор.

—леды почитани€ ’атхор сохранились и в »бриме, где она известна как "’атхор, госпожа »бшек, живуща€ в Ёлефантине". ’атхор »бшек поклон€лись также в известном храме јбу-—имбела времени –амсеса II, который был посв€щен ’атхор, и обожествленной царице Ќофертари. ћногочисленные рельефы храма содержат изображени€ цар€ и царицы с подношением ’атхор; имеютс€ сцены, где ’агхор подтверждает право цар€ на управление и участвует вместе с »сидой в ритуале обожествлени€ царицы Ќофертари.  ак госпожа »бшек ’атхор упоминаетс€ в пам€тниках XVIII и XIX династий.  роме јбу-—имбела, где часто фигурирует эта ипостась, храм ’атхор, госпожи »бшек (XVIII династи€), обнаружен в ‘арасе, который, возможно, и был тождествен »бшек.

¬  уше почиталась также известна€ египетска€ триада Ёлефантины: ’нум, —атис и јнукет. Ѕогини —атис и јнукет, очевидно, кушитского происхождени€, их культ был широко распространен в  уше. Ѕог ’нум проникает в  уш, по всей видимости, во времена —енусерта III. ¬ основанных им храмах —емны и  уммы в районе второго порога ’нуму отводилось важное место. ¬ храме —емны он входил в почитавшуюс€ там триаду: ƒедун, ’нум и обожествленный фараон —енусерт III, а в храме  уммы был главным божеством. Ёпитет ’нума в  умме, а также в —емне - Itnw-pdt ("противоположный лукам") совпадал с египетским названием форта  умма. ƒругой эпитет ’нума, "избивающий бедуинов", встречающийс€ в этих храмах, свидетельствует о значении ’нума как бога - покровител€ египетских завоевателей. »менно в таком смысле следует понимать насаждение его культа в районе второго порога, где сформировалась его локальна€ ипостась. —оединение ’нума в храмах —емны и  уммы с местным богом ƒедуном преследовало цель египтизации местного бога и распространение египетской религиозной идеологии. Ёто достигалось почитанием в одном храме местного и египетского бога одновременно. ¬последствии культ ’нума распространилс€ в различных храмах  уша вплоть до Ќагаа, одной из самых южных точек мероитского царства. Ћеминг-ћакадам полагает, что при продвижении на юг вместе с расширением египетских владений в  уше ’нум постепенно был вытеснен јмоном, ставшим к тому времени общенациональным богом ≈гипта. ќб этом свидетельствует соединение јмона с прежними партнерами ’нума - —атис и јнукет.

“ак же как и египт€не, обитатели древнего  уша поклон€лись божеству нильской воды - ’апи. ƒлинные процессии, состо€щие из фигур ’апи, украшали стены многих храмов  уша. ћестный ’апи повтор€л по своему внешнему облику известные изображени€ ’апи ≈гипта, но, суд€ по эмблеме на головном уборе, в  уше почиталс€ ’апи ёга. ќдин из скарабеев времени “ахарки имеет надпись, где “ахарка назван возлюбленным ’апи.  ак и на аналогичных скарабе€х “утмоса III, фигура ’апи выгравирована р€дом с картушем повелител€, но от египетской модели ’апи отличают здесь негроидные черты, присущие и самому фараону “ахарке. ѕриказание бросить в воду "книгу ’апи", где перечислены подношени€ Ќилу, имеетс€ в идентичных текстах фараонов —ети I, –амсеса II, ћеренпта и –амсеса III, найденного в √ебель —ильсиле, к югу от первого порога. —огласно надписи, его величество приказывал делать подношени€ ’апи два раза в год - в период половодь€ и в период засухи. ¬ храме јбу-—имбела изображены две фигуры ’апи, в построении которых нарушен общий принцип - божества представлены как бы выход€щими из храма, в то врем€ как в других случа€х (¬ади-эс-—ебуа, Ёллесие, јбу-ќда) изображены вход€щие в св€тилища силуэты ’апи, очевидно дл€ подношени€ даров повелителю храма. Ќарушение привычной перспективы свидетельствует об особом значении культа ’апи, в особенности в северных районах. √елиодор в романе "Ёфиопика" называл празднества, св€занные с Ќилом, величайшими праздниками египт€н. ¬идимо, точно так же относились к Ќилу и жители  уша.

ѕомимо официально установленного культа многочисленных египетских богов властелины ≈гипта насаждали в  уше свои собственные культы. ѕодобное €вление хорошо известно и в самом ≈гипте, где поклон€лись стату€м царствовавших фараонов. ќднако, как представл€етс€, в  уше этот процесс достиг большего развити€.

 ульт обожествленного египетского фараона существовал в  уше еще со времен —реднего царства. ¬ одной из египетских стел, обнаруженных в ¬ади-’альфе, упоминаетс€ как божество —енусерт I. Ўироко был распространен культ —енусерта III, который почиталс€ как член триады богов —емны (как полагает √отье, даже при жизни).  роме того, богу - —енусерту III поклон€лись в јмаде, Ёллесие, √ебель Ўеле, Ѕухене, √ебель ƒоше. ¬ —ерре почиталс€ “утмос III с титулом "великий бог, наход€щийс€ в „ехехете". ¬ храме —олеба јменхотеп III установил свой собственный культ. Ѕогу Ќебмаатра (тронное им€ јменхотепа III) поклон€лись как антропоморфному существу с рогами барана и лунным диском на голове.

Ќаибольшего расцвета достиг культ египетского фараона в  уше в царствование –амсеса II, который узурпировал многочисленные пам€тники, созданные его предшественниками, и установил свой собственный культ. ¬ построенном им храме ¬ади-эс-—ебуа (уже при жизни ему поклон€лись здесь как богу) имеютс€ изображейи€, где –амсес II - фараон делает подношени€ –амсесу II - богу. “аким же образом представлен –амсес II в храмах Ѕейт-эль-¬али, јбу-—имбела,. јкши. ¬ јмаре –амсес II почиталс€ как "великий бог, господин “а-—ети".

—амо по себе обожествление фараона не €вл€етс€ уникальным дл€  уша - культ статуй здравствующих фараонов восходит к египетской традиции. ќднако, как справедливо отмечает —еве-—едерберг, эта культова€ форма была в  уше выражена сильнее, чем в ≈гипте. Ќа первый план здесь выдвигаютс€, безусловно, политические мотивы, кроме того, отношение к  ушу как к колонии не давало фараонам повода дл€ стеснени€, в  уше они позвол€ли себе то, от чего воздерживались у себ€ на родине. “ак, јменхотеп III и –амсес II соорудили в  уше храмы в честь своих жен, где последние были обожествлены. ¬ храме —едеинги, воздвигнутом јменхотепом III в честь царицы “ии, царица изображена с телом льва.

¬ надписи, посв€щенной сооружению храма в честь Ќофертари, супруги –амсеса II, в јбу-—имбеле говоритс€: "Ќикогда не было сделано ничего подобного со времен возлюбленного сына јмона". ƒействительно, рельефы храма полны изображений обожествленной царицы, им€ ее повсюду заключено в картуш и выписано, подобно титулатуре фараона. ƒл€ ≈гипта не характерно культовое почитание супруги фараона. Ћишь в отдельных случа€х царица сопровождает фараона в сценах повержени€ врага или в религиозных церемони€х в амарнскую эпоху. —троительство храмов в —едеинге и јбу-—имбеле стало возможным, очевидно, благодар€ местной традиции, отводившей высокое положение жене цар€ как участнице в управлении государством. ¬последствии в храме Ќагаа царица была изображена, как и царь Ќатакамани, в воинственной позе победительницы.

 ульт египетских фараонов в  уше повли€л на возникновение соответствующей традиции среди кушитских царей,. ¬ храмах ≈гипта властители XXV династии изображались с характерным атрибутом бога јмона - рогом барана. “аким образом, они как бы причисл€лись к сонму богов. Ёта; традици€ была продолжена и у царей мероитско?; эпохи. ¬ храме ћусавварат-эс-—уфры јрнекамани изображен вместе с богиней »сидой перед процессией богов. Ќа голове у него видны рога јмона. Ётот символ стал, по всей видимости, одной из характерных черт бога - покровител€ царской власти. ќн по€вл€етс€ и на голове мероитского бога јпедемака, что €вно отличает его от остальных известных в ≈гипте львиноголовых божеств.

¬ли€ние египетских религиозных представлений не ограничилось распространением культов египетских божеств на территории  уша. ƒлительное господство египетской религии повли€ло и на формирование культов местных богов. ћожно назвать целый р€д признаков, органически присущих. местным богам и восход€щих исключительно к египетской традиции. ѕрежде всего, это устойчивость стил€ изображени€. ƒл€ мероитских богов характерно профильное изображение,. их атрибуты - приставной хвост, парик, приставна€ борода, знак жизни и скипетр "уас" - повтор€ют в точности египетские. »нвокации богам часто построены по типу египетских с просьбой о жизни, благополучии и здоровье. ’рамы в  уше строились по образцу египетских, сохран€€ существенные черты египетских культовых сооружений, и мен€лись лишь в детал€х под вли€нием местных географических условий. ’рам “ахарки в  аве в мельчайших подробност€х имитировал египетские пам€тники ƒревнего царства в јбу-сире и —аккаре.

¬  уше на прот€жении различных периодов его истории существовал местный ритуал захоронени€ умерших, восход€щий к культуре  ермы. ќднако претензии царей XXV династии на египетский престол привели к подражанию ≈гипту и в способе захоронени€. “ак, ѕианхи был первым кушитским царем, погребенным согласно египетскому ритуалу: над его могилой была воздвигнута традиционна€ египетска€ пирамида. ¬ дальнейшем почти все знатные люди Kvuia были догребены по египетскому ритуалу с тем лишь исключением, что муми€ покоилась часто не в саркофаге, а на погребальном ложе, согласно обычаю, восход€щему еще к культуре  ермы. ¬месте с тем остальна€ часть населени€  уша была погребена по местным обыча€м. Ёти же ритуалы преобладали в конце мероитской эпохи.

¬ данном случае интересен именно египетский ритуал, характерные черты которого воссоздают изображени€ и надписи пирамид √ебель Ѕаркала и ћероэ. ѕодобно египт€нам, жители  уша почитали ќсириса как цар€ мертвых и его супругу »сиду. » хот€ в инвокаци€х к этим богам »сиде отводилось первое место, во многих гробницах сохранились сцены суда ќсириса, где он восседает на троне перед умершим, следовательно, в  уше была восприн€та основна€ часть заупокойной религиозной доктрины ≈гипта. „асты изображени€ »сиды и Ќефтиды вместе с јнубисом, совершающими возли€ние. » хот€ они выполнены на характерных по форме мероитских табличках, да и стиль изображени€ несколько отходит от традиционного египетского канона, сам сюжет заимствован из египетской мифологии. »нтересно, что обычай совершать возли€ние на могиле родственников сохранилс€ и в современном —удане; корни его восход€т к древнеегипетскому обычаю и св€заны с культом »сиды, совершающей возли€ние на погребальном ложе ќсириса 

–ельефы пирамид ћероэ €вл€ютс€ копией рисунков к отдельным главам " ниги мертвых", известных в саисский и птолемеевский периоды. ”мерший царь пьет воду от дерева ’атхор в потустороннем мире. јнубис обращаетс€ к царю, царь стоит перед жертвенным алтарем и возвышением, на котором сид€т боги, - все эти сцены буквально скопированы с виньеток " ниги мертвых". —одержание текстов несколько модифицировано, но все существенные черты древней сцены суда сохранены. »м€ умершего соединилось с именем ќсириса, как и в ≈гипте. Ќа одной из стел, где имеетс€ сцена подношени€ ќсирису, сид€щему на троне, в надписи, выполненной мероитскими иероглифами, назван сын –а-ќсириса, что относитс€, по всей видимости, к умершему. ¬ Ёль- урру, в гробнице Ўабаки, царское им€, заключенное в картуш, соединено с именем ќсириса. ѕокойный имеет египетский эпитет "правогласный". ¬ гробницах найдены также статуи птицы "ба", свидетельствующие о существовании веры в душу. ћногочисленные фигурки ушебти, амулеты с изображени€ми египетских богов, инвокации к ќсирису, построенные по типу египетских погребальных текстов, свидетельствуют о том, что в  уше была восприн€та основна€ и существенна€ часть египетского погребального ритуала.

¬ыбранные примеры были приведены с целью показать, в какой мере культура Ќапатско-ћероитского царства €вилась продолжением древних египетских традиций. ¬ данном случае вз€т лишь один ее аспект и сделан специальный акцент на черты, восход€щие к ≈гипту. Ёта сторона вопроса представл€етс€ наиболее важной, так как из всех составл€ющих эту культуру элементов наиболее сильными и наиболее распространенными оказались именно египетские. ¬еро€тно,  уш сыграл немалую роль в сохранении и передаче традиций погибшей египетской цивилизации как в глубь јфриканского континента, так и в греко-римский мир. “рансформиру€сь в  уше, египетска€ религиозна€ доктрина сумела сохранить свои наиболее существенные черты, видоизмен€€сь лишь в отдельных детал€х, сообразно местным услови€м. ¬ этом сказалась действенность египетской культуры в целом и ее мировое значение.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|