–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

ћ≈ћ‘»—

—огласно античной традиции (√еродот II, 99; ƒиодор I 50) основателем I египетской династии и объединителем страны был фараон ћенее. ћанефон, труд которого, по свидетельству акад. ¬. ¬. —труве, написан на основании египетских источников, также называет ћенеса основателем I династии. ≈гипетские царские списки, дошедшие до нас от времени Ќового царства, начинаютс€ именем ћена, основател€ I династии (!). ¬полне пон€тно, что древнейша€ истори€ ≈гипта дошла до ћанефона в легендарном виде - ведь ћанефона от ћенеса отдел€ют не менее 2500 лет. “ак, например, ћанефон сообщает, что ћенее, процарствовав 60 лет, погиб в зубах гиппопотама. »стори€ преемников царей I и II династий в изложении ћанефона также не может претендовать на достоверность. ƒаже сам факт существовани€ ћенеса за отдаленностью времени и ввиду полного отсутстви€ пам€тников, содержащих его им€, может казатьс€ сомнительным. «наменитый ѕалермский камень, часть анналов эпохи ƒревнего царства, созданных во времена V династии, к сожалению, ничего не сообщает о ћенесе и не упоминает его имени - место, где должно было сто€ть им€ основател€ I династии, повреждено.

ќднако сквозь мрак, окутывающий событи€ и лица тех времен, вырисовываютс€ смутные контуры фигуры легендарного фараона ћенеса. ¬ конце прошлого века во врем€ раскопок ‘л. ѕитри в ”мма-эль- ааб обнаружена пластинка со знаками, которые читаютс€ men. Ќа пластинке эти знаки расположены р€дом с именем несомненно существовавшего фараона - Ќармер. –€д ученых, однако, понимают эти знаки иначе, вследствие чего пластинка еще не может рассматриватьс€ как пам€тник той эпохи, содержащий им€ фараона ћенеса.

√ораздо существеннее друга€ находка - тоже пластинка, но несколько больша€ по размеру. ќна была найдена де ћорганом в большой гробнице в Ќакаде в 1897 г. «десь под знаком men стоит титул "двух владычиц", который нередко значилс€ перед именами фараонов I династии, указыва€ на фараоновское достоинство носител€ имени. Ёто единственное имеющеес€ в распор€жении науки эпиграфическое указание тех времен на фараона ћенеса, как бы подтверждающее его историчность. ѕо мнению ј. √ардинера, сомнени€ некоторых ученых в том, что на пластинке написано: "царь ћен", неосновательны 2. Ќо все это не проливает света на жизнь и де€тельность ћенеса. √еродот и ƒиодор приписывают ћенесу, объединителю ≈гипта, основание ћемфиса. √еродот сообщает также, что ћенее построил у ћемфиса большую плотину, предохран€вшую город от вторжени€ вод Ќила, и основал храм бога ѕта. —ообщение греческого историка перекликаетс€ с одним текстом времен XIX династии, св€зывающим бога ћенеса и бога ѕта.

ћемфис был расположен на западном берегу Ќила, в верховье ƒельты. ¬ насто€щее врем€ на месте древнего ћемфиса раскинулись деревни Ѕедрашейн, ћит-–ахина и Ёль- аср. јрабский писатель XII в. јбд-эль-Ћатиф в сочинении, посв€щенном ≈гипту, утверждал, что развалины ћемфиса были грандиозны и т€нулись от ƒашура до √изы.

¬ эпоху ƒревнего царства ћемфис был резиденцией фараонов и на прот€жении всей истории ≈гипта оставалс€ одним из самых крупных городов и вли€тельным центром религиозной мысли. “о, что ћемфис был основан во времена I династии, подтверждаетс€ раскопками ‘л. ѕитри, ¬. Ёмери и др. “аким образом, ћемфис значительно более молодой город, чем древний √елиополь. –ассто€ние по пр€мой между этими двум€ центрами около 33 км.

Ќазвание ћемфис происходит от египетского mnnfr (название пирамиды ѕели I), что означает "устойчивое и прекрасное". √ород имел у египт€н и другие названи€: ¬есы ќбеих —тран (имеетс€ в виду центральное положение ћемфиса между ¬ерхним и Ќижним ≈гиптом), Ѕела€ —тена (ср. ћосква белокаменна€), ’ет-ка-ѕта ("палата души бога ѕта") - отсюда греческое название ≈гипта - и, наконец, јнхтауи, что означает в переводе "жизнь ќбеих «емель" (другой перевод: "гавань прекрасна€") - название местности около —ерапеума в —аккаре, а также города. ¬о времена XX династии ћемфис был третьим по значению религиозным центром ≈гипта, что совершенно €сно из уже упоминавшегос€ папируса ’аррис I (‘ивы, √елиополь, ћемфис).  ак и в √елиополе, в ћемфисе чтили многих богов. Ќа обратной стороне папируса —алье IV имеетс€ школьное письмо-образец, написанное певчей богини ’атхор по имени —тика, проживавшей в ћемфисе, и адресованное певчей бога јмона по имени —ахменуфе, жене очень вли€тельного жреца бога јмона в ‘ивах по имени јменемхет. —тика воспевает красоту и богатство ћемфиса и обращаетс€ с молитвой к божествам ћемфиса, мол€ их ниспослать здоровье ее коллеге и подруге —ахменуфе, проживающей в далеких ‘ивах. ¬ этом обращении к мемфисским богам перечислены: восемь ипостасей главного бога города - бога ѕта, три ипостаси богини —ехмет, жены ѕта, бог јмон-–а, две ипостаси јмона, –а, ’атхор, јнубис, ќсирис, —опду, богини —емат и Ўесмет, гелиопольска€ эннеада, мемфисска€ эннеада, богин€ “аурт, бог —ебек, сирийские боги Ѕаал и Ѕаал-«ефон, богини  адеш и јнат, а также не названные по имени боги и богини окрестностей ћемфиса. ћолитвенное обращение упом€нутой —тики к мемфисским богам, разумеетс€, не содержит полного их перечн€, не €вл€етс€ обзором систематического пор€дка.

”же неоднократно цитированный X.  еес подчеркивает, что "картина культов ћемфиса была не менее пестрой, чем та, которую представл€л √елиополь", как в отношении антропоморфных божеств, так и в отношении богов-животных и богов-растений.

√лавным богом ћемфиса был бог ѕта, один из важнейших в египетской религии. ќ происхождении ѕта ничего не известно. ћожно предполагать (именно только предполагать - не больше), что это было местное божество того пункта, в котором позднее был основан ћемфис (если такой обитаемый пункт существовал когда-либо), или божество какой-то населенной местности по соседству с ћемфисом. —ледует отметить интересное €вление: в "“екстах пирамид" ѕта упоминаетс€ очень редко, вскользь. ¬ мастаба времен ƒревнего царства ѕта также упом€нут изредка, мимоходом, несмотр€ на то что в это врем€ он был главным богом царской резиденции, т. е. ћемфиса. ћалочисленны упоминани€ о ѕта и в последующую эпоху, в "“екстах саркофагов". «ато в текстах времени Ќового царства бог ѕта упоминаетс€ очень часто. » это вполне объ€снимо. ¬ "“екстах пирамид", как и в других текстах времен ƒревнего царства, ведущую роль играет гелиопольский бог –а и его эннеада - древние религиозные традиции √елиопол€, естественно, доминировали над воззрени€ми ћемфиса, еще не успевшими стабилизироватьс€ и стать достаточно попул€рными в стране. ¬полне пон€тно также, что богословское мышление столицы (т. е. ћемфиса), оформившеес€ в особую систему, должно было отстаивать свое право на существование в борьбе с гелиопольскими взгл€дами, завоевывать себе авторитет. Ёта цель была достигнута, по-видимому, только в эпоху Ќового царства. ќдним из важнейших божеств ћемфиса нар€ду с ѕта был хтонический бог “атенен, им€ которого означает "поднимающа€с€ земл€". Ѕожества были сопоставлены и слиты в одно - ѕта-“атенен. »м€ “атенена не встречаетс€ в текстах времен€ ƒревнего царства, исключа€ "ѕам€тник мемфисской теологии" (о нем будет сказано далее), и, наоборот, в текстах эпохи Ќового царства встречаетс€ очень часто. »конографи€ ѕта и “атенена различна, что свидетельствует, видимо, о том, что это разные боги. Ќо синкретический бог ѕта-“атенен в Ќовом царстве €вл€етс€, несомненно, уже одним божеством, изображаемым в короне с перь€ми и с изогнутой бородой.

¬о времена Ќового царства (из более ранних текстов об этом ничего не известно) ѕта был наделен женой - богиней —ехмет и сыном - богом Ќефертумом. –амсес III в папирусе ’аррис I (47, 6-7) сообщает, что воздвиг дл€ этих божеств часовню и что "ѕта, —ехмет и Ќефертум пребывают в ней", а богин€ в другом месте того же папируса названа "—ехмет велика€, возлюбленна€ ѕта". „аще всего в качестве жены бога ѕта в текстах фигурирует —ехмет. Ќо нередко как супруги бога проход€т и другие богини - Ѕастет, “ефнут, ћаат, а также богин€ ’атхор в образе обожествл€емого в ћемфисе дерева - сикоморы. “ретий член мемфисской триады, Ќефертум, упоминаетс€ еще в "“екстах пирамид" (–уr., І 266а), где сказано, что он - "цветок лотоса у носа –а", т. е. бог благоухани€. ¬ более поздних текстах Ќефертум пр€мо назван "сыном —ехмет". »ногда сыном ѕта оказываетс€ »мхотеп, обожествленный везир фараона III династии ƒжосера, который, кстати сказать, был первым известным по имени верховным жрецом в √елиополе.

ѕта в ћемфисе был главным богом, демиургом, творцом всех богов и мира. ћемфисское жречество создало и разработало свои космогонию и теогонию, которые содержатс€ в так называемом "ѕам€тнике мемфисской теологии".

"—частливый случай сохранил нам обрывки одного древнейшего пам€тника египетского богослови€, указывающий на то, что уже в эпоху пирамид, при отсутствии определенного дл€ всего ≈гипта канона, египетска€ религи€ открывала дверь богословским умозрени€м, развивавшимс€ под сенью храмов в различных центрах религиозной жизни... ќколо 720 г. эфиопский фараон Ўабака, веро€тно по просьбе жрецов главного мемфисского храма в честь ѕтаха, повелел начертать на черном граните текст, который до тех пор как "произведение предков" хранилс€ написанным на папирусе к не мог избежать разрушительного действи€ двух тыс€челетий: "ќн был проеден черв€ми, и его не понимали от начала до конца". ∆рецы имели основание дорожить этим документом - он был плодом тенденциозного богословствовани€, доказывавшего верховенство и единство их бога. Ќо спасти целиком пам€тник было уже нельз€ - сильно пострадало начало, много пробелов оказалось и в средине, да и €зык был настолько архаичен, что иерограмматы храма не нашли возможным последовать не похвальному обыкновению своих не отличающихс€ строгостью филологических приемов современников и почти не изменили древней орфографии, едва ли сами понима€ пам€тник в его целом. Ќо с ним случилась нова€ беда; позднее обитатели местности ћемфиса сделали из него мельничный жернов, вследствие чего погибла еще часть иероглифических строк. ¬ таком виде камень попал в Ѕританский ћузей еще в 1805 году". ¬первые текст был правильно пон€т Ѕрестедом. «атем интересные и глубокие исследовани€ текста дали ћасперо, Ёрман, «ете и, наконец, ёнкер. Ѕлагодар€ усили€м названных корифеев египтологии этот трудный текст стал пон€тен. –азногласи€ в интерпретации отдельных мест не мен€ют понимани€ текста в целом, нашего воспри€ти€ содержащихс€ в нем теогонии и космогонии. ¬озникновение текста относитс€, веро€тнее всего, ко времени IV-V династий, т. е. к моменту наибольшего вли€ни€ гелиопольских взгл€дов. ¬ это врем€ ћемфис был еще молодым городом по сравнению с другими религиозными .центрами ≈гипта, и его религиозные традиции не могли быть столь устойчивыми и авторитетными. Ќо не следует забывать, что ћемфис был столицей государства и резиденцией фараонов, под эгидой которых должна была сложитьс€ и укрепитьс€ религиозна€ концепци€. ѕо изложенным причинам она не могла избегнуть мощного вли€ни€ более древних традиций других центров. Ёто вли€ние €рко про€вилось в "ѕам€тнике мемфисской теологии".  онцепци€ пам€тника, несомненно, €вл€етс€ искусственным богословским построением мемфисского жречества, созданным во славу и авторитета ради столичного бога - бога ѕта. —огласно этой концепции, бог ѕта €вл€етс€ верховным всеобъемлющим божеством, создателем вселенной и богов. ћемфисские теологи отнюдь не проповедовали монотеизма - наличие верховного бога ѕта не исключало существовани€ других божеств. » бог ѕта был их создателем, творцом всего, что существует.  ак демиург, он отличалс€ особым методом творчества - абстрактно-философским, творческим орудием мемфисского демиурга было божественное слово. —ердце, "седалище мысли", порождало творческую мысль, а реализовалась она вовне, претвор€€сь в объективную действительность лишь после того, как божественный замысел был произнесен божественными устами. »так, творческое слово божества - источник быти€, источник всего сущего на земле. »менно поэтому Ѕрестед пришел к .выводу, что уже в глубокой древности египт€не умели размышл€ть на отвлеченные темы и что пон€ти€, обозначаемые греческими словами и (предполагалось, что они занесены в ≈гипет в поздние времена), возникли и развились в ≈гипте, а затем уже попали за его пределы.   этому вполне обоснованному замечанию Ѕрестеда надо добавить следующее. ”чение , т. е. о "слове" или "речи" как орудии творчества и откровени€, содержитс€ у александрийского философа I в. до н.э. ‘илона.  ак указывали ћаркс и Ёнгельс, труды ‘илона оказали серьезное вли€ние на фор мирование раннего христианства. » конечно, не случайно ≈вангелие от »оанна (I, I-1, 3) начинаетс€ следующими словами: "¬начале было слово, и слово было у бога, и слово было бог. ќно было вначале у бога. ¬се через него начало быть, что начало быть".

”чение о "логосе" можно найти у греческих мыслителей и во времена, предшествующие ‘илону: у —ократа, ѕлатона, јристотел€, стоиков. Ќо учение ‘илона о "логосе" резко отличаетс€ от учений его предшественников. ”чение о "логосе" как о творческой силе божества, понимание ‘илоном "логоса" совпадают с пониманием божественного "слова" в "ѕам€тнике мемфисской теологии". ‘илон жил и работал в ≈гипте, в јлександрии, во всемирном центре эллинизма, где сталкивались идеи «апада и ¬остока, и был знаком, несомненно, с египетскими воззрени€ми на природу слова. Ќо как в ≈гипте, в ћемфисе, в глубокой древности могли самосто€тельно возникнуть и развитьс€ подобные идеи, которые, казалось бы, ничего общего с ≈гиптом не имеют? Ќо это только на первый взгл€д. ”чение о силе слова в "ѕам€тнике мемфисской теологии" имеет чисто египетские корни, о которых было сказано выше, и искать их за пределами ≈гипта совершенно излишне. ћасперо так заканчивает свое блест€щее исследование о "ѕам€тнике мемфисской теологии": "—огласно нашему автору, вс€кое творческое действие должно исходить от сердца и от €зыка, - произнесенное про себ€, обдумываетс€ (k ;; t), а затем выражаетс€ вовне, в словах (wd maw). ¬ысказано твердое убеждение в силе этого "внутреннего слова" и необходимости повторени€ или объ€снени€ (whm) €зыком того, что сформулировано в сердце и выражено в словах (mdt tn). »наче говор€, звук, облеченный в слово, обладает высшим могуществом. ¬ещи и существа, названные про себ€ (k ;; t), существуют только в потенции: чтобы они существовали в действительности, их надо произнести (wd mdw), назвать их имена (m ; t rn). Ќичего не существует, не получив предварительно своего названи€, произнесенного громко".

¬ыше, в главе о магии, было подчеркнуто, что дл€ египетской магии (как, впрочем, и дл€ магии многих других стран и народов) характерна вера во всемогущество слова. ≈сли человек, обладавший магической силой, мог заклинать и подчин€ть себе природные стихии, то магические возможности верховного бога, в данном случае бога ѕта, естественно, были неограниченны. "‘илософское" учение мемфисских жрецов о созидательной силе слова бога ѕта имеет своим основанием веру египт€н во всемогущество слова, характерную дл€ их представлений о магии. »де€, содержаща€с€ в "ѕам€тнике мемфисской теологии", €вл€етс€ подн€тым на высший уровень, широко распространенным убеждением в силе магического слова. »наче говор€, бог ѕта, создава€ других богов и мир, св€щеннодействовал согласно одному из основных принципов магии. ¬ принципе бог-демиург каждого населенного пункта мог бы действовать аналогично. ћемфисские жрецы не были в этом отношении новаторами, как прин€то думать: их бог ѕта был наделен "творческим словом", согласно религиозному мировоззрению египт€н, в котором маги€ играла весьма и весьма значительную роль.

«наменательно, что в "ѕам€тнике мемфисской теологии" содержатс€ совершенно €вные следы вли€ни€ √елиопол€. » это не удивительно: ведь √елиополь был расположен по соседству с ћемфисом и не мог не оказать вли€ни€ на значительно более поздние теогонию и космогонию ћемфиса. Ќе исключено, что учение о творческой силе слова, изложенное в "ѕам€тнике мемфисской теологии", наве€но взгл€дами √елиопол€. Ќо доказать это нельз€. ¬ уже упом€нутом папирусе Ѕрем€ер-–иад (26.22) - следовательно, в поздней редакции гелиопольской космогонии (IV в. до н.э.) - содержатс€ такие слова: "ћногие существа вышли из уст моих". »х наличие в Ѕремнер-–инд может объ€сн€тьс€ как заимствованием из древнего гелиопольского текста, так и вли€нием мемфисских взгл€дов. ќбе возможности налицо. √елиопольское вли€ние, бесспорно, сказалось в упоминании гелиопольской эннеады и јтума, а также в отождествлении ѕта и јтума: "¬озникший как сердце и возникший как €зык в образе јтума, он ѕта великий..." ƒалее в том же "ѕам€тнике мемфисской теологии" сказано: "≈го эннеада перед ним - это зубы и губы, сем€ и пальцы јтума. Ённеада - это зубы и губы [бога ѕта], уста которого назвали все вещи, породили Ўу и “ефнут, породили эннеаду..."  ак бы ни интерпретировать это трудное место, гелиопольское вли€ние здесь очевидно. »дет речь об эннеаде ѕта, котора€ создана по образцу гелиопольской эннеады. ¬о главе первой стоит ѕта, во главе второй - јтум. Ќачало текста сильно повреждено, но тем не менее пон€тно, что ѕта создал себ€ в восьми ипостас€х: "ѕта на своем троне", "ѕта-Ќун, создавший јтума", "ѕта-Ќаунет, родивша€ јтума", "ѕта, сердце и €зык эннеады", и еще четыре ипостаси, наименовани€ которых не сохранились. „исло 8 напоминает, естественно, гермопольскую "восьмерку", так называемую огдоаду. Ќаконец, в "ѕам€тнике мемфисской теологии" ѕта, как и јтум в гелиопольских теогонии и космогонии, назван "поднимающейс€ землей", т. е. первозданным холмом, вышедшим из первобытных вод. “ак он назван и в Ѕерлинском папирусе є 3048.

¬ разных текстах ѕта выступает в качестве покровител€ ремесел, поэтому греки отождествл€ли его со своим √ефестом. ѕта считалс€ также "владыкой истины", божеством справедливости. »нтересно отметить, что в некоторых текстах говоритс€ о глазах ѕта - солнце и луне.

¬ русле синкретизма ѕта отождествл€лс€ с богами Ќуном, “отом, јтумом, —окаром, ќсирисом, –а, јмоном, —ебеком-–а и др.  ульт ѕта был широко распространен за пределами ћемфиса: ему были посв€щены храмы или часовни в ‘ивах, јбидосе, √ермополе, √ермонте, Ѕубасте, Ёдфу, ƒендере, јлександрии, на острове ‘илэ и за пределами ≈гипта - в јскалоне, в оазисе ’арга, в Ќубии, на —инае. “акое широкое распространение культа объ€сн€етс€ тем, что ѕта был богом древней столицы ≈гипта - ћемфиса, многовековой резиденции фараонов. ¬ заключение следует сказать, что в поздние времена ѕта иногда воспринималс€ как двуполое божество.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|