–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

’–јћџ » ∆–≈„≈—“¬ќ

ќт времени ƒревнего царства храмов не сохранилось, за исключением заупокойных - при гробницах фараонов (речь. о них пойдет в соответствующем разделе книги). “аким образом, о египетских храмах до V династии наука конкретными сведени€ми не располагает.

 аждый фараон V династии воздвигал великолепный храм солнца. Ќазвани€ храмов были различны: "√оризонт –а", "”довлетворение –а" и т. п. ƒо нас эти храмы не дошли, но результаты раскопок немецких ученых в јбусире на рубеже XIX-XX вв. неопровержимо доказывают, что шесть царей V династии построили свои храмы в местности јбу-√ураб,. несколько южнее √изы. ќбнаружены остатки двух из этих храмов - храма фараона ”серкафа и храма фараона Ќиусерра (раскопки X. –ике, ученика Ћ. Ѕорхардта, и самого Ћ. Ѕорхардта). ’рамы были построены по одному образцу. —обственно говор€, храма, как такового, и не было. ѕри упоминании о солнечных храмах этого типа имеетс€ в виду следующее: на специально сооруженной обширной террасе - возвышалс€ на огромном пьедестале высокий обелиск, обитый наверху золоченой медью. ѕеред обелиском сто€л большой жертвенник. ќбелиск, жертвенник и часть окружающего пространства были обнесены стеной, покрытой внутри и снаружи разнообразными, весьма интересными изображени€ми. «а этой стеной располагались также разного рода служебные помещени€. ѕредметом культа был сам обелиск, олицетвор€вший, по-видимому, светило.  ульт отправл€лс€ под. открытым небом. —ведени€ о "солнечных храмах" и отправл€вшихс€ при них культах весьма скудны. ќчевидно, однако, что основной идеей создани€ этих храмов был культ солнца - светила, а не мифологического персонажа. ѕосле V династии; строительство "солнечных храмов" прекратилось.

ќт времен, предшествующих XVIII династии, храмы не сохранились. Ќаука располагает конкретными сведени€ми о египетских храмах лишь начина€ с XVIII династии.

ѕочти все храмы времени Ќового царства имели в плане выт€нутый пр€моугольник. ”часток, зан€тый храмом, окружала высока€ массивна€ стена, к воротам которой вела от Ќила широка€ дорога, уставленна€ по обеим сторонам стату€ми сфинксов. ¬ход в храм оформл€лс€ в виде узкой двери между двум€ высокими монументальными башн€ми, покатые стены которых суживались кверху и увенчивались карнизом характерным дл€ египетской архитектуры профилем. “акое оформление фасада, называемое обычно пилоном (по-егип. "бехен"), имело прототип еще в —реднем царстве.   наружной стороне пилона прикрепл€лись высокие дерев€нные мачты с флагами, а перед ним воздвигались обелиски и гигантские статуи цар€. ¬ход вел в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийс€ портиком, построенным немного выше уровн€ двора. «а портиком были расположены большой широкий колонный зал и р€д меньших. ћолельн€ находилась в глубине храма и могла состо€ть из нескольких помещений: в центральном - сто€ла стату€ главного божества храма, в остальных - статуи других божеств, чаще всего богини-жены и бога-сына. ¬округ основных помещений располагались дополнительные залы, храмова€ библиотека, комнаты дл€ специальных ритуалов, хранилища. —редний проход колонных залов обычно был выше боковых, как в скальных гробницах номархов —реднего царства. ¬се более широкое применение колонн привлекало внимание зодчих к их оформлению, и в храмах Ќового царства нар€ду с ранее существовавшими типами колонн по€вл€ютс€ новые. ќсвещение в разных част€х здани€ было различным. ƒвор был щедро залит солнцем; колонный зал освещалс€ через окна под крышей более высокого центрального нефа; помещени€ же в глубине храма не имели окон, здесь посто€нно примен€лось искусственное освещение. “аким образом, посетитель попадал из залитого солнечным светом двора через слабо освещенный колонный зал в полумрак культовой молельни.

ѕлан храма такого типа в главных чертах близок к плану жилого дома времени —реднего и в особенности Ќового царства, что закономерно, поскольку храм считалс€ жилищем бога. ¬ течение многих веков в культовом зодчестве вырабатывались определенные традиции, и храмы Ќового царства сохранили элементы, возникшие в культовых здани€х —реднего и даже ƒревнего царств. Ёта св€зь в известных пределах должна была существовать уже в силу того, что сохранилась и определенна€ преемственность в обр€дах. »ногда планировка осуществл€лась по определенному древнему образцу, что было легко достижимо, поскольку рукописи с описани€ми св€тилищ имелись в храмовых архивах. —енусерт I, жела€ воздвигнуть храм богу –а в »уну (√елиополь), потребовал, чтобы при закладке нового св€тилища жрец руководствовалс€ указани€ми такого "божественного свитка". —реди рукописей храмовых библиотек была " нига основани€ храмов первой дев€тки (эннеады)", которую €кобы написал обожествленный впоследствии знаменитый зодчий в мудрец ƒревнего царства »мхотеп.  нига эта, по легенде,. была унесена на небо, "когда боги покинули землю", но затем сброшена с неба »мхотепом и найдена к северу от ћемфиса.

"Ќадпись на ѕтолемеевском храме в Ёдфу указывает, что общий план здани€ храма был сделан именно по предписани€м этой книги.

ќднако зодчие XVIII династии, использу€ традиции прошлого, сумели так их развить и переработать, что в итоге получилс€ новый тип культового здани€, очень удачный по-конструкции и гармоническому сочетанию архитектурных форм с декоративными элементами.

  этому типу принадлежали самые крупные и прославленные храмы Ќового царства -  арнакский и Ћуксорский.

’рам в  арнаке, называвшийс€ в древности »петсут, был знаменитейшим св€тилищем ≈гипта, верховным официальным храмом, расширение и украшение которого находилось в центре внимани€ каждого фараона.

 арнак правильно считают каменным архивом истории ≈гипта: на его стенах, пилонах и карнизах сохранились не только посв€тительные надписи царей, гимны богам или изображени€ различных моментов ритуала, но и сведени€ о важнейших исторических событи€х Ќового царства. јнналы-походов “утмоса III и истори€ его восшестви€ на престол, рассказ и поэма о битве –амсеса II с хеттами при  адеше, списки царей ≈гипта - все это и многое другое сохранил нам здани€  арнакского храма.

Ѕогатейшие вклады фараонов сделали его одним из крупнейших хоз€йств в стране и способствовали тому, что его-жречество приобрело огромное вли€ние в государственных делах. Ћучшие зодчие, скульпторы и художники работали над созданием  арнака, насто€щей сокровищницы египетского искусства; здесь сто€ло множество статуй, которые жертвовались людьми, желавшими, чтобы их изображени€-посто€нно находились в "доме јмона". „исло этих статуй было так велико, что только из одного тайника, куда жрецы складывали устаревшие вставные статуи, удалось извлечь. 779 каменных и свыше 17000 бронзовых статуй и статуэток.

—троившийс€ на прот€жении р€да столетий различными зодчими храм јмона-–а в  арнаке отразил в себе следы самых разнородных архитектурных замыслов, и €вл€етс€ чрезвычайно сложным, далеко не во всех част€х одинаково удачным комплексом.

≈ще в —реднем царстве здесь было впервые выстроено сравнительно небольшое св€тилище јмона, €вившеес€ тем .отправным пунктом, от которого фараоны Ќового царства начали возводить свои гигантские сооружени€. —троительство в  арнаке окончилось лишь во времена ѕтолемеев. ¬оздвигнутые здесь храмы посв€щены в основном јмону, .ћут, ’онсу, ћонту, ќсирису и ѕта.

ћасштабы  арнакского храма были поистине огромны, достаточно сказать, что главный его пилон имел в ширину 113 м, в высоту - 43,5 м и в толщину - 15 м. Ѕольшой гипостильный зал занимал площадь 5000 кв. м - на ней мог бы разместитьс€ знаменитый парижский собор Ќотр ƒам. ѕотолок этого гигантского помещени€ покоилс€ на 134 колоннах, расположенных в 16 р€дов.  олонны центрального нефа были высотой 19,26 м, остальные - 14,74 м. ѕоверхность стен и этих колонн была покрыта цветными рельефами площадью :24 282 кв. м. –усский путешественник ј. —. Ќоров, посетивший  арнак в середине XIX в., восхищаетс€ этим залом с "необъ€тным множеством столпов, которых создание превышает силы народа самого могущественного". "¬се виденные вами доселе здани€, - пишет он, - хот€ бы вы обтекли весь земной шар - игрушки перед этим столпотворением! Ётот лес колонн, величины невообразимой, и где же? - внутри здани€, повергает вас с первого раза в глубокую задумчивость о зодчих". ≈сли это помещение производило такое впечатление на русского государственного де€тел€ XIX в., то можно себе представить, какое действие оно оказывало на верующих египт€н во II тыс€челетии до н.э.

“ак называемый Ћуксорский храм, посв€щенный фиванской триаде - јмону-–а, ћут и ’онсу, - второй по размерам и значению храм ‘ив. ќн начал строитьс€ при јменхотепе III и был соединен с  арнакским храмом аллеей сфинксов.  арнакский и Ћуксорский храмы, а также все прочие храмы ≈гипта эпохи Ќового царства и более поздних времен, включа€ птолемеевские и римские, были по замыслу "домами" божества, в которых отправл€лс€ культ антропоморфных или зооморфных богов, персонажей разных мифов. ¬полне пон€тно, что столичные фиванские храмы превосход€т своим.и масштабами, великолепием и богатством храмы других городов.

Ќельз€ обойти молчанием и чудо египетской архитектуры времени XIX династии - пещерный храм в честь јмона-–а-’арахти, ѕта и –амсеса II, построенный этим фараоном в Ќубии, в јбу-—имбеле.

—охранность дошедших до нашею .времени храмов различна. Ћучше всего, естественно, сохранились храмы, построенные в греко-римское врем€ - храмы в Ёсне, ƒендере, ‘илэ, знаменитый храм в Ёдфу, о котором уже шла речь выше.

—ледует сказать несколько слов и об обелисках (др.-егип. "чехен").  ак уже было отмечено, обелиски играли значительную роль во времена ƒревнего царства, в "солнечных храмах" V династии, где они €вл€лись символом солнца. ѕо форме они были такими же, как и обелиски более поздних времен, но отличались от них, по-видимому, приземистостью и массивностью. ќбелиски "солнечных храмов" не сохранились. ƒревнейший известный науке обелиск - это обелиск из красного асуанского гранита, воздвигнутый фараоном XII династии —енусертом I перед храмом в √елиополе. ќн и ч наше врем€ выситс€ в деревне ћатарие. ќбелисков было два, но второй, сто€вший еще в XII в. н.э., как это утверждают арабские источники, не сохранилс€. ≈ще один обелиск времен —реднего царства имееетс€ в “анисе - на нем начертано им€ –амсеса II ( аирский музей).

ќбелиски широко использовались начина€ с эпохи Ќового царства, но немало их сохранилось и от более поздних времен. ѕоверхности обелисков покрывались иероглифическими надпис€ми. ¬ысота их достигала тридцати с лишним метров, Ќаиболее известны обелиски царицы ’атшепсут, “утмоса I, “утмоса III и др. ƒекоративность, из€щество и монументальность обелисков привлекли к ним особое внимание, когда египетска€ цивилизаци€ ушла в далекое прошлое. Ќекоторые обелиски вывезены из ≈гипта и украшают площади ѕарижа, –има,  онстантинопол€, Ћондона, Ќью-…орка.

—ледует подчеркнуть, что обелиск, €вл€€сь предметом культа в "солнечных храмах", находилс€ внутри храма. ѕозже, перестав быть таковым, он был выведен из храма наружу и стал украшением храма, в котором поклон€лись антропоморфному или зооморфному божеству.

≈гипетские храмы €вл€лись как бы юридическим лицом, владевшим движимой и недвижимой собственностью, хоз€ином которой считалось божество храма. –азмеры этой собственности могли быть очень скромными, но иногда они были гигантскими. ѕо данным папируса ’аррис I, –амсес III даровал храмам ≈гипта 10 процентов обрабатываемой земли и 6 процентов населени€ страны. “акие огромные богатства фараоны могли дарить храмам благодар€ непрерывным победоносным завоевательным войнам, которые велись в эпоху Ќового царства. ќгромна€ добыча сосредоточивалась в руках царей, "сынов јмона"; значительную часть этой добычи они удел€ли богам, и в первую очередь своему "отцу" јмону, который в конце концов оказалс€ богаче всех богов.

—оциально-экономические проблемы не €вл€ютс€ предметом рассмотрени€ в книге, но констатаци€ юридического лица храмов, естественно, влечет за собой вопрос о египетском жречестве, управл€вшем храмами и всей их собственностью.

"¬ египтологической литературе, особенно в зарубежной, взаимоотношени€ между царской властью и храмами нередко представлены в виде €вной или скрытой борьбы двух антагонистических начал - светского и духовного, лишь временно сдерживаемых властью могущественных фараонов. ¬ соответствии с этим сложилось мнение, что усиление жрецов и храмов в экономическом отношении всегда таило в себе угрозу светской власти". Ёта концепци€, безусловно устаревша€, не соответствует фактам, которыми мы располагаем и которые подчеркнул в своем труде ». ј. —тучевский. јкад. ¬. ¬. —труве, ответственный редактор исследовани€ ». ј. —тучевского, писал в предисловии к книге: "Ќесмотр€ на некоторые спорные моменты в монографии ». ј. —тучевского, есть все основани€ включить ее в число работ, которые содействуют правильному решению одной из существенных проблем истории ƒревнего ≈гипта". Ќельз€ не согласитьс€ с точкой зрени€ этого маститого ученого.

ѕрежде всего надо решительно расстатьс€ с довольно широко распространенным мнением о египетском жречестве как о касте или какой-то похожей на касту замкнутой корпорации. ». ј. —тучевский приводит многочисленные и несомненные факты из текстов времени Ќового царства, свидетельствующие о совмещении одним писцом светских должностей и жреческих функций. Ќадо сказать, что перечисленные ». ј. —тучевским факты могут быть дополнены другими, аналогичными. ѕодытожива€ факты, ». ј. —тучевский приводит слова ¬. Ёджертона: "’рамы богов должны рассматриватьс€ как департаменты царской административной системы", а также слова X.  ееса: "∆речество в ≈гипте - царска€ служба". Ќа это же указал и известный французский египтолог —онерон, автор специального исследовани€ о жречестве. ќн пишет: "ќни (жрецы. - ћ.  .) не имеют ничего общего со жрецами древних евреев, а тем более со жрецами христиан. Ёто люди, подобные всем прочим, не наделенные никакими привилеги€ми божественного характера... чиновники особого рода, они исполн€ют вместо цар€ определенные ритуальные действи€".

¬ общем и целом жреческа€ служба хорошо оплачивалась, и мало-помалу в жреческих семь€х устанавливаетс€ традици€ передавать свои должности дет€м по наследству. “радици€ эта про€вл€етс€ более или менее четко в поздние времена. ярким примером ожесточенной и кровавой борьбы за жреческие доходные места €вл€етс€ знаменитый демотический папирус –айланд IX (врем€ персидского господства), повествующий о борьбе жрецов - деда, отца и внука (все трое назывались ѕотенсе) - с группой других жрецов, стремившихс€ захватить их должность. “радици€ наследственного жречества не успела превратитьс€ в узаконенный пор€док, и поэтому, по сути дела, нет фактов, доказывающих борьбу почитателей светского и духовного начал между собой. “о, что представл€етс€ иногда такой борьбой, по существу €вл€етс€ борьбой разных группировок внутри прав€щего класса, вызываемой различными историческими факторами. ќ наличии в ≈гипте внутреннего, жреческого "государства" говорить не приходитс€. јкад. ¬. ¬. —труве очень тонко подметил в упом€нутом предисловии к книге ». ј. —тучевского сущность этой борьбы. "»зменени€, которые претерпевала храмова€ политика фараонов, были обусловлены тем, что храмы посв€щались культу богов - покровителей номов и поэтому служили местным интересам номов. ќднако эти интересы часто не соответствовали требовани€м централизованного египетского государства по отношению к номам. “ем не менее при могущественных цар€х объединенного ≈гипта номы и их храмы полностью подчин€лись интересам государства, сплотившего их в одно политическое целое. ѕо мере обусловленного внутренними и внешними причинами ослаблени€ централизованного государства громоздка€ надстройка политического объединени€ долины Ќила становилась непосильным бременем дл€ экономики номов. “огда начинали вступать в действие сепаратистские силы, и номы стремились освободитьс€ от т€желых повинностей, которые возлагало на них государство. ”силение центробежных сил могло привести в конце концов к распаду единого египетского государства на мелкие государственные (номовые) образовани€. Ёто основное положение автора можно считать в достаточной степени аргументированным".

јвтор насто€щей книги подошел с иных позиций к проблеме противоборства в ≈гипте тенденции централизации номов и их децентрализации, но пришел к тем же выводам: "Ќа прот€жении многовековой истории ≈гипта облик номового сепаратизма измен€лс€, но номы всегда стремились сохранить свои специфические особенности. Ќаиболее рельефно отражались сепаратистские тенденции в системе местных религиозных культов". ќстаетс€ в самом сжатом виде рассмотреть организацию египетского жречества.

 аждое из божеств имело свой клир, во главе которого сто€л верховный жрец, назначаемый фараоном. „исленность, вли€тельность и богатство клира зависели от котировки конкретного божества. “ак, во времена Ќового царства клир фиванского јмона-–а представл€л собой могущественную, богатейшую корпорацию, клиры же других божеств, например мемфисского ѕта и гелиопольскою –а, далеко уступали ему, не говор€ уже о клирах провинциальных божеств. ¬ерховные жрецы некоторых богов имели особые титулы. “ак, верховный жрец бога ѕта в ћемфисе носил титул "великого начальника ремесленников", верховный жрец бога –а в √е-лиополе - титул "великий созерцанием (бога)", верховный жрец бога “ота в √ермополе - титул "великий п€терик храма “юта", верховный жрец богини Ѕастет в Ѕубасте - титул "великий врачеванием". ¬ерховный жрец јмона-–а в ‘ивах величалс€ "первым жрецом јмона в ‘ивах", такой же титул носили верховные жрецы других божеств - измен€лось лишь в их титулатуре им€ божества и название местности. ¬ерховному жрецу подчин€лось множество жрецов, назначаемых либо фараоном, либо им самим. “ак, в подчинении у верховного жреца јмона были второй, третий и четвертый жрецы. ќни назывались по-египетски "хемнечер", что значит "раб божий". Ёти "рабы божьи" были главными отправител€ми культа. Ќар€ду с ними существовали херихебы, т. е. "чтецы" и знатоки св€щенных текстов (они также подраздел€лись на первого, второго и т. д.), и другие непосредственные служители культа. Ѕольшое количество низшего духовенства выполн€ло самые различные, нередко чисто хоз€йственные функции в храме. ќни назывались "чистыми" (др.-егип. "уабу"). »меетс€ в виду в основном физическа€ и ритуальна€ чистота. Ќачина€ с эпохи —реднего царства жречество јмона постепенно набирает силу и становитс€ самым могущественным в стране. »з одной надписи первого жреца јмона (времена фараона –амсеса IX) известно, что он восстановил пришедший в упадок дом, построенный дл€ верховных жрецов јмона при фараоне —енусерте I (XII династи€). »стори€ сохранила дл€ нас имена этих жрецов. Ќекто ’онсуемхеб, о котором нам известно как о герое литературного произведени€, сохранившегос€ на остраконах Ћувра, ¬ены, “урина и ‘лоренции, назван в этом тексте одним из ранних верховнвгх жрецов јмона (¬торой переходный период). Ќе исключено, что это фиктивный литературный герой. Ќачина€ с XVIII династии верховные жрецы јмона приобретают реальную власть. ’апусенеб, верховный жрец јмона при царице ’ат-шепсут, был "начальником [всех] храмов" страны и "начальником жрецов ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта", т. е. объедин€л под своей властью все жречество ≈гипта. Ёта прерогатива осталась в руках верховных жрецов јмона вплоть до фараона јменхотепа III. ѕоследний его везир, по имени –амосе, перехватил эту прерогативу у верховных жрецов и сам стал "начальником жрецов всех богов ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта". “акое положение сохран€лось вплоть до –амсеса II, при котором руководство клиром вернулось к верховным жрецам јмона. ¬ дву€зычных декретах птолемеевского времени - –озеттском и  анопском - даны греческие и египетские названи€ различных разр€дов жрецов, свидетельствующие о "специализации" в клире. —амо собой пон€тно, что эта поздн€€ египетска€ и греческа€ терминологи€ - результат многовековой эволюции и что функции и названи€ разр€дов жрецов мен€лись с течением времени.

ќсобо надо упом€нуть "иерограмматов" греческого текста, что 'соответствует египетскому "писец дома жизни" (например, –озеттский камень, иероглифический текст, стк. 8, - "чет пер-анх") и означает "артель [писцов] дома жизни". ќколо больших и богатых храмов разных городов располагалс€ "дом жизни". ƒе€тельность этого учреждени€ была весьма разносторонней, можно даже сказать, универсальной дл€ того времени. «десь составл€лись тексты религиозного содержани€ (гимны, молитвы, "анналы" богов, и в первую очередь заупоконные тексты). ј. ¬ольтен показал, что " нига мертвых", а раньше "“ексты саркофагов" и "“ексты пирамид" были продукцией "домов жизни". «десь же создавались другие магические и религиозные произведени€ и даже медицинска€ литература. —ловом, "дома жизни" были в те отдаленные времена средоточием умственной жизни страны, в целом поставленной на службу теологическим и сакральным цел€м. »з одного отрывка магического папируса —алье 825 очевидно, что, в представлении самих египт€н, в "доме жизни" создавались письменные произведени€, назначением которых было сохранение жизни цар€ и людей на земле и в потустороннем мире. “аким образом, именно в "домах жизни" создавались новые теологические концепции, переделывались и дополн€лись старые.

¬ клир входили также певцы и музыканты. Ќельз€ не сказать и о роли женщин в среде египетского жречества. √еродот (II, 35) утверждает следующее: "Ќи одна женщина [у них - т. е. египт€н] не может быть жрицей ни мужского, ни женского божества, мужчины же [могут быть жрецами] всех богов и богинь". ”тверждение это не соответствовало реальному положению дел, и "отец истории" сам себе противоречит в двух местах своего труда. “ак, он пишет: "∆рецы «евса (т. е. јмона. - ћ.  .) в ‘ивах рассказывали мне, что две женщины, жрицы из ‘ив, были увезены финики€нами и одна из них, как узнали, была продана в Ћивию, а друга€ - в Ёлладу. Ёти-то женщины и положили основание первым оракулам у упом€нутых народов" (II, 54). Ќесколько ниже (II, 56) √еродот собщает: "ћое собственное мнение об этом вот какое. ≈сли финики€не действительно похитили тех женщин из храма и одну продали в Ћивию, а другую в Ёлладу, то, по-моему..." ƒалее следует рассказ об основании оракула в √реции и Ћивии. Ё. Ѕлэкман посв€тил этой проблеме специальное исследование, показывающее, что первое сообщение √еродота о том, что женщины не участвуют в культе, противоречит фактам. —обранные им данные не оставл€ют ни малейшего сомнени€ в том, что в ≈гипте существовали жрицы, порой игравшие в культе важную роль. ∆рицы упоминаютс€ в пам€тниках уже во времена ƒревнего царства (V династи€). ѕозднее, во времена —реднего царства, упоминаютс€ храмовые певицы и музыкантши (храмов бога ќсириса в јбидосе и богини ’атхор в  усе). √ораздо чаще жрицы, музыкантши и певицы фигурируют в текстах Ќового царства (драмы јмона-–а .в ‘ивах, ќсириса, »сиды, ћут, ’апи в јбидосе, ’атхор в ƒендере, большой э€неады в  арнаке и т. д.). ¬ одной из надписей в храме Ёдфу перечисл€ютс€ божества 42 номов ≈гипта, верховные жрецы, а вслед за тем жрицы, "играющие на систре" перед изображением божества. —реди жриц того или иного божества выдел€ютс€ "верховные жрицы", руководившие певицами и музыкантшами. ¬ ‘ивах такой "верховной жрицей" была жрица, носивша€ также титулы "поклонницы бога" и "жены бога" (имеетс€ в виду бог јмон-–а). ∆ена фараона яхмеса I, основател€ XVIII династии, яххотеп была, насколько известно, первой царицей, носившей титул "жены бога". јмон-–а, таким образом, имел в лице царицы земную жену, что вполне соответствует изложенным выше представлени€м о теогамии. ќднако царь богов не ограничивалс€ одной женой.  ак и фараоны, он имел гарем из земных наложниц, и этими наложницами €вл€лись "певицы и музыкантши" храма. ƒругие боги - »нхар, ’аршеф, ћин, —ебек, “от, »нмутеф, ”пуаут в јссиуте - в подражание царю богов также имели земной храмовый гарем.

‘ункции храмовых певиц и музыкантш не ограничивались музыкальной сферой. ¬ р€де случаев они принимали активное участие в ритуале (об этом свидетельствуют изображени€) и в заупокойном культе. ћатериальное вознаграждение жриц было таким же высоким, как и жрецов-мужчин.  ульминационным пунктом развити€ института жриц было управление "поклонницы бога" ¬ерхним ≈гиптом.

"ѕосле падени€ XX династии ок. 1000 г. до н.э. ‘иваида стала независимой под управлением верховных жрецов јмона-–а. Ќо начина€ с ќсоркона III, фараона XXIII династии, около 720 г. до н.э. и вплоть до ѕсамтика III, фараона XXVI династии, приблизительно до 525 г. до н.э. ‘иваида управл€лась не верховными жрецами јмона-–а, но п€тью "женами бога", правившими друг за другом. ѕервой из них была дочь ќсоркона III Ўепенопет.  огда на египетский престол сел эфиопский фараон ѕианхи, он принудил ее удочерить јменардис, котора€ была сестрой жены ѕианхи (ѕианхи был женат на дочери  ашты). јменардис, в свою очередь, удочерила Ўепенопет II, дочь ѕианхи (и плем€нницу јменардис). Ўепенопет II сначала удочерила дочь “ахарки, јменардис II, но через дев€ть лет после своего восшестви€ на престол ѕсамтик I заставил ее удочерить свою дочь Ќитокрис, котора€ затем удочерила јнхнеснефибру, дочь ѕсамтика II. “аким образом, было п€ть, а не шесть, следовавших друг за другом жриц - правительниц ‘ив, ибо Ўепенопет II была жива при вступлении на эту должность Ќитокрис, а јменардис II никогда не правила". Ќитокрис правила 64 года, а јнхнеснефибра умерла при ѕсамтике III в возрасте старше 80 лет. ѕравление этих жриц не было фикцией: верховные жрецы јмона-–а при этих правительствах играли ничтожную роль. ѕри Ќитокрис большую роль играл четвертый жрец јмона - ћонтуемхат, а также некий »бе. ¬ступление в должность жрицы-правительницы ознаменовывалось пышными всенародными торжествами, о чем повествуют тексты.

¬о времена жриц-правительниц ‘иваиды "жена бога" ставилась в тесную св€зь с богиней “ефнут. “ак, в гробнице упом€нутого »бе в одной из надписей говоритс€ о Ќитокрис: "ƒочь –а, она же “ефнут".

»з приведенных фактов, а число их можно умножить, со всей очевидностью €вствует, что женщины, как члены клира того или иного божества, принимали активное участие в религиозной жизни страны. ¬ птолемеевские времена по€вл€етс€ категори€ людей, посто€нно живущих в храмах, но фактически не жрецов: это нечто вроде отшельников, давших пожизненный обет подчин€тьс€ жрецам храма и выполн€ть их поручени€ в благодарность за покровительство и защиту. Ќе исключено, что эти отшельники были как бы предтечами христианского монашества, по€вившегос€ в ≈гипте раньше, чем в других странах, прин€вших христианство, но не ранее птолемеевских времен.

—ледует сказать несколько слов о внешнем виде жрецов. ∆рецы были об€заны носить оде€ние из белого льна, ни в коем случае не из шерст€ных тканей. ѕокрой одежды был архаический, простой. Ќекоторые жрецы носили шкуру пантеры (жрецы-сем). Ќа ногах у них были белые сандалии, отличавшие их от прочих египт€н, в массе ходивших босиком. ƒл€ жреца была строго об€зательна чистота одежды и тела. ѕоэтому жрецы были об€заны брить волосы на теле и на голове. Ѕрита€ голова - один из основных признаков жреческого достоинства.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|