–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

“»ѕџ ≈√»ѕ≈“— »’ √–ќЅЌ»÷, ћ”ћ»», ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ћќћ≈Ќ“џ «ј”ѕќ ќ…Ќќ√ќ  ”Ћ№“ј

ѕоскольку именно гробница была жилищем умершего, очень важно хот€ бы в самых общих чертах ознакомитьс€ с разными типами египетских гробниц. ќни видоизмен€лись в зависимости от времени, отчасти места и главным образом в зависимости от общественного положени€ умершего.

ƒл€ времени –аннего и ƒревнего царств установлено высокое развитие культа умерших, но далеко не всех умерших - в основном царей и придворной знати (сначала в “инисе, потом в ћемфисе), а иногда и местной знати (далеко от ћемфиса).

√робницами фараонов были египетские пирамиды. ¬оздвигались они исключительно дл€ того, чтобы служить последним убежищем дл€ усопшего фараона. »ногда приходитс€ слышать и даже читать, что возведение пирамид преследовало €кобы какие-то другие, чуть ли не научные цели. ѕодобные утверждени€, и это надо усиленно подчеркнуть, €вл€ютс€ откровенным антинаучным вздором и относ€тс€ к той категории нелепых, ни на чем не основанных, €кобы научных, а по сути дела фантастических измышлений, которые современный известный французский физик ѕьер ќже назвал мифами. Ёти современные мифы, как пишет ќже, "реально угрожают перейти в убежденность", лишенную вс€ких научных оснований. ¬ первые мес€цы 1973 г. в ћоскве демонстрировалс€ прекрасно засн€тый фильм ‘–√ "¬оспоминани€ о будущем". ƒикторский текст к нему €вл€етс€ нагл€дной, вполне конкретной иллюстрацией подобных мифов. ќсновна€ его иде€ заключалась в том, что монументальные, грандиозные пам€тники древних народов, в том числе египетские пирамиды, были воздвигнуты при помощи "пришельцев из космоса".   сожалению, эта нелепа€, полностью опровергаема€ наукой фантастика произвела некоторое впечатление на легковеров из числа публики.

≈гипетские пирамиды (имеютс€ в виду так называемые большие пирамиды в √изе) в древности вполне заслуженно считались одним из семи чудес света. —ледует подчеркнуть, что "большие пирамиды" в √изе - далеко не единственные пирамиды ≈гипта. ѕирамид много больше, но они не отличаютс€ той грандиозностью, котора€ поражала человечество в прошлом и продолжает изумл€ть в наше врем€.

"Ѕольшие пирамиды" в √изе - их три - построены фараонами IV династии. —ама€ больша€ пирамида - ’уфу {греч. форма имени ’еопс), за ней следует пирамида ’афра (греч. ’ефрен), затем пирамида ћенкаура (греч. ћикерин). ѕредставление о размерах пирамиды ’уфу дают следующие цифры: высота - 146 м, длина стороны основани€ - 230 м. Ќа ее сооружение ушло 2 млн. камней, каждый весом 2,5 т (в среднем). ѕирамида ’афра немного меньше, пирамида ћенкаура значительно меньше первых двух.

‘ранцузский ученый Ё. ‘. ∆омар, один из первых европейских ученых, обследовавших пирамиды, так описывает свое впечатление от них: "»х вершины, виднеющиес€ издалека, производ€т впечатление, сходное с тем, какое испытываешь при виде пирамидальных верхушек высоких гор, стрем€щихс€ и врезывающихс€ в небо. „ем ближе подходишь, тем впечатление слабее. Ќо в непосредственной близости от этих правильных громад оно смен€етс€ другим - вы сражены неожиданностью, едва ступив на берег, вы чувствуете себ€ во власти другого настроени€. ” самого подножи€ пирамид вас охватывает острое могучее ощущение с примесью изумлени€ и подавленности. ¬ерхушка" и углы тер€ютс€ из виду. »спытываемое чувство не есть восхищение перед созданием искусства, оно глубже. ќно наве€но величием и простотой форм, контрастом между человеком и огромностью труда его рук; глаз не в состо€нии охватить его, мысль отказываетс€ восприн€ть. ¬от когда начинаешь проникатьс€ всем величием этой громадной груды отесанных камней, нагроможденных в стройном пор€дке на баснословную высоту".

ћногие другие выдающиес€ люди в аналогичных выражени€х отразили свои впечатлени€ от пирамид. ќбратимс€, однако, к конкретным научным фактам.

¬ каждой из "больших пирамид" есть ходы, ведущие снизу в камеру, где покоилс€ саркофаг с мумией цар€. –асположение этих ходов и погребальных камер различное. Ќевозможно, да и не нужно, останавливатьс€ здесь на архитектурном аспекте внутренних помещений пирамид, следует лишь подчеркнуть, что это - высшее про€вление мастерства в каменотесном искусстве. ¬нутри "больших пирамид" в √изе не обнаружено никаких надписей, скульптур и изображений. ¬о всех трех пирамидах были найдены пустые каменные саркофаги. √еродот (II, 124) сообщает, что "больша€ пирамида" ’еопса строилась беспрерывно в течение 20 лет и что на строительстве работало 100 тыс€ч человек, смен€вшихс€ каждые три мес€ца. —овременные подсчеты в какой-то степени подтверждают данные √еродота.

¬ р€де других пирамид также были найдены саркофаги. ƒревнейша€ из известных нам пирамид - так называема€ ступенчата€ пирамида основател€ III династии ƒжосера (перва€ половина III тыс€челети€ до н.э.), сама€ поздн€€ - пирамида фараона XIII династии ’енджера (XVIII в. до н.э.). “аким образом, царские гробницы в форме пирамид строились во времена ƒревнего и —реднего царств и были расположены либо в Ќижнем ≈гипте, либо в —реднем - в той его части, котора€ примыкает к Ќижнему ≈гипту. Ёто территории более или менее равнинного характера. ќсобо следует остановитьс€ на пирамидах V и VI династий. ќни замечательны тем, что на стенах их внутренних помещений начертаны заупокойные магические тексты, основной и единственной целью которых было обеспечение вечной, счастливой жизни фараону после его земной смерти. Ёто и есть так называемые "“ексты пирамид" (начертанные иероглифами, выкрашенными в зеленый цвет).

 ажда€ пирамида об€зательно имела свой храм, в котором специально предназначенные дл€ этой цели жрецы служили заупокойную службу по фараону, погребенному в пирамиде. ” каждого пирамидного заупокойного комплекса .(собственно пирамида как гробница и принадлежащий ей заупокойный храм) было свое название.

Ѕолее подробные сведени€ по истории строительства пирамид содержатс€ в серии статей Ћ. Ѕорхардта и  . «ете. ƒо сих пор не разрешен вопрос о так называемых царских кенотафах времени ƒревнего царства. „ем объ€снить. что основатель IV династии фараон —нофру построил себе целых три пирамиды? ќсновыва€сь на некоторых данных, "можно считать твердо установленным тот факт, что дл€ р€да царей ƒревнего царства были возведены сооружени€, на первый взгл€д ничем не отличающиес€ от гробниц, но предназначавшиес€ не дл€ фактического захоронени€, а лишь дл€ выполнени€ неких ритуальных действий, то есть ложные гробницы - кенотафы. Ётот малопон€тный обычай Ќ. ћ. ѕостовска€ объ€сн€ет св€зью с праздником хеб-сед, т. е. с царским 30-летним юбилеем. Ёта точка зрени€ не получила всеобщего признани€, но р€д моментов в ее мотивировке свидетельствует в ее пользу:

1) на основании- некоторых фактических данных можно допустить в принципе св€зь кенотафов и хеб-седа;

2) возведение царских кенотафов имело целью фиктивное погребение фиктивно убитого цар€.

Ќезависимо от проблемы кенотафов возникает вопрос о причинах столь грандиозных размеров пирамид именно во времена IV династии. Ётот вопрос, конечно, тесно св€зан с внутриполитическими факторами, с максимальной централизацией государственного аппарата, с расцветом неограниченной власти фараона - без этого непременного услови€ повелители ≈гипта того времени не были бы в состо€нии поставить на службу интересам собственного заупокойного культа /столь большие материальные и людские ресурсы. Ќесомненно также, что и личное тщеславие фараона играло в этом, не последнюю роль. ‘араоны имели привилегированное право выбирать форму и устанавливать размеры своих гробниц. Ќачина€ с эпохи Ќового царства пирамиды выход€т из моды и замен€ютс€ грандиозными скальными гробницами, о которых речь пойдет ниже.

«нать во времена ƒревнего царства строила себе гробницы вблизи усыпальницы своего повелител€ - окружа€ его при жизни, эта знать стремилась к близости к нему и после смерти. “аким образом, вблизи пирамид в √изе образовались большие некрополи - кладбища сановников и вельмож. ¬ науке эти гробницы известны под названием мастаба (араб. слово, означающее "скамь€"). Ёта "скамь€" была кирпичной надстройкой над скрытым под поверхностью земли захоронением. Ќадстройка сооружалась иногда из плит известн€ка и имела форму пр€моугольника, стены которого в верхней своей части были наклонены внутрь. —верху этот пр€моугольник был совершенно плоским. »менно его и назвали арабы ≈гипта "скамьей". ѕод этой надстройкой, под землей, находилась погребальна€ камера с саркофагом. ¬ камеру вела сверху вертикальна€ шахта глубиной от трех до тридцати метров - вход. ¬ части надстройки, обращенной к востоку, в очень неглубокой нише сооружалась "ложна€ дверь" - €кобы вход в мастаба. ¬ этой нише был специальный плоский жертвенник, на который родственники умершего клали приношени€ и перед которым читали заупокойные молитвы. Ётот "вечный дом" умершего мог иметь разные размеры - в зависимости от социального положени€ умерших и расположени€ к ним и их близким цар€. ¬ сердабе (специальном помещении) хранились скульптурные портреты умершего,. т. е. заместители мумии умершего на случай ее уничтожени€ или повреждени€. »менно из этих сердабов происход€т замечательные скульптурные портреты, €вл€ющиес€ одним из сокровищ  аирского музе€. —ердаб соедин€лс€ с другими помещени€ми гробницы лишь небольшим оконцем.

¬ некрополе в —аккаре, грандиозном кладбище времен VI династии, находитс€ мастаба ћерерука, представл€юща€ собой целую загробную квартиру умершего - в ней 31 помещение. ћерерук был везиром фараона VI династии, “ети первым после фараона человеком в государстве. —тены помещений расписаны цветными, художественно выполненными изображени€ми эпизодов из земной жизни умершего либо обстановки, в которой он находилс€. Ќапример: ћерерук во врем€ рыбной ловли, в небольшом челноке, поражающий рыбу специальным дротиком, его сопровождает, жена; сцена,. изображающа€ быков, переход€щих канал; ћерерук в сопровождении жены на охоте в пустыне; животные пустыни; собака, кусающа€ антилопу; лев, пожирающий быка, и т. п. Ќа других фресках ћерерук оп€ть-таки в сопровождении жены наблюдает за работами, выполн€емыми его людьми, например, за сооружением кровати с балдахином, постройкой судов и т. п. “от же ћерерук наблюдает за палочной расправой над провинившимис€ старостами поселков и т. п. ¬ эту же серию входит изображение поднесени€ заупокойных даров уже умершему ћереруку и т. д. »зображени€ в высшей степени реалистичные, без вс€кой мистики или фантастики.

“акого же стил€ изображени€ покрывают стены помещений и многих мастаба некропол€ в —аккаре - мастаба “и, мастаба ѕтахотепа и т. д. - и не только в —аккаре, но и в √изе и других местах. ¬ совокупности эти изображени€ представл€ют собой высокохудожественную, необычайно богатую энциклопедию жизни фараоновской знати со времени ƒревнего царства. Ќеобходимо добавить, что за истекшие тыс€челети€ €ркие краски почти не поблекли.

≈стественно, возникает вопрос: с какой целью наносились изображени€? ¬едь они обречены были пребывать в вечном мраке после того, как покойный помещен в гробницу, а вход в нее наглухо замурован. ƒл€ кого же создавались эти картинные галереи? ∆ивущие были лишены возможности любоватьс€ мастерством египетских живописцев своего времени.

¬се эти шедевры египетского искусства времени ƒревнего царства предназначались дл€ единственного обитател€ гробницы - дл€ самого умершего, точнее, дл€ его ка. Ќо дл€ него они были не просто произведени€ми искусства его современников - посредством магии и заупокойных молитв они как бы становились реальностью, оживали, и таким образом умерший и его ка и после смерти продолжали существовать, как при жизни. ¬ этом, и только в этом, заключались цель и смысл создани€ бесценных дл€ науки изображений. Ёто была удивительно целеустремленна€ и вместе с тем наивна€ попытка преодолеть смерть, добитьс€ вечной жизни посредством магического воспри€ти€ мира.

¬о всех гробницах ƒревнего царства доминируют реалистические изображени€ земной жизни. Ёто подтверждает сделанный ранее вывод, что загробна€ жизнь мыслилась как непосредственное продолжение земной и что это продолжение жизни представл€лось возможным лишь при участии живых с их заботами об умерших, про€вл€вшимис€ в ритуале - в создании гробницы, в мумификации умершего, в строгом соблюдении его заупокойного культа. Ќо все это было доступно лишь элите, правившей страной под главенством фараона.

ј что же можно сказать о широких массах народа, создававших пирамиды и мастаба дл€ своих господ?  ак они смотрели на загробную жизнь и каким образом намеревались ее себе обеспечить? ¬полне пон€тно, что, не облада€ ни средствами, ни практическими возможност€ми дл€ сооружени€ "вечных домов", народ был вынужден придерживатьс€ погребальных обычаев своих предков, обычаев, восход€щих к глубочайшей древности, к тем временам, когда в доклассовом обществе долины Ќила лишь наметились зачатки будущих классов. ѕрактиковалось погребение в €мах, в песке, в эмбриональном положении, большей частью без саркофага или гроба, без мумификации. Ётот способ погребени€ прослеживаетс€ в √изе до времен V-VI династий, в —аккаре - приблизительно до конца VI династии, в провинции - до распада централизованной монархии ƒревнего царства. Ётому способу погребени€ соответствовали представлени€, распространенные в древнейшие, доисторические времена, из которых развились представлени€ о загробной жизни, характерные дл€ владельцев мастаба эпохи ƒревнего царства.

ѕадение ƒревнего царства сего сверхцентрализацией власти в резиденции фараона сопровождалось глубокими сдвигами в духовной жизни египт€н.

"„етыре века, отдел€ющие шестую династию от блест€щей эпохи —реднего  ÷арства, много значили в жизни египетского народа; он пережил за это врем€ гораздо больше, чем сообщают скудные пам€тники, уцелевшие от промежуточной эпохи, полной смут... –аспадение страны, война всех против всех, упадок центра и божественной власти фараонов, падение внешнего могущества и внутреннего благососто€ни€ и пор€дка не могли не вызвать огромной работы мысли лучших людей и поставить перед ними вопросы, касающиес€ самых разнообразных сторон окружающей действительности, ѕроблемы религиозного, политического, социального, этического характера волновали умы, искавшие ответов на свои недоумени€ и сомнени€ при виде посто€нного несоответстви€ воспитанных веками представлений и идеалов с мрачной действительностью. Ќа этой почве происходит развитие индивидуализма. Ћичность дорожит своим индивидуальным бессмертием, достигнув царских прерогатив за гробом". "Ќачина€ с VII династии представлени€ о загробной жизни демократизируютс€", - вполне правильно указывает “ураев. —ущность этой демократизации состо€ла в том, что теперь не только фараон, спавший вечным сном в своей пирамиде, не только его вельможна€ и сановна€ знать, погребенна€ в многочисленных мастаба, но и простые смертные претендуют на привилегии в потустороннем мире. —тали излишними объемистые гробницы типа мастаба, дл€ обеспечени€ вечной жизни за гробом простой смертный довольствовалс€ стелой - каменной плитой, на которой было написано все, что было нужно умершему в потустороннем мире. » не было уже необходимости в периодическом чтении этого текста кем-либо из живых. “екст сам по себе обеспечивал умершему и загробную жизнь, и материальное снабжение. »наче говор€, технически культ умерших упростилс€.

Ќа исходе эпохи —реднего царства пирамида, как форма царской гробницы, исчезает. —о времени Ќового царства, когда столица и резиденци€ фараонов перемещаютс€ в ‘ивы, царскими усыпальницами станов€тс€ так называемые скальные гробницы - длинные пещеры, вырубленные в скалах на западном берегу Ќила, пр€моугольные в сечении. ¬ таких пещерах хоронили фараонов XVIII, XIX и XX династий. —тены усыпальниц были расписаны €ркими, разноцветными фресками, воспроизводившими уже не реальную, земную жизнь фараона, а нереальный потусторонний мир, созданный фантазией жрецов. “ексты религиозно-магического содержани€, сопровождающие фрески, должны были обеспечить умершему повелителю страны вечную, счастливую жизнь в потустороннем мире, в обществе богов. ”же в древности, когда ≈гипет стали посещать греческие и римские туристы (маршрут их путешествий был приблизительно тот же: от јлександрии вверх по Ќилу)," были доступны дл€ посещени€ шесть скальных гробниц фараонов. ‘ранцузский египтолог ∆. Ѕайэ обнаружил в них более двух тыс€ч греческих и латинских граффити с именами авторов и кратким описанием впечатлений от посещени€ гробниц. ѕоловина граффити - из гробницы –амсеса VI. ќдин из посетителей, некто Ѕесас, пишет о том, что гробница этого фараона превосходит остальные. ƒругой утверждает: "“от, кто здесь не был, никогда ничего не видел; благословенны те, кто здесь побывал". —амыми большими из скальных гробниц €вл€ютс€ гробница –амсеса III (є 11), гробница царицы “ауосрет (є 14) и гробница —ети I (є 17) (последнюю называют также именем Ѕельцони, италь€нского археолога, открывшего ее). √робница —ети I достигает в длину 100 м, остальные чуть короче.

ѕочему же царские скальные пирамиды вытеснили практику строительства пирамид? ѕрежде всего это объ€сн€етс€ чисто экономическими соображени€ми: строительство скальных гробниц требовало, несомненно, меньшей затраты средств и труда, чем строительство пирамид. „то же касаетс€ гарантий сохранности усыпальниц в неприкосновенности, то скальные гробницы служили не худшей защитой от разграблени€, чем пирамиды. —ледует также учитывать, что в эпоху Ќового царства - врем€ непрерывных военных походов египт€н за пределы страны - каждый мужчина был более нужен в войске, чем на строительстве пирамид, сооружение же скальных гробниц было огромной экономией рабочей силы. «нать фараонов Ќового царства, подража€ своим повелител€м, также начала воздвигать дл€ себ€ небольшие скальные гробницы (например, гробницы номархов местности в —реднем ≈гипте, известной в насто€щее врем€ под названием Ѕени-’асан). ‘араонов хоронили в мрачной, скалистой ƒолине царей (Ѕи-бан-эль-ћулук), цариц - в такого же типа ƒолине цариц, вельмож и сановников - в јбд-эль- урне и других близлежащих местах. —тены гробниц знати Ќового царства расписаны эпизодами из земной жизни вельмож, столь же ценными дл€ науки, как и мастаба ƒревнего царства.

ѕодчеркнем, что и в дальнейшем, в более поздние времена, гробницы продолжали занимать очень важное, чуть ли не первостепенное место в жизни египт€н. Ёто, безусловно, свидетельствует о том, что убеждение египт€н, будто ба и ка умершего имеют своим жилищем гробницу, оставалось непоколебленным. ѕр€мое следствие этого - чисто ритуальный характер культа умерших, обусловленный представлением о загробной жизни как о подобии и продолжении жизни земной со всеми ее материальными повседневными нуждами. Ётот характерный материальный аспект культа умерших, незыблемый на всем прот€жении существовани€ египетской религии, в качестве реликтового €влени€ прослеживаетс€ и на первых порах христианства в ≈гипте.

–ассмотрим воззрени€ египт€н на загробную жизнь фараона и на средства ритуала, которые обеспечивали умершему царю вечную и счастливую жизнь за гробом. ¬о времена ƒревнего царства фараону, не просто человеку, а богочеловеку, естественно, была уготована более привилегированна€ участь в загробном мире, чем его некоронованным современникам. ѕоскольку фараон заключал в себе божественное и человеческое начала и поскольку умирало и предавалось погребению его человеческое естество, постольку заупокойный культ цар€ во многом походил на культ умерших представителей знати, лишенных божественного начала. «аботились прежде всего о материальном благополучии фараона после смерти. Ёта забота про€вл€лась не только в сооружении дл€ него вполне надежной и внешне импозантной гробницы (в которой тело умершего повелител€ ≈гипта считалось огражденным от вс€ких опасных случайностей не менее надежно, чем в пирамидах), но также в наиболее совершенных дл€ того времени способах его мумификации, в погребальном инвентаре, который сопровождал фараона после смерти, в обр€дах погребального ритуала, в заупокойных службах по фараону в заупокойном храме при той или иной пирамиде". —лужбы заключались в чтении особых магических текстов, долженствующих гарантировать умершему повелителю ≈гипта вечную жизнь и вечную обеспеченность.

”же в "“екстах пирамид" V и VI династий магические тексты обнаруживают две тенденции: с одной стороны, царственному покойнику гарантируетс€ спокойное существование в его гробнице, с другой - его душе (ба) и его двойнику (ка) предоставл€етс€ возможность покинуть гробницу, сблизитьс€ с великими богами и пребывать в их обществе в потустороннем мире. Ёти две диаметрально противоположные, даже взаимоисключающие тенденции сосуществуют на прот€жении всей истории египетской религии. Ѕолее того, с течением времени они сливаютс€ в единое, внутренне противоречивое целое. ¬ этом, конечно, нет никакой логики, но представлени€ египт€н о потусторонней жизни, как уже отмечалось, не та область, в которой плодотворны поиски последовательности. ѕерва€ тенденци€, про€вл€вша€с€ в ритуальных заботах о жизни умершего в гробнице, - древнейша€; постепенно на нее наслаиваютс€ более поздние воззрени€ на судьбы ба и ка вне гробницы, в таинственных сферах потустороннего мира, в непосредственной близости к великим богам.

”беждение, что человек после смерти продолжает существовать в самом месте своего погребени€ вызвало стремление предохранить тело от разрушени€ и привело к изобретению мумификации - консервации тела при сохранении его целостности. Ёто достигалось путем бинтовани€ всех членов и торса пеленами ткани и практиковалось уже во времена II-IV династий. ¬ "“екстах пирамид (–уr., І 739а-b) говоритс€: "ќберегай голову [умершего цар€], чтобы она не распалась, собери кости [умершего цар€], чтобы они не отделились". Ѕинтование останков и было реализацией этих пожеланий.

¬последствии процесс мумификации осложнилс€ удалением внутренностей из тела и использованием разных минеральных и растительных средств дл€ сохранени€ тела. ¬ысшей точки развити€ мумификаци€ достигла во времена XVIII и XIX династий. ћен€лась и техника мумификации. Ёто подробно описано упом€нутым —митом в специальном томе √енерального каталога  аирского музе€. «десь уместно полностью привести слова √еродота (II, 86-88) о том, как производилась мумификаци€ в его врем€: " огда к ним (т. е. бальзамировщикам. - ћ.  .) принос€т покойника, они показывают родственникам на выбор дерев€нные раскрашенные изображени€ покойников. ѕри этом мастера называют самый лучший способ бальзамировани€, примененный [при бальзамировании того], кого мне не подобает в данном случае называть по имени (√еродот имеет в виду ќсириса. - ћ.  .). «атем они предлагают второй способ, более простой и дешевый и, наконец, третий - самый дешевый. ѕотом опрашивают [родных], за какую цену [и каким способом] те желают набальзамировать покойника. ≈сли цена сходна€, то родственники возвращаютс€ домой, а мастера остаютс€ и немедленно самым тщательным образом принимаютс€ за работу. —начала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Ётим способом удал€ют только часть мозга, остальную же часть - путем впрыскивани€ [раствор€ющих] снадобий. «атем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают все брюшную полость от внутренностей. ¬ычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовони€ми. Ќаконец, наполн€ют чрево чистой растертой миррой, касией и прочими благовони€ми (кроме ладана) и снова зашивают. ѕосле этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Ѕольше 70 дней, однако, оставл€ть тело в щелоке нельз€. ѕо истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают пов€зкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребл€ют вместо кле€). ѕосле этого родственники берут тело назад, изготовл€ют дерев€нный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. ѕоложив гроб, тело хран€т в семейной усыпальнице, где став€т гроб стойм€ к стене. “аким способом богачи бальзамируют своих покойников. ≈сли родственникам из-за дороговизны [первого] приходитс€ выбирать второй способ бальзамировани€, то [мастера] поступают вот как. — помощью трубки дл€ промывани€ впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разреза€, однако, паха и не извлека€ внутренностей. ¬прыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. ¬ последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. ћасло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выход€т вместе с маслом. Ќатровый же щелок разлагает м€со, так что от покойника остаютс€ лишь кожа да кости. «атем тело возвращают [родным], больше уже ничего с ним не дела€.

“ретий способ бальзамировани€, которым бальзамируют бедн€ков, вот какой. ¬ брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щелок на 70 дней. ѕосле этого тело возвращают родным".

—уд€ по дошедшим до нас муми€м, описание √еродота близко к действительности. ќднако √еродот упустил две очень важные детали в процессе бальзамировани€: во-первых, из тела удал€лись все внутренние органы, кроме сердца. ”даленные внутренности помещались в четыре особых сосуда, известных в науке под названием "жатаопы". Ќа юрышке каждого канопа было изображено божество из числа "детей ’ора" - јмсет, ’апи, ƒуамутеф и  ебехсенуф. ¬торой очень важный момент, не упом€нутый √еродотом, - это искусственное высушивание тела, приемы которого не вполне €сны. ѕервым мастером мумификации считалс€ сам бог јнубис, защитник и покровитель умерших, приготовивший мумию ќсириса (–уr., І 1122с-d).

ѕрактика мумификации сохран€лась в ≈гипте и после утверждени€ христианства; она прекратила свое существование только с вытеснением христианства исламом. ’ристианство, как религи€, не предполагало сохранение тела умершего дл€ вечной жизни, однако настойчивые увещевани€ христианского духовенства, адресованные пастве, не принесли плодов: население, привыкшее в течение столетий и даже тыс€челетий к мумификации умерших, не хотело порывать с обыча€ми предков. яркое свидетельство этого - сотни грубо" изготовленных мумий периода христианства в ≈гипте. ќчень важно отметить, что в древней христианской литературе "догмат о воскрешении умерших изложен техническими терминами, заимствованными из терминологии египетских бальзамировщиков". Ёто обсто€тельство служит св€зующим звеном между египетскими воззрени€ми на загробную жизнь. и христианским догматом о воскрешении мертвых. Ќесомненно, что именно этот древний обычай мумификации в немалой степени способствовал высокому уровню египетской анатомии и покончил с предрассудком, довлевшим над греческими врачами, согласно которому вскрытие тел умерших считалось предосудительным.

ќстановимс€ коротко на основных моментах заупокойного культа.  ак уже неоднократно подчеркивалось, в основе культа лежали представлени€ о том, что умерший после погребени€ продолжает жизнь, аналогичную земной, т. е. нуждаетс€ в жилище, еде, напитках и т. п., поэтому заупокойный культ прежде всего состо€л в обеспечении умершим необходимых жизненных благ. ¬о времена ƒревнего царства фараон жаловал своим вельможам еще при жизни гробницу. “е, кто не удостаивалс€ такой награды, строили себе гробницу на собственные средства. ¬ начальный период ƒревнего царства умершего, обитавшего в гробнице, одаривали подношени€ми либо за счет его самого, либо за счет короны. ƒл€ материального обеспечени€ культа умерших были отведены специальные земельные участки, предназначенные дл€ "кормлени€" умершего, а лица, выполн€вшие функции "кормлени€", назывались "хем-ка" ("рабы ка"). Ќо очень скоро эта практика оказалась весьма убыточной и фактически дары в пользу умершего были заменены магической фикцией. ¬ мастаба сановников времени ƒревнего царства обнаружены тексты, приглашающие посетителей некропол€ воздержатьс€ от нарушени€ ритуальной чистоты и активно помочь умершему заклинани€ми и молитвами. ќбобщенно содержание этих "обращений к живым", дошедших до нас от времени V и VI династий, сводитс€ к перечисленным ниже пунктам:

1) посетитель некропол€ не имеет права приближатьс€ к гробнице, если он ритуально не чист - если он ел, например, запрещенную пищу;

2) посетитель не должен оскверн€ть гробницу ритуально - в противном случае ему адресовывались угрозы умершего;

3) посетитель не должен наносить ущерб зданию гробницы, чтобы не навлечь на себ€ гнев умершего;

4) к посетителю было обращено увещевание прочесть текст жертвенной молитвы в пользу умершего; это магическое действо замен€ло материальное подношение.

ќбращени€ адресованы либо близким и родственникам умершего, либо лицам, более или менее случайно попавшим в некрополь, либо, наконец, лицам специального назначени€, призванным соблюдать культ мертвых. ”вещевание, адресованное "живым, пребывающим [еще] на земле", сопровождалось поощрением или угрозами со стороны умершего: умерший обещал живому заступничество перед божественными силами в случае благожелательного отношени€ к нему и угрозу "судитьс€" с ним перед "великим богом" или даже "свернуть ему шею" в противном случае, а также угрозу навлечь на него несчастье на земле. “аким образом, умерший по отношению к живым воспринималс€ не как пассивное, нейтральное существо, а как существо, способное причинить живым зло или, наоборот, оказатьс€ им полезным.

ќсобое внимание уделено в этих текстах жертвенной молитве в пользу умершего, замен€вшей материальные подношени€ (так называема€ формула "хетеп ди несу" - "дар, даруемый царем"). ћолитва была обращена к богам с тем, чтобы боги обеспечили умершего тем, что в ней перечислено. —уществовало даже нечто вроде более или менее стандартного "меню" дл€ умерших - список продовольственных и иных подношений: хлеб, пиво, быки, птица, разные виды оде€ний и т. п. „аще всего молитва была обращена к богу царства мертвых ќсирису и богу јнубису. «аупокойна€ жертвенна€ молитва в интересах умершего произносилась от имени цар€ - полубога и неограниченного повелител€ материальных ресурсов всех храмов. ѕодношени€ цар€ как существа, приближенного к богам, были угодны богам и поэтому эффективны. “ак магическа€ фикци€ избавила египт€н на многие столети€ от непосильных материальных расходов на культ мертвых.

ќгромное значение придавалось процедуре погребени€, измен€вшейс€ на прот€жении столетий. ¬ажное место в ней занимал обр€д "отверзани€ уст и очей" (о нем упоминалось в св€зи с культом богов), смысл которого заключалс€ в том, чтобы "оживить" мумию перед погребением, сообщить ей способность воспри€ти€ внешнего мира. Ќеобходимо было примирить факт смерти с древнейшим, традиционным верованием, будто человек продолжает физиологически функционировать и после смерти. » здесь на помощь приходила маги€. ќбр€д "отверзани€ уст и очей" состо€л в том, что жрец прикасалс€ к устам и глазам мумии сначала окровавленной ногой жертвенного быка, а затем двум€ разными теслами и резцом скульптора, а также мешком с красным минералом. ћагические действа сопровождались произнесением соответствующих слов. ћ. Ё. ћатье приводит интересное сравнение этого обр€да с аналогичным обр€дом племени пангве в  амеруне.

—ущественный момент заупокойного культа - создание скульптурных портретов умерших и размещение их в сердабе. ƒелалось это, как уже отмечалось, на случай непредвиденного разрушени€ мумии - считалось, что в статуи могло переселитьс€ ка умершего. “ак "в ƒревнем ÷арстве возникает одно из важнейших достижений древнеегипетского искусства - скульптурный портрет".

—овокупность перечисленных обр€дов и меропри€тий составл€ла материальный аспект заупокойного культа. Ќо уже в очень древние времена у египт€н возникло убеждение, что в могиле кроме бренных останков умершего было и нечто невидимое, составл€вшее нар€ду с плотью сущность человека (представлени€ о ка, ба и т. д.). Ёто нечто невидимое стремилось вырватьс€ из гробницы в загробный мир, который, в представлении египт€н, был в значительной мере отражением мира земного. ¬ потустороннем мире умершему угрожали те же опасности, что и на земле: змеи, крокодилы, голод, ужасы и даже окончательное уничтожение.  ак же избежать всего этого и комфортабельно, навечно устроитьс€ в потустороннем мире? Ќа помощь оп€ть-таки приходила всемогуща€ маги€, совершенным знанием которой должен был обладать умерший. ѕомочь ему обрести это знание об€заны были живые. »менно они в лице наиболее компетентных своих представителей снабжали умершего соответствующими магическими текстами, которые служили путеводител€ми в потустороннем мире.

“аким образом, магически-религиозный ритуал (прежде всего ритуал, а не представлени€ этического пор€дка) играл решающую роль не только в материальной "жизни" умершего в гробнице, но и в его странстви€х в загробном мире.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|