–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

–≈Ћ»√»ќ«Ќќ≈ ћџЎЋ≈Ќ»≈

ѕосле всех изложенных с большей или меньшей полнотой фактов можно и необходимо перейти к некоторым теоретическим обобщени€м. ѕрежде всего обратим внимание на религиозное мышление древних египт€н, выраженное как в многочисленных произведени€х заупокойной литературы, так и в других религиозных письменных пам€тниках. Ќадо подчеркнуть, что все эти источники в подавл€ющем большинстве выражают взгл€ды и убеждени€ если не самого жречества, то, во вс€ком случае, тесно с ним св€занных прав€щих классов и групп населени€. Ћишь изредка мы встречаемс€ в этой огромной массе текстов со взгл€дами, более или менее €вно принадлежащими широким массам непосредственных производителей. Ќо и в этих редких случа€х сказываетс€ сильное вли€ние идеологии господствующих классов. “аким образом, в основной массе религиозных текстов не только выражены религиозные чувства, но и предприн€та попытка как-то осмыслить, упор€дочить их, иначе говор€, представлено религиозное мышление.

»сторическое развитие страны и народа привело к сли€нию р€да племенных территорий и племен и образованию единого государства с более или менее этнически гомогенным, но религиозно разобщенным населением. ¬ централизованном государстве сохран€лись религиозные догмы, культы, мифы некогда независимых номов. ѕолитеизм, унаследованный от древнейших времен, стал досто€нием религиозного сознани€ в объединенном ≈гипте. »менно поэтому в ≈гипте не было ни единой церкви, ни религиозной ортодоксии. ќтсутствие ортодоксии, единой догмы и единой церкви про€вл€лось в веротерпимости и относительной свободе религиозных воззрений - мемфисский бог ѕта, гелиопольский бог –а, как и боги других номов, были, в глазах египт€н, более или менее "равноправны". Ќе могло быть и речи о преследовании или осуждении человека за его приверженность к тому или иному культу. ƒревн€€ традици€ политеизма была дл€ египт€н вполне естественной и закономерной - об этом недвусмысленно говор€т бесчисленные тексты и факты.

ќстава€сь в принципе неизменной, система египетского политеизма мен€ла формы конкретных про€влений в зависимости от исторической обстановки: возвышение того или иного города, естественно, приводило к росту престижа божества этого города.  огда ‘ивы, например, стали столицей всего ≈гипта и резиденцией фараона, ранее почти безвестный фиванский јмон начал величатьс€ "царем богов", причем под богами подразумевались не только исконные египетские божества, но и божества стран и народов, подчиненных египетской короне. “аким образом, в египетском пантеоне, впрочем не всегда последовательно, соблюдалась известна€ иерархи€.

≈гипетский политеизм, корни которого - в древнейшей территориальной раздробленности в области религии, неизбежно порождал синкретизм, о чем вполне определенно свидетельствуют египетские пам€тники.  ак было отмечено выше, бог в каждом номе почиталс€ как верховный, и это обсто€тельство €вл€лось предпосылкой синкретизма. ћассы населени€ нома, естественно, не задумывались над тем, может ли существовать одновременно много верховных богов, жречество же пыталось как-то преодолеть это противоречие, найти ему объ€снение. Ётим мотивируетс€ стремление сопоставить богов разных номов и объединить их одним именем. “ак, например, им€ јмон-–а объедин€ло фиванского бога јмона и гелиопольского бога –а. “акое сли€ние двух богов в одно божество было результатом религиозной спекул€ции жрецов. јвторитет малоизвестного фиванского бога јмона неизмеримо возрастал благодар€ объединению его с богом –а. “акой опоместический прием сопровождалс€ сближением в плане мифологии и культа. “от же јмон сопоставл€лс€ с јтумом, ’епри, –а-’арахти, ћином, ѕта, ’нумом, —ебеком, Ўу, ’апи, ћонту).

¬р€д ли нужно по€сн€ть, что синкретизм был серьезной брешью в глухой стене, ограждающий политеизм от дальнейшего развити€. Ёто был путь к осознанию, что все боги суть разные про€влени€ одного божества. »наче говор€, синкретизм медленно расчищал почву дл€ ростков монотеизма. ћонотеизм смен€ет политеизм не единственным актом, а постепенно. ƒл€ становлени€ монотеизма необходима не только подготовленность к его воспри€тию массового сознани€, но и сокрушение политеизма. Ќа последнее в ≈гипте решилс€ только јменхотеп IV (Ёхнатон), намного обогнав свое врем€.

ќдной из форм синкретизма €вл€етс€ и объединение богов в триады, или троицы: бог-отец, богин€-мать и бог-сын. Ёто, конечно, очень древнее, примитивное представление о божествах, св€занное с распространением на них земных обычаев, но в истории египетской религии оно сыграло свою роль. “акими троицами были, например, фиванские јмон, ћут и ’онсу, мемфисские ѕта, —ехмет и Ќефертум, ќсирис, »сида и ’ор. ѕоследн€€ троица, как это давно отмечено наукой, оказала вли€ние на христианскую иконографию: »сида с младенцем ’ором на руках €вл€етс€ прообразом христианской богородицы с младенцем »исусом на руках. Ѕожественное семейство символизирует, по сути дела, одно божество, воплощает одну идею.

≈гипетска€ теологи€ пошла дальше - она сумела создать не семейные троицы и увидеть за трем€ богами одно божество. “ак, например, в ћемфисе, сливали в единого бога трех богов - ѕта, —окара и ќсириса. ѕта был городским богом ћемфиса и создателем мира, —окар - мемфисским богом умерших, ќсирис - общеегипетским богом умерших. “ем не менее в р€де текстов не только времени Ќового царства, но и —реднего о всех трех говоритс€ как о едином боге.

ќсобенно нагл€дно отождествление трех богов после переворота Ёхнатона. “ак, в знаменитом лейденском гимне јмону содержатс€ следующие слова: "“рое (богов. - ћ.  .) суть все боги - јмон, –а, ѕта. Ќет у них равных. Ќевидимый јмон есть –а лицом и ѕта телом". »так, единый бог в трех лицах. Ѕог солнца говорит о себе: "я ’епр утром, –а в полдень и јтум вечером". ќтсюда недалеко до христианской догматики. ѕодобные примеры можно было бы умножить.

»меютс€ все основани€ полагать, что такие политеистические формулировки монотеистического чувства как-то св€заны с предшествующими им иде€ми времени јмарны.

”чение о едином боге в ≈гипте окончательно так и не оформилось. ѕравда, во врем€ переворота јменхотепа IV единым богом был провозглашен јтон, однако "культ јтона не выходил за пределы высшего класса, точнее, двора". ѕереворот Ёхнатона был самым ранним официальным провозглашением монотеизма в мировой истории. Ќо он был преждевременен и потому потерпел неудачу. Ќесомненно, однако, что уже со времени —реднего царства в египетской религии €вно ощутима стру€ монотеизма.

ƒруга€ черта египетского религиозного мышлени€, на которую до сих пор не обращено серьезного внимани€, - дуализм. —казание о создании мира и о его дальнейшем существовании содержит €рко подчеркнутый момент дуализма - борьба демиурга против сил тьмы и хаоса, света против мрака, тепла против холода. Ѕорьба эта не утихает, ибо хаос ежедневно стремитс€ поглотить созданный демиургом мир. ѕодобного рода дуализм объ€сн€етс€ природными услови€ми существовани€ египт€н. ¬ более поздние времена развитию дуализма способствуют и €влени€ общественной жизни. — идеей дуализма мы сталкиваемс€ в мифе об ќсирисе и »сиде, где преступнику —етху (позже —етх становитс€ воплощением вс€ческого зла - нечто вроде европейского дь€вола) и выступающему с ним заодно сонму врагов противостоит бог-фараон –а, бог ’ор и их помощники. ¬ мифе о ’оре Ѕехдетском фараону и богам света противосто€т "враги": силы мрака, —етх, јпопи и пр.

Ѕыло бы неправильно полагать, что относительное свободомыслие в древнем ≈гипте выражалось в скептицизме религии вообще. Ќаука не располагает пам€тниками, которые могли бы подтвердить это. Ќекоторые ученые, стрем€щиес€ доказать, что в древнем ≈гипте стихийно возникли зачатки материалистического мировоззрени€, ровно ничего не могут привести в пользу такого положени€.

¬ египетском обществе существовала глубока€ вера в религиозные идеи традиционного характера, но вместе с тем сравнительно рано по€вились идеи, вполне определенно выражающие скептическое отношение к укоренившимс€ представлени€м о загробной жизни. —ама жизнь ежедневно подрывала доверие в то, чему учили жрецы. –азрушение гробниц от времени и по другим причинам, уничтожение мумий, пренебрежение об€занност€ми по отправлению культа умерших, постепенное забвение самих умерших и всего, что с ними св€зано, вполне естественно заставл€ли задумыватьс€ над проблемами вечной жизни. —тановилось очевидным, что между учением о посмертной жизни в гробнице и реальностью лежит непроходима€ пропасть. ”чение о загробной жизни и построенный на этом учении культ умерших стали объектом глубокого скепсиса, художественно выраженного в так называемой "ѕесне арфиста", встречающейс€ в гробницах времен Ќового царства. —ама€ €рка€ "ѕесн€ арфиста" - из папируса ’аррис є 500 (скопированна€ с текста в гробнице одного из фараонов —реднего царства - »нтефа).

ќсновной мотив ее "€, мы да пьем, ибо завтра умрем", - это призыв отречьс€ от всепоглощающих и бессмысленных забот о посмертном культе и обратитьс€ к земным утехам. ќсобенного внимани€ достойны следующие моменты: "Ќикто не вернулс€ оттуда рассказать о том, как они живут там и в чем нуждаютс€"; "ќтдавайс€ своим желани€м, пока ты жив... умножай свои удовольстви€, и не поддавайс€ унынию"; "Ќикто не может вз€ть свое имущество с собой, никто из ушедших не вернулс€ обратно". —ери€ вариантов "ѕесни арфиста" из р€да гробниц свидетельствует о том, что сложилось вполне определенное умонастроение потер€вших веру в традиционное учение о жизни за гробом. Ёто был скепсис не в отношении религии в целом, а лишь в отношении культа мертвых. ѕервые его про€влени€ относ€тс€ ко времени —реднего царства.

ѕриблизительно в это же врем€ начинаетс€ распространение и попул€ризаци€ культа ќсириса - бога умерших и повелител€ загробного мира, с именем которого св€зано первое проникновение этических элементов в учение о загробной жизни. ≈стественно допустить, что оба событи€ - возникновение и развитие скептицизма в отношении культа умерших и по€вление и проникновение этических моментов в учение о загробной жизни - внутренне св€заны. ѕустоту, образованную разъедающим скептицизмом, призвано было заполнить этическое учение о загробной жизни в " ниге мертвых" (гл. 125 и др.) - культу умерших отводилось в нем минимальное место. ѕовсеместное распространение культа ќсириса, ставшего всеегипетским божеством, - лучшее свидетельство успеха проникновени€ этических моментов этого культа в широкие городские массы. Ќо в верхушечных сло€х общества продолжал жить скептицизм. ќб этом свидетельствует тот факт, что в учении Ёхнатона совсем не затрагивались проблемы загробной жизни. ¬ египетских текстах неоднократны выражени€ страха перед смертью и ненависти к ней. “ак, один из высокопоставленных представителей жречества јмона времен XXII династии, Ќебнетеру, за€вл€ет в своей надписи: "“о, что происходит после конца жизни, - это страдание, оно лишает теб€ того, что ты имел до этого, ты пребываешь в могиле без сознани€, когда наступает утро, которое [дл€ теб€] не наступает, ты ничего не знаешь и спишь, когда солнце поднимаетс€ на ¬остоке, ты испытываешь жажду, хот€ р€дом с тобой [жертвенное пиво]". јналогичное настроение про€вл€етс€ и в надписи “иимхотеп, жены верховного жреца ћемфиса времени ѕтолеме€ VIII —отера II. —лова ее обращены из загробного мира к оставшемус€ на земле мужу: "ќ брат, супруг, друг, не уставай пить и есть, напивайс€, наслаждайс€ любовью, празднуй, следуй желанию сердца день и ночь. ¬есь «апад - страна сна, т€гостного мрака; это место сп€щих в своих муми€х, не пробуждающихс€, чтобы видеть своих братьев, своих отцов и матерей, забыло сердце и жен, и детей. ¬ода жизни, что на земле дл€ живущих, - дл€ мен€ гниль. я не знаю, где €, с тех пор как прибыла в эту юдоль... "—мерть всецела€, иди" - им€ того, кто всех св€зывает вместе, и идут к нему, трепеща от страха, - нет никого, на кого бы он не взирал, будь то бог или человек; он исторгает сына у матери... все бо€тс€ и мол€тс€ ему, он не слушает молитв, не взирает ни на какие дары". Ѕ. “ураев допускает, что слова “иимхотеп наве€ны международной идеологией эпохи эллинизма. ќднако слова Ќебнетеру времен XXII династии, т. е. сказанные дев€тью веками ранее, и р€д других подобных высказываний свидетельствуют о том, что этот скептицизм вырос на чисто египетской почве. Ќо широкого распространени€ он не имел, и массами по-прежнему владели идеи этического пор€дка, св€занные с " нигой мертвых" и другими подобными композици€ми. »менно эти идеи предвосхитили христианское учение о загробной жизни. ¬ нигилистическом отношении к эффективности культа мертвых и к достаточно примитивному учению о загробной жизни, которое предлагала " нига мертвых", вр€д ли возможно усмотреть даже зачатки материалистического мировоззрени€. ќднако наличие подобных умонастроений свидетельствует о свободомыслии и неудовлетворенности уровнем египетской религии, о поисках чего-то более совершенного, осмысленного, иначе говор€, о поисках новой религии. “акой религией оказалось христианство, становлению которого в немалой степени способствовала та же древн€€ религи€ ≈гипта.

» еще одно свидетельство свободомысли€, затрагивающее уже не проблемы загробной жизни, а кардинальные вопросы теологии. ¬ главе 17 " ниги мертвых" сказано: "я великий бог, сам пришедший в бытие". —лова эти сопровождаютс€ комментарием: "ќн великий бог, он Ќун". ќбъ€снение могло исходить, разумеетс€, только от компетентного в этих вопросах жреца. –асширенный комментарий этого же места гласит: " то великий бог, сам пришедший в бытие? ќн вода, он Ќун, отец богов". ƒругое по€снение: "ќн –а". ѕо удачной формулировке ј. √ардинера, "мы улавливаем здесь разногласи€ между комментаторами".

¬ развитии религиозной мысли в ≈гипте, несомненно, два больших периода: древнейший, когда религи€ была ритуальной с преобладанием культового аспекта, а личность верующего фактически отсутствовала в религиозных воззрени€х, и более поздний, когда пробуждаетс€ религиозное сознание индивидуума. ¬. ¬ольф считает, что первый период продолжалс€ до XVIII династии. ќднако с таким утверждением трудно согласитьс€: роль индивидуального сознани€ в культуре вообще и в религии в частности намечаетс€, безусловно, уже в конце ѕервого переходного периода. Ётический и личностный элементы постепенно превращают религию из ритуальной в ритуально-этическую. ѕричем удельный вес этического элемента неуклонно возрастает.

ѕрославленные на весь мир пам€тники древнеегипетской архитектуры - пирамиды, храмы, - по сей день привлекающие множество туристов, изумл€ют не только своей монументальностью, совершенством исполнени€, но и тем, что они были призваны служить исключительно религиозным цел€м. ѕодобна€ мобилизаци€ всех технических и экономических ресурсов страны была немыслима в цел€х реальной, земной жизни.  ак же примирить этот факт с положением исторического материализма о том, что техника и наука развиваютс€ по мощному импульсу потребностей страны? Ќа первый взгл€д перед нами непримиримое противоречие, но только на первый взгл€д. ƒл€ египт€н запросы их религии представл€лись первостепенными, гораздо более важными, чем заботы о жилище и хлебе насущном. —ама природа страны избавила египетский народ от многих нужд, т€готевших над другими народами, она же в значительной мере предопределила и его религиозные воззрени€, суть которых сводилась к тому, что пребывание человека на земле скоротечно и преход€ще, что подлинна€, вечна€ жизнь наступает лишь после физической смерти. Ёта религиозна€ иллюзи€ полностью владела людьми и побуждала их на прот€жении короткой земной жизни заботитьс€ об обеспечении жизни вечной. ќтправление всех видов культа было важнейшей потребностью народа, не менее важной, чем удовлетворение повседневных потребностей. ƒл€ нужд религии работала хорошо организованна€ индустри€ строительства грандиозных храмов и гробниц. Ќо не сама по себе религи€ как система взгл€дов и верований была источником египетской культуры, а именно практическа€ де€тельность египт€н, направленна€ на реализацию целей, поставленных религией.

ќсновы египетской религии сложились в незапам€тные времена, когда народ был еще, несомненно, первобытным. ѕредставлени€ о богах и о сущности человека, типичные дл€ первобытного общества, были унаследованы классовым обществом ≈гипта. ќни измен€лись в ходе исторического развити€, но и в самые поздние времена боги и души людей рассматривались египетской религией как нечто вполне материальное, хот€ и невидимое, неос€заемое, - боги могли болеть, стареть, умирать, а души людей в загробном мире - подвергатьс€ пыткам и окончательному уничтожению.  ак же расценивать такие воззрени€ - как материалистические или как идеалистические? “ака€ постановка представл€етс€ неправомерной. " ак более или менее цельное мировоззрение материализм и идеализм оформились лишь в классовом обществе, в эпоху рабства". —ледует по€снить - во времена развитого античного рабства. ≈стественно, что в древнем ≈гипте (древнеегипетские религиозные воззрени€ сложились еще в первобытном обществе) не могло быть, как правильно подчеркивает Ѕ. ». Ўаревска€, ни материалистического, ни идеалистического мировоззрени€.

 аково же соотношение общественной структуры древнего ≈гипта и его религии? ѕо поводу социальной структуры древнего ≈гипта было высказано немало правильных и ошибочных суждений. ƒл€ автора насто€щей книги неоспорим раннерабовладельческий характер египетского общества. ≈гипетский же политеизм, на котором лежит печать доклассового общества, €вл€етс€ религиозным отражением истории этого общества.

–елиги€ была, бесспорно, доминирующей формой идеологии в египетском обществе, философии, по сути дела, в ≈гипте не было. ћысли, облеченные в ту или иную религиозную форму, литературные произведени€ дидактического характера - всевозможные поучени€, - в которых, в известной мере отражены этические взгл€ды египт€н, разумеетс€, не могут рассматриватьс€ как философи€. ¬ свете науки люба€ этика, и египетска€ в том числе, €вл€етс€ результатом объективного развити€ общества, рождаетс€ социальной необходимостью. Ќо самим египт€нам эта истина была неведома, и источники своей этики они искали в откровении божества. ѕо глубокому убеждению египт€н, вс€ их духовна€ жизнь была следствием божественного откровени€. Ќет никаких - ни письменных, ни археологических - данных, которые могли бы оспорить это утверждение. –азумеетс€, это ни в коей мере не может умалить значени€ культуры древнего ≈гипта, оценка которой должна основыватьс€ на научных критери€х, способных вы€вить ее объективно ценное, общечеловеческое содержание.

ƒалеко не безразлично, какой вклад внесла эта религи€ в историю религиозного мышлени€ человечества.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|