–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

ћ≈—“Ќџ≈ Ѕќ√» (–≈Ћ»√»ќ«Ќјя √≈ќ√–ј‘»я)

¬се известные нам египетские божества важно разделить на божества общеегипетские, упоминаемые в мифологических и иных текстах (к ним относ€тс€ божества космические, как Ќут - богин€ неба, Ќун - бог первозданного океана, ’апи - бог Ќила и т. д., божества, олицетвор€ющие абстрактные пон€ти€, например ћаат - богин€ мирового пор€дка, —иа - бог разума и познани€, ’у - бог творческого слова и т. д.), и божества локальные, св€занные с определенной местностью. ¬ этой главе речь пойдет о местных богах.

"Ќе было ни одного более или менее значительного населенного пункта, который не имел бы своих божественных покровителей. Ќе только главный город каждого района или нома имел своих богов, но и маленькие селени€ внутри номов. » эти боги были значительным подспорьем местному патриотизму, чтобы не сказать шовинизму".

ќднако было бы совершенно неверно сделать на основании этого вывод, что в древнем ≈гипте было множество религий. –елиги€ была одна, но ее формы разнообразны.  ульты местных божеств, зародившиес€ в доисторической древности в форме тотемизма, оказались в ≈гипте необычайно живучими и исчезли лишь с исчезновением египетской религии. ћестные культы претерпевали, разумеетс€, существенные изменени€ - мен€лись их содержание и форма, но самый факт их существовани€ на прот€жении тыс€челетий - одна из основных особенностей египетского религиозного развити€. ƒл€ жител€ данной местности, во вс€ком случае дл€ подавл€ющей массы жителей, местный бог был всем. “ак было не только в незапам€тные времена и на заре истории, но и в греко-римское врем€. ¬ дидактическом демотическом тексте, известном в науке как папирус »нсингер, говоритс€: "ќт бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Ќечестивец, уход€щий на чужбину, отдает себ€ в руки врага". ѕод "нечестивцем" подразумеваетс€ человек, покидающий свой ном и номового бога. ¬ данном случае мы имеем дело с откровенной пропагандой исконного местного религиозного сепаратизма. Ќаука, к сожалению, располагает довольно ограниченными, но тем не менее бесспорными данными о местных воззрени€х и культах. “о общее, что заключаетс€ в местных культах, сводитс€ к следующему:

1) древнейший местный тотемизм превратилс€ в культ местного бога, либо €вленного в образе животного, либо антропоморфного, часто с наличием зооморфных элементов;

2) местный бог очень рано становитс€ центральной фигурой складывающихс€ о нем мифов, возникают циклы местной мифологии;

3) местный бог - демиург, творец богов и мира, он выше всех других богов;

4) вокруг бога местного центра группируютс€ боги населенных пунктов, подчиненных этому местному центру. Ќебесна€ иерархи€ отражает земную, реальную. ќсобенно распространены группировки в виде триады: бог-отец, богин€-мать, бог-сын, но существовали и более многочисленные.

—ледует остановитьс€ на упом€нутой выше антропоморфизации богов. ѕроцесс этот не имеет ничего общего с миграционной волной чужеземцев в ≈гипте, €кобы захлестнувшей сразу всю страну и принесшей с собой более высокий уровень религиозного мышлени€, как это утверждали некоторые ученые. јнтропоморфизаци€ тотемов, т. е. очеловечивание исконных тотемистических и фетишистских представлений, - вполне закономерный процесс. "¬с€ка€ религи€ €вл€етс€ не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. ¬ начале истории объектами этого отражени€ €вл€ютс€ прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проход€т у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворени€... Ќо вскоре, нар€ду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы, - силы, которые противосто€т человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъ€снимых дл€ него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейс€ естественной необходимостью. ‘антастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и станов€тс€ представител€ми исторических сил".

»наче говор€, очеловечивание тотемов начинаетс€ с усилением значени€ общественных сил (т. е. действий людей) в жизни индивида. ќчень показательно, например, что бог города и нома Ѕусирис (Ќижний ≈гипет), им€ которого до сих пор читалось как "јнти" (в действительности следует читать "Ќемти", как доказал советский египтолог ќ. Ѕерлев), изображаетс€ как человек с инсигни€ми фараона, а в "“екстах пирамид" носит исторический титул номарха - "начальник нома своего", или "возглавл€ющий восточный ном". ¬ данном случае иконографи€ и титулы в "“екстах пирамид" отражают процесс антропоморфизации божества, первоначально сокола. ¬едь общественные силы, в зависимости от которых оказалс€ человек, - это прежде всего лица, начавшие распор€жатьс€ его судьбой, - в первую очередь номарх, потом фараон.

≈гипетска€ иконографи€ свидетельствует о том, что полной антропоморфизации подверглось небольшое число богов - ќсирис, ѕта, јмон, ’онсу, ћин, јтум, »сида и др. Ќекоторым из них поклон€лись в крупных религиозных центрах, в которых богословска€ мысль ушла далеко вперед от тотемистических и фетишистских представлений. ѕроцесс антропоморфизации происходил повсюду в ≈гипте приблизительно одновременно, ибо рост производительных сил и развитие производственных отношений (т. е. процесс разложени€ первобытного родового общества) происходили по всей стране в основном равномерно. Ѕольшинство второстепенных религиозных центров отстало в своем развитии от √елиопол€,  оптоса, ћемфиса, ‘ив, и, веро€тно, поэтому в этих второстепенных центрах, несмотр€ на усиленную работу богословской мысли, антропоморфизаци€ божеств в иконографии оказалась не столь полной.

¬о вс€ком случае, жречество всех религиозных центров находилось под мощным вли€нием древних религиозных традиций и вопреки вс€кой земной логике соедин€ло в одном образе несоединимое - человеческое и животное начала. јнтропоморфизаци€ не ослабила, однако, тотемизма и культа животных.

—ледует подчеркнуть, что местные боги исторических времен (т. е. начина€ с ƒревнего царства) не всегда исконные местные боги. “ак, в √елиополе солнечный бог –а вытеснил более древнего местного јтума, который, однако, не был забыт совсем и оставлен волей жрецов на почетных рол€х в гелиопольском пантеоне. ¬ јбидосе местный бог умерших ’ентиментиу был вытеснен ќсирисом и слилс€ с ним. ¬ ‘ивах местного бога ћонту заменил јмон и т. д. ћы можем лишь констатировать факт этих смен, не будучи в состо€нии вскрыть их причины. ѕолитическа€ истори€ страны оказала огромное вли€ние на развитие египетских религиозных представлений; некоторые местные боги были выдвинуты в ходе истории на положение общеегипетских божеств, почитавшихс€ по всей стране. Ёто происходило тогда, когда тот или иной город, та или ина€ область становились в силу развити€ исторических событий центральными, иначе говор€ столичными, и представл€ли собой резиденцию фараон!. »ли же когда тот или иной город, не станов€сь столицей, но пользу€сь покровительством фараона, возвышалс€ над другими. ћестное божество выходило из тени провинциального быти€ на общеегипетскую религиозную арену, а религиозные представлени€, св€занные с ним, широко распростран€лись, напластовыва€сь на местные взгл€ды и веровани€, становились досто€нием всей страны. “ак было с гелиопольским –а, мемфисским ѕта, гермопольским “отом, фиванским јмоном и некоторыми другими. ¬ результате в религиозных воззрени€х возникли неув€зки и противоречи€, к устранению которых богословское мышление египетских жрецов приложило немало безуспешных в целом усилий, отраженных в религиозных текстах.

Ќаконец, надо подчеркнуть еще одно обсто€тельство - в Ќижнем и ¬ерхнем ≈гипте в р€де пунктов существовал культ одних и тех же божеств, например культ бога ќсириса в ¬ерхнем ≈гипте и в Ѕусирисе (Ќижний ≈гипет), культ бога ’ора в нескольких городах ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта и т. д. —лучайностью это, конечно, быть не могло.   сожалению, за неимением источников наука до сих пор не может дать конкретное объ€снение в каждом отдельном случае, но общее объ€снение не так уж сложно: мы, несомненно, имеем дело с плодами религиозной пропаганды поклонников того или иного божества, возникшей в результате часто скрытых от нас исторических и политических событий. «десь следует напомнить читателю оказанное выше: в египетской религии на прот€жении ее многовековой истории всегда было две струи - воззрени€ прав€щих кругов (стру€, далеко не гомогенна€, со множеством противоречий), получившие отражение в огромном количестве религиозных текстов и потому относительно легко доступные дл€ исследовани€, и религиозные воззрени€ народных масс (стру€ также не гомогенна€, не засвидетельствованные пам€тниками и потому не доступные дл€ исследовател€.

Ќачнем обзор местных культов с ¬ерхнего ≈гипта. ” первого порога Ќила расположен остров Ёлефантина. Ќа южной оконечности острова существовал храм бога ’нума, изображавшегос€ в виде человека с бараньей головой. ’нум искони считалс€ владыкой и демиургом на территории, прилегающей к первому порогу. ∆еной бога ’нума была богин€ —атис, а богин€ јнукет - дочерью. ќбе эти богини, которых египетска€ иконографи€ изображала антропоморфными, по-видимому, искони почитались на территори€х, расположенных к югу от ≈гипта, следовательно, это божества, "заимствованные" египт€нами у южных соседей.

Ѕогин€ јнукет считалась владычицей —ехел€, одного из островов архипелага первого нильского порога. «начительно позднее, в греко-римские времена, на двух островах этого архипелага процветал культ бога ќсириса и богини »сиды.  огда именно проник сюда и утвердилс€ здесь их культ - неизвестно. Ќа острове Ѕигэ, известном в греко-римское врем€ под названием јбатон, €кобы покоилс€ прах бога ќсириса. Ќа соседнем острове ‘илэ был воздвигнут храм в честь жены ќсириса, богини »сиды, и сына ќсириса и »сиды, бога ’орпакрата (что означает "’ор-дит€").  аждые дес€ть дней богин€ "посещала" могилу своего покойного супруга (туда возили ее идола), где совершалось заупокойное возли€ние молоком. ƒоступ на Ѕигэ был крайне затруднен, особенно дл€ чужеземцев.

Ќа ‘илэ нар€ду с храмом богини »сиды существовал храм в честь богини ’атхор; богослужение в нем сопровождалось ночным пением и пл€сками. Ќаконец, здесь же, на ‘илэ, был воздвигнут небольшой храм в честь бога врачевани€ »мхотепа, которого греки называли јсклепием.

¬ греко-римские времена культ богини »сиды в ≈гипте пользовалс€ огромной попул€рностью. “о же самое должно сказать и о храме богини »сиды на острове ‘илэ. ≈го посещали не только египт€не, но и толпы греческих паломников, оставивших многочисленные граффити на стенах храма. Ќесколько позже, уже во времена христианства, храм богини »сиды на ‘илэ пользовалс€ исключительным вниманием и почитанием у племени блеммиев, насел€вших в этот период территории к югу от первого порога. Ѕогин€ »сида считалась у блеммиев богиней-матерью, высшим божеством.  ульт ее на острове ‘илэ был ликвидирован в административном пор€дке при византийском императоре ёстиниане в 535 г. н.э. Ёто был последний очаг €зычества на территории ≈гипта.

“аким образом, на территори€х, прилегающих к первому порогу, налицо следы более древних, исконных верований в бога ’нума и в нубийские божества и следы более поздних культов ќсириса, »сиды и других названных выше божеств. Ќе следует думать, что более поздние культы привели к вытеснению и забвению более древних: они продолжали мирно сосуществовать.

’рам »сиды на ‘илэ - одна из жемчужин египетской архитектуры греко-римского времени. ¬ древности он был объектом паломничества и по сей день продолжает привлекать многочисленных туристов. Ќесколько севернее, вниз по течению Ќила, находитс€ местность, известна€ в насто€щее врем€ под названием  ом-ќмбо. «десь, на восточном склоне возвышенности, над изгибом реки, довольно хорошо сохранилс€ египетский храм римского времени. Ёто был храм двух божеств, господствовавших в нем на равных правах, - крокодилообразного бога —ебека и ’арура (’ор ¬еликий - одна из ипостасей бога ’ора). ”становлено, что здесь и прежде был храм, восход€щий к XVIII династии, но был ли он посв€щен двум богам - неизвестно. „ем объ€снить сочетание —ебека и ’арура, сказать трудно, но факт налицо.  аждого из этих богов жрецы  ом-ќмбо наделили "семьей".

≈ще севернее, где Ќил течет по ущелью √ебель —ильсила, в скалах, через которые велика€ река пробила себе путь, во времена Ќового царства были высечены часовни и начертаны гимны богу реки - ’апи. Ќиже по течению реки, уже после √ебель —ильсилы, в Ёдфу, стоит большой храм, построенный во времена Ћагидов. ќн посв€щен богу ’ору Ѕехдетскому (подробнее о нем будет сказано в гл. - "Ёдфу и ’ор Ѕехдетский"). Ётот храм сохранилс€ лучше всех остальных храмов древнего ≈гипта, более того, можно без преувеличени€ сказать, что он дошел до нас почти в неповрежденном временем виде, посещение его оставл€ет неизгладимое впечатление. ¬оплощением ’ора в Ёдфу был сокол. ¬озле храма содержалс€ птичник дл€ соколов. ∆рецы в храме в определенные дни разыгрывали ритуальную драму, содержащую эпизоды из борьбы ’ора против своих врагов.  ульт ’ора в Ёдфу отправл€лс€ еще во времена ƒревнего царства, а восходит он к эпохе до объединени€ ≈гипта. ’ор Ёдфуский считалс€ мужем богини ’атхор (из ƒендеры), а их сыном - ’орсматауи ("’ор - объединитель ќбеих «емель"). ¬ поздние времена ’ор Ѕехдетский почиталс€ как один аз главнейших богов страны.

Ќиже по течению Ќила, на его западном берегу, находилс€ очень древний город Ќехен, современный  ом-эль-јхмар. «десь также почиталась одна из ипостасей ’ора - в виде мумии. ќб этом божестве и его культе, кроме самого факта их существовани€, ничего не известно. Ќа восточном берегу Ќила, почти против Ќехена, находилс€ город Ќехеб. «десь богиней была уже упом€нута€ Ќехбет - белый коршун (о ней подробнее в гл. - "Ќекоторые другие локальные и нелокальные божества").

Ќесколько севернее, на западном берегу Ќила, был расположен город, нос€щий теперь название Ёсне (древний “а-—ни). ¬ середине этого небольшого городка выситс€ египетский храм римского времени. «десь уже во времена “утмоса III поклон€лись, как и на Ёлефантине, богу ’нуму, которого рассматривали как демиурга, создавшего человечество из глины на гончарном круге; считалось, что этим же способом он создавал каждый раз новорожденного фараона. ¬ качестве его жены фигурировала богин€ земного плодороди€ Ќебетуу, а в качестве сына - бог ’ека. ќб этих двух божествах известно очень немного. ¬ более поздние времена женой бога ’нума стала могущественна€ богин€ —аиса (Ќижний ≈гипет) - богин€ Ќейт.  ульт богини Ќейт существовал в —аисе посто€нно, когда же и при каких обсто€тельствах он по€вилс€ в Ёсне - неизвестно. —ледует отметить, что, обосновавшись в Ёсне, богин€ Ќейт не утратила двуполого своего облика - характерной особенности, которой она отличалась в —аисе, где считалась одновременно богом и богиней - творцом вселенной. ¬ —аисе Ќейт не была сопр€жена ни с каким богом, и это логично. ѕо€вившись в Ёсне и став женой бога ’нума, она вопреки логике сохранила свой двуполый характер и роль верховного демиурга. Ѕожественна€ пара ’нум - Ќейт воплощала €вное противоречие, однако в религиозном сознании египт€н, насел€вших Ёсне, это вполне укладывалось, о чем свидетельствуют соответствующие тексты.

ƒалее, к северу от Ёсне, в четырех городах - √ермонте, ‘ивах, ћедамуде и “оде - процветал главным образом культ бога ћонту, св€щенным животным которого был сокол. —о времен XIX династии ћонту считалс€ богом войны. Ќачина€ с XII династии одно из местных фиванских божеств, бог јмон, упом€нутый всего один раз в "“екстах пирамид", постепенно выдвигаетс€ на первый план и его отождествл€ют с богом солнца Pa - древним богом √елиопол€. Ёто отождествление началось рано: на спине статуэтки фараона ѕепи I (VI династи€, конец ƒревнего царства), найденной в  арнаке, значитс€, что фараон был "любим јмоном-–а, владыкой ‘ив". —о временем, особенно в эпоху Ќового царства, јмон-–а становитс€ всеегипетским богом, "царем богов", как он неоднократно называетс€ во многих текстах. Ѕог јмон был "женат" на богине ћут, а их сыном был бог луны ’онсу. ¬ их честь были воздвигнуты храмы в ‘ивах. ¬ иконографии јмон имел антропоморфный вид. ¬ ‘ивах же процветал культ многих божеств, в частности богини фиванского некропол€ ћертсегер (что значит "люб€ща€ молчание"), бога ’нума и др.

  северу от ‘ив, в  оптосе, исконным местным богом был ћин, итифаллическое божество с антропоморфным обликом. ≈го женой считалась богин€ »сида, а их сыном - бог ’ор. Ѕогу ћину поклон€лись не только в  оптосе, но и на обширных территори€х, которые пересекает ”ади-’аммамат.

Ќиже по течению Ќила был расположен город ƒендера, древний “ентюра. — глубокой древности божеством здесь была богин€ ’атхор, упоминавша€с€ уже в "“екстах пирамид" как богин€ ƒендеры; изображалась богин€ женщиной с коровьими ушами. ≈е мужем считалс€ в ƒендере бог ’ор Ёдфуский, о котором уже было сказано выше, а их сыном - бог »хи. ¬ ƒендере сохранилс€ огромный храм птолемеевского времени, посв€щенный ’атхор, котора€ считалась богиней любви и весель€ и с которой греки отождествл€ли свою јфродиту.

Ѕеглого взгл€да на карту достаточно, чтобы увидеть, какое значительное рассто€ние между ƒендерой и √ермополем, бывшим важным религиозным центром, где почиталс€ бог “от (об этом будет сказано далее). Ќа пути от ƒендеры до √ермопол€ был расположен р€д населенных пунктов, в которых отправл€лись культы разных божеств. —кажем об этих культах всего несколько слов, поскольку наука не располагает о них достаточной информацией.

Ќа западном берегу Ќила, несколько ниже по течению, чем ƒендера, расположены почти по соседству два древних города - јбидос и “инис. ѕоследний был главным городом нома, откуда произошли две первые династии; богом “иниса был »нхар (греч. форма - ќнурис), а его женой - львино-подобна€ богин€ ћехит. ¬ соседнем јбидосе с древнейших времен богом некропол€ и умерших был ’ентиментиу, позже вытесненный ќсирисом. ѕоследний стал главным богом в јбидосе. Ќачина€ с эпохи —реднего царства здесь разыгрывались жрецами мистерии ќсириса. ¬ јбидосе были обнаружены погребени€ фараонов первых двух династий, а во времена XIX династии фараоны –амсес I, –амсес II и —ети I воздвигли здесь свои заупокойные храмы. ¬ наилучшем из них, храме —ети I, семь отделений: одно из них посв€щено умершему фараону, другое - богу ѕта, третье - богу ’арахти, четвертое - јмону и оставшиес€ три - ќсирису, »сиде и ’ору.

≈ще ниже по течению Ќила, в городе, который древние греки называли ѕанополис (в насто€щее врем€ јхмим), с древнейших времен существовал культ уже упом€нутого итифаллического бога ћина.

ƒалее, к северу, в древнем городе “ьебу, который греки назвали јнтеополисом и который теперь называетс€  ау-эль- ебир, чтили бога —етха, убившего, согласно мифу, своего брата ќсириса. Ќиже по течению Ќила был расположен город, названный греками Ћикополис ("волчий город"), современный јссиут. «десь с древнейших времен поклон€лись богу ”пуаут, что значит по-египетски "открыватель путей". Ёто было местное хтоническое божество, изображавшеес€ в виде шакала или волка.

≈ще далее на север был расположен крупный религиозный центр Ўмун, который греки называли √ермополем (в насто€щее врем€ Ёль-јшмунейн). «десь со времен глубокой древности поклон€лись “оту, зооморфному богу с головой птицы ибис, возглавл€вшему местную огдоаду (восьмерку) богов, с помощью которых “от создал весь мир. “от был не только местным богом, но и всеегипетским божеством письма, знаний, магии, покровителем писцов. ¬ этом качестве он фигурирует во многих текстах разного плана. ≈го св€щенными животными были ибис и обезь€на.

Ќар€ду с “отом в √ермополе поклон€лись богу Ўепси и другим богам, которые упоминаютс€ в одном из текстов времени XIX династии. «десь мы находим –а и јтума, ќсириса и ћина, ’ора, ѕта, ’нума, јнубиса и т. д., а также древнюю богиню в облике зайца.  огда и как проникли в √ермополь эти культы - неизвестно.

Ќа некотором рассто€нии от √ермопол€, ниже по течению Ќила, был расположен древний Ќинсу, названный греками √ераклеополем, современный »хнась€-эль-ћадина. ћестным богом здесь был ’аршеф, которого отождествл€ли с самим богом солнца –а. Ќесколько севернее √ераклеопол€, в некотором отдалении от западного берега Ќила, находитс€ оазис ‘аюм. «десь главным богом был бог —ебек, местный демиург.

ѕерейдем к божествам Ќижнего ≈гипта (т. е. ƒельты). Ќачнем с ћемфиса. ћемфис расположен в верховье ƒельты близ современного  аира - именно здесь она начинаетс€. —огласно египетскому преданию, ћемфис был заложен основателем I династии ћенесом (ћина) и сразу стал столицей объединенного ≈гипта. ¬последствии, когда столицей страны стали ‘ивы, а затем и другие города, ћемфис продолжал оставатьс€ одним из крупнейших городов страны и одним из важных центров религиозной жизни.

ƒревнейшим местным богом здесь был “атенен, антропоморфное хтоническое божество, слившеес€ затем с антропоморфным богом ѕта, который приобретает "семью" в виде львиноподобной богини —ехмет и сына, бога Ќефертума, также антропоморфного. Ќо, конечно, не только культ этих богов существовал в ћемфисе; здесь поклон€лись множеству других божеств - например, јмону-–а, јнубису, ќсирису, ’атхор и т. д.

Ќа самом севере ƒельты, чуть восточнее –озеттского рукава Ќила, находитс€ современный “ель-эль-‘араун, Ѕуто. древних греков, который египт€не называли ѕе или ƒеп. ћестным божеством со времен глубочайшей древности здесь была богин€-кобра ”аджет, покровительница Ќижнего ≈гипта. »мена ”аджет и богини ¬ерхнего ≈гипта Ќехбет (коршун) вошли как об€зательные компоненты в титулатуру фараонов объединенного ≈гипта.

Ѕольшую роль в религиозной жизни страны играл город —аис, расположенный несколько южнее “ель-эль-‘арауна, чуть восточнее –озеттского рукава Ќила. ¬о времена XXVI династии, происходившей из этого города, —аис играл видную роль. Ёто был центр культа древней богини Ќейт, считавшейс€ демиургом и верховным божеством. ќна упоминаетс€ уже в "“екстах пирамид". ¬ наши дни от —аиса практически ничего не осталось.

ѕриблизительно в центре ƒельты неподалеку друг от друга были расположены два города: севернее, в —евеннитском номе, - современный Ѕехбет-эль-’аггар (древние греки называли его »сеум); южнее - главный город Ѕусиритского нома ѕер-”сир (др. - греч. Ѕусирис, современный јбу-—ир-Ѕана), ќт »сеума сохранилось лишь некоторое количество гранитных блоков - остатки большого храма. ќт Ѕусириса - и того меньше, на его месте теперь деревушка. √орода эти были "родиной", если так можно выразитьс€, двух крупнейших богов египетского пантеона. ѕервый - богини »сиды, второй - бога ќсириса. ¬еро€тно, географическа€ близость этих мест способствовала в какой-то мере сближению бога и богини и превращению их в супружескую пару, многократно упоминаемую в "“екстах пирамид".

—овременный “ель-эль-Ѕаламун (др. - егип. Ѕехдет), расположенный к востоку от ƒамиеттского рукава, испокон веков был центром культа бога ’ора. —овременный “ель-Ѕаста, близ Ёз-«аказик (др. - егип. ѕер-Ѕаст, др. - греч. Ѕубаст) издревле славилс€ культом кошачьей богини Ѕастет, упоминаемой еще в "“екстах пирамид".

«акончим наш беглый обзор городом √елиополем. Ќельз€ не пожалеть о полном исчезновении гелиопольского храма - сохранилс€ лишь обелиск —енусерта I. ћестным богом в √елиополе был јтум, хтоническое божество.  огда и каким образом его сменил бог –а, не вытеснив, однако, полностью, - неизвестно.  ак и јтум, –а был в √елиополе демиургом, главой великой дев€тки (эннеады) богов. »мена этих богов, как и самого –а, посто€нно упоминаютс€ в "“екстах пирамид". ¬ √елиополе чтили и многих других богов.

Ќеобходимо еще раз подчеркнуть, что данный очерк религиозной географии ни в коей мере не претендует на полноту. ”пом€нуты лишь главные божества, и то не все, как и далеко не все пункты, в которых чтили те или иные божества и где был воздвигнут хот€ бы самый скромный храм в их честь. ƒать исчерпывающую информацию на основании имеющихс€ источников было бы более чем затруднительно, но и в случае, если бы это удалось, така€ информаци€ была бы неполным отражением исторической реальности: ведь далеко не все культы и не все пункты культов перечислены в источниках.

¬ заключение хотелось бы акцентировать внимание исследовател€ египетской религии на трех очень важных моментах:

1) истори€ возникновени€ и развити€ культов египетских божеств, за сравнительно редкими исключени€ми, нам малоизвестна;

2) облик египетских божеств (имеетс€ в виду не более или менее стабильный внешний, иконографический облик, а облик функциональный - их роль в религии) чаще всего весьма расплывчат, лишен €сности, нестабилен. ¬ еще большей мере это относитс€ к мифологической биографии отдельных персонажей египетского пантеона, к взаимоотношени€м этих персонажей в разных вариантах мифов, нередко содержащих взаимоисключающие утверждени€;

3) во многих местност€х ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта обнаружен культ одних и тех же богов. “ак, например, богин€ ’атхор - "владычица" не только ƒендеры, но и р€да других пунктов - в маммиси римского времени при храме ƒендеры богин€ ’атхор фигурирует как "владычица", т. е. как богин€, 29 разных местностей.  ульт бога ’ора мы встречаем во множестве пунктов ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта. “о же самое можно сказать и о других божествах. ¬месте с тем следует подчеркнуть, что в одном и том же крупном религиозном центре боги выступают в разных ипостас€х. »звестно, например, что в ‘ивах по меньшей мере в трех част€х города поклон€лись местным разновидност€м бога јмона, а в разных част€х ћемфиса - нескольким разновидност€м бога ѕта.

 рупнейшие религиозные центры и исторически сложившиес€ в них воззрени€ на местные божества, св€занные с этим мифы и предани€ рассматриваютс€ более обсто€тельно в следующих главах.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|