–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

‘»¬џ

ѕроисхождение греческого топонима "‘ивы", восход€щего к √омеру ("стовратные ‘ивы"), не установлено, а предлагавшиес€ этимологии - неудовлетворительны. ѕочему греки дали египетской столице название своего беотийского города ‘ивы - сказать трудно. ѕриблизительно та территори€, котора€ во времена —реднего царства составл€ла ‘иванский ном, в эпоху ƒревнего царства была известна под названием ”ас или ”аст. ¬ —реднем царстве и позже это название обозначало уже ном, но и город. ‘ивы располагались на восточном и западном берегах Ќила. Ќа восточном берегу был расположен центр города - массив  арнака и Ћуксора, собственно и носивший название ”аст. или Ќут. «десь находилась резиденци€ царей, здесь они рождались и жили. “ермин "нут" (niwt) неоднозначен и относитс€ нередко к поселени€м разного рода, но одно из его основных значений - "резиденци€ (цар€)". Ќередко он означает также резиденцию какого-либо нома. „асто ‘ивы именуютс€ "южный град" или "южна€ резиденци€", а иногда и просто "град". Ёто словоупотребление совершенно аналогично латинскому "urbs" в отношении –има или грузинскому "калаки" ("город", "град") в отношении “билиси.

Ќа западном берегу Ќила располагались заупокойные храмы фараонов XI, а также XVIII-XX династий, здесь же были расположены знаменитые ƒолины царей и цариц, где покоились властители ≈гипта, и некрополи придворных, военачальников, чиновников, жрецов, вообще знати, обслуживаемые местными рабочими, с особой администрацией. Ќа западном берегу распор€жалс€ "градоначальник запада", на восточном - просто "градоначальник".

ƒревнейшие пам€тники ‘ив - две гробницы (є 185 и 186), восход€щие к ƒревнему царству. ¬се остальное значительно более позднего времени (начина€ с XI династии). Ќа западном берегу наход€тс€ гробницы фараонов XI династии, руины сооруженных ими храмов и погребени€ их двора.

¬ эпоху ƒревнего царства ‘ивы представл€ли собой незначительное поселение на восточном берегу Ќила, расположенное в исключительно красивой местности. ¬озвышение ‘ив с утверждением XI династии было следствием усилени€ центростремительных сил, про€вившихс€ в египетском обществе после долгих лет междоусобной войны и распада централизованной монархии ƒревнего царства. ¬о врем€ этой войны правители ‘ив сумели не только одолеть своих соперников, правителей других номов, но и подчинить их своей власти, а затем стать во главе заново объединенного ими ≈гипта и завладеть троном. ‘иванска€ религиозна€ система органически св€зана с экономическим и политическим возвышением ‘ив во времена —реднего и Ќового царств, она €вл€етс€ как бы идеологическим выражением этого бурного экономического и политического развити€. ќбсто€тельства и врем€ возникновени€ и развити€ ‘иванской религиозной системы предопределили ее сущность и формы. ¬озникнув позже систем √елиопол€, ћемфиса и √ермопол€, фиванска€ система усвоила р€д моментов теогоний и космогонии этих древних по сравнению с ‘ивами городов. –азвива€сь в услови€х экономической и политической гегемонии ‘ив в долине Ќила, в услови€х возникновени€ первой по времени "империи" в истории рабовладельческой формации, культ фиванского бога јмона превращаетс€ из локального в общеегипетский, а јмон, в глазах египт€н, становитс€ богом-демиургом, создателем и правителем всего мира, "царем всех богов". “ак в недрах египетского политеизма создаютс€ предпосылки к возникновению монотеизма, вспыхнувшего €рким факелом в конце правлени€ XVIII династии, но никогда не ставшего общепризнанной идеологией древнего ≈гипта.

¬ будущем ‘иванском номе (IV ном ¬ерхнего ≈гипта) кроме деревушки ‘ивы было еще три поселени€: древнее ƒжарти, современный “од, - на некотором рассто€нии от реки, на восточном берегу; древнее ћаду, современный ћеда-муд, также на восточном берегу; древнее »уни, более полно »уни-ћонту, т. е. »уни бога ћонту (»уни было созвучно с древним названием √елиопол€ - библейск. ќн), современный јрмант, в 13 км к югу от Ћуксора, на западном берегу Ќила. Ќа территории этих трех поселений и ‘ив местным богом был ћонту. »зображалс€ он антропоморфным, с головой сокола (по-видимому, кака€-то разновидность общеегипетского соколиного бога ’ора). ¬ √ермонте с ним была сопр€жена богин€ „ененет, а также богин€ »унит, что значит "гермопольска€". »ногда она называетс€ –аттауи; им€ образовано искусственно: перва€ его часть - "–ат" - форма женского рода имени бога солнца –а, "тауи" значит "ќбеих «емель" (т. е. ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта). Ётот эпитет богини, как и египетское название јрманта, созвучное с египетским названием √елиопол€, свидетельствует о несомненном вли€нии воззрений √елиопол€ на јрмант. »м€ бога сохранилось в коптском названии города - √ермонт. XI династи€, несомненно, была тесно св€зана с јрмантом, так как трое из ее фараонов нос€т теофорное им€ ћентухотеп (ћенту-ћонту).

Ќа территории трех названных поселений и ‘ив цари XI династии возводили свои храмы. ¬ храме “ода сохранилс€ рельеф, изображающий фараона XI династии Ќебхепетра принос€щим жертвенные дары богу ћонту. Ќа туринской стеле казначе€ ћеру значитс€, что именно бог "ћонту дал ќбе «емли царю Ќебхепетра", т. е. ћентухотепу I (речь идет о фактическом объединении ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта под эгидой этого цар€, правившего полстолети€, восстановившего объединенное государство после ѕервого переходного периода, периода междоусобиц и смут).  ак было отмечено, јрмант находилс€ под вли€нием √елиопол€ с его солнечным божеством –а, что отразилось и на местном боге ћонту. Ѕог ћонту надолго сохранил и аспект бога-победител€ (вроде римского ћарса).  ак указал  . «ете, это было результатом долголетних и победоносных войн правителей јрманта против гераклеопольских царей, войн, закончившихс€ воцарением на престоле ≈гипта XI династии, - войны велись от имени и по велению бога ћонту. ”же при ћентухотепе I в ‘ивах (в ƒер-эль-Ѕахри) был сооружен его заупокойный храм. “аким образом, XI династи€ была св€зана не только с јрмантом, но и с ‘ивами.

ќснователем новой, XII династии был фараон јменемхат I (1991-1962 гг. до н.э.), хорошо известный из произведений египетской литературы. ≈го теофорное им€ јменемхата, означающее "јмон во главе", - одно из первых свидетельств культа јмона в ‘ивах. "Ќесомненно, что этот род (јменемхата I. - ћ.  .) был особенно предан культу јмона, который, в свою очередь, многим об€зан этому роду: без энергичной поддержки јмон не смог бы столь быстро оттеснить старого локального бога ћонту".

ћожно без преувеличени€ сказать, что религиозна€ политика царей XII династии сделала культ јмона общегосударственным. Ёту линию продолжала XVIII династи€ и ее ближайшие преемники. ƒревнейшим храмом јмона в ‘ивах был »петсут, современный  арнак, надолго ставший главным местом культа јмона.

«десь необходимо остановитьс€ на сложной проблеме происхождени€ бога јмона. Ќадо пр€мо сказать, что она не разрешена удовлетворительным образом. –азгорелс€ спор: €вл€етс€ ли јмон локальным богом ‘ив, в частности  арнака, или его культ "экспортирован" сюда из другого нома?

Ћефебюр, Ёрман, ћакс ћюллер, √отье считали, что јмон €вл€етс€ фиванским вариантом локального божества  оптоса, бога ћина. Ќо вот по€вилась уже цитированна€ монографи€  . «ете о фиванском верховном боге. Ќезачем говорить, что эта монографи€ одного из корифеев египтологии, на редкость эрудированного и одаренного, не могла не произвести большого впечатлени€ в кругах специалистов.  ак и все работы названного маститого ученого, она отличаетс€ исключительно богатой и интересной аргументацией со ссылкой на многочисленные источники.  . «ете, как и другие исследователи, подчеркивает не могущую быть случайной близость коптосского ћина и фиванского јмона, однако основной тезис  . «ете следующий: јмон - гермопольское божество, и его культ был "экспортирован" из √ермопол€ в ‘ивы.

јнглийский египтолог ”энрайт, автор р€да исследований о происхождении и характере бога јмона, опубликовал рецензию на труд  . «ете, в которой тонко и убедительно показал, что аргументаци€  . «ете не соответствует действительности, что выводы его нат€нуты и противоречат фактам. ¬ статье о происхождении јмона ”энрайт доказывает, что наличие јмона в гермопольской огдоаде - результат богословской спекул€ции жрецов и что јмон "экспортирован" не из √ермопол€ в ‘ивы, а, наоборот, из ‘ив в √ермополь. ”энрайт показал, что јмон, как и его коптосский прообраз, бог ћин, - в основе своей бог неба и грозы. ¬ самое последнее врем€ проблема происхождени€ бога јмона дополнительно осложнилась следующим обсто€тельством: французский египтолог ‘р. ƒома сообщает, что существование јмона в ипостаси јмон-–а засвидетельствовано много ранее воцарени€ на египетском престоле XII династии: в конце прошлого века в  арнаке была найдена каменна€ статуэтка фараона VI династии ѕепи I с высеченными на спине именем и эпитетом фараона: "любимый јмоном-–а, владыкой ‘ив". —ледовательно, культ јмона-–а ‘иванского уже существовал в конце эпохи ƒревнего царства! ѕо всей веро€тности, в полемике ”энрайт -  . «ете ближе к истине английский египтолог.

¬ конечном счете не так уже важно, откуда по€вилс€ јмон в ‘ивах, гораздо важнее его облик как божества, игравшего решающую роль в религиозных воззрени€х египт€н в течение р€да веков. ќбратимс€ к јмону в том его виде, в каком он известен нам начина€ с воцарени€ XII династии.

 ак мы видели, јмон очень рано сопоставл€етс€ с гелиопольским богом –а, который был верховным богом и демиургом, главным космическим богом. Ёто значит, что из локального бога јмон превращаетс€ в верховное космическое божество и в демиурга, творца богов и вселенной. “ак, несомненно, про€вилось действенное вли€ние гелиопольской системы религиозных взгл€дов на ‘ивы.

¬ Ћейденском папирусе є 1350 от времен XIX династии (XIII в. до н.э.) содержитс€ гимн јмону, в котором отразились отдельные моменты фиванских теогонии и космогонии (существует и множество других текстов, в которых зафиксировано то же самое). јмон никем не создан, он создал сам себ€, другие боги по€вились после него (IV, 9-11). явившись в образе гус€, "великого гоготуна", он "начал говорить среди молчани€". "Ённеада была в твоих (јмона. - ћ.  ..) членах... все боги составл€ли части твоего тела". "ќн (јмон. - ћ.  .) создал твари, чтобы они жили, он указал путь дл€ людей, и их сердца живут, когда они вид€т его" (IV, 1-8). ¬ другом тексте, в папирусе Ѕулак є 17, относ€щемс€ приблизительно к тому же времени, читаем: "“ы один, который создал все, ты единственный, который сотворил живое, из глаз которого по€вились люди, из уст которого произошли боги", и т. д. »злишне увеличивать количество подобных высказываний, четко характеризующих јмона как демиурга, создател€ всех богов, людей, растений и всего сущего на земле. ќ ‘ивах в Ћейденском папирусе є 1350 сказано: "‘ивы - образец дл€ всех городов. ¬ода и земл€ были в них вначале. » по€вилс€ песок, чтобы обозначить границу пахотных земель и обозначить их основную почву, на холме. “ак стала земл€. ѕотом по€вились люди, чтобы благоустроить все города" (II, 10-11). »ными словами, ‘ивы - это первозданный холм, перва€ земл€, вышедша€ из вод в результате первого акта творени€ (ср. √елиополь и ћемфис). ¬  арнаке, при входе в знаменитый "гипостильный зал", начертана иероглифическа€ надпись, глас€ща€ о том, что  арнак - начальный микрокосм и основа макрокосма. Ќадпись сделана во времена ѕтолемеев. »так, јмон - создатель богов и всего мира, а ‘ивы - начало мира.

 . «ете охарактеризовал јмона как космическое божество воздуха и ветра, наполн€ющих весь видимый мир, дающих дыхание жизни всему живущему, т. е. вездесущего. Ёту развернутую, отлично документированную характеристику  . «ете основал на наблюдени€х и выводах ¬. Ўпигельберга. Ётот аспект јмона смыкаетс€, естественно, с его аспектом божества неба и грозы (по ”энрайту). ¬о многих текстах јмон назван "великой душой", "сокровенной душой", "великой живой душой, что над всеми богами".  ак воздух и ветер, душа невидима. ќтсюда представление об јмоне как о духе, оживл€ющем и дающем жизнь. ћного позже это египетское представление проникло в иудейскую религию, а затем в христианство и ислам. √лава перва€ библейской книги Ѕыти€ начинаетс€ так: 1. "¬начале бог сотворил небо и землю. 2. «емл€ же была безвидна и пуста, и темна над бездной, и дух божий носилс€ над водой". Ќетрудно видеть, что в этих двух лаконичных стихах содержатс€ в сжатом виде некоторые основные положени€ египетских космогонии.

ќчень рано јмон начинает приобретать характер общественной силы, от которой завис€т судьбы отдельных людей и египетского государства в целом. ¬озвышение јмона, как уже отмечалось, органически св€зано с возвышением сначала XII династии, а потом, после ¬торого переходного периода, периода раздробленности ≈гипта и захвата его северной части гиксосами, - XVIII династии (и даже конца XVII), изгнавшей гиксосов за пределы страны и создавшей египетскую империю. ѕобеды, военные и политические, рассматривались как дар фиванского бога фараонам-завоевател€м. Ќагл€днее и €рче всего об этом говорит текст (начертанный в XV в. до н.э. на великолепной стеле, сто€вшей в  арнаке и теперь хран€щейс€ в  аирском музее), содержащий речь самого бога јмона, обращенную к своему божественному и царственному сыну, фараону-завоевателю, “утмосу III: "√оворит јмон-–а, владыка  арнака... € даю тебе мощь и победы над всеми чужеземными странами... я ниспровергаю твоих врагов под твои сандалии... € отдаю тебе землю во всю ее длину и ширину, жителей запада и востока под твою власть... я твой путеводитель, так что настигаешь их...ї и т. д. “аким образом, бог ‘ив јмон-–а - это не только демиург, создатель богов и людей, но и создатель египетской империи, дар€щий победы и завоевани€ египетскому царю, владыка фараона и его армии, божественный инициатор и организатор египетской агрессии за пределами ≈гипта. ‘араоны XIX династии —ети I и –амсес II приказали воспроизвести текст "√имна", каждый дл€ себ€.

ћотивы победоносной войны от имени и во славу јмона-–а звучат во множестве самых разнообразных текстов. ¬ знаменитой "ѕоэме ѕентаура" неизвестного автора описываетс€ военна€ доблесть –амсеса II в борьбе против хеттов. ‘араон окружен бесчисленными врагами, ему грозит неминуема€ гибель. » вот он обращаетс€ с молитвой к своему божественному отцу, јмону-–а: "„то беспокоит теб€, отец мой јмон? –азве надлежит отцу пренебрегать сыном? –азве € предприн€л что-нибудь значительное без теб€? я не ослушалс€ ни одного твоего приказани€. ќ сколь велик великий владыка ≈гипта, позвол€ющий чужеземцам приблизитьс€ к нему", и т. п. ќкончив молитву, –амсес II видит р€дом с собой самого јмона-–а. "я с тобой, € твой отец, мо€ рука с тобой, € [один] полезнее, чем сотни тыс€ч людей. я владыка побед, люб€щий доблесть", - произносит он. «а этим следуют слова –амсеса II - он уподобл€ет себ€ богу ћонту (сравнивать себ€ с "отцом" јмоном –амсес II, естественно, не смеет).

“аким образом, фараоны, начина€ с XVIII династии, вполне сознательно объ€вл€ли јмона-–а богом-покровителем, защитником фараона и его войск, защитником страны, при этом милости јмона-–а распростран€лись не только на-самого фараона, но и на его окружение - на господствующий класс, на войско. ¬о времена –амсеса II существовали четыре подразделени€ войск (полки, дивизии и т. п., как их нередко называют в нашей литературе), носившие имена четырех великих божеств: јмона, –а, ѕта и —утеха. Ёто свидетельствует о том, что великие божества, в том числе и јмон, стали олицетвор€ть не только природные, но и общественные силы. Ѕожество, покровительствующее войску, естественно, про€вл€ло благосклонность не только к военачальникам (хот€ к ним в первую очередь), но и к воинам, представл€ющим простой народ.

“ак, культ јмона, носивший государственный характер, начинает по-своему преломл€тьс€ в сознании народных масс. »сточники, свидетельствующие об этом, немногочисленны (их около 150) и относ€тс€ ко времени правлени€ XIX династии (приблизительно 1300-1200 гг. до н.э.). јдресованы они јмону и другим божествам. ѕо содержанию и по стилю эти тексты резко отличаютс€ от множества других дошедших до нас текстов - здесь звучат ноты страдани€, мольба о помощи, призыв к милосердному и справедливому божеству, которым оказываетс€ "царь всех богов" јмон-–а. Ќекоторые исследователи сближают эти тексты с библейскими псалмами. „асть этих текстов представлена несколькими папирусами в Ѕританском музее, часть - заупокойными стелами из некропол€ ‘ив, хран€щимис€ в музе€х Ћондона, “урина и Ѕерлина. “ексты в значительном количестве изданы ј. Ёрманом. —пециальное исследование в русле истории египетской религии им посв€тил Ѕ. √анн. Ќаиболее полное представление о характере этих текстов дает приводимый ниже перевод отрывков из текста, начертанного на стеле чертежника Ќебра € сына его шисца ’ай, воздвигнутой ими в честь јмона (в тексте выражаетс€ благодарность богу за то, что он даровал выздоровление от какой-то болезни Ќехтамону, другому сыну Ќебра и брату ’ай). —тела хранитс€ в Ѕерлинском музее (є 23077), найдена она в фиванском некрополе, в одном из небольших кирпичных храмиков, в которых молились служащие и рабочие некропол€. "јмон-–а, владыка  арнака, великий бог ‘ив, благой бог, внимающий молитвам, который отзываетс€ на призыв угнетенного, который дает дыхание жизни тому, кто несчастен". Ќебра и ’ай провозглашают славословие јмону: "—лавословие јмону, € создам гимны во им€ его, € вознесу хвалу ему до небес и во всю ширь земли. я провозглашу его мощь тому, кто направл€етс€ вниз по реке, и тому, кто направл€етс€ вверх по реке.

«найте его! ¬озвещайте о нем сыну и дочери, большому и малому. –асскажите о нем последующим поколени€м и тем, кто еще не существует. –асскажите о нем рыбам в реке "птицам в небе. ¬озвестите о нем не знающему и знающему его. ѕровозглашайте его!".

¬ школьных пропис€х, по которым занимались будущие писцы, содержатс€ образцы молитв, обращенных к јмону (папирус Ѕолонь€ є 1094, 2, 4-7, папирус јнастаси IV,. 3.2-4.1; 10.2-8). ќдна из этих молитв во здравие и благополучие друга (папирус јнастаси IV, 3.2-4.1), в другой, что очень интересно, заключена просьба к јмону о защите на суде от несправедливого приговора (папирус јнастаси II,. 8.6-9.1) и т. п. —ловом, јмон в подобного рода текстах выступает защитником угнетенных и обездоленных.

≈сли обобщить все сказанное об јмоне (бог-демиург, создавший себ€, всех богов, людей, все сущее и самое землю, - начина€ с ‘ив; отец фараона, покровитель и защитник его войска, организатор побед египетского оружи€, подчинивший ≈гипту земли чужестранцев), то станет €сно, что это почти - универсальное божество, и вполне пон€тно, что в народе јмон рассматривалс€ как защитник страждущих и угнетенных. ≈му поклон€лись в разных част€х города ‘ивы.

ќ размерах ‘ив у нас нет точных данных. √омер пишет: "√рад, в котором сто врат, а из оных из каждых по двести; ратных мужей в колесницах на быстрых кон€х выезжаютї (»лиада IX, 383). «десь выражено лишь общее представление об огромном, по египетским масштабам, городе, что же касаетс€ фактической стороны дела, то √омер допускает ошибку: город никогда не был окружен стеной. —трабон утверждал, что в его "врем€ следы города обнаруживаютс€ на 80 стадий в длину" (√еографи€, XVII, — 816). —огласно. ƒиодору (I, 15), окружность города - 140 стадий. »наче говор€, территори€, на которой находились руины ‘ив, была: довольно обширной (около 15 км в окружности). » на этой территории было несколько св€тилищ, посв€щенных јмону, как и в других городах ≈гипта. ¬ ‘ивах существовало несколько ипостасей јмона. јмон Ћуксорский (јманапет), например, в  арнаке - јмон ¬еликий. ѕапирус Ѕританского музе€ є 10335 называет три разных фиванских ипостаси јмона. ¬ повествовании ”н-јмуна о его путешествии в библии говоритс€ об јмоне ƒорожном. »постаси јмона воспринимались египт€нами, по крайней мере жречеством, как разные про€влени€ одного и того же божества. ќб этом свидетельствует, между прочим, приведенна€  . «ете цитаци€ из одного текста: "„етыре ћонту, объединенные в одном" (речь идет о четырех ипостас€х бога ћонту - в јрманте, ћедамуде, “оде и ‘ивах). –азные ипостаси, несмотр€ на некоторые специфически-локальные признаки, объедин€лись одним именем - јмон, что означает "сокрытый", "невидимый" (наилучшее выражение одного из аспектов јмона - бог воздуха и ветра). јналогичное €вление наблюдаетс€ во ‘ранции (католическа€ "божь€ матерь" предстает в облике разных богородиц в различных часовн€х) или в –оссии ( азанска€ богородица, »верска€ и др.).

јмон изображалс€ как антропоморфный бог, окрашенный в голубой цвет (цвет неба), и только в луксорской своей ипостаси (јманапет) он представал, подобно ћину коптосскому, итифаллическим богом. —в€щенными животными јмона были гусь и овн. ћожно без преувеличени€ сказать, что в течение веков јмон (или јмон-–а) был в египетском религиозном сознании главным богом, сто€вшим выше всех других богов. «начительна€ часть добычи, захваченной в победоносных войнах и походах, приносилась царем в дар этому богу, т. е. фактически становилась собственностью храмов. ќб этом говор€т многие тексты, и в первую очередь папирус ’аррис I. ¬еличие и значение бога зиждилось на экономической и политической мощи ‘ив (результат многолетних захватнических войн). Ќо вот гегемони€ ‘ив в ≈гипте окончилась в силу совокупности исторических факторов, а единство страны нарушилось. ¬ ‘ивах правили верховные жрецы јмона, в Ќижнем ≈гипте - фараоны XXI династии, резиденцией которых был “анис. Ёкономическа€ основа религиозного авторитета јмона оказалась глубоко подорванной. Ќо идеологи€ (а значит, и религи€), возникнув, обретает относительную самосто€тельность, значительно отстава€ в своем развитии от реального хода событий. — упадком ≈гипта и разделением его "а ‘иваиду во главе с верховными жрецами јмона и на Ќижний ≈гипет под властью XXI династии (это произошло в XI в. до н.э.) поклонники јмона продолжали отстаивать авторитет своего великого древнего бога. ¬еликолепную иллюстрацию этому дает упом€нутое путешествие ”н-јмуна в Ѕибл.

”н-јмун, "старейшина врат" (жреческа€ должность храма јмона в ‘ивах), был послан в финикийский Ѕибл, чтобьв доставить оттуда "строительный лес дл€ великой св€щенной ладьи јмона-–а, цар€ богов". Ёто было сделано в соответствии с многовековой традицией: в ≈гипте не было высококачественного леса, и египт€не издавна ввозили лес из Ћивана - дл€ использовани€ его в культовых цел€х, - до времен ”н-јмуна они были фактически хоз€евами в Ћиване. — трудом добившись приема у правител€ Ѕибла, ”н-јмун, посланец верховного жреца бога јмона, слышит от ливанского правител€ не особенно теплые слова: "„екер-Ѕаал - не раб ”н-јмуна, он не раб того, кто послал ”н-јмуна к „екер-Ѕаалу, уже давно египт€не увоз€т лес из Ћивана в ≈гипет лишь. за наличный расчет". ”н-јмун держит ответную речь о величии јмона, вс€чески пыта€сь восстановить пошатнувшийс€ престиж јмона в чужой стране. ¬ самом же ≈гипте экспанси€ авторитета јмона продолжалась (в силу инерции). ¬ерховные жрецы јмона в ‘ивах придали јмону-–а, "царю" богов", хтонические функции: они объ€вили его владыкой загробного мира, завершив этим универсализацию бога.

ќт времени правлени€ этих жрецов в ‘иваиде дошли два очень важных и интересных с точки зрени€ истории религии: документа. Ёто два "указа" бога јмона-–а - один в пользу покойной Ќесхонс, другой - в пользу ее мужа, верховного жреца јмона-–а, ѕинутема II. —одержание "указов" впервые раскрыл ¬. Ўпигельберг. "’арактерно дл€ царей XXI династии, происходивших из клира фиванского јмона, что они приписали этому всемогущему богу, по воле которого, как они. считали, они были облечены властью, функции, не обеспечивающие благополучие в загробном мире. »менно в этом и заключаетс€ содержание указов, которые были впервые опубликованы ћасперо, указов, исход€щих от "цар€" богов јмона-–а, великого изначального бога". Ёти указы имели своей целью "обожествить" умерших членов царской семьи, т. е. предоставить им в загробном мире соответствующую их положению жизнь. “очно так же и статуэтки - ушебти нуждаютс€ в специальном указе, чтобы иметь возможность. выполн€ть необходимые в загробном мире дл€ Ќесхонс работы. “аким образом, фиванский бог выступает здесь в качестве бога умерших вместо ќсириса".

“ак завершилась универсализаци€ јмона-–а, "цар€ богов". Ќо как бы ни была сильна пропаганда той или иной?

"формы идеологии или религии, она безуспешна, если эта форма не соответствует реальному положению вещей, а следовательно, обречена на исчезновение. “ак случилось и с .культом јмона-–а. Ќа передний план выдвинулись иные египетские божества, ибо в ходе истории возвысились другие номы и города, и божества именно этих номов и городов стали .властител€ми дум верующих.

Ќадо сказать, что на прот€жении всей своей истории јмон (или јмон-–а) не страдал от одиночества. ¬ ‘ивах, а затем и вообще в ≈гипте ближайшими к нему божествами "считались члены его триады: жена - богин€ ћут и сын - бог ’онсу.

ћут была локальной богиней тотемистического облика (богин€-коршун) озера јшеру, чуть южнее  арнака, обычно изображавша€с€ как женщина. ћут не имела характерных признаков, как и большинство египетских богинь, и нередко представл€лась то как —ехмет, богин€ ћемфиса, то как Ѕастет, богин€ Ѕубаста. »ногда же в качестве жены јмона выступала богин€ јмаунет, упоминаема€ вместе с јмоном в "“екстах пирамид" и входивша€ вместе с ним в гермопольскую огдоаду.

√ораздо €рче фигура бога ’онсу. ¬ "“екстах пирамид" он упоминаетс€ как лунный бог с довольно свирепым характером.  ак член триады јмона и как его сын, ’онсу называлс€ "’онсу в ‘ивах, прекрасный ликомї и имел свой собственный храм. ’онсу также имел несколько ипостасей с культом как в самих ‘ивах, так и в других городах. Ќаибольшей попул€рностью пользовалс€ "’онсу, определ€ющий судьбу", тот самый, о посылке идола которого в страну Ѕахтан рассказываетс€ в так называемой стеле Ѕентреш. Ќапоминаю читателю, что этот текст содержит повесть о том, как "’онсу в ‘ивах, прекрасный ликомї отр€дил свою ипостась в далекую страну Ѕахтан, чтобы вылечить по просьбе цар€ больную царевну Ѕентреш: местные лекари не могли этого сделать. ¬ повести рассказываетс€ о путешествии из ‘ив чудотворной статуи "’онсу, определ€ющего судьбу", его пребывании в стране Ѕахтан и излечении принцессы и, наконец, о возвращении бога на родину. »так, в данном случае "’онсу, определ€ющий судьбу" как бы "выездна€" ипостась ’онсу (ср. јмона ƒорожного в ”н-јмуне), обладавша€ свойствами целител€.

” фиванского јмона была сво€ эннеада, как и у гелиопольского –а. ¬ лейденском гимне этому божеству говоритс€: "Ённеада была частью твоих членов... все боги были объединены с твоим телом" (IV, 1-8). “аким образом, фиванска€ эннеада происходила от јмона, была плотью от плоти его. Ёта эннеада, как и гелиопольска€, обозначалась словом psdt ("дев€тка", "эннеада"), хот€ в состав ее помимо дев€ти гелиопольских божеств входили ’атхор и ’ор и некоторые божества јрманта. Ќазывалась эта эннеада не фиванской, а великой эннеадой  арнака ( Iptswt psdt).

»з других фиванских культов надо назвать культ богини “аурт в образе гиппопотама и богини »пет, €вл€ющейс€, по существу, ипостасью “аурт. ќбе богини отождествл€лись с богиней неба Ќут, с ’атхор, с »сидой. “аурт пользовалась почитанием в ‘ивах (как в западной части города, в некрополе, среди рабочих и служащих, так и в восточной) в течение р€да веков, включа€ греко-римское врем€. —читалось, что она способствовала благополучным родам, женской плодовитости, а следовательно, была близка каждой семье. “аурт в цикл јмона не входила и была, веро€тно, одной из исконных в ‘ивах локальных богинь.

Ќельз€ обойти молчанием и локальную богиню фиванского некропол€ ћертсегер, что значит "люб€ща€ молчание". ќна была воплощена в образе змеи и имела второе им€ ƒех-нет-јментет (¬ершина «апада) - скалиста€ вершина западного горного хребта, возвышавша€с€ над некрополем, считалась еще одним воплощением богини. ћертсегер была, естественно, покровительницей и защитницей умерших, но и живые обращались к ней с молитвами о помощи, в основном рабочие и служащие некропол€. ќб этом свидетельствует туринска€ стела некоего Ќеферабу.

¬ фиванском некрополе возник культ обожествленных исторических лиц. «десь поклон€лись фараону јменхотепу I и его матери, царице јхмес-Ќефертари. ќбразовалась особа€ корпораци€ их почитателей, состо€ща€ главным образом из рабочих и служащих некропол€. ѕоклон€лись и некоему јменхотепу, сыну ’апу, которому фараон јменхотеп III воздвиг заупокойный храм. ѕозже, в греко-римское врем€, в фиванский некрополь был занесен культ мемфисского »мхотепа.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|

ѕ≥длогова масивна дошка - це тепле та затишне серце вашого житла