–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

“»Ќ»—, ƒ≈ЌƒЌ–ј,  ќѕ“ќ—

√де находилс€ город, называвшийс€ по-древнеегипетски „ени, а по-гречески “инис, - точно неизвестно, во вс€ком случае, недалеко от современного города √ирги.

√лавным локальным богом в “инисе был бог, греческое название которого ќнурис, египетское - »нхар. ≈го жена - богин€ ћехит. —ын этой божественной пары - »нмутеф, которого сопоставл€ли с ’ором. ¬ религиозных текстах ќнурис нередко уподобл€етс€ богу Ўу, греки отождествл€ли его со своим јреем. ќнурис был покровителем охоты и в этом качестве играет важную роль в мифе о дочери солнца, о его возлюбленном ќке, ушедшем из ≈гипта в Ќубию. Ѕог солнца –а посылает за ним Ўу-ќнуриса.

ƒревнеегипетский город »ун-та-нечерт (греч. “ентюра) был расположен чуть южнее современной  ены на рассто€нии одного километра от нее, на самой границе Ћивийской пустыни с долиной Ќила. ¬ двух километрах от этого пункта (к югу) находитс€ селение ƒендера (в названии сохранилс€ греческий топоним “ентюра). “ентюра - искаженна€ форма последних двух компонентов др. - егип. танечерт, что значит "богин€". ѕервый компонент »ун фонологически почти тождествен названи€м - јрмант и √елиополь.

√лавным местным божеством в ƒендере искони была богин€ ’атхор, чье им€ (Ht - Ќr) значит "жилище [бога] ’ора". Ѕогин€ ’атхор занимает видное место в религиозных представлени€х египт€н. Ќачина€ со времен ƒревнего царства фараон VI династии ѕепи I называет себ€ "сыном ’атхор, владычицы ƒендеры". “ак же называет себ€ и фараон XI династии ћентухотеп I - Ќебхепетра. Ќеобходимо подчеркнуть, что эта формул входит в царскую титулатуру вместо традиционных слов "сын –а". Ёто свидетельствует о том, каким огромным авторитетом пользовалась ’атхор у определенных фараонов.

 ульт ’атхор, "владычицы ƒендеры", восходит к глубокой древности, ко временам "служителей ’ора" (по египетской письменной традиции), т. е. к эпохе, предшествующей объединению ≈гипта.

ќбраз богини ’атхор весьма сложен. »м€ ее свидетельствует о ее тесной св€зи с богом ’ором. ѕредстава€ в образе пар€щего в небе сокола, ’ор олицетвор€л солнце (см. об этом подробнее в соответствующей главе). “аким образом, им€ ’атхор ("жилище [бога] ’ора") было метафорой, обозначавшей "небо". ѕо основным своим функци€м ’атхор была богиней любви, весель€, пл€ски и музыки. Ќаиболее распространенный ее эпитет - "золота€". √реки ассоциировали ее со своей јфродитой. — очень давних времен ’атхор считалась женой бога ’ора соседнего храма Ёдфу. ¬ греко-римское врем€ она составила в ƒендере триаду: ’атхор, бог ’ор Ёдфуский и их сын, бог музыки »хи. ¬ Ёдфу сыном этой божественной пары был не »хи, а ’орсматауи ("’ор - объединитель ќбеих «емель").

”же во времена ƒревнего и —реднего царств культ ’атхор был распространен во многих местност€х ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта: в ћемфисе (здесь богин€ называлась Ќебт-Ќехт - "владычица сикоморы"),  усе, ‘ивах, на —инае, в јссиуте, Ѕени-’асане, јбидосе, √ебелене, јсуане, “ехне (јкорис), јтфихе, Ѕубасте,  ом-эль-’исне.

Ќеобходимо подчеркнуть, что ’атхор в разных местах и в разное врем€ отождествл€лась с разными богин€ми - то она богин€ неба Ќут, то богин€ Ѕубаста - Ѕастет (кошка), то свирепа€ богин€ ћемфиса —ехмет (львица), то богин€ —аиса, .могуча€ Ќейт, которую греки называли јфиной, то богин€ “ефнут, и, наконец, в позднее врем€ она объедин€етс€ с самой »сидой, культ которой возник в ƒендере. ’атхор отождествл€ли и с богиней финикийского Ѕибла ("владычица Ѕибла") или с богиней далекого ѕунта ("владычица ѕунта").

‘р. ƒома принадлежит очень краткое, но важное исследование о египетских богин€х, вывод из которого может быть сформулирован следующим образом: египетские богини, несмотр€ на все внешние различи€, €вл€ютс€ ипостас€ми одного и того же женского божества - богини-матери, богини-женщины.

»так, суть и функции богинь одинаковы, хот€ иконографи€ и имена разнообразны. –азные богини - это всего лишь разные аспекты одного и того же женского божества, отсюда и изменени€ в иконографии. ¬ ƒендере и многих других местах богин€ выступала в облике женщины с коровьими ушами - корова была св€щенным животным богини.

—пециальных мифов о ’атхор не сохранилось, хот€ они, несомненно, существовали. ќдин из них уже был упом€нут в св€зи с богом ќнурисом. Ёто так называемое "—казание о возвращении ’атхор-“ефнут из Ќубии". ћиф известен по демотической версии и по греческой. ƒемотическа€ верси€ сохранилась значительно лучше, она исследована и переведена X. ёнкером, одним из корифеев египтологии. —одержание ее вкратце сводитс€ к следующему. ¬ те отдаленные времена, когда на земле царствовал сам бог –а, между ним и его дочерью ’атхор-“ефнут возникла ссора. –азгневанна€ богин€ в образе свирепой львицы покинула ≈гипет и удалилась в Ќубию. –а соскучилс€ по своей своевольной дочери и приказал богам Ўу и “оту разыскать богиню и вернуть ее в ≈гипет. Ѕоги отправл€ютс€ в далекую страну Ѕугем, но из страха перед свирепой богиней принимают облик обезь€н, которые должны развлекать ее. Ѕоги намереваютс€ поведать богине о красотах страны, где царствует ее отец, великий бог –а, о великолепном Ќиле, орошающем египетские земли, о цветущих пол€х, о роскошных городах. Ѕоги обещают ’атхор-“ефнут, что в ее честь будут воздвигнуты храмы, что ежедневно ей будут приноситьс€ жертвы и совершатьс€ винные возли€ни€, рассеивающие тоску. “от угощает богиню вином. ќтведав вина, богин€ соглашаетс€ вернутьс€. Ѕоги организуют веселый караван, сопровождающий богиню.  араван прибывает в ‘илэ, потом в  ом-ќмбо, Ёд-фу, Ёсне и, наконец, в ƒендеру - город богини. ¬езде ее встречают радостными торжествами, на которых присутствует сам бог –а. ”чреждаетс€ праздник "ее возвращени€". Ѕог Ўу и ’атхор-“ефнут вступают в брак. ѕраздник "ее возвращени€" и брака с богом Ўу носил вакхический, оргиастический характер. "¬ египетских календар€х о празднике “ефнут говоритс€, что "это день виноградной лозы и полноты Ќила", т. е. врем€ расцвета природы ≈гипта и радостного оживлени€ всей страна ¬ полном соответствии с этим и весь праздник брака и возвращени€ ’атхор-“ефнут был проникнут весельем .и радостью. ¬ нем участвовало все население, особенно женщины. ¬ честь богини пл€сали и пели песни, в изобилии лилось вино и пиво...".

"ѕесни и пл€ски перед богиней в храме происходили главным образом ночью... ћножество музыкантов и певцов обоих полой участвовало в этих церемони€х. ќни носили названи€: "красивые", "совершенные", "кудр€вые", "девственные", "нежные" и другие, значени€ которых нам не€сны. »х пл€ски под все ускор€ющийс€ ритм музыки приводили к потере самообладани€, они входили в состо€ние экстаза, может быть подготовленное прин€тием вина".

»нтересно отметить, что танец прыжками в честь ’атхор (ksks) до сих пор бытует в виде "зикра" - экстатического религиозного танца феллахов, который можно наблюдать во вс€кой египетской деревне.

»зображени€ пл€сок в честь ’атхор встречаютс€ и в погребальных сооружени€х. —ледует заметить, что, начина€ с "“екстов пирамид", ’атхор упоминаетс€ в разнообразных заупокойных текстах в качестве богини, благосклонной к умершему и способной оказать ему неоценимую помощь в потусторонней жизни. –аскрыв значение изображени€ пл€сок в погребальных сооружени€х, ј. √ардинер пишет: "∆рицы  арнака, несомненно, обходили дом за домом, нес€ благословение ’атхор, выраженное в пении и пл€ске. — восточного берега Ќила они могли переправитьс€ и на западный, в некрополь, чтобы оказать умершим то же внимание, какое было оказано живым". Ётот обычай сохран€лс€ до недавнего прошлого. јнглийский археолог ћэс сообщает, что, провод€ раскопки неподалеку от современного кладбища, он наблюдал, как спуст€ некоторое врем€ после погребени€ на могилу, €вл€лась группа женщин с бубнами и красными платками, они образовывали круг и танцевали под определенную мелодию. ћэс усматривает в этом пережиток глубокой древности. ¬р€д ли можно сомневатьс€ в правильности этого вывода.

 оптос (греч., др. - егип. √ебтиу, араб.  ифт) - город на восточном берегу Ќила, несколько, отсто€щий от берега реки, чуть севернее ‘ив. √лавными божествами  оптоса были итифаллический бог ћин, его жена богин€ »сида и сын ’ор. »ногда об »сиде говоритс€ в текстах как о матери ћина.  стати сказать, культ этих же божеств процветал и в јхмиме (др. - егип. ’ент-ћен, араб. јхмиме), который одни греческие авторы называли ’еммис (не смешивать с нижнеегипетским ’еммос!), другие - ѕанополис (ћин у греков именовалс€ ѕаном). ¬торым названием јхмима было »пу. ¬ иконографии ћин изображалс€ черным (цвет плодороди€).  ак уже отмечено в св€зи с јмоном, образ ћина повли€л на представлени€ об јмоне. ћин считалс€ богом плодороди€, но, как и остальные египетские божества, был многогранен, диффузен. √. ј. ”энрайт указал на то, что ћин в какой-то степени был и небесным богом.

ћин был вли€тельным божеством, в глазах многих египт€н. ѕоскольку  оптос и јхмим довольно удалены друг от друга (јхмим много севернее  оптоса), высказывались разные мнени€ по поводу того, который из этих двух городов - исконна€ "родина" культа ћина. Ёто, однако, ничего не мен€ет в общей картине египетских верований. ¬  оптосе ћина чтили уже во времена ƒревнего царства, культ его поддерживалс€ на всем прот€жении истории ≈гипта, до римских императоров включительно. ћина обслуживал довольно многочисленный клир, в том числе и женщины-жрицы. ¬ честь ћина устраивались торжественные праздники со сложным ритуалом, в частности изученные уже упом€нутым √отье.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|