–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

Ё—Ќ≈. ќЅўјя ’ј–ј “≈–»—“» ј “≈ќ√ќЌ»… »  ќ—ћќ√ќЌ»…

Ёсне находитс€ на западном берегу Ќила, к югу от јрманта, примерно на полпути между јрмантом и Ёдфу. ѕо-египетски место называлось »нует или “а-—ни - отсюда коптское —не и арабское Ёсне, греческий Ћатополис. √лавными божествами в Ёсне были бог ’нум и его жена богин€ Ќебту (или Ќебу), что значит "владычица округа". «десь поклон€лись также локальной богине ћенхет.  огда и каким образом утвердилс€ в Ёсне культ саисской богини - неизвестно, но она оттеснила богиню Ќебту и стала считатьс€ женой ’нума.

’рам в Ёсне, посв€щенный этим божествам, построен в греко-римское врем€. “ексты этого храма относ€тс€ к I-II вв. н.э. и, следовательно, в значительной степени отражают воззрени€ этого времени. “ексты храма еще не исследованы и не изданы. Ќад ними работает компетентный французский египтолог —. —онерон. ѕока он опубликовал предварительное сообщение о своих изыскани€х и частичный перевод некоторых текстов храма Ёсне. ’нум, издавна слывший главным богом на этой территории, считалс€ богом плодовитости; его воплощением был овн. ¬месте с тем ’нум был богом-гончаром, создавшем на своем гончарном круге людей.  ак и другие "знатные" боги, он был отождествлен с богом –а и стал демиургом. ѕо€вление на территории Ёсне культа Ќейт из —аиса, котора€ сама по себе была демиургом, привело к ограничению функций ’нума-–а. «а ним осталось лишь создание на гончарном кругу живых существ, все остальное было сотворено богиней. “ем не менее ’нума-–а сопоставл€ют с ѕта и с Ўу, и временами ему отводитс€ значительна€ роль в сотворении мира. “ак, например, в одном тексте о нем говоритс€: "ќн создал города, разделил пол€, создал ќбе «емли, он создал на [гончарном] круге всех людей, он родил богов, чтобы заселить землюї. ќбращает на себ€ внимание фраза: "Ќезамедлительно осуществл€етс€ все вышедшее из его уст".

¬ другом тексте храма Ёсне в обращении к богу сказано: "“ы владыка [гончарного] круга, по своему желанию твор€щий на круге, благодетельный бог, благоустраивающий страну и соедин€ющий зародыши земли... ты всемогущ... и ты создал людей на [гончарном] круге, ты создал богов, мелкий и крупный скот, ты придаешь форму всему на своем круге ежедневно, твое им€ ’нум, гончар".

≈ще в одном тексте содержитс€ следующее обращение к богу: "“ы владыка Ёсне, бог, создавший на круге богов, людей и всех животных..." «десь же говоритс€ о том, что ’нум вышел из океана Ќуна, что "сладостное дуновение севера выходит из него дл€ ноздрей богов и людей..." ¬ этом ’нум €вно сближаетс€ с "царем богов" јмоном, который был богом воздуха и света. ¬ храме Ёсне сохранилс€ очень большой текст, повествующий о празднике города —аиса - тринадцатого числа мес€ца епифи и о том, как богин€ Ќейт создала мир посредством изречени€ слов (ср. “от, –а, ѕта, ’нум). Ќейт - древн€€ богин€, упоминаема€ уже в "“екстах пирамид" как мать —ебека. ≈е эмблемой, а ранее, несомненно, и фетишем, были две перекрещенные стрелы. ≈е им€ входило в состав теофорных имен двух цариц тинисского времени - ћеритнейт и ’етепнейт. √реки, в частности √еродот, отождествл€ли египетскую Ќейт с греческой јфиной. —амо собой пон€тно, что и в ƒельте, и в —аисе существовали теогони€ и космогони€ во главе с Ќейт.

»так, нами рассмотрены п€ть теогоний и космогонии - √елиопол€, ћемфиса, √ермопол€, ‘ив и Ёсне. ѕодведем некоторые итоги.

¬се теогонии и космогонии исход€т из того, что до момента создани€ мира существовал извечный, первобытный океан, олицетворенный богом Ќуном. ѕредставление это глубоко коренилось в сознании египт€н и было обусловлено самой природой ≈гипта, его физической географией. — незапам€тных времен бесчисленные поколени€ людей, селившихс€ на берегах Ќила, наблюдали грозную и вместе с тем милостивую к человеку стиуиэт великой реки, без которой невозможно было представить себе жизнь в любых ее формах и про€влени€х. «релище ежегодных грандиозных паводков, затем спада воды и по€влени€ плодородной, необходимой дл€ жизни земли воспринималось египт€нами как повторение, правда в меньшем масштабе, истории мироздани€. ѕервым по€вившимс€ из первобытного океана куском суши в том или ином городе считалс€ именно тот кусок, на котором сто€л данный город. √еродот (II, 4) передает услышанный им рассказ о том, что во времена первого цар€ объединенного ≈гипта, ћенеса, весь ≈гипет, за исключением фиванского округа, представл€л собой грандиозную топь. «десь мы имеем дело с реминисценцией фиванской космогонии.

»з недр первобытного океана Ќуна, извечного водного хаоса, по€вилс€ и демиург - в виде солнца и света. ƒемиург возникал сам собой и создавал других богов и весь мир. ƒемиурги в разных центрах различны. ¬ √елиополе, ћемфисе, ‘ивах - это –а, ѕта, јмон, в √ермополе - это огдоада.

»стори€ мироздани€ в разных космогони€х также различна. ¬ космогонии ћемфиса, например, мы находим разработанную до деталей методику творени€ посредством творческого слова демиурга. ¬ли€ние ее распространилось, в той или иной степени, и на все прочие космогонии.

—озданию людей, как это ни странно, в космогони€х удел€етс€ внимание €вно недостаточное. Ћюди существуют уже в самом начале творени€, т. е. хронологически до богов. ѕо одной версии, люди возникли из слез бога –а, по другим - их создавал бог ’нум на своем гончарном круге.

¬ представлении египт€н, процесс сотворени€ мира, в котором обитает человеческий род, - первый акт божества. —озданный божеством мир посто€нно находитс€ под угрозой гибели, уничтожени€ его силами мрака и хаоса. Ѕог, создавший мир, ведет посто€нную борьбу за его бытие против стрем€щихс€ поглотить мир сил хаоса и мрака. Ёта весьма любопытна€ особенность египетского мировоспри€ти€ раскрываетс€ нами при рассмотрении загробных представлений египт€н. Ѕорьба за бытие мира мыслилась как нечто вполне конкретное и материальное. ’аос, первобытный океан, наход€щийс€ вне созданного богом мира, стремитс€ уничтожить этот мир и даже его создател€ - солнце (бог –а).  аждый раз, когда солнце скрываетс€ за западным горизонтом и погружаетс€ в подземный мир, оно сталкиваетс€ с силами тьмы и хаоса и вступает с ними в ожесточенную борьбу. ¬с€кий раз оно побеждает и восходит на восточном небосклоне, озар€€ своими лучами, перед которыми отступают силы тьмы и хаоса, как бы возрожденный, обновленный, заново утвержденный мир. »так, бытие мира - это извечна€, непрекращающа€с€ борьба между силами хаоса и пор€дка, тьмы и света.

¬ свете современного научного мышлени€ египетские космогонии далеки от совершенства и логической последовательности, грешат множеством противоречий, но упрекать в этом древних египетских богословов было бы в высшей степени неразумно. Ѕогословское мышление, несмотр€ на тенденцию быть последовательным, отдано во власть эмоций и интуиции, трудно совместимых с логикой.

¬ высшей степени интересную информацию содержит 175-€ глава " ниги мертвых". «десь приводитс€ диалог между демиургом √елиопол€ јтумом и богом ќсирисом, которому выпал жребий удалитьс€ в загробный мир и царствовать там. јтум, утеша€ ќсириса, говорит ему, что он, демиург и верховный бог јтум, в наказание за строптивость богов, Ђдетей Ќут", решил уничтожить все, что им создано, т. е. мир: "я разрушу все, что € создал. ћир снова превратитс€ в первобытный океан [Ќун] и бесконечность [’ух], как было вначале". »так, организованному миру угрожают не только силы тьмы и хаоса, но и разрушение его самим творцом, что гораздо страшнее.

¬ заключение следует сказать несколько слов о философской оценке египетских космогонии и теогоний.

 осмогонии и теогонии теснейшим образом св€заны между собой, эта св€зь органическа€, нерушима€. Ёлементы космогонии €вл€ютс€ одновременно элементами теогонии. Ќапример, небо не только компонент космоса, это и богин€, жена √еба, дочь Ўу и “ефнут, - элемент природы слит с божеством, персонифицирован в конкретном божестве.

¬озьмем аспект чисто космогонический, отвлечемс€ от теогонии. ¬ космогонии участвуют природные субстанции: вода (Ќун), земл€ (√еб), небо (Ќут), воздух (Ўу), солнце (јтум, –а и др.), тьма ( ук и  аукет в √ермополе), или абстрактные начала - бесконечность (’ух и ’аухет), невидимое (јмон и јмаунет) в концепции того же √ермопол€. ќрганизатор этих элементов, демиург, сам - один из элементов природы; он по€вл€етс€ из вод€ного хаоса, изначального океана Ќуна.

«десь напрашиваетс€ параллель с греческой натурфилософией. ‘алес из города ћилета (конец VII-начало VI в. до н.э.), первый из натурфилософов, считал, например, началом всего воду. ”чение ‘алеса о воде как начале всего сущего перекликаетс€ с представлением египт€н о первобытном океане Ќуне. ѕлутарх (»сида и ќсирис, 34) пр€мо за€вл€ет, что свое учение ‘алес заимствовал у египт€н. Ќезависимо от того, соответствует это истине или нет, несомненно одно: греки знали учение египт€н об океане Ќуне - и, разумеетс€, задолго до ѕлутарха. »бо если бы они этого не знали, ѕлутарх не мог бы об этом написать.

ѕредставление египт€н о воздухе (Ўу - в гелиопольской концепции, јмон - в фиванской) перекликаетс€ в какой-то степени с учением милетского натурфилософа јнаксимена (VI в. до н.э.), утверждавшего, что праэлементом всего существующего был воздух. Ќечто общее можно усмотреть и между египетским представлением о бесконечности, воплощенной в божествах ’ух и ’аухет, и учением греческого натурфилософа јнаксимандра (VI в. до н.э.) о бесконечном (апейрон), свойства которого остаютс€ невы€сненными.

ќднако египетские космогонические представлени€ облечены в теогоническую, мифологическую форму, от которой они неотделимы, и было бы крайне несерьезно усматривать в них элементы или зачатки материализма. √реки, безусловно, знали основные положени€ египетских теогоний и космогонии. √реко-египетские св€зи в сфере духовной (в VII-VI вв. до н.э.) несомненны. √реки не скопировали египетские воззрени€, а вз€ли из них то, что можно было положить в основу натурфилософских учений. –азумеетс€, это предполагало уровень мышлени€ более высокий, нежели религиозно-мифологический.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|