–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

≈√»ѕ≈“ » Ѕ»ЅЋ»я

ѕрежде чем перейти к проблеме вклада древнего ≈гипта в религию и мировоззрение древних евреев, необходимо хот€ бы вкратце остановитьс€ на взаимоотношени€х обеих стран и народов. ¬озникновение египетского государства относитс€ к рубежу IV-III тыс€челетий до н.э., а этногенез египетского народа имел место на много столетий (если не тыс€челетий) ранее этой даты. »стори€ еврейского народа в древности начинаетс€ много позже, начало ее св€зано со страной, котора€ в библейских источниках называетс€ ’анааном, но в египетских текстах, более ранних, чем Ѕибли€, именуетс€ иначе.

 ак известно, термин "Ѕибли€" представл€ет собой перевод еврейского ha sepharim, что значит "писани€". " ак исторический источник, Ѕибли€ представл€ет высокую ценность: уже давно доказано, что те места ее, где говоритс€ об ≈гипте и ¬авилоне, написаны людьми, хорошо осведомленными в жизни этих монархий; новые открыти€ все больше и больше убеждают, что эти люди были насто€щими представител€ми господствовавшей в их врем€ культуры; их сведени€ посто€нно подтверждаютс€ и вы€сн€ютс€". –азумеетс€, информаци€, извлекаема€ из Ѕиблии, должна подвергатьс€ критическому разбору и подтверждатьс€ другими древневосточными источниками. «начение Ѕиблии дл€ истории и истории культуры заключаетс€ в том, что "ветхий завет сохранил нам и правовой кодекс, и сказани€ о древнейших временах, и пам€тники дидактической литературы, и произведени€ не только религиозной, но и светской лирики". “екст Ѕиблии, состо€щий из целого р€да "книг", был составлен в разные времена, древнейшие части Ѕиблии были написаны не позже XII-XI вв. до н.э., так как само поселение евреев в ѕалестине не могло иметь места раньше: из клинописных документов тель-амарнского архива (XIV в. до н.э.), в частности из писем правител€ »ерусалима, по имени јбдхиба, фараону Ёхнатону, известно, что евреев ни в »ерусалиме, ни в ѕалестине в то врем€ еще не было, а в страну вторглись и частично опустошили ее хабири. "„то это за народ хабири? ¬ них очень заманчиво было бы видеть евреев, и грамматически это вполне возможно. ¬еро€тно, правильно предположение, что в их лице мы имеем дело с евре€ми в широком смысле или с близкими им племенами; в борьбе с хабири мы имеем прелюдию еврейского завоевани€, и "хабири" были общим названием бедуинов". ». ћ. ƒь€конов указывает, что "хабири" - не этноним, а, скорее, социальный' термин, обозначавший нечто вроде этнически гетерогенных дружин, грабивших оседлое ханаанское население. ¬ XIII в. до н.э., как это €вствует из египетского текста так называемой стелы »зраил€ ( аирский музей), воздвигнутой по повелению фараона ћеренпта, сына –амсеса II, на территории ѕалестины этим фараоном были низвергнуты правители р€да народов, в том числе и »зраил€. —тела »зраил€ названа так потому, что это единственный египетский текст, содержащий этноним "»зраиль".

»так, ≈гипет был первой по времени "великой державой" древнего ¬остока. »мпери€ ≈гипта, созданна€ во времена XVIII династии, подчинила себе многие племена и народы. ¬ египетских текстах упом€нуты те из них, которых египт€не считали достойными соперниками. ¬ стеле »зраил€ налицо »зраиль, которого не было еще в ѕалестине веком раньше. ќткуда и как он по€вилс€ в ѕалестине, из египетских текстов узнать невозможно. Ѕибли€ содержит рассказ о пребывании евреев в ≈гипте и об их бегстве оттуда под руководством ћоисе€. Ёто еврейское предание, о котором египетские тексты хран€т полное молчание, как и о пребывании евреев в ≈гипте, свидетельствует о том, что хранители предани€ и лица, его записавшие, хорошо знали ≈гипет, - косвенное доказательство пребывани€ в ≈гипте какой-то части предков будущих евреев. ѕодтверждение этому можно найти и в египетских пам€тниках: имеетс€ фреска, на которой изображены прибывшие в ≈гипет кочевники-семиты в количестве 37 человек. »х главарь носит еврейское им€ јбишан (врем€ јменхотепа II, XVIII династи€, гробница в Ѕени-’асане). ≈сть указани€ и на более ранние контакты семитов с ≈гиптом.

 ак бы то ни было, захват ѕалестины евре€ми произошел, по-видимому, в середине или в конце XIII в. до н.э. –аскопки показали, что как раз в это врем€ снизилс€ уровень культуры древнего оседлого населени€ ’анаана в результате вторжени€ союза кочевых племен »зраил€. ¬ XI в. по€вилось государство »зраиль, первым царем которого был —аул. “аким образом, »зраиль как государство на два тыс€челети€ моложе ≈гипта, в ≈гипте существовала сложивша€с€ культура; »зраиль же, по существу, только приступал к ее созданию. ≈гипет был мощной империей, гегемоном, политическим и культурным, в ѕалестине, ‘иникии и отчасти в —ирии, и само собой пон€тно, что молодое государство »зраиль должно было неминуемо оказатьс€ в сфере мощного египетского вли€ни€.

¬ли€ние ≈гипта в ‘иникии, в частности в Ѕибле, было очень существенным уже во времена ƒревнего царства. —видетельства культурного вли€ни€ ≈гипта на ‘иникию имеютс€ в повести ”н-јмуна: "¬едь јмун создал страны все, он создал их после того, как он создал страну ≈гипет, откуда ты пришел, раньше всего. ¬едь искусство вышло из нее, чтобы достигнуть моего местопребывани€; ведь наука вышла из нее, чтобы достигнуть моего местопребывани€". ¬ этих словах правитель Ѕибла признает, что именно ≈гипет был дл€ его страны источником культуры. »з амарнского архива мы узнаем, что у финикийского правител€ “ира, јбимильки, писцом был египт€нин. Ѕибл - древнее государство, ровесник ≈гипта времени ƒревнего царства. »зраильские же племена стали сосед€ми ≈гипта лишь в XIII-XII вв. и испытали египетское культурное вли€ние как непосредственно, так и через посредство ’анаана, в свою очередь находившегос€ под культурным вли€нием ≈гипта и ћесопотамии, - ростки израильской культуры по€вились именно в ’анаане. Ќа территории ѕалестины, в Ѕетшеане например, были найдены три египетские стелы, одна - —ети I и две - –амсеса II.

—о времени Ќового царства контакты ≈гипта и »зраил€ приобретают посто€нный характер. ‘иникийцы, сирийцы, палестинцы по€вл€ютс€ в ≈гипте во все большем количестве. ќдин из сыновей –амсеса II был женат на дочери сирийского шкипера, которую звали Ѕент-јнат. ќдним из приближенных фараона ћеренпта был семит Ѕен-ќцен. Ќа суде над покушавшимис€ на жизнь –амсеса III председательствовал некто ћахар-Ѕаал, €вный семит.

–азного рода контакты между ≈гиптом и »зраилем участились, начина€ с царствовани€ в »зраиле ƒавида и —оломона. “ак, в III книге ÷арств (14, 22) говоритс€ о некоем јлере из иудейского царского рода, бежавшем в ≈гипет к неназванному фараону (может быть, это был —иамун или ѕсусеннес, ’ в. до н.э.). ѕо сообщению Ѕиблии, в ≈гипте он был женат на сестре жены фараона. ¬ III книге ÷арств (II, 40) сообщаетс€ также, что сын ƒавида —оломон хотел умертвить »ероврама, но »ероврам бежал в ≈гипет к —усакиму, царю египетскому, и жил в ≈гипте до смерти —оломоновой. —усаким - фараон XXII династии Ўешонк I - упоминаетс€ в другом месте той же III книги ÷арств (14, 25).

¬ III книге ÷арств (3, 1) повествуетс€ и о бракосочетании цар€ —оломона с дочерью египетского фараона, им€ которого не приводитс€. Ётот же фараон (им€ оп€ть-таки не упоминаетс€) дал город √езер "в приданое дочери своей, жене —оломоновой" (9, 16). ‘акт такого бракосочетани€ весьма интересен. ‘араон јменхотеп III (конец XVIII династии) писал в письме, адресованном вавилонскому царю  адашма - энлилю (письмо обнаружено в амарнской переписке): "»скони дочь цар€ египетского никогда не была отдана никому (из чужестранцев. - ћ.  .)". “аково было положение дел в XV в. до н.э.

¬ ’ в. до н.э. дочь египетского фараона оказываетс€ женой цар€ »зраил€, —оломона. ѕо-видимому, этим фараоном,. им€ которого нигде не упом€нуто, был Ўешонк I, ибо в той же III книге ÷арств (14, 25) сказано, что "на п€том году царствовани€ –овоамова (преемник —оломона в »зраиле. - ћ.  .) —усаким, царь египетский, вышел против »ерусалима" и захватил золотое оружие царей израильских в этом городе. ¬ египетских текстах говоритс€ о том, что Ўешонк I подчинил своему оружию 156 городов в —ирии и ѕалестине, но »ерусалим среди них не упом€нут.

¬ VIII в. до н.э. в пророчестве ќсии изобличаетс€ окружение израильского цар€, осуждаетс€ проегнпетска€ и про-ассирийска€ парти€ при дворе: "» стал ≈фрем, как глупый голубь, без сердца: зовут египт€н, идут в јссирию" (книга ѕророка ќсии, 7, II). —огласно библейской традиции, ≈фрем - название самого вли€тельного племени »зраил€. »так, ќси€ свидетельствует о существовании двух партий в »зраиле - проегипетской и проассирийской. ƒалее тот же ќси€ пророчествует: "ќни уйдут по причине опустошени€: ≈гипет соберет их, ћемфис похоронит их (т. е. сторонники ≈гипта в »зраиле найдут убежище в ≈гипте. - ћ. ј.)" (9, 6). ¬ конце того же столети€ знаменитый »сай€ осуждает проегипетскую древнееврейскую партию: "»дут в ≈гипет, чтобы подкрепить себ€ силой фараона и укрытьс€ под тенью ≈гипта. Ќо сила фараона будет дл€ нас стыдом и убежище под тенью ≈гипта - бесчестием" (книга ѕророка »сайи, 30, 2-3). ƒалее тот же »сай€ предсказывает горе тем, кто ищет опору в ≈гипте (31, 1-3).

—толетием позже египетские войска под водительством фараона Ќехо проникли в ѕалестину, чтобы дать отпор ассирийцам. »удейский царь »оси€ выступил против Ќехо и погиб в сражении с египт€нами у ћегидо в 1688 г. до н.э., после чего Ќехо вмешалс€ во внутренние дела »удеи и возвел на престол своего сторонника »охкима, сына же »осии, »охаза, вз€л в плен и увез в ≈гипет, где тот и умер (IV книга ÷арств, 23, 30-45). Ќесколькими годами позже, после вз€ти€ »ерусалима Ќавуходоносором, значительна€ часть иудеев эмигрировала в ≈гипет (книга ѕророка »еремии, 41, 17). “от же »ереми€ упоминает и об иуде€х, "живущих в земле египетской" (24, 8), и жестоко осуждает их.

ѕриведенные данные свидетельствуют о том, что еврейско-египетские контакты в древности, еще до поселени€ евреев в ≈гипте, были многочисленны и весьма разнообразны и что авторы разных библейских книг были прекрасно осведомлены о них. ∆. ¬ергот показал это в своей монографии, посв€щенной преданию об »осифе.

¬ конце VII в. до н.э. на острове Ёлефантина на Ќиле, близ јсуана, по€вилось поселение евреев, существовавшее и в VI и V вв. до н.э. ≈врейские поселени€ были также в —аккаре, Ёдфу, √ермополе. Ѕольшое количество деловых писем и документов на арамейском €зыке, обнаруженных в этих местах при раскопках, €вл€ютс€ бесспорным свидетельством самых тесных еврейско-египетских отношений в то врем€. ¬ дальнейшем контакты эти стали более прочными и систематическими (о евре€х в ≈гипте в эпоху эллинизма речь пойдет в главе "≈гипет и христианство").

¬ результате победоносных походов фараонов XVIII и XIX династий ≈гипет стал политическим гегемоном в ‘иникии, —ирии и ѕалестине; это, естественно, привело к внедрению в р€де пунктов указанных стран египетских культов: в √азе был сооружен храм јмону, в јскалоне - богу ѕта, о чем пр€мо сказано в папирусе ’аррис I (9, I и сл.). Ёти храмы обслуживались не только египт€нами, но и лицами местного происхождени€, которые становились проводниками египетских религиозных воззрений. ѕараллельно происходило распространение египетского €зыка на всех названных территори€х. «нание египт€нами €зыков своих соседей - также неоспоримый факт. “аким образом, не существовало €зыкового барьера дл€ культурного обмена, который был естественным следствием географического соседства ≈гипта и »зраил€ и контактов между ними. ¬ этом обмене древн€€ и велика€ держава ¬остока, ≈гипет, была в основном дающей стороной, а слабый, едва возникший »зраиль - принимающей. ≈гипетский €зык оказал несомненное воздействие на древнееврейский словарь: в тексте так называемого ¬етхого завета немало несомненно египетских слов. —емитские слова также входили в речевой обиход египт€н и укорен€лись в египетском €зыке. ¬ древнееврейский €зык проникли египетские имена собственные. ¬ библейском тексте имеетс€ р€д калек с египетского €зыка.

ћножество точек соприкосновени€ обнаруживают египетское и еврейское религиозное мышление, очевидна перекличка библейских и египетских литературно-религиозных образов. ќбратимс€ к конкретным примерам.

¬ еврейских общинах на территории ≈гипта, поддерживавших тесную св€зь с иерусалимским храмом, под вли€нием окружающей среды прививались культы египетских богов. ¬ одном остраконе из Ёлефантины, написанном на арамейском €зыке, говоритс€: "я благословл€ю теб€ во им€ яхве и ’нума". »ными словами, верующие евреи почитали здесь не только "единого" еврейского бога яхве, но и владыку Ёлефантины, искони египетского бога ’нума. ≈гипетские религиозные обр€ды и обычаи, естественно, могли распростран€тьс€ и на еврейского бога яхве и таким образом внедр€тьс€ в религию евреев. ¬ ¬етхом завете о боге яхве неоднократно говоритс€ как о горшечнике: книга ѕророка »сайи (29, 15-16; 45, 9; 64, 8), книга ѕророка »еремии (18, 2-4), книга »ова (10, 8-9). ¬ книге ѕремудрости »исуса, сына —ирахова (33, 13) сказано: " ак глина у горшечника в руке его и все судьбы ее в его произволе, так люди в руках сотворившего их, и он воздаст им по суду своему". ѕриблизительно та же мысль выражена и в книге ѕремудрости —оломона (15, 7), и в "ѕослании ѕавла к римл€нам" (9, 21). јналогичное представление о боге и его власти над людьми отображено в известном египетском "ѕоучении јменемопе" (24, 13-8): "¬едь человек - это глина и солома, и бог его создатель. ќн (т. е. бог. - ћ.  -) разрушает и создает ежедневно, он создает тыс€чи бедн€ков ежедневно по своему желанию, он создает тыс€чу надсмотрщиков в свой час (т. е. в момент творени€, - ћ.  .)". » наконец, в книге Ѕыти€ (2, 7) эта же мысль высказана несколько иначе: "» создал господь бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой".

≈гипетские и библейские литературные образы бога-горшечника и бога-творца восход€т в конечном счете к египетскому мифологическому образу бога ’нума, сотворившего людей на гончарном круге.

Ќаиболее очевидные заимствовани€ библейским текстом непосредственно из египетских текстов вы€вл€ютс€ при сопоставлении Ѕиблии с вышеупом€нутым "ѕоучением јменемопе". ѕоучение содержитс€ в папирусе Ѕританского музе€ є 10474 - относительно датировки папируса мнени€ египтологов расход€тс€. Ќо к какому бы времени его ни относили, текст папируса существовал уже во времена XXI династии. ƒоказательством этому служит остракон  аирского музе€, датируемый II в. до н.э. и содержащий части текста папируса (3/8-4/10).

—равним некоторые места египетского текста "ѕоучени€ јменемопе" с библейской книгой ѕритчей —оломоновых. ¬ последней (23, 4Ч5) сказано: "Ќе заботьс€ о том, чтобы нажить богатство, оставь такие мысли твои, устреми твои глаза на него - и его уже нет; потому что оно сделает себе крыль€ и, как орел, улетит к небу". ¬ "ѕоучении јменемопе" (9/14-19, 10/4) читаем: "Ќе тщись найти выгоду, чтобы обеспечить свои потребности. ≈сли ты приобрел богатства грабежом, они не проведут и ночи с тобой; на рассвете они уже вне дома твоего, их место можно узреть, но их уже нет... они сделали себе крыль€, как гуси, и улетели к небу".

¬ библейской книге ѕритчей —оломоновых (22, 24-25) сказано: "Ќе дружись с гневливым и не сообщайс€ с человеком .вспыльчивым, чтобы не научитьс€ пут€м его и не навлечь петли на душу твою". ¬ "ѕоучении јменемопе" (11/13, 11/17) читаем: "Ќе братайс€ со вспыльчивым, не приближайс€ к нему дл€ разговора... пусть он не завлечет теб€ и не набросит петли на теб€...".

¬ книге ѕритчей —оломоновых (22, 17-18) даетс€ совет: "ѕреклони ухо твое и слушай слова мудрые, и сердце твое обрати к моему знанию, потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих". јналогичное место находитс€ и в "ѕоучении јменемопе" (3/9-16): "ѕреклони ухо, внимай сказанному, обратись, чтобы истолковать это, полезно закрепить это в твоей голове, но вредно тому, кто пренебрегает этим".

ћожно было бы привести и другие соответстви€ между книгой ѕритчей —оломоновых и "ѕоучением јменемопе", однако и отмеченных вполне достаточно дл€ доказательства того, что случайными они быть не могут - налицо заимствование.

Ќекоторые ученые, сознательно или бессознательно, но, несомненно, под вли€нием конфессиональный установок, пытались показать, что "ѕоучение јменемопе" - египетский перевод с еврейского либо что "ѕоучение" и книга ѕритчей —оломоновых восход€т к одному семитскому источнику. ќднако эти попытки оказались полностью несосто€тельными. "ѕоучение јменемопе" - естественное продолжение более раннего "ѕоучени€ јни" и других дидактических произведений египетской литературы.

—леды вли€ни€ египетских текстов на Ѕиблию обнаруживаютс€ и в библейской книге »ова. јкад. Ѕ. ј. “ураев отметил воздействие месопотамской литературы на книгу »ова, но нар€ду с этим бесспорно и египетское вли€ние. «десь упоминаютс€, например, страусы (30, 29; 39, 13), бегемот (40, 10) - представители именно египетской фауны.

¬ более €вной форме египетское вли€ние сказываетс€ в библейской книге Ёкклезиаста, лейтмотивом которой €вл€етс€ "я, мы да пьем, утрие бо умрем" (2, 24; 3, 12; 3, 22; 5, 18; 9, 7; 9, 9). Ётот же мотив пронизывает и разные варианты так называемой' египетской "ѕесни арфиста" (песнь V ’аи-»нхерета, 5, 2, 15): "¬оистину, празднуй, умастись, возложи цветы на грудь свою. –€дом с тобой [да будет] любима€ тобой... ќбратись к кутежам ежедневно вплоть до дн€ погребени€" (врем€ –амсеса III). Ётот мотив прослеживаетс€ и в заупокойных текстах гораздо более поздних времен - следствие пробудившегос€ скептицизма в отношении загробной жизни.

¬нимание ученых неоднократно привлекало очевидное сходство между гимном богу јтону, составленному и написанному во врем€ фараона-еретика Ёхнатона (XIV в. до н. э.), и 103-м псалмом.

"“ы заходишь на западном небосклоне - и земл€ во мраке, наподобие умершего. —п€т они в помещени€х, и головы их покрыты, и не видит один глаз другого, и похищено все имущество их, которое у них под головой, без ведома их.  аждый лев выходит из своего логова. ¬се пресмыкающиес€ жал€т их во мраке, когда приходит ночь и земл€ в молчании, [ибо] создатель их зашел на небосклоне своем". — этим местом гимна богу јтону следует сравнить псалом 103 (20-21): "“ы простираешь тьму, и .бывает ночь; во врем€ нее брод€т все лесные звери, львы рыкают о добыче и прос€т у бога пищу себе".

ј вот и друга€ параллель. √имн јтону: "—уда плывут на север и на юг равным образом, пути все открыты, когда ты си€ешь. –ыбы в реке резв€тс€ перед ликом твоим, [ибо] лучи твои [проникают] в глубь мор€". ¬ том же псалме 103(25) говоритс€: "Ёто море великое и пространное; там пресмыкающиес€, которым нет числа, животные малые с большими, там плавают корабли..." » далее. √имн јтону: " ак многочисленно то, что ты делаешь и что скрыто перед миром, бог единственный, подобного которому нет, ты один сотворил землю по желанию сердца твоего". ¬ псалме 103(24) читаем: " ак многочисленны дела твои, господи! ¬се сделал ты премудро: земл€ полна произведений твоих".

ѕсалом 103 не €вл€етс€, как разобранное выше место книги ѕритчей —оломоновых, переложением с египетского, однако св€зь его с гимном јтону налицо. Ѕиблейский автор, иудей-монотеист, подчеркивает в этом псалме, что бог, которому он молитс€, - единственный и что дл€ него, автора, неприемлемы и непон€тны египетские гимны, адресованные различным богам.

¬ гимне же јтону, единственному богу, воспетому фараоном-еретиком, можно было и кое-что позаимствовать. ‘актически јтон не был единственным, в глазах современников Ёхнатона, но в гимне он фигурирует как единственное божество, как демиург, один сотворивший все сущее.

¬ Ѕиблии нашли отражение и египетские воззрени€ на загробную жизнь, в частности представлени€ о психостасии. Ѕиблейские книги неоднократно упоминают о взвешивании как о методе (книга »ова, 31, 6; книга ѕритчей —оломоновых, 16, 2: "√осподь взвешивает души", 21, 2: "√осподь взвешивает сердца").

Ќаконец, следует отметить, что иудеи, жившие в ≈гипте, вовсе не гнушались погребальных обр€дов египт€н, о чем пр€мо говоритс€ в Ѕиблии. »зложение истории »осифа в книге Ѕыти€ заканчиваетс€ описанием его смерти: "» умер »осиф ста дес€ти лет. » набальзамировали его и положили в ковчег в ≈гипет" (50, 26). “аким образом, одно из положительных лиц библейской истории, »осиф, был погребен в ≈гипте и по египетскому обычаю. —то дес€ть лет, по представлени€м египт€н, идеальна€ продолжительность человеческой жизни.

ќ вли€нии египетских текстов на Ѕиблию в чисто литературном плане можно было бы сказать еще очень много - здесь приведены факты в основном в религиозном аспекте.

ќстановимс€ на библейской космогонии и на вли€нии на нее египетских представлений о происхождении мира.

¬ 1932 г. английский ассиролог —ейс опубликовал очень интересную заметку, в которой тонко подметил общие моменты между библейской космогонией и одним из вариантов египетской.  ак отмечает —ейс, эту заметку его побудила написать капитальна€ монографи€  . «ете. ¬ последних параграфах своего исследовани€  . «ете отмечает сходство египетского јмона с иудейским яхве и вполне обоснованно доказывает, что авторы Ѕиблии не копировали яхве с египетского јмона, а воспользовались последним как образцом дл€ создани€ образа иудейского бога яхве. Ёта мысль  . «ете очень плодотворна, к ней мы еще вернемс€. —ейчас наша задача состоит в углублении и подкреплении выводов —ейса. ѕоследний вполне правильно указал, и в этом его больша€ заслуга, что один из основных аспектов бога јмона, в представлении египт€н, - вездесущий воздух и ветер, животвор€щее начало природы. Ќа этой основе развилось представление о нем как о духе. “аким образом, верховный египетский бог јмон, "царь богов", по определению египт€н, стал тем, что греки называли , а Ѕибли€ - (термины, определ€ющие тождественные пон€ти€ верховного божества). ѕримерно половина монографии  . «ете посв€щена религиозной системе, сложившейс€ в египетском городе √ермополе. —огласно этой системе, до сотворени€ мира существовало нечто, символизируемое четырьм€ парами извечных божеств: Ќун и Ќаунет, олицетвор€вшие первобытный океан; ’ух и ’аухет - воплощение бесконечности;  ук и  аукет - воплощение мрака; јмон и јмаунет - воплощение воздуха и ветра. Ёти четыре пары божеств создали свет и землю (первым куском суши был именно тот, на котором основан √ермополь). —истематизировав приведенные и разобранные  . «ете египетские тексты, —ейс составил схему гермопольской космогонии:

1) водна€ бездна, водный хаос;
2) витающий над ней дух;
3) сотворение света;
4) по€вление из бездны "первозданной суши". Ќа основании библейского текста —ейс составил аналогичную схему библейской космогонии;
1) водна€ бездна, водный хаос;
2) витающий над ней дух;
3) сотворение света;
4) по€вление из бездны суши.

—ейс вполне резонно отмечает, что тождество словесных моделей космогонии двух народов не может быть случайным. ƒалее —ейс подчеркивает, что религиозна€ реформа Ёхнатона в конце XVIII династии успешно, хот€ и временно, утвердила монотеистический культ јтона в стране, и культы других богов были либо преданы забвению, либо оттеснены. √имн богу јтону, как известно, одно из лучших произведений египетской литературы, а 103-й псалом Ѕиблии, несомненно, эхо этого гимна. “аковы основные наблюдени€ и выводы английского ученого. »х можно и необходимо подкрепить интересными фактами.

ѕоразительное тождество моделей библейской и гермопольской космогонии бесспорно; не меньшее, если не большее, значение дл€ освещени€ интересующей нас проблемы имеет сопоставление методов сотворени€ мира в библейской и в египетских космогони€х (в ≈гипте, как известно, было несколько космогонии). ¬ соответствующем разделе книги было подчеркнуто, что в р€де египетских космогонии орудием божества в процессе сотворени€ мира €вл€етс€ божественное слово демиурга. ¬ разработанном виде эту идею содержит хорошо известный египтологам "ѕам€тник мемфисской теологии", сохранившийс€ в тексте времен XXV династии (VIII в. до н.э.), но восход€щий к оригиналу времен ƒревнего царства. “аким образом, иде€ божественного слова как творческого оруди€ демиурга была не случайной, не преход€щей, она глубоко коренилась в религиозном сознании древних египт€н. “екст "ѕам€тника мемфисской теологии" очень интересен. ќн повествует о том, как демиург ѕта "задумывает в сердце своем" (египт€не считали сердце "седалищем мысли") акт творени€, а потом "изрекает слова" (wd nidw), которые претвор€ют мысль в реальность, в бытие. —ледует подчеркнуть, что эта концепци€ мироздани€ поднимает один из принципов магии - творческую силу слова - до уровн€ богословской системы. ¬ера в творческую силу слова демиурга не €вл€етс€ специфической чертой только мемфисской космогонии - она встречаетс€ и в других египетских космогони€х, о чем говорилось выше. ¬ папирусе Ѕремнер-–инд сказано: "¬оссуществовали все существовани€ после того, как € (бог –а. - ћ.  .) воссуществовал, и многие существа вышли из моих уст" (26, 22).

—опоставим под этим углом зрени€ египетские космогонии с библейской.

"» сказал бог: да будет свет, и стал свет" (Ѕытие, 1, 3), "» сказал бог: да будет твердь посреди воды, и да отдел€ет она воду от воды" (Ѕытие, 1, 6). ƒальнейший процесс мироздани€ происходит аналогично. ѕо€влению на земле растений предшествуют слова: "» сказал бог" (Ѕытие, 1, 11), точна так же как и по€влению светила на небе (Ѕытие, 1, 14). ќ светилах сказано: "—ветило большее дл€ управлени€ днем, и светило меньшее дл€ управлени€ ночью" (Ѕытие, 1, 16), т. е., по существу, выражена та же мысль, что и в египетской " ниге  оровы", где –а повелевает заменить его на небе ночью богу луны “оту. Ѕиблейский бог создает силой слова пресмыкающихс€, рыб, птиц (Ѕытие, 1, 20-22), повелевает" чтобы существовали звери земные (Ѕытие, 1, 24-25).

»з приведенных данных объективный наблюдатель может сделать лишь один вывод: египетский демиург (в данном случае бог ѕта) и библейский творец мира яхве создали мир одним и тем же методом и с помощью одного оруди€ - божественного слова. —ходство это, бесспорно, не случайно.

—ледует обратить внимание еще на одну очень интересную деталь. "» сказал бог: да будет твердь посреди воды, и да отдел€ет она воду от воды" (Ѕытие, 1,6). «десь мы сталкиваемс€ с чисто египетским представлением о структуре мира: небо - это вода, по которому плавают на ладь€х светила" и земл€ отдел€ет его от первобытного океана Ќуна.

¬ заключение отметим еще один момент, подтверждающий вли€ние египетских воззрений на Ѕиблию: во ¬торозаконии (32, 11-12), в книге »схода (19, 4), в р€де псалмов (14, 8; 57, 2; 61, 5-6; 63, 8; 91, 4), в книге –уфь (2, 12) говоритс€ о. "крыль€х" бога яхве. "«десь отчетливо выступает представление о яхве как о птице с гигантскими крыль€ми", как о воплощении небесного божества. јналогичное представление о египетском боге неба ’оре хорошо известно египтологам.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|