–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

ѕќ“”—“ќ–ќЌЌ»… ћ»–

»зучать представлени€ египт€н о потустороннем мире возможно лишь на основании имеющихс€ у нас в достаточном количестве письменных источников разных периодов. ќднако, естественно, возникает вопрос: что думали египт€не о потустороннем мире в древнейшие, так сказать, доисторические времена, предшествующие, объединению ≈гипта, времена, от которых дошли лишь археологические источники и не дошло письменных просто потому, что тогда еще не было письменности? ¬ыводы дл€ того периода истории ≈гипта в значительной мере гипотетичны, косвенным их подтверждением €вл€ютс€ письменные источники более поздних времен.

¬ыше был отмечен характерный признак большинства доисторических погребений: тела умерших располагались лицом к западу. Ќа основании этого можно полагать, что уже в те отдаленные времена загробный мир мыслилс€ на западе. Ёто полностью подтверждаетс€ многочисленными письменными источниками более поздних времен. ѕрежде всего отметим, что слово, произносившеес€ по-египетски приблизительно как иминти (или более поздний вариант - иминтит) и обозначавшее "запад", имело вместе с тем и «начение "некрополь", "потусторонний мир". ¬ этих двух своих значени€х оно сохранилось и в коптском €зыке (аменте)  - неоднократно встречаетс€ в коптском переводе Ѕиблии в качестве эквивалента греческого hades. ¬ исторические времена, как это бесспорно €вствует из многочисленных текстов, наиболее широко распространенным было представление египт€н (правда, отнюдь не единственное), что преисподн€€, или загробный мир, находитс€ на западе, там, где солнце скрываетс€ за горизонтом.

ѕроследим эволюцию всех этих представлений по текстам, рассматрива€ их в хронологической последовательности. Ќачнем с древнейших - "“екстов пирамид". ¬ажнейша€ особенность "“екстов пирамид" заключаетс€ в том, что они отражают представлени€ древних египт€н (III тыс€челетие до н.э.) о фараоне - полубоге, получеловеке. ¬ этой главе нас будут интересовать исключительно представлени€ о "жизни" умершего вне гробницы - о "жизни" умершего в усыпальнице сказано достаточно.

«апад как царство мертвых упоминаетс€ в "“екстах пирамид" очень редко. ¬ одном месте читаем даже: "ƒа не направишьс€ ты по этим пут€м «апада, которые ведут туда, ибо направл€ющиес€ по ним не возвращаютс€. ј пойдешь на ¬осток в свите [бога] –а" (–уr., І 2175). «ато ¬остоку в этих текстах удел€етс€ исключительное внимание. ¬осток - это место, возлюбленное великими богами, в особенности богом –а-’арахти, главным богом √елиопол€. ¬осточна€ часть небосклона - это то место, где утром по€вл€етс€ могущественный и светозарный верховный гелиопольский бог, то место, куда в доисторические времена были обращены взоры погребенных. »менно в √елиополе происходило становление солнечного культа и тесно св€занных с ним культов других божеств, а так как "“ексты пирамид" насквозь пронизаны гелиопольскими веровани€ми, то не удивительно, что царство мертвых, по данным этих текстов, помещаетс€ не на западе, а на востоке. » это тем более пон€тно, что речь идет не о простом смертном египт€нине, а о полубоге, божественное естество которого стремилось к пребыванию в обществе великих богов, и в первую очередь в обществе самого бога Pa - божественного отца фараона. “ак, в одном из магических изречении текстов, обращенных к умершему фараону, говоритс€: "ƒл€ теб€ открыты врата неба, ты ступаешь, как сам бог ’ор, как лежащий шакал, скрывший свой образ от врагов, ибо среди людей нет зачавшего теб€ отца, ибо среди людей нет зачавшей теб€ матери" (–уr., І 309, 1774). ¬ последних словах подчеркиваетс€ даже, что фараон не полубог, а бог. ѕодобный "магический шантаж" нередко встречаетс€ в "“екстах пирамид". Ќапример, в обращении к умершему царю утверждаетс€: "“ы должен сесть на трон [бога] –а, чтобы давать богам -приказы, так как ты - –а" (–уr., І 1686/88), и т. д. ”мерший царь отождествл€етс€ также с богом ќсирисом, повелителем умерших: "“ы сидишь на троне ќсириса... “вои руки - руки [бога] јтума, твое чрево - чрево јтума, тво€ спина - спина јтума... но голова тво€ - голова јнубиса" (–уr., І 134/35). ¬се это имело целью создать у жителей потустороннего мира - у богов - впечатление о необычайной мощи и авторитете умершего фараона и таким образом гарантировать ему надлежащее положение среди них: царь на троне самого ќсириса - повелитель богов.

¬се это происходило €кобы в восточной части неба. Ќо как туда попасть? ƒл€ фараона это не представл€ло особых трудностей: ведь он полубог. ‘араон летит на небо, как божественна€ птица: "“вои крыль€ растут, как у сокола, ты широкогрудый, как €стреб, на которого взирают вечером, после того как он пересек небо" (–уr., І 1048). ‘араон мог пересечь пространство к восточному небу и в образе других св€щенных птиц - дикого гус€, лун€ и т. д. - и даже в виде насекомых - скарабе€ и саранчи. ќ полете фараона говоритс€: "Ћетит лет€щий. ќн улетает от вас, люди, ибо он не принадлежит земле, он принадлежит небу..." (–уr., І 890/891).

ѕредставление о воссоединении умершего фараона с его "отцом" - богом –а проникло и в светскую литературу и бытовало много позже. ƒл€ примера можно привести начало "ѕовести о —инухе" (R 5-10), где говоритс€, что в такой-то день такого-то года царь јменемхат I "подн€лс€ на небо и соединилс€ с солнцем и божественна€ плоть [его] смешалась с породившим ее".

ƒругими средствами достижени€ неба были подъем по лестнице, восхождение по солнечным лучам или по клубам дыма от каждени€ ладана. » наконец, особенно важный момент в религиозных представлени€х египт€н - плавание по небу в его восточную часть и присоединение умершего фараона к сонму богов: небо мыслилось как огромна€ водна€ гладь, которую должен был преодолеть покойный повелитель ≈гипта. ƒл€ этого ему было необходимо судно. ‘акт снабжени€ цар€ судном, кстати сказать, вовсе не фиктивным, а реальным, подтвержден раскопками: близ заупокойных храмов фараонов IV династии - ’уфу (’еопс) и ’афра (’ефрен) погребены натуральной величины суда. Ётот обычай восходит к доисторическим представлени€м: в частных погребени€х древнейших времен обнаружены глин€ные модели небольших судов и довольно большие дерев€нные суда (близ погребений вельмож –аннего царства).

ѕеревозить умершего фараона должен был особый перевозчик, который в "“екстах пирамид" назван "смотр€щим позади себ€". ѕеред отправлением перевозчик устраивал магический допрос своему пассажиру, и тот должен был отвечать вполне определенным образом. ѕеревоз в восточную часть неба был обусловлен магическим знанием пассажира, его нравственные качества никакой роли при этом не играли. ѕредставление о плавании умершего цар€ по небу сливалось в эпоху ƒревнего царства с представлением о ежедневном плавании по небу, с востока на запад, бога –а. ”мерший царь оказываетс€ в экипаже ладьи бога –а.  ак и другим богам, ему дают весло, и он сопровождает верховного бога в его ежедневном плавании (–уr., І 922-923).

ѕосмертна€ участь цар€ обрисовываетс€ в "“екстах пирамид" неоднозначно: он становитс€ то великим богом, то приближенным бога –а, его секретарем и писцом (–уr., І 954/55), то гребцом в небесной ладье –а, то, наконец, одной из €рких ночных звезд - ќрионом или —ириусом, которые считались душами богов: ќрион - душой ќсириса, —ириус - »сиды. “ак или иначе, царь после смерти - либо сам великий бог, либо приближен к богам. Ёто особо располагало к нему великих богинь, которые соглашались кормить его грудью (–уr., І 911). ќднако близость к богам ни в коей мере не умал€ла страх за него, ибо странствовани€ в потустороннем мире, населенном не только богами, но и разными злобными существами, могли оказатьс€ чреватыми грозными опасност€ми дл€ царственного покойника. ќсобую опасность представл€ли собой многочисленные змеи, и "“ексты пирамид" изобилуют магическими заклинани€ми дл€ ограждени€ от них умершего цар€. “ак, земные будни египетского феллаха, включа€ и опасность со стороны змей, нашли отражение в "“екстах пирамид".

”становить по этим текстам "топографию" потустороннего мира более чем затруднительно ввиду множества противоречий. ≈гипетским термином дат, например, в них обозначены как ночное звездное небо, так и преисподн€€ ("нижний дат"). ƒругой топоним потустороннего мира - сехет иару (т. е. "поле камыша") - обозначает в "“екстах пирамид" некое место в восточной части неба, куда стремитс€ добратьс€ умерший царь при помощи "перевозчика пол€ камыша", желанное место пребывани€ богов.

»так, "“ексты пирамид" были призваны гарантировать умершему царю, полубогу по рождению, вечную жизнь в обществе богов. Ќу а как мыслилась загробна€ участь простых смертных? "«агробна€ участь их, конечно, не могла быть пока тождественной с царской - они не боги. —амое большое, на что они могли рассчитывать, - это продолжение по ту сторону тех же условий, в которых они находились здесь. ѕоэтому стены их гробничных палат (мастаба. - ћ.  ..) покрываютс€ барельефами, изображающими их в земной обстановке, среди семьи, при исполнении служебных об€занностей, при полевых работах в поместь€х, во врем€ охоты, рыбной ловли и других развлечений. «десь и кресть€не, несущие от деревень подати или материал дл€ заупокойного культа, и родные с жрецами, справл€ющие этот культ, и мастеровые, стро€щие нильские суда, и пастухи с их песенками и прибаутками. ”же с VI династии мы находим здесь и военные сцены, в которых участвовал покойный. “ексты дают указани€ на карьеру покойного, его близость ко двору и привод€т иногда даже подлинные письма цар€. Ётим богатейшим культурно-историческим материалом наука об€зана верованию египт€н в магию, превращавшую все эти изображени€ в реальную жизнь, при условии совершени€ заупокойного культа. Ќо дл€ оставшихс€ в живых родных обильные посто€нные жертвы скоро оказались убыточны. ћаги€ и здесь пришла на помощь и научила их приготовл€ть искусственные дары (животных, хлебы, сосуды) из дерева и камн€ и путем формул сообщать им способность употреблени€, притом посто€нного. Ќо и этого оказалось недостаточно: маги€ дала возможность обеспечить на вечные времена, даже после прекращени€ рода, заупокойный культ и избавить его от возможности прекращени€, которое неминуемо должно рано или поздно наступить, несмотр€ ни на какие вклады и завещани€. ѕришли к убеждению, что изображение жертвы на могильной плите или жертвеннике действительно, если около него написана магическа€ формула, относ€ща€ дары к покойнику, названному по имени и по материнству (не по отчеству, дл€ большей надежности). Ёто открытие дало возможность живым египт€нам сделатьс€ весьма щедрыми относительно своих покойников: в надпис€х они принос€т им через ќсириса и јнубиса обыкновенно тыс€чу быков, гусей, хлебов и т. п. —амое главное и простое из магических действий - прочтение этой заупокойной формулы с об€зательным упоминанием имени покойного. „итающий формулу этим самым об€зательно обусловливал ее действие и заставл€л на том свете ќсириса и богов предоставл€ть то, что ею требовалось". Ќе случайно в мастаба ƒревнего царства часто встречаютс€ "обращени€ к живым", в которых умерший просит каждого, оказавшегос€ близ места его вечного сна, произнести соответствующую магическую формулу, способную обеспечить его всем необходимым. ”мерший обещает тем, кто благосклонно отнесетс€ к его не сто€щей никаких затрат просьбе, доброе отношение к ним после смерти со стороны живущих.

“аковы были представлени€ о загробной участи сановников, вельмож, различных чинов государственного аппарата с его многоступенчатой иерархией.

ѕогребени€ обыкновенного трудового люда совершались до конца эпохи ƒревнего царства (включа€ врем€ правлени€ V и VI династий), как и в доисторические времена, без каких-либо специальных погребальных сооружений и мумификации. »х потустороннее существование комфорта не предполагало.

»так, фараона как полубога после смерти ожидало общество богов, остальные же могли рассчитывать лишь на продолжение своей земной жизни в тех же услови€х. »ными словами, представлени€ о загробной участи отражали социально-экономическое неравенство людей на земле, их разделение на классы и группы. —уществование в потустороннем мире в конечном итоге обеспечивалось лишь непоколебимой верой в силу магии и ритуала. Ёто обсто€тельство надо посто€нно иметь в виду, дабы избежать какой-либо идеализации египетских воззрений на загробную жизнь во времена ƒревнего царства.

¬ эпоху —реднего царства сохран€лс€ тот же, в основе своей магическо-ритуальный, взгл€д на загробную жизнь. ƒемократизаци€ заупокойного культа, происшедша€ в ѕервый переходный период, не внесла, по существу, ничего принципиально нового в воззрени€ египт€н на загробную жизнь, она лишь распространила загробные блага на широкие массы населени€. Ётическое начало в этих воззрени€х по-прежнему отсутствует (зарождаютс€ лишь отдельные его элементы), однако обща€ картина загробного быти€ египт€нина средней руки становитс€ более €сной и четкой.

 ульт ќсириса, что чрезвычайно существенно, медленно, но верно распростран€етс€ с севера на юг. ¬ "“екстах пирамид" ќсирис порой €вно противопоставл€етс€ богу –а: если последний - светозарное небесное божество, "отец" фараона, то ќсирис - хтоническое божество, царь загробного мира. “ак, в одном из обращений к умершему царю говоритс€: "“ы обретаешь свое место на небе между звездами, ибо ты единственна€ звезда, носитель ’у (ќрион? - ћ.  .), ты взираешь вниз на ќсириса, повелевающего блаженными (умершими. - ћ. —.). “ы же далек от них..." (–уr., І 251). ¬ другом месте говоритс€ о боге солнца: "ќн разв€зывает пов€зки и удал€ет [погребальные] пелены. “ак он освободил [умершего цар€]... не отдал его ќсирису. »бо не должен он (царь. - ћ.  .) умереть смертью [смертных], а [должен] пребывать вечно в светозарной стране" (–уr., І 349/50). «десь €сно говоритс€ об ќсирисе как о царе умерших смертных. Ќо нар€ду с этим в тех же "“екстах пирамид" в полном противоречии со сказанным выше намечаетс€ отождествление умершего цар€ с ќсирисом. Ёто крайне важный момент в развитии загробных воззрений. ќтождествление сначала цар€, а потом и вс€кого умершего с ќсирисом, а не с богом –а, становитс€ лейтмотивом заупокойных текстов. ¬о времена —реднего царства ќсирис приобретает, в представлении египт€н, статус общеегипетского бога-цар€ загробного мира, вытеснив мемфисского —окара, абидосского ’ентиментиу, јнубиса и других локальных богов потустороннего мира, отчасти ставших как бы его помощниками.

¬ эпоху —реднего царства бурно развиваетс€ заупокойна€ магическа€ литература в стиле "“екстов пирамид". ѕрежде всего, это так называемые "“ексты саркофагов", начертанные на стенках каменных и дерев€нных гробов умерших разного ранга и положени€. Ёто тексты из —аккары, јссиута, –ифэ, Ѕени-’асана, Ёль-Ѕерше, ћеира и ‘ив. ќни представл€ют собой богатейший материал дл€ изучени€ истории представлений египт€н о загробной жизни. ћногие трудности в разработке этого ценнейшего массива текстов еще не преодолены - не установлены их хронологические и локальные особенности.

“енденци€ "“екстов пирамид" гарантировать посмертные привилегии только умершему царю распростран€етс€ в "“екстах саркофагов" на всех умерших - каждый покойник отождествл€етс€ с царем загробного мира ќсирисом и в силу этого обретает вечное, полновластное бытие в загробном мире. "“еперь все люди по смерти делались ќсирисами "правогласными", т. е. правильно произнос€щими магические формулы против загробных опасностей". » все стремились быть погребенными в јбидосе, где €кобы был погребен когда-то сам ќсирис. "¬се теперь стремились лечь на абидосском кладбище у его бога, или, в случае невозможности, совершить сюда по Ќилу посмертное путешествие и оставить по себе поминальную доску, а то и целую гробницу". “аким образом, в эпоху —реднего царства повелителем и защитником вс€кого умершего €вл€етс€ уже не бог –а, как во времена ƒревнего царства, а ќсирис.

—ущность египетской концепции загробной жизни в эпоху —реднего царства состоит в том, что египт€нин представл€ет ее себе как оптимальный вариант земной жизни". ”мерший нуждаетс€ в жилище (т. е. в гробнице), в еде и питье, в оде€нии, в возможности вдыхать "сладостное дуновение северного ветра", в возможности покидать гробницу по своему усмотрению, т. е. жить, как хочет. яркой иллюстрацией этого €вл€етс€ 109-€ глава " ниги мертвых", заимствовавша€ из "“екстов саркофагов", происход€щих из јссиута, описание египетского ра€ ("сехет иару" - "поле камыша"), где земледельческий труд человека награждалс€ сказочным урожаем. ¬ главе привод€тс€ слова умершего: "я знаю поле камыша, ограждающа€ его стена состоит из руды. ¬ысота нижнеегипетских злаков достигает там п€ти локтей, колось€ размером в два локт€, стебли - в три локт€; высота эммера - семь локтей: три локт€ - колось€ и четыре локт€ - стебли. ∆ители востока собирали там урожай - по дев€ть локтей каждый" и т. д. —ловом, "пол€ камыша" - нечто вроде кресть€нского ра€, и это не случайно. ¬ такой форме нашли отражение реальные социальные сдвиги, которые произошли в египетском обществе: увеличение численности населени€, активизаци€ широких масс населени€, в основном кресть€нского, демократизаци€ заупокойного культа и т. д. —казочные урожаи "пол€ камыша" были дл€ египетского кресть€нина лучшим вознаграждением в потусторонней жизни за нелегкий земной труд. ќднако необходимость физически трудитьс€ в загробном мире пугала умершего. ¬семогуща€ маги€ и здесь пришла на помощь религии: были изобретены ушебти (иначе шабти и шаубти). Ётимологи€ этого слова в точности не установлена. ¬озможно, "ушебти" - это так называема€ нисба, т. е. прилагательное, образованное от среднеегипетского существительного "ушбт" ("ответ"). “аким образом, по смыслу "ушебти" может означать "который отвечает", "ответчик". "”шебти" назывались маленькие статуэтки людей, обнаруженные в большом количестве в погребени€х со времени —реднего царства.  акую роль играли они в представлени€х египт€н о загробной жизни? ќб этом существует литература на русском и иностранных €зыках. Ёти исследовани€ пролили свет на значение "ушебти", однако долго оставалось не€сным, кого именно изображают ушебти - самого ли умершего, слуг ли его или рабов. ќкончательное и, несомненно, правильное решение вопроса дала –. ». –убинштейн. ќна доказала, что ушебти - это изображени€ людей, которые в силу магии могли оживать и производить в загробном мире физические работы, к которым мог оказатьс€ призванным умерший, - по аналогии с земной жизнью. Ќад ушебти произносились заклинани€ от имени умершего, поэтому после имени и звани€ умершего стоит: "говорит он (она)". ¬ подтверждение своего наблюдени€ –. ». –убинштейн ссылаетс€ на изречение є 472 из "“екстов саркофагов" (сохранившеес€ в текстах двух саркофагов времени —реднего царства - саркофага некоего —ети в Ћувре и саркофага є 30839 Ѕританского музе€): "»зречение, чтобы заставить ушебти работать дл€ владыки своего в загробном царстве. —мотрите на него, вы, боги, духи, покойники, пребывающие на небе и земле. ќн овладел силой его, он овладел им... он овладел телом его, созданным дл€ этого по приказу богов.

≈сли причисл€т им€ рек (т. е. умершего. - ћ.  .) к работающим в загробном мире, чтобы обходить берега, насыпать пол€ новые дл€ цар€ во врем€ его, - "¬от €" - скажешь ты вместо него вс€кому посланному, пришедшему к N этому. ¬озьмите себе кирки ваши, мотыги ваши, коромысла ваши, ведра ваши в руки, подобно тому, как это делает человек (вар. отрок) дл€ владыки своего.

ќ, ушебти этот, сделанный дл€ N этого, если причисл€т этого к исполнению его об€занности, освободи там N этого в качестве человека при его об€занност€х. "¬от мы" - скажете вы.

≈сли причисл€т N этого к тому, что всегда делают дл€ насыпани€ новых полей, дл€ того, чтобы сделать цветущими пол€, чтобы перевозить (через реку) песок с запада на восток и обратно, "¬от мы" - скажете вы об этом" (перевод –. ». –убинштейн). јвтор следующим образом резюмирует результат своих длительных и углубленных изысканий: "”шебти во все исторические периоды ≈гипта сохран€ют значение только как магические фигурки, выполн€ющие ненавистные египт€нам повинности дл€ цар€ загробного мира - ќсириса. Ќад ними всегда совершалс€ в гробнице обр€д превращени€ в живое действующее лицо в последней погребальной камере. “ам от имени покойного жрец произносил над фигурками закл€тие, содержание которого нам известно из 6 и 151 глав " ниги мертвых".

—ледует подчеркнуть, что нар€ду с представлени€ми о потустороннем мире в восточной части неба, р€дом с богами, упорно жило представление о потустороннем мире на западе. ¬ременами потусторонний мир на западе отождествл€лс€ непосредственно с некропол€ми, расположенными именно на западе, временами он рассматривалс€ как отдельна€ область умерших, где безгранично царствовал ќсирис.

ѕоскольку загробна€ жизнь, в представлении древних египт€н, была естественным продолжением жизни земной, а умерший воспринималс€ как реально существующий, способный к тому же принести вред или, наоборот, оказать помощь своим близким на земле, живые пытались иногда установить контакт с умершими родственниками посредством писем. Ёти оригинальные, интересные тексты дошли до нас в сравнительно небольшом количестве. ќни были переведены, прокомментированы и изданы двум€ корифе€ми египтологии -  . «ете и ј. √ардинером. ѕосле выхода в свет этого исследовани€ было обнаружено еще несколько "аналогичных текстов, опубликованных в научных периодических издани€х. ѕисьма датируютс€ временем ƒревнего, —реднего и Ќового (XIX династи€) царств. Ќаписаны они иератическим письмом соответствующего времени. ѕисьмо к умершему надо было оставить там, где ему подносились дары. ≈сли он мог воспользоватьс€ этими дарами, то, естественно, мог прочитать и адресованное ему письмо. ѕисьма могли быть написаны на сосудах с пищей и питьем дл€ умершего или просто на папирусе. ¬ письмах излагались просьбы живых к умершему. »ногда просьбы сопровождались угрозами, ведь живой мог прекратить подносить дары умершему, прекратить отправл€ть его заупокойный культ и т. п. - словом, причинить покойнику вс€кие непри€тности или, наоборот, начать относитьс€ к нему более внимательно и чутко. Ќекоторые болезни живых считались следствием злых козней умерших. Ёто было одной из причин возникновени€ переписки: конфликт пытались уладить мирно. ќсобенно интересно письмо (папирус Ћейден, I, 371), в котором высокопоставленный мемфисскии сановник обращаетс€ к своей умершей жене с просьбой избавить его от преследований, ибо вот уже три года, истекших после ее смерти, он не может ни забыть ее, ни излечитьс€ от снедающей его тоски.

–ассмотрение воззрений египт€н на загробную жизнь, в основе своей материальных, никоим образом не св€занных ни с этикой, ни с какими-либо нравственными идеалами, естественно, подводит к вопросу о соотношении этих воззрений с идеей загробного суда, €рко выраженной в 125-й главе " ниги мертвых". Ќе доказывает ли эта иде€ присутствие нравственных принципов в египетской теологии? Ётому сложному вопросу посв€щаетс€ следующа€ глава.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|