–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

ѕ≈–≈¬ќ–ќ“ јћ≈Ќ’ќ“≈ѕј IV (Ё’Ќј“ќЌј)

ѕо выражению крупнейшего советского египтолога ё. я. ѕерепелкина, переворот јменхотепа IV (Ёхнатона) €вл€етс€ "самым необыкновенным событием египетской древности", событием, затронувшим "едва ли не все стороны тогдашней египетской действительности: общество, государство" быт, веровани€, искусство, письменность, €зык".

ѕоследние годы царствовани€ јменхотепа III прав€щие круги ≈гипта наслаждались миром и могуществом своей страны, обеспеченными нескончаемыми победоносными походами предшественников јменхотепа III. ≈гипет стал главенствующей мировой державой. Ќичто не предвещало гр€дущей грозы, разразившейс€ во врем€ правлени€ сына јменхотепа III, јменхотепа IV (Ёхнатона). ѕереворот Ёхнатона был не единовременным событием, а длительным, раст€нувшимс€ на несколько лет процессом, привлекшим впоследствии пристальное внимание ученых. Ётому событию посв€щено немало работ, содержавших интересные, порой взаимоисключающие гипотезы. ¬едущим специалистом по этой проблеме €вл€етс€ наш соотечественник ёрий яковлевич ѕерепелкин, автор трехтомной монографии об Ёхнатоне.

‘араон Ёхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг. до н.э.). ѕервые п€ть лет правлени€ в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в ‘ивах, в центре культа јмона-–а, "цар€ богов". Ќо уже в это врем€ про€вл€ютс€ тенденции, приведшие постепенно к разрыву с јмоном-–а, богом-покровителем ≈гипта, ‘ив и царского дома. ”же в некоторых текстах времен јменхотепа III, отца Ёхнатона, встречаетс€ слово "јтон", обозначающее "—олнечный ƒиск". “рудно сказать, чем объ€сн€етс€ участившеес€ употребление этого слова, но, веро€тно, еще при јменхотепе III в ‘ивах по€вилс€ культ јтона как солнечного божества. ¬ пользу такого предположени€ говор€т два обсто€тельства: во-первых, прогулочное судно царицы “ии, жены јменхотепа III и матери јменхотепа IV, Ёхнатона, в котором она плавала в специально выкопанном дл€ нее пруду, называлось "—и€ние јтона"; во-вторых, в неизданных текстах гробницы є 46 в ‘ивах времен јменхотепа III упоминаетс€ титул того, кто в ней погребен, - "управл€ющий дворцом јтона". »меютс€ и другие указани€ на по€вление в ‘ивах культа нового солнечного божества јтона. »наче говор€, культ јтона в ‘ивах возник уже при јменхотепе III, если не раньше. ѕо-видимому, јтон был одной из ипостасей солнечного бога √елиопол€ –а-’арахти или как-то тесно с ним св€зан.

Ќовый повелитель ≈гипта, јменхотеп IV, еще в ‘ивах стал заметно отходить от традиций культа јмона. Ёто про€вл€етс€ в искусстве: в изображени€х исчезает символика јмона-–а и других древних богов и по€вл€етс€ новый образ - —олнечный ƒиск, лучи которого оканчиваютс€ кист€ми человеческих рук с символами жизни и власти. ќфициальна€ традиционна€ неподвижность, отрешенность в изображени€х цар€ и его семьи смен€ютс€ динамичностью, натурализмом, приобщенностью к земной жизни. ќчень точно, а может быть несколько утрированно, воспроизвод€тс€ непривлекательные особенности царского телосложени€. Ётот контраст старого и нового стилей особенно резко бросаетс€ в глаза в фиванской гробнице везира јменхотепа IV по имени –амосе (царь изображен здесь то в старом, то в новом стиле). √робница не закончена, и что сталось с везиром - неизвестно. ¬след за ним стали "исчезать" и другие вельможи. »сточники хран€т полное молчание о событи€х последующего времени. ћожно лишь предположить, что разрыв между новым фараоном, его новаторским искусством и культом нового бога јтона, с одной стороны, и фиванским жречеством и древними традици€ми - с другой, все углубл€лс€. Ќа шестом году своего правлени€ јменхотеп IV переносит свою резиденцию в новую, только что построенную им столицу јхетатон (современна€ Ёль-јмарна), к северу от ‘ив, на восточном берегу Ќила, где ничто не напоминало новому фараону ни бога јмона, ни его богатого и надменного жречества. «десь все было пронизано культом нового бога - јтона. ≈му был воздвигнут грандиозный храм.

¬округ фараона по€вилась нова€ бюрократи€ и новое жречество, жречество бога јтона. ‘ивы пришли в запустение. ¬ сокровищницу јмона перестали поступать какие-либо доходы, сами имена јмона и других божеств подвергались преследованию - их повсеместно стирали в надпис€х. »м€ јмона стиралось даже в картушах покойного јменхотепа III. ÷арь, носивший теофорное им€ јменхотеп ("јмон доволен"), сменил его на Ёхнатон ("угодный јтону"). ¬ правлении Ёхнатона впервые и один единственный раз в истории древнего ≈гипта про€вилась религиозна€ нетерпимость.

 ульт јтона и по существу, и по форме резко отличалс€ от культа јмона и всех прочих древних богов - новый бог не имел ни антропоморфной, ни тем более зооморфной иконографии; образ его не воплощалс€ в стату€х, о нем не существовало никаких мифов и сказаний; к мифологии других богов он не имел ни малейшего отношени€. Ёто был культ натуралистический - культ самого животвор€щего солнца, иначе говор€, культ великой силы природы, простой и €сный, лишенный теологических и мифологических ухищрений, прикрас и символики. ’рам јтона был открыт дл€ всех, никаких недоступных дл€ верующих мест в нем не было. ƒары приносились на открытые алтари великому и единому новому богу.  ак же представл€ли себе этого бога его поклонники, начина€ с самого Ёхнатона? ќтвет на этот вопрос дает нам великолепный гимн богу јтону, сочиненный, по-видимому, самим Ёхнатоном или по его указанию. јтон - животвор€ща€ сила космоса; он создатель всего мира, животных и людей. —оздав людей, јтон наделил их различными €зыковыми и этническими признаками, разным цветом кожи. ќн создал и ≈гипет, и чужеземные страны - —ирию,  уш - и обеспечивает их существование. »наче говор€, јтон - универсальный бог, благой дл€ всех и вс€.

"јменхотеп IV отверг вековое египетское многобожие и установил в качестве государственной веры почитание одного только солнца вместе с его сыном и подобием - фараоном". «амечательно, что "первые солнцепоклоннические нововведени€ цар€ и даже воцарение солнца в ущерб всем прочим египетским божествам были осуществлены в старой столице", т. е. в ‘ивах. Ќо после переезда двора в новую столицу не только имена старых богов, но сами слова "боги", "бог" не только перестали по€вл€тьс€ на солнцепоклоннических пам€тниках, но подчас даже истребл€лись в прежних надпис€х. “аким образом, в стране по воле цар€, в силу его авторитета и реальной власти было установлено фактически строгое единобожие, заменившее древний политеизм. "ƒаже на окраине страны, в отдаленнейших храмовых угодь€х, следовали столичным меропри€ти€м. ¬ самой столице в городе Ќэ (т. е. в ‘ивах. - ћ.  .} люди очень скромного общественного положени€ вс€чески избегали употребл€ть на собственной погребальной утвари слово "бог". ќднако кое-где прорывались старые традиции. ¬ надписи правител€ одного города недалеко от јхетатона упоминаетс€ бог ’нум". ќднако подобные факты были единичными. —ила царской власти поставила, по крайней мере внешне, всю страну на колени перед богом јтоном. "Ѕыло полное отвержение старых богов... ќдновременно то было полное торжество и завершение представлени€ о солнце как о фараоне, представлени€, отчетливо проступавшего в новом солнцепоклонничестве... Ќова€ вера... стала видеть и в фараоне и в солнце только двух сверхъестественных царей". ѕодведем итоги:

1) культ јтона был выражением подлинного монотеизма, обожествл€лась же конкретна€, животвор€ща€ сила природы - солнце;

2) солнце было не только богом, но и прообразом фараона;

3) фараон был сыном и подобием јтона. «десь налицо идеи, сопутствующие и гелиопольскому культу бога –а:

а) Pa - бог солнца (как и јтон);
б) Pa - создатель мира и всего сущего;
в) Pa - прообраз фараона;
г) фараон - сын и подобие –а.

»наче говор€, Ёхнатон выбросил из гелиопольского учени€ о боге –а элементы мифологии, символики и политеизма, сохранив лишь все непосредственно "солнцепоклонническое" в рационализированном виде. —олнцепоклонническа€ св€зь учени€ об јтоне с гелиопольскими воззрени€ми совершенно очевидна. ¬р€д ли можно сомневатьс€ и в том, что јменхотеп IV отдал предпочтение јтону перед фиванским јмоном в ранний период своего правлени€, еще в ‘ивах. ¬полне пон€тно, что така€ акци€ вызвала сопротивление фиванского жречества и положила начало его ожесточенной борьбе с јменхотепом IV. ќбе борющиес€ стороны были очень сильны, но все же перевес был на стороне цар€: "јменхотеп IV был менее всего благодушным мечтателем, каким его слишком поспешно хотели представить некоторые исследователи. Ёто был грозный властитель, и страшны были расправы, которые он чинил над ослушниками своей воли... √нев фараона постигал не только де€телей предшествующего царствовани€, но также, и притом едва ли не в большей мере, собственных сподвижников цар€, еще недавно облеченных им властью и доверием".

ќбратной стороной этой де€тельности устрашени€ и уничтожени€ было создание более или менее сплоченного €дра единомышленников и сподвижников. Ќовое окружение цар€ было подобрано не из старинного жречества и знати, а из народа. ќблагодетельствованные фараоном, выдвинутые им на высокие посты и полностью зависимые от его воли, эти новые приближенные, искренно или в цел€х карьеры, безропотно подчин€лись фараону и делали все, чтобы прослыть убежденными поклонниками јтона.

ќфициальный монотеизм, введенный јменхотепом IV, ненадолго пережил своего творца и организатора. ѕри втором преемнике јменхотепа IV, фараоне “утанхатоне (“утанхамоне), вступившим на престол в 1347 г. до н.э. и умершим уже в 1339 г. до н.э. (трехлетний промежуток между смертью Ёхнатона и вступлением на престол “утанхатона заполнен правлением —менхкара), произошла реставраци€ культа јмона, прочих богов и вообще всех древних традиций. ∆речество и знать ликвидировали в правление “утанхатона, сменившего свое им€ на “утанхамон, все нововведени€ Ёхнатона. ¬ так называемой "реставрационной" надписи “утанхамона сказано, что в результате правлени€ Ёхнатона страна была в полном упадке, что от нее отвернулись боги, ибо храмы богов и богинь, начина€ от Ёлефантины и вплоть до топей ƒельты, преданы были забвению. ‘араон “утанхамон вс€чески похвал€етс€ реставрацией культа јмона и других богов. ѕозже, в одном папирусе времен XIX династии (фрагмент Ѕерлинского папируса є 3040а), Ёхнатон назван "м€тежником", как и в известной надписи ћеса того же времени ". “аким образом, Ёхнатон сравнительно скоро после смерти прослыл м€тежником и еретиком. “ак отнеслось потомство к тому, кто силой своей власти ввел во всей стране монотеизм. „ем же это можно объ€снить?

ѕроблема имеет две стороны, различные по сути, но тем не менее св€занные между собой.

1) –елигиозный переворот јменхотепа IV был, в сущности, чисто мировоззренческим, он не имел глубоких социальных корней. —вою концепцию јменхотеп IV извлек из недр гелиопольской догмы о боге –а как демиурге и первом фараоне, управл€вшем миром.  аким образом иде€ об јтоне как о боге солнца, животвор€щей силе природы, воспринимаемом в естественном виде и лишенном вс€ких антропоморфных и зооморфных характеристик, свободном от мифологии и символики, приобрела свою окончательную форму - неизвестно. ќднако попытки объ€снить это чужеземным вли€нием лишены вс€кого основани€: јменхотеп IV был египт€нином по отцу и по матери, к тому же науке неизвестна кака€-либо страна, более или менее современна€ Ёхнатону, в которой бы господствовали подобные религиозные воззрени€. ѕо всей веро€тности, учение об јтоне - результат творчества самого фараона, свидетельство его высокой одаренности и незаур€дности. ”чение об јтоне не было ни закономерным результатом, ни необходимым этапом эволюции египетского религиозного мышлени€; оно €вл€лось порождением ума и воли Ёхнатона. Ёто не значит, конечно, что учение не имело под собой никакой реальной почвы.  онфликт между фараоном и фиванским жречеством, возникший еще во времена пребывани€ фараона в ‘ивах, разросс€ в грандиозную борьбу. «наменем фараона в этой борьбе стал јтон, на стороне жречества выступали јмон и старые боги. ¬ процессе борьбы произошли существенные сдвиги в прав€щей верхушке страны. —окрушив материальную и религиозную помощь старого жречества и знати, фараон заменил эту группировку новой, из подобранных им людей.

»ногда приходитс€ слышать или даже читать, что јменхотеп IV задумал свою "реформу" как орудие ослаблени€ вли€ни€ жречества в стране. “акое толкование противоречит фактам. » до и после јменхотепа IV фараоны нередко конфликтовали со жречеством, но никто из них никогда и не помышл€л о подобных мерах. Ќеугодных жрецов просто устран€ли. –ассматривать переворот јменхотепа IV как направленный в основном против вли€ни€ жречества - вульгарна€ социологизаци€ истории.

2) ћонотеизм Ёхнатона был пассивно восприн€т народом" который столети€ми и даже тыс€челети€ми воспитывалс€ в духе верований разветвленного политеизма, составл€вших неотъемлемую часть его духовной жизни. Ѕог-фараон јтон был недос€гаем и непон€тен, он не мог заменить народу сонм великих и малых богов, всевозможных духов, "общение" с которыми было насущной, повседневной потребностью.

—лабой стороной религии јтона было безразличное отношение к традиционному и столь дорогому дл€ египт€н учению о загробной жизни и св€занному с ним представлению о загробном возмездии. ¬ерующий в загробную жизнь египт€нин оказалс€ дезориентированным, а их было большинство, и все они были в лагере противников јтона.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|