–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»я ≈√»ѕ“яЌ ќ «ј√–ќЅЌќ… ∆»«Ќ»

ѕредставлени€ египт€н о загробной жизни сложились в очень отдаленное врем€, наход€щеес€ за пределами доступного дл€ исследовани€ по письменным источникам исторического периода, т. е. задолго до объединени€ ≈гипта на рубеже IV и III тыс€челетий до н.э. » наука может прийти к каким-либо выводам, опира€сь в основном на чисто археологические источники. ќднако "“ексты пирамид", начертанные в пирамидах фараонов V и VI династии, т. е. позднее XXV в. до н.э., содержат р€д мест, сложившихс€, несомненно, в древнейшие доисторические времена, от которых до нас не дошло письменных источников, и убедительно подтверждающих выводы чисто археологического пор€дка.

ƒл€ €сности дальнейшего изложени€ необходимо сказать несколько слов об археологической истории ≈гипта.

¬ ≈гипте были обнаружены в небольшом количестве оруди€ палеолитического типа, весьма сходные с находками палеолита в других странах и на других континентах. Ќемногочисленность находок объ€сн€етс€ тем, что основна€ масса орудий погребена в толще отложений нильского ила, оседавшего в долине Ќила на прот€жении многих тыс€челетий. Ќаходки палеолита в ≈гипте не дают возможности прийти к каким-либо определенным выводам об этнической принадлежности их создателей. ѕриходитс€ ограничиватьс€ гипотезами. —ама€ веро€тна€ из них следующа€: население ≈гипта в эпоху палеолита было местным, африканским (черной или белой расы), т. е. испокон веков насел€вшим јфриканский континент. Ёто были предки египт€н неолитической эпохи.

¬ отношении неолита и энеолита практически не было ничего известно до последнего дес€тилети€ прошлого века. ƒл€ старших поколений египтологов истори€ ≈гипта начиналась с легендарного ћины (ћенеса), известного из античных источников и египетских списков царей. ћежду временем палеолита и основателем I династии оставалс€ огромный зи€ющий пробел. ¬осполнение этого пробела началось с раскопок ‘л. ѕитри и  вибел€ в 1894-1895 гг. в местности Ќакада, в ¬ерхнем ≈гипте. «десь незачем излагать историю дальнейших раскопок, продолжающихс€ и в наши дни. ќстановимс€ на их результатах.

¬ наши дни фараоновский ≈гипет не представл€етс€ нам необъ€снимым историческим чудом, возникшим внезапно, как мираж в пустыне. ‘араоновскому ≈гипту предшествовала длительна€ эпоха развити€ неолита: население занималось "рыбной ловлей, скотоводством и охотой, между прочим, на водившихс€ тогда в изобилии слонов, львов и т. п., начина€ уже обрабатывать землю. »з€щные орнаментированные поделки из кремн€ (напр., ножи), каменные красивые сосуды различных форм, иногда причудливых и с орнаментом, глин€ные сосуды с белыми и красными орнаментами и рисунками (спирали, растени€, суда или, может быть, укрепленные жилища, изображени€ танцовщиц и животных и т. п.) указывают на большие художественные даровани€ народа уже в первичную эпоху его культуры. Ќа представлени€ о загробной жизни указывают погребени€ с сосудами и предметами пищи и имущества (между прочим, охотничьи и рыболовные оруди€), а также с шиферными пластинками, служившими при жизни дл€ раскраски тела и, веро€тно, имевшими значение амулетов. ѕокойники, нередко завернутые в шкуры, лежали в круглых €мах или глин€ных гробах, иногда горшках, в так называемом эмбриональном положении на левом боку, большею частью головами на юг. Ќаселение ≈гипта уже в то врем€ было густое, и обширные кладбища указывают на существование больших поселений народа, перешедшего к оседлому образу жизни".

¬се это относитс€ к позднему неолиту. ќбратимс€ к самому сжатому обзору поздненеолитических поселений.

¬ Ќижнем ≈гипте, на кромке Ћивийской пустыни, к северо-западу от  аира, было обнаружено поселение времени неолита: остатки тростниковых хижин, зерно и силос в корзинах из соломы, обмазанных глиной, лоскуты тканей, обломки веретен, браслеты из слоновой кости, примитивна€, сделанна€ вручную, без гончарного круга, керамика. ѕогребени€ были либо р€дом с хижинами, либо внутри них. ¬ысказывалось мнение, что это весьма древнее поселение. Ётот неолитический поселок известен в науке под названием ћеримда Ѕени —алама (современный арабский топоним).

¬ ¬ерхнем ≈гипте, между јссиутом и јхмимом, на восточном берегу Ќила, были обнаружены неолитические поселени€, по-видимому, того же времени, что и ћеримда Ѕени —алама. ќни названы по месту нахождени€: “аса и Ѕадари. Ќаходки этих двух мест, расположенных неподалеку друг от друга, однотипны.

Ќаконец, раскопки в Ќакаде дали более поздние неолигические находки, которые раздел€ютс€ на две группы: более раннюю - Ќакада I (иначе Ёль-јмра) и более позднюю - Ќакада II (иначе √ерзеа). Ёль-јмра и √ерзеа - современные арабские топонимы, как Ќакада.

Ќесмотр€ на то что Ѕадари и “аса, Ёль-јмра и √ерзеа - последовательные ступени развити€ неолита, нет ни малейшего сомнени€ в том, что создател€ми и носител€ми этих культур был один и тот же этнический элемент, а именно предки исторических египт€н. ј. √ардинер подчеркивает, что погребени€ на разных ступен€х неолита оставались в принципе неизменными - это погребение тела в эмбриональном положении на левом боку в могилах овальной и пр€моугольной формы, в большинстве случаев головой на юг. Ётот принцип не нарушаетс€ попытками устлать могилу матами или по€влением в могилах боковых досок (тенденци€, развивша€с€ в строительство саркофагов много позже, в династическом ≈гипте). «ахоронени€ такого типа практиковались и в объединенном ≈гипте, в основном среди бедн€ков, лишенных возможности сооружать роскошные гробницы или что-либо подобное.

ќстановимс€ несколько подробнее на погребени€х эпохи неолита, так как это единственный пр€мой источник того времени, на основании которого можно судить о представлении египт€н о загробной жизни. »зложенное ниже основано на изучении археологического материала времени неолита, обнаруженного в ¬ерхнем ≈гипте, на территории от северной границы ‘иваиды, от √иераконпол€ ( ом-эль-јхмар), на север до Ѕадари включительно. «десь найдены и обследованы поздненеолитические сто€нки в Ќакаде, Ѕалласе (ќмбос), ’у (ћалый ƒиосполис), Ёль-јмре, јбидосе, Ёль-ћахасне, затем на восточном берегу, в Ќага-эд-ƒере,  ау, по Ѕадари включительно.

Ќа западном берегу Ќила, севернее ‘аюма, обнаружены неолитические сто€нки в ’араге - јбусир-эль-ћелек и √ерзеа (“архан) и на восточном берегу - “ура и ћеади. Ќедостаточна археологическа€ информаци€ из Ќижнего ≈гипта из-за неблагопри€тных почвенных условий. –аскопки увенчались успехами лишь в упом€нутом ћеримде Ѕени —аламе на западном берегу Ќила и в ’елуане - Ёль-ќмари и ћеади - на восточном.

ƒанные из перечисленных районов составили общую дл€ ≈гипта картину неолитических погребении, дл€ которых характерны следующие моменты:

1) могилы расположены по линии север - юг;

2) телам придано эмбриональное положение;

3) в основной массе тела лежат на левом боку головой к югу и, следовательно, лицом к западу. √ораздо реже встречаютс€ погребени€ головой к северу, на правом боку, лицом также к западу;

4) в ћеримде господствовал другой обычаи: лицо умершего, лежащего головой к северу на левом боку, повернуто к востоку. Ќа кладбищах “уры и “архана приблизительно половина умерших повернута лицом к западу, остальные - к востоку. ѕо-видимому, здесь произошло смешение погребальных обр€дов и традиций;

5) вместе с умершими погребена их домашн€€ утварь;

6) следов мумификации еще нет, но встречаютс€ могилы, выложенные матами, тела обернуты шкурами;

7) археологи, приобретшие большой опыт в раскопках неолитических некрополей, подчеркивают, что в могилах не обнаружено следов умышленного расчленени€ тела.

»з всех перечисленных фактов можно сделать лишь один несомненный вывод: умерший рассматривалс€, как погруженный в глубокий сон, он продолжал жить, нужда€сь в пище и домашней утвари. Ётот вывод косвенным образом подтверждаетс€ "“екстами пирамид", где говоритс€, что умерший нуждаетс€ в пище, что его близкие должны ему помочь проснутьс€ и прин€ть пищу.

¬ качестве примера можно сослатьс€ на следующие изречени€ из "“екстов пирамид": "ѕоднимись, возьми себе свой хлеб, соедини свои кости, встань на ноги... поднимись к этому своему хлебу, не подверженному порче, и к своему пиву некиснущему" (–уr., І 858); "ќтец мой, подымись со своего левого бока и повернись на правый к этой свежей воде, которую € тебе принес. ќтец мой, подымись со своего левого бока и повернись на правый к этому теплому хлебу, который € тебе принес" (–уr., І 1002/3); "“вои кости не разрушаютс€, тво€ плоть не болит, твои члены не отдел€тс€ от теб€" (–уr., І 725) и т. п.

¬ свете изложенных археологических данных и свидетельств "“екстов пирам€д" очевидно, что в эпоху неолита дорожили сохранностью тела умершего. ƒействительно, если смерть - лишь сон и умерший продолжает жить, то расчлененность тела немыслима. »де€ о необходимости сохранени€ тела дл€ будущей жизни привела в конце концов к возникновению искусства мумификации и строительства гробниц.

—амый авторитетный специалист по египетским муми€м, английский медик Ёлиот —мит, указывает, что попытки мумификации имели место уже во времена I династии, а при II династии существовал несовершенный способ мумификации. ќчевидно, что завертывание тела в шкуры при погребении в эпоху до объединени€ ≈гипта было зачатком мер, предпринимаемых дл€ сохранени€ тела.

ѕрежде чем перейти к рассмотрению типов египетских гробниц, необходимо остановитьс€ на мнени€х некоторых египтологов, считавших, что в ≈гипте до его объединени€ существовали погребальные обычаи, противоречащие стремлению сохранить тело умершего. Ёти гипотезы основаны на непонимании смысла археологических находок. “ак, сотрудничавший с ‘л. ѕитри английский египтолог ”энрайт писал: "“ело надо было расчленить, ибо необходимо было уничтожить грешного человека, чтобы дать ему чистое и новое безгрешное начало, которое он приобретет в потустороннем мире при помощи богов".

“акое объ€снение представл€ет собой €вную модернизацию в христианском духе - подобные мысли не могли возникнуть в мозгу человека эпохи неолита. √ипотезу о расчленении тела умершего опровергает и сам по себе факт. открыти€ огромного количества могил времен неолита, содержащих неповрежденные человеческие останки. “ем не менее английский египтолог ћ. ћеррэй продолжает придерживатьс€ этой гипотезы. Ќемецкий египтолог ¬идеман, ученый широко осведомленный, считал, что встречающиес€ в некоторых могилах поврежденные человеческие останки свидетельствовали о борьбе египт€н с вампиризмом, об их вере в то, что умерший может превратитьс€ в вампира и вредить живым. ¬ера в вампиризм была распространена у многих народов и племен в ≈вропе, в том числе у слав€н. „тобы обезвредить вампира, считалось необходимым отсечь у трупа голову. Ќикаких следов подобных поверий в ≈гипте не обнаружено. Ќапротив, египт€н устрашала мысль о повреждении тела умершего, и они вс€чески стремились сохранить его целостность. Ѕольше всего египт€не заботились о сохранности головы - "седалища жизни". Ёто неоднократно подчеркнуто в "“екстах пирамид", в "“екстах саркофагов" и в более поздней " ниге мертвых". ћысль об обезглавливании была дл€ египт€н устрашающей - этого желали только врагам богов, и трудно себе представить, чтобы подобный акт был возможен по отношению к умершему члену семьи.

X.  еес пишет по поводу поврежденных останков, обнаруженных в некоторых могилах: "Ќаблюдени€ над раскопками поздненеолитических и раннединастических некрополей убедили наших германских археологов в том, что это - следствие нападени€ хищников пустыни - шакалов и крыс. Ќеобходимо также прин€ть во внимание возможность вторичного погребени€ останков, поврежденных при первом погребении, погребени€ тела, найденного через длительное врем€ после смерти, - словом, погребений, вызванных необходимостью, при которой уже нельз€ было соблюсти предписаний ритуала".

ѕо тем же соображени€м следует отвергнуть и предположение о сожжении при погребении, высказанное в св€зи с раскопками так называемой гробницы ћины (ћенеса) в Ќакаде и гробниц царей I династии в јбидосе, где были обнаружены следы трупосожжени€. —жигание тела, как и обезглавливание, считалось страшной участью дл€ умершего: в тексте постановлени€ фараона XIII династии Ќеферхотепа I, изданного дл€ охраны некропол€ јбидоса, говоритс€, что смертна€ казнь через сожжение грозит каждому оскверн€ющему могилы некропол€. ћысль о сожжении тел умерших была чужда египт€нам.

“аким образом, вполне последовательно и €сно прослеживаетс€ эволюци€ от неолитических погребений до погребений исторической эпохи, от примитивных могил-€м до архитектурно усовершенствованных гробниц, от отсутстви€ искусственного сохранени€ тела до высоко усовершенствованной мумификации. Ёта эволюци€ сама по себе, а тем более в интерпретации "“екстов пирамид", вне вс€кого сомнени€, вы€вл€ет основную идею египт€н о загробной жизни как о непосредственном продолжении жизни земной. ѕри этом необходимым условием оказываетс€ полна€ сохранность тела умершего. ѕо представлени€м древних египт€н, умерший в могиле беспомощен и обеспечить ему загробное существование призваны живые, в первую очередь близкие - семь€, родственники.

«абота живых об умерших и есть заупокойный культ умерших, отправл€емый живыми.  ульт умерших у египт€н нельз€ смешивать с культом предков у других народов.  ульт умерших - это не обожествление умерших, а забота живых о потусторонней жизни умерших, долг живых в отношении умерших.  ульт умерших был дл€ египт€н не отвлеченной религиозной об€занностью, а практической необходимостью, обусловленной переходом близких в иной мир. ѕо сути дела, это была борьба против смерти за вечную жизнь. Ётим объ€сн€етс€ первостепенное значение культа умерших в жизни египт€н на прот€жении всей истории египетского общества - от времен неолита вплоть до полного исчезновени€ египетской культуры.

— течением времени измен€лись формы этого культа, обогащалось его содержание, но оставалась незыблемой основа, полностью сложивша€с€ уже во времена раннего ƒревнего царства. ”мерший продолжает жить в могиле при условии сохранени€ в целостности его тела и заботы о нем живых - эта примитивна€ иде€ никогда не была оставлена египт€нами, она лишь причудливо и порой противоречиво сочеталась с представлени€ми, возникшими позже. ѕо этим более поздним представлени€м, у умершего, продолжающего жизнь в могиле, помимо потребностей в пище и напитках возникает потребность выходить из могилы на дневной свет, взлетать на небо к богам и т. п. Ёту потребность испытывает уже не тело умершего, а материальный, но невидимый человеческим глазом элемент, который может находитьс€ в могиле, но может и удал€тьс€ из нее куда угодно.

Ёти воззрени€ египт€н часто фигурируют в текстах, что не дает, однако, достаточных оснований дл€ определенных суждений о них, поскольку и у самих египт€н не было достаточной €сности в вопросах заупокойного культа. Ќе подлежит сомнению лишь то, что убеждение, будто после смерти человека продолжает жизнь кака€-то, хот€ и невидима€, но материальна€ субстанци€ его индивидуального существа, сложилось у египт€н в глубочайшей древности, задолго до объединени€ страны. ѕисьменные источники времен объединенного ≈гипта содержат весьма нечеткую информацию о загробной субстанции человека и о том, в каких формах она мыслилась египт€нами. ¬ текстах представлены разные названи€ форм, но относились ли эти названи€ к различным про€влени€м одной и той же субстанции человеческого существа или обозначали разные невидимые компоненты человека после смерти - сказать определенно невозможно. Ќаиболее осторожным и объективным мнением по этому вопросу представл€етс€ следующее: в основном разные названи€ были обозначением одной и той же загробной субстанции человека, но могло иметь место и представление о существовании разных субстанций, тем более что представлени€ о загробной жизни претерпевали несомненные изменени€ во времени и в зависимости от места.

ќстановимс€ на названи€х форм про€влени€ загробной субстанции человека и, насколько позвол€ют тексты, на том, что более или менее конкретно обозначали эти названи€ в представлении египт€н. Ќаш обзор будет по возможности краток, так как многочисленные, несогласованные, а порой противоречивые высказывани€ текстов до сих пор не дали возможности ученым выработать окончательные определени€ и четко разграничить пон€ти€ "ба" и "ка" и т. п.

Ѕа - так называлось воображаемое существо, представл€вшее собой душу человека и душу богов. Ќасколько можно судить по '"“екстам пирамид", слово "ба" имело два значени€: оно было своего рода синонимом дл€ слова "бог" и вместе с тем означало что-то вроде "душа". ќ ба обыкновенных людей в последнем смысле слова древнейшие тексты хран€т молчание - в "“екстах пирамид" упоминаетс€ только ба умершего фараона. ¬ "“екстах саркофагов" говоритс€ о ба погребенных в этих саркофагах представителей знати (эпоха после падени€ ƒревнего царства, когда началась так называема€ демократизаци€ заупокойного культа). —ледовательно, во времена ƒревнего царства ба (душа) было только у фараона. Ѕа мыслилось как нечто существующее только после смерти человека и изображалось как птица с человеческой головой. √оворить о ба живого человека бессмысленно. Ўироко известно литературное произведение под названием "Ѕеседа разочарованного со своей душой (ба)". ќно представл€ет собой творение беспокойного гераклеопольского периода истории страны и €вл€етс€ продуктом религиозного философствовани€, а не теологической мысли. —ледует подчеркнуть, что, несмотр€ на неоднократные попытки пон€ть сущность этого интереснейшего пам€тника египетской литературы, он до сих пор далеко не во всем пон€тен, а посему вр€д ли целесообразно использовать его дл€ толковани€ не€сных дл€ нас идей египетской религии. ¬о вс€ком случае, из заупокойных текстов разных времен после падени€ ƒревнего царства очевидно, что ба считалось элементом, в какой-то степени оживл€ющим мумию умершего, что ба и тело умершего были св€заны тесными узами и что ба, по крайней мере частично, обитало в гробнице. ¬месте с тем ба, которое мыслилось как птица, могло покидать гробницу, удал€тьс€ куда угодно, подниматьс€ на небо, но неизменно должно было возвращатьс€ в могилу к тому, чьей душой оно было. “аким образом, ба вело, так сказать, двойственное существование.

√еродот (II, 123) писал: "≈гипт€не также первыми стали учить о бессмертии человеческой души.  огда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающеес€ в тот момент. ѕройд€ через [тела] всех земных и морских животных и птиц, она снова всел€етс€ в тело новорожденного ребенка. Ёто круговращение продолжаетс€ три тыс€чи лет. ”чение это заимствовали некоторые эллины, как в древнее врем€, так и недавно". ѕо этому поводу X.  еес вполне резонно замечает: "‘акты здесь отмечены правильно: бессмертие души и представление о ее способности принимать разные образы. Ќо философское оформление этой идеи, система - греческа€, несмотр€ на приоритет египетского содержани€. √еродот €вно имеет в виду учение ѕифагора о бессмертии души ,и такое же учение Ёмпедокла, а затем более поздние учени€ с трехтыс€челетним периодом ѕлатона - учени€, чуждые египетским представлени€м".

√рекам, несомненно, было кое-что известно о содержании некоторых глав " ниги мертвых" - о превращении души в золотого и божественного кобчика, в феникса, журавл€, овна, ласточку, змею, крокодила, т, е. в тех животных, которые в плане тотемизма мыслились египт€нами как могучие божества, способные усто€ть перед опасност€ми загробного мира. ѕревращение в них было дл€ души средством оградить себ€ от этих опасностей, т. е. обеспечить себе бессмертие.   тому же ба мыслилось как птица, которой был открыт доступ к богам на небо. Ќо все это осмысливалось греками по-своему, с трехтыс€челетним очистительным дл€ души циклом. ѕо египетским представлени€м, ба вольно было летать куда угодно и вовсе не об€зано было проходить через разные превращени€. ∆елание умершего превратитьс€ в то или иное божественное животное диктовалось исключительно стремлением обеспечить себе вечную жизнь в потустороннем мире безотносительно к мыслившейс€ греческими философами "очистительной" процедуре.

¬о времена –амессидов ба изображалось иногда в " ниге мертвых" сид€щим на дереве близ гробницы, пьющим воду из пруда, спускающимс€ в гробницу к телу, с которым оно было св€зано. »наче говор€, более или менее посто€нным местом пребывани€ ба была гробница умершего.

Ѕоги тоже имели свои души (ба), бог Pa - даже целых семь. »ногда один бог считалс€ душой другого бога. “ак, например, бог –а иногда именуетс€ в текстах душой (ба) бога Ќуна, бог умерших в ћемфисе, —окар, - душой бога ќсириса и т. д. «везды также рассматривались как души (ба) богов: ќрион - душа ќсириса и т. д.

ѕереходим к ка. Ёто слово встречаетс€ в египетских текстах бесчисленное количество раз. ќно употребл€етс€ в разных значени€х. ќднако каждое из этих значений как-то св€зано с личностью умершего. ¬ рецензии на издани€ X. ёнкера ("Giza II", 1934; "Giza III", 1938) –. ќ. ‘олкнер писал: " а может находитьс€ в потустороннем мире, чтобы встретить умершего, направл€ющегос€ к своему ка; оно сопровождает умершего, направл€ющегос€ в потусторонний мир со своим ка, они оба пребывают в потустороннем мире, и вместе с тем ка обитает в гробнице, в которой поко€тс€ останки умершего, и принимает там подношени€ от живых родственников умершего". “аким образом, у древних египт€н не было четких представлений о ка. Ѕолее того, они как будто противоречивы и даже временами исключают друг ƒруга.

ѕроблеме ка удел€ли внимание ћасперо, Ѕиссин, Ѕергман, Ёрман,  еес, Ўтейндорф, ёнкер и др., и каждый предлагал свою дефиницию ка, исход€ из содержани€ египетских текстов.

"»з разных предложенных дефиниций, - пишет  еес, - две особенно четко противопоставлены друг другу: дефиници€ ћасперо, которую он отстаивал всю жизнь и согласно которой ка €вл€етс€ двойником человека, внешне и по существу тождественным самому человеку, двойником, которым обладают все люди, включа€ и самого фараона, и диаметрально противоположна€ ей концепци€ Ёрмана, считавшего, что слово "ка" означает жизненную силу, ту таинственную сущность, которой обладают боги и люди и котора€ служит признаком различи€ между одушевленными существами и неодушевленными предметами". ƒалее  еес подчеркивает, что в представлении самих египт€н не было четкого разграничени€ значений ка, что значение слова "ка" было в высокой степени диффузным. «десь следует также упом€нуть, что √ардинер предлагает еще одно значение ка - "личность" ("personality"), "натура", "темперамент" и т. д.

¬о вс€ком случае, при всей многозначности и неопределенности пон€ти€ "ка" в некоторых случа€х оно обозначало именно "двойник" в том смысле, как это понимал ћасперо, - об этом свидетельствуют некоторые дошедшие до нас изображени€. ¬ заупокойном храме царицы ’атшепсут в ƒер-эль-Ѕахри бог ’нум на гончарном круге создает не только царственного ребенка, но и его двойник, его ка. –. ќ. ‘олкнер в предисловии к своему переводу "“екстов пирамид" в р€де случаев трактует ка как двойник. ”же в гробницах вельмож ƒревнего царства обнаружены каменные или дерев€нные изва€ни€ умершего, так сказать, заместители мумии, которые в случае уничтожени€ или повреждени€ ее должны были служить убежищем дл€ ка умершего, как бы ни мыслилось это ка - в виде двойника или жизненной силы. Ќе только люди, но и боги имели ка. ” бога –а их было четырнадцать.

¬ поздних текстах слово "ка" обозначало не только душу, но и скульптурное изображение. Ёто подтверждает, что иногда "ка" означало "двойник".

ѕодвод€ итог сказанному, приходитс€ констатировать, что наши представлени€ о ка весьма неопределенны и эта неопределенность - следствие той неопределенности, котора€, по-видимому, имела место и в трактовке ка древними египт€нами. Ѕесспорно лишь то, что ка, по пон€ти€м египт€н, посто€нно обитало в гробнице, но имело возможность покидать ее и устремл€тьс€ в загробный мир, где бы этот мир ни находилс€ - под землей или на небе, а затем возвращатьс€ на землю, в гробницу.

ѕо поводу представлений египт€н об имени достаточно сказано в главе о магии. ѕодчеркнем лишь, что им€ воспринималось как нечто органически присущее его носителю, и поэтому вс€кие враждебные магические действи€ против имени считались направленными непосредственно против носител€ имени. » наоборот, восхваление имени было благопри€тно дл€ его носител€, увековечивание имени увековечивало жизнь. Ёто полностью относитс€ и к имени в его графическом изображении: соскоблить или стереть написанное им€ было равносильно покушению на его носител€.

—ледует упом€нуть и об ах. ¬ современной научной литературе "ах" более или менее определенно переводитс€ словом "дух". »з имеющихс€ многочисленных текстов точное значение слова вывести невозможно. ќно упоминаетс€ и в "“екстах пирамид" и в самых поздних текстах. »зображалось ах в виде хохлатого ибиса с фонетическим комплементом.

ќдним из про€влений человеческой сущности считалась тень человека. “ень (шу) упоминаетс€ в "“екстах пирамид", но в общем и целом это представление более позднее, оно прочно входит в обиход текстов со времен —реднего царства.

ќсобое место в представлени€х древних египт€н занимало сердце. ќно считалось вместилищем человеческого сознани€, как бы самосто€тельным существом внутри человека. —ердце рассматривалось как нечто наиболее осведомленное о человеке и его жизни. ѕоэтому во времена Ќового царства, когда стабилизировалось и стало попул€рным учение о загробном суде над умершими, сердце в иных случа€х могло стать опасным дл€ человека свидетелем, дать неблагопри€тные показани€ о его земной жизни.  ак же было боротьс€ против этого? Ќа помощь приходила всемогуща€ маги€. “ридцата€ глава знаменитой " ниги мертвых" содержала магические заклинани€, побуждавшие сердца не свидетельствовать против умершего, которому суждено было предстать перед высшим судом богов в загробном мире. ¬ заклинании, обращенном к сердцу, умерший называет сердце "своим ка". Ѕыли и другие главы такого же назначени€, например, глава 27-€. ¬ р€де дидактических и иных нерелигиозных текстов о сердце говоритс€ как о руководителе человека в его земной жизни. ¬о врем€ мумификации иногда вкладывали искусственное сердце: скарабе€ с написанными на нем заклинани€ми. Ёто должно было обеспечить умершему благопри€тные показани€ сердца на загробном суде.

“ело умершего после ритуала мумификации также рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через р€д освещающих ее обр€дов. ќно называлось сах и в заупокойных текстах имело нередко .значение "муми€" ("св€щенные останки").

ѕриведенный выше обзор пон€тий "ка", "ба", "ах", "им€", "тень", "сердце", "сах" грешит, как это бросаетс€ в глаза, полным отсутствием четких дефиниций и разграничении.  ак отмечено выше, это пр€мое следствие диффузности представлений самих египт€н. «начени€ пон€тий во многом пересекаютс€, и за разными названи€ми, безусловно, скрываетс€ нечто общее. Ќесомненно, однако, что слова, обозначающие эти пон€ти€, не были абсолютными синонимами, а следовательно, существовали и существуют до сих пор трудноуловимые оттенки значений. ќднако введение четких разграничении было бы шагом преждевременным и научно не оправданным, фальсифицирующим египетскую действительность.

ѕодведем, некоторые итоги. ƒанные доисторических погребений, обнаруженных и обследованных археологией, а также изучение бесчисленных погребений исторического времени с полной очевидностью доказывают следующее:

1) с глубочайшей древности египт€не, как и многие другие народы, верили в загробную жизнь;

2) загробна€ жизнь долгое врем€ представл€лась как непосредственное продолжение земной, но только в могиле;

3) в загробной жизни умерший нуждалс€ в помощи живых. ќни должны были обеспечить ему жилище (гробницу), снабжать его пищей и питьем (заупокойные дары или жертвы). »менно эти представлени€ и легли в основу типичного дл€ древнего ≈гипта культа умерших, который не следует отождествл€ть с известным из истории многих древних народов культом предков;

4) уже после объединени€ в ≈гипте развиваетс€ искусство мумификации. ¬ основе его - стремление к сохранению тела, продиктованное заботой о благополучии умершего в загробной жизни, мыслившейс€ как материальна€. ¬ гробницу помещалась не только муми€, но и скульптурные изображени€ умершего - заместители мумии на случай ее уничтожени€ или повреждени€. Ёто €вл€лось гарантией существовани€ в загробном мире.

Ќа совокупности этих идей зиждилс€ в древнем ≈гипте культ умерших, существовавший в стране вплоть до распространени€ в ней христианства. ≈гипетский культ умерших, в основе которого была забота о материальном благополучии умершего, никогда не порывал с этой идеей, хот€ в более поздние времена в него проникли представлени€, противоречащие ей.

ѕредставлени€ египт€н о загробной жизни как о подобии земной послужили причиной устойчивости ритуального характера заупокойного культа.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|