–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

≈√»ѕ≈“ » ’–»—“»јЌ—“¬ќ

Ёта исключительно важна€ проблема имеет два аспекта: 1) вклад египетской религии в формировавшеес€ раннее христианство, 2) пережитки египетской религии в уже сформировавшемс€ христианстве.

—амо собой пон€тно, что эти два аспекта тесно св€заны друг с другом. –€д египетских элементов проник в христианство в оригинальном, почти не завуалированном виде; другие элементы наличествуют в христианстве в видоизмененной форме. »менно поэтому было бы педантизмом, сопр€женным со множеством методических неудобств, раздел€ть египетские элементы в христианстве на две группы в соответствии с указанными аспектами. √ораздо целесообразнее устанавливать в меру возможности их египетское происхождение.

"— такой религией как христианство нельз€ покончить только с помощью насмешек и нападок. ќна должна быть также преодолена научно, то есть объ€снена исторически, а с этой задачей не в состо€нии справитьс€ даже естествознание", - писал ‘. Ёнгельс. ≈му же принадлежат слова: "Ќовые находки, в особенности в –име, на ¬остоке и прежде всего в ≈гипте помогут в этом вопросе (т. е. в вопросе о происхождении христианства. - ћ.  .) гораздо больше, чем кака€ угодно критика". — тех пор прошло много лет, и египтологи€ сделала огромный шаг вперед, подтверждающий мудрое предсказание Ёнгельса.

—оветский ученый ј. —. —трелков вполне обоснованно написал, что "египетскую струю в христианстве мы можем наблюдать... во всем, начина€ от отдельных мотивов христианской символики и конча€ чисто догматическими построени€ми", а известный чешский египтолог академик ‘р. Ћекса отметил, что ≈гипет был одним из центров догматики и морали христианства. "≈гипет принимал участие в выработке идеологии раннего христианства ничуть не меньше, чем ћала€ јзи€ и —ири€", - справедливо отметил акад. √. ѕ. ‘ранцев, не только поставив проблему, но и наметив пути ее решени€. »сход€ из бесспорного положени€ Ёнгельса: "’ристианство, как и вс€кое крупное революционное движение, было создано массами", √. ѕ. ‘ранцев обращаетс€ к египетской религии, в лоне которой возникли чувства и умонастроени€, ставшие компонентами христианства. ”ченый совершенно справедливо подчеркнул близость христианских сказаний к древнеегипетским, т. е. ≈гипет он рассматривает как один из ареалов, и притом очень важных, в недрах религии которого зародились элементы, предвосхитившие религию христианства (эбониты, кумраниты, гностики, манихеи и т. д.).

»менно эти элементы подготовили почву дл€ раннего становлени€ христианства в ≈гипте - хорошо известно, что в этом отношении ≈гипет опередил многие страны. Ќо несмотр€ на близость египетской религии и раннего христианства, последнее, стабилизировавшись и усвоив элементы египетского €зычества, вступило в ожесточенную борьбу с ним.

 акими же пут€ми и когда проникли элементы древней египетской религии в раннее христианство? ¬опрос этот очень сложный. ћожно указать два пути. ѕервый путь - ему была посв€щена специальна€ глава - это Ѕибли€, вернее, та ее часть, которую прин€то называть ¬етхим заветом. ѕосредством Ѕиблии элементы египетской религии проникали в эллинистическую идеологию, и прежде всего религиозную. ¬торой путь - через коптов.

ћетодом исследовани€ проблемы "≈гипет и христианство" €вл€етс€ заимствованный из лингвистики метод изоглосс. ѕрименительно к проблемам религии это метод изолиний. ќт метода изоглосс, соедин€ющего однородные €влени€ одного плана, он отличаетс€ тем, что соедин€ет корреспондирующие €влени€ разных планов. "якобсон считает сравнение лингвистических, антропологических, физико-географических и культурных изолиний весьма полезным. —овпадени€, которые мы при этом обнаруживаем, удивительны... Ќаука должна сравнивать разноплановые факты, но она не может судить о фактах одного плана на основании изучени€ фактов другого плана".

—огласно христианскому преданию, христианство стало распростран€тьс€ в ≈гипте со времен апостола ћарка, начавшего свою проповедническую де€тельность в правление Ќерона. »наче говор€, христианство, как светоч истины, было привнесено в ≈гипет в готовом виде.  онечно, современна€ наука не может рассматривать это предание как серьезный источник и довер€тьс€ ему. "–аннее христианство в ≈гипте было далеко от последующих канонических форм. —умбур, отсутствие догм, т. е. все то, на что Ёнгельс указал как на характерную черту "јпокалипсиса", возникшего в ћалой јзии, здесь, в ≈гипте, видимо, было выражено еще в большей степени". ¬ подтверждение своего мнени€ √. ‘ранцев ссылаетс€ на следующие слова римского императора јдриана в одном из его писем, относ€щемс€ приблизительно к 131 г. уже нашей эры: "“е, которые называют себ€ епископами ’риста, поклон€ютс€ —ерапису. Ќет здесь такого начальника синагоги, самар€нина или христианского епископа, который не был бы астрологом, гадателем или заклинателем". —видетельство јдриана очень существенно и подтверждаетс€ новейшими исследовани€ми.

ј вот что говорит о близости христианства к €зычеству современный исследователь: "—амо собой пон€тно, что существовали обычаи и установлени€ народного характера, которые христианство наследовало у €зычества. ’ристианство распростран€лось не в вакууме, а в определенной среде. ќно должно было воздействовать на уже существующие социальные св€зи и отнюдь не ограничивалось только их разрушением. »стори€ христианства - это истори€ ассимил€ции, адаптации и импровизации с преобладанием то одной, то другой стороны. “ак было и в ≈гипте". “от же автор подчеркивает, что, сравнива€ христианство с каким-либо из его €зыческих соперников, приходитс€ удивл€тьс€ не столько различию между ними, сколько сходству, которое объ€сн€етс€ стремлением удовлетворить одни и те же запросы времени. Ёто, несомненно, глубоко верное замечание. Ѕ. –еес приводит р€д примеров из греческих папирусов ≈гипта, свидетельствующих о том, что на прот€жении первых трех веков нашей эры христианские и €зыческие обычаи, по существу, сливаютс€ - не случайно и говоритс€ о них с употреблением одних и тех же терминов. ѕредставление о том, что во II в. н.э. христианство было малозначащим €влением в ≈гипте, устарело. Ѕлагодар€ находке ранних библейских текстов стало €сно, что христианство начало очень рано преодолевать €зычество, однако последнее не только внешне, но и внутренне упорно сопротивл€лось.

¬о II в. н.э. в јлександрии подвизались известные гностики, ¬алентин и ¬асилии, но самый факт существовани€ гностической ереси свидетельствовал вместе с тем о наличии христианства в ≈гипте уже в то врем€ и об идеологическом сопротивлении ему. ¬рем€ от времени, когда по каким-либо обсто€тельствам римские власти усматривали в христианстве опасность дл€ "общественного пор€дка", имело место подлинное гонение на христиан, но эти факты относ€тс€ к внешней истории борьбы €зычества и христианства.

Ќелишне припомнить, что с 284 по 305 г. н.э. во главе –имской империи, в состав которой входил в то врем€ ≈гипет, сто€л император ƒиоклетиан. ¬ 303-304 гг. он организовал массовое гонение на христиан; разумеетс€, не был обойден и ≈гипет. ƒиоклетиан стремилс€ совершенно искоренить христианство, жертв репрессий было много.

¬ 315 г. император  онстантин объ€вил христианство равноправным с другими религи€ми –имской империи, а в 325 г. в Ќикее был созван ѕервый вселенский собор, осудивший ересь.

»мператор ёлиан, взошедший на престол –имской империи в 361 г., стал союзником умирающего €зычества в его борьбе против наступающего христианства. ќн запретил христианам преподавание в каких-либо школах, приказал вернуть €зыческому жречеству захваченные христианами земли, стремилс€ сплотить вокруг себ€ лучших представителей €зыческой интеллигенции и вообще вс€чески поддерживал €зычество. ѕоэтому он и получил у христиан прозвище ќтступника. Ќо так как его религиозна€ политика была обращена к прошлому, успеха она не имела, и после смерти ёлиана ќтступника христианство без особого труда вернуло свои прежние позиции.

¬ 381 г., при ‘еодосии, в  онстантинополе был созван ¬торой вселенский собор, объ€вивший христианство в его никейской форме государственной религией всей –имской империи, и началось повсеместное искоренение остатков €зычества. ¬ 385 г. н.э. в јлександрии был разгромлен храм —араписа и сожжена часть александрийской библиотеки. ¬о всех этих делах чувствовалась жестка€ рука александрийского епископа  ирилла, христианского догматика. ¬о врем€ правлени€ императора ‘еодоси€ II в јлександрии была зверски растерзана толпой фанатичных и невежественных монахов знаменита€ »пати€, ученый и философ. ≈е дружба с епископом  ирены —инесием показательна как дл€ €зыческой интеллигенции јлександрии того времени, так и дл€ прогрессивных лидеров христианства. ”бийству »патии, как и одного из ее друзей, префекта јлександрии ќреста, безусловно, способствовало фанатически негативное отношение епископа  ирилла к €зыческой интеллигенции. ѕоследним оплотом €зычества (культ »сиды) был храм на острове ‘илэ, куда стекались толпы паломников, нобатеев из Ќубии. ¬ середине VII века н.э., во врем€ правлени€ императора ёстиниана, храм был ликвидирован, а идолы богов доставлены в  онстантинополь.

"јрхеологические данные свидетельствуют о трудност€х, которые приходилось преодолевать вновь обращенным христианам, расстава€сь с €зыческими обыча€ми; пон€тно, что не легче было расстатьс€ и со старыми представлени€ми. ќдной из самых ранних и стойких ересей, порожденных египетским вли€нием, был гностицизм". Ѕросаетс€ в глаза и то, что мумификаци€, идеологически чужда€ христианству, была широко распространена среди христианского населени€ ≈гипта. ≈гипетска€ церковь, по-видимому, была в сильной степени затронута гностицизмом, и можно допустить, не без основани€, что первые главы истории египетской церкви были умышленно преданы забвению уже после становлени€ христианства именно по этой причине.

јлександри€, крупнейший центр эллинистической культуры, была, естественно, св€зана множеством нитей с фараоновским прошлым ≈гипта, которое в какой-то мере сказывалось и на характере христианства. —амый крупный теолог-мыслитель раннего христианства, ќрилей, родилс€ в јлександрии в 185 или 186 г. и получил прекрасное дл€ своего времени образование. ¬ его произведени€х прослеживаетс€ €вное вли€ние гностицизма. ¬ III в. н.э. в јлександрии жил и действовал знаменитый церковный де€тель  лимент. ¬ его произведени€х также вполне ощутимо вли€ние гностицизма. »з јлександрии происходил и јрий, основатель арианской ереси. “аким образом, египетска€ церковь была глубоко затронута гностицизмом. Ќе приходитс€ сомневатьс€ и в том, что в I в. н. э., когда в лоне церкви царил разброд, особенно сильно сказывалось вли€ние религиозного наследи€ древнего ≈гипта.

≈гипетска€ церковь, поддерживаема€ государством, энергично боретс€ с €зычеством и гностицизмом во всех его формах, тем не менее €зыческие реминисценции просачиваютс€ в христианские церковные тексты еще долгое врем€ после ликвидации паганизма. Ёрман указал, что в коптских рукопис€х слово "боги" фактически означает "дь€волы", "нечиста€ сила", ибо у верующих христиан может быть только один бог, а "боги" - это термин €зыческий, т. е. св€занный с религией, враждебной христианству, следовательно, "боги" этой религии - нечто противоположное христианскому богу. ¬ христианских коптских текстах обнаруживаютс€ фрагменты египетских, порой неизвестных нам мифов, имена египетских божеств - ’ора, »сиды, Ќефтиды. —овсем недавно опубликовано специальное исследование о египетских элементах в этих текстах. „етверта€ глава исследовани€ названа "ƒревнеегипетское в коптских легендах". Ќесмотр€ на небольшой объем и лапидарность изложени€, она вмещает обильный и совершенно бесспорный фактический материал о вли€нии египетских пон€тий и образов на христианскую литературу ≈гипта. ¬ качестве примера можно привести житие апа ("отца") Ёпимы, коптского христианского мученика, содержащее следующий интересный эпизод. ѕалачу —иммаху предсто€ло уничтожить 106 христианских мучеников.   нему обратилс€ христианский св€той по имени ƒиоскор с упреком в том, что он проливает кровь христиан, и с предупреждением, что за это его постигнет кара после смерти. —иммах ответил: "я умру, и пусть на том свете мне воткнут в зрачок правого глаза стержень двери, ведущий в потусторонний мир". ¬р€д ли нужно доказывать, что этот момент заимствован автором жити€ из демотической сказки о —а-ќсирисе, о которой речь шла выше. » вместе с тем следует подчеркнуть, что сюжет загробного возмезди€ дл€ палача христианских мучеников перекликаетс€ со сказкой €зыческого цикла.   данным религиозно-литературного характера следует добавить очень €ркий факт иконографического пор€дка. ¬  оптском музее в  аире хранитс€ икона с изображением двух св€тых с головами египетского бога јнубиса. »з ≈гипта эти пережитки перешли в ¬изантию. ѕриведенные здесь факты не оставл€ют места дл€ скептицизма в вопросе о вли€нии древнего ≈гипта на ≈гипет христианский.

¬ыделив одну сторону проблемы, необходимо обратить внимание и на другую: некоторые египетские религиозные представлени€ via Roma проникли в христианскую религию подчиненных –иму стран. “аковыми €вл€ютс€ Ѕритани€, √алли€, √ермани€. ¬ли€ние ≈гипта не может быть объ€снено здесь посредничеством гностицизма. ¬ одной из церквей.  Єльна, например, имеетс€ статуэтка »сиды, в другой - алтарь этой богини. ќсобенно поразителен следующий факт - ¬ древности богин€ »сида стала покровительницей Ћютеции, современного ѕарижа. «десь сохранились развалины храма »сиды, находившегос€ в том месте, где теперь разбит сад музе€  люни. Ќова€ христианска€ религи€ во ‘ранции долго хранила образ египетской богини как своей св€той: ее стату€ сто€ла на южной стене аббатства —ен-∆ермен. де ѕрэ вплоть до 1514 г. Ётот факт объ€сн€етс€ только. тем, что »сида с младенцем ’ором была иконографическим и пон€тийным прообразом христианской божьей матери и »исуса и что в период становлени€ христианства во ‘ранции в религиозном сознании ћасс не произошло четкого разграничени€ прообраза и образа - и тот, и другой пользовались глубоким религиозным пиететом, »сида воспринималась как ипостась христианской богородицы.

ƒл€ полноты обзора взаимодействи€ древнеегипетских религиозных представлений и других религий остановимс€ кратко на вли€нии этих представлений на ислам в ≈гипте. ”стойчивость такого вли€ни€ не может не вызвать удивлени€. ѕосле падени€ паганизма ≈гипет стал христианским; начина€ с VII века н.э. христианство начало вытесн€тьс€ исламом, и тем не менее следы вли€ни€ древнеегипетских религиозных представлений отмечены в XIX и даже в XX в. н.э. »звестный английский арабист Ћэйн подчеркнул в своем широко известном труде, что обычай оплакивать умерших при участии специальных плакальщиц, столь распространенный в древнем ≈гипте, существовал в виде пережитка и в первой половине XIX в., несмотр€ на то что исламом это было запрещено. —овременный египетский этнограф ћ. √алал €вл€етс€ автором интересного исследовани€ о погребальных обр€дах современных египт€н и св€занных с ними представлени€х. ќн пишет: "¬о всем ≈гипте считаетс€ долгом живых по отношению к умершим навещать гробницы последних, ибо распространено убеждение, что в гробнице пребывает душа умершего или, во вс€ком случае, часто там по€вл€етс€. “аким образом, гробница представл€ет собой как бы убежище дл€ души, посредством которого она входит в контакт с живущими. ѕосещение гробницы живущими имеет своей целью успокоить тревогу умершего о его участи в потустороннем мире —олидарностью с умершими, жалостью к ним живущие стрем€тс€ как-то см€гчить нарушение умершим норм поведени€, установленных правилами нравственности". ћ. √алал ссылаетс€ на строго соблюдаемый обычай приносить врем€ от времени на могилу умершего пищу. Ётот же ученый указывает, что топографи€ кладбища схематически воспроизводит деревню. –€дом с могилой сооружалс€ меблированный домик дл€ посетителей.

√алал сообщает также, что по всей стране широко распространена вера в воскрешение после смерти, что, по представлени€м современных ему египт€н, душа умершего может пересел€тьс€ в некоторых животных, в частности в маленького скарабе€, а в загробном мире умершего ждет суд возмезди€.

Ќетрудно убедитьс€, что все эти представлени€ и обычаи восход€т ко времени древнего ≈гипта.

Ќа этом можно было бы закончить рассмотрение проблемы вли€ний, но, естественно, возникает еще один ее аспект: если ≈гипет, расположенный в јфрике, оказал столь мощное воздействие на религиозные воззрени€ античного мира, то трудно допустить, чтобы јфриканский континент оказалс€ полностью вне сферы его идеологического вли€ни€. ¬опрос этот сложен и имеет свою историю.

—овокупность антропологических, археологических и лингвистических данных свидетельствует о том, что египт€не были этнической общностью, сложившейс€ в глубочайшей древности, близкой к берберам-ливийцам и в какой-то степени к другим племенам и народам —еверной јфрики, не €вл€ющимс€ негроидами (нубийцы, беджа и др.), а также к семитам. ≈гипт€не, насколько позвол€ют судить данные науки на ее насто€щем уровне, были автохтонным населением ≈гипта. “аким образом, и египетска€ культура, и религи€ €вл€ютс€ порождением африканской почвы, а не результатом вли€ни€ собственно семитских народов на египт€н-африканцев. Ќапомним, что один из крупнейших семитологов допускал, что именно јфрика - родина племен и народов, говоривших на собственно семитских €зыках.

¬ св€зи с проблемой этногенеза египт€н необходимо сказать несколько слов о взаимоотношени€х египт€н и негроидов.

ѕлемена и народы белой средиземноморской расы, как и племена и народы негроидов, можно практически рассматривать как автохтонное население јфрики - об этом с несомненностью свидетельствуют антропологические данные; в глубочайшей древности и белые, и негроиды имели систематические контакты на территории самого ≈гипта и —ахары.. «атем эти контакты прекратились, и негроиды, жившие в глубокой древности и на самой территории ≈гипта, по каким-то причинам, нам неизвестным, отступили далеко на юг.  ак показал X. ёнкер, со времени образовани€ единого египетского государства в начале III тыс€челети€ до н.э. вплоть до XVIII династии (XVI в. до н.э.) египт€не не имели никаких систематических контактов с негроидами, ибо за это врем€ (около 1500 лет) ни на одном египетском пам€тнике не найдено изображени€ негра. Ќо во времена XVIII династии беспрестанные походы фараонов все дальше и дальше на юг привели египт€н на территории, заселенные негроидами. ¬ладени€ ≈гипта в районе четвертого порога Ќила испытали сильное вли€ние египетской цивилизации - €зык, письмо, искусство, религи€ ≈гипта стали здесь господствующими, и в результате страна была полностью египтизирована. Ќо эти заимствовани€ египетских элементов негроидами возникших здесь государств - сначала Ќапаты, а потом ћероэ - не в состо€нии объ€снить давно уже подмеченное сходство в обр€дах, религиозных воззрени€х и в быту между древними египт€нами, современными племенами и народами негроидной расы южнее —ахары.

”же в конце XVIII в. во ‘ранции было опубликовано исследование на эту тему. ≈го автор, видный де€тель бургундского парламента, писатель и ученый, обратил внимание на сходство религиозных воззрений древних египт€н и современного ему населени€ негроидов в «ападной јфрике. ¬последствии проблеме "древний ≈гипет - современные негроиды" было посв€щено немало интересных трудов, в которых делались попытки объ€снить причину этого, несомненно, неслучайного сходства. —троились предположени€ о вли€нии древнего ≈гипта на негроидов, однако было не€сно, €вл€етс€ ли оно решающим (если допустить его наличие) дл€ возникновени€ и развити€ африканских народов южнее —ахары.

Ќачнем с последнего вопроса. ≈гипетское вли€ние на Ќапату и ћероэ было действительно решающим и во многом определило их культурный облик. Ќо процесс заимствовани€ имел локальный характер и относилс€ к древности. Ќевозможно допустить, что египетское вли€ние, проникшее в јфрику южнее —ахары в древности и в основном через Ќапату и ћероэ, могло оказать столь широкое воздействие на р€д племен и народов јфрики много веков спуст€ после исчезновени€ этих царств, даже если помнить об отдельных заимствовани€х в виде пережитков древних вли€ний, бытующих в этом регионе. —ледовательно, ответ надо искать в другом.

10 феврал€ 1956 г. на заседании ‘ранцузского египтологического общества в прени€х по докладу ∆. Ћеклана на тему "≈гипет - јфрика" старейший французский египтолог ѕ. Ћако высказал мысль о том, что элементы общности в быте древних египт€н и некоторых народов јфрики южнее —ахары (например, форма дверных затворов или корзин) восход€т к глубочайшей доисторической древности и объ€сн€ютс€ наличием уже в те отдаленные времена общего дл€ египт€н и негроидов культурного субстрата. Ќесомненно, иде€ ѕ. Ћако весьма плодотворна, и, конечно, именно в этом направлении должна двигатьс€ исследовательска€ мысль в стремлении разрешить вопрос о первопричине сходства в воззрени€х и быте древних египт€н и негроидов.

≈сли раньше были модны взгл€ды, согласно которым культура ≈гипта была создана поселившимис€ в долине Ќила пришлыми из јзии семитскими племенами, то теперь, в свете всего, что нам известно об ее истоках, приходитс€ признать, что египетска€ культура развивалась и зародилась на јфриканском континенте, что это автохтонна€ африканска€ культура - утверждение, нисколько не противоречащее известным азиатским вли€ни€м в ходе дальнейшего исторического развити€.

Ўвейцарский египтолог Ё. Ќавилль призывал "отказатьс€ от идеи €кобы имевшего место азиатского вли€ни€ на ≈гипет ƒревнего царства, а также на аборигенов времен неолита: мы не можем констатировать следы такого вли€ни€. ’арактер египетской цивилизации - африканский".

«наменитый √. ћасперо подчеркивал, что "искусство ≈гипта, как и вс€ его цивилизаци€, зародилось на африканской почве". » действительно, флора и фауна в египетском искусстве - чисто африканские. јфриканское происхождение важнейшего элемента египетской культуры - письма - "совершенно €сно и не подлежит сомнению уже потому, что оно тесно св€зано с природой ≈гипта и бытом народа". Ќельз€ не согласитьс€ и с ƒ. ј. ќльдерогге в том, что "самые основы культуры доисторического ≈гипта в начале его истории были африканскими".

«арождение и первые шаги египетской культуры представл€ют собой очень длительный процесс, происходивший не в изол€ции, а в услови€х интенсивных контактов между египт€нами и негроидами в далекие доисторические времена. Ќа интенсивность этих контактов указывает, например, такой исключительно интересный факт: скотоводческие племена фульбе, антропологически относ€щиес€ к белой расе, говор€т на €зыке бантоидного типа, а народ негроидной расы хауса - на €зыке, относ€щемс€ к хамито-семитской семье €зыков.

Ќесомненно, что между белыми и черными африканцами совершалс€ обмен - на равноправной основе - материальными и духовными ценност€ми, в результате чего сложилс€ общий дл€ белых и черных культурный субстрат. Ётот субстрат существовал уже в глубочайшей, доисторической древности за пределами, доступными непосредственному историческому исследованию.

ѕоэтому прав был Ё. Ќавиль, когда в рецензии на книгу о племени тонга из баронга писал: "“от или иной обычай, обр€д племен банту может дать египтологу путеводную нить к верному объ€снению религиозной или погребальной церемонии, смысл которой ему неизвестен и которой, быть может, он давал ошибочное объ€снение, скованный своим классическим образованием". “акого же убеждени€ придерживалс€ один из корифеев современной египтологии, ученый огромной и разносторонней эрудиции, - X. ёнкер.

–одиной семитских €зыков, по мнению “. Ќельдеке, была не јзи€, а именно јфрика. јфриканское происхождение семитов и в наши дни обсуждаетс€ в науке. “ем более веро€тно такое происхождение протосемитов, носителей протосемитского пра€зыка, из которого выделились собственно семитские €зыки, а также €зыки "хамитские", как их называли прежде.

ќбщность, восход€ща€ к культурному субстрату, и сходство в результате заимствовани€ - €влени€ разного пор€дка. ≈сли общность восходит к глубочайшей древности и наблюдаетс€ у р€да племен и народов, то заимствование могло возникнуть сравнительно поздно, после соприкосновени€ уже вполне сложившейс€ египетской цивилизации с племенами и народами негроидной расы. «аимствование не может играть решающей роли в развитии культуры, диапазон его распространени€ сравнительно ограничен. ѕрактически отличить исконную общность от позднего заимствовани€ не всегда легко, каждый случай сходства должен быть тщательно исследован.

Ќевозможно отрицать, что древние египт€не в своем экономическом и культурном развитии намного опередили другие народы јфрики. явно несосто€тельны попытки объ€снить этот факт с помощью пресловутой "хамитской" теории, согласно которой белые "хамиты" более одаренны, чем черные негроиды, и потому были чем-то вроде вар€гов, принесших культуру в негроидную јфрику. ¬едь в те отдаленные времена, когда в долине Ќила развивалась и процветала египетска€ культура, над ≈вропой, населенной народами белой расы, так же как и над негроидной јфрикой, еще не занималась зар€ культуры и просвещени€, и, следовательно, отставание ≈вропы и јфрики от ≈гипта при всем желании не может быть объ€снено на основе расистских соображений. Ќеравномерность €вл€етс€ всеобщим законом исторического процесса. Ёта неравномерность в каждом конкретном случае объ€сн€етс€ совокупностью определенных факторов, среди которых расова€ принадлежность не играет никакой роли.

ƒревний ≈гипет, как и р€д других стран, расположенных в восточной части бассейна —редиземного мор€, одним из первых вышел на арену всемирной истории. Ѕлагодар€ особым географическим и социально-экономическим услови€м, эти страны, объединенные традиционным термином "ƒревний ¬осток", были древнейшими классовыми обществами на нашей планете, создател€ми древнейших цивилизаций. „ерна€ јфрика, как и бела€ ≈вропа, не могла в те времена развиватьс€ теми темпами, которыми развивались страны древнего ¬остока, и в частности ≈гипет.

“аким образом, комплексна€ проблема "≈гипет - јфрика" далеко еще не разрешена. Ќо в отношении одной огромной территории - Ќапата и ћероэ (древний —удан) - мощное вли€ние ≈гипта не вызывает сомнени€. ƒл€ освещени€ этого вопроса € предоставл€ю слово моему коллеге Ё. ћиньковской.

Ќеобходимо сказать буквально два слова и еще об одной проблеме, вернее квазипроблеме "≈гипет и јмерика до  олумба" (в строго научном смысле такой проблемы не существует). —ледует подчеркнуть, что никаких серьезных доводов в пользу св€зей доколумбовских древних цивилизаций јмерики с ≈гиптом нет - ни археологических, ни исторических, ни лингвистических.  онечно, здесь обширное поле дл€ вс€кого рода домыслов, необоснованных параллелей и псевдонаучных построений - многие из них по€вл€лись в печати, - но в свете строго научной критики, требующей проверенных фактов и логических выводов, построенных на этих фактах, ни одно из таких сближений и предположений не заслуживает квалификации даже гипотезы. Ёто просто один из наукообразных мифов нашего времени.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|