–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

»ƒ≈я «ј√–ќЅЌќ√ќ —”ƒј

ѕо мнению древних египт€н, гарантами вечной жизни в загробном мире были ритуальна€ чистота (тщательное соблюдение ритуала) и всемогуща€ маги€. —ледует подчеркнуть, что ритуальна€ чистота не имеет ничего общего с чистотой нравственной, это не этическа€ категори€. –итуальна€ чистота не тождественна, разумеетс€, чистоте физической, но, несомненно, имеет с ней точки соприкосновени€. ¬ "“екстах пирамид", например, говоритс€ о том, что великие боги собственноручно занимаютс€ туалетом умершего фараона: "[Ѕог] ’ор вытирает ему тело, [бог] “от - ноги" (–уr., І 519). ќт вход€щего в храм или в гробницу насто€тельно требовалась ритуальна€ чистота и в св€зи с этим выполнение тех или иных обр€дов очищени€. ƒл€ ритуальных очистительных церемоний использовалс€ натрон (природна€ сода). Ќатрон примен€лс€ также дл€ очищени€ рта и дл€ изготовлени€ благовонных курений, но в основном он гарантировал ритуальную чистоту, котора€ предусматривала и об€зательные пищевые табу. “ак, например, надписи в известной мастаба “и (строго говор€ - „и), глас€т о том, что “и будет судитьс€ "перед богом великим" с каждым, кто войдет в его гробницу после прин€ти€ "нечистой пищи". ќчистительные церемонии, соблюдение пищевых табу в соединении с магией призваны были устран€ть все ритуально нечистое, темное, злое, опасное дл€ умершего в его загробной жизни. «нание этого открывало путь к спасению и вечной жизни, незнание же вело к погибели.

Ќравственные принципы играли самую минимальную роль в определении загробной участи умершего, однако наличие их во времена V и VI. династии нельз€ не отметить. ¬ доказательство приведем несколько выдержек из текстов, начертанных в гробницах вельмож эпохи ƒревнего царства.

’орошо известный вельможа ”ни, служивший при двух фараонах VI династии (ѕепи и ћеренра), заканчива€ свою автобиографию, за€вл€ет: "я был посто€нно любим отцом своим и хвалим матерью своей, при€тен своим брать€м". ’енку, номарх одного из номов ¬ерхнего ≈гипта (ныне ƒейр-эль-√ебраи), в своей надписи говорит о том, что он "давал хлеб вс€кому голодному в номе и оде€ние нагому". «наменитый элефантинский номарх ’архуф, современник фараона ћеренра, известный своими экспедици€ми вверх по Ќилу, к югу от первого порога, говорит о себе: "я превосходен... любим отцом своим и хвалим матерью своей, посто€нно любим всеми своими брать€ми. я давал хлеб голодному и оде€ние нагому... я говорил хорошее и повтор€л желаемое. я никогда не сказал ничего плохого о ком-либо власть имущем, [ибо] € хотел, чтобы мне было хорошо у бога великого. я никогда не разбирал дела двух братьев так, чтобы лишить сына собственности его отца". јналогичные высказывани€ мы находим в посмертных автобиографи€х вельмож ѕиопи-нахта и Ўеши, что указывает, несомненно, на типизацию" выражений в подобных надпис€х. ќграничимс€ этими, достаточно характерными текстами, количество которых при желании нетрудно умножить.

Ќезависимо от того, насколько эти утверждени€ соответствовали действительности, нельз€ не признать, что они неопровержимо свидетельствуют о существовании в эпоху ƒревнего царства вполне сложившихс€ определенных представлений об идеальном нравственном облике сановника. ‘ранцузский египтолог ‘р. ƒома вполне правильно отметил, что вс€кое общество оцениваетс€ не только в св€зи с тем, что оно фактически собой представл€ет, но и в св€зи с тем, к чему оно стремитс€". ќчень любопытно в этом плане признание ’архуфа: "я хотел, чтобы мне было хорошо у бога великого". —ледовательно, ’архуф и иные египт€не того времени уже начали думать о том, что поведение смертного на земле божеству не. безразлично. ¬ "обращении к живым" в разных гробницах умерший неоднократно грозитс€ судитьс€ с нарушител€ми ритуала перед "богом великим". “аким образом, нарушение не этических норм, а ритуала €вл€етс€ пока основанием дл€ привлечени€ нарушител€ к ответственности перед судом "бога великого". (¬первые такого рода за€влени€ встречаютс€ в мастаба конца IV династии, времени фараона ћенкаура - ћикерина.) ќднако вопросы нравственности все же сопутствуют основной проблеме отношени€ человека к ритуалу, как это видно из надписи ’архуфа.

¬ дальнейшем, начина€ с ѕервого переходного периода, удельный вес элементов этики в заупокойных текстах становитс€ все более значительным. Ётой проблеме посв€щена нова€ работа немецкого египтолога √рисхаммера, собравшего и исследовавшего все данные о загробном суде, содержащиес€ в "“екстах саркофагов" (начина€ с ѕервого переходного периода и конча€ временем —реднего царства). ¬ этих текстах нет еще развернутой картины загробного суда, как в знаменитой 125-й главе " ниги мертвых", но развитие идеи загробного суда €вно намечено. —уд этот происходит либо на небе, либо в божественной ладье бога солнца, либо на потустороннем острове ќгн€, в месте обитани€ умерших, либо, как это ни странно, в √елиополе или јбидосе. —удьи - боги –а, јтум, √еб, Ўу, “от, јнубис и р€д других, но чаще всего - –а и ќсирис. ¬ "“екстах саркофагов" уже упоминаетс€ психостаси€ (взвешивание сердца) как способ определени€ нравственного облика человека в его земной жизни. ¬ одном из текстов (—“, IV, 298а-301а) весы олицетвор€ет божество, в другом (—“, I, 181 а-е) весы, обраща€сь к умершему, изрекают: "“вое зло изгнано [из теб€], твои прегрешени€ уничтожены теми, кто взвешивает на весах в день учета свойств [человека]", - иными словами, результат психостасии в пользу умершего как бы заранее предрешен (исход, получивший полное и окончательное право гражданства позже, в 125-й главе " ниги мертвых").

Ќеобходимо попутно отметить, что в ѕервый переходный период иде€ загробного суда проникла и в дидактическую литературу. ¬ уже упоминавшемс€ "ѕоучении ћерикара" загробному суду посв€щен небольшой абзац: "—удьи, суд€щие грешников, не будут снисходительны в день суда над несчастными (54) в час отправлени€ своих об€занностей. √оре тому, кто будет обвинен как сознающий [свой грех?].

Ќе надейс€ на долгие годы (55), ибо обозревают они врем€ всей жизни как [один] час, а он (человек. - ћ.  .) остаетс€ [жить] после погребени€ - складываютс€ его поступки р€дом с ним как [его] имущество, и (56) вечно пребывание там. Ѕезумен тот, кто отнесс€ легкомысленно к этому. Ќо тот, кто достиг этой [вечной жизни], не совершив плохого, будет пребывать там, как бог (57), выступа€ смело, как владыка вечности".

–азночтени€ трудного места ("как [его] имущество") отнюдь не мешают пониманию смысла абзаца в целом: иде€ загробного суда прочно укоренилась в представлени€х египт€н того времени (конец III тыс€челети€ до н.э.). Ќельз€ не согласитьс€ с ƒ. ћюллером в том, что в религиозных воззрени€х египт€н совместились два противоположных начала - примитивный взгл€д на посмертное бытие как на подобие и продолжение земной жизни и убеждение в существовании загробного суда.  ак могло возникнуть это противоречивое единство? “ак же как построенные на противоречии представлени€ христиан о загробной жизни, требовавшие соблюдени€ погребального ритуала (отпевание умершего, панихида, молитвы о даровании вечной жизни и т. п.) и вместе с тем предполагавшие, что бог воздает, умершему по его заслугам в земной жизни и в соответствии со своим божеским милосердием.

ѕо сути дела, перед нами стихийно возникша€ борьба двух исключающих друг друга религиозных принципов - принципа продолжени€ физической жизни в гробнице и принципа загробного суда. Ёти принципы восход€т к двум разным уровн€м религиозного мышлени€, и вытеснение первого вторым в процессе борьбы - €вление вполне закономерное. —ама по себе иде€ справедливости, умещавша€с€ сначала в рамках ритуальности, обр€дности, магии, посто€нна, она осв€щена традицией. Ќо традици€ на каком-то этапе перестает удовлетвор€ть возросшим духовным потребност€м общества. ¬озникают новые потребности, уже этического пор€дка, они-то и отражены в так называемых заупокойных идеальных автобиографи€х умерших вельмож. ¬ земной жизни общество требовало от них соблюдени€ определенных моральных норм; естественно, что требовани€ эти были распространены и на загробную жизнь: ведь потусторонний мир был отражением реального соотношени€ социальных сил на грешной земле. ¬ поучении, адресованном ћерикара, будущему фараону, царственный отец поучает сына: "Ќе делай различий между сыном знатного (62) и [человеком] низменного происхождени€. ѕриближай к себе человека соответственно его способности". ≈сли подобного рода нравственные принципы были об€зательными на земле, следовательно, и загробна€ жизнь не могла мыслитьс€ без учета личных достоинств или пороков человека.

»так, с конца эпохи ƒревнего царства наблюдаетс€ вполне ощутимое взаимопроникновение двух, казалось бы, взаимоисключающих принципов - ритуального и этического. » это вовсе не результат €кобы свойственной египт€нам алогичности - приблизительно такой же путь развити€ прошли и аналогичные христианские представлени€.

 акова же была дальнейша€ эволюци€ идеи загробного суда? Ќаиболее полное свое выражение она нашла в 125-й главе " ниги мертвых", большой композиции магических и ритуальных текстов (первые свитки ее восход€т к XVIII династии). ¬полне пон€тно, что глава, основанна€ в значительной мере на нравственных принципах, резко выдел€етс€ в сборнике текстов магического назначени€. Ётой главе и ее значению в истории египетской культуры посв€щено много научных и научно-попул€рных трудов.

125-€ глава " ниги мертвых" "в образе и слове представл€ет великую драму загробного суда и взвешивани€ сердца: в ней привод€тс€ речи и судимого, к судей, и присутствующих богов и изображаетс€ на большой картине самое действие (так называема€ психостаси€)... “еперь, нар€ду с магическими средствами достижени€ загробных благ, как будто и считаютс€ необходимыми и нравственные требовани€, безупречна€ земна€ жизнь. ѕокойный входит в чертог ѕравосуди€ и произносит сначала пред –а и его Ённеадой, а впоследствии перед ќсирисом речь, в которой увер€ет, что он не творил таких-то и таких-то грехов, потом делает то же перед 42 судь€ми, из которых каждый ведает особым грехом, наконец, в третий раз, уже будучи оправданным, настаивает на своей праведности при выходе из зала и ведет диалоги странного магического характера с привратниками, двер€ми и докладчиками... ”мерший, ссыла€сь на знание имен судей, делает их дл€ себ€ безопасными и превращает свои оправдани€ в магические формулы, заставл€ющие признать его невиновность. ¬с€кий египт€нин с этой главой в руках и на устах оказывалс€ безгрешным и св€тым, а 30-й главой он магически заставл€л свое сердце не говорить против него дурно, т. е. насиловал свою совесть. “аким образом, вс€ глава была просто талисманом против загробного осуждени€ и после нее, как и после многих других глав, имеетс€ приписка - рецепт, как ее приготовл€ть и какие преимущества она сообщит, если ее иметь при себе; и по заглавию она освобождает от всех грехов. “ак были уничтожены высокие приобретени€ нравственного пор€дка, и  нига ћертвых оказываетс€ свидетельством и об их наличности, и об их печальной судьбе. Ёто - магическа€ книга, по преимуществу переполненна€ не только текстами, но и приписками-рецептами, иногда очень длинными, иногда дающими только непон€тные слова, - предшественники гностических и более поздних таинственных имен, которыми особенно богата современна€ јбиссини€, где имеетс€ даже и сво€  нига ћертвых, несмотр€ на христианский облик, весьма близка€ по тону, духу и назначению к египетской". ѕротив всех этих слов ничего нельз€ возразить. ќднако вердикт Ѕ. ј. “ураева, глас€щий о том, что были "уничтожены высокие приобретени€ нравственного пор€дка и  нига ћертвых оказываетс€ свидетельством и об их наличности, и об их печальной судьбе", все же слишком суров и вызывает серьезные возражени€. ¬ самом деле, разве не такое же противоречие между религиозным ритуалом и этикой мы видим в христианстве, как было уже подчеркнуто?

≈сли в 125-й главе " ниги мертвых" очень важную, можно сказать основную, роль играет загробный суд, основанный на нравственном принципе, то маги€, пронизывающа€ всю " нигу мертвых", в этой главе призвана не допустить неблагопри€тного дл€ умершего приговора суровых загробных судей. Ќо маги€ не отмен€ет суда, как такового: умерший так или иначе об€зан предстать перед судом и за€вить, что таких-то и таких-то грехов он не совершал. Ёта так называема€ в науке негативна€ исповедь (название не совсем удачно). «десь нет ни возможности, ни необходимости входить в детали идеи загробного суда, подробно освещать ее историю. ќграничимс€ самым кратким описанием этого суда по спискам 125-й главы " ниги мертвых" XVIII династии (в последующие времена эта глава становитс€ канонической).

—уд происходит в „ертоге ƒвух »стин (ќбеих ћаат). ”мерший вступает в этот „ертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с "великим богом", т. е. с –а. «десь же молча и пассивно присутствует царь преисподней, бог ќсирис, и еще 42 сверхъестественных существа.  аждое из этих демонических существ "ведает" тем или иным грехом, именно они и "разоблачают" подсудимого. ¬ступив в „ертог ƒвух »стин, умерший приветствует "великого бога", а затем произносит свою "негативную исповедь". ќна настолько интересна, что ее необходимо привести полностью. "я не совершил несправедливостей против людей; € не был жесток к животным; € не совершал грехов в ћесте »стины; € не пыталс€ узнать то, что еще не стало; € не был безразличен, вид€ зло; € не был... мое им€ не было сообщено водителю Ћадьи; € не богохульствовал; € не отнимал [ничего] у бедн€ка; € не нарушал божественного табу; € не вредил служителю в глазах его хоз€ина; € не отравл€л; € не заставл€л [никого] рыдать; € не убивал; € не приказывал убивать; € никому не причин€л страдани€; € не преуменьшал пищевые доходы храма; € не портил хлеба дл€ богов; € не крал печень€ [поднесенные] дл€ умерших; € не был педерастом; € не предавалс€ прелюбоде€нию в св€тилище моего городского бога; € не увеличивал и не уменьшал никаких мер; € не измен€л [площади] аруры; € не обманывал и на поларуры; € не увеличивал веса гири; € не надувал на весах; € не отнимал молока от уст младенцев; € не лишал мелкий скот пастбища; € не ловил птиц [предназначенных] богам; € не удил их рыбу; € не устанавливал заслонов дл€ [отведени€] воды; € не тушил гор€щего [на алтаре] огн€; € не нарушал м€сной пост; € не останавливал скот... € не задерживал выхода бога [из храма]". ¬ этой "негативной исповеди" содержитс€ целый моральный кодекс, нарушени€ которого карались загробным судом. Ёто типичный дл€ того времени перечень грехов - ритуальных и собственно нравственных, которых должен был избегать египт€нин времен Ќового царства, ибо они преп€тствовали достижению вечной жизни.

ѕосле "негативной исповеди" подсудимый обращаетс€ к каждому из 42 божеств-демонов, торжественно за€вл€€, что он не совершал греха, которым "ведает" данное божество. ¬ооруженный магическим знанием имен этих демонических существ, подсудимый обезоруживает их, и они не смеют выступить против него. –езультат взвешивани€ записывает бог “от или бог јнубис, провозглашающие решение суда - оправдательный приговор, освобождающий умершего от возможной страшной казни, - быть окончательно истребленным страшным чудовищем ("пожирательницей"), присутствующим здесь же, р€дом с божественными весами.

Ѕо€знь отдельных членов суда быть разоблаченными подсудимым вследствие его магического знани€ как будто бы снижает нравственный уровень суда. ќднако это не совсем так. Ќаш современник, французский египтолог ѕ. Ѕаргэ" переводчик и исследователь " ниги мертвых", пишет во введении к ее французскому переводу: "ƒл€ египт€нина, надо полагать, важно было, чтобы суд был вполне справедлив: оценива€ власть магии защитной, он вместе с тем опасалс€ магии зловредной, магии опасной. ≈сли в большой сцене суда (гл. 125) чаши весов, на одной из которых находитс€ сердце, а на другой - »стина (изображение богини ћаат или ее символ), помещены на одном уровне, то отнюдь не дл€ того, чтобы магической силой изображени€ принудить суд во что бы то ни стало вынести оправдательный приговор умершему; это изображение имеет в виду магически оградить умершего от несправедливого суда, могущего вынести отрицательное решение в результате козней зловредного врага". ¬ подтверждение своего вывода автор ссылаетс€ на 90-ю и 14-ю главы, в которых умерший просит "повелител€ »стины" (т. е. великого бога –а) защитить его от клеветы. ¬ 30-й главе " ниги мертвых" умерший увещевает свое сердце не давать против него отрицательных показаний: "Ќе выдумывай против мен€ клеветы перед великим богом, владыкой «апада! ¬едь от твоего благородства зависит признание мен€ праведным".

Ќа представление о загробном суде, несомненно, наложили отпечаток реальные земные нравы, в том числе судебные - процветающа€ среди судей коррупци€. ќб этом свидетельствует замечательна€ молитва верховному богу јмону (папирус јнастаси II, XIII в. до н.э.): "јмон, отверзни ухо свое (8,6) тому, кто одинок в суде, кто беден, а не богат.  огда суд отбирает у него серебро и золото (8, 7) дл€ писцов, циновку и оде€ни€ дл€ чиновников, јмон может воплотитьс€ в везира (9, 1), чтобы освободить бедн€ка, и бедн€к может быть освобожден: бедность может превзойти богатство".

¬озникновение идеи загробного суда, основанного на нравственных принципах (даже при возможности магического воздействи€ на суд со стороны подсудимого), несомненно, очень значительное €вление в истории религиозной жизни человечества. » именно египт€нам принадлежит, по-видимому, приоритет в этом. ѕробив себе путь в гуще ритуальных и магических воззрений египт€н на загробную жизнь, морально-этический элемент стабилизировалс€, обрел право на существование. ¬ самом начале господства Ћагидов в ≈гипте, в царствование ѕтолеме€ I —отера, жил верховный жрец бога “ота в √ермополе ѕетосирис (IV в. до н.э.). ¬ его гробнице множество магических заупокойных текстов. ¬ тексте є 81, в строках 18-22, говоритс€: "“ам (т. е. в потустороннем мире. - ћ.  ..) нет различи€ между бедным и богатым... нет никого, избавленного от приговора суда.  огда великий собачеголовый [бог] “от восседает на трон, он готовитс€ судить каждого человека по делам его, совершенным им на земле". Ёти слова свидетельствуют о весьма существенных изменени€х во взгл€дах египт€н на загробную жизнь: богатство и св€занный с ним в той или иной мере ритуал погребени€ утрачивают свой смысл, станов€тс€ чем-то второстепенным, ибо после смерти "нет различи€ между богатым и бедным" и все в равной мере ответственны перед богом за свою земную жизнь. —опоставл€€ эти слова с молитвой богу јмону из папируса јнастаси II, трудно не уловить внутренней св€зи между ними - в обоих случа€х именно божество устанавливает справедливость - на земле и в загробном мире. ¬ера египт€н в справедливость, если не на земле, так в загробном мире, несомненно, предвосхищает одно из основных представлений христианства об участи людей после смерти. "...’ристианство, - а в силу исторических предпосылок иначе и не могло быть, - хотело осуществить социальное переустройство не в этом мире, а в мире потустороннем, на небе, в вечной жизни после смерти..." - указывал Ёнгельс.  ак видим, эта иде€ созревала и у египетских теологов, отража€, безусловно, ча€ни€ широких масс. ¬ ходе истории эта иде€ развивалась и крепла. »звестному английскому египтологу ‘. √риффису принадлежит перевод демотической рукописи, впервые изданной им под заглавием "—казки о верховных жрецах ћемфиса". ¬ "—казках" два повествовани€: в первом, относ€щемс€ к III в. до н.э., рассказываетс€ о старшем сыне –амсеса II —атни-’аэмуасе, верховном жреце бога ѕта, и его необычайных похождени€х; во втором, относ€щемс€ к 46-47 гг. н.э., - о сыне —атни-’аэмуаса, —а-ќсирисе (в переводе это им€ значит "сын ќсириса"). Ќас интересует второе повествование. ¬ самом начале его сообщаетс€, что у —атни-’аэмуаса и его жены ћехит-”схет после многих лет бездетности родилс€ мальчик. ¬ соответствии с вещим сном его назвали —а-ќсирис. ¬ заключение сказки говоритс€ о том, что этот мальчик был не кто иной, как умерший полторы тыс€чи лет назад знаменитый колдун и волхв, снова посланный жить на землю самим царем мертвых, богом ќсирисом. ћаленький —а-ќсирис быстро рос и мужал. ќтданный в школу, он сказочно быстро превзошел в своих познани€х учител€-писца. «атем маленький —а-ќсирис стал читать заклинани€ вместе с писцами из "дома жизни" при храме бога ѕта, и все, кто его слышал, поражались его мудрости. “огда его отец стал приводить его на празднества к фараону, где —а-ќсирис сост€залс€ в знани€х с чароде€ми фараона и побеждал их. »нтересно привести параллель из ≈вангели€ от Ћуки (гл. 2, 46-47): двенадцатилетнего ’риста, пришедшего с родител€ми в »ерусалим и потер€вшегос€ в городе, "через три дн€ нашли в храме сид€щего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушающие его дивились разуму и ответам". ¬ апокрифическом ≈вангелии от ‘омы этот же сюжет разработан подробнее.

“а же аналоги€ прослеживаетс€ при сравнении сказки о пребывании —атни-’аэмуаса со своим сыном —а-ќсирисом в преисподней с евангельской легендой о бедном Ћазаре. ѕриведем часть текста сказки в русском переводе: "» вот услыхал —атни-’емуас горестные вопли и причитани€. ќн посмотрел вниз с террасы своего дома и увидел, что это хорон€т богача. ≈го везли в сторону пустыни со всевозможными почест€ми, под громкие причитани€. ѕотом он второй раз взгл€нул вниз с террасы своего дома и увидел похороны бедн€ка. ≈го несли из ћемфиса в город мертвых, завернув в простую циновку, и никто его не провожал. —казал тогда —атни-’емуас: "ƒа сделает ќсирис, владыка јменти, так, чтобы мне воздали в јменти, как воздадут тому богачу, которого погребают с громкими причитани€ми, и да минует мен€ дол€ того бедн€ка, которого несут в город мертвых без вс€ких почестей и церемоний!" Ќо маленький сын его —а-ќсирие ответил ему: "“ы получишь в јменти то, что получит в јменти бедн€к, и минует теб€ в јменти дол€, котора€ уготована в јменти тому богачу".  огда услышал —атни-’емуас эти слова своего сына —а-ќсириса, опечалилось сердце его и сказал он: "„то € слышу? Ќеужели то слова сына, который любит отца своего?" Ќо ответил ему его маленький сын —а-ќсирис: "≈сли ты пожелаешь, € покажу тебе, что уготовано в. царстве мертвых тому бедн€ку, о котором никто не печалитс€" и тому богачу, которого все оплакивают". “огда спросил его —атни-’емуас: Д ак же ты сделаешь это, сын мой —а-ќсирис?" » ответил ему —а-ќсирис: "—ледуй за мной, и € покажу тебе долю каждого в царстве мертвых". » вот он вз€л отца своего —атни-’емуаса за руку и привел его в город мертвых за ћемфисом. ќн привел его в незнакомое место, остановилс€ и произнес заклинание. «емл€ расступилась у них под ногами, и они вошли в неведомую гробницу, высеченную в скале. «десь было семь больших залов, и наполн€ли их разные люди всех званий. —а-ќсирис провел отца своего —атни-’емуаса через три первых зала, и никто их не остановил.  огда они достигли четвертого зала, увидел в нем —атни-’емуас множество людей, которые сучили веревки, а ослы позади них съедали эти веревки. ≈ще были там люди, которые т€нулись вверх и пытались достать воду и хлеб, подвешенные у них над головами. Ќо другие люди в то же врем€ рыли у них под ногами €мы, чтобы они не могли дот€нутьс€ до пищи. ¬след за сыном своим —а-ќсирисом —атни-’емуас прошел в п€тый зал и увидел там чистые души на своих почетных местах. “е же, кто совершил какое-нибудь злоде€ние, толпились у дверей п€того зала и молили о прощении. ј нижний шип той двери торчал в правом глазу какого-то человека, который молилс€ и громко стонал, когда дверь открывалась и закрывалась и шип поворачивалс€ в его глазу. ѕотом проникли они в шестой зал, и здесь —атни-’емуас увидел судилище богов в царстве мертвых.  аждый бог сидел на своем месте, и привратники царства мертвых оглаша ли приговоры. ¬след за сыном своим —а-ќсирисом —атни ’емуас прошел дальше, в седьмой зал, и увидел там вели кого бога ќсириса. ќн сидел на троне из чистого золота, увенчанный короной јтеф. ѕо левую руку от него сто€л јнубис, великий бог, а по правую руку от него сто€л “от, великий бог, и все боги судилища царства мертвых теснились справа и слева от них. ѕеред ними сто€ли весы, на которых боги судилища царства мертвых взвешивали соде€нное людьми добро и зло. ¬еликий бог “от записывал то, что показывали весы, а јнубис оглашал приговоры богов. ≈сли боги решали, что злоде€ни€ человека более многочисленны, чем его добрые дела, они отдавали его во власть ѕожирательницы - собаки повелител€ царства мертвых, котора€ разрывала на части его душу и тело, так что дыхание жизни к нему уже не возвращалось никогда. Ќо если они находили, что добрые дела человека более многочисленны, чем его злоде€ни€, они вводили его в совет богов царства мертвых и душа его отправл€лась на небо и пребывала там среди чистых душ. ≈сли же они находили, что злоде€ни€ человека равны его добрым делам, они помещали его среди кающихс€ душ, которые служат богу —окар-ќсирису. » еще —атни заметил человека благородного облика, облаченного в оде€ни€ из тончайшего полотна. ќн сто€л вблизи ќсириса на одном из самых почетных мест. “ак смотрел —атни-’емуас и удивл€лс€ всему, что видел в царстве мертвых. Ќо вот встал перед ним сын его" —а-ќсирис и сказал ему: "ќтец мой —атни! ¬идишь ли ты благородного человека, облаченного в оде€ни€ из тончайшего полотна, который стоит близ ќсириса? Ёто тот бедн€к, которого ты заметил, когда его выносили из ћемфиса, завернув. в простую циновку и которого не провожал никто. Ёто он? ≈го привели на суд царства мертвых, взвесили добрые и злые дела, совершенные им на земле, и нашли, что соде€нное им добро перевешивает соде€нное им зло. ќднако на долю его" жизни земной, срок которой определил в своих запис€х “от" досталось ему слишком мало счастливых дней. » вот повелели боги перед ликом ќсириса отдать бедн€ку погребальное убранство того богача, которого ты заметил, когда его выносили из ћемфиса с великими почест€ми. » поместили бедн€ка среди чистых душ, которые служат —окар-ќсирису,. вблизи трона великого бога ќсириса. » того богача, которого ты заметил, тоже привели на суд царства мертвых. ¬звесили боги добрые и злые дела, совершенные им на земле, и нашли, что зло, им соде€нное, перевешивает соде€нное им добро. » тогда повелели боги покарать его в царстве мертвых. “ы видел его!.. Ўип двери торчит в его правом глазу... —мотри, отец мой —атни! »х души приход€т на суд царства мертвых, и, если они творили добро на земле, здесь воздают им добром, но если они творили зло, здесь воздают им злом. “ак ведетс€ извечно и не изменитс€ никогда".

Ёто исключительно интересное и поучительное место содержит последнее звено в цепи развити€ египетской идеи о загробном суде. ћы видим полную девальвацию ритуала и магии, полную победу нравственных принципов, перенесение искомой справедливости в земной жизни на потусторонни" мир. Ќеобходимо подчеркнуть, что это результат естественного развити€ именно египетских представлений и идей, изложенных в 125-й главе " ниги мертвых", котора€ возникла п€тнадцатью веками ранее: весы, ќсирис, јнубис, “от и т. д. ¬ли€ние христианской идеологии на эти представлени€ исключено: египетские корни их восход€т к глубокой древности, к тому же в то врем€, когда был написан этот демотический папирус (46-47 гг. н.э.). ≈вангели€ еще не существовали.

¬ ≈вангелии от Ћуки (гл. 16, 19-25) содержитс€ очень любопытное повествование, аналогичное только что приведенному египетскому: "Ќекоторый человек был богат, одевалс€ в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Ѕыл также некоторый нищий, именем Ћазарь, который лежал у ворот его в струпь€х и желал напитатьс€ крошками, падающими со стола богача, и псы, проход€, лизали струпь€ его. ”мер нищий и отнесен был ангелами в лоно јвраама. ”мер и богач, и похоронили его. » в аде, будучи в муках, он подн€л глаза свои, увидел вдали јвраама и Ћазар€ на лоне его и, возопив, .сказал: "ќтче јвраам! ”милосердись надо мной и пошли Ћазар€, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил €зык мой, ибо € мучаюсь в пламени сем". Ќо. јвраам сказал: "„адо! ¬спомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Ћазарь - злое; ныне же он здесь утешаетс€, а ты страдаешь".

—итуаци€ и колорит в повествовани€х разные, но иде€ одна и та же.  ак она могла попасть из ≈гипта в ≈вангелие от Ћуки? √рессман, автор специального исследовани€ о египетской сказке и ее параллели в ≈вангелии от Ћуки, приводит р€д еврейских средневековых легенд, которые восход€т, несомненно, к египетскому оригиналу, и вполне обоснованно утверждает: "ћожно с уверенностью сказать, что иудейска€ легенда о смерти праведника и мытар€ восходит к египетской сказке о нисхождении царского сына в преисподнюю. ≈гипетские евреи перенесли ее, может быть, из јлександрии в »ерусалим, тесно св€занный с јлександрией, может быть, из ћемфиса, где нар€ду с греками проживали иудеи и другие семиты".

—ледует обратить внимание и еще на одно очень существенное обсто€тельство. — развитием и окончательным становлением идеи справедливого загробного суда преисподн€€ раздел€етс€ на сферы - светлое и счастливое пространство близ богов дл€ праведников и ад дл€ грешников, где концентрируетс€ все опасное и зловредное дл€ человека в качестве заслуженного наказани€, определенного приговором божественного суда. ¬ наиболее разработанном виде это разделение представлено в сказке о нисхождении в преисподнюю —атни-’аэмуаса и его сына —а-ќсириса. «десь даже упоминаетс€ нечто вроде чистилища, на что нет и намека в более ранних египетских текстах. ќдин из сюжетов сказки (наказание грешников) перекликаетс€ с греческим мифом о муках “антала, сына «евса, в преисподней. Ќаличие греческого вли€ни€ категорически отрицать нельз€, но нельз€ и доказать его. ¬о вс€ком случае, это ни в коей мере не опровергает несомненное египетское происхождение сказки о —а-ќсирисе.

ѕредставление об аде, возникшее вследствие становлени€ идеи загробного суда, как и представлени€ о самом загробном суде, претерпели эволюцию, на которой необходимо вкратце остановитьс€. ќписание различных наказаний в результате загробного суда содержитс€ в трех текстах времени Ќового царства: так называемой " ниге амдуат", в композиции о загробном мире, не имеющей египетского названи€, известной в науке как " нига врат", и, наконец, в " ниге пещер" (подробно они будут рассмотрены в следующей главе). —ледует отметить, что если в 125-й главе " ниги мертвых" содержитс€ "каталог" грехов, то в этих трех композици€х говоритс€ о наказании грешников вне вс€кой св€зи с тем или иным конкретным грехом. ¬ центре внимани€ грешник, как таковой.

Ќаказани€ за грехи предусматриваютс€ различные. ѕрежде всего это лишение умершего погребени€. ”же в " ниге амдуат" (XVI в. -до н.э.) повествуетс€ о том, что утопленники, нашедшие могилу в водах Ќила. вытаскиваютс€ божествами на берег подземного Ќила, где и предаютс€ погребению, обрета€ таким образом все необходимое дл€ вечной жизни, но это не грешники. ѕодобные взгл€ды прослеживаютс€ и в более поздних композици€х. ¬ той же " ниге амдуат" (10-й час) говоритс€ о грешниках, с которых восемь богов срывают погребальные пелены и обнажают "врагов, приговоренных к наказанию в ƒате". Ётот момент перекликаетс€ со сказкой о —а-ќсирисе: в преисподней бедн€к облачен в оде€ние из тончайшего полотна, принадлежавшего богачу, богач же предстает без оде€ни€.

ќсужденные грешники лишены всего, что необходимо дл€ вечной жизни, лишены тепла и света, которое излучает каждую ночь бог –а, по€вл€€сь в преисподней - свет и тепло предназначены дл€ праведных. √решников же ожидает лишь темный хаос. ќни лишены вс€кой возможности общени€ с богами.

¬есьма распространенное наказание грешников в загробном мире - св€зывание и заключение. “ак, в " ниге врат" (II, 213) говоритс€, что "враги ќсириса" св€заны по четверо и по трое и бог ’ор объ€вл€ет им: "¬ы св€заны сзади, злодеи, чтобы быть обезглавленными и перестать существовать". ¬ " ниге пещер" (119, 3) преисподн€€ описана как тюрьма, из которой грешники не могут выйти.

—амым грозным наказанием грешника в потустороннем мире считалось окончательное уничтожение всего его существа - не только тела, но и души, и тени. ƒуши грешников, в представлении египт€н, существовали независимо от тела в перевернутом положении - вниз головой; они не могли воссоединитьс€ с телом, чтобы жить полноценной загробной жизнью праведного покойника, а потому им предсто€ло полное и окончательное уничтожение. ќдним из способов такого уничтожени€ было обезглавливание умершего, а также сожжение. ќписаны разные варианты казни огнем: в " ниге амдуат" (11-й час) грешников сжигают в котлованах. ¬ " нигах пещер" (51) казнь огнем совершаетс€ в специальных котлах, в которые бросают головы, сердца, тела, души и тени грешников. Ёто напоминает средневековые христианские поверь€.  азнь огнем, несомненно, перенесена в потусторонний мир из реальной земной жизни (врем€ Ќового царства и позже).

ќстаетс€ отметить "еще одну очень любопытную деталь египетских представлений о загробной жизни. ќна обнаружена  . «ете в двух свитках " ниги мертвых", относ€щихс€ ко времени после јмарны, после религиозной реформы јменхотепа IV (Ёхнатона). ¬о вступлении к "негативной исповеди" 125-й главы " ниги мертвых", принадлежавшей јни (рамессидовское врем€), значитс€: "јнубис говорит богам-сосед€м: "√олос человека, прибывшего из ≈гипта, знающего путь к нам и к нашему городу. я доволен, € обон€ю запах". ќн говорит мне: "я ќсирис-јни, правогласный, € прибыл сюда узреть великих богов"..." ѕо мнению  . «ете, эта фраза дает все основани€ полагать, что, в представлении египт€н, в преисподнюю попадали и не египт€не.  . «ете указывает и на другой текст, оп€ть-таки из 125-й главы " ниги мертвых", где содержитс€ следующий диалог между умершим и привратником „ертога ќбеих »стин: "ѕривратник:  ому € должен доложить о тебе? ”мерший: Ѕогу, который на [своей] службе. ѕривратник: —кажи переводчику ќбеих «емель. ѕривратник: Ёто бог “от. Ѕог “от: ¬ходи".

"ќбе «емли" - одно из распространенных в египетских текстах названий ≈гипта. "ѕереводчик ќбеих «емель" - это "переводчик ≈гипта". Ќа основании этого  . «ете делает вывод, что были в царстве мертвых и другие переводчики - не только ≈гипта.

ѕо убеждению  . «ете, это - одно из естественных последствий религиозного мышлени€ времени јмарны. ¬ дальнейшем подобный "космополитизм" в религиозных текстах не отмечен.

‘ранцузский египтолог »ойот заканчивает свое исследование о развитии идеи загробного суда в древнем ≈гипте следующими словами: "Ќе закончим ли мы этот наш путь у ступеней наших собственных соборов?". ƒл€ каждого непредубежденного наблюдател€ вклад египетского религиозного мышлени€ в христианские представлени€ весьма и весьма значителен...

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|