–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

√≈Ћ»ќѕќЋ№

Ќа сколько можно судить по данным, которыми располагает наука, √елиополь был древнейшим и вместе с тем крупнейшим религиозным центром древнего ≈гипта. »менно ѕоэтому целесообразно начать наше изложение с √елиопол€.

Ќеобходимо подчеркнуть, что сведени€ об истории египетских городов, и в частности √елиопол€, весьма скудны. Ёто объ€сн€етс€ тем, что лишь сооружени€ религиозного назначени€ - храмы и гробницы - создавались из камн€, на века. ¬се, что предназначалось дл€ повседневной земной жизни строилось из кирпича-сырца и дерева - материалов недолговечных, быстро подвергавшихс€ разрушительному воздействию времени. ќт египетских городов сохранились до нашего времени лишь жалкие остатки. “екстов, повествующих об истории городов, нет вообще, информаци€ же античных авторов о городах ≈гипта весьма далека от полноты и точности. √елиополь (греч.; др. - егип. »уну; библейск. ќн) был расположен несколько более чем в дес€ти километрах к северо-востоку от современного  аира. ‘актически от древнеегипетского города не осталось ничего. »з античных авторов лишь географ —трабон лично посетил √елиополь и оставил заметку о нем: "¬ √елиуполе € видел большие дома, в которых жили жрецы, ибо в древнее врем€, по рассказам, этот город как раз был кварталом жрецов, которые занимались философией и астрономией; теперь же это объединение перестало существовать и его зан€ти€ прекратились. ƒействительно, в √елиуполе € не обнаружил ни одного руководител€ таких зан€тий, но только жрецов, совершающих жертвоприношени€ и объ€сн€ющих чужеземцам смысл св€щенных обр€дов... ќднако в √елиуполе нам показывали дома жрецов и школы ѕлатона и ≈вдокса; ≈вдокс прибыл туда вместе с ѕлатоном, и они оба, по словам некоторых писателей, провели 13 лет с жрецами". Ќа основании этих слов можно сделать вывод, что во времена —трабона √елиополь находилс€ в состо€нии полного упадка. —овершенно иную роль играл этот город ранее.

¬ широко известном папирусе ’аррис I, хран€щемс€ в Ѕританском музее, самом длинном из известных нам папирусов (длина его 45 м), содержитс€ перечень даров - движимого и недвижимого имущества, - которые фараон XX династии –амсес III (1182-1151 гг. до н.э.) пожаловал трем крупнейшим религиозным центрам страны - ‘ивам, √елиополю и ћемфису, а также второстепенным центрам. Ќаиболее богатые дары достались божествам ‘ив - јмону, ћут и ’онсу, на втором месте были боги √елиопол€ - јтум и –а-’арахти. “аким образом, по своей религиозной значимости √елиополь занимал первое место после столицы ≈гипта - ‘ив. ¬ этом же папирусе –амсес III повествует об обширном строительстве и реставрации храмов гелиопольских божеств.

‘араон XII династии —енусерт I (1971-1928 гг. до н.э.) также удел€л внимание √елиополю.   сожалению, от его времени сохранилс€ лишь один обелиск в Ёль-ћатари€, расположенном северо-восточнее  аира. ’рамы √елиопол€ также полностью разрушены. ѕо сохранившимс€ развалинам одной храмовой ограды, охватывающей площадь размером 475 м ’ 1000 м, можно судить об их величине. ≈сть основани€ полагать, что здесь были храмы јтума и –а-’арахти.  . «ете, в уже упом€нутом исследовании о древнейшей религии ≈гипта, выдвинул предположение, €кобы общеизвестному объединению ≈гипта вокруг ћенеса предшествовало объединение страны под эгидой √елиопол€. Ќасколько это соответствует реальному историческому прошлому, сказать невозможно. ¬о вс€ком случае, нельз€ не согласитьс€ с ј. √ардинером в том, что "попытки доказать, будто √елиополь не мог быть центром доисторического объединени€ страны, вр€д ли могут иметь много сторонников, даже при условии некоторой неопределенности доводов в пользу факта такого объединени€".  ак бы то ни было, из совокупности многих религиозных текстов €вствует, что √елиополь с древнейших времен был крупнейшим религиозным центром страны и что жречество здесь было весьма активным и авторитетным. —леды концепции гелиопольского жречества обнаружены во множестве текстов, и в первую очередь в "“екстах пирамид", древнейшем сборнике магическо-религиозных формул.

—в€щенными животными в √елиополе, древнем городе солнца, были черный бык ћневис - о нем упоминалось ранее, - божественна€ львина€ пара, которую почитали и северо-восточнее √елиопол€, в Ћеонтополисе (современный “ель-эль-яхудиа), птица феникс (др. - егип. бену), о которой √еродот (II, 73) повествует со слов египт€н следующее: "≈сть еще одна св€щенна€ птица под названием феникс. я феникса не видел живым, а только - изображени€, так как он редко прилетает в ≈гипет: в √елиополе говор€т, что только раз в 500 лет. ѕрилетает же феникс, только когда умирает его отец. ≈сли его изображение верно, то внешний вид этой птицы и величина вот какие. ≈го оперение частично золотистое, а отчасти красное. ¬идом и величиной он более всего похож на орла. ќ нем рассказывают вот что (мне-то этот рассказ кажетс€ неправдоподобным). ‘еникс прилетает будто бы из јравии и несет с собой умащенное миррой тело отца в храм √елиоса, где его и погребает". Ќаконец, на берегу Ќила, там где находитс€ современный —тарый  аир, процветал культ бога —епа в облике тыс€ченожки. ќбожествл€лись и другие животные, не имевшие, правда, особых мест культа. “ак, в √елиополе, по-видимому, зародилось обожествление жука (Scarabeus sacer), которого считали одним из воплощений древнейшего бога √елиопол€ - јтума. Ќекоторые боги изображались иногда в виде змеи, как и древнейший местный демон Ќехебкау. ¬ √елиополе издревле существовал культ деревьев - ива и некое лиственное дерево под названием ишед почитались как богини, а также культ неодушевленных фетишей - обелискообразного каменного столба бенбен, фетиша »уну, от которого произошло древнеегипетское название √елиопол€ - »уну.

ѕрежде чем продолжать изучение божеств √елиопол€, их значени€ и удельного веса в египетской религии, необходимо сказать несколько слов о том, что такое мифологи€, ибо мифологи€ играет весьма значительную роль в наших познани€х не только гелиопольских божеств, но и вообще божеств древнего ≈гипта. ќдин из крупнейших шумерологов современности, американский ученый —.  рамер, в своем предисловии к коллективной работе о мифологии древних народов определ€ет мифологию следующим образом: "ћифологи€ древнего мира состоит в основном из сказок о богах и геро€х - об их рождении и смерти, об их любви и ненависти, об их победах и поражени€х, об их созидательных и разрушительных действи€х. Ќемало древних мифов повествует о создании и организации вселенной, о сотворении людей, о началах цивилизации. Ќесмотр€ на существенное сходство, древние мифологии значительно отличаютс€ друг от друга выбором и обработкой темы в соответствии с историей и культурой, характером и темпераментом народа, создавшего мифы". ¬р€д ли можно оспаривать это определение конкретного содержани€ мифологии. ”ченые разных школ и направлении дают разные оценки мифологии как про€влению человеческого творчества. ≈ще более разнообразны гипотезы, стрем€щиес€ установить пути и факторы возникновени€ и развити€ мифологии. Ќесомненно, однако, что в основе мифотворчества лежит не один фактор, а совокупность разных факторов. ¬ частности, среди факторов египетского мифотворчества, как об этом свидетельствует р€д египетских текстов, была игра слов и фонематических созвучий. ¬месте с тем дл€ египетской мифологии характерно представление одного и того же персонажа, €влени€, мифологического процесса в самых различных образах и формах. Ётим объ€сн€етс€ сложность египетской мифологии.   примеру, мифологическими образами неба была небесна€ корова, безбрежна€ водна€ поверхность,. по которой бог солнца –а совершает плавание на божественной ладье, тело богини Ќут, упирающейс€ руками и ногами в землю, и др. ќбразы взаимоисключающие, но тем не менее они сосуществовали как вполне закономерные. Ќаконец, следует обратить внимание на следующее очень существенное обсто€тельство. ƒоступна€ изучению мифологи€ древнего ≈гипта записана во множестве текстов (папирусы, надписи). Ёти тексты, дошедшие до нас от самых разных эпох, в основном €вл€ютс€ плодами теологической работы жреческих коллективов, в которых, следовательно, никогда не прекращалось мифотворчество. ќ мифотворчестве народных масс наука располагает весьма скудной информацией.

¬ернемс€ к божествам √елиопол€. Ќасколько можно судить по имеющимс€ источникам, наиболее древним и важным богом √елиопол€ был антропоморфный бог. јтум. ≈го им€ означает, по-видимому, "совершенный". ќ гелиопольской теогонии и космогонии говор€т и "“ексты пирамид", и "“ексты саркофагов", и " нига мертвых", и р€д других текстов. јтум считалс€ первозданным, нерукотворным, изначальным богом, создавшим самого себ€ из первоначального хаоса, из океана - Ќун, который в "“екстах пирамид" (–уr., І 1521а; 1546) назван "отцом богов". ¬ "“екстах пирамид" об јтуме говоритс€: "Ётот царь возник из Ќуна, когда не было еще неба, когда не было еще земли, когда еще ничего не существовало, когда не было еще беспор€дка, когда не по€вилс€ еще тот ужас, который должен был исходить от ќка ’ора" (–уr., І 1040а-d). ѕод "беспор€дком" подразумеваетс€ попытка восстани€ людей против верховного бога, восстани€, утопленного в крови богиней ќко ’ора, о чем рассказываетс€ в более поздних текстах. —ледует отметить, что слово "око" у египт€н женского, рода. »так, јтум возник сам по себе, создал сам себ€.

¬ другом изречении "“екстов пирамид" (–уr., І 1587a-d) говоритс€: "ѕривет тебе, јтум, привет тебе, ’епри, который возник сам! “ы подн€лс€ в твоем имени "холм", ты возник в твоем имени ’епри". Ёти слова нуждаютс€ в по€снении. јтум отождествлен с ’епри, иначе говор€, это один и тот же бог. »м€ ’епри значит "ставший", "возникший [сам по себе]". ќно происходит от глагола hpr ("возникать", "становитьс€").

“еперь по поводу отождествлени€ бога јтума-’епри с холмом. Ёто очень важный момент гелиопольской космогонии, представленный также, как мы увидим далее, в космогони€х ћемфиса и √ермопол€. ≈гипетские космогонии были фантастическим отражением реального быти€. ≈гипт€не жили в стране, котора€ испокон веков во врем€ ежегодных разливов великой реки превращалась в нечто вроде мор€. ѕо окончании периода разлива из воды по€вл€лась земл€. ≈гипт€не €вно св€зывали эти два €влени€ - возникновение мира и разливы Ќила, о чем €рко свидетельствует иероглифический текст в Ћуксорском храме, датированный третьим годом царствовани€ фараона ќсоркона III. “ам сказано: "¬ода Ќуна подн€лась [...] всю эту страну и достигла обоих утесов пустыни, как при создании мира; эта страна была в ее власти, как во власти мор€". ќтсюда первозданный холм - начало сотворени€ мира из безбрежного мирового океана Ќуна, начало жизни. ѕервозданный холм - это перва€ пригодна€ дл€ жизни часть мира, важнейший элемент космогонии. Ќо вернемс€ к јтуму.

Ќасколько позвол€ет судить совокупность имеющихс€ данных, это древнейшее хтоническое божество √елиопол€, выступающее уже в "“екстах пирамид" как "создавший самого себ€" и как создатель всех богов и людей, иначе - это демиург. ¬ тех же "“екстах пирамид", как уже было сказано, јтум сопоставл€етс€ с богом ’епри, также хтоническим божеством. Ќо в "“екстах пирамидї (например, –уr., І 145) очень рано встречаетс€ и синкретическое божество –а-јтум, несомненно, уже не хтоническое, а солнечное.

«десь же, в √елиополе, развилась и друга€ ипостась бога –а, солнечное синкретическое божество –а-’арахти. ѕроизошло сли€ние в один божественный персонаж солнечного бога Pa и одной из ипостасей бога ’ора-’арахти (что означает "’ор обоих горизонтов").

¬ √елиополе были созданы и разработаны, насколько можно судить, древнейшие египетские теогони€ и космогони€. ѕо€вление из извечного хаоса великого, "создавшего самого себ€" бога јтума было началом мироздани€ (вспомним об отождествлении јтума с первозданным холмом). ѕрибегнув к мастурбации, выплевыва€ собственное сем€, јтум создал первую божественную пару - Ѕога Ўу и богиню “ефнут; эта пара родила бога √еба и богиню ѕут. Ўу - бог, олицетвор€ющий пространство между небом и землей, раздел€ющий небо и землю, “ефнут - женское дополнение Ўу. √еб - антропоморфный образ земли, или просто «емл€, ѕут - антропоморфна€ богин€ неба, или просто Ќебо. √еб находитс€ в горизонтальном положении; Ќут, изогнувшись над ним и упира€сь в него руками и ногами, представл€ет собой небосвод, который поддерживают над √ебом, над землей, бог Ўу и богин€ “ефнут. »наче говор€, Ўу и “ефнут, √еб и Ќут - это обожествленные космические стихии. —пециальных мест культа они не имели, храмы в их честь не воздвигались, но они сплошь и р€дом упоминаютс€ в религиозных текстах мифологического содержани€. Ћишь в √елиополе им были отведены специальные места культа.

ќт √еба и Ќут произошли две пары: ќсирис и »сида, —етх и Ќефтида. »так, јтум и его потомство составл€ют совокупность дев€ти божеств, гелиопольскую дев€тку, или эннеаду. Ёта теогони€, в достаточной степени абстрактна€, обнаруживает следы теологического творчества гелиопольского жречества. ќна была засвидетельствована уже в "“екстах пирамид" и оказала огромное вли€ние на теологическую мысль других крупных религиозных центров, таких, как ћемфис, √ермополь и ‘ивы. ¬ глубокой древности, и это отражено в "“екстах пирамид", гелиопольска€ эннеада не представл€ла собой единой коллегии богов: бог јтум объединен с богом солнца –а, и солнечное божество –а-јтум противопоставлено хтоническому богу ќсирису. ¬ "“екстах пирамид" (–уr. І 145, 146) содержатс€ два изречени€, обращенные к умершему фараону, в которых ќсирис и его сын ’ор €вно рассматриваютс€ как начала, враждебные умершему, а –а-јтум - как защитник умершего: "–а-јтум не должен отдавать теб€ ќсирису; он (ќсирис. - ћ.  .) не должен овладеть. твоим сердцем, он не должен приобрести власть над твоим сердцем! –а-јтум не должен отдавать теб€ ќсирису; он (’ор, сын ќсириса. - ћ.  .) не должен овладеть твоим сердцемї. он не должен приобрести власть над твоим сердцем! ќ ќсирис, ты не должен овладеть им (умершим фараоном. - ћ.  ..), и твой сын (’ор. - ћ. ј—.) не должен овладеть им; о ’ор, ты не должен овладеть им, и твои отец (ќсирис. - ћ.  .) не должен овладеть им!".

¬ св€зи с представлени€ми, выраженными в этом тексте, возникают вопросы:

1) когда и как хтонический јтум (и јтум-’епри) превратилс€ в солнечное божество –а-јтум?

2) если ќсирис и его сын ’ор - хтонические божества, когда и как они попали в гелиопольскую теогонию и в гелио-польскую эннеаду?

Ќа вопрос когда? ответить более или менее точно невозможно. ясно одно: эти метаморфозы отражены уже ж "“екстах пирамид", следовательно, произошли они в глубокой древности. » совершенно невозможно ответить на вопросы, почему был создан жрецами –а-јтум, каким образом солнечный бог –а стал в √елиополе –а-јтумом - главой гелиепольской эннеады, верховным божеством и демиургом. ћожно только констатировать, что культ бога солнца –а стал господствующим в √елиополе и наложил отпечаток на египетскую религию в целом. ¬ результате сли€ни€ бога солнца –а с јтумом и ’епри возник триединый бог солнца ’епри-–а-јтум. ”же в "“екстах пирамид" (–уr., І 1695) сказано: "ќни (боги. - ћ.  .) дают тебе (–а. - ћ.  .) возникнуть как –а в твоем имени ’епри, ты поднимаешьс€ к ним как –а, ты отворачиваешьс€ от их лика как –а в твоем имени јтум". ѕредставление о ’епри как об утреннем солнце, о –а как в дневном светиле и об јтуме как о заход€щем солнце, сложившеес€ уже во времена "“екстов пирамид", оказалось очень устойчивым - оно встречаетс€ в текстах Ќового царства и позже.

ќсирис, »сида, —ет и Ќефтида, как было отмечено выше, не исконные божества √елиопол€, в частности ќсирис - бог Ѕусириса. ¬ключение божеств круга ќсириса и мифов, к нему относ€щихс€, в гелиопольскую эннеаду и в цикл ее мифов произошло в глубокой древности по инициативе гелиопольского жречества. ¬ажно подчеркнуть, что сами египт€не в полном соответствии с теоретическим обобщением  . ћаркса, согласно которому "древние народы переживали свою доисторическую эпоху в воображении", в значительно более поздние времена рассматривали свое историческое прошлое следующим образом: сначала царствовали на земле боги, затем полубоги и, наконец, фараоны. »так, по традиционному представлению египт€н, древнейшими цар€ми в стране были боги, конкретно - боги упом€нутой выше "большой" эннеады √елиопол€. ƒошедшие до нашего времени отрывки из истории ћанефона (у јфрикана и ≈всеви€) весьма близки по содержанию знаменитому “уринскому царскому канону, датируемому XIII в. н.э.   несчастью, этот бесценный документ сохранилс€ в отрывках, начало его утер€но. ” ћанефона, жившего и писавшего во времена јлександра ћакедонского и первых Ћагидов (следовательно, на тыс€чу лет позже), но придерживавшегос€ той же традиции, первым царем был √ефест (т. е. бог ѕта), за ним следует √елиос (т. е. бог –а), далее другие божества гелиопольской эннеады. “аким образом, на прот€жении всей своей многовековой истории египт€не считали, в соответствии с традицией √елиопол€, божества гелиопольской эннеады своими первыми цар€ми, вслед за которыми стал править бог ’ор, сын ќсириса и »сиды. ¬ “уринском царском каноне, во фрагменте II первого столбца, упом€нут "’ор богов". «атем следуют полубоги и фараоны. ‘араоны считались по этой традиции продолжател€ми и потомками богов "большой" гелиопольской эннеады, правивших древней страной. —ледует добавить, что традици€ √елиопол€ стала общеегипетской, ибо все фараоны считались "живыми ’орами". »з сказанного €сно, что члены "большой" гелиопольской эннеады были и великими богами, и первыми цар€ми - правител€ми страны.

 ак было отмечено выше, мифотворчество развивалось на всем прот€жении истории ≈гипта. ќсновой мифов о боге –а были изложенна€ теогони€ о происхождении эннеады и св€занна€ с ней космогони€. Ѕолее поздние мифы в той или иной мере соотнесены с этой теогонией. „тобы убедитьс€ в этом, достаточно сравнить, например, изложение мифа о сотворении мира богом –а, содержащемс€ в папирусе Ѕремнер-–инд (IV в. до н.э.), с приведенными выше выдержками из "“екстов пирамид" (–уr., І 1040а-d) о по€влении из Ќуна бога јтума-’епри. ¬ упом€нутом папирусе говоритс€: "я тот, кто воосуществовал как ’епри. я воосуществовал и воссуществовали существовани€. ¬оссуществовали все существовани€ после того, как € воссуществовал и многие существа вышли из уст моих. Ќе существовало еще небо и не существовала земл€...". »нтересно отметить игру слов с глаголом хепер ("существовать").

 ак и в других поздних текстах, содержащих варианты основной гелиопольской теогонии, здесь много мест, повествующих о фактах и подробност€х, неизвестных из более древних текстов. ќднако нет сомнени€ о том, что эти факты и подробности в той или иной форме представлены в древней теологии, но, веро€тно, дошли они до нас в поздних вариантах либо €вл€ютс€ результатом локального творчества под вли€нием гелиопольских космогонии и теогонии. “ак, в том же папирусе Ѕремнер-–инд (27.2-3) бог –а говорит: "ќни принесли мне с собой мое ќко после того, как € собрал свои члены. я оросил их слезами, и воссуществовали люди, вышедшие из моего ќка". Ёта фраза очень многозначительна - она дополн€ет картину сотворени€ мира описанием создани€ людей: люди - это слезы бога –а. «десь очень важно созвучие слов "люди" (rmt) и "слезы" (rmt).

—олнечных сказаний было много, но очень немногие из них сохранились в более или менее полном виде. Ѕольшей частью приходитс€ иметь дело с намеками в разных текстах на неизвестные нам мифы. »з "“екстов пирамид" (–уr., І 1209), например, можно узнать, что –а был "золотым теленком", рожденным богиней неба Ќут, имевшей облик коровы. "ќтклики этого сказани€, бывшего, по-видимому, некогда одним из основных египетских мифов о происхождении мира, мы находим и в других текстах...".

¬ относительно полном виде сохранилс€ миф об истреблении людей. ¬ книге, известной в науке под названием " нига  оровы" (XIV в. до н.э.), текст которой высечен иероглифами в скальных гробницах фараона XIX династии —ети I (1309-1291 гг. до н.э.) и фараона XX династии –амсеса III (1182-1151 гг. до н.э.) в ‘ивах, в ƒолине царей, рассказываетс€ о м€теже людей против бога –а и о постигшем их наказании. ѕапирус Ѕремнер-–инд и " нигу  оровы" раздел€ет тыс€челетие. ¬ более раннем тексте рассказываетс€ о м€теже людей против бога –а и их наказании, в более позднем - об их сотворении. ќчевидно, в не дошедших до нас сказани€х и текстах содержалось подробное повествование о сотворении людей, .но не исключена и друга€ верси€.

ћиф об истреблении людей вкратце рассказывает о следующем: создав мир и людей, –а царствовал и над людьми, и над богами, но неблагодарные люди замыслили злые дела против старого цар€: " ости его стали серебром, члены его - золотом, и волосы - истинным лазуритом". ѕосоветовавшись с богами, –а посылает свое ќко, богиню —ехмет, наказать людей. » богин€ приступает к массовому их истреблению. Ќо –а сжалилс€ над людьми. „тобы спасти их от рассвирепевшей богини, упивавшейс€ человеческой кровью, –а приказывает напоить богиню красным пивом, похожим на кровь. Ѕогин€ опь€нела и прекратила истребление людей. “ак был спасен человеческий род.

ƒругое сказание повествует о том, как обход€ ќбе «емли (т. е. ¬ерхний и Ќижний ≈гипет), бог –а был укушен €довитым змеем. Ѕогин€ »сида, "котора€ узнала все на небе и на земле, подобно –а", задумала узнать подлинное им€ великого бога и тем самым приобрести власть над ним. ќна создала зме€, который укусил старого бога-цар€. –а невыразимо страдает и обращаетс€ за помощью к своей эннеаде. Ќо ни один бог не может ему помочь, и только »сида обещает помощь при условии, что он назовет ей свое подлинное им€. –а называет множество имен и между прочим говорит: "я - ’епри утром, –а в полдень и јтум вечеромї. Ќо »сида продолжает настаивать на том, чтобы бог назвал свое подлинное им€: "Ќе было твоего имени в том, что ты мне говорил!" Ќаконец –а уступает и называет ей свое им€, которое, само собой разумеетс€, в тексте не приводитс€. “екст кончаетс€ заклинанием »сиды, последние слова которого таковы: "√оворить слова над изображением јтума и √ора-’екену...". —одержание сказани€ €вл€етс€ основой заклинани€ против укуса змей. Ётот текст содержитс€ в одном из папирусов “уринского музе€, относ€щемс€ ко времени Ќового царства.

Ќеобходимо и важно подчеркнуть, что в р€де египетских мифов бог –а выводитс€ как доброе, светлое начало, как неутомимый борец с темными силами зла. ¬ упорной, ожесточенной борьбе со злом он опираетс€ на близких ему богов, в первую очередь богов эннеады, и одерживает победу. Ётот мотив неоднократно встречаетс€ уже в "“екстах пирамид" (например, І 385), пронизывает насквозь учение гелиопольского религиозного центра. Ѕорьба бога –а носит космический характер, "и в каждом гимне солнечному божеству неизменно восхвал€етс€ победа последнего над чудовищным противником". Ётим противником €вл€етс€ первозданный хаос, водна€ стихи€, физический мрак и св€занные с ним существа - змеи, крокодилы, гиппопотамы и, как ни странно, безобидна€ черепаха. ¬ отношении змей надо сделать оговорку. ¬ религиозных представлени€х египт€н змеи играли очень существенную роль. ќни раздел€лись на добрых и злых, поэтому одни змеи были сторонниками бога –а, другие - его злейшими врагами. ¬ текстах некоторые из тех и других названы по именам. ћ. ћатье вполне правильно сравнивает роль змей в египетской религии и в религии некоторых африканских народов - эве и др.

ѕротив кого же конкретно ведет борьбу бог –а, кто его враги? Ёто гигантский крокодил ћага; это змей »ми-”хенеф, которого бог –а убил в √елиополе под сикоморой, прин€в облик огненно-рыжего огромного кота (" нига мертвых", гл. XVII). "Ќа стенах гробницы царей 19-й и 20-й династий мы вновь встречаем –а в образе кота"; это гигантский змей јпопи, низвержению которого посв€щен уже упом€нутый папирус Ѕремнер-–инд, змей Ќик и др. ¬се они воплощали первобытный хаос, водную стихию, физический мрак. ¬ уже цитированном в другой св€зи "ѕоучении ћерикара" в строках 130-134 отражены религиозные взгл€ды высокопоставленных лиц того времени: "ќн создал небо и землю дл€ них (людей. - ћ.  ..), он устранил крокодила из вод. ќн создал воздух дл€ их ноздрей. ќни - его подобие, вышедшее из его тела. ќн ради них поднимаетс€ на небо. ќн создал растени€ и животных, птиц и рыб, чтобы кормить их. ќн уничтожил своих врагов и [даже] детей, ибо они задумали восстать. ќн создал ради них (людей. - ћ.  ..) свет и плывет [по небу], чтобы они могли видеть". ќн - это бог, не названный по имени. »з содержани€ приведенной цитаты €вствует, что речь идет о боге –а.

»так, –а создал мир как свет, противосто€щий тьме. Ќо созданный из хаоса мир не €вл€етс€ чем-то завершенным и стабильным. »з века в век, изо дн€ в день он ведет непрекращающуюс€ ожесточенную борьбу за свое существование, против хаоса, водной стихии, мрака и существ, их воплощающих. »де€ этой борьбы пронизывает космогонические представлени€, начина€ с "“екстов пирамид" и конча€ очень поздними текстами (как, например, папирус Ѕремнер-–инд). —огласно мифу, изложенному в папирусе Ѕремнер-–инд, –а в течение дн€ плывет по небу и к вечеру подплывает к западным горам ≈гипта, в которых, по представлению египт€н, находилс€ подземный мир. ƒневной путь –а по небу окончен. Ѕог переходит из дневной ладьи манджет на ночную ладью месктет. Ќа этой ладье в окружении свиты он погружаетс€ в подземный мир. «десь, в царстве мрака, происход€т ожесточенные схватки сил света и сил тьмы, из которых –а и его свита неизменно выход€т победител€ми. ѕроплыв по подземному миру и одолев всех врагов, –а снова переходит на дневную ладью и по€вл€етс€ в полном блеске на восточном небосклоне - суточный цикл повтор€етс€.

Ќаиболее €ркий представитель сил зла - великий змей јпопи - извечный враг бога –а. "ѕостепенно јпопи становитс€ в египетской религиозной литературе как бы собирательным образом врагов солнца. Ёто он €вл€етс€ посто€нным объектом закл€тий сол€рных гимнов и магических ритуалов... ѕон€тно поэтому, что образ солнца - победоносного воина, сначала пешего, а позднее всадника, впоследствии в сильнейшей степени повли€л и мифологически и иконографически на создание в христианском ≈гипте многочисленных культов св€тых всадников-победоносцев: —исинни€, ‘иваммона, ‘еодора и др.". ≈гипт€не представл€ли себе враждебную стихию мрака" по крайней мере в древнейшие времена, как нечто вполне физическое. ќтличное описание, так сказать, бытового мрака и его вреда дл€ людей содержитс€ в известном гимне богу јтону. јвтор гимна говорит богу: "“ы заходишь на западном небосклоне, а земл€ [находитс€] во мраке, наподобие мертвого. —п€т они [египт€не] в помещени€х, причем головы их закутаны и один не видит другого. “ащат все их вещи" что под их головами, и не знают они [об этом].  аждый лев выходит из своего логова. ¬се змии жал€т во мраке, [когда] уход€т (?) свет и жар. «емл€ молчит, так как тот, кто создал их, зашел на своем небосклоне". ћрак извечного хаоса и первобытной водной стихии был, естественно, много страшнее. “ак вполне четко вы€вл€етс€ дуализм гелиопольских теологии и космогонии, дуализм динамичный, в силу которого борьба света и мрака, воспринимаемых как физические €влени€, составл€ет органический аспект быти€.

—уществовали мифы не только о самом –а, главе эннеады, но и мифы о некоторых ее членах, мифы иногда развернутые, иногда лишь в виде самых лаконичных сообщений. ¬ уже упом€нутой " ниге  оровы" говоритс€ о том, что верховный бог –а сделал бога “ота, бога луны, своим "заместителем" на небе ночью и что луна €вл€етс€ левым глазом –а. Ѕог Ўу, им€ которого может означать "пустоту" (между землей и небом) или "свет", был первым богом, созданным –а. ≈го женское дополнение - богин€ “ефнут, также созданна€ –а. Ќекоторые египтологи без достаточных оснований полагали, что она олицетвор€ет влажность, росу и т. п. –ожденна€ Ўу и “ефнут пара богов - бог земли √еб и богин€ неба Ќут - мифологически тесно св€зана с Ўу. Ўу разъединил их - √еба оставил в горизонтальном положении вниз, а Ќут подн€л вверх. »зогнувшись, она осталась лежать на подн€тых вверх руках Ўу, упира€сь руками и ногами в √еба. Ќут, Ќебо, - сама€ колоритна€ фигура из названных четырех божеств. —уществовали различные мифологические образы неба. ¬от один из них: антропоморфна€ богин€, живот которой представл€ет собой небо, усе€нное звездами. Ќочью плывут эти звезды по ней, а днем - внутри нее, ибо утром она их поедает, а вечером рождает вновь. »з-за того что Ќут ежедневно поедает своих детей, ее муж, бог земли √еб, рассорилс€ с ней. »менно по этой причине ее отец, бог Ўу, разъединил супругов и навсегда подн€л богиню вверх - ее прозвали "свиньей, поедающей своих порос€т". Ётот интересный, но плохо сохранившийс€ текст начертан в гробнице —ети I недалеко от " ниги  оровы". Ќапрашиваетс€ сравнение Ќут с греческим  роносом, поедавшим своих детей.

¬ " ниге  оровы", где содержитс€ миф об истреблении людей за их попытку учинить м€теж против бога-цар€, повествуетс€ о том, что –а не пожелал больше править людьми и покинул землю верхом на божественной корове. ѕодн€вшись очень высоко, корова обернулась небом - брюхо ее усе€но звездами, и по нему "плывет" в своих двух божественных ладь€х бог –а (одна ладь€ дневна€, друга€ ночна€).  аждую из четырех ног коровы поддерживают по два антропоморфных существа и дев€тое - хвост. ј бог Ўу поддерживает брюхо коровы, как в другом случае - богиню Ќут. ќбраз неба-коровы, безусловно, тесно св€зан с представлением о боге –а как о золотом теленке, рожденном небом ("“ексты пирамид"). ќба образа неба, богини Ќут и коровы, соприкасаютс€ с третьим: небо - небесный океан. » живот богини Ќут, и живот коровы усе€ны звездами, и по тому, и другому ежедневно проплывает бог –а. ¬се это в высшей степени противоречиво и запутанно, но в религии и мифологии доклассового общества, в котором возникли эти представлени€, не следует искать логики мышлени€. ¬полне пон€тно, что исход€ из приведенных данных невозможно обнаружить стройную космогоническую систему, тем более что существует много разных указаний на другие варианты космогонии и теогонии. “ак, например, небо мыслилось также как плоска€ крыша на подпорках, и т. д.

¬ заключение еще раз следует подчеркнуть огромное вли€ние гелиопольских религиозных воззрений на богословское мышление во всех других религиозных центрах древнего ≈гипта.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|