v

–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

≈√»ѕ≈“— јя –≈Ћ»√»я ¬ќ ¬–≈ћ≈Ќј √–≈ ќ-–»ћ— ќ√ќ √ќ—ѕќƒ—“¬ј

 огда весной 334 г. до н.э. јлександр ћакедонский со своим сравнительно небольшим войском переправилс€ через ƒарданеллы на јзиатский материк, ни сам он и никто из его спутников не сознавали, что это событие открывает новую эпоху в истории человечества, известную в науке под названием эпохи эллинизма. ¬р€д ли имеет смысл приводить все существующие определени€ эллинизма и рассматривать расхождени€ между ними: это увело бы нас слишком далеко от непосредственной темы. ќграничимс€ указанием на самые существенные черты эллинизма. ¬ результате систематических и длительных контактов эллинской культуры и эллинского склада жизни с культурами народов древнего ¬остока и их складом жизни сложилась культура эллинизма, эллинистические общества и государства. Ёллинизм, как результат синтеза единой эллинской культуры и различных древневосточных культур, - €вление далеко не однородное: " лассической страной эллинизма считают ≈гипет. ƒействительно, здесь находилс€ его культурный центр - јлександри€ с библиотекой, музеем и вс€кого рода учеными учреждени€ми, которым так охотно покровительствовала просвещенна€ династи€, с ее литературой и наукой, составл€ющими эпоху в истории цивилизации".

—трого говор€, процесс эллинистического синтеза началс€ в ≈гипте до јлександра, в VI-V вв. до н.э., когда на территории древней страны фараонов с разрешени€ этих последних возникли первые поселени€ греков. «авоевание же ≈гипта јлександром ћакедонским и основание јлександрии внесли в этот процесс небывалую активность.  онцом эпохи эллинизма можно считать установление в странах древнего ¬остока господства –има, но концом условным.

"Ўесть с лишним веков, отдел€ющих последнего туземного фараона от христианских мучеников и подвижников ≈гипта, в культурном отношении представл€ют некоторое единство, несмотр€ на различие политических судеб и экономических условий Ќильской долины на прот€жении этого времени. ѕолитическа€ истори€ ≈гипта со времени јлександра... €вл€етс€ частью общей мировой жизни —редиземноморь€, объединенного 'культурно эллинизмом, а затем и политическим –имом. Ќо туземна€ велика€ культура имела за это врем€ свою поучительную историю; ее угасание, обусловленное встречей с эллинством, а также распространение новой религии, представл€ет глубокий интерес, равно как и последстви€ ее пребывани€ в новых услови€х, бок о бок с эллинизмом, новой мировой культурой. ¬ этом отношении особенной разницы между птолемеевским и римским временем не было... о культурном вли€нии –има на ≈гипет едва ли может идти речь". ¬о времена греко-римского господства в ≈гипте процветал космополитизм, особенно в городах, где нар€ду с коренными египт€нами проживали греки, евреи, нубийцы, эфиопы, арабы, вавилон€не, карфаген€не, ликийцы, мидийцы, пафлагонцы и даже выходцы из »ндии, позже к ним присоединились выходцы из »талии, √аллии, √ермании и других частей великой –имской империи. “акой этнически пестрый конгломерат обусловил скрещение и смешение самых разнообразных верований и культов, величайшую пестроту религиозных убеждений и взгл€дов. ќднако авторитет египетских богов, утверждавшийс€ дес€тками столетий, оказалс€ непоколебленным. Ќе отступил он и перед религией просвещенных греков; "древн€€ культура обнаружила свою силу и живучесть и в том удивительном €влении, что... типичные представители греческой образованности преклон€ютс€ перед св€щенными быками".

ѕолитическа€ и военна€ власть находилась в руках эллинов и вышедшей из их среды династии Ћагидов, сменившей на египетском троне коренных египетских фараонов. Ќо широкие массы египетского народа продолжали жить так же, как они жили испокон веков. ѕотер€в своих политических и военных вождей, низвергнутых и вытесненных эллинами, египт€не, естественно, сплачивались вокруг исконно египетского жречества, по-прежнему возглавл€вшего бесчисленные богатые храмы страны. ≈гипетское жречество представл€ло собой грозного соперника светской власти эллинов и династии Ћагидов. ѕоэтому последние, особенно в первое врем€ своего правлени€, были вынуждены очень и очень считатьс€ со жречеством и тесно св€занной с ним египетской аристократией. ÷елый р€д важнейших письменных источников неопровержимо свидетельствует о том, что, "казалось, противоестественный союз эллинистических государей с египетскими жрецами был заключен. ѕервые объ€вили египетскую религию государственной, наравне с греческой, и согласились клан€тьс€ быкам, баранам и кошкам, вторые - служить опорой их трона и признавать их богами, подобно древним фараонам. ¬ысшие жрецы, особенно мемфисские, считались в числе вельмож государства, и сами цари удостоивали своим присутствием их посв€щени€ (напр., ѕетубаста III)".

ќднако вполне пон€тно, что подобное равновесие не могло быть ни вечным, ни устойчивым. »мели место политические конфликты, порой очень острые. ÷ерковь всегда и везде была серьезной политической силой, и древний ≈гипет не исключение в этом отношении. »стори€ ≈гипта при Ћагидах насыщена "национальными" восстани€ми против эллинистических правителей. ќгромную роль в этих восстани€х играло египетское жречество. «десь нет ни необходимости, ни возможности останавливатьс€ на истории этих восстаний, достаточно сказать, что с конца III в. до н.э. у египт€н, выража€сь словами “ураева, "обнаруживаетс€ национальна€ реакци€" против господства Ћагидов и греко-македонцев, прин€вша€ во времена ѕтолеме€ IV ‘илопатора форму гражданского восстани€ и завершивша€с€ по€влением туземной династии - цари ’армахис и јнмахис правили в ‘ивах одновременно с ѕтолемеем V Ёпифаном, восседавшим в јлександрии. ¬ конце концов эта местна€ династи€ была ликвидирована.

”тратив свои политические позиции, египетска€ религи€ продолжает существовать и даже развиватьс€ во времена греко-римского господства. ¬ религиозном отношении египт€не и греки были не монотеистами - и те и другие обожествл€ли одни и те же элементы и силы природы - солнце, луну, землю, небо, воду и т. д. Ёто не могло не привести к синкретизму религиозных верований. ¬о многих египетских богах греки видели своих собственных богов и нередко называли их греческими именами. Ёто нашло отражение в античной литературе. ќчень компетентный английский ученый ƒж. √. √риффис в своем издании сочинени€ ѕлутарха "ќб »сиде и ќсирисе" поместил список греко-египетских отождествлений. ѕодобные отождествлени€ нередко встречаютс€ и у других греческих писателей, например у √еродота, посетившего ≈гипет п€тью веками раньше ѕлутарха: фиванского бога јмона √еродот называет «евсом (II, 18, 32, 42, 55) и т. д. Ёто обсто€тельство имеет серьезное значение дл€ истории религий - оно свидетельствует о том, что религиозное сознание разных народов на одной и той же ступени развити€ подчин€етс€ одним и тем же законам, как и человеческое мышление в целом, а следовательно, изучение истории религий проливает свет на историю культуры и мышлени€. ¬полне пон€тно, что отмеченные отождествлени€ не были преднамеренными, они возникли стихийно, в процессе систематических контактов между египт€нами и греками.

¬о врем€ становлени€ царства Ћагидов, после смерти јлександра, в египетском пантеоне €вл€етс€ новое божество - —арапис с широко распространенным культом в јлександрии. јнтична€ традици€ объ€сн€ет происхождение этого божества как результат обдуманной де€тельности первых Ћагидов. ќб этом писали некоторые античные авторы. Ќаиболее подробные сведени€ сообщают ѕлутарх и “ацит, рассказы которых привод€тс€ здесь полностью.

“ацит, истори€
(IV, 81-84)

81. "«а несколько мес€цев, что ¬еспасиан провел в јлександрии, дожида€сь, пока установ€тс€ попутные ветры и море станет совсем спокойным, произошло множество чудес, как бы доказывавших благоволение неба и при€знь богов к новому принцепсу. ќдин из александрийских простолюдинов, у которого, как все знали, болезнь отн€ла зрение, пал ¬еспасиану в ноги, со слезами умол€€ об исцелении. ќн увер€л, что поступает так по повелению —араписа, почитаемого этим суеверным народом больше всех прочих богов, и просил принцепса смазать ему слюной веки и глазницы. ƒругой, с парализованной рукой, €кобы по указанию того же бога умол€л ÷езар€ наступить ему на больную руку. —начала ¬еспасиан посме€лс€ над обоими и наотрез отказал им. ќднако, когда они стали настаивать, он заколебалс€: ему не захотелось прослыть слишком самоуверенным, но мольбы обоих калек и уверени€ льстецов рождали в нем надежду, что исцеление может удастс€. Ќаконец он приказал спросить у врачей, в человеческих ли силах справитьс€ с подобной болезнью глаз и с таким увечьем руки. ѕосле долгих споров те ответили, что слепой утратил зрение не до конца и его можно восстановить, устранив помехи, которые не дают больному видеть; что же касаетс€ руки, то она вывихнута и под действием целительной силы может вернутьс€ в обычное положение. "ћожет быть, - говорили врачи, - это угодно богам и они избрали принцепса дл€ исполнени€ своей воли.  роме того, если исцеление удастс€, слава достанетс€ ÷езарю; если ничего не получитс€, посмешищем станут калеки". ¬еспасиан, решив, что удача сопутствует ему во всем и нет вещи, даже самой неверо€тной, которой ему не дано было бы совершить, весело улыба€сь, исполнил то, о чем его просили. ќгромна€ толпа следила за ним с напр€женным вниманием. ”вечный тут же начал двигать рукой, слепой узрел дневной свет. Ћюди, присутствовавшие там, увер€ют, что все так в точности и происходило; они повтор€ют это до сего дн€, когда им уже нет выгоды говорить неправду.

82. ѕосле этого случа€ ¬еспасиан еще сильнее захотел посетить св€тилище божества, дабы узнать о судьбах империи. ќн приказал, чтобы в храм никого не пускали, но, когда он вошел в св€тилище и с напр€женным вниманием ждал, что скажет оракул, заметил позади себ€ знатного египт€нина по имени Ѕасилид. ¬еспасиан знал, что этот Ѕасилид лежит сейчас больной в нескольких дн€х пути от јлександрии. ќн спросил жрецов, приходил ли в тот день Ѕасилид в храм, расспросил прохожих, видели ли его в городе, и, наконец, послал верховых к месту, где он находилс€. ¬ернувшись, всадники донесли, что в тот момент, когда ¬еспасиан видел его в храме, Ѕасилид был в восьмидес€ти мил€х от јлександрии. “огда ¬еспасиану стал €сен смысл божественного видени€, и он пон€л, что само им€ Ѕасилида содержало ответ оракула на его вопрос.

83. »з наших писателей никто еще достойным образом не рассказал о происхождении этого божества. ≈гипетские жрецы говор€т о нем следующее. ѕервым из македон€н, кто сумел превратить ≈гипет в мощную державу, был царь ѕтоломей.  огда он обносил стенами только что основанную в ту пору јлександрию, строил в ней храмы и создавал религиозные обр€ды, ему было видение - во сне предстал ему юноша необычайного роста и редкой красоты и приказал: "ѕошли самых верных друзей своих в ѕонт, дабы они привезли оттуда мое изображение. ÷арству твоему оно принесет счастье, а храму, где его постав€т, - величие и славу". ≈два юноша произнес эти слова, как огненный вихрь вознес его на небо. ¬стревоженный пророческим видением, ѕтоломей рассказал о нем египетским жрецам, опытным в толковании вещих снов. “е признались, однако, что почти ничего не слышали о ѕонте и народах, живущих за пределами ≈гипта. “огда ѕтоломей обратилс€ к “имофею, афин€нину из рода ≈вмолпидов, которого он еще раньше вызвал из Ёлевсина, поручив руководить отправлением св€щенных обр€дов, попросил его объ€снить видение и истолковать волю божества. “имофей расспросил людей, бывавших в ѕонте, и узнал от них, что есть в этих кра€х город, называемый —инопа, а недалеко от города - древний храм, известный у жителей под именем храма ёпитеру ƒиту: в св€тилище, р€дом со статуей самого божества, стоит и изображение женщины, которую многие считают ѕрозерпиной. Ќо ѕтоломей был царь, и как то свойственно цар€м, действовал быстро, лишь пока ему угрожала опасность; вид€, что все кругом по-прежнему спокойно, он снова стал больше помышл€ть о развлечени€х, чем о почитании богов, мало-помалу забыл о пророчестве и обратилс€ к другим делам, как вдруг тот же юноша €вилс€ ему в еще более грозном облике и сказал, что, если царь не исполнит приказани€, немедленна€ гибель ждет его самого и его царство. ∆ител€ми —инопы правил в ту пору царь —кидрофемид; ѕтоломей тут же отправил к нему послов с дарами, велев им по дороге посетить св€тилище јполлона ѕифийского. ѕлавание их было удачно, и бог сказал им вполне €сно, что они должны ехать и возвратитьс€ с изображением его отца, статую же сестры оставить на прежнем месте.

84. ѕрибыв в —инопу, послы вручили —кидрофемиду подарки, передали ему просьбу ѕтоломе€ и умол€ли его эту просьбу исполнить. ÷арь не знал, что делать, - веление божества приводило его в трепет, народ требовал, чтобы статуи никто не касалс€, и своим буйством внушал —кидрофемиду ужас; однако подарки и обещани€ послов делали свое дело, и он все больше склон€лс€ на их сторону. “ак прошло три года, в течение которых ѕтоломей не ослабл€л своих усилий и не скупилс€ на подношени€; от него приезжали послы все более высокого ранга, росло число прибывавших из ≈гипта кораблей, все увеличивалс€ вес золота, которое они привозили. √розна€ тень €вилась —кидрофемиду, приказала не медлить долее и тотчас выполнить веление бога. ќн продолжал колебатьс€. “огда на него обрушились беды: начались болезни, гнев небес, день ото дн€ все более неумолимый, разразилс€ над жител€ми —инопы. ÷арь собрал народ и стал говорить о велении божества, о видени€х, которые €вл€лись ему и ѕтоломею, о несчасть€х, все более свирепо терзавших —инопу. ∆ители не хотели слушатьс€ цар€; они ненавидели египт€н, бо€лись за себ€ и кончили тем, что выставили у храма охрану. ѕоэтому и приходитс€ так часто слышать, будто стату€ сама подн€лась на один из кораблей, сто€вших у берега. Ќе меньшее удивление вызывает и та невиданна€ быстрота, с которой суда прошли огромное рассто€ние от —инопы до ≈гипта: уже на третий день они по€вились в гавани јлександрии. —в€тилище, размерами своими соответствующее величине города, было выстроено в месте, называемом –акотис, где сто€л старинный маленький храм, посв€щенный —аратьису и »зиде. »менно так рассказывают чаще всего о происхождении храма и о том, каким образом попала сюда стату€ бога. я знаю, что, по мнению некоторых, стату€ была привезена из сирийского города —елевкии в правление ѕтоломе€, третьего цар€ с этим именем. ≈сть также люди, считающие, что привез ее тот самый ѕтоломей, о котором шла речь выше, но не из —инопы, а из ћемфиса, твердыни древнего ≈гипта, пользовавшейс€ некогда громкой славой. Ѕога этого одни считают Ёскулапом, так как он излечивает болезни, другие ќзирисом - древнейшим божеством ≈гипта; многие говор€т, что раз он правит всем сущим, то это должен быть ёпитер; большинство же видит в нем отца ƒита, поскольку многие признаки указывают на это пр€мо, а другие могут быть истолкованы в таком же смысле".

“аков рассказ “ацита о происхождении —араписа. ѕерейдем к сообщению ѕлутарха.

ѕлутарх,
об »сиде и ќсирисе
(ƒ10, 28)

"ѕтоломей —отер увидел во сне колосса ѕлутона в —инопе, хот€ он никогда ранее ничего не знал о нем. » он приказал ему немедленно перенести себ€. ѕоскольку он (ѕтоломей. - ћ.  .) не имел сведений о том, где именно находитс€ колосс, когда он рассказал своим друзь€м о сновидении, был разыскан много путешествовавший —осибий, бывавший в —инопе. ќн за€вил, что он видел там колосса, подобного тому, который видел во сне ѕтоломей. ÷арь отправил —отелеса и ƒиониси€, которые после длительного и трудного пути, не без помощи провидени€, сумели похитить колосс и увезти его с собой.  огда колосс был доставлен и осмотрен, “имофей, переводчик ћанефона —ебенитского, пришел к выводу, что это - изображение ѕлутона, на основании изображени€ собаки ÷ербера и змеи при колоссе. » они уверили ѕтоломе€ в том, что колосс - это бог —арапис. —тату€ прибыла без этого имени, и только после прибыти€ в јлександрию она стала называтьс€ —араписом, что €вл€етс€ египетским именем ѕлутона... Ћучше всего приравнивать ќсириса к ƒионису, а —араписа к ќсирису, поскольку последний стал называтьс€ так с тех пор, как изменил свою природу. ѕоэтому им€ —арапис относитс€ ко всем трем, и это относитс€ также и к ќсирису, как это известно посв€щенным". ѕодведем некоторые итоги:

1) и “ацит, и ѕлутарх определенно говор€т о том, что инициатором культа —араписа, так сказать его "изобретателем", был ѕтолемей I —отер, основатель династии Ћагидов;

2) "изобретение", хот€ и инспирированное самим богом, возникло не стихийно, а в результате обдуманного действи€ цар€ при помощи “имофе€, афин€нина из жреческого рода, и ћанефона, египетского жреца. “аким образом, "инициаторами" —араписа были македонский царь, греческий и египетский жрецы;

3) новый бог —арапис был богом новой столицы ≈гипта јлександрии.

ќ —араписе и его происхождении существует обширна€ научна€ литература, содержаща€ противоречивые утверждени€. ¬ насто€щее врем€ вопрос о происхождении —араписа может считатьс€ в основном разрешенным:

1) нет оснований сомневатьс€ в том, что культ —ераписа был "изобретен" ѕтолемеем I —отером при содействии “имофе€ и ћанефона;

2) "изобретение" —араписа - результат религиозной политики первого Ћагида, стремившегос€ сблизить на религиозной почве местное египетское население новой столицы своего царства и победителей греко-македонцев;

3) легенда об изва€нии, привезенном €кобы из —инопы, и им€ бога - —арапис - вызвали самые разнообразные мнени€. јкад. ¬. ¬. —труве допускает возможность контаминации в имени —арапис двух имен: египетского ќсирис-јпис и вавилонского —араписа (ћардук-Ёа). —инопское происхождение божества весьма сомнительно. X. Ѕругш,  . «ете и др. искали египетские параллели, с которыми можно было бы св€зать легенду о —инопе. “ак или иначе, —арапис - в основном греко-македонское, а не египетское хтоническое божество, отождествл€емое с египетским ќсирисом-јписом (т. е. с ќсирисом) и с греческим ѕлутоном. —арапис, как и ќсирис, был св€зан с »сидой и ’ором (последний в одной из своих ипостасей - ’орпахеред, греч. ’орпакрат).  ульт этой троицы распространилс€ по всему греко-римскому миру, достигнув островов Ѕритании. ¬ самом ≈гипте культ —араписа так и не приобрел широкой попул€рности, не вытеснил культа ќсириса. „то же, однако, представл€ло собой "изобретение" —араписа в богословском плане? «амысел его "изобретателей" был религиозно-пропагандистским; они стремились приобщить к египетским религиозным воззрени€м греко-македонское население ≈гипта, осевшее преимущественно в трех городах: Ќавкратисе, јлександрии и ѕтолемаиде.  ак показала истори€, замысел этот увенчалс€ успехом: в греко-римском мире —арапис завоевал действительно широкую попул€рность, и объ€сн€етс€ это именно тем, что он стал как бы греческой ипостасью ќсириса. —арапис "присваивает себе Дтеологию" ќсириса, разработанную на прот€жении тыс€челетий в храмах древнего ≈гипта, наиболее трогательную и возвышенную в средиземноморской древности". »менно в ней нуждалс€ античный мир. —удьба —араписа в самом ≈гипте была иной: дл€ египт€н, веками воспитывавшихс€ в духе религии ќсириса, —арапис был лишь чужеземным дубликатом ќсириса, и культ его не приобрел у них попул€рности. —арапис стал фактически божеством эллинистической јлександрии, столицы царства Ћагидов. ќтсюда культ его распространилс€ далеко за пределы страны.

«адуманный как греческий вариант ќсириса-јписа, —арапис по сути своей дублировал египетский оригинал ("јпис - это св€щенное животное, оракул и таинственна€ мощь все-бога ќсириса". ¬ известной так называемой демотической хронике об јписе сказано: "јпис - это ѕта, јпис - это –а, јпис - это ’орсаисе").  ак сформулировал “ураев, ќсирис-јпис, египетский прообраз —араписа, - "это умерший и сопричисленный ќсирису св€щенный бык јпис". Ќикаких специальных мифов о —араписе не возникло. ¬ иконографии —арапис имеет образ человека.  ульт —араписа отправл€лс€ в —ерапеуме јлександрии и в —ерапеуме ћемфиса, в первом случае, видимо, согласно греческому ритуалу, во втором - египетскому.

»так, бог —арапис - это результат умышленного, преднамеренного, так сказать организованного, синкретизма. ¬ большинстве же случаев мы наблюдаем стихийный синкретизм. ќдной из форм такого синкретизма было упом€нутое выше отождествление египетских и греческих божеств. ¬стреча€ в греческих текстах имена греческих божеств, нельз€ быть уверенным, о ком именно идет речь - о египетском ’оре или о греческом јполлоне, о египетской ’атхор или о греческой јфродите, об ќсирисе, о ѕлутоне или о ƒионисе (последний также часто отождествл€лс€ с ќсирисом). ќдни и те же теофорные имена в греческой форме нередко носили и греко-македонцы, и египт€не. Ќо самым поразительным был тот факт, что греки, жившие в ≈гипте, подвергались мощному вли€нию египетского культа животных. "Ќе говор€ уже о большом количестве надписей в честь туземных богов, оставленных греками на греческом €зыке, нельз€ не обратить внимани€, например, на такой предмет, как надгробный камень убитой змее богини ’атхор с греческой (не совсем грамотной) надписью в стихах", который соорудил какой-то грек, похоронивший эту змею.

—инкретизм нагл€дно про€вл€етс€ и в характере погребений. ¬ Ѕританском музее, в частности, хранитс€ погребение семейства  орнели€ ѕоллиона (‘ивы, ок. 100 г. н.э.). —уд€ по именам, семь€ "греко-римска€, но погребение совершенно египетское, даже имена написаны иероглифами". ѕодобных примеров можно было бы привести много. ќбращает на себ€ также внимание тот весьма знаменательный факт, что мумификаци€ умерших и сопутствующие ей обр€ды широко распространились среди греко-македонцев. —видетельство этого - знаменитые фаюмские портреты.

"Ћюбопытным пам€тником греко-египетского художественного стил€ и греко-египетских погребальных обычаев €вл€ютс€ александрийские катакомбы с роспис€ми и барельефами, частью довольно близкими к древним образцам, частью представл€ющими курьезный продукт смешени€, в котором не выиграл ни один из сопоставленных стилей. “акова роскошна€ усыпальница середины I в. н.э. богатой александрийской семьи, называема€ теперь  ом-Ёш-Ўукафа".

Ќаконец, тесные греко-египетские контакты наблюдаютс€ в сфере художественной и религиозной литературы. Ќас интересует лишь последн€€. ¬ качестве примера можно привести папирус с греческим текстом, представл€ющим собой перевод египетского демотического мифа о возвращении богини “ефнут из Ќубии в ≈гипет. Ётот папирус хранитс€ в Ѕританском музее и относитс€ к III в. н.э.

ѕомимо этих и многих других подобных про€влений синкретизма наблюдаетс€ сосуществование на одной и той же территории культа египетских и греческих божеств. “ак, во времена ѕтолемеев в јрсинойском номе (современный  иман ‘арис, при Ћагидах - ‘иладельфи€) размещались: храм греко-египетского божества —араписа, храмы египетских богинь »сиды и “аурт, храм греческих богов ƒиоскуров, храмы самофракийских божеств, а также храм «евсу. ѕодобные примеры можно было бы умножить.

ѕодвод€ итоги, необходимо отметить, что в результате греко-египетского религиозного синкретизма основные положени€ египетской религии не претерпели существенных изменений. Ѕолее того, благодар€ культу —араписа они широко распространились из јлександрии по всему греко-римскому миру.

Ќезависимо от процесса синкретизма собственно египетска€ религи€ продолжала жить и развиватьс€ по направлени€м, наметившимс€ задолго до встречи с египт€нами греко-македонцев. √лавнейшим из этих направлений было углубление и расширение культа ќсириса, выдвижение его и его триады на одно из первых мест в египетском пантеоне. ¬ремена гегемонии древних божеств - ѕта, –а, јтума, јмона и др.- канули в вечность. јвторитет и вли€ние этих божеств во всеегипетском масштабе были окончательно вытеснены авторитетом и вли€нием ќсириса и сопр€женных с ним божеств - богини »сиды, отождествл€вшейс€ с богиней ’атхор и др., и бога ’ора в разных ипостас€х. ѕричина выдвижени€ ќсириса вполне пон€тна. ќсирис был одним из богов загробного мира; с ростом цивилизации и обострением классовой борьбы св€занна€ с ним идеологи€ справедливости и загробного суда все более и более импонировала массам. ћиф об ќсирисе был знаменем справедливости, именно в силу этого ќсирис приобрел чрезвычайную попул€рность. Ѕог, преодолевший смерть, стал первым божеством египетского пантеона. "÷арь богов" јмон, несмотр€ на свое царское достоинство, был по происхождению провинциальным фиванским богом и с угасанием ‘ив, естественно, потер€л свое значение. “о же самое произошло и с другими "великими" богами. »х функции и свойства присвоил ќсирис, став "всебогом", властителем мыслей и ча€ний всех египт€н, а его супруга »сида, "велика€ магией", стала всемогущей богиней.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|