–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

“јЌ»—. ј«»ј“— »≈ Ѕќ√» ≈√»ѕ≈“— ќ√ќ ѕјЌ“≈ќЌј

“анис (греч., др. - егип. ƒжане, современный —ан-эль-’а-гар), расположен в ƒельте, к югу от большой деревни ћенза-ла, близ озера того же названи€. “анис, под названием ÷оан, упоминаетс€ в Ѕиблии, в книге „исел (13, 23).

Ќазвание “анис (ƒжане) по€вл€етс€ с воцарением XXII династии. –анее “анис называлс€ јварис, затем ѕи-–ам-сес. ѕравда, по вопросу о локализации јвариса и ѕи-–амсеса существуют разные мнени€. –ешающим на данном этапе следует считать мнение ј. √ардинера.

√иксосы, утвердившись в ƒельте еще до начала Ќового царства, избрали опорой своего господства город јварис. ѕозднее, во времена XIX династии, јварис стали называть ѕи-–амсес, "дом –амсеса", а еще позже, во времена XXII (ливийской) династии, город был переименован в ƒжане (“анис). »менно здесь известный французский египтолог ѕ. ћонте производил свои сенсационные по результатам археологические раскопки.

ѕереходим к культам “аниса. ¬о врем€ господства гиксосов јварис был центром культа бога —утеха: об этом вполне определенно сказано в известной сказке о ссоре между гиксосским царем јпопи, сидевшим в јварисе, и правителем ‘ив —екененрой. ¬ сказке говоритс€: "÷арь јпопи - да будет он жив, невредим и здрав - сделал —утеха своим владыкой и не служил никакому другому богу по всей стране, исключа€ —утеха. ќн построил [ему] храм отличной работы, навеки, р€дом с царским дворцом јпопи - да будет он жив, невредим и здрав - и по€вл€лс€ ежедневно [в храме], чтобы приносить жертвы —утеху, а вельможи... да будет он жив, невредим и здрав - несли венки цветов, как это делаетс€ дл€ храма –а-’арахти".

ƒалее повествуетс€ о ссоре между фиванским —екененрой и гиксосским јпопи.  онец сказки не сохранилс€, но ее исход, несомненно, соответствует историческим фактам: гиксосы были изгнаны из ≈гипта.

ѕрежде всего следует подчеркнуть, что —утех - вовсе не новое, ранее неизвестное египт€нам божество, это просто новоегипетское написание имени исконного египетского бога, известного по текстам и в научной литературе как —етх (в вавилонской клинописи - Ўутах). »наче говор€, —утех не €вл€етс€ Ђимпортированным" в египетский пантеон чужеземным богом, он коренной египетский бог, облюбованный гиксосами. ѕочему же гиксосы "возлюбили" именно —утеха, а не какого-либо другого египетского бога? –азумеетс€, сами гиксосы никаких объ€снений по этому поводу не оставили. √иксосы не внесли своего вклада в духовную жизнь египетского народа. ќвладев силой частью ≈гипта, они полностью восприн€ли идеи и обычаи этой древней страны. Ќесомненно, однако, что в египетской цивилизации им импонировало прежде всего то, что как-то соответствовало их привычкам и духовному складу.

Ѕог —етх (—утех), как и другие египетские божества, был многогранен, важнейший его аспект - бог грозы. Ёто сближение —утеха с семитским Ѕаалом, также богом грозы. ќтождествление богов отразилось в иконографии: гиксосский —утех изображалс€ в головном уборе Ѕаала. ∆еной —утеха была сирийска€ богин€ јнат, храм которой находилс€ в “анисе. “аким образом, гиксосский —утех в своей основе был египетским божеством, приобретшим чужеземный колорит.

—ледует подробнее остановитьс€ на фигуре —етха (—утеха) - исконно египетского божества. Ётот бог известен как древнее верхнеегипетское божество. ћестами его культа в ¬ерхнем ≈гипте были  ом-ќмбо, одиннадцатый верхнеегипетский ном Ўасхотеп (греч. »пселе, араб. Ўутб), на западном берегу реки, в 5 км от јссиута; в —реднем ≈гипте - местность —у поблизости от √ераклеопол€, оазисы Ћивийской пустыни, ’арга и ƒахлис, и другие районы.

¬ Ќижнем ≈гипте культ —етха существовал в северо-восточной части ƒельты со времен II династии.

ѕосле изгнани€ гиксосов культ —етха продолжал процветать в ѕи-–амсесе, резиденции –амсеса II. ¬осторженное описание этой резиденции сохранилось в папирусах јнастаси II и јнастаси IV. ¬ обоих папирусах говоритс€, что западна€ часть ѕи-–амсеса представл€ет собой - "поместье јмона", а южна€ - "поместье —етха" (јнастаси II, 1, 4; јнастаси IV, 6, 4). »так, —етх упоминаетс€ наравне с великим јмоном. ¬ знаменитой поэме о  адешской битве с хеттами говоритс€ о четырех подразделени€х войска –амсеса III, каждое из которых называлось именем одного из великих египетских богов - подразделение јмона, подразделение ѕта, подразделение –а и подразделение —етха. —ам –амсес II уподобл€лс€ —етху. ¬р€д ли это могло иметь место, если бы —етх (—утех) был только богом врагов - ненавистных, изгнанных из страны гиксосов. ¬ сознании египт€н —етх, несомненно, был великим божеством ≈гипта. ¬о времена того же –амсеса II, как показали раскопки ѕ. ћонте, главными богами в “анисе были јмон, –а, ѕта и —етх (—утех), причем в текстах они названы богами –амсеса II.

Ќеобходимо упом€нуть один очень важный текст - так называемую стелу четырехсотого года. ¬ свое врем€ она была найдена в “анисе ћариеттом и закопана им же. ¬новь ее обнаружил ћонте. Ќа стеле над иероглифическим текстом изображен –амсес II, принос€щий дары богу, названному —етхом Ќебет (т. е. —етх  ом-ќмбоский). “аким образом, в религиозном сознании –амсеса II и его современников —етх вовсе не божество гиксосов, а исконное египетское божество. ƒалее в тексте повествуетс€ о том, что отец –амсеса II, бывший в то врем€ везиром (затем он стал фараоном —ети I), прибыл в четырехсотый год бога —етха, дабы воздать ему почести. ¬следствие невн€тности изложени€, нередкой, к сожалению, в египетских текстах, невозможно установить, что значит четырехсотый год бога —етха. ¬ысказывались разные предположени€ на этот счет. ¬о вс€ком случае, очевидно одно: пам€тник и текст неопровержимо свидетельствуют о какой-то дл€ нас не€сной св€зи фараонов —ети I и –амсеса II с богом —етхом.

Ќеобходимо подчеркнуть, что традиционна€ п€тичленна€ царска€ титулатура содержит одно из имен фараона как воплощени€ бога ’ора на земле. ¬ каждом конкретном случае это им€ особое. » вот фараон II династии ѕерибсен включает в свою титулатуру не только свое особое им€ как воплощени€ ’ора, но и свое особое им€ как воплощени€ —етха. «а этим крылась, несомненно, кака€-то древн€€ традици€. ¬о вс€ком случае, очевидно, что во времена II династии —етх наравне с ’ором представл€лс€ благодетельным божеством. ¬ "“екстах саркофагов", например, и р€де других религиозных текстов —етх упоминаетс€ как божество, близкое богу –а, сражающеес€ против зме€ јпопи, воплощающего силы тьмы и зла. Ёто представление о боге —етхе, сложившеес€ издревле, продолжало существовать и в очень поздние времена: —етх как защитник –а и враг јпопи упоминаетс€ в папирусе Ѕремнер-–инд (23, 21), относ€щемс€ ко времени Ћа-гидов, точнее, к IV в. до н.э. ¬месте с тем в знаменитом мифе об »сиде и ќсирисе, дошедшем до нас в поздней форме, бог —етх фигурирует как низменное и коварное существо, как убийца своего мудрого и благодетельного брата, бога ќсириса. Ёта традици€ также восходит к глубокой древности.

»так, перед нами два совершенно противоположных представлени€ о боге —етхе, существующих параллельно: с одной стороны, —етх близок солнечному богу –а, он защитник –а и враг јпопи, благое начало, с другой - жестокое и даже подлое существо, воплощение зла (в мифе об ќсирисе). Ќи одно из этих представлений не было полностью вытеснено другим - €рка€ иллюстраци€ алогичности и противоречивости египетских религиозных представлений. Ќеобходимо подчеркнуть, однако, что в поздние времена концепци€ —етха как воплощени€ вс€ческого зла, физического и нравственного, получила огромную попул€рность. Ёто было тесно св€зано с широким распространением культа и мифологии ќсириса уже в конце эпохи ƒревнего царства.

—утеха гиксосов, возникшего на египетской почве, в результате сопоставлени€ двух божеств: исконно египетского бога грозы —етха и семитского бога грозы Ѕаала, не следует рассматривать как свидетельство того, что переднеазиатские божества не проникали в египетскую религию. ¬недрение чужеземных культов в египетскую религию стало обычным €влением. ќсобенно в эпоху Ќового царства, когда контакты между египт€нами и их северо-восточными сосед€ми стали длительными и интенсивными, "чужеземцы" в сонме египетских богов приобретали типичные дл€ египетских божеств черты - в культе и в иконографии.

ѕримером может служить богин€ »штар ассирийска€ и св€занное с ней клинописное письмо тель-амарнского архива, отправителем которого €вл€етс€ митаннийский царь “ушратта, а получателем - јменхотеп III (царственные корреспонденты состо€ли в родстве: сестра “ушратты √илухипа была замужем за јменхотепом III). Ќа тридцать шестом году правлени€ јменхотеп III т€жело заболел и умер. ¬ том же году, незадолго до его смерти, “ушратта послал ему письмо и "чудотворного" идола богини »штар дл€ излечени€ престарелого фараона. »з текста письма €вствует, что богин€ ранее уже бывала в ≈гипте и пользовалась там попул€рностью: "“ак говорит »стар Ќиневийска€, владычица всех стран: "¬ ≈гипет, в страну, которую € люблю, иду €". я посылаю ее тебе, она отправилась. ”же во дни моего отца владычица ходила в эту землю, и, как тогда ее чтили, так да почтит ее теперь мой брат в дес€ть крат больше, и да отошлет и вернет ее в радости. ƒа сохранит »стар, владычица небесна€, моего брата и мен€ на сто тыс€ч лет, и да подаст она нам обоим великую радость. ƒа живем мы в согласии - »стар дл€ мен€ - мо€ богин€, а дл€ моего брата она не его божество". X. –анке отмечает, что в Ќиневии »штар почиталась как богин€ войны, в ≈гипте же она выступает как божество, помогающее больным. ¬ подтверждение своего наблюдени€ ученый приводит два египетских пам€тника времени Ќового царства. Ќа одном из них изображен египт€нин, мол€щийс€ о здравии богине  адеш и богине јштарте сирийской, на другом - также египт€нин, мол€щийс€ о здравии богине »штар. ¬ представлении египт€н, сирийска€ јштарта и ниневийска€ »штар - одна и та же богин€. ≈й поклон€лись в особом храме, в ћемфисе, о чем сообщает √еродот (II, 112), называ€ богиню "чужеземной јфродитой". јштарту нередко отождествл€ли с богиней —ехмет. X. –анке допускает, что прилагательное h; rw, которое обычно понимают как "сирийска€", предпочтительнее читать как "хурритска€".

“аким образом, проникновение чужеземных божеств (јнат, јштарта,  адеш, –ешеп и др.) в египетский пантеон было вполне закономерно и пон€тно во времена Ќового царства.

јштарта проникла не только в культ, но и в мифологию. ”же почти 90 лет науке известен папирус, вернее, его многочисленные фрагменты, в котором рассказываетс€ миф о богине јштарте. »з-за фрагментарности текста невозможно сказать что-либо определенное о его содержании. ј. √ардинеру удалось установить, что этот текст представл€ет собой не собственно миф об јштарте, а миф, в котором богин€ играла важную, но все же не первую роль. √лавна€ роль принадлежит в нем не египетскому, а семитскому богу по имени Ќам - богу морской стихии (египт€не не имели своего морского божества).  ак €вствует из фрагментов мифа, бог Ќам отличалс€ властным, деспотическим характером. ѕерипетии сюжета восстановить невозможно. “екст относитс€, веро€тно, ко времени ’аремхеба. »нтересно, что несколько позже, во времена XIX династии, йам упоминаетс€ в папирусе ќрбиней, в сказке о двух брать€х.

Ќаличие сиро-палестинских и других азиатских божеств в египетских религиозных представлени€х, несомненно, вполне закономерное историческое €вление, обусловленное св€з€ми ≈гипта с этими странами. —ледует подчеркнуть, однако, что чужеземные божества в ≈гипте очень быстро приобретали черты египетских божеств, вживались в египетский пантеон, одним словом, египтизировались.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|