–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

 ”Ћ№“

 ак было уже отмечено выше, египт€не представл€ли себе своих богов в зооморфном или антропоморфном виде, поэтому божество независимо от своего пребывани€ где-то во вселенной должно было иметь свой земной дом. ћестное, номовое божество было св€зано с номом именно через свои "дом" на территории нома. “аким "домом" €вл€лс€ египетский храм (слово "пер" означает и "дом", и "храм"). ¬ храме хранились изображени€ богов и предметы культа. —лужение культу сводилось к тому, чтобы удовлетвор€ть земные потребности этих как бы оживленных присутствием в них невидимого бога изображений (т. е. обеспечить божеству еду, питье, оде€ние и т. д.), а также воздавать им божественные почести. »наче говор€, служение культу состо€ло в основном в аккуратном выполнении разных обр€дов, угодных и, как полагали египт€не, необходимых божеству, но вовсе не в следовании каким-либо этическим нормам. ѕод благочестием подразумевалось в первую очередь соблюдение внешнего ритуала. Ќельз€ сказать, чтобы этика совсем отвергалась, но в отношении человека к божеству она отодвигалась на второй план. —ледует представл€ть себе вполне четко, что возникновение и развитие религии (т. е. отношение человека к божеству) в доклассовом и раннем классовом обществе происходило по линии материального служени€ человека божеству, человек считал, что у божества в основном те же чисто материальные потребности, что и у него самого. ѕредставлени€ о духовных потребност€х божества, о его требовательности к нормам поведени€ человека складываютс€ на более позднем этапе религиозного мышлени€, и это приводит к сближению ритуала и этики при преобладании сначала ритуального начала над этическим. —ведени€ о ритуале ежедневного-богослужени€ в египетских храмах содержатс€ в некоторых папирусах, главным образом в папирусе Ѕерлин є 3055, в. текстах абидосского храма и в других более поздних текстах начина€ с эпохи Ќового царства, но кое-что, несомненно, восходит ко времени ƒревнего царства, что доказываетс€ "“екстами пирамид".

Ќа ежедневных богослужени€х в храмах народ не присутствовал. —лужба происходила внутри храма, и ее участниками были лишь жрецы. »зображение божества, служившее предметом культа, то самое, в которое, по убеждению египт€н, всел€лс€ невидимый бог, хранилось в наосе, небольшом каменном сооружении с дерев€нными дверцами, которые опечатывались. ∆рец приближалс€ к наосу, снимал печать и обнаруживал при мерцающем свете свечей (тогда как снаружи си€л €ркий солнечный свет) само божество. ѕриближение к наосу и его открытие уже составл€ли часть культа и совершались по правилам, строго определенным ритуалом. «атем следовал утренний туалет божества - ему мен€ли оде€ние (оде€ние было из лучших, тонких тканей), его умащали, простирались перед ним, символически кормили принесенными жертвенными дарами, давали ему пить и, наконец, подносили статуэтку богини ћаат, олицетвор€вшей установленный богами на земле и во вселенной правопор€док. ѕодношение ћаат символизировало, что жрецы, совершавшие богослужение от имени и по поручению самого фараона, поддерживают существующие в мире божественные установлени€. «атем наос снова опечатывалс€. ѕищу бога уносили, и она потребл€лась жрецами. “акова была суть ежедневного богослужени€.  роме утренней службы существовала еще полуденна€ и вечерн€€.

 аждый храм имел свой религиозный календарь, т. е. расписание празднеств в честь своего божества. “аких празднеств было много. ¬ них принимало участие большое количество людей - множество жрецов и значительные массы населени€. ѕраздники были двух видов: процессии и мистерии. ƒальние путешестви€ божества совершались по ведена специально предназначенных дл€ этого судах. ѕо земле божество перемещалось в небольшой св€щенной барке или судне, которое тащили на руках и плечах. »нтересно отметить, что этот обычай сохранилс€ в современном Ћуксоре: в праздник мусульманского св€того јбу-эль-’агга по узким уличкам города тащат барку на колесах.

¬ пам€тниках упоминаютс€ путешестви€ богов одних городов и храмов в другие города и храмы: мемфисского ѕта, ассиутского јнубиса, абидосского ќсириса, дендерской ’атхор, фиванских јмона, ћут и ’онсу, армаитского ћонту, аполинопольского ’ора, асуанской јнукет.

ќдним из праздников был "ѕрекрасный ѕраздник ƒолины", во врем€ которого фиванский бог јмон отправл€лс€ по каналам к западной кромке фиванского некропол€ и затем возвращалс€ обратно в  арнак. Ёто путешествие јмон совершал на судне из ливанского кедра, которое называлось ”сер-хат. ¬ широко известном рассказе о путешествии ”н-јмуна в Ѕибл упоминаетс€ о том, что целью путешестви€ была закупка в Ѕибле кедрового леса дл€ постройки ”серхата в ‘ивах (начало XXI династии). ќ религиозном значении "ѕрекрасного ѕраздника ƒолины" можно сказать многое. ¬ основном оно заключалось в приобщении поко€щихс€ в фиванском некрополе к таинствам и благодати бога јмона. Ёто был далеко не единственный праздник јмона  арнакского. —ледует также упом€нуть о многочисленных празднествах ћина  оптосского.

¬о врем€ путешествий богов совершалось немало разных обр€дов, значение которых нередко нам непон€тно. ќбр€дова€ сторона празднеств была строго регламентирована. Ѕольшую роль в отправлении культа играло хоровое пение гимнов как во врем€ ежедневных богослужений внутри храмов, так и во врем€ празднеств. ѕение нередко сопровождалось игрой на систрах, в некоторых случа€х - на плетре. ќсобое значение имело воскурение мирры, преследовавшее цель ритуального очищени€ статуи бога, помещений храма, жрецов и т. д.

¬ храмах существовали специальные пруды, в которых "очищались" жрецы перед службой. —огласно √еродоту (II, 37), они погружались в воду четыре раза в сутки. Ёто сообщение √еродота подтверждаетс€ и сведени€ми из папируса јнастаси I (7, 6-7). «десь говоритс€ об об€зательности дл€ жрецов три раза в сутки "очищатьс€ в реке", невзира€ на погоду и врем€ года. ƒл€ ритуального очищени€ не случайно использовалась вода - именно вода считалась началом всех начал, это был элемент первозданного ћирового океана, олицетворенного богом Ќуном.

Ќельз€ обойти молчанием и весьма разнообразный культовый инвентарь, в первую очередь сосуды. ћатериал дл€ сосудов и их формы избирались в зависимости от обр€дов, дл€ которых они предназначались. — культом были св€заны известные предписани€ и запреты чисто ритуального характера, особенно дл€ жрецов: уже упом€нутое об€зательное удаление волос с тела, разного рода пищевые табу и т. д. ‘изическа€ чистота была абсолютным требованием культа.

— культом была тесно св€зана символика. »з многих символов особенно важен был знак т "анх". —имвол означал неизменное возрождение солнца после его захода". ¬ иероглифическом письме знак этот означал сочетание звуков "анх", имевшее, между прочим, и значение "жизнь". «нак "анх" встречаетс€ бесчисленное множество раз в религиозных и ритуальных сценах, да и сами божества часто изображались со знаками жизни в руках.

ќгромную роль в отправлении культа играли жертвоприношени€ - быки, антилопы, козы, гуси, плоды, различные издели€, в том числе из муки и даже из цветов, а также пиво и молоко. ∆ертвоприношени€ всегда сопровождались формулой: "∆ертва, которую дарует царь".

Ќельз€ обойти молчанием встречающиес€ в некоторых стать€х и книгах утверждени€, что €кобы в древнем ≈гипте были распространены человеческие жертвоприношени€. “ак, в изданной в ———– в 1966 г. книге Ё. ÷ерена "Ѕиблейские холмы" (в русском переводе) сказано: "— этих пор (т. е. с древнейших времен. - ћ.  .) ≈гипет приносил в жертву людей - множество людей. Ќа его алтар€х текла человеческа€ кровь дл€ того, чтобы подн€лс€ Ќил, чтобы земл€ оп€ть стала плодородной, чтобы люди получили пищу, чтобы жизнь не погасла, а возродилась вновь". Ёти слова не соответствуют действительности и ввод€т в заблуждение не искушенного в египтологии читател€. ќбратимс€ к фактам.

 ак показали результаты раскопок ‘л. ѕитри, во времена I династии имело место захоронение вместе с умершими фараонами и вельможами насильственно умерщвленной части их окружени€. ¬ дальнейшем этот обычай исчез из похоронной практики египт€н, но воспоминани€ о нем сохранились: в одной из фиванских гробниц имеетс€ изображение похорон с удушенными веревками трогадитами (символически-магическа€ замена действительного удушени€ людей). ¬ культе богов не вы€влены конкретные факты человеческих жертвоприношений, но обнаружены следы их существовани€ в глубочайшей доисторической древности - по изображени€м в храмах греко-римского времени в Ёдфу, ƒендере, на острове ‘илэ (изображени€ св€заны с мифологическими сюжетами). Ёто обсто€тельство дало повод античным писател€м допустить, что у египт€н практиковались человеческие жертвоприношени€. “ак, по утверждению јфине€ (IV, 172 d), жившего во II-III вв. н.э., —елевк јлександрийский даже написал не дошедшую до нас книгу о человеческих жертвоприношени€х в ≈гипте. јфиней, как и некоторые другие, был введен в заблуждение мифологическими реминисценци€ми. »нтересную, но построенную в конечном итоге лишь на догадках статью по этому вопросу опубликовал в самом конце прошлого века ≈. Ћефебюр. ќн правильно отметил, однако, что собственноручное убиение семи пленных вождей из —ирии фараоном јменхотепом II перед изображением "отца јмона" имело сакральный характер.  ак €вствует из текста стелы јмады, основной целью казни было устрашение м€тежно настроенных и подвластных ≈гипту народов. ≈сли бы человеческие жертвоприношени€ были культовой реальностью ≈гипта в исторические времена, то подобные факты были бы зафиксированы в текстах.

ћифологические тексты, на которые указал ≈. Ћефебюр и в которых говоритс€ о человеческих жертвоприношени€х в незапам€тные времена, отражают давно минувшую культовую реальность. ”поминани€ о жертвоприношени€х такого рода имеютс€ не только в текстах храмов греко-римского времени, но и в "“екстах пирамид". ¬ хорошо известном "каннибальском гимне" содержитс€ ценное указание на обычай съедать своих врагов, в результате чего победитель €кобы приобретал желанные дл€ него качества убитого врага. Ёто, вне вс€кого сомнени€, религиозный и магический каннибализм. »з текста видно, что такой обычай практиковалс€ во времена раздельного существовани€ ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта.

ќбратимс€ к проблеме человеческих жертвоприношений реке Ќилу. —обственно египетских данных об этом нет. Ќо у некоторых античных писателей (ѕсевдо-ѕлутарха, ќвиди€, ƒиодора, ёвенала) имеютс€ сообщени€ чисто легендарного характера: такой-то царь дл€ ликвидации засухи и голода принес в жертву человека. ∆. ¬андье издал очень интересную монографию о годах голода в древнем ≈гипте. «десь собраны, т. е. воспроизведены в египетском оригинале и в переводе с комментарием, все известные науке тексты о голоде в древнем ≈гипте, однако ни в одном из них нет намеков на человеческие жертвоприношени€. Ћегенды, сообщаемые античными авторами, дали основание арабскому историку и географу »бн-јби-эль-’акаму, умершему в 871 г. н.э., утверждать, что ежегодно в воды Ќила бросали девушку и что ликвидировано это было лишь арабами. Ћэйн повтор€ет эту басню в своем описании нравов современных египт€н. ќднако в действительности дело обсто€ло иначе. ƒо арабов практиковалс€ обычай во врем€ подъема воды в Ќиле направл€ть к ниломерам судно, на борту которого находилась одна из египетских "богинь" - »сида, ’атхор или Ќейт. ƒелалось это с целью ускорить разлив. –оль богини исполн€ла девушка, которую, однако, в воду не бросали. –итуал этот был действительно отменен арабами, однако пережитки древнеегипетского €зыческого культа Ќила продолжали существовать в разных формах и во времена христианства. ¬ св€зи с разливом пели особые тропари, местами напоминавшие слова из египетского гимна богу Ќила. — распространением же в ≈гипте ислама и строгого монотеизма разлив реки стали рассматривать исключительно как про€вление воли јллаха.

¬ажнейшим обр€дом египетского культа богов и культа умерших был обр€д "отверзани€ уст", имевший целью оживить дл€ будущей вечной жизни мумию умершего (не случайно обр€д совершалс€ в день похорон) или только что изготовленную статую божества. ќбр€д "отверзани€ уст" как бы создавал возможность дл€ вселени€ в статую невидимого божества. —осто€л обр€д в следующем: статую божества окуривали и опрыскивали водой, затем специальными жертвенными инструментами прикасались к ее губам, что и означало "отверзание уст", а также к глазам, произнос€ при этом св€щенные формулы, губы смачивали молоком. ¬се это, вместе вз€тое, должно было превратить изва€ние в "живого" носител€ бога. “аким же было "отверзание уст" и у мумии. »нтересно отметить, что подобный обр€д играл важную роль и в религии древнего ¬авилона.

–елигиозные обр€ды имели значение в жизни египт€н и вне храмов, например при рождении, но, к сожалению, о них мало что известно.

  проблемам культа в какой-то степени относ€тс€ и вопросы антропонимики.  ак совершенно €сно из р€да текстов, человек получал свои имена немедленно после рождени€, причем имена ему давала мать по согласованию с отцом. Ёто было вполне естественно, так как мать, рожавша€ дит€, так сказать, рожала и им€, €вл€вшеес€ органической частью ребенка.

¬ значительной части собственные имена древних египт€н теофорные. ќни весьма разнообразны. Ќаиболее распространены те, составной частью которых €вл€ютс€ имена важнейших божеств страны: ѕта, –а, јмона, ’ора, »сиды, ћонту, ћина, —ебека и др. ¬ какой-то степени эти имена отражали "моду" на то или иное божество в той или иной местности в определенное историческое врем€. “аковы, например, имена ’етепни-ѕта ("да будет милостив ко мне ѕта"); ћери-ѕта ("любимый [богом] ѕта") и т. д. ќни выражают благосклонное отношение божества к человеку, или, вернее, надежду человека на подобное отношение. »мена собственные, в состав которых входит им€ бога ѕта, восход€т ко времени ƒревнего царства, когда ћемфис был столицей страны, а мемфисский бог ѕта - одним из важнейших богов египетского пантеона. »м€ ѕта как компонент собственного имени человека вполне возможно и у других народов. ћножество теофорных имен св€зано с религиозными празднествами, например: јменемуиа ("јмон [путешествующий] в ладье"), јменеминт ("јмон в ƒолине"). Ёти имена давались ребенку в день его рождени€, совпадавший с праздниками. ƒругие имена констатировали факт "по€влени€" божества при рождении ребенка, например: ћентуии ("ћенту пришел"), ’ат-хориити ("’атхор пришла") и т. д. –аспространены были имена, выражающие взаимоотношени€ индивидуума и божества, например: јменемиби ("јмон в сердце моем") и т. д. –€д имен устанавливает ту или иную зависимость от божества: Ѕакенхонсу ("раб [бога] ’онсу"), —аисе ("сын »сиды") и т. п. »мена, указывающие на "отцовство" божества (отцовство не мыслилось как реальное и в случае теогамии, о которой говорилось выше), служили как бы талисманами или амулетами дл€ их носителей, например: —аамон ("сын јмона"), —ара ("сын –а") и т. п. ¬есьма любопытны имена, выражающие пророчества богов в отношении носител€ имени, например: ƒжед-ѕта-’ор-иуф-анх ("сказали [боги] ѕта и ’ор: он будет жить"), ƒжед-јмен-иуф-анх ("сказал јмон: .он будет жить") и т. д. ѕо€вление таких имен объ€сн€етс€, .видимо, высокой смертностью детей. ≈сли в ≈гипте в 1929 г. н.э. смертность детей в возрасте до четырех лет достигала 58 процентов, то в древнем ≈гипте, разумеетс€, она была не ниже. »мена-пророчества - это ответ божества-оракула на запрос родителей, выживет ли их дит€. »мена-закл€ти€ имели своей целью предотвращение вредных вли€ний, защитником от которых €вл€лось божество, например: „аи-»се-»му ("да схватит »сида их") и т. д. Ќо не все египетские имена были теофорными. ћногие из них имени божества не содержали. “аковы, например, имена людей, €вл€ющиес€ названи€ми животных и растений и св€занные с религией по линии тотемизма.

»мена, представл€ющие собой названи€ предметов, профессий, указывающих на этническую принадлежность, на .происхождение из той или иной местности и т. д., к религии отношени€ не имели. Ќо наличие таких имен ни в коей мере не лишает египетскую антропонимику ее сакрального характера, €рко иллюстрируемого теофорными именами.  ак правило, у египт€н было два имени, оба личных, а не групповых: полное и сокращенное (но не об€зательно сокращение полного, иногда просто кличка). »м€ божества в теофорных именах €вл€лось, естественно, компонентом полного имени. “ого, что называетс€ фамилией, у египт€н не было.

≈гипетска€ антропонимика оказала большое вли€ние на греков: в эпоху эллинизма были широко распространены греко-египетские имена: ’ораполлон, ’ермапион, »сидор € т. п. Ќекоторые египетские имена бытуют и в наше врем€ у европейских народов. “аковы, например, ќнуфрий, ѕаисий, “аиси€, ѕахомий, —усанна (у египт€н это было мужским именем), ѕинехас и др.

  сфере культа относитс€ и де€тельность оракулов - одна из форм общени€ человека с божеством. „еловек задает божеству волнующие его вопросы; божество, если хочет, "отвечает" человеку. явление оракула возможно было лишь в том случае, если человек в чем-то сомневалс€ и искал разрешени€ своих сомнений в "ответе" божества. ќднако "волеизъ€вление" божества происходило иногда и без запроса человека.

ѕо данным источников, оракулы по€вились в ≈гипте лишь во времена XVIII династии. “ак, фараон “утмос III стал повелителем ≈гипта именно в результате "указани€" самого бога јмона - в то врем€ “утмос был одним из жрецов этого бога. "«намение" божества было высказано во врем€ богослужени€, но в какой именно форме - об этом текст умалчивает. ¬ правление XVIII династии бог јмон "выразил свои желани€" еще два раза. ѕо его "указанию" царица ’атшепсут отправила знаменитую экспедицию в ѕунт, а фараон “утмос IV выступил против повстанцев в Ќубии.  ак тонко подметил я. „ерны, эти "указани€" были даны божеством внутри храма, в то врем€ как все последующие оракулы вещали вне храма, при стечении народа, во врем€ религиозных процессий и празднеств. ѕри –амсесе II великий бог на одном из празднеств назвал им€ Ќебуненефа в качестве кандидатуры на пост верховного жреца јмона в ‘ивах (Ќебуненеф был в то врем€ верховным жрецом бога ќнуриса в “инисе). ѕозднее, во времена XXI и XXII династий, јмон неоднократно "давал советы" по разным вопросам.

ѕрактика оракула распространилась и за пределы ‘ив, проникла в далекую Ќапату и в известный оазис —ива, расположенный в Ћивийской пустыне. «десь следует указать на почти никогда не упоминающийс€ в египтологической литературе факт: знаменитый спартанский полководец Ћисандр, стремившийс€ к концу ѕелопонесской войны стать общегреческим правителем, "учитыва€ традиционное значение оракулов, к которым спартанское общество имело обыкновение прислушиватьс€ при проведении любых политических преобразований... неоднократно пыталс€ склонить на свою сторону служителей крупнейших прорицалищ в ƒельфах, в ƒодоне и даже в ливийском оазисе јмона с тем, чтобы они от имени своих богов огласили составленные им предсказани€". ѕосещение спартанцем Ћисандром далекого оазиса —ива с целью получени€ предсказани€ от бога јмона - в высокой степени интересный исторический факт, свидетельствующий как об авторитете и вли€нии этого оракула за пределами ‘ив и собственно ≈гипта, так и о том, что Ћисандр был предшественником јлександра ћакедонского, объ€вленного (тем же оракулом) "сыном бога јмона" в 332 г. н.э. «десь мы видим конкретное про€вление египетского вли€ни€ на обожествление эллинистических монархов за пределами ≈гипта. — разделением ≈гипта на две части, управл€емые в “анисе фараонами XXI династии, а в ‘ивах - верховными жрецами јмона, јмон стал часто "вмешиватьс€ в земные дела". ѕервым верховным жрецом јмона в ‘ивах был ’ерихор, современник XXI танисской династии. ќт него осталась надпись, в которой рассказываетс€ о "волеизъ€влении" бога ’онсу, сына бога јмона. »з-за поврежденности текста невозможно пон€ть, о чем идет речь. ѕри верховном жреце ћенхеперра, одном из преемников ’ерихора, јмон про€вил себ€ дважды: "утвердил" в сане верховного жреца ћенхеперра, прибывшего с севера в ‘ивы, и "ответил" на запрос верховного жреца о том, как поступить с лицами, подвергшимис€ изгнанию из ‘ив за какие-то проступки, - "разрешил" вернуть изгнанников в ‘ивы ("стела изгнани€").

¬о времена XXII династии сын фараона “акелота II ќсоркон стал верховным жрецом јмона в ‘ивах и был "утвержден" в этом сане самим богом. јмон "принимал участие" и в государственных делах независимой Ёфиопии. ¬ ее столице Ќапате јмон был верховным божеством, как и в ‘ивах. ¬ так называемой "стеле избрани€", написанной на египетском €зыке, повествуетс€ о том, как по указанию бога јмона на престол Ёфиопии был возведен царь јспелта.

Ќо бог јмон не ограничивалс€ в своих "указани€х" высокой сферой государственных дел. ќн "занималс€" культовыми вопросами (св€занными с экономическими) в интересах членов семьи верховных жрецов јмона в ‘ивах. “аковы, например, "декреты" - оракулы бога в пользу »урота, в пользу ’енттоуе и царевны ћакара, дочери ѕсусеннеса, фараона XXI династии. ¬ "декретах" речь идет об ограждении экономических интересов высших представителей жречества јмона. «а пределами внимани€ вездесущего јмона не оставались и чисто культовые интересы, касавшиес€ уже не живых, а умерших. »звестны "указани€" јмона в "декретах" в пользу Ќесхонс и ѕинутема, о переносе мумий фараонов —ети I, –амсеса I и –амсеса II в другую гробницу, где они и были найдены в XIX в. н.э., об установлении заупокойного культа Ќемрата. Ќаконец, нельз€ обойти молчанием и "заботу" јмона о сохранении здоровь€ р€да лиц в форме его ответов на просьбы жрецов.

Ќо предсказани€ изрекали не только фиванские божества: сохранились тексты, указывающие, что боги других городов, в частности »сида и ћин, ѕта, —етх, также занимались этим по примеру јмона.

¬ круг интересов оракула входили и будничные заботы простых смертных: установление виновников той или иной кражи, разрешение спора о разделе имущества и т. п. —ам великий бог јмон, "царь богов", "снисходил до рассмотрени€ подобных просьб", о чем свидетельствует р€д текстов. ѕомимо јмона и его ипостасей на западном берегу Ќила этими вопросами "занималс€" и обожествленный, умерший царь јменхотеп. “аким образом, начина€ с XVIII династии можно наблюдать определенное "сближение" людей и богов: боги "приобщаютс€" к жизни людей, к их будничному существованию. Ёто весьма существенный сдвиг в религиозном мышлении египт€н.

¬ св€зи со всем сказанным об оракулах возникает важный вопрос: в чем заключалась "техника" оракула, каким образом божество "про€вл€ло свою волю"? –ешение божества могло быть оформлено в письменном виде: "декреты" јмона в пользу »урота, ’енттоуе, ћакара, Ќесхонс, ѕинутема, Ќемрата, упом€нутые талисманы. ¬ этом случае вопрос о "технике" оракула не возникает: дошедшие , до нас документы - €вное доказательство того, что компетентные лица письменно интерпретировали волю божества. Ќо как была высказана эта вол€? ¬опрос далеко не праздный, ведь оракулы в большинстве случаев вещали не во мгле храма, а вне его, при дневном свете, при большом стечении народа. —уществовавша€ техника "волеизъ€влени€" божества до сих пор остаетс€ неизвестной, она не описана в дошедших до нас документах. я. „ерны считает наиболее веро€тным, что божество, т. е. его идол, "приближалось" на портативной барке в наосе к поставившему вопрос в случае положительного ответа и удал€лось от него в случае отрицательного, т. е. оракул давал только ответы "да" или "нет", которые потом расширенно толковались.

Ќачина€ с эпохи Ќового царства практика оракулов получила широкое распространение. —охранилось немало остраконов, содержащих письменный вопрос божеству, как от времени Ќового царства, так и от времен более поздних, включа€ и греко-римские. ¬о многих из них высказана просьба дать письменный ответ. —трабон (XVII, 43), рассказыва€ о посещении јлександром оазиса —ива, утверждает, что "ответы оракула давались не словами, как в ƒельфах и у Ѕранхидов, но большей частью кивками и знаками, как у √омера... причем прорицатель принимал на себ€ роль «евса". ≈сли слова —трабона соответствуют действительности, то по крайней мере дл€ IV в. до н.э. секрет техники "волеизъ€влени€" бога объ€сн€етс€ просто - от имени бога высказывалс€ жрец. ¬еро€тно, так же или приблизительно так обсто€ло дело и в предшествующие времена.

¬с€кого рода т€жбы разбирались не только с помощью оракулов, но и в судах. Ќа суде кл€лись именем бога, в частности јмона, и именем фараона.

¬ыше, в главах об ќсирисе и ’оре, был затронут вопрос о мистери€х в честь этих божеств. ћистерии были, несомненно, частью культа. «десь уместно вернутьс€ к этой проблеме в самой общей форме. ѕомимо  . «ете ею плодотворно занималс€ крупный французский египтолог Ё. ƒриотон, перу которого принадлежит р€д исследований по этой теме. ћы не станем касатьс€ литературной стороны египетских мистерий, остановимс€ в общих чертах на их содержании.

ћистерии - театральные представлени€ из жизни богов, разыгрывавшиес€ либо в храмах, либо при храмах. ƒревнейша€ из мистерий существовала уже в эпоху ƒревнего царства. Ёто так называемый в науке "ѕам€тник мемфисской теологии". ѕоследней по времени €вл€етс€ мистери€ ’ора Ёдфуского (эпоха ѕтолемеев), о которой подробнее говорилось выше. ”пом€нутый Ё. ƒриотон пишет о египетской религиозной драме следующее: "Ќаши средние века, знавшие пышный расцвет религиозной драмы, подобной древнеегипетской, не оставили никаких произведений светской драмы, как и фараоновский ≈гипет. Ќасколько можно судить по данным источников, театральные произведени€ разыгрывались перед храмами, на украшавшей храм эспланаде или в храмовом дворе, точно так же, как и в средние века, когда мистерии разыгрывались на площад€х перед соборами".

јктерами в основном были жрецы. Ќо из очень интересной стелы начала II тыс€челети€ до н.э., посв€щенной богу ’ору египт€нином Ёмхебом, мы узнаем, что последний был странствующим актером. √еродот (II, 63) сообщает интересные сведени€ о мистери€х, в которых участвовали массы: "ј в ѕапремисе (локализаци€ этого города не установлена. - ћ.  .) принос€т жертвы и совершают св€щеннодействи€ так же, как и в других местах. ¬с€кий раз, когда солнце склон€етс€ к западу, лишь немногие жрецы хлопочут около статуи бога, большинство же с дерев€нными дубинками станов€тс€ при входе в св€тилище. ѕротив них сто€т толпой больше тыс€чи богомольцев, выполн€ющих обет (также с дерев€нными дубинками). —татую же бога в дерев€нном позолоченном ковчеге в виде храма перенос€т ночью в канун праздника в новый св€щенный покой. Ќесколько жрецов, оставшихс€ у статуи бога, влекут на четырехколесной повозке ковчег со статуей бога. ƒругие же жрецы, сто€щие перед вратами в преддверии храма, не пропускают их. “огда богомольцы, св€завшие себ€ обетом, заступаютс€ за бога и бьют жрецов, которые [в свою очередь] дают им отпор. Ќачинаетс€ жестока€ драка на дубинках, в которой они разбивают друг другу головы, и многие даже, как € думаю, умирают от ран. ≈гипт€не, правда, утверждают, что смертных случаев при этом не бывает". ѕеред нами, несомненно, описание мистерии при участии в ней народных масс.

√еродот (II, 59) подчеркивает, что "всенародные празднества египт€не справл€ют не один раз в году, а весьма часто. „аще же всего и с наибольшей охотой египт€не собираютс€ в городе Ѕубастисе на праздник в честь јртемиды и затем в Ѕусирисе в честь »сиды. ¬едь в этом городе находитс€ самый большой храм »сиды. –асположен же этот город в середине египетской ƒельты (»сида - это египетское им€ ƒеметры). “ретье празднество бывает в городе —аисе в честь јфины, четвертое - в √елиополе в честь √елиоса, п€тое - в городе Ѕуто в честь Ћатоны, шестое - в ѕапремисе в честь јреса". «десь мы имеем четкое указание на обычай всенародно праздновать религиозные мистерии разных богов. ƒалее √еродот (II, 60) описывает массовые празднества в Ѕубасте, подчеркива€ их вакхический характер, говорит о массовом пиршестве в честь »сиды (II, 40). —ловом, массовость праздновани€ мистерий вне сомнени€. “аким образом, египетска€ религиозна€ драма имеет точки соприкосновени€ с греческой трагедией. ¬идный египтолог Ѕ. —трикер опубликовал очень интересное исследование о происхождении греческого театра (имеетс€ в виду помещение театра). јвтор задает себе вопрос: "»мели ли афин€не модель, создава€ театр?" » со свойственной ему четкой аргументацией приводит много очень интересных сведений, дающих серьезные основани€ дл€ размышлений о египетском происхождении греческого театра.

Ќаши сведени€ о египетских мистери€х говор€т об их ритуальном содержании. Ёлемент нравственности в них отсутствует, что соответствует основной и характерной черте египетской религии. Ќо ритуальна€ структура египетской религии вовсе не абсолютна. ѕостепенно мистерии ќсириса приобретают некую нравственную окраску. ќсирис, »сида и ’ор станов€тс€ образцами высоконравственного поведени€ и именно поэтому завоевывают все большую попул€рность. ƒо по€влени€ нравственного аспекта в египетских мистери€х отсутствуют молитвы индивидуума, обращенные к богу. ≈динственным исключением €вл€ютс€ молитвы рабочих фиванского некропол€, адресованные јмону. ¬ некоторых из этих молитв впервые в истории религии ≈гипта по€вл€ютс€ элементы раска€ни€.  ак правильно подметил Ѕ. √анн, "египт€нин не был склонен становитьс€ в положение "жалкого грешника" перед своим божеством, столь типичное дл€ христианства и других семитских религий". ќднако в тех пам€тниках фиванского некропол€, о которых писали ј. Ёрман и Ѕ. √анн, элемент раска€ни€, ощущени€ своего греха налицо.  . Ѕликер подчеркивает, что эти тексты представл€ют собой исключение в истории египетской религии. Ќо как объ€снить это исключение?  ак указывает  . Ѕликер, ј. Ёрман и Ѕ. √анн видели причину этого €влени€ в том, что тексты написаны, так сказать, лицами из обездоленных слоев населени€, среди которого сложилась сво€, особа€ "религи€ бедн€ков", не нашедша€ отражени€ в текстах храмов и мест погребени€ знати. ќднако если сама констатаци€ исключени€, несомненно, правильна, то предложенное ј. Ёрманом и Ѕ. √анном объ€снение этого исключени€ неудовлетворительно или в лучшем случае малоудовлетворительно.

Ќравственные элементы в сфере религии порождены естественноисторическим процессом развити€ египетского общества.   их воспри€тию были более подготовлены эксплуатируемые группы населени€, чем эксплуататоры, дл€ которых распространение идеалов справедливости в широких массах вовсе не было желательным €влением.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|