–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

‘јёћ, √≈–ј Ћ≈ќѕќЋ№, ј——»”“

  западу от долины Ќила, приблизительно на 29∞ северной широты, расположен оазис Ћивийский пустыни, отделенный от долины реки Ћивийским хребтом. Ётот оазис называетс€ ‘аюм (др.- егип. ѕаюм, т. е. "море"). ƒругим его названием было “е-Ўе ("озеро"). Ќа территории оазиса находилось озеро. јнтичные авторы называли это озеро ћерис, сейчас оно именуетс€ Ѕиркет  арун. ќзеро питалось водами Ќила, поступавшими в него по рукаву Ѕахр-эль-ёсуф (рукав отходил от западного берега реки несколько севернее современного јссиута), длина рукава приблизительно 334 км. √лавный город оазиса, расположенный на берегу озера, называлс€ Ўедит, греки называли его  рокодилополь, позже јрсино€, теперь это  иман ‘арис, к северу от столицы оазиса ћединет-эль-‘аюм.

¬ Ўедит главным богом был —ебек (по-греч. —ухое), воплощенный в крокодиле. Ѕог —ебек имел р€д ипостасей, которым поклон€лись в разных местах оазиса. »зображалось божество по-разному: либо в антропоморфном виде, либо в виде крокодила, либо в виде животного с человечьей головой. —ебек упоминаетс€ как сын Ќейт уже в "“екстах пирамид" (–уr., І 480, 510). —ебек был локальным фаюмским божеством, в его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодороди€. Ќачина€ со времен —реднего царства жречество уподобл€ет его нескольким общеегипетским богам. “ак, в текстах ќмбоса он сопоставл€етс€ с богом ћином коптосским, в одном кахунском папирусе - с јманом-–а фиванским, в других кахунских папирусах - с богом ’ором, с богом Pa и др. »м€ бога входит в качестве компонента в теофорные имена фараонов XIII династии. ќтождествление —ебека с основными богами привело к включению его в мифы, относ€щиес€ к этим богам, но самосто€тельной, независимой, специфической мифологии вокруг —ебека не возникло. “ем не менее в ‘аюме он считалс€ демиургом и на него были перенесены некоторые эпитеты и черты самого бога –а, например "возникший сам собою в океане". —ебек-–а управл€ет миром, как фараон, он "владыка эннеады".

ѕам€тники греко-римского времени на греческом €зыке свидетельствуют о том, что эллинизированные египт€не и греки в ‘аюме видели в —ебеке благодетельную силу.   —ебеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положени€х и т. п. —читалось также, что —ебек заботитс€ об участи умершего в потустороннем мире.

¬ качестве доброго, благожелательного бога —ебек выступает помощником бога –а в его борьбе с силами мрака. “аким же он €вл€етс€ и в мифах об ќсирисе. Ќо далеко не во всех текстах —ебек пользуетс€ хорошей репутацией. „аще он имеет обличие бога, враждебного богам –а и ќсирису.

ѕричина такой резко контрастной трактовки —ебека коренитс€ в различии локальных отношений к крокодилу, который воплощал —ебека. √де искони не было почитани€ крокодила, где его всегда преследовали, культ —ебека, естественно, не привилс€.

¬ отличие от многих других египетских божеств —ебек не имел триады и в религиозных текстах фигурирует один. ќднако в демотических текстах из ‘аюма по€вл€етс€ богин€, сопутствующа€ —ебеку. »м€ ее - —ебекет - образовано искусственно, грамматическим путем. Ёто форма женского рода имени —ебек. Ѕогин€ называетс€ "владычицей" или "госпожой" с прибавлением эпитета "велика€". »зображалась она в виде женщины с головой льва или антропоморфной богини.

÷ентром культа —ебека был весь ‘аюм.  роме того, его чтили в разных местах западной части ƒельты, расположенной недалеко от ‘аюма. ¬ ¬ерхнем ≈гипте местами культа —ебека были современный  ом-ќмбо и некоторые другие места.

 ульт —ебека пользовалс€ особой благосклонностью царей XII династии, в частности фараона јменемхата III, ѕтолемеев и римских императоров.

√ераклеополь (Heracleopolis magna, др. - егип. ’енсу, коптск. ’нес, араб. јхнас, современный »хнась€-эль-ћади-на) располагалс€ на западном берегу Ќила, восточнее Ѕахр-эль-ёсуфа.

√лавным местным богом здесь был ’ершеф, что значит "наход€щийс€ на озере своем". »зображалс€ бог в виде человека с головой овна. √реки отождествл€ли его со своим √ераклом. ’ершеф почиталс€ как демиург. ¬ одном из текстов о нем сказано: " огда он восходит, земл€ озар€етс€, его правое око - солнце, левое - луна, его душа - свет, из его носа выходит дуновение, чтобы все оживл€ть".

ќ √ераклеополе повествовалось как о месте, где творец мира впервые ступил на  сушу, вышедшую из первобытного океана (ср. √елиополь, ћемфис, √ермополь, ‘ивы). ¬ √ераклеополе особенно торжественно праздновалось "мотыжение земли" - первый акт земледели€, в котором главна€ роль отведена фараону. ¬ √ераклеополе сталкивались два направлени€ богословской мысли (лини€ –а и лини€ ќсириса)" откладывавшие отпечаток на представление о ’ершефе - отсюда его эпитеты "царь богов" и "владыка ќбеих «емель". —огласно культтопографическому списку, в храме Ёдфу в √ераклеополе была погребена права€ нога ќсириса, а по одному из текстов - и некоторые другие части тела убитого бога.

¬о времена VI и ’ династий, т. е. в ѕервый переходный период, √ераклеополь играл ведущую роль в культурной жизни ≈гипта. »менно тогда были созданы замечательное поучение неизвестного цар€ своему сыну ћерикара (оба варианта хран€тс€ в ———– - в Ћенинграде, в √осударственном Ёрмитаже, и в ћоскве, в ћузее изобразительных искусств) и знаменитые речи кресть€нина из ¬ади-Ќатруна. —амые замечательные главы " ниги мертвых" - 17-€ и 125-€ - несомненно, восход€т к √ераклеополю, так же как и р€д интересных "“екстов саркофагов". —крещивание учени€ о –а, унаследованного от времени ƒревнего царства, с набиравшим силу учением об ќсирисе произошло именно на почве √ераклеопол€ в ѕервый переходный период.

—овременный арабский јссиут (др. - егип. —аути, греч. Ћикополис - "волчий город"), расположен на западном берегу Ќила, на плодородной равнине, прот€женностью 20 км (от Ћивийского хребта до јравийского).   западу от города, на Ћивийском хребте, наход€тс€ захоронени€ номархов древнего —аути. ¬ первую очередь следует упом€нуть замечательную пещерную гробницу номарха ’епджефа (врем€ правлени€ фараона XII династии - —енусерта I). —ейчас это место называетс€ —табл јнтар. ¬ыше, в скалах, расположены другие гробницы.

√лавным местным богом в —аути был ”пуаут (в переводе это им€ означает "открыватель путей" - проводник, разведчик) . ”пуаут - божество весьма воинственное, суд€ по тому, что он был проводником и разведчиком группы божеств, котора€ в мифические времена, когда на земле правили боги и полубоги, "спутники ’ора", сопровождала соколиного бога Ќехена (греч. √иераконполь), отождествл€емого с ’ором, во врем€ его похода на Ќижний ≈гипет. ѕо мифологическим данным, существовало несколько ипостасей ”пуаута, в том числе и нижнеегипетский ”пуаут - продукт позднего теологического творчества. ¬ —аути поклон€лись и јнубису, шакалоподобному богу, слившемус€ впоследствии с ”пуаутом. јнубис фигурирует в мифах об ќсирисе, участвует в его погребении. ¬ текстах јнубис упоминаетс€ то как сын богини Ѕастет, то как сын ќсириса (или –а), то как сын белой божественной коровы ’есат. ќба шакалоподобных бога - ”пуаут и јнубис - часто упоминаютс€ в заупокойных текстах: к ним обращаютс€ родственники умершего с молитвой о покровительстве покойному в потустороннем мире.

¬ —аути был храм ќсириса. ¬ храмовых текстах об ќсирисе сказано: "¬еликий мощью, великий бог, владыка [корон ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта], к которому стрем€тс€ души богов, к которому приходит все, что есть и чего нет, наследник бога √еба, его любимый, царь ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта, ”ннефер".

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|