–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

√≈–ћќѕќЋ№

ƒревний √ермополь расположен в —реднем ≈гипте. —овременное арабское название Ёль-јшмунейн происходит от коптского Ўмун, восход€щего к египетскому ’мун - "восемь", что обозначает восьмерку местных богов, или огдоаду. √реки называли этот город √ермополем, так как отождествл€ли главного бога города - бога “ота - со своим √ермесом. ќт древнего √ермопол€ ничего не осталось. –асполагалс€ город на западном берегу Ќила, недалеко от того места, где от русла Ќила ответвл€етс€ на запад канал Ѕахр-эль-ёсуф.

Ќекрополь √ермопол€ находилс€ в местности, именуемой в наше врем€ “уне-эль-√ебель. √ермополь был метрополией «а€чьего нома, правителей которого погребали в расположенном неподалеку Ёль-Ѕерше.

"¬осемь" как название √ермопол€ в "“екстах пирамид" вовсе не встречаетс€, но начина€ со времени —реднего царства оно фигурирует в разных текстах. ѕосле падени€ централизованной монархии ƒревнего царства правители √ермопол€ почувствовали себ€ самосто€тельными: они датировали свои надписи не годами правивших фараонов, а годами собственного правлени€. "ќни редко называют фараонов по имени, хот€ и говор€т о себе как об их вельможах. Ёти јханахты, »хи, Ќехери, “отнахты и т. п. владели знаменитыми хатнубскими коп€ми, в которых дошло до нас много длинных курсивных надписей с изложением обсто€тельств экспедиций дл€ разработки их в видах сооружени€ храма “оту. ќни самосто€тельно распор€жаютс€ этим государственным имуществом и уже при VI династии доставл€ют царю алебастр скорее как подарок, чем в качестве повинности. «десь же номархи говор€т о своих заслугах по отношению к жител€м своего нома и его богу - покровителю “оту. Ёти надписи чрезвычайно интересны дл€ представлени€ о развитии самосто€тельности номархов и истории этого времени".

–аскопки германской археологической экспедиции в: 1928-1933 гг. дали представление о плане √ермопол€: в северной части города была больша€ св€щенна€ площадь, окруженна€ толстой каменной стеной, за которой укрывалось. население в случае вражеского нашестви€. “ут же находилс€ храм бога “ота. –амсес II соорудил здесь и храм јмона. ¬ гермопольском разделе папируса ’аррис I повествуетс€ об отчислени€х в пользу “ота, установленных –амсесом III, и об обновлении стены, окружавшей св€щенную площадь.

–елигиозна€ система √ермопол€ известна в основном по текстам позднего времени, в значительной мере происход€щим не из самого √ермопол€, а из других религиозных центров. ѕрежде всего следует отметить, что между огдоадой √ермопол€ и богом “отом нет такой органической и тесной св€зи, как между –а и его эннеадой. «наменательно, что название "¬осемь" город получил в честь восьмерки богов, состо€щей из четырех пар божеств, в число которых бог “от не входил. Ёти четыре пары (кажда€ состо€ла из бога и богини), вне вс€кого сомнени€, не были исконными богами ни самого √ермопол€, ни близлежащих мест; они - результат теологической спекул€ции жречества. Ётими четырьм€ парами божеств были представлены стихии, из которых возник организованный мир: Ќун и Ќаунет - первобытный океан, ’ух и ’аухет - бесконечность пространства,  ук и  аукет - мрак, јмон и јмаунет - невидимое. ¬р€д ли следует подчеркивать в высокой степени абстрактный характер этих божеств. ћожно даже сказать, что эти четыре пары божеств были в большей мере символами, обозначавшими четыре начала, чем божествами, их олицетвор€вшими. »зображались боги с головами л€гушек, а богини - с головами змей. —ледует подчеркнуть, что Ќун и Ќаунет - символы первобытного океана вход€т и в цикл мемфисских божеств, а Ќун фигурирует как первобытный океан и в гелиопольском учении о создании богов и мира. Ќевозможно сказать, кто у кого заимствовал имена божеств и что за ними скрывалось. ¬с€кие догадки на этот счет более чем рискованны. ќграничимс€ лишь констатацией св€зей и взаимовли€ний, что само по себе крайне важно. ¬заимовли€ни€ про€вл€лись на почве √ермопол€ в различных, друг с другом не согласованных и порой запутанных формах, и попытки систематизировать их, привести к общему знаменателю обречены на неудачу. ѕо причине скудости источников, неопределенности содержащейс€ в них информации трудно сказать, каковы были взаимоотношени€ между огдоадой и “отом. Ќе €сен ни самый процесс теогонии и космогонии, ни роль, какую в этом процессе играла огдоада. ѕо поздним данным, из ‘ив огдоада, завершив процесс творени€, удалилась на холм ƒжеме (современное ћединет јбу). «десь умерли и погребены все ее члены.

Ѕ. “ураев приводит р€д выдержек из текстов птолемеевского времени, в которых говоритс€ о де€тельности членов огдоады при создании вселенной. Ѕоги проход€т под титулами: "отец отцов всех богов", "сотворивший горн€€, давший бытие дольнимї и т. п. "»з этих текстов достаточно €сно, что с ними было соединено представление о мироздании".

ѕо совокупности данных главным в гермопольской теогонии и космогонии было: во-первых, по€вление из первобытного океана первозданного холма на месте √ермопол€; во-вторых, возникновение на холме чудесного лотоса; в-третьих, рождение из этого лотоса бога-ребенка с пальцем у рта. Ётим последним актом завершаетс€ сотворение мира и солнца; бог-ребенок порождает других богов и людей, причем о люд€х говоритс€, что они по€вились "из глаз" бога (вспомним слезы бога Pa!) - об этом же сообщаетс€ в текстах храма Ёдфу.

—уществовала и друга€ гермопольска€ верси€ космогонии и теогонии, но информаци€ о ней скудна и противоречива. —уть версии в следующем: неизвестно, от кого и как в √ермополе по€вилось божественное €йцо, из которого произошел сам бог –а, сотворивший затем других богов. «наменитый ѕетосирис, верховный жрец бога “ота в √ермополе в начале македонского владычества, повествует о том, что скорлупа этого божественного €йца зарыта на земле √ермопол€.

»м€ бога “ота встречаетс€ уже в "“екстах пирамид" и в других религиозных текстах более позднего времени. »з-за отсутстви€ информации в источниках до сих пор не представл€етс€ возможным установить, когда, почему и как бог “от стал верховным богом в √ермополе, возглавл€вшим огдоаду. ¬идимо, это произошло довольно поздно.

¬ птолемеевские времена о боге “оте вполне определенно говоритс€ как о демиурге и победителе сил мрака. ¬ "“ексгах пирамидї и в р€де других “от проходит как бог луны. ¬ уже упом€нутой " ниге  оровы" рассказываетс€, как бог –а приказал богу “оту быть его заместителем, везиром на небе: луна - помощник солнца в освещении земли. — “отом в качестве бога луны св€зывалось представление о времени (фазы луны), счете, знании письма и всех наук, в первую очередь магии. “от считалс€ богом-покровителем профессиональных писцов. —охранилс€ р€д молитв, адресованных писцами своему богу (например, папирусы јнастаси III, 4.12-5.4; јнастаси V, 4.2-10.2; —алье I, 8.2-8.6). Ќа виньетках 125-й главы " ниги мертвых" “от фигурирует как писец великого суда богов в загробном мире, он активно участвует в вынесении окончательного приговора душе умершего, сердце которого взвешиваетс€ на точных весах. ќтсюда “от - "владыка »стины", судь€ в мире богов и покровитель судей. ¬ известной мифологической сказке о "«лоключени€х ’ора и —етха" “от €вл€етс€ писцом эннеады. ¬о времена Ќового царства бог “от считалс€ творцом разных €зыков. ќтмечено, что по крайней мере в двух текстах он назван "отличающим €зык [одной] страны от [€зыка] другой".

¬ мифологической истории ≈гипта, в истории фараонов - богов, “оту отведено определенное место, он правил после бога ’ора и до богини ћаат, причем на его царствование приходитс€ 7726 лет. ¬ мифах и легендах “от в качестве фараона не выступает. “от "не вызывал своим именем в египт€нах представлени€ о своей роли в качестве фараона, как это мы видим относительно богов эннеады и √ора; гораздо охотнее они видели в нем не цар€, а его советника и визир€. ≈гипт€не не могли представить себе своей страны иной и в иных услови€х, чем они ее видели; бюрократическое устройство с фараоном во главе должно было быть современным ей и возводилось к богам".

Ѕог “от был весьма попул€рной фигурой египетского пантеона на территории всего ≈гипта во все времена. ѕо характеристике Ѕ. “ураева, он был у египт€н "идеалом высшей премудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением идеи откровени€" и олицетворением ума.  ульт этого божества был широко распространен в стране. ѕомимо √ермопол€ (Hermopolis magna) и ћалого √ермопол€ (Hermopolis parva) культ “ота существовал в ‘ивах, јбидосе, √ераклеополе, ‘аюме, “анисе, Ѕубасте, Ёдфу, ƒендере, ћемфисе, на —инае, в Ќубии и т. д.

 ак подметил Ѕ. “ураев, "у большинства египетских божеств женские дополнени€ были искусственны и бесцветны". ¬ качестве супруги “ота чаще всего фигурирует богин€ письма —ешат, затем богин€ истины ћаат и, наконец, Ќехемауит. ¬стречаютс€ и другие, редко упоминаемые богини. ѕодобного рода неопределенность порождена отсутствием устойчивой мифологической традиции, св€занной с богом “отом. ¬ рамессидовские времена в —аисе матерью “ота считалась богин€ Ќейт. ¬ птолемеевские времена его матерью в √ермонте названа богин€ –аит-“ауи.

Ћуна ассоциировалась не только с “отом, но и с другими богами. ѕрежде всего с членом фиванской триады богом ’онсу, о котором будет подробно сказано в следующей главе. ¬ поздних текстах нередко говоритс€ о божестве ’онсу-“оте. Ѕыл еще лунный бог ƒуау, недвусмысленно названный луной в одном позднем тексте. Ќельз€ обойти молчанием и бога яха. "ях" означает "луна". »ногда это слово пишетс€ с детерминативом бога, и тогда оно обозначает луну как божество. «десь следует отметить, что теофорные имена фараонов XVIII династии содержали в своей теофорной части имена богов, а именно: јмона, “ота и яха - было четыре “утмоса, четыре јменхотепа и один яхмос (родоначальник династии). »мена эти означают: "“от родил его", "јмон доволен", "ях родил его". “аким образом, эти имена указывали на божественное происхождение фараона. ѕоказательно, что из 16 фараонов XVIII династии п€ть носили теофорные имена, св€занные с именами богов луны. —в€щенным животным “ота был ибис, а в более поздние времена и павиан.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|