–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

≈√»ѕ≈“ » јЌ“»„Ќџ… ћ»–

ѕод термином "античный мир" подразумеваютс€ страны греческой и римской культуры и соседние с ними ареалы, иными словами, довольно обширный географический комплекс. ¬клад египетской религии в религиозное мировоззрение стран этого комплекса оценивалс€ по-разному. Ћитература, посв€щенна€ этой проблематике, пополн€етс€ из года в год, ибо раскопки, производимые в странах комплекса, принос€т все новые и новые археологические находки, подтверждающие проникновение элементов египетской религии далеко за пределы ≈гипта.

 ульты египетских божеств, проникших к страны античного мира, естественно, "вжились" в религиозную среду этих стран и приобрели местный колорит, иногда очень отличный от их египетского оригинала. »сследование нового облика египетских божеств и их культа не входит в нашу задачу, ибо это не имеет непосредственного отношени€ к религии собственно древнего ≈гипта. Ќасто€ща€ глава преследует более узкую цель. ћы хотим показать, сколь широко было распространено вли€ние религиозных идей ≈гипта в странах античного мира и насколько попул€рны были здесь египетские божества.

ѕроникновение египетских религиозных представлений в средиземноморский бассейн начинаетс€ приблизительно с VI в. до н.э., т. е. со времени более или менее тесного соприкосновени€ ≈гипта с греками. Ќа двух этрусских вазах того времени изображено существо €вно египетского происхождени€: это человеческа€ фигура с головой животного (голова, несомненно, воспроизводит голову јнубиса с типичными дл€ него ушами) и с большим ножом в левой руке. “от факт, что египетское религиозное вли€ние имело место и на јпеннинском полуострове, доказываетс€ небольшой бронзовой статуэткой богини ”аджет в музее Ѕолоньи (приблизительно того же времени).   сожалению, автор не указывает, где именно был найден этот пам€тник.

VII век до н.э. - знаменательна€ веха в истории египетской культуры. »менно в это врем€, в правление второго фараона XXVI династии ѕсамтика I (664-610 гг. до н.э.), греками была основана колони€ на территории ≈гипта, в ƒельте, к юго-западу от —аиса. «десь возник большой город, Ќавкратис (как бы предшественник јлександрии), сыгравший важную роль в сближении египетской и греческой культур. »з Ќавкратиса в бассейн —редиземноморь€ устремилс€ поток египетских изделий, в немалой части культовых, а вслед за ними стали просачиватьс€ и египетские религиозные представлени€. — каждым годом увеличиваетс€ число египетских предметов, обнаруженных во врем€ раскопок в странах ≈вропы. Ѕолее или менее систематический их учет ведет известный французский египтолог ∆. Ћеклан в своих ежегодных отчетах.

≈гипетское вли€ние сказалось в странах —редиземноморь€, а позже и в странах –имской империи, в состав которой помимо самого ≈гипта вошли Ѕалканы, »тали€ и р€д других стран «ападной и ¬осточной ≈вропы, на которые распространилась власть –има. ƒаже далеко не полный перечень библиографических источников свидетельствует о широте диапазона египетского религиозного вли€ни€ в странах древнего мира.

”же в VII в. до н.э. в √реции сложилась орфическа€ космогони€, согласно которой началом мира было €йцо, оплодотворенное ветром. Ётот образ, как показал «. ћоренц, заимствован из гермопольского варианта египетской космогонической системы.  ульты египетских богов встречаютс€ и в материковой, и в островной √реции, например на острове ƒелос.

ќсновна€ стру€ египетского вли€ни€ - распространение культа »сиды. ѕредставление об »сиде €вилось серьезным вкладом египетской религии в религии стран античного мира.  ульт »сиды проник даже в дохристианскую √ерманию, его следы обнаружены в  Єльне, ћайнце, југсбурге и “рире. “ацит (ќ происхождении германцев и местоположении √ермании, 9) сообщает, что свебы почитают »сиду среди своих богов.  омментатор воспринимает это сообщение римского историка с необоснованным скептицизмом. ƒругие данные, приводимые автором, свидетельствуют о глубоком проникновении египетского вли€ни€ на германские земли вплоть до польской ѕомерании (недалеко от берегов Ѕалтики). ¬полне пон€тно, что в √реции, √аллии, на јпеннинском и »берийском полуостровах, в Ѕритании и т. д. »сида имела местный облик, во многом отличавший ее от »сиды египетской. Ќо вместе с тем у них было и что-то общее.

ќт поздних птолемеевских времен и от времени римского господства как в самом ≈гипте, так и вне его сохранились близкие по содержанию и направленности греческие тексты, известные в науке под названием аретологий »сиде - нечто вроде торжественных песнопений, адресованных этой богине, €рко выражающих ее вселенский авторитет и значение, ее милосердие и т. п. “ексты эти свидетельствуют о том, что к тому времени »сида, как велика€ богин€, уже вышла за рамки египетского божества и стала божеством эллинистического пор€дка, т. е. универсальным. ¬опрос о происхождении аретологий, т. е. конкретно о том, €вл€ютс€ ли они переводами с египетских текстов или написаны греками в духе греческой идеологии, конечно, очень интересный, но в конечном счете все же второстепенный. ¬ аретологи€х, несомненно, наличествует египетский субстрат ".

¬р€д ли можно сомневатьс€ в том, что универсальный характер »сиды в основном плод мышлени€ греков эпохи эллинизма. »сида в аретологи€х - божество интернациональное, и исторически это вполне закономерно.  рушение полисного мировоззрени€ в странах греческого €зыка, а также: умаление значимости номов в птолемеевском ≈гипте создали предпосылки дл€ возникновени€ новых богов или преображени€ полисных и номовых богов во вселенские. Ќа исходе эпохи независимости авторитет »сиды в ≈гипте неизмеримо. возрос, и ко времени религиозно-культурного становлени€ здесь эллинизма она стала одним из великих вселенских. божеств. — возникновением –имской империи, поглотившей и включившей в свои границы всю ойкумену эллинизма, вли€ние »сиды. быстро приобрело точки опоры как в самом –име, так и в подвластных ему странах, по сути дела чуждых эллинизму, каковыми были »тали€, »спани€, √алли€, Ѕритани€, √ермани€ и т. д. »сида стала религиозной модой, и распространение культа богини определ€лось не только ее вселенским характером, но и в значительной мере нравственными запросами народов, подготовивших почву дл€ возникновени€ христианства. Ќикака€ друга€ религи€ стран древнего ¬остока" разумеетс€ кроме христианства, не отвечала этим запросам в такой мере, как египетска€, или, вернее, порожденный ею культ »сиды. ѕоследний распространилс€ в античном мире одновременно с христианством, вызванный к жизни теми же социальными и моральными запросами масс - потребностью в утешении, защите, в справедливости при жизни на земле и после смерти.

ƒл€ античного мира культ египетской богини был особенно привлекателен. √реческие боги, как и простые смертные, подчин€лись слепой судьбе, по египетским же представлени€м судьбы людей вершили боги. ѕерспектива заступничества всемилостивой и всемогущей богини - вот что влекло к »сиде всех, кто искал утешени€ и спасени€ от опасностей, та€щихс€ в окружающем грозном мире. »наче говор€, богин€ »сида была как бы предшественницей самого ’риста. »менно в этом плане попул€рность »сиды пон€тна и научно объ€снима.

ќднако победоносное шествие »сиды по странам античного мира не было беспреп€тственным. ќно встречало сопротивление римских властей, но при императоре ƒомициане культ »сиды не только стал дозволенным, но и поощр€лс€ самим императором. ¬месте с тем р€д авторитетных и вли€тельных лиц подвергали культ »сиды осме€нию, обвинению в безнравственности и т. п. “акие ∆е обвинени€ выдвигались против иудаизма и христианства.

ћожно с уверенностью сказать, что культ »сиды в какой-то мере расчистил путь дл€ христианства. –аспространению египетского вли€ни€ в античных странах активно способствовали и сами египт€не. Ќапример, в греческом тексте папируса ќксиринх є 1381 содержитс€ призыв ко "всему миру греческого €зыка": "каждый грек да благословит »мхотепа, сына бога ѕта". ѕропагандистска€ направленность этого текста очевидна. Ѕез сомнени€, существовало немало и других подобных произведении.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|