–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


ћј√»я

¬се формы общественного сознани€: мораль, религи€, философи€ и искусство - про€вл€ютс€ прежде всего через социальную психологию. “акие психологические €влени€, (как психическое "заражение", подражание, (внушение, эмоциональное сопереживание и другие виды психических контактов, какие недоступны отдельной личности, про€вл€ютс€ в социальной психологии.

Ёти утверждени€ справедливы и дл€ магии. Ќар€ду с тотемизмом маги€ - одна из древнейших ступеней религиозного сознани€. јнализ пам€тников палеолитического искусства убедительно показывает, что "стремление достигнуть успеха в охоте путем совершени€ обр€дов, в которых желаемое изображалось как реально совершившеес€, отчетливо прослеживаетс€ во всех пам€тниках пещерного искусства". Ёта черта характерна и дл€ магии в ≈гипте - не только древнейших времен, но и всего периода существовани€ египетской культуры.

»так, что же такое маги€ вообще и маги€ древнеегипетска€ в частности? ≈гипетское классовое общество вышло непосредственно из недр первобытного доклассового общества и в реальной земной жизни и в воззрени€х носило неизгладимую печать своего происхождени€. ¬ первобытном доклассовом обществе существовали две мыслительные структуры: "–ациональное, стихийно-материалистическое в первобытном мышлении выражает завоевани€ общественно-исторической практики человека, а иррациональное - его поражени€ в борьбе с природой. »менно последнее - чувство бессили€ - порождает иллюзорный взгл€д на природу, который в силу господствующего положени€ религиозной идеологии постепенно приобретает мировоззренческий, концептуальный характер и тем ориентирует соответствующим образом мыслительный процесс". ќшибка Ћеви-Ѕрюл€ в понимании первобытного мышлени€ заключалась в том, что он переоценил значение и удельный вес в нем алогического момента. ≈сли бы дело обсто€ло таким образом, первобытное человечество погибло бы - оно оказалось бы не в состо€нии ни выдержать борьбу с природой, ни размножатьс€. Ќо отсюда не следует, что в концептуальном мышлении первобытного общества господствовали те же мыслительные категории, и в первую очередь категори€ каузальности, которые были осознаны и разработаны древними греками, в частности в аристотелевской логике. ћаги€ любой страны, любого племени, народа зиждетс€ на трех принципах: действительное или кажущеес€ сходство, принцип замещени€ ("симпатическа€" маги€) и вера в чудодейственную силу слова (маги€ слова).  атегори€ причинности (или каузальности) в магии отсутствует. Ќезачем разъ€сн€ть, что система верований, взгл€дов и приемов магии, имеющей своей целью подчинить человеку природу и общество, основываетс€ не на подлинных, хот€ бы и очень скудных эмпирических знани€х, а на бессилии человека, на его полном незнании законов внешнего мира, короче говор€, на его невежестве и попытках преодолеть это невежество при помощи воображени€.  ак показывают результаты научных исследований исторического и этнографического пор€дка, маги€ играла значительную роль на определенной ступени общественного развити€ всех народов. «десь нет необходимости останавливатьс€ на сложной проблеме генезиса магии: это отвлекло бы нас от задач нашего дальнейшего изложени€. ќбратимс€ непосредственно к магии древнего ≈гипта.

¬ египетской магии налицо все три главных принципа - принцип сходства, принцип замещени€ целого его частью и принцип чудодейственной силы слова. ¬озникнув в ≈гипте в незапам€тные времена, маги€ стала одним из краеугольных камней египетского религиозного сознани€, неотъемлемым и чрезвычайно важным компонентом религии. Ѕолее того, можно без преувеличени€ сказать, что египетска€ религи€ глубоко проникнута магическим мироощущением, что последнее в ней превалирует, особенно в воззрени€х на загробную жизнь. ”же в древности египетские маги обладали репутацией могущественных колдунов. ¬ Ѕиблии, в книге »схода (VII, 10-23) описываетс€ соревнование при дворе фараона между египетскими магами, ћоисеем и јароном. ¬ греко-римские времена маги€ стала особенно попул€рной в ≈гипте в самых разных про€влени€х и аспектах.

«десь необходимо привести слова из одного дидактического произведени€, из поучени€ неизвестного цар€, адресованного сыну по имени ћерикара, будущему фараону IX династии в √ераклеополе, правившему в XXII (или, может быть, в XXIII) в. до н.э. ѕоучение сохранилось в трех списках более позднего времени - не ранее конца XVIII династии, - бесспорно, €вл€ющихс€ копи€ми с древнего текста. ќдин из папирусов хранитс€ в Ћенинграде в √осударственном Ёрмитаже (є 1116ј), другой - в московском ћузее изобразительных искусств им. ј. —. ѕушкина (є 4658), третий - в  опенгагене (папирус  арлсберг, VI-—). ѕоучение - одно из самых замечательных произведений египетской литературы. Ёто, безусловно, понимали и сами египт€не, чуть ли не через тыс€челетие переписавшие "ѕоучение ћерикара", дошедшее до нас в трех копи€х (не приходитс€ сомневатьс€ в том, что их было много больше!). ¬ строках 35-36 мы читаем: "ѕодражай отцам своим и предкам своим... речи их закреплены в писани€х: разверни, читай [их], подражай [им] в знани€х. —тановитс€ умельцем [лишь] обученный". Ќе менее замечательна мысль, высказанна€ в строках 32-33: "Ѕудь умельцем в речи, [дабы] ты был силен... сильнее речь, чем любое оружие". »так, в те отдаленные времена египт€не уже отдавали себе отчет в силе воздействи€ человеческого слова - поучение адресовано наследнику престола. »звестный французский египтолог ѕозенер, крупнейший знаток египетской литературы, показал, что много времени спуст€ XII египетска€ династи€ умело использовала эту замечательную мысль € что р€д литературных произведений времени —реднего царства был инспирирован с целью подн€ть престиж и авторитет фараонов этой династии.

¬ этом же замечательном тексте мы находим весьма интересное замечание об отношении египт€н к магии. ”казав в строках 131-135, что божество (по имени не названное) сделало дл€ человека небо, подавило хаос и т. д., автор продолжает в строках 136-137: "—оздало оно (божество. - ћ.  .) дл€ них (людей. - ћ.  ..) магию в качестве оружи€, чтобы отвести [от них] удар происшестви€ и сновидени€ их ночью и днемї. »так, маги€ создана божеством дл€ блага людей, она - откровение божества. ƒо нас дошло довольно много произведений магической литературы, ниже будут названы лишь самые главные. ѕо содержанию эти тексты можно разделить на три группы:

1) магические тексты, предназначенные дл€ использовани€ в земной жизни;

2) магические тексты дл€ обеспечени€ умершему безопасной и вечной жизни в потустороннем мире;

3) магические тексты дл€ установлени€ контактов живых с умершими и сверхъестественными существами (богами и духами).

—амо собой пон€тно, что в первую группу вход€т тексты, если так можно выразитьс€, лечебного содержани€. Ќедуги бывали двух родов: такие, причины которых очевидны, - разного рода раны, отравление, ожоги и т. п., - и такие, причины которых скрыты, - недуги, как бы возникавшие сами по себе. ¬ исторические времена у египт€н была сво€ этиологи€. ќднако египетска€ медицина исторических времен - пр€мой наследник магического мировоззрени€ древности - отмечена печатью своего происхождени€. ¬ дошедших до нас медицинских текстах обнаруживаетс€ сочетание взаимоисключающих принципов: магических приемов лечени€ больных и собственно медицинских, выработанных в течение веков опытным путем. ≈гипт€не знали цену знани€м - об этом свидетельствуют медицинские тексты, но вместе с тем так и не смогли избавить свою медицину от т€желого и ненужного бремени магических воззрений. —огласно этим воззрени€м, болезнь вызывают злонамеренные духи умерших или существа, подобные демонам. ѕроника€ в организм человека и животного, они причин€ют страдани€, и только могущество магии способно изгнать их из страждущей плоти. Ѕолезнь могла быть вызвана и "дурным глазом" недоброжелател€. »менно эти воззрени€ и побуждали египт€н вс€чески культивировать и углубл€ть применение магии в практической медицине.

Ѕыло бы преувеличением утверждать, что магический элемент доминирует над собственно медициной в дошедших до нас медицинских текстах. ћногие диагнозы и рецепты в них не сопровождаютс€ магическими дополнени€ми, но зачастую медицина и маги€ соединены - не внутренне, органически, а внешне, механически. Ѕолезни рекомендуетс€ лечить определенным лекарством, но лучше и лекарством, и магическим заклинанием. ѕри этом заклинание вовсе не должно об€зательно соответствовать представлению о болезни или о свойствах лекарства. ѕроизнесенное над лекарством, оно увеличивает его действенность и тем самым в большей степени способствует лечению, изгнанию из тела больного невидимого и злонамеренного существа, вызвавшего болезнь. —читалось, что если маги-врачи могут лечить недуги, то они могут и вызвать их. “ак, например, в магическом демотическом папирусе Ћондона и Ћейдена (XX recto 13/II), в тексте, относ€щемус€ к началу III в. н.э., сказано: "¬озьми землеройку, утопи ее и дай выпить этой воды человеку - он ослепнет на оба глаза". »ли: "Ќастойка на вине и желчи землеройки причинит смерть тому, кто ее выпьет".

¬ музе€х  аира, Ѕерлина и Ѕрюссел€ хран€тс€ тексты, относ€щиес€ ко времени —реднего царства (приблизительно к 2000 г. до н.э.), начертанные на черепках керамики или на грубо сделанных статуэтках людей. —одержание этих текстов - магическое; оно имеет целью навлечь болезнь и смерть на извечных врагов ≈гипта - царьков и вождей стран и племен, расположенных к северо-востоку от —уэцкого перешейка и к югу от первого порога Ќила. «аклинани€ писались на целых глин€ных сосудах, затем сосуды предавались прокл€тию и разбивались. —татуэтки с именами врагов также предавались прокл€тию. „ерепки и статуэтки были затем погребены в некрополе, где и найдены. ¬ данном случае мы имеем дело со злонамеренной, черной магией, охран€ющей государственные интересы. »з двух папирусов времени Ќового царства, точнее, относ€щихс€ к царствованию –амсеса III, фараона XX династии (перва€ половина XII в. до н.э.), мы узнаем о неудачной попытке группы заговорщиков использовать приемы магии дл€ уничтожени€ фараона, т. е. не в интересах власти, а против нее. ¬ папирусах Ћи и –оллен, переведенных неоднократно, в частности чешским академиком ‘р. Ћексой, речь идет об изготовлении восковых статуэток разных лиц в злостных магических цел€х и об использовании в тех же цел€х магических текстов. ћеропри€ти€ не удались, но виновники тем не менее поплатились за них жизнью. ѕрименение магических заговоров против обыкновенных людей, по-видимому, не считалось преступлением. “ак, в папирусе магическо-мифологического содержани€ времен правлени€ в ≈гипте сына јлександра ћакедонского, также јлександра (конец IV в. до н.э.), содержитс€ совет, как надо уничтожать врагов, которых опасаешьс€, - рекомендуетс€ сделать их восковые изва€ни€ и предать огню при соблюдении известного ритуала (папирус є 10188 Ѕританского музе€ - папирус известен также под названием Ѕремнер-–инд, - 28, 17-18). ƒругим интересным примером подобного рода €вл€етс€ текст на остраконе времен XIX-XX династий в коллекции Ёрмитажа.

»зготовление восковых статуэток врагов подробно описано в так называемых "“екстах саркофагов" - эпоха ѕервого переходного периода (см. о них в главе о заупокойной литературе). ¬ известном папирусе ¬есткар, содержащем сказки о чудесных событи€х времен ƒревнего царства, рассказываетс€ о восковом изва€нии крокодила, превратившемс€ по наущению жреца ”ба-»нера в огромного живого крокодила, уничтожившего возлюбленного жены жреца.

ѕо представлению египт€н, восход€щему к глубочайшей древности, им€ человека, духа, демона и даже божества €вл€лось органической и сокровенной частью его существа. ¬ заупокойной литературе египт€н существовала даже специальна€ "книга", озаглавленна€ в переводе: "ƒа процветает мое им€". —читалось, что им€, сохранившеес€ на надгробном пам€тнике, обеспечивало вечную загробную жизнь и, наоборот, "худшей местью врагу было уничтожение имен на пам€тниках". ћагическое злонамеренное действие, как об этом говорилось выше, состо€ло в прокл€тии и уничтожении имени, написанном на чем-либо. ‘р. Ћекса указывал, что, в глазах египт€н, им€ было подлинной сущностью реальности. ѕо меткому выражению Ћексы, египт€не не утверждали, подобно нам: "¬с€ка€ существующа€ вещь имеет свое название", а в полную противоположность этому постулировали: "¬ещь, не имеюща€ названи€, не существует".

” каждого из богов было много имен: одно подлинное, сокровенное, так сказать, сущность бога, другие - общеупотребительные клички. «нание подлинного, тайного имени кого-либо давало власть над его обладателем. Ёто воззрение прослеживаетс€ в текстах. ¬ одном из них, наиболее характерном, повествуетс€ о том, как "бог величайший, создавший себ€ самого" и вселенную, был укушен змеей: "...и ужалил его могучий змей, и огонь жизни стал из него выходить". Ќикто из богов не сумел помочь "богу величайшему", и только его дочь, богин€ »сида, "велика€ чарами", сказала своему отцу, чтобы он назвал ей свое подлинное им€. Ќо великий бог не захотел предоставить власть над собой своей дочери и назвал лишь многочисленные свои имена-клички. "Ќе было твоего имени в том, что ты мне говорил!" - произнесла »сида. Ќаконец –а, не выдержав боли, сообщил дочери свое подлинное им€. »сида произнесла над ним закл€тие, и –а был исцелен. "¬есь рассказ об укусе змеем солнечного бога –а и исцелении последнего заклинани€ми богини »сиды служит магическим прообразом дл€ каждого, подвергшегос€ укусу змеи: как был исцелен –а, так да исцелитс€ и [им€ рек] от прочтенных закл€тий. ¬ самой последней фразе текста указываетс€ даже, над изображени€ми каких именно божеств нужно читать текст".

ѕодобного рода заклинани€ были широко распространены в древнем ≈гипте, поскольку укусы скорпионов и змей, гибель людей от крокодилов были здесь частым €влением. –€д заклинаний против змей содержитс€ уже в "“екстах пирамид" и во многих более поздних текстах. ¬ магических текстах часты заговоры против последствий укуса скорпионов. Ќе забыты магией и профилактические заклинани€ против нападени€ опаснейшего дл€ человека хищника - крокодила и других животных. ћаги€ служила средством завоевани€ мужчиной любви женщины или, наоборот, призвана была помочь человеку в достижении общественных целей, в продвижении по иерархической лестнице, могла воздействовать и на стихии. —читалось, что при помощи магии можно уберечьс€ от несчастных случаев на воде - маг способен был €кобы увеличить количество воды в реке или канале, вызвать или остановить разлив реки, помочь погибающему судну, удалить облака, предотвратить грозу и т. д. ¬се это он мог делать себе на пользу или во вред кому-нибудь.

–оль магии в жизни человека широко отражена в произведени€х египетской художественной литературы, дошедших до нас от разных времен (€ркое свидетельство того, насколько глубоко внедрилась маги€ в мышление египт€н). ƒл€ примера можно назвать сказки папируса ¬есткар, в которых повествуетс€ о делах давно минувших дней - о чудесных событи€х времен фараона ’еопса, строител€ большой пирамиды, и его предшественников. ћожно напомнить также, что "в двух больших демотических "романах" выводитс€ с титулом "сетон" или "сетом" один из исторических его носителей - известный старший сын –амсеса II - ’амуас. ѕервый роман, хран€щийс€ в  аире и неоднократно переводившийс€, относитс€ ко времени первой поры птолемеевского господства, может быть, к царствованию ≈вергета, второй написан значительно позже, веро€тно, в начале римского времени. ќба интересуютс€ больше всего магией и волхвами" и представл€ют глубокий интерес дл€ истории египетской культуры.

ќстановимс€ очень коротко на практических Ђметодахї египетской магии. ѕодражательна€ маги€ и маги€ симпатическа€, т. е. маги€ замещени€ целого его частью или каким-либо его символом, естественно, нуждались в материалах - воске, глине, разных породах камн€, крови животных. ¬ отношении последней полагали, что она обладает особыми магическими свойствами. ƒл€ борьбы с сединой, например, пользовались мазью с примесью крови теленка черной масти. —люне также приписывались магические свойства. —читалось, что она отпугивает вредоносные невидимые существа.   арсеналу магии относились и амулеты - изображени€ богов и других существ, отдельных их частей, миниатюрные модели разных предметов и т. п. —читалось, что магической силой могут обладать и иероглифы, обозначавшие людей, животных, предметы. ћагическое значение имел цвет. «еленый цвет, например, был цветом жизни. ћаги€ имела свой сложный ритуал, строго предусматривающий, как, где, когда надо пользоватьс€ теми или иными магическими предметами.

„то касаетс€ заговоров и заклинаний, то форма их, как и содержание, могла быть разнообразной. Ёто приказани€, запреты, угрозы, обращени€ к богам, утверждени€ - заклинатель или лицо, в пользу которого делаетс€ заклинание, утверждают, что они подобны тому или другому великому богу или что они сами боги и т. п.

ћагическа€ литература ≈гипта - трактаты и тексты, посв€щенные "науке" магии, - не так уже велика. ѕеречислим основные названи€, утвердившиес€ в современной науке: папирус Ѕерлинского музе€ є 3027, известный под названием "«аговоры дл€ матери и ребенка"; магический папирус ’аррис 500 Ѕританского музе€; магические папирусы музеев “урина, Ћейдена и Ћондона, демотические магические папирусы Ћувра, Ћондона и Ћейдена, так называема€ стела ћеттерниха, впервые изданна€ и исследованна€ ¬. —. √оленищевым (стела относитс€ ко времени XXX династии - IV в. до н.э.), и др. Ќаиболее полным по сей день собранием магических фактов из жизни древнего ≈гипта €вл€етс€ уже цитированный труд ‘р. Ћексы. Ќа этом мы закончим рассмотрение магических действий в интересах живых и перейдем к проблеме толковани€ снов, непосредственно не относ€щейс€ к магии, но в какой-то степени св€занной с ней.

“ексты, на основании которых можно было бы составить представление о взгл€дах египт€н на природу сна, не сохранились. ќднако из того, что известно науке, можно сделать косвенный вывод, что, по убеждению египт€н, сон давал возможность человеку прийти в соприкосновение с миром сверхъестественного. »з "ѕоучени€ ћерикара" €вствует, что толкование снов было уже сложившейс€ традицией, уход€щей в глубокую древность. Ёта традици€ жила на всем прот€жении истории ≈гипта. ¬ демотическом папирусе »нсингер (32, 13), относ€щемс€ к I в. н.э., сказано: "Ѕог создал сновидение, чтобы указать путь сп€щему, глаза которого во мраке". “аким образом, сновидени€ рассматривались не как нечто нейтральное по отношению к реальной земной жизни, а как предупреждение человеку о чем-то гр€дущем, как предсказание добра или зла. » если согласно сновидению предвиделось что-то плохое, дл€ предотвращени€ зла, естественно, прибегали к магии.

≈гипт€не пользовались дерев€нными "подушками" (изголовь€ми, сделанными из дерева), которые представл€ли собой дугообразно изогнутую дощечку на подставке. (“акие "подушки" распространены и в XX в. у африканских народов и племен.) Ќа подставке иногда изображались божества, которые могли оградить сп€щего от темных сил, например могущественна€ богин€ Ќейт. ѕо пробуждении от дурного сна рекомендовалось немедленно прочесть соответствующее обращение к богине »сиде.

¬ ≈гипте глубоко верили в вещие сны, в их истолкование, что зафиксировано в р€де пам€тников, дошедших до нас непосредственно из ≈гипта. ¬ера египт€н в сновидени€ была известна и в других странах древнего мира. ƒостаточно напомнить общеизвестный библейский рассказ (Ѕытие 41, 1-36) о том, как »осиф истолковал вещие сны фараона, его виночерпи€ и хлебодара. »з ≈гипта до нас дошло несколько текстов о вещих снах различных фараонов (с €влением божества) и о последстви€х этих снов. Ќазовем их в хронологическом пор€дке.

‘араон XVIII династии јменхотеп II (1436-1413 гг. до н.э.) во врем€ своего второго похода в јзию, на дев€том году правлени€, увидел сон: к нему €вилс€ сам бог јмон-–а и поощрил своего сына к дальнейшим подвигам. Ќа следующий день войска фараона под его личным водительством вз€ли два вражеских города.

‘арао€ “утмос IV, преемник јменхотепа II, еще будучи наследником престола, также видел вещий сон. —тела, на которой излагаетс€ этот эпизод из его жизни, хорошо известна египтологам. “утмос IV охотилс€ недалеко от больших пирамид и большого сфинкса. ”томленный, он заснул в полдень в тени огромной скульптуры, и к нему €вилс€ бог ’армахис-’епри-–а-јтум, которого, по общеприн€тому мнению египт€н того времени, изображал сфинкс, и повелел царственному сновидцу раскопать свое изображение, засыпанное по шею песком пустыни. Ѕог обещал “утмосу трон. ѕроснувшись, “утмос выполнил повеление божества и водрузил в честь этого событи€ стелу с соответствующим текстом. ѕомимо всего прочего здесь интересно и то, что уже во времена “утмоса IV (1413-1405 гг. до н.э.) сфинкс был засыпан песком.

ќдин из текстов повествует, что фараон XIX династии ћеренпта (1224-1214 гг. до н.э.), сын –амсеса II, накануне решающего сражени€ видел во сне бога ѕта. Ѕог прот€нул фараону боевой меч и изрек: "»згони опасени€ из твоего сердца". Ќа следующий день враги были уничтожены. »звестна стела фараона XXV династии “анутамона (664-656 гг. до н.э.), так называема€ "стела сна". ≈ще до вступлени€ на престол фараон увидел сон, предвещавший, по истолкованию его окружени€, его воцарение в  уше и в ≈гипте, - впоследствии так и случилось.

¬ дошедшем до нас демотическом школьном упражнении имеетс€ несколько строк о том, как некий фараон спустилс€ в мемфисский —ерапеум. “ам во сне ему €вилс€ какой-то дух и упрекнул фараона в недостаточной набожности.

¬ так называемой "стеле голода", относ€щейс€ ко времени ѕтолемеев, на скале на острове —ехель у первого порога Ќила, речь идет о голоде, имевшем место в далекую от времени написани€ текста эпоху фараона III династии ƒжосера. «десь излишне касатьс€ вопроса о том, €вл€етс€ ли этот текст фальшивкой времен ѕтолемеев или копией древнего документа. ¬ тексте рассказываетс€ о том, как бог ’нум, верховное божество области первого порога, €вилс€ к сп€щему фараону ƒжосеру и обещал прекратить голод.

“ак называема€ "стела Ќеапол€", найденна€ в ѕомпе€х и хран€ща€с€ в музее Ќеапол€, содержит автобиографические сведени€ о —амтауи-“ефнахте, номархе √ераклеопол€. “рессон датирует этот текст временем борьбы јлександра ћакедонского против персидского цар€ ƒари€ III  омодана. ¬ нем говоритс€ о том, что гераклеопольское божество ’аршеф €вилось в сновидении номарху, занимавшему место медика при персидском царе, и дало ему совет вернутьс€ в родной город, пообещав безопасность. —амтауи-“ефнахт последовал совету - один пересек р€д чужеземных земель и вернулс€ в √ераклеополь, "не потер€в ни одного волоса". "¬одимый своим богом, он возвращаетс€ в родной город, где бог "дает ему хороший конец", т. е. он приспособилс€ и к новому режиму македон€н. Ќадпись чрезвычайно важна и интересна и €вл€етс€ параллелью к знаменитой ¬атиканской статуе: та начинает персидский период ≈гипта, эта его заканчивает".

¬ трехъ€зычном декрете мемфисских жрецов в честь ѕтолеме€ IV ‘илопатора говоритс€ о там, что этот царь во врем€ своего похода в —ирию € ‘иникию видел во сне богов, предсказавших ему победу.

” верховного жреца бога ѕта в ћемфисе была жена по имени “аимхотеп, рожавша€ только девочек. —упруги обратились с молитвой о сыне к богу »мхотепу, тот €вилс€ верховному жрецу, которого звали ѕшеренпта и повелел воздвигнуть пам€тник себе в одном из районов ћемфиса. ѕшеренпта выполнил волю бога, и его жена родила сына.

ќ вещих снах египетских царей и высокопоставленных лиц было известно грекам. √еродот (II, 141) рассказывает об одном таком вещем сне фараона, которого он называет —етос и которого датирует временем ассирийцев, упомина€ —еннахериба, цар€ јссирии. “ацит (»стори€, IV, 83-84) повествует о том, что ѕтолемей I —отер видел во сне необычайно рослого и красивого юношу, который за€вил царю: "ѕошли самых верных друзей своих в ѕонт, дабы они привезли оттуда мое изображение. ÷арству твоему оно принесет счастье, а храму, где его постав€т, - величие и славу". — этого начались те событи€, которые закончились основанием культа —араписа в јлександрии. ќб этом же событии несколько позже повествует и ѕлутарх в своем трактате об »сиде и ќсирисе (гл. 28).

»осиф ‘лавий в сочинении "ѕротив јпиона" (гл. XXXII) приводит рассказ стоика ’еремона о том, как египетский фараон јменофис видел во сне богиню »сиду, котора€ упрекала цар€ в том, что был разрушен ее храм во врем€ войны и что царь, жела€ "очистить" свою страну от "нечестивых", изгнал из ≈гипта 250000 человек - это и было €кобы "исходом" евреев из ≈гипта.

√реческий папирус Ћейден U, относ€щийс€ ко II в. до н.э., рассказывает о вещем сне фараона Ќектанеба: бог јрей, египетский »нхар, дал пон€ть царю, что он недоволен тем, что храм в его честь недостроен; проснувшись, царь принимает меры дл€ завершени€ строительства храма. “екст €вл€етс€ пересказом египетской сказки, конец его не сохранилс€.

¬ ќксиринхском папирусе є 1381 (II в. н.э., врем€ римского императора јнтонина) неизвестный автор сообщает, как во сне к нему €вилс€ сам бог врачевани€ »мхотеп и стал упрекать его в том, что он не сдержал своего обета перевести на греческий €зык египетский текст. ѕроснувшись, автор пон€л, что он болен из-за нарушени€ своего обета, приступил к его выполнению и выздоровел.

¬ греческом папирусе  аир, «енон I, 59034 имеетс€ письмо некоего «оила јполлонию, в котором «оил пишет, что он видел во сне бога —араписа, велевшего ему отправитьс€ в јлександрию и повли€ть на сановника, от которого зависело сооружение алтар€ богу. Ќо «оил не вн€л этим указани€м и заболел.

»нформацию о вещих снах мы находим и в египетской литературе: в тексте, известном в науке под названием "ѕринцесса из Ѕахтана"; в сказках о верховных жрецах ћемфиса - о ћехит-”схет, жене —атни-’аэмуаса, видевшей сон о том, как ей обрести способность к деторождению; в сказке о —а-ќсирисе, где рассказываетс€, как ѕанехси, сын ’ора, увидел во сне самого бога “ота, вооружившего его магическими познани€ми. —овокупность приведенных фактов, а это лишь очень незначительна€ часть - большинство до нас не дошло, отлично показывает, какое значение имели сны в жизни египт€н. ѕрежде всего, сны расценивались как откровение божества человеку, как непосредственный контакт бога с человеком. ќднако такого откровени€ удостаивались в основном фараоны и их окружение.

ќ сновидени€х простых смертных предстоит рассказать особо. ≈сли сны фараонов и высокопоставленных лиц были откровением, четким указанием бога человеку, то в снах простых смертных устанавливалс€ неопределенный, порой загадочный контакт человека с неземным миром. ƒл€ понимани€ смысла этого контакта требовались особые познани€, которыми простые смертные не обладали. —ны могли разъ€снить лица, черпавшие эти познани€ из особых текстов, либо "инспирированных" богами, либо осв€щенных авторитетами древности.   таким текстам относитс€ прежде всего папирус „естер-Ѕитти III времени Ќового царства. ¬еро€тно, это копи€ с оригинала времен —реднего царства. ѕользу€сь русским народным термином, назовем этот текст "сонником". ќчень любопытна его особенность - разделение людей на две категории: последователей бога ’ора и последователей бога —етха.   первой категории относ€тс€ обычные, добропор€дочные люди, ко второй - люди в той или иной степени злонамеренные и рыжие. ѕоследнее объ€сн€етс€ тем, что красноватый, или рыжеватый, цвет пустыни, над которой властвовал бог —етх, бог враждебного люд€м пор€дка, был отличительным признаком "последователей" —етха.   сожалению, папирус сильно поврежден, вследствие чего мы лишены дополнительных сведений о разделении Ћюдей на указанные две категории. —онник не содержит никакой другой систематизации возможных сновидений, кроме той, что одни предсказывают добро, а другие - зло. —оставлен он по следующему принципу: если человек видит во сне, что он делает то-то и то-то, это хорошо (или плохо) и означает что...

Ќапример: "≈сли человек видит себ€ во сне узревшим мертвого быка, [это] хорошо - означает видеть [умершими] своих врагов". “аких сонников сохранилось немного, особенно интересны демотические сонники.

ќстаетс€ остановитьс€ еще на одном аспекте египетских взгл€дов на сон - как на один из методов лечени€. ќб этом рассказывает ƒиодор (I, 25). ќн утверждает, что богин€ »сида считалась у египт€н изобретательницей многих целебных средств, но самым главным из них был сон. Ѕогин€ €вл€лась во сне больным, иногда безнадежно, и вылечивала их чудесным образом. —ообщение ƒиодора неполно: такого же мнени€ египт€не придерживались и в отношении р€да других божеств. Ћечебный сон не был чем-то случайным, неожиданным; это был сон, в который больные погружались преднамеренно, иногда при помощи кого-либо и не где-нибудь, а в специально отведенных местах при храмах разных божеств.

“акими местами были часовни в честь обожествленного јменхотепа, сына ’апу, санаторий близ храма ’атхор в ƒендере, мемфиоский —ерапеум, канопский —ерапеум (современный јбу- ир, к востоку от јлександрии), молельн€ бога Ѕеса в јбидосе, наконец, в городе јнтиное, основанном во времена римского господства по указу императора јдриана. јнгиной, любимец јдриана, утонул в Ќиле в 130 г. н.э. »мператор не только основал город в честь јнтино€, но и создал широко распространенный, в том числе и в –име, культ јнтино€. Ќа площади ћонте ѕинчио в –име стоит обелиск (так называемый обелиск Ѕарберини), иероглифические тексты на нем посв€щены јнтиною. ¬ них говоритс€, что јнтиной лечит и египт€н, обращающихс€ к нему, посыла€ им сон. Ћечебный сон при храмах, как указал ј. ¬ольтен, - €вление очень близкое древнегреческой практике. Ћица, занимавшиес€ при храмах лечением и толкованием сновидений, были квалифицированными жрецами-чтецами, нередко св€занными с "домами жизни". ѕоследние существовали при многих храмах: это были скриптории, где создавались в первую очередь магические и религиозные тексты, а не высшие школы вроде университетов, как полагали раньше. »менно творческие скриптории, в основном магико-религиозного направлени€, оказывавшие очень серьзное вли€ние на духовную жизнь египт€н. ѕисцы "дома жизни" считались самыми квалифицированными, образованными и мудрыми из всех писцов.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|