–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

‘ј–јќЌ. ќЅќ∆≈—“¬Ћ≈Ќ»≈ Ћёƒ≈…

–оль фараона в египетском обществе, т. е. в реальной, земной жизни, неразрывно св€зана с его ролью в египетской религии. Ёти два аспекта власти фараона не могут быть рассмотрены в отрыве друг от друга. ¬ научной литературе высказано немало разных точек зрени€ по этой проблеме. ќднако нас прежде всего интересует взгл€д самих древних египт€н на фараона, на его место в обществе и в религии. ќсновна€ и наиболее распространенна€ в науке до недавнего времени точка зрени€ почерпнута из египетских текстов и состоит в следующем: египт€не €кобы верили, что фараон - это божество и, следовательно, народ ≈гипта - находитс€ под началом не человека, а бога. ѕо этому поводу акад. Ѕ. ј. “ураев писал: "¬ ≈гипте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что царь - бог"; "÷арь - бог при жизни и по смерти... ≈го божественное достоинство не возбуждало сомнений и требовало этикета, приближающегос€ к храмовому культу... »м€ его не произносилось всуе...". ќднако в последнее врем€ эта точка зрени€ подверглась пересмотру не без серьезных к тому оснований. ¬ данной главе приводитс€ максимально адекватное изложение египетской концепции о природе власти фараона с привлечением результатов новейших исследований и прежде всего замечательной работы крупного французского египтолога ∆. ѕозенера. Ќо прежде чем приступить к этому изложению, необходимо сказать буквально несколько слов о происхождении термина "фараон". ѕомимо египетских текстов этот термин встречаетс€ в Ѕиблии как видоизмененна€ форма устойчивого словосочетани€ двух египетских слов "пер-аа", что значит "дом великий", служившего, начина€ с XVIII династии, дл€ метафорического обозначени€ того, кто живет в "доме великом", т. е. во дворце. »з Ѕиблии "пер-аа" проникло и в европейские €зыки.

¬ египетских религиозных текстах недвусмысленно подчеркнута божественна€ природа фараона.  ак отметил Ѕ. “ураев, "земной ≈гипет переносил свои услови€ в мир богов. Ёти услови€ предвечны - боги царствовали, подобно фараонам, име€ в лице тоже богов своих визирей и чиновников. » потом бюрократические пор€дки господствуют в мире богов: эннеада имеет своим секретарем и докладчиком визир€ бога –а-“ота; сам –а рисуетс€ насто€щим фараоном.  онечно, и это не могло не вли€ть на развитие генотеистических представлений". »наче говор€, египт€не создали своих богов по собственному образу и подобию, или, точнее, по образу своих царей. ѕроизошло это уже во времена объединенного ≈гипта.

¬оображаемые небесные пор€дки, которые были, в представлении людей, лишь отражением реальных земных пор€дков, легли в основу доказательства божественной природы фараона, правившего простыми смертными, €вл€вшегос€ их неограниченным и всевластным повелителем. ‘икци€ божественной природы фараонов зиждетс€ в египетских текстах на следующих положени€х: весь мир, боги и люди были созданы, по доктрине √елиопол€, верховным богом –а. –а был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т. е. царем богов и людей, –а - первый фараон. ѕосле него правили другие боги, и вот на престоле мира (мир в данном случае тождествен ≈гипту) по€вл€етс€ сын ќсириса и »сиды, бог ’ор. —огласно египетской религиозной и исторической традиции ’ор - прообраз всех египетских фараонов, а фараоны - его земное воплощение.  аждый реальный фараон считалс€ потомком и –а, и ’ора, а следовательно, был св€зан с ним и божественными и фамильными узами. Ёти представлени€ отражаютс€ в официальной п€тичленной титулатуре фараона, окончательно установившейс€ в конце эпохи ƒревнего царства и сохранившей свою силу и значение на прот€жении всей истории ≈гипта, включа€ и греко-римское врем€. Ёта религиозно-политическа€ фикци€ сыграла огромную роль в египетской религии и политике, всемерно способству€ укреплению непререкаемой власти и авторитета фараона. ќгромную роль в становлении этой фикции сыграло жречество √елиопол€ во времена V династии.

–ассмотрим п€тичленную титулатуру фараона в ее традиционной египтологической интерпретации. ѕервым членом титулатуры было им€ фараона как воплощени€ бога ’ора, включавшего в качестве об€зательного компонента им€ бога: например, —енусерта I, фараона XII династии - "’ор, жизнь рождений", “утмоса III - "’ор, бык могучий, восси€вший в ‘ивах" и т. д. ¬торым членом титулатуры было им€ фараона как воплощени€ "двух владычиц" - богини ¬ерхнего ≈гипта Ќехбет (в образе коршуна) и богини Ќижнего ≈гипта ”аджет (в образе кобры). ” —енусерта I это им€ было тождественно имени ’ора - "жизнь рождений", у “утмоса III оно звучало: "”стойчивое €вление –а". “ретий член титулатуры состо€л из имени фараона как "золотого ’ора". ” —енусерта I это было оп€ть "жизнь рождений", у “утмоса III - "могучий силой, св€той коронами". „етвертый член титулатуры начиналс€ словами: "÷арь ¬ерхнего и царь Ќижнего ≈гипта", затем в об€зательном пор€дке в картуше следовало личное им€ цар€ ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта (у —енусерта I - ’епер- а-–а, у “утмоса III - ћен-’епер-–а). ѕ€тым членом титулатуры служило, так сказать, "отчество", которое предвар€лось словами "сын –а", затем следовало второе им€ фараона, также об€зательное в картуше, - “утмос-Ќефер-’епер.

»з приведенных примеров двух п€тичленных титулатур - фараонов —енусерта I и “утмоса III - нетрудно видеть, что титулатура фараона была теснейшим образом св€зана с религиозными представлени€ми. ѕервый член титулатуры, представл€ющий фараона как воплощение бога ’ора, - древнейший, он налицо в пам€тниках фараонов I и II династий. ¬торой член титулатуры отождествл€ет фараона с "двум€ владычицами", т. е. утверждает единую власть фараона над обеими част€ми ≈гипта: ¬ерхним и Ќижним. ѕричем имеетс€ в виду не просто политическое единство страны, а религиозно-политическое, ибо фараон воплощал богинь. ѕо поводу имени фараона как "золотого ’ора" высказывались различные мнени€. Ќе подлежит, однако, сомнению, что это им€ какой-то ипостаси бога ’ора. » наконец, п€тый член титулатуры начиналс€ словами "сын –а", после которых следовало им€ этого сына. “аким образом, из п€ти членов титулатуры четыре содержат отождествление фараона с богами. Ёто означает, что фараон официально объ€вл€лс€ богом.

¬ дополнение к фикции божественной природы фараона существовала друга€ фикци€, имевша€ целью "доказать" первую. —уть ее состо€ла в том, что фараон не просто объ€вл€лс€ "сыном –а", но и в самом деле был рожден царицей от самого бога Pa, представшего в образе фараона. Ёта верси€ о теогамии возникла, несомненно, уже в эпоху ƒревнего царства. ¬ знаменитом папирусе ¬есткар, содержащем сказку о происхождении царей V династии, рассказываетс€ о жреце бога –а по имени –аусера и его жене –еджедет, котора€ родила трех мальчиков, но не от своего мужа, жреца, а от самого бога –а (папирус ¬есткар 9, 9-10). ¬озмужав, они положили начало V династии. ќт более поздних времен, точнее, от XVII династии до нас дошли храмовые тексты и изображени€, четко выражающие эту концепцию. ¬ храме царицы ’атшепсут в ƒер-эль-Ѕахри сохранились весьма интересные и поучительные изображени€ и надписи, рассказывающие о рождении женщины-фараона.  ак известно, подлинными, земными родител€ми царицы ’атшепсут были фараон “утмос I и его жена, царица яхмос. »зображени€ же и сопровождающие их надписи не оставл€ют ни малейшего сомнени€ в том, что знаменита€ царица считалась официально дочерью царицы яхмос и бога јмона (в те времена верховного бога ≈гипта, отождествленного с богом –а). —опровождаемый богом “отом, јмон направл€етс€ в покои царицы, прин€в образ ее земного супруга, фараона “утмоса I. Ѕожественный аромат, исход€щий от него, волнует царицу. ќна воспламен€етс€ страстью к богу и отдаетс€ ему. –ождаетс€ дит€ божественного происхождени€ - ’атшепсут. јналогичные изображени€ и подписи повествуют о рождении в Ћуксоре фараона јменхотепа III, земными родител€ми которого были фараон “утмос IV и царица ћутемуй€, а "подлинным" отцом - сам бог јмон. “аким образом, в отношении двух фараонов XVIII династии - ’атшепсут и јменхотепа III - мы имеем совершенно неопровержимое доказательство концепции "двойного отцовства".

Ёта концепци€ существовала и много позже - она отражена в коптском романе об јлександре ћакедонском ѕсевдо- аллисфена, где пр€мо говоритс€: "÷арь јлександр, сын бога јмона и ќлимпиады..." (I, 21). ќлимпиада была исторической, земной матерью македонского завоевател€. √. ћасперо, конечно, прав, утвержда€, что все это - отголосок представлений египт€н о рождении фараона, воплощенных в изображени€х и надпис€х на стенах храмов.

«десь нельз€ обойти молчанием весьма интересный факт: концепци€ "двойного отцовства" проникла в мифологию раннего христианства. ќна присутствует в одном из коптских апокрифов (истори€ плотника »осифа). ¬ полном противоречии с каноническими евангели€ми ’ристос говорит о двух своих отцах - о "любимом отце »осифе", "отце по плоти", и о "благом отце в небесах". ¬ подтверждение божественной природы фараона неоднократно приводилс€ и тот несомненный факт, что в р€де египетских текстов сохранились гимны, в которых фараоны воспеваютс€ как боги. “аковы, например, гимны фараону —енусерту III (кахунские папирусы), гимн –амсесу II ( убанска€ стела), гимн ће-ренпта (папирус —алье I), гимн –амсесу IV (“уринский остракон є 2161).

¬ р€де случаев фараоны (в частности, –амсес II) еще при жизни сооружали храмы с собственными скульптурными изображени€ми, которым поклон€лись как изображени€м богов.

¬ текстах, исходивших из официальных кругов - храмов, дворцов и т. п., вс€чески подчеркивалось божественное происхождение фараона в цел€х упрочени€ его авторитета. —лово "бог благой" (ntr nfr), "фараон" (рr с;), "царь" (nswt) имели один и тот же денотат - "живой царь", "фараон".

—овокупность этих фактов легла в основу традиционной египтологической концепции о роли фараонов в египетской религии как "подлинных богов". ќднако, как показал ∆. ѕозенер, основыва€сь на тщательном анализе множества текстов, имеющих непосредственное отношение к этой проблеме, разрешение ее в традиционном плане страдает безусловной односторонностью. ≈гипт€не, конечно, не могли считать фараонов, реальных людей, подлинными богами, невидимыми сверхъестественными существами, - различие между теми и другими было слишком безусловным и неопровержимым. Ѕожественна€ природа фараона не что иное, как результат религиозно-политических убеждений, в то врем€ как его человеческое естество было дано в непосредственных ощущени€х и в полной мере отражено в р€де текстов.  ак повествуетс€ в знаменитой поэме о  адешской битве, –амсес II, окруженный многочисленными врагами, обращаетс€ с молитвой о помощи к своему "отцу", богу јмону, и тот спасает возлюбленного "сына" от угрожающей ему смертельной опасности. Ёто только один из множества примеров, свидетельствующих о том, что фараон, как и прочие смертные, в трудную минуту жизни искал помощи у богов.

¬оспевание фараона как подлинного бога не более чем литературна€ гипербола, к которой были склонны египт€не. ¬ уже упом€нутом гимне —енусерту III, например, фараон воспеваетс€ как могущественное божество, а затем следует молитва, обращенна€ к богам, с просьбой про€вить любовь к царю, даровать ему жизнь и власть на многие, многие годы. ¬ знаменитой "ѕовести о —инухе" воспеваетс€ как бог фараон —енусеот I и также содержитс€ молитва за него богам. ѕодобных текстов сохранилось множество от самых различных периодов истории ≈гипта. »з надписи фараона ’аремхеба €вствует, что моление богам за здравие и благополучие цар€ практиковалось в храмах ежедневно, иначе говор€, это была необходима€ составна€ часть ежегодного богослужени€. — молитвами к богам обращалс€ и сам фараон - тому немало примеров, особенно в текстах XIX и XX династий. ƒо сих пор исследователи не обращали на это внимани€, подчеркива€ лишь все то, что характеризовало фараона как бога. ¬ результате создавалась неполна€, тенденциозна€, малоправдоподобна€ картина египетских представлений о фараоне. ‘араон мыслилс€ как "богочеловек", и заключенное в нем человеческое начало сближало его с простыми смертными.  ак простые смертные, он зависел от богов и нуждалс€ в их помощи. ¬ своих молитвах фараоны посто€нно подчеркивали, что они "послушны" воле богов. » еще один очень интересный факт: в провинциальных центрах "отцом" фараона считалс€ местный верховный бог.

Ќа всем прот€жении истории ≈гипта между богами и фараонами как бы существовал неукоснительно соблюдавшийс€ нерушимый "договор", основанный на принципе "do ut des" ("даю, чтобы ты дал"), - боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и т. п. ≈стественно, он делал это не единолично - происходил взаимный обмен услугами "между миром богов и ≈гиптом в целом", однако осуществл€ть миссию посредника между богами и людьми был призван фараон - "богочеловек", приближенный к богам обсто€тельствами своего по€влени€ на свет. ќн единственный из смертных имел доступ к богам: бесчисленные рельефы храмов изображают его среди богов. ‘араон, и только фараон, служит богам в интересах своего народа - многочисленное жречество отправл€ет культ лишь по его повелению, только от его имени принос€тс€ во всей стране жертвы богам. —ам по себе фараон лишен способности творить чудеса; они происход€т по воле богов, однако в отдельных случа€х боги могли про€вл€ть свою волю через фараона. ƒл€ единственного "богочеловека" был разработан специальный этикет, в соответствии с которым с ним сносились простые смертные, в том числе и крупнейшие сановники государства. —оотношение богов и цар€ четко определено в одном из текстов времен XVIII династии. ¬ храме, построенном царицей ’атшепсут, имеетс€ надпись, содержаща€ слова "цар€ богов", јмона, обращенные к царице ’атшепсут: "ћое им€ - во главе всех богов, твое им€ - во главе людей".

ѕредставление о божественном происхождении царской власти, о "богочеловеке", о его близости к миру богов "впоследствии имело могущественное вли€ние (через ѕтоле-меев) на –им и ¬изантию".

¬ заключение следует упом€нуть о празднике хеб-сед, который "справл€лс€ в большинстве случаев через определенные промежутки времени - первый раз на 30-м году правлени€ фараона, а затем через каждые три года. ќднако имеютс€ случаи праздновани€ хеб-сед и в иные даты". Ёто один из древнейших праздников, св€занных с фараоном, восход€щих к первобытному доклассовому обществу. "ќсновной целью хеб-седа было обновление сил правител€ ≈гипта... ’еб-сед был пережитком, заменой некогда существовавшего в первобытном ≈гипте ритуального убийства предводител€ племен". — этим частным вопросом тесно св€зана и более обща€ проблема происхождени€ фараоновой власти. " ульт же египетского фараона и весь св€занный с ним сложный ритуал останетс€ непон€тным без учета представлений, обусловивших на предыдущих этапах развити€ общества возникновение культа племенного вожд€. —огласно представлени€м, широко распространенным у многих племен, вождь считаетс€ магическим средоточием производительных сил природы. ќн ответствен, таким образом, за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодородие женщин племени. –азвивающийс€ с течением времени культ вожд€, с одной стороны, сосредоточивает в себе пережитки древнейших тотемистических представлений, а с другой стороны, вт€гивает в свою орбиту родовые земледельческие культы духов зерна, хлеба, природы. ¬ождь и старейшины используют значение этих культов дл€ закреплени€ своего ведущего положени€ в роде.

¬ свете этих представлений становитс€ пон€тным тот факт, что и фараоны ≈гипта также продолжают считатьс€, подобно древним племенным вожд€м, магическим средоточием плодороди€ страны. “ак, фараон принимает об€зательное активное участие в обр€дах, св€занных с основными моментами земледельческой жизни страны: при наступлении времени подъема Ќила фараон бросает в реку свиток с приказом начать разлив, фараон первым торжественно начинает подготовку почвы дл€ посева, он же срезает первый сноп на общегосударственном празднике жатвы, и он же приносит за всю страну благодарственную жертву богине урожа€ –ененут после окончани€ полевых работ года".

ќбожествление фараона в ≈гипте имело место на прот€жении всей истории страны, распространилось на греко-македонских царей ≈гипта - Ћагидов (ѕтолемеев), оказало безусловное вли€ние на римских императоров, в империю которых ≈гипет входил в качестве провинции. ќбожествление же простых смертных было в ≈гипте €влением исключительным. ќбожествл€тьс€ могли представители высшей египетской бюрократии. Ѕыл обожествлен, например, везир »си (конец эпохи ƒревнего царства).  ульт его отправл€лс€ недалеко от Ёдфу еще на исходе эпохи —реднего царства. ƒругой везир, по имени »мхотеп, также времени ƒревнего царства, помощник цар€ ƒжосера, строитель и врач, был обожествлен в качестве бога врачевани€ (гробница его не обнаружена). √реки отождествл€ли его со своим јсклепием.  ульт его справл€лс€ в —аккаре. Ѕыл обожествлен и некий јменхотеп, сын ’апу, живший во времена XVIII династии, в правление фараона јменхотепа III. ¬ его честь был даже сооружен заупокойный; храм.  ульты эти были очень устойчивы; их объекты упоминаютс€ в разных текстах в св€зи со своими особыми качествами, раздутыми народной молвой.

  божествам этого типа были причислены и некоторые фараоны спуст€ много лет после смерти. »х чтили как богов определенной местности. “аковыми были јменемхат III в ‘аюме и јменхотеп I и его мать яхмос-Ќефретере в некрополе ‘ив.

ќбожествление было следствием впечатлени€, произведенного упом€нутыми выше лицами в данной местности еще при жизни, или происходило в св€зи с бытованием на данной территории преданий и легенд, которые складывались о них после смерти. ѕроцесс обожествлени€ облегчалс€ высоким общественным положением, приближенностью к божественной особе фараона.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|