–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ƒ–”√»≈ Ћќ јЋ№Ќџ≈ » Ќ≈Ћќ јЋ№Ќџ≈ Ѕќ∆≈—“¬ј. ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»≈ ≈√»ѕ“яЌ ќ Ѕќ∆≈—“¬≈

¬ предыдущих главах были рассмотрены главные религиозные центры страны и их местные божества, ставшие в силу тех или иных исторических причин "вли€тельными" членами египетского пантеона. ќбзор этот весьма краток и, разумеетс€, неполон в плане характеристики божеств и их роли на разных ступен€х исторического развити€ страны. јнглийский египтолог ≈. Ѕадж, автор очень многих работ, в одном из составленных им путеводителей по египетской коллекции Ѕританского музе€ утверждает, что в ≈гипте было не менее п€ти тыс€ч божеств, не привод€, однако, источника этой информации. ƒошедшее до нас число имен египетских божеств действительно огромно, но лишь о немногих из них сохранились какие-то сведени€, в основном о главных богах крупных религиозных центров и божественных персонажах, не прив€занных к определенным местам, но играющих видную роль в мифах и сказани€х. »менно об этих божествах шла речь в предыдущих главах.

¬ насто€щей главе привод€тс€ сведени€ еще о некоторых местных и неместных богах, которые либо совсем не упом€нуты ранее, либо упом€нуты мимоходом. ќни заслуживают внимани€ потому, что так или иначе св€заны с уже рассмотренными божествами и в отдельных случа€х играют немаловажную роль в религиозной жизни древнего ≈гипта.

Ќачнем с кошачьей богини Ѕастет, упоминавшейс€ в главе о культе животных. ÷ентром ее культа был город Ѕубастис (греческое название), расположенный в восточной части ƒельты, на восточном берегу ƒамиеттского рукава Ќила, несколько севернее √елиопол€. √еродот, посетивший этот город, утверждает, что храм богини Ѕастет (Ѕубастис) очень красив, что богин€ по-гречески называетс€ јртемида (II, 137-138) и что ежегодно в честь богини устраиваютс€ пышные празднества, на которых "выпивают виноградного вина больше, чем за весь год. —обираетс€ же здесь, по словам местных жителей, до 700000 людей обоего пола, не счита€ детей". (II, 60). ÷ифра эта, разумеетс€, преувеличенна, но празднества, несомненно, были всенародными и пользовались большим успехом. ”поминани€ о Ѕастет встречаютс€ еще в религиозных текстах времен ƒревнего и —реднего царств, но попул€рность ее особенно возрастает при XXII ливийской династии. ≈гипт€не видели в ней разновидность богини ’атхор, а также сопоставл€ли ее с мемфисской львиной богиней —ехмет. Ѕог јнубис, считавшийс€ сыном Ќефтиды, упоминаетс€ иногда как сын Ѕастет. »зображалась богин€ в виде женщины с кошачьей головой: кошка была ее св€щенным животным.

¬ восточной же части ƒельты,, в местности, нос€щей в, насто€щее врем€ название —афт-эль-’енне, в качестве локального божества почиталс€ бог —опду. »зображалс€ он как соколиный бог и поэтому отождествл€лс€ с ’ором. ¬ ƒревнем царстве (в храме фараона V династии —ахура) он изображен как азиат и назван "владыкой чужеземных стран".

¬ западной части ƒельты, где именно - точно неизвестно, была "родина" богини —еркет (—елкет), изображавшейс€ в виде женщины со скорпионом на голове (скорпион - св€щенное животное богини). ¬ представлени€х египт€н о потусторонней жизни богин€ —еркет играла роль одного из покровителей и защитников умерших. Ќапомним, что скорпионы считались иногда "спутниками" »сиды.

Ќа южной окраине ‘аюма, в месте, нос€щем в данное врем€ арабское название ћединет ћади, локальной богиней была –ененутет, которую греки называли “ермутке. ¬ западной части ƒельты “ермутке превратилась в “ерепутке и сохранилась как арабское “арраке (ныне  ом јбу Ѕиллу).  ульт богини –ененутет пользовалс€ попул€рностью и в ‘ивах, где она слыла "владычицей закромов" и покровительницей урожа€. ¬ ћединет ћади –ененутет имела общий храм с —ебеком. ≈е репутаци€ как богини урожа€ была довольно распространенной - им€ –ененутет встречаетс€ в р€де текстов, преимущественно времени Ќового царства. »зображалась богин€ в виде кобры. ≈е сыном считалс€ бог зерна Ќепри. »ногда –ененутет и ее сын Ќепри отождествл€лись с »сидой и ее сыном ’ором.

¬ городе Ѕусирисе, неоднократно упоминавшемс€ в св€зи с ќсирисом, нар€ду с последним локальным богам почиталс€ јнеджти, позднее слившийс€ с ќсирисом. »зображалс€ јнеджти как человек, с инсигни€ми цар€.

—ледует еще раз подчеркнуть, что локальные божества сначала были божествами универсальными, вселенскими и лишь в ходе исторического развити€, вносившего те или иные изменени€ в религиозные представлени€ и мифологию, приобретали специфический функциональный облик или св€зывались в мифологических представлени€х родственными узами с другими локальными богами, которые выдвигались на первый план.

ќстановимс€ на божествах общеегипетского функционального характера, но как будто бы не имеющих локального происхождени€ и местного культа.

ѕрежде всего, надо упом€нуть бога ’апи. ’апи египт€не называли не только свою великую реку Ќил, но и ее бога. ќ важнейшей роли Ќила в жизни страны прекрасно сказал √еродот (II, 5): "≈гипет, куда эллины плавают на корабл€х, недавнего происхождени€ и €вл€етс€ даром реки". √еродот пон€л, что ≈гипет - дар Ќила не только в смысле геологического происхождени€. ƒаром реки было и повседневное существование страны. ѕоследнее отлично понимали и египт€не: их жизнь и благополучие целиком зависели от разливов реки. Ёта зависимость нашла отражение в р€де египетских текстов разных времен, в которых повествуетс€ о страшных катастрофах массового голода вследствие отсутстви€ разливов Ќила. ќтражение подобных бедствий мы находим и в Ѕиблии (Ѕытие 41, 53-57). Ќаконец, из истории арабского средневекового ≈гипта также известно об ужасных несчасть€х, постигавших страну. ќб одном из самых страшных голодных годов той эпохи повествует арабский врач и летописец јбд-эль-Ћатиф: "¬ 1219 г. н.э. (597 г. х.) разлив Ќила не состо€лс€, после чего наступил страшный голод, сопровождавшийс€ массовым людоедством: жертвами этого ужаса были дети, которых поедали взрослые, несмотр€ на жесточайшие наказани€ за эти преступлени€".

явлени€ эти были, разумеетс€, очень редкими, в основном разливы Ќила происходили регул€рно. ѕривыкнув к этой регул€рности на прот€жении тыс€челетий, египт€не объ€сн€ли и разливы, и их отсутствие про€влением божественной воли могучей и великой реки. Ќил, от которого зависело благополучие всей страны, естественно, не мог не быть в глазах людей местным божеством - ему поклон€лись и приносили жертвы в разных местах, особенно в √ебель —ильсиле, в области первого порога в ¬ерхнем ≈гипте и у южной оконечности острова –ода, где находилс€ ниломер, специально сооруженный в глубокой древности дл€ измерени€ уровн€ воды в реке. ѕодлинных истоков Ќила и причин его разливов египт€не не знали. ќни полагали, что Ќил - порождение ћирового океана, Ќуна, помещающегос€ под землей и дающего жизнь великой реке, что один ее исток - у острова –ода, другой - у острова Ѕигэ, в районе первого порога, поскольку именно в этих местах наблюдались посто€нные водовороты. Ѕурным было течение реки и в районе √ебель —ильсилы, что в глазах египт€н €вл€лось показателем истока, однако √ебель —ильсила не пользовалс€ почему-то такой славой, как –ода и Ѕигэ.

√еродот (II, 28) повествует, что от жреца богини Ќейт в —аисе он узнал, что Ќил вытекает между скалами  рофи и ћофи: "ћежду этими городами и выход€т на поверхность бездонные источники Ќила, причем половина их вод течет на север, в ≈гипет, а друга€ половина - на юг, в Ёфиопию". Ёта верси€ √еродота восходит, по-видимому, к традиции (отмеченной в текстах, начина€ с XVIII династии), согласно которой кажда€ половина страны, т. е. Ќижний ≈гипет и ¬ерхний ≈гипет, имела "свой Ќил".

јвтор "ќписани€ Ёллады" ѕавсаний, живший во II в. н.э., сообщает (X, 32.18), что разливы Ќила происход€т от слез »сиды, ежегодно оплакивающей своего брата и мужа ќсириса. “аким образом, поздн€€ традици€, или одна из ее версий, св€зывает разливы Ќила с мифом об ќсирисе. Ќа самом юге, у первого порога, культ ’апи (Ќила) затмевал культ ќсириса.

—правл€вшиес€ ежегодно перед разливом реки празднества в честь ’апи были преимущественно праздниками предвкушени€ благоденстви€. ∆ертвы, приносимые богу ’апи, были совершенно безобидны: в реку бросались начертанные на плитах списки даров - продуктов растительного и животного происхождени€. ќб этом упоминает —енека, живший в I в. н.э. (Seneca, Nat. Quaest, IVa, 2,7). —ледует категорически опровергнуть встречающиес€ на страницах некоторых так называемых научно-попул€рных книг нелепые утверждени€, будто в древнем ≈гипте богу Ќила ежегодно приносили в жертву молодую женщину. ¬ основу этой информации, видимо, легло сообщение ѕлутарха о каком-то фараоне, €кобы принесшем в жертву Ќилу собственную дочь (Plutarch, De flum, 16).

¬ египетской религии и мифологии имеютс€ божества, воплощающие то или иное абстрактное пон€тие, но никогда не €вл€вшиес€, по-видимому, локальными божествами. ѕрежде всего следует упом€нуть богиню ћаат. ¬ египетском €зыке "маат" обозначало сложное, синтетическое пон€тие, объедин€ющее пон€ти€: "правда", "истина", "правопор€док", "этическа€ норма", "божественное установление" (в природе и среди людей), "религиозные и нравственные устои" и т. п. "ћаат - это надлежащий пор€док в природе и обществе, который установил творец, а посему все, что правильно и точно; вместе с тем это закон, пор€док, справедливость и правда". “ексты, в которых фигурирует богин€ ћаат, свидетельствуют о том, что она €вл€етс€ обожествленным эквивалентом указанного синтетического абстрактного пон€ти€.

ћаат упоминаетс€ уже в "“екстах пирамид": бог –а объ€вл€ет, что он "восстановил" ћаат (–уr., І 265), в другом месте говоритс€, что "небо удовлетворено, земл€ ликует, ибо они слышали, что [покойный царь] водрузил ћаат на место беспор€дка (isft)" (–уr., І 1775в). ¬ "ѕоучении ѕтахетепа", литературном тексте эпохи ƒревнего царства, старый везир, наставл€€ своего ученика, говорит о великих преимуществах истины. ¬ знаменитой стеле "реставрации" ( аир, є 34183) говоритс€ о фараоне XVIII династии “утанхамоне (1347-1335 гг. до н.э.), что "он изгнал беспор€док (isft) из обеих стран и восстановил ћаат. Ћожь (grg) сделалась омерзительной, а страна стала такой, какой была искони". ќ том, какой страна была искони во времена –а, мы узнаем из мифа храма греко-римского времени в ‘ивах: "ћаат спустилась на землю в их (великих богов. - ћ.  .) врем€ и сблизилась с ними"; "ћаат спустилась с неба в их врем€ и соединилась с живущими на земле".

јвторитет ћаат особенно возрос в конце эпохи ƒревнего царства. Ѕогин€ была поставлена в непосредственную св€зь с богом –а как его дочь. ј поскольку бог солнца (начина€ с V династии) становитс€ верховным богом - покровителем царей, их "отцом", постольку ћаат во всех своих аспектах символизирует божественное установление, правильность жизненных устоев и нравственных принципов.  онцепци€ ћаат составл€ет основное звено египетской этики. ћаат была приближена и к богу “оту. ¬езиры, начина€ с V династии, считались жрецами ћаат; судьи в более позднее врем€ носили на шее на цепочке ее изображение. ¬ крупных храмах, и в частности в храме в ƒейр-эль-ћедине, соблюдалс€ культ ћаат. ‘араон, как сын бога и представитель богов на земле, должен был охран€ть ћаат - правопор€док. ¬ религиозных текстах встречаетс€ упоминание "двух ћаат" - так назывались мифологические небесные барки богов.

¬ иконографии ћаат изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.

ћаат проникла и в литературу. »звестна "—казка о правде и кривде". Ѕез вины ослепленный герой сказки назван ћаат. »меетс€ серьезное исследование –. јнтеса о ћаат в текстах јмарны. —ледует отметить также косвенное вли€ние обожествленной концепции ћаат на возникновение в позднее врем€ на древнем ¬остоке романа об јхикаре, написанном на арамейском €зыке.

»звестную роль в египетских текстах играет богин€ —ешат (—ешат - женский род от "сеш" - "писец"). —ешат считалась богиней письма и счета, а также главой "домов жизни" - скрипториев, в которых составл€лись религиозные и прочие тексты. ќна слыла сестрой или дочерью бога “ота, нередко выступала в качестве ипостаси других богинь - ’атхор, –аттауи, ћафдет и особенно Ќефтиды. —ешат была близка к фараонам: в √елиополе св€щенным считалось дерево ишед, на листь€х которого —ешат записывала предсто€щие годы жизни и правлени€ фараона. ”же во времена ƒревнего царства —ешат почитали как богиню знани€ и покровительницу строителей. ѕо-видимому, она происходила из —аиса. ¬ эпоху Ќового царства ее иногда называли —ефхет-јбуи. »зображалась богин€ в виде женщины с семиконечной звездой на голове.

—уществовала также богин€ родов ћесхенет. ќна была общеегипетской, но особым почетом пользовалась в јбидосе, где расщепл€лась на четыре ипостаси. »зображалась как женщина. Ѕлизким к ћесхенет божеством, т. е. нередко вместе с ней упоминавшимс€ (как, впрочем, и с богиней роста и процветани€ –ененутет), был бог Ўаи. ќн определ€л срок человеческой жизни и поэтому приобрел аспект бога судьбы. ¬ противоположность греческим мойрам или римским паркам он был лишь орудием великих богов, в частности бога “ота. Ўаи имел антропоморфный вид у. почиталс€ в Ўасхотепе (греч. »пселе, араб. Ўутб), расположенном на западном берегу Ќила, в 5,5 км к югу от јссиута. Ўаи было не только именем бога, но и означало также предопределение, судьбу, участь.

ѕо представлени€м египт€н, нар€ду с великими и малыми богами окружавший их мир насел€ло множество сверхъестественных существ, которые могли быть полезны или, наоборот, вредны и опасны дл€ человека.   ним относилс€, например, бог Ќехебкау. ќн упоминаетс€ уже в "“екстах пирамид" (–уr., І 1146). Ётот бог мыслилс€ египт€нами как большой змей или змей с человеческими ногами. »з совокупности текстов, в которых упоминаетс€ Ќехебкау, не€сно, что именно он представл€ет собой. ¬ одних случа€х он - воплощение самого бога –а в образе змеи, в других - враг солнечного бога. ¬ некоторых заклинани€х Ќехебкау фигурирует и как защитник дома от проникновени€ в него змей. ¬ √ераклеополе существовал храм Ќехебкау и отправл€лс€ его культ.

—ледует подчеркнуть, что в египетских религиозных текстах упоминаетс€ множество имен "божественных" пресмыкающихс€, как благожелательных по отношению к человеку, так и враждебных ему: Ќехебкау - один из них. ћногие подобные боги, божки или демоны принимали человеческий облик. —реди египт€н было широко распространено поверье, что существа, благосклонные к человеку, могут выступать в образе карлика с безобразным лицом и кривыми ногами. ¬ коллекци€х египетских древностей разных музеев мира имеютс€ изображени€ подобных существ, которых египт€не называли одним общим именем - Ѕес. “ак, например, в ћузее изобразительных искусств им. ј. —. ѕушкина в ћоскве хранитс€ ваза с изображенным на ней Ѕесом. ‘ункци€ Ѕеса - защитна€; он ограждает людей, особенно при рождении, от опасных животных. Ѕес почиталс€ также как покровитель дома, поэтому изображение этого кривого, бородатого, уродливого существа нередко встречаетс€ на предметах домашнего обихода, в частности на кроват€х - как украшение и амулет.

”же ранее упом€нутый ‘. Ѕаллод опубликовал специальную монографию, посв€щенную этому божеству. ƒальнейшие исследовани€ показали, что Ѕес - не отдельное божество, а собирательное название различных, отличающихс€ друг от друга карликовых божеств, которые начина€ с эпохи Ќового царства смешиваютс€, сливаютс€ друг с другом. Ѕес, - изображенный с ножом, большей частью называлс€ јха, т. е, "боец против опасности и зла", Ѕес танцующий - ’ит, или ’ати.  арликовые боги нередко изображались вместе с богиней ’атхор. —уществовали различные группы Ѕесов, состо€щих из бесчисленных индивидуальных божков. јмулеты Ѕеса были обнаружены при раскопках далеко за пределами ≈гипта, в частности в ———–.

√еродот сообщает (III, 37), что персидский царь  амбиз, покоривший ≈гипет в 525 г. до н.э., посетив в ћемфисе храм бога ѕта, которого √еродот отождествл€ет с греческим √ефестом, издевалс€ над идолом этого божества, походившим на финикийских кабиров, имевших вид карликов. ¬ "родстве" с великим богом ѕта находились какие-то карликообразные божества, которых в науке называют патэками; они считались "детьми" ѕта. ѕатэки, как и Ѕес, имели защитные функции - охран€ли от опасных животных. «ащитна€ функци€ была характерна и дл€ греческих кабиров финикийского происхождени€, в √реции они считались великими богами. Ќапомним, что геро€ми р€да западноевропейских сказаний €вл€ютс€ гномы, безобразные карликовые существа, доброжелательные к люд€м.

Ѕесы, патэки, кабиры, гномы относ€тс€, по-видимому, к одному кругу представлений, бытовавших на той ступени умственного и духовного развити€ человечества, когда люди насел€ли землю несметным количеством божков или духов, многие из которых были вредны и опасны дл€ человека. «а помощью человек обращалс€ к Ѕесам и им подобным, ибо "великие боги" не всегда были склонны непосредственно вмешиватьс€ в его обыденную жизнь.

Ќеобходимо сказать еще об одном боге, о котором упоминаетс€ в некоторых текстах, и в первую очередь в знаменитой "ѕовести о —инухе" (¬ 208), - о боге —емсеру (идентичен с богом —опду, о котором шла речь выше). »з текстов бог —емсеру попал в словарь Ёрмана - √рапова; между тем такого бога не существовало, это не более чем плод неправильного прочтени€ (а следовательно, и ошибочной интерпретации) самими египт€нами и современными учеными древних текстов. Ѕог —емсеру должен быть окончательно вычеркнут из длинного списка египетских божеств.

«акончим на этом характеристику египетских божеств (дальнейший их перечень не внесет существенных коррективов в понимание египетской религии) и обратимс€ к рассмотрению не затронутых ранее кардинальных проблем науки о религии древнего ≈гипта.

ѕрежде всего возникает вопрос: как египт€не представл€ли себе своих богов? ¬опрос очень существенный дл€ понимани€ мироощущени€ и мировоззрени€ древних египт€н. –ешению его способствуют два рода источников: дошедшие до нас бесчисленные изображени€ египетских богов (нагл€дное свидетельство представлений древних египт€н о внешнем облике божеств) и тексты, на основании которых можно сделать выводы о том, как мыслилась сущность того или иного божества.

≈гипетские боги изображались, во-первых, в виде животных и неодушевленных предметов (фетишей), во-вторых, в облике людей с головой того или иного животного, в-третьих, мужчинами или женщинами. »зображение богов в виде животных или неодушевленных фетишей, как и в виде мужчин и женщин, €вл€етс€ отражением в искусстве соответствующих стадий религиозного мышлени€. јнтропоморфные изображени€ богов статичны, канонически обусловлены и символичны, т. е., по существу, фигура одного бога или богини ничем не отличаетс€ от фигуры другого бога или богини, различны лишь присущие им инсигнии. Ќапример, богин€ —ешат имеет семиконечную звезду на голове, богин€ —елкет изображена со скорпионом на голове и т. д. ƒревнеегипетские божества изображались обычно в торжественных, культовых позах (как и христианские св€тые), никаких Ђвольностейї греческого типа не допускалось.  анон соблюдалс€ в соответствии с древней традицией.

√ораздо сложнее вопрос о том, как мыслили египт€не сущность божества. ƒумали ли они, что изображение божества и есть божество, или решали эту проблему иначе?

¬ эпоху тотемизма и фетишизма египт€не, как и все народы мира, считали божеством то или иное животное, тот или иной фетиш, иначе говор€, надел€ли сверхъестественными качествами конкретный одушевленный или неодушевленный предмет, т. е. нечто материальное. ѕеренесение человеческого сознани€ на природу и на неодушевленные предметы закономерно на определенном этапе исторического развити€ общества. „еловек видит в природе и в окружающих его предметах свой аналог, обладающий присущими ему эмоци€ми и способностью мыслить. ¬се это достаточно хорошо известно подлинно научному, материалистическому религиоведению. — развитием производительных сил и производственных отношений, с изменением мировоспри€ти€ и подъемом мышлени€ на более высокую ступень по€вл€ютс€ представлени€ о силах, наход€щихс€ вне объектов почитани€, но как-то с ними св€занных. “ак возникают боги. Ѕожество невидимо и неос€заемо, но в такой же мере реально, в представлении древнего египт€нина, как и материальное изображение божества. Ќа более высоком, чем тотемизм и фетишизм, уровне развити€ религиозного мышлени€ человек мыслит божество как самого себ€ - об этом писал древнегреческий философ  сенофан. Ќо воображаемые люди, созданные фантазией реального человека, обладали особыми, как бы надреальными качествами: они существовали, но были невидимы и неос€заемы, они управл€ли природой, людьми, каждым человеком в отдельности. ¬ противоположность реальному человеку, обладающему ограниченными возможност€ми, они были всемогущи, и этот реальный человек полностью зависел от их воли, а посему должен был служить богам (культ и ритуал), дабы заслужить их милостивое отношение (этика и мораль, во вс€ком случае, их весьма существенна€ часть).

Ќа вопрос о том, как, в понимании египт€н, божество относилось к изображению божества, можно найти вполне отчетливый ответ в египетских текстах (в основном греко-римского времени). ¬о многих из них сообщаетс€: такой-то бог спустилс€ в свой храм и воссоединилс€ со своим скульптурным изображением. —ледовательно, не изображение - видимое, материальное - €вл€етс€ божеством, а то невидимое, неос€заемое, что в него всел€етс€. “ексты, разумеетс€, были творчеством жречества, а не масс, но именно жречество руководило религиозной жизнью страны. »так, оттолкнувшись от единства божества и его изображени€, египетска€ богословска€ мысль пришла к их разъединению, которое наблюдалось на прот€жении многих веков. Ёто привело к очень серьезным последстви€м: возникло представление о вездесущности невидимого бога, посещающего сооруженные в его честь храмы в различных част€х страны и всел€ющегос€ в свои скульптурные изображени€. ѕочти полный аналог такому пониманию божества мы находим в современном христианстве (многочисленные изображени€ ’риста в церквах).

ѕредставление о невидимом боге сопровождалось представлением о его антропоморфном (или зооморфном) облике,. что имело определ€ющее значение дл€ форм культа.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|