–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

јЅ»ƒќ—, ќ—»–»— » »—»ƒј

јбидос (греч., др. - егип. јбджу, коптск. Ёбот, араб. Ёль-јраба-эль-ћадфуна) расположен немного южнее современного Ѕейт-’аллафа, на западном берегу Ќила, недалеко от кромки Ћивийской пустыни. √лавным городом нома, куда входил јбидос, был “инис. ¬округ јбидоса лежала территори€, на которой задолго до объединени€ ≈гипта возникла доисторическа€ культура - так называема€ культура Ќакада (Ќакада I и Ќакада II - соответственно амратийска€ и герзейска€ культуры).

‘ранцуз јмелино (1895 г.), а затем знаменитый ‘л. ѕитри (1899 г.) производили раскопки в местности ”мма-эль- ааб (по-араб. "мать горшков" - название дано в св€зи со скопищем здесь огромного количества обломков горшков), расположенной приблизительно на рассто€нии 1,5 км к западу от јбидоса. Ѕыли обнаружены до тех пор совершенно неизвестные гробницы фараонов первых двух так называемых тинисских династий.

ƒревнейшим известным местным божеством в јбидосе был ’ентиментиу ("предводитель западных", т. е., по сути дела, "царь умерших"), изображавшийс€ в виде собаки. ¬ јбидосе обнаружены остатки храма, где отправл€лс€ его культ. ¬ эпоху —реднего царства в јбидос проник культ ќсириса, поглотившего и вытеснившего древнего ’ентиментиу.

ќсирис и его жена богин€ »сида €вл€ютс€, несомненної самыми важными и колоритными фигурами египетского пантеона, а легенда о них, по словам Ѕ. “ураева, - "главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египт€н". ќб ќсирисе существует объемиста€ исследовательска€ литература, содержаща€ немало противоречивых суждений и выводов, которые разбирать здесь или хот€ бы перечисл€ть излишне. Ќеобходимо, однако, вкратце сказать, во-первых, о том, что нам известно из сохранившихс€ источников об этих божествах, во-вторых, о том, какие выводы делает современна€ наука на основании этих источников, ибо без этого невозможно понимание египетской религии.

» еще одно предварительное замечание: облик ќсириса как божества очень сложен и представл€етс€, "по существу, до сих пор еще полностью не вскрытым и не проанализированным". Ёти слова были написаны ћ. Ё. ћатье в 1952 г. ¬ насто€щее врем€ положение несколько изменилось к лучшему, однако полной €сности в том, как возник образ ќсириса, все же нет.

Ќесколько слов об источниках, содержащих материал об ќсирисе. Ёто уже неоднократно упоминавшиес€ "“ексты пирамид", "“ексты саркофагов", " нига мертвых", гимны ќсирису на стеле —-286 Ћувра, сказка о ’оре и —етхе, папирус Ѕремнер-–инд, где имеетс€ плач »сиды и Ќефтиды по умершему ќсирису; стела, известна€ в науке под названием "√ор на крокодилах", содержаща€ две интересные информации: об »сиде и семи скорпионах и о пребывании »сиды и ее сына ’ора в болотах ƒельты; стелы сановников »хернефрета, ћентухотепа, —хеменебра, фараона Ќеферхотепа и р€д других стел с меньшим объемом информации. Ќельз€ не упом€нуть также и "ѕам€тник мемфисской теологии", о котором говорилось в главе о ћемфисе и боге ѕта, а также рамессейский драматический папирус (речь о нем пойдет далее). ѕеречисленные и другие египетские тексты содержат весьма интересный, высокоинформативный, но, к сожалению, фрагментарный материал об ќсирисе (и »сиде). Ќи в одном египетском пам€тнике нет св€зного, последовательного изложени€ мифа об ќсирисе. “ем не менее этот миф хорошо известен из знаменитого сочинени€ ѕлутарха "ќб »сиде и ќсирисе", написанном уже в начале нашей эры, в I в. ћиф (гл. 12-21) снабжен подробным и, несомненно, очень интересным комментарием (гл. 1-11 и 22-80), в котором ѕлутарх предприн€л попытку осмыслить египетский миф в соответствии с греческими, естественно, представлени€ми того времени в разрезах рационалистическом, демонологическом, физическом, астрономическом, философском (ѕлатоновска€ академи€), дуалистическом и, что особенно интересно дл€ египтологии, истолковать ќсириса и его сына ’арпократа как божества растительности. »зложение самого мифа занимает в произведении ѕлутарха сравнительно немного места. —уть его сводитс€ к следующему. ” богини, которую ѕлутарх называет греческим именем –е€, от тайной св€зи с богом, которого он называет греческим именем  ронос, родилось п€ть детей. Ётих детей ѕлутарх называет уже не греческими, а египетскими именами. ¬се они родились в последние п€ть дней года, в дни, не вход€щие ни в какой мес€ц. ¬ первый из этих дополнительных п€ти дней родилс€ ќсирис, и голос с неба возвестил о рождении владыки, во второй день родилс€ ’арур (’ор —тарший), в третий - “ифон (так ѕлутарх называет египетского бога —етха), в четвертый - »сида, в п€тый - Ќефтида.

»з п€ти божеств, рожденных –еей и  роносом, - братьев и сестер - особенно близкими были »сида и ќсирис, полюбившие друг друга еще во чреве матери. ¬зойд€ на престол, ќсирис стал усиленно заботитьс€ о своем народе. »менно он приобщил народ к культуре, очаровал и подчинил себе людей своей музыкой. Ќо ќсирис заботилс€ не только об египт€нах, он странствовал по всей земле, нес€ люд€м блага культурной жизни, освобожда€ их от тьмы варварства. ¬о врем€ странствований ќсириса его возлюбленна€ жена и сестра »сида обеспечивала в ≈гипте пор€док и спокойствие. Ќо тайна€ смута против благодетельного и доброго ќсириса все же возникла; ее возглавил родной брат ќсириса “ифон, завидовавший его авторитету и попул€рности. ќднажды “ифон (—етх) и 72 его единомышленника устроили вернувшемус€ из очередного странстви€ ќсирису торжественную встречу. Ѕыло объ€влено, что великолепный, очень ценной работы сундук достанетс€ тому, кому он придетс€ по росту. ∆елающие получить подарок ложились в сундук, но он не приходилс€ им по росту. Ќо вот в него лег ќсирис, и, ко всеобщему изумлению, сундук оказалс€ как бы специально сделанным дл€ него (сундук и в самом деле был изготовлен по росту ќсириса). “ифон (—етх) и его шайка злодеев немедленно захлопнули крышку, забили ее гвозд€ми и по “анитскому рукаву Ќила спустили сундук с ќсирисом в море. ћоре выбросило сундук на берегу финикийского города Ѕибла, и здесь произошло чудо: из сундука выросло вдруг великолепное дерево, скрыв его своими корн€ми. ѕрибывша€ »сида освободила сундук с останками ќсириса от корней и доставила его в ƒельту, укрыв в болотах близ города Ѕуто, где находилс€ сын ќсириса ’ор. Ќо неугомонный и злобный “ифон (—етх) добралс€ и сюда. ќн извлек из сундука тело ќсириса и рассек его на 14 частей, которые разбросал по всему ≈гипту. Ќеутешна€ »сида разыскала все части тела мужа, за исключением фаллоса, проглоченного нильской рыбой.  аждую часть тела она хоронила там, где находила ее - отсюда множество погребений ќсириса по всему ≈гипту. “ак закончилась жизнь цар€-бога ќсириса на земле. Ёто произошло на двадцать восьмом году его царствовани€. ќднако ќсирис вернулс€ из преисподней и подготовил своего сына ’ора к отмщению. ’ор начал неутомимую и длительную войну против “ифона (—етха) и его союзников и в конце концов победил их всех, завладев троном отца. “аково содержание мифа, по ѕлутарху.

¬ерси€ ѕлутарха совпадает в основном с мифологическими и религиозными представлени€ми египт€н об »сиде и ќсирисе, отраженными в подлинных египетских текстах; правда, тексты эти много богаче, в них представлено большее разнообразие мифологических эпизодов и, может быть, вариантов мифа, оставшихс€ неизвестными ѕлутарху или опущенных в его скупом повествовании. “ак, например, в рассказе ѕлутарха нет ни слова о том, что »сида зачала своего сына "’ора-дит€" от уже умершего ќсириса, отсутствуют подробности, порой очень интересные, о смертельной схватке между ’ором и —етхом, об оживлении умершего ќсириса »сидой, о его мумификации и т. п.

Ѕог ќсирис, как и миф о нем, многоаспектен.

—овокупность данных, сообщаемых ѕлутархом (произрастание дерева из сундука на берегу у Ѕибла, комментарий об ќсирисе как о боге растительности) и древнеегипетскими текстами, в которых ќсирис уподобл€етс€ зерну или хлебу, несомненно, свидетельствует о том, что ќсирис в представлении египт€н св€зывалс€ с растительным миром. "Ќа эту же св€зь ќсириса с зерном указывают и очень интересные предметы, находимые при раскопках: это - полотно, нат€нутое на раму с ножками, на котором лежит сделанное из дерева контурное изображение ќсириса, заполн€емое землей с посе€нными зернами. ѕоследние, быстро взойд€, давали зеленеющий силуэт ќсириса". ќсирис "прорастал".

»конографи€ ќсириса (в большинстве случаев он изображалс€ с каким-то растением) также свидетельствует о том, что ќсирис имел одной из своих божественных функций функцию бога растительности.  освенно это подтверждаетс€ и тем, что в р€де текстов ќсирис тесно св€зан с Ќилом, а в некоторых случа€х выступает как его олицетворение. “ак, уже в "“екстах пирамид" (–уr., І 589) об ќсирисе говоритс€ как о "новой воде" (имеетс€ в виду разлив реки).

»з совокупности всех данных - египетских источников и ѕлутарха - €рко выступает облик ќсириса как цар€ преисподней, верховного судьи в загробном мире. »менно этот аспект ќсириса определ€ет его сущность. —ледует особо подчеркнуть, что в египетских текстах ќсирис никогда не выступает как символ живого, прав€щего фараона - последний становитс€ ќсирисом, сливаетс€ с этим богом лишь после физической смерти. ѕрав€щий фараон, как уже отмечалось, €вл€лс€ олицетворением сына ќсириса ’ора, отомстившего за смерть отца и наследовавшего его престол. ”мерший же фараон никогда не называлс€ ’ором и не уподобл€лс€ ему. »так, каждый живой и прав€щий фараон - это ’ор (но никак не ќсирис!), а умерший фараон - это ќсирис (но никак не ’ор!). ¬ текстах эти различи€ строго соблюдаютс€.

” ќсириса были и другие аспекты: то он выступает в облике лунного божества, то в виде созвезди€ ќрион, то отождествл€етс€ с другими богами: с ’арсафесом, с богом зерна Ќепри, с богом —епа, с богом ѕта и, конечно, с богами потустороннего мира - —окаром, ”пуаутом и некоторыми другими. Ќо еще до наступлени€ эпохи Ќового царства начинают определ€тьс€ черты ќсириса как вселенского бога. √имн ќсирису на стеле јмонмеса, начальника стад бога јмона (XV в. до н.э.), начинаетс€ словами: "—лава тебе, ќсирис, владыка вечности, царь богов!".

¬ начале XX в. в среде египтологов распространилс€ взгл€д на ќсириса как на бога растительности в основном. ќчень значительную роль в распространении этого взгл€да сыграл крупный английский ученый-этнограф (не египтолог!) ‘резер, автор объемистого, широко известного труда под названием "«олота€ ветвь". ƒва тома своего труда, озаглавленные "јдонис, јттис, ќсирис", автор посв€тил сравнительному исследованию древнейших религий ≈гипта и «ападной ѕередней јзии. ќсновной тезис ‘резера состоит в том, что јдонис, јттис и ќсирис олицетвор€ют великие ежегодные перемены в природе. ”казыва€ на многоас-пектность ќсириса, автор подчеркивает необходимость вы€влени€ древнейших представлений об этом божестве. “руд маститого этнографа произвел сильное впечатление и на египтологов, многие из которых особо подчеркивали значение ќсириса как бога растительности. јнглийский египтолог ’орнблауэр, например, отстаивал мнение, что ќсирис - бог растительности. » это спуст€ много лет после того, как ј. √ардинер опубликовал рецензию на книгу ‘резера. —о свойственной ему €сностью и строгостью мысли, опира€сь на исключительное знание египетских текстов и пам€тников, √ардинер доказал, что основное положение ‘резера-ќсирис прежде всего бог растительности - несосто€тельно, что ‘резер не сумел обосновать, как и почему ќсирис, бог-царь, трагически погибший, вдруг оцениваетс€ как бог растительности. ј. √ардинер указывает, что другие египтологи, в частности ј. ћорэ и ћ. ћеррэй, выдвинули интересное предположение. »сход€ из многочисленных африканских аналогий богу ќсирису, которые приводит ‘резер в своем труде и которые, кстати, высоко оцениваютс€ ј. √ардинером, ј. ћорэ и ћ. ћЄррэй считают св€зь умершего бога-цар€ с растительностью органической: у множества африканских племен представление о вожде (о "царе") св€зано с его магическими возможност€ми воздействи€ на процессы природы, вождь ("царь") как бы гарантирует плем€ от неурожа€ и голода. "—огласно представлени€м, широко распространенным у многих племен, вождь считаетс€ магическим средоточием производительных сил природы. ќн ответствен, таким образом, за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодородие женщин племени...".

»менно таким образом объ€сн€ютс€ функции ќсириса как бога растительности, которые €вл€ютс€ вторичными относительно его основного аспекта бога-цар€.

¬ св€зи с этим предпринимались попытки найти "историческое зерно" в мифе об ќсирисе. ƒелались предположени€, что в глубоком доисторическом прошлом страны ќсирис был реальной человеческой личностью - вождем или "царем". Ќечего и говорить, что такие попытки не имеют ни малейшего научного основани€. ѕодобный евгемеризм не заслуживает серьезной научной критики. “ем не менее весьма авторитетные ученые, внесшие огромный вклад в науку, становились порой на этот весьма скользкий путь. “ак, например, сам  . «ете высказывал мнение, что ќсирис - один из древнейших правителей ≈гипта, впоследствии обожествленный. “у же ошибку допустил и X.  еес в двух своих очень ценных монографи€х. Ѕолее того, X.  еес утверждал, что и ј. √ардинер €кобы раздел€ет высказанную им точку зрени€. Ёто обсто€тельство побудило последнего публично за€вить: "я решительно отвергаю эту точку зрени€, которую считаю в высшей степени неверо€тной". ј. √ардинер подчеркнул, что он нигде и никогда ничего подобного не высказывал, и утверждал лишь, что ќсирис €вл€етс€ Ђперсонификацией умерших царей".

Ётот краткий экскурс в историю современной науки был необходим, чтобы оградить неискушенного читател€ от упом€нутых ошибок X.  ееса при чтении его, в общем, очень ценных и важных трудов.

ќсирис и »сида не были искони локальными божествами јбидоса. ѕредставлени€ египт€н об ќсирисе уход€т своими корн€ми в глубокую доисторическую древность. ” некоторых ученых (например, у вышеназванного английского египтолога ’орнблауэра) под вли€нием упом€нутого труда ‘резера сложилось мнение, что ќсирис не исконное египетское божество, а "пришелец" из ѕередней јзии. Ёта точка зрени€ ни в коей мере не подтверждаетс€ конкретными данными. Ќаоборот, все свидетельствует о том, что миф об ќсирисе чисто египетского происхождени€. Ѕытовавшее в свое врем€ мнение, €кобы им€ бога неегипетское, также несосто€тельно.   этим соображени€м ƒж. √в. √риффиса и его рецензента –. ќ. ‘олкнера следует добавить, что приблизительно одинаковые природные услови€ при типологически сходных общественных структурах, естественно, порождают сходные мифологические представлени€. Ќет оснований постулировать факт заимствовани€ египт€нами переднеазиатских мифологических сюжетов, тем более что отсутствуют конкретные данные, указывающие на такое заимствование.

ќсирис неоднократно упоминаетс€ в "“екстах пирамид".  ак уже было сказано в главе о √елиополе, "“ексты пирамид" представл€ют собой сборник текстов гетерогенного характера, возникших к тому же в разное врем€, но доминанта в них, несомненно, гелиопольска€: ќсирис входит в гелиопольскую эннеаду, возглавл€емую –а. ¬месте с тем в тех же текстах (–уr., І 350, 1267) говоритс€ о враждебности ќсириса культу –а. “аким образом, налицо две тенденции: перва€ - –аи ќсирис враждебны, втора€ - ќсирис - член гелиопольской эннеады, возглавл€емой –а. ¬тора€ тенденци€ €вно более поздн€€, ибо она проходит красной нитью по всем "“екстам пирамид" и прочно бытует в более поздние эпохи.   сожалению, нам ничего не известно о первой, более древней тенденции и о том, каковы были представлени€ об ќсирисе, но совершенно €сно, что втора€ тенденци€, к которой, несомненно, приложили руку теологи √елиопол€, преодолела и подавила вторую.  огда и как это произошло - неизвестно.

¬ заупокойных текстах частных лиц мемфисского некропол€ (конец эпохи ƒревнего царства) ќсирис нередко назван "владыкой Ѕусириса". Ёто, безусловно, указывает на св€зь ќсириса как бога умерших с Ѕусирисом. »так, уже во времена ƒревнего царства ќсирис приобрел эпитет "владыка Ѕусириса", разделив судьбу многих египетских богов, которых почитали издавна и в Ќижнем и в ¬ерхнем ≈гипте. –ешить вопрос, где именно "родина" ќсириса, очень трудно, если вообще возможно. Ќо суд€ по традиционной иконографии ќсириса, бог неизменно изображаетс€ в верхнеегипетской высокой белой короне, он все же "выходец" из ¬ерхнего ≈гипта.

ќсирис упоминаетс€ как в "“екстах пирамид", так и в надгроби€х вельмож V-VI династий, следовательно, его культ как божества преисподней начинает приобретать значение именно в то врем€ (вернее, происходит письменна€ фиксаци€ этого €влени€). Ќесомненно, однако, что возник культ значительно раньше. ¬ частности, –. јнтее допускает, что миф об ќсирисе сложилс€ приблизительно на 600 лет раньше, чем были записаны "“ексты пирамид", - это уводит нас к рубежу III и IV тыс€челетий до н.э.

¬ "“екстах пирамид" содержитс€ и древнейша€ известна€ науке верси€ мифа об ќсирисе (–уr., І 1008). «десь нет его последовательного изложени€, но из многочисленных отрывков он восстанавливаетс€ в следующем виде: царь ≈гипта ќсирис был убит своим братом —етхом. ”бийство произошло в местности Ќедит (или √ехести), близ Ѕусириса. »сида вместе с другой сестрой ќсириса, Ќефтидой, нашла его тело. ћагическим даром великой волшебницы »сида временно вернула жизнь покойному мужу и зачала от него сына ’ора, которого воспитала в болотах ƒельты, в укромном месте. ¬ √елиополе под председательством √еба собрались боги разобрать преступление —етха, который отрицал свою вину. «аконным наследником ќсириса на троне ≈гипта боги признали возмужавшего ’ора, сына ќсириса. ¬ мифе имеетс€ вставной эпизод об ќке ’ора: во врем€ битвы между ’ором и —етхом последний вырвал ќко у ’ора, но позже ’ор отобрал его у —етха.

¬ известном уже "ѕам€тнике [мемфисокой теологии", о котором шла речь в главе о ћемфисе и боге ѕта, также содержитс€ верси€ мифа об ќсирисе. ѕам€тник создан во времена XXV династии по приказу фараона Ўабаки, но, как уже отмечалось, его текст восходит к ƒревнему царству. ¬ этой версии мифа нет упоминани€ о насильственной смерти ќсириса. ѕроисходит ссора между ’ором и —етхом. √еб назначает —етха царем ¬ерхнего ≈гипта, а ’ора - царем Ќижнего ≈гипта. Ќо затем √еб мен€ет свое решение и отдает во владение ’ору всю страну. ’ор таким образом становитс€ царем всего ≈гипта. “онет ќсирис, отец ’ора. ’ор при помощи »сиды и Ќефтиды извлекает тело утопленника из воды на берег Ќила неподалеку от ћемфиса.

Ёта верси€ мифа, по-видимому, не получила широкого распространени€, уступив первенство той версии, в которой ’ор, »сида и Ќефтида €вл€ютс€ носител€ми нравственного, а не ритуального начала: ’ор - воплощение сыновней преданности и мужества, »сида - самоотверженна€ жена и мать, Ќефтида - люб€ща€ сестра. »менно этот вариант вошел в мистерии ќсириса времени —реднего царства и был распространен в более поздние времена.

 ак уже говорилось, ќсирис начинает приобретать вли€ние в египетской религии в конце эпохи ƒревнего царства. ƒо этого времени гелиопольские представлени€ о солнечном боге –а доминировали в религиозном мышлении египт€н. Ќо уже во времена —реднего царства ќсирис не только бог загробного мира, но и "властитель дум". ќб этом свидетельствуют данные о мистери€х ќсириса в јбидосе, которыми располагает наука.

—южет этих драматических религиозных представлений составл€ли "страсти" ќсириса - эпизоды его жизни, его страдальческа€ смерть. јктерами были жрецы. ƒаже один фараон XIII династии, по имени Ќеферхотеп, принимал как действующее лицо участие в мистерии ќсириса, о чем говоритс€ в составленной им надписи. Ќаиболее раннее упоминание об этих мистери€х содержитс€ в стеле некоего »хернефрета, посланного фараоном —енусертом III на дев€тнадцатом году его царствовани€ (приблизительно 1859 г. до н.э.) дл€ ревизии абидосского храма и происходивших там мистерий. "»з его автобиографии видно, что мистерии состо€ли из следующих обр€дов. 1) ¬ыход ¬епуата. »дол шакала на шесте выносилс€ из храма. ќн указывал путь ќсирису и был его первым бойцом. 2) ¬ыезжал сам ќсирис на своей барке, поража€ врагов. Ќа корабль нападали "враги"; верховный жрец и свита отражали их. 3) ƒалее следовал таинственный "великий выход", во врем€ которого ќсирис был убиваем —етхом. —ледовал плач. 4) “от перевозил тело ќсириса в барке. 5) ƒуховенство приготовл€ло тело к погребению и перевозило на барке в местность ѕекер, где его погребали. 6) —овершалась расправа над "врагами" ќсириса на месте его убиени€ в местности Ќедит. 7) Ћикование и перевезение идола ожившего ќсириса в его храм в јбидосе. - Ќередко в абидосских надпис€х можно встретить желани€ покойных видеть "красоты ¬епуата при первом выходе" или "поклонитьс€ ќсирису ’ентиементиу ("вождю западных") при его "великом выходе". ѕодобные же мистерии справл€лись, конечно, и в Ѕусирисе, и вообще во многих храмах, особенно в поздние времена, когда почти везде, в ‘ивах, ƒендере, Ёдфу и т. п., были устроены отделени€ дл€ культа ќсириса". “аким образом, мистерии ќсириса пользовались попул€рностью и, несомненно, оказывали идеологическое воздействие на зрителей.

Ќо были мистерии и другого типа. "¬ажнейшим документом, проливающим €ркий свет на значение религии ќсириса-√ора в св€зи с культом умершего и живого фараона (этой проблеме посв€щены специальные разделы книги. - ћ.  .), €вл€етс€ папирус с текстом коронационных мистерий —енусерта I. Ќар€ду с изображени€ми, иллюстрирующими все основные моменты мистерий, папирус содержит текст речей действующих лиц, подобие сценических ремарок и перечень главнейших аксессуаров...

÷ентральной фигурой мистерий €вл€етс€ молодой фараон, который выступает в роли √ора и вокруг которого происходит все действо. ¬ противоположность √ору, ќсирис не произносит ни звука в течение всех мистерий, что, нар€ду с другими фактами, дает возможность предположить, что безгласную роль ќсириса выполн€ет муми€ умершего фараона. √лавным моментом мистерий €вл€етс€ коронаци€ молодого фараона - √ора, заключением же - погребение ќсириса.

Ќесмотр€ на то что папирус датируетс€ XX веком до н.э. (это так называемый драматический папирус –амессеум. - ћ.  -), записанный на нем обр€д мистерий восходит, несомненно, к древнейшим временам, на что указывают анализ и €зык текста и самого обр€да. “аким образом, этот папирус свидетельствует о том, что уже в глубочайшей древности культ ќсириса был культом умершего цар€, равно как культ √ора - культом цар€ живого". ѕапирус –амессеум образцово издан и изучен  . «ете.

 ак видно из приведенных фактов, ќсирис в мистери€х представл€ет собой именно бога-цар€, невинно пострадавшего за людей, но никак не бога растительности.

Ќадо обратить внимание и на то, что "воскрешение" ќсириса весьма условно. ќн не возвращаетс€ к земной жизни; на троне ≈гипта его смен€ет сын ’ор. ќсирис же, "утомленный сердцем" (wrd ib) в результате гонений и перенесенных страданий, становитс€ царем .в потустороннем мире, судьей умерших. ѕоэтому называть ќсириса "умирающим и воскресающим" богом более чем неточно.

јспект ќсириса как бога растительности про€вл€етс€ в его культе и мистери€х значительно позднее, в основном в греко-римское врем€. –елигиозную практику древних египт€н в поздние, особенно греко-римские, времена отразил ѕлутарх в комментарии об ќсирисе как о боге растительности. »так, характер мистерий ќсириса мен€етс€, на первый план выступает растительный аспект бога. ‘игура умершего ќсириса сооружаетс€ из ила с предназначенными дл€ прорастани€ зернами хлебных злаков, или дерев€нные контуры бога заполн€ютс€ землей и засеваютс€ (иначе говор€, изображение мертвого с заложенной в нем основой дл€ "воскрешени€"). “акое изображение ќсириса покоилось в специальном помещении храма. „ерез год изображение торжественно замен€лось новым с восклицани€ми "ћы нашли его!", а старое предавалось погребению. ¬одружение новой фигуры и погребение старой были важнейшими моментами нового типа мистерии. ќ внутренней св€зи культа умершего бога-цар€ с растительностью, устанавливаемой на основании этнографических данных, преимущественно африканских, говорилось выше. Ќеизвестно, однако, почему сами египт€не осознали и отразили эту св€зь лишь в мистери€х позднего типа - не ранее. ћистерии нового типа приобрели широкую попул€рность - они разыгрывались при широком участии народа.

ќчень интересные сведени€ содержит стела египт€нина √емнеф-’ор-Ѕика, жреца бога ќсириса в городе Ѕуто в ƒельте (греко-римское врем€): в мистери€х ќсириса участвовало много людей, и св€заны они были с богом плодороди€ ћином. —ведени€ об участии египт€н в мистери€х сообщают √еродот (II, 3, 47-48, 61, 62, 170-171), ѕлутарх (ќб »сиде и ќсирисе, 28, 33, 36, 39), √елиодор (Ёфиопика, 260).

Ќемалую роль в поздних мистери€х ќсириса играли плачи по ќсирису »сиды и Ќефтиды. “ексты плачей содержатс€ в папирусе Ѕремнер-–инд (папирус Ѕританского музе€ є 10188) времени јлександра, сына јлександра ћакедонского, в Ѕерлинском папирусе є 3008 (II в. до н.э.) и в очень позднем Ћуврском папирусе " ниги мертвых" (є 3079). “ексты плачей различны, но бросаетс€ в глаза их обща€ направленность, а также общность опоэтизированного чувства глубокой скорби и отча€ни€.

»з содержани€ текстов папирусов Ѕританского и Ѕерлинского музеев следует, что это были ритуальные тексты, исполн€емые двум€ жрицами, на плечах у которых были написаны имена »сиды и Ќефтиды.

–итуальные тексты мистерий ќсириса позднего времени сохранились как. на стенах храмов, воздвигнутых в греко-римское врем€, так и в папирусах. ѕотому нам известно, что Ђпроизносилось и совершалось в каждый час дн€ и ночи у тела "Ѕлагого" (т. е. ќсириса. - ћ.  .}, какие боги охран€ли его покой, какие формулы возглашал херихеб, какие причитани€ пели жрицы, какие его сестры и другие богини - плакальщицы". »зданием и исследованием этих текстов наука об€зана X. ёнкеру.

 ак уже было отмечено выше, характер мистерий ќсириса мен€лс€ со времен —реднего царства до греко-римского времени включительно, но основное содержание их осталось прежним: неутешна€ скорбь по невинно пострадавшему богу, облагодетельствовавшему человечество и павшему жертвой зависти своего брата —етха. ¬месте с тем это было выражением надежды на светлое будущее, неуклонной веры в то, что "благой" ќсирис, великий бог, царь преисподней, верховный судь€, обеспечит вечную жизнь и блаженство любому смертному, не исключа€ угнетенных и эксплуатируемых.

ћистерии ќсириса разыгрывались в последнюю декаду последнего мес€ца сезона разлива (мес€ц хойак - по фиванскому календарю).

¬опрос о причинах (социально-экономических и исторических) превращени€ ќсириса из локального бога преисподней в јбидосе и некоторых других местах во всеегипетское божество вселенского значени€ будет рассмотрен в разделе о представлении египт€н о загробной жизни.

"¬озвышение" ќсириса отразилось и на »сиде. Ёта богин€ была "родом", кажетс€, из местности, которую египт€не называли ѕер-’еби, греки и римл€не - соответственно »сайон и »сеум. ¬ насто€щее врем€ это Ѕехбет-эль-’аггар, расположенный на западном берегу ƒамиеттского рукава Ќила, в восточной части ƒельты, недалеко от ћансура. «десь остались руины храма богини »сиды, который начал строитьс€ еще до Ћагидов и был завершен ѕтолемеем II ‘иладельфом. ѕопул€рность »сиды в эту эпоху очевидна. –асцвет культа богини наблюдаетс€ в районе первого порога Ќила.

»сида упоминаетс€ уже в "“екстах пирамид" как люб€ща€ сестра и беззаветно преданна€ жена ќсириса, убитого —етхом, как заботлива€ мать ’ора-младенца. —ловом, в этих очень древних текстах она предстает как носитель высоких нравственных начал богини-женщины. Ёто чрезвычайно важный аспект »сиды, который она сохран€ет на прот€жении всей истории египетской культуры.

ƒругой ее аспект - "велика€ волшебница", владеюща€ магией наравне с богом “отом (»сида временно оживл€ет мертвого ќсириса и зачинает от него ’ора). —пособность »сиды - "великой волшебницы" оживить умершего сохран€етс€ в религиозных представлени€х египт€н вплоть до заката египетской культуры.

—очетание качеств образцовой жены, матери и "великой волшебницы", а также положение жены ќсириса, становившегос€ все более и более попул€рным, обеспечило успех и »сиде: из локальной богини поселени€ ѕер-’еби она превращаетс€ во всеегипетскую великую богиню-мать, культ которой распростран€етс€ далеко за пределы ≈гипта - во многих странах древнего мира »сида играет роль той же вселенской богини-матери. –имский писатель јпулей (II в. н.э.) в своем знаменитом романе "«олотой осел" вложил в уста ритора ћадавра (—еверна€ –имска€ јфрика), посв€щенного в таинства »сиды, следующие слова, обращенные к богине: "“ы также св€та€ и вечна€ спасительница человеческого рода".  стати сказать, и сам јпулей, весьма склонный к мистицизму, был поклонником ќсириса и »сиды. Ќекоторые вопросы, св€занные с культом ќсириса и »сиды вне ≈гипта, будут нами рассмотрены в разделе о вли€нии египетской религии на религии других стран древнего мира.

’рамы, в которых разыгрывались мистерии ќсириса времен —реднего царства, не сохранились. Ќо в јбидосе до сих пор привлекает внимание ученых и туристов прекрасный заупокойный храм фараона XIX династии —ети I, достроенный его сыном –амсесом II. ’рам представл€ет наилучший образец египетской архитектуры до греко-римского времени. ќн состо€л из семи отделений, посв€щенных божествам: ќсирису, »сиде, ’ору, ѕта, ’армахису, јмоиу и самому —ети I (’армахис - греческое название одной из ипостасей ’ора, а именно большого сфинкса, считавшегос€ его изображением). ¬близи храма - развалины другого храма, воздвигнутого –амсесом II также в честь ќсириса. ¬о времена —реднего и Ќового царств наблюдаетс€ расцвет јбидоса, центра культа ќсириса. —читалось, что в јбидосе погребен ќсирис (часть некропол€, называвша€с€ ѕекер), вернее, его голова. √робницей ќсириса числили гробницу одного из царей I тинисской династии - фараона ƒжера. ѕо окончании эпохи Ќового царства блеск јбидоса тускнеет и центр культов ќсириса и »сиды перемещаетс€ дальше к югу, на острова близ первого порога Ќила - ‘илэ и Ѕигэ. Ќа ‘илэ был воздвигнут замечательный храм »сиды, Ѕигэ стал считатьс€ местом погребени€ ќсириса (его левой ноги).

¬ јбидосе же вплоть до IV в. н.э. сохранилс€ любопытный пережиток культа ќсириса в виде оракула бога Ѕеса, карликового божества из "свиты" ќсириса, о чем сообщает римский историк того времени јммиан ћарцеллин.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|