–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

ќЅ«ќ– «ј”ѕќ ќ…Ќќ… Ћ»“≈–ј“”–џ

 ак неоднократно подчеркнуто в предшествующих главах, роль магии в потусторонней жизни умершего была первостепенной.  . «ете вполне правильно отметил, что традици€ снабжать умершего пищей, питьем и всем необходимым дл€ жизни в потустороннем мире была широко распространена у многих народов мира, но только у древних египт€н встречаетс€ прочно укоренившийс€ обычай хоронить вместе с умершим произведени€ заупокойной литературы.

ѕервым комплексом текстов подобного назначени€ были так называемые "“ексты пирамид". ѕредназначались они исключительно дл€ обеспечени€ благополучи€ и процветани€ фараона в загробной жизни. "“ексты пирамид" были открыты в 1880 г. ћасперо и им же впервые переведены.

јнализ содержани€ этих текстов и особенностей €зыка неопровержимо свидетельствует о том, что они возникли в разное врем€, включа€ и врем€ до объединени€ ≈гипта, и в разных местах. ќднако наука не в состо€нии проследить процесс их возникновени€ и становлени€ - запись их была впервые произведена по велению последнего цар€ V династии, ”наса, на стенах внутренних помещений его пирамиды. Ёто положило начало традиции, продолжавшейс€ и при фараонах VI династии. "“ексты пирамид" начертаны художественно исполненными иероглифами, окрашенными в зеленый цвет.

 . «ете подчеркивает, что до по€влени€ этих текстов в пирамидах существовала, несомненно, не только их устна€, но и письменна€ традици€ (в этом отношении он сравнивает "“ексты пирамид" с индийскими ¬едами), о чем свидетельствует косвенно следующий факт. Ќачина€ с конца III династии в р€де мастаба по€вл€етс€ изображение заупокойного жреца, читающего по свитку папируса заупокойную службу. названную в по€снительных надпис€х к изображени€м саху, что значит "заупокойна€ литература", в данном случае "заупокойна€ месса или панихида". “аким образом, к концу III династии уже существовал письменный канон панихиды дл€ владельцев мастаба. ћожно полагать, что он существовал и до этого времени. » конечно, нет никакого сомнени€ в том, что такой же канон существовал и дл€ умерших царей.  . «ете выражает очень интересную мысль, заключающуюс€ в том, что ”нас уже ощущал признаки начавшегос€ распада централизованной монархии ƒревнего царства и ненадежность даже заупокойного культа царей. ќтсюда стремление обеспечить себе заупокойный культ магическими надпис€ми внутри пирамиды.

–аспад ƒревнего царства и последовавша€ за этим децентрализаци€ политической власти в стране сопровождались уже упом€нутой выше демократизацией заупокойного культа. ѕредназначавшиес€ дл€ фараонов "“ексты пирамид" перестали отвечать запросам жизни. ѕо€вилс€ новый, весьма объемистый комплекс заупокойных магических текстов, предназначенных в первую очередь дл€ местной, номовой знати и получившей в науке название "“ексты саркофагов".  ак и "“ексты пирамид", эти тексты весьма гетерогенны - по месту и по времени возникновени€. √етерогенность происхождени€ "“екстов саркофагов" отражена и в их содержании. Ќаиболее полный их обзор с учетом местных и хронологических особенностей принадлежит X.  еесу. ѕолное научное критическое издание текстов осуществил известный нидерландский египтолог јдриан де Ѕак. "“ексты саркофагов" содержат некоторое количество "речений" "“екстов пирамид", но в основном это результат теологического творчества жрецов времени ѕервого переходного периода и —реднего царства, богатейший и далеко еще не исследованный источник египетской религии, мифологии, заупокойных воззрений.   этому же времени относитс€ и возникновение так называемой " ниги двух путей", специальной заупокойной композиции, встречающейс€, в частности, на двух больших саркофагах из Ёль-Ѕерше (XI-XII династии).

"Ќовое царство было и новой эпохой в развитии заупокойной литературы. —пособы достижени€ загробных благ еще более упростились и сделались доступны еще более широким кругам. ћагические тексты, открывавшие потусторонние обители и сообщавшие бессмертие уже в эпоху —реднего царства, начали писатьс€ на папирусе. — XVIII династии это делаетс€ обычным, чему способствовала и вошедша€ в употреблении форма мумиеобразного гроба, украшенного изображени€ми и менее удобного дл€ помещени€ длинных текстов, чем большие дерев€нные саркофаги - €щики предшествующей эпохи. Ёти тексты со стенок саркофагов переход€т на свитки папирусов, нередко приготовл€емые раньше фабричным путем, и кладутс€ в гробы. ¬се-это требовало меньших затрат времени и труда, чем помещение текстов на стенках саркофагов и, тем более, на стенках гробниц. —амые тексты редактируютс€ уже по большей части в первом лице от имени умершего и, таким образом, представл€ют уже насто€щий сборник магических изречений, предоставленный в распор€жение странствующего по загробным мытарствам, как его vade mecum или, скорее, как пособие дл€ его пам€ти. –итуальный характер и роль жреца, произнос€щего эти тексты, таким образом еще более оттеснены назад.

—о времен Ћепсиуса заупокойные тексты Ќового ÷арства, написанные на папирусных свитках, нос€т название  ниги ћертвых. Ёто название удержалось в науке, но в насто€щее врем€ €вл€етс€ условным... (ќтдельные главы назывались пер-эм-херу - "выход днем"; предусматривалась возможность дл€ умершего выйти из гробницы днем и вернутьс€ в нее до ночи. ѕотом это название было перенесено на всю книгу. - ћ.  .).

¬ наше врем€ известны еще многочисленные произведени€ такого же характера более поздних эпох, до римской включительно. ¬се это с таким же правом может быть названо  нигами ћертвых, так как назначение их - тоже служить дл€ отошедших в иной мир". ѕримером таких "заменителей" " ниги мертвых" €вл€етс€ хран€щийс€ в Ѕританском музее папирус є 2.

—одержание " ниги мертвых" пестро и гетерогенно, составными ее част€ми €вл€ютс€ самые разные тексты, одни из которых восход€т к "“екстам пирамид", другие - к "“екстам саркофагов", многие же представл€ют собой творчество эпохи Ќового царства. »наче говор€, " нига мертвых" создавалась с 2300 до 1700 г. до н.э. приблизительно ". Ќачало этого процесса даже может быть несколько отодвинуто в глубь веков. ¬следствие гетерогенности происхождени€ " нига мертвых" не монолитна ни по идее, ни по форме. ќкончательна€ редакци€ " ниги мертвых" относитс€ к саисской эпохе (времена XXVI династии, VII в. до н.э.).

‘ранцузский египтолог ј. ћорэ разделил " нигу мертвых" по содержанию на четыре части:

  1. √лавы 1-16: шествие погребальной процессии к некрополю; молитвы о "выходе днем"; гимны солнцу и ќсирису.
  2. √лавы 17-63: "выход днем" и возрождение умершего, его победа над силами тьмы, бессилие врагов; власть умершего над стихи€ми.
  3. √лавы 64-129: "выход днем" - превращение умершего в божество, приобщение его к солнечной ладье, познание разных таинств, возвращение в гробницу; загробный суд.
  4. √лавы 130-162: прославление умершего - тексты, предназначенные дл€ чтени€ в течение года (в определенные праздники, в дни подношени€ даров умершему) и имеющие целью обезопасить мумию.

  предложенной ј. ћорэ классификации " ниги мертвых" присоедин€етс€ ѕ. Ѕаргэ.

√лавы " ниги мертвых" египт€не именовали "речени€ми": "речение, чтобы..." или "речение дл€..." „исло и пор€док "речений" (глав) становитс€ каноническим лишь в саисскую эпоху. Ѕ. “ураев перечисл€ет названи€ 188 глав, предвар€€ перечисление следующим замечанием: "ѕриводим список заглавий текстов, вход€щих в состав  ниги ћертвых в ее идеальном, нигде не представленном максимальном объеме... »так, всех текстов во всех свитках до 200, счита€ параллельные "главы". Ѕеспор€дочность сборника €сно видна из списка и не нуждаетс€ в по€снени€х". ѕ. Ѕаргэ в своем издании приводит 192 главы. ѕеревод ѕ. Ѕаргэ зиждетс€ на трех предшествующих капитальных издани€х " ниги мертвых" - Ћепсиуса, Ќавилл€ и Ѕаджа. ѕомимо этих изданий имеетс€ обширна€ научна€ литература об отдельных главах " ниги мертвых" и ее проблемах, библиографи€ которой приведена у ѕ. Ѕаргэ. Ќеобходимо подчеркнуть, что перевод " ниги мертвых" - очень трудное дело, а порой и совершенно невозможное из-за состо€ни€ самого текста, содержащего огромное количество ошибок. ѕисцы, составл€вшие " нигу мертвых", отлично знали, что она предназначаетс€ дл€ потустороннего мира, и не особенно заботились о точности текста.

«амечательной особенностью " ниги мертвых" €вл€ютс€ ее многочисленные иллюстрации, иногда многоцветные, называемые в современной науке "виньетками" и нередко значительно облегчающие понимание содержани€.

 оличество дошедших до нас свитков " ниги мертвых" велико: они имеютс€ почти во всех египетских собрани€х разных музеев, в том числе в ћузее изобразительных искусств им. ј. —. ѕушкина и в √осударственном Ёрмитаже. ѕоследние свитки " ниги мертвых" восход€т ко времени ѕтолемеев.

ћало-помалу " нига мертвых" была вытеснена новыми заупокойными композици€ми: " нига амдуат", " нига врат", " нига керерт", " нига дн€", " нига ночи", "Ћитании солнца". ¬се они начертаны на стенах скальных гробниц р€да фараонов XVIII и XIX династий. Ќесколько позже они перекочевали и в гробницы некоторых сановников.

«аупокойна€ литература развивалась и позже, в греко-римские времена. ÷ель ее все та же - обеспечение умершему благополучного существовани€ в загробном мире. "Ќар€ду с  нигой ћертвых по€вл€етс€ теперь много других, более кратких и стройных заупокойных, сначала иератических, а потом и демотических, которые дают нам большей частью уже известное в более сжатой и из€щной форме и настойчиво подчеркивают нравственный элемент". Ёто весьма существенно в плане усилени€ нравственного элемента в религии. "Ёта забота о чистоте сердца, которое в других текстах, начертанных на саркофагах этого времени, даже называетс€ "богом" человека, в св€зи с посто€нным подчеркиванием дел милосерди€ как первого услови€ оправдани€ а также в св€зи с представлени€ми, о которых мы еще будем говорить, свидетельствуют о прогрессе религиозного и нравственного сознани€".

“аковы известные в науке композиции, как " ниги дыхани€", "¬тора€ книга дыхани€", известна€ еще в науке как "ƒа процветает мое им€", " нига прохождени€ вечности", демотические папирусы –инд и др.

"Ѕольшинство поздних заупокойных композиций - фиванского происхождени€: местное духовенство уже вводит в них своего јмона, им€ которого почти отсутствует даже в  ниге ћертвых". –€д поздних композиций относитс€ к началу нашей эры.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|