–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

Ёƒ‘” » ’ќ– Ѕ≈’ƒ≈“— »…

Ёдфу (араб., др.-егип. ƒжеба, или Ѕехдет; греч. "јполлонос полис мегалэ") - город в ¬ерхнем ≈гипте, на западном берегу Ќила, между √ебель —ильсилой и ‘ивами. «десь, в Ёдфу, расположен храм ’ора Ѕехдетского - жемчужина египетской архитектуры греко-римского времени. ќн был раскопан ќ. ћариеттом. —лово "раскопан" употреблено нами не случайно: храм был покрыт разного рода отложени€ми. Ёдфуский храм не живописные руины, а чудом сохранившийс€ до нашего времени храм древности, которого как будто не коснулись пролетевшие над ним 20 веков. ѕосещение храма оставл€ет незабываемое впечатление. — верхней платформы его пилона, куда ведут две лестницы по 242 ступени с 14 площадками, открываетс€ чарующий, напоенный невозмутимым спокойствием пейзаж: величественные воды Ќила, роскошество пальм и акаций, окружающие деревушки, изумрудна€ зелень полей, на горизонте на фоне вечно голубого египетского неба темнеет гр€да скал јравийской пустыни.

’рам ’ора Ѕехдетского воздвигнут на месте более древнего храма. ћногочисленные тексты, покрывающие его стены, повествуют о строительстве храма, которое началось при ѕтолемее III Ёвергете в 237 г. до н.э. и было полностью закончено при ѕтолемее XIII Ќеосе ƒионисии в 47 г. до н.э. ’рам был открыт в правление ѕтолеме€ ’ јлександра (107-88 гг. до н.э.). “аким образом, эдфуский храм - пам€тник египетской архитектуры времен Ћагидов. ≈стественно, что и тексты религиозного и мифологического содержани€, начертанные на его стенах, созвучны эпохе.

¬ тотемистическую эпоху население р€да номов уже обожествл€ло сокола. Ёто вполне пон€тно и естественно: тотем какого-то коллектива не избираетс€ этим коллективом сознательно, с особой мыслью иметь тотем, отличающийс€ от тотема соседнего коллектива. ѕредставление о тотеме и преклонение перед животным или растением, воплощающим этот тотем, возникает стихийно, бессознательно. ћатериализацией тотема €вл€етс€ то животное или растение, которое наиболее распространено в данной местности и особенно импонирует люд€м. ¬ ≈гипте такими животными были корова, крокодил,. кобра, лев, сокол. »менно эти представители животного мира €вл€лись тотемами и местными божествами в р€де номов страны. ќбъедин€ло все эти божества им€ ’ор (Ќг), что значит "горный", "небесный" (от слова "hrt" - "небо"). Ќапомним, что и им€ богини ’атхор (Ht - hr) означает "дом горного", "дом небесного". »м€ ’ор, естественно, более всего подходило соколиному богу.

»так, ’оров (богов) было много. ¬ результате теологической де€тельности некоторые из них расщепились к тому же на ипостаси. ƒифференциаци€ богов ’оров отразилась например, в мифе об ќсирисе (в передаче ѕлутарха). «десь два ’ора: ’ор - брат —етха и ’ор - сын ќсириса. ’ор, брат —етха, называлс€ ’ором-старшим (’арур, греч. ’ароерис) в отличие от ’ора, сына »сиды (греч. ’арсиес). ¬ мифе о вражде между ’ором и —етхом в текстах храма Ёдфу "различаютс€ по меньшей мере три ’ора: ’ор Ѕехдетский, ’ор, сын »сиды, и ’ор-старший". —уществовали также боги: ’ор-мерти (’ор-глаза), локальный бог города в восточной ƒельте (на месте либо современного “ель-Ќебеша, в 14 км к югу от “аниса, либо современного  ом-эль-’исна, в 4 км к западу от современной “анты); ’ор-безглазый, которого отождествл€ли с богом вечернего солнца јтумом, местный бог Ћетополиса (греческое название города в восточной ƒельте,. др.-егип. ’ем, позже —ехем, современный јусим); ’ор обоих горизонтов (’арахти), бог света в √елиополе, и т. д. Ќо особо выдающейс€, общеегипетской ипостасью ’ора в исторические времена был уже упом€нутый ’ор, сын »сиды, или ’ор-дит€ (греч. ’арпократ), изображавшийс€ иконографически младенцем. —огласно мифам, этот ’ор, возмужав, изничтожил —етха и завладел престолом ≈гипта, став божественным прообразом всех фараонов, ритуально ему уподобл€вшихс€. —ледует иметь в виду, что египт€не нередко смешивали разных ’оров, отчего возникла мифологическа€ путаница.

»м€ ’ор было об€зательным компонентом официальной п€тичленной титулатуры любого фараона. ¬месте с тем следует подчеркнуть, что нередко в написании слов "бог" и "божье" использовались иероглифы, изображавшие соответственно сокола и кобру. “аким образом, пон€ти€ "бог", "царь" и "’ор" были теснейшим образом св€заны с соколом.

ќдним из ’оров, причем очень важным, был ’ор Ѕехдетский, в честь которого и воздвигнут храм в Ёдфу. ¬ текстах храма ’ор Ѕехдетский выдел€етс€ среди других ’оров, но и здесь он смешиваетс€ иногда с ’ором, сыном »сиды.

¬ египтологической литературе возникла интересна€ полемика о происхождении ’ора Ѕехдетского. —уть вопроса сводитс€ к следующему. ƒревнеегипетский ƒжеба (т. е. Ёдфу) имел второе название: Ѕехдет, которое упоминаетс€ в текстах начина€ со времени —реднего царства, тогда как ƒжеба уже известен по текстам эпохи ƒревнего царства. ¬ текстах храма Ёдфу ’ор в р€де случаев назван ’ором Ѕехдетским. ѕоэтому долгое врем€ считалось, что ’ор Ѕехдетский - местный эдфуский бог. ќднако позднее было установлено, что и в ƒельте существовал город, также именовавшийс€ Ѕехдет, в котором тоже поклон€лись ’ору. Ѕехдет в ƒельте в более позднее врем€ стал называтьс€ —амбехдет, в насто€щее врем€ это “ель-эль-Ѕаламун (менее чем в 5 км. к западу от ƒамиеттского рукава Ќила и в 20 км к югу от берега —редиземного мор€). “аким образом, ’ор Ѕехдетский "родом" из северо-восточной ƒельты. ≈го культ по не€сным причинам был занесен в Ёдфу еще во времена ƒревнего царства и настолько сросс€ с Ёдфу и с ¬ерхним ≈гиптом, что ’ор Ѕехдетский стал типично верхнеегипетским божеством. ћиф о ’оре Ѕехдетском, запечатленный на стенах эдфуского храма, представл€ет собой религиозную драму, содержание которой сводитс€ к следующему. ’ор Ѕехдетский в виде  рылатого ƒиска (солнца) сопровождает в Ќубии великого бога-цар€ –а-’арахти, возглавл€ющего бесчисленное войско. ’ор Ѕехдетский узрел врагов бога, а –а-’арахти разрешает ему уничтожить их. ¬раги превращаютс€ в крокодилов и гиппопотамов, пытающихс€ напасть на –а-’арахти, но ’ор Ѕехдетский преследует и громит их. ”ничтожаетс€ предводитель врагов, бог —етх. ’ор, сын »сиды, присоедин€етс€ к ’ору Ѕехдетскому, и они вместе преследуют бегущих врагов вплоть до самого мор€.

“аким образом, победа –а-’арахти - это в основном победа обоих ’оров - ’ора Ѕехдетского и ’ора, сына »сиды. ’ор Ѕехдетский выступает в мифе как солнечное божество. ¬тора€ часть мифа - мистери€, совершающа€с€ в храме. ѕричем главное действующее лицо названо здесь ’ором Ѕехдетским, образ которого сливаетс€ с ’ором, сыном »сиды. ¬ диалогах участвуют фараон и »сида, мать ’ора, бог “от, жрец-чтец и др. ќбе части мифа иллюстрируютс€ рельефами. ћистери€ разыгрывалась в храме ежегодно, на двадцать первый день второго мес€ца сезона зимы, 21 мехира, т. е. в первой половине €нвар€. –елигиозна€ драма, представленна€ эдфускими текстами, по объему и литературным достоинствам превосходит все, что было известно до сих пор в ≈гипте в этом жанре. ¬первые текст был полностью переведен и прокомментирован английскими египтологами ј. Ѕлэкманом и X. ‘эрманом, русский перевод дан ћ. Ё. ћатье.

 ак перва€, так и втора€ часть мифа говор€т о борьбе ’ора Ѕехдетского с —етхом и о победе первого над вторым - —ледует отметить, что египтологи интерпретировали миф по-разному.

јнглийский египтолог Ќьюберри хотел видеть в эдфуском мифе о ’оре Ѕехдетском мифологизацию исторических событий времен первых двух династий, когда, несмотр€ на происшедшее объединение, ¬ерхний и Ќижний ≈гипет временами вступали в ожесточенные, кровавые конфликты.

ќдним из аргументов, €кобы подтверждающих его гипотезу, Ќьюберри считал наличие датировки в самом начале первой части мифа о ’оре Ѕехдетском. “ам действительно сказано: "√од 363 цар€ ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта –а-’а-рахти..." Ќо датировка в мифе отнюдь не про€вление историзма. ¬спомним “уринский папирус со списком фараонов-богов, царствовавших на земле до людей. ¬ одном из фрагментов упоминаетс€ –а, правда без хронологии царствовани€. ј вот богу “оту отведено 7726 лет царствовани€ на земле.

— аналогичным €влением мы сталкиваемс€ и в мифе о ’оре: 363 года царствовани€ естественны дл€ бессмертного бога-цар€. Ќе только Ќьюберри, но и другие ученые, такие, как  . «ете, X. ’олл, про€вл€ли склонность к подобному историческому евгемеризму, полага€, что за эпизодами мифологической борьбы между ’ором Ѕехдетским и —етхом скрываютс€ реминисценции каких-то отдаленных или более близких исторических событий. √риффис даже допускает, что в эдфуском мифе может быть отражено изгнание гиксосов.  онечно, всегда возможно привести какие-либо аргументы в пользу той или иной гипотезы, предлагающей Ђисторическоеї объ€снение мифа о ’оре Ѕехдетском. Ќо гипотезы такие вр€д ли приемлемы. ќбратимс€ к фактам.

¬о-первых, в мифе о ’оре Ѕехдетском нет ни единого упоминани€ о каком-либо историческом событии или намека на это. —южет - чисто мифологический. ¬о-вторых, миф о ’оре Ѕехдетском не просто миф сам по себе, он теснейшим образом св€зан с другими мифами, и прежде всего с мифами о верховном боге –а (или –а-’арахти).  ак уже отмечалось в главе о –а и его эннеаде, важным моментом в мифах о –а €вл€етс€ борьба этого бога и окружающих его богов с врагами –а, олицетвор€ющими тьму и зло. ¬месте с тем миф о ’оре Ѕехдетском св€зан с мифом об ќсирисе и »сиде, чей сын ’ор бок о бок с ’ором Ѕехдетским сражаетс€ с врагами –а (или –а-’арахти), возглавл€емыми —етхом. ¬ этом мифе борьба с врагами –а также €вл€етс€ очень важным, если не самым важным, моментом. “аким образом, борьба с врагами –а - это общий сюжет цикла мифов о –а и мифа о ’оре Ѕехдетском. ≈сли же учесть, что сам ’ор Ѕехдетский - одна из форм бога солнца и вместе с тем сливаетс€ с ’ором, сыном »сиды, уничтожающим —етха, то окажетс€, что сюжет мифов о –а, о ’оре Ѕехдетском и о ’оре, сыне »сиды, по сути дела, общий: боги света и добра (–а, –а-’арахти, ’ор Ѕехдетский, ’ор, сын »сиды, и другие, близкие им боги) сражаютс€ против сил тьмы и зла (дракона јпопи, а затем —етха и его союзников). »ными словами, генеральна€ дл€ египетской мифологии тема борьбы добра со злом и света с тьмой воплощаетс€ в разных мифологических образах.

» наконец, в мифе о ’оре Ѕехдетском, как и в прочих мифах, отражены вневременные, абсолютные представлени€ египт€н: боги света и добра - это боги-цари, прав€щие ≈гиптом (–а, –а-’арахти, ’ор); ’ор, в частности, €вл€етс€ родоначальником всех египетских фараонов. Ѕоги и их преемники фараоны - это блюстители божественного и вселенского пор€дка, их враги - это м€тежники, выступающие против власти богов и фараонов.

»так, миф о ’оре Ѕехдетском, как теологическое и мифологическое построение эдфуского жречества, находит объ€снение, с одной стороны, в мифах о –а, с другой - в мифе об ќсирисе и »сиде. ѕравда, мифологический сценарий несколько изменилс€: из спутника и защитника солнечного бога бог —етх превратилс€ в предводител€ его врагов, но суть мифа осталась прежней: извечна€ борьба света и добра со злом, пронизывающа€ и заупокойные тексты. —начала эта борьба мыслилась как столкновение двух противоположных, взаимоисключающих физических начал; света и тепла с тьмой и холодом, но постепенно она была перенесена в духовно-нравственную сферу, став борьбой добра и зла - нравственный принцип начал прокладывать себе путь в гуще ритуально-магических воззрений. ћнение р€да ученых о том, что в мифе о ’оре Ѕехдетском —етх воплощает конкретное зло, олицетвор€€ вс€кого рода внешних врагов ≈гипта, покушающихс€ на его независимость, текстуально доказано быть не может, но тем не менее така€ точка зрени€ вполне правомерна: в греко-римские времена —етх рассматривалс€ как дь€вол или сатана, покровитель всего чужеземного и враг египетских богов.

¬ заключение следует еще раз подчеркнуть, что ’ор Ѕехдетский - солнечное божество -  рылатый ƒиск (солнца). ¬ поздние времена его изображение стало всеобщей эмблемой божественности и высшей св€тости, оно имеетс€ при входе во все египетские храмы. ќднако  рылатый ƒиск - это не позднее изобретение египетской мифологии и искусства, оно встречаетс€ уже во времена V династии со следующими сопроводительными словами: "Ѕлагой бог, владыка ќбеих «емель".  ак известно, это обычный эпитет вс€кого фараона. “аким образом,  рылатый ƒиск - это и божество солнца, ’ор Ѕехдетский, и обобщенный прообраз фараона.

¬ более древние времена I династии, на гребешке фараона ƒжета крылатым изображено не солнце, а небо. ћожет быть, это просто фантази€ художника, однако весьма показательна€: представление о небе сближаетс€ с представлением о солнце.   ним, естественно, примыкает представление о соколе-’оре, пар€щем в поднебесье, а следовательно, и о фараоне как о потомке ’ора. ј. √ардинер раздел€ет мнение  . «ете о том, что  рылатый ƒиск - нечто вроде св€щенного герба, символизирующего единый ≈гипет, а крыль€ диска - ¬ерхний и Ќижний ≈гипет.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|