–≈Ћ»√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

‘≈“»Ў»«ћ » “ќ“≈ћ»«ћ.  ”Ћ№“ ∆»¬ќ“Ќџ’

ѕрежде чем обратитьс€ к фетишизму и тотемизму в египетской религии, необходимо сказать несколько слов об этих €влени€х. ѕон€ти€, обозначаемые этими терминами, теснейшим образом св€заны между собой. √овор€ о термине "фетишизм", следует иметь в виду, что "свое научное значение термин "фетишизм" приобретает лишь в том случае, если под ним разуметь почитание фетишей, т. е. материальных предметов, вещей, чувственно воспринимаемых объектов, вз€тых из природы или искусственно изготовленных, которым суеверна€ фантази€ приписывает сверхъестественные силы и способности".

‘етишизм, одна из самых ранних форм религии, наблюдалс€ у всех народов в той или иной форме. “еории фетишизма посв€щена обширна€ научна€ литература, поэтому "в насто€щей работе нет места дл€ рассмотрени€ вопросов о возникновении фетишизма и его отношении к анимизму, магии и другим элементам религии".

“отемизм смыкаетс€ с фетишизмом. Ёто также одна из древнейших форм религии. ќпыт исследовани€ взаимоотношений этих разных форм религии представл€ет собой труд √. ѕ. ‘ранцева "” истоков религии и свободомысли€" (ћ.-Ћ., 1959), в котором использован большой, но уже хорошо известный египтологический материал. ѕо сути дела, эта книга €вл€етс€ расширенной переработкой исследовани€ того же автора "‘етишизм и проблема происхождени€ религии" (ћ.-Ћ., 1940).

ќ тотемизме также существует весьма обширна€ литература, в которой предлагаютс€ самые разнообразные объ€снени€ происхождени€ этого €влени€. ≈стественно, что единственно научное объ€снение генезиса и сущности тотемизма надо искать в материалистической интерпретации истории древнейшего человеческого общества. "»стоки и основа тотемических верований имеют социальный характер. ÷ентральна€ иде€ тотемизма - иде€ коллективных предков и группового (коллективного) родства людей с животными - тотемами - возникла исторически как процесс идеологического отражени€ специфических особенностей раннеродового общества: кровнородственной структуры общественных групп, в формах которой развивалось исторически их общественное производство". "“отемы образуют мир мифических первопредков общественных групп (родов), тотемических первопредков двойной (полуживотной - получеловеческой) природы. ќбраз тотемического первопредка возникает как религиозное отражение общественной структуры, котора€ в действительности (в родовом обществе) €вл€лась структурой родового дерева". —леду€ за ј. ¬идеманом, наш другой соотечественник писал: "ѕодобно другим народност€м, и египт€не некогда находились на той ступени культурного развити€, когда человек беспомощно сто€л среди окружающей его девственной природы, чувству€ себ€ вполне зависимым от нее. ¬о всех многообразных предметах и €влени€х природы, особенно же в недоступных их пониманию, первобытные обитатели нильской долины видели про€влени€ могущественных таинственных сил, то благодетельных, то губительных дл€ человека... “акое направление первобытного мышлени€, приведшее древнейших египт€н к фетишистическому обоготворению предметов и €влений внешней природы, представл€ло собою очень благопри€тную почву дл€ возникновени€ религиозного почитани€ животных". ”казав далее, что между поведением животных и людей много общего и что это бросалось в глаза человеку, автор приходит к выводу о порождении совокупностью указанных обсто€тельств культа животных. ¬ этом объ€снении все правильно, за исключением того, что первопричиной возникновени€ культа автор считает низкую ступень культурного развити€. ѕо сути же дела это лишь одно из звеньев цепи, в конечном счете все €влени€ духовной и идеологической сфер, в том числе и уровень культурного развити€ общества, определ€ютс€ экономическим базисом.

ѕосле этих предварительных замечаний общего характера обратимс€ к египетским фактам.

ћы не располагаем фактами додинастического ≈гипта, но источники времен объединенного ≈гипта дают полную возможность загл€нуть и в додинастическое прошлое.

‘етишизм в ≈гипте "передавалс€ из поколени€ в поколение с древнейших времен и затем, уже во времена теологических спекул€ций, подвергалс€ стилизации и видоизменени€м, но никогда не предавалс€ забвению".

 ульт животных, их обожествление в династическом ≈гипте в течение тыс€челетий, вне сомнени€, восходит к додинастическому тотемизму. Ќа это указал  . «ете. ќднако некоторые весьма эрудированные и авторитетные египтологи, обогатившие науку очень ценными трудами по египетской религии, отрицают наличие в древнем ≈гипте фетишизма и тотемизма, отнюдь не отрица€ культа животных.

¬ древнейшие времена ≈гипет занимал территорию, состо€вшую в историческое врем€ приблизительно из 40 независимых номов, т. е. земель, на которых жили человеческие коллективы типа племен, находившиес€ на одной из ступеней доклассового развити€. “ипичной формой религии дл€ таких социальных организмов, как это показывает опыт всемирной истории и этнографи€, €вл€етс€ фетишизм и тотемизм, и нет решительно никаких оснований полагать, что историческое развитие египт€н не было подчинено всеобщим закономерност€м исторического процесса.

¬ объединенном ≈гипте "религи€... €вл€етс€ результатом сли€ни€ сначала независимых племенных культов.  аждый город имел свое божество в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного". “аким образом, политеизм объединенного ≈гипта - вполне закономерное следствие сли€ни€ местных номовых религий додинастического ≈гипта, главной формой которых были фетишизм и тотемизм.

 . «ете тонко подметил, что идолы божеств р€да номов уже в объединенном ≈гипте представл€ют собой культовые изображени€ обожествленных животных. Ќомы и города были настолько св€заны со своими богами-животными, что греки нередко давали им названи€ этих животных: Ћикополис, Ћеонтополис, √иераконполь,  рокодилополь и т. п.

–азличи€ между додинастическим тотемизмом и культом животных в династическом ≈гипте в принципе вовсе не так уж значительны: если тотему не поклон€ютс€, если тотем - "родственник" племени или клана, то обожествленному животному мол€тс€ и в р€де случаев это божество €вл€етс€ приближенным к фараону: " оршун Ќехбет слыл матерью фараона, а дика€ корова - его кормилицей и воспитательницей". —ловом, в р€де случаев тотемизм и культ животных настолько сближаютс€, что нет сомнени€ в том, что это €влени€ одного пор€дка.

¬ своем замечательном труде "Der Gotterglaube im Alten Agypten", в главе о культе животных, X.  еес категорически отвергает тотемизм и приводит очень интересные и, несомненно, в р€де случаев правильные объ€снени€ того, почему в той или иной местности возник культ конкретного животного.

Ёти объ€снени€ свод€тс€ к указанию на географические (в широком смысле этого слова) особенности местности. Ќо если природные услови€ служат вполне удовлетворительным объ€снением причин выбора человеком дл€ культа того или иного животного, то они бессильны объ€снить, почему человек в ходе исторического развити€ был вынужден обратитьс€ к культу животных.  орни тотемизма и культа животных - не в природных услови€х жизни человека, а в социально-экономической структуре общества, где имеют место именно те формы религии, которые мы называем фетишизмом и тотемизмом.

” большинства народов фетишизм и тотемизм исчезли в процессе исторического развити€, оставив лишь те или иные пережитки; в ≈гипте же культ животных не только не исчез, но про€вил необычайную живучесть - он сохранилс€ и после потери ≈гиптом независимости до времени римского господства включительно.

Ќачало культа животных относитс€ в династическом ≈гипте к очень глубокой древности.  ульт этот про€вл€етс€ в форме обожествлени€ живого животного и в форме поклонени€ изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного.

—ледует отметить также, что некоторым животным поклон€лись на всей территории ≈гипта, другим - в отдельных част€х страны, наконец, третьим - только в какой-то одной местности.

 ак бы ни объ€сн€ть происхождение тотемизма вообще и генезис египетского тотемизма в частности, несомненно, что конкретна€ географическа€ среда, в которой обитали египт€не, фауна, игравша€ многообразную роль в их жизни, были существенным фактором возникновени€ конкретных форм египетского тотемизма и его последующего превращени€ в культ животных.

—котоводство занимало важное место в хоз€йственной жизни народа еще задолго до объединени€ ≈гипта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. ¬о времена I династии существовал культ быка јписа (др.-егип. hp, греч., коптск. ). јпис был одним из божеств ћемфиса.

Ќаши сведени€ о культе јписа почерпнуты главным образом из источников значительно более поздних - начина€ со времени Ќового царства - и у античных авторов. — культом јписа св€зано одно из самых сенсационных открытий XIX в. в истории египтологии.

‘ранцузский египтолог ќлюст ћариетт был направлен в ≈гипет дл€ приобретени€ в монастыр€х коптских рукописей. „тобы получить доступ к монастырским хранилищам рукописей, необходимо было заручитьс€ поддержкой коптского патриарха, однако тот отнесс€ крайне недоверчиво к молодому французскому ученому. –асполага€ деньгами дл€ закупки рукописей и обуреваемый жаждой де€тельности, ћариетт на свой страх и риск начал вести раскопки. ќн вспомнил описание —трабоном (XVII, 807) сфинксов, наход€щихс€ у мемфисского —ерапеума, произвел археологическую разведку и натолкнулс€ на некрополь јписов-—ерапеум. ѕредприн€тые позже раскопки на средства французского правительства привели к открытию всего —ерапеума - здесь были обнаружены погребени€ 64 быков, множество стел и разного рода пам€тников. — этого началась блест€ща€ карьера ќ. ћариетта, ставшего организатором —лужбы древностей ≈гипта (Service des Antiquites de I'Egypte) и ее первым директором.

ћемфисский —ерапеум представл€ет собой грандиозное подземное сооружение с огромными каменными саркофагами дл€ мумий быков. Ќа специальных стелах указаны даты: рождени€, "вступлени€ в должность" јписа и смерти - с точностью до одного дн€ царствовани€ того или иного фараона. —ледует подчеркнуть, что предание о том, будто срок жизни јписа - 25 лет (затем его топили), не подтверждаетс€ пам€тниками - в —ерапеуме имеютс€ погребени€ јписов, проживших более этого срока.

–итуалу погребени€ јписа придавалось исключительно большое значение - об этом свидетельствует демотический папирус в ¬ене, содержащий подробнейшее наставление дл€ выполнени€ ритуала". ƒревнейшее погребение јписа в мемфисском —ерапеуме относитс€ ко времени јменхотепа III самое позднее предшествует началу новой эры.

∆ивого јписа содержали в јпейоне - специальном помещении, о котором упоминает √еродот (II, 153) и которое —трабон (XVII, 807) называет двором. јнтичные авторы передают разноречивые сведени€ об јписе. —трабон (XVII 807) утверждает, что "его лоб и некоторые другие малые части тела имеют белые отметины, остальные же части черные; по этим признакам всегда выбирают быка, подход€щего дл€ наследовани€, когда умирает тот, который пользуетс€ почитанием". √еродот (III, 28) так описывает јписа: "ќн черный, на лбу у него белый квадрат, на спине изображение орла под €зыком - жука". ƒругие авторы, расход€сь в детал€х, сход€тс€ в том, что јпис черный.

„то же представл€ет собой јпис согласно египетским источникам? —видетельства их неоднозначны.

¬о-первых, поскольку јпис был мемфисским божеством, он св€зываетс€ с мемфисским богом ѕта. ¬ Ѕольшом папирусе ’аррис I (44.9) об јписе сказано, что он душа бога ѕта; во-вторых, јпис рассматриваетс€ как оракул (whm) бога ѕта и, наконец, объедин€етс€ с богом ќсирисом, €вл€€ божество јпис-ќсирис. Ќо синкретическое јпис-ќсирис отнюдь не тождественно имени ќсирис-јпис. “ак именуетс€ умерший јпис в знак того, что после смерти, как и все прочие умершие, он превратилс€ в ќсириса. —охранилось много бронзовых статуэток јписа с солнечным диском между рогами.

 ульт јписа был всеегипетским, а также признавалс€ персидскими цар€ми (ƒарий I), Ћагидами и даже римскими императорами. —одержание и формы культа јписа в поздние времена, особенно начина€ с саисского времени, и в эпоху, скажем, —реднего или ƒревнего царств должны существенно различатьс€. Ќо, к сожалению, мы не располагаем достаточной информацией на этот счет.

јпис не единственный обожествленный бык. ¬ √елиополе поклон€лись черному быку ћневису (греч. форма; др.-егип. Mr-wr). ѕодобно јпису, он содержалс€ в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как јписа. «амечательно, что практиковалс€ тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей.

ќбнаружены заупокойные скарабеи, "заменители" сердца дл€ быков ћневисов, на одном из них - формула, почти тождественна€ формуле на скарабе€х, примен€емых при мумификации людей. ’оронили ћневисов в гелиопольском —ерапеуме. ћнение был оракулом бога –а и его воплощением на земле.  ульт ћневиса засвидетельствован пам€тниками со времен XVIII династии, но восходит он, несомненно, к более древним временам.

¬ √ермонте в поздние времена обожествл€лс€ бык Ѕухис, черно-белой масти (Ѕухис - греч. форма имени, др.-егип. bh), его св€зывали с богом ћонту. Ѕлиз √ермонта был специальный некрополь этих быков - Ѕухеум.  ульт их процветал во времена XXX династии и при Ћагидах.

»нтересно отметить, что цветна€ иконографи€ Ѕухисов не всегда была выдержана в реалистическом стиле: в р€де случаев они изображены не черно-белыми, а красновато-коричневыми.

Ѕыки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. ѕриобретение в частном пор€дке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриватьс€ как св€щенные, строго карались уже во времена Ќового царства. ќдин из жрецов бога јмона времени XXII династии ставит себе в заслугу то, что он спасал от убо€ быков такой масти (стела 42430  аирского музе€).

 ульты названных быков, особенно јписа, приобрели значительную известность. Ќо нар€ду с ними в других местност€х соблюдалс€ культ других быков (например, в  инополе - культ быка bh, он же - герой сказки о двух брать€х) и разных коров - некоторые из них фигурируют в мифах.

ќчень любопытно уникальное изображение времен XXI династии в гробнице (є 68) жреца бога јмона - Ќеспнефхора в ‘ивах: жрец и его жена возлагают дары на три жертвенника, установленных перед коровами.  оровы с коронами на головах. ¬се три короны разные.

 ульт быков и коров встречаетс€ большей частью в местност€х ƒельты. Ёто вполне естественно - во все времена истории ≈гипта ƒельта была богата пастбищами. ¬ажно полчеркнуть, что обожествл€лс€ не весь крупный рогатый скот, а лишь отдельные его представители.

¬есьма распространен был культ крокодила, олицетвор€вшего бога —ебека. ¬р€д ли можно согласитьс€ с  еесом в том, что в династическом ≈гипте слово "—ебек" означало "крокодил" -  еес не приводит никаких лексикографических данных в доказательство своего утверждени€. "—ебек" было названием божества. ¬ египетском €зыке насчитывалось 20 различных обозначений дл€ крокодила, но слова "—ебек" среди них нет.  ульт крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. "—ама природа страны объ€сн€ет, почему культ крокодила встречаетс€ преимущественно в тех местност€х, где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представл€ли опасность дл€ судоходства по Ќилу, а также заболоченные местности с озерами и каналами". “аких мест было множество в долине Ќила.

"Ќрав крокодила и отношение его к другим животным и к человеку должны были создать ему в глазах египт€нина репутацию не благодетельного, а злого, губительного существа, опасного дл€ всего живого, соприкасающегос€ с ним. ≈гипт€нина, как и современного суданца, не могли не поражать и не ужасать страшна€ хищность крокодила, про€вл€ема€ в отношении почти ко всем живым существам, с которыми он в состо€нии справитьс€, начина€ с рыб и конча€ крупными млекопитающими и человеком, нагла€ дерзость, обнаруживаема€ им в воде даже у самого берега, вблизи человеческих жилищ, хитрость и коварство, с какими он подстерегает добычу, и молниеносна€, рассчитанна€ на верный успех стремительность, с какою он бросаетс€ на нее. Ќесчастные случаи с животными и людьми - жертвами крокодилов, во множестве отмечаемые современными путешественниками по —удану, в древнем, а тем более в первобытном ≈гипте, несомненно, были заур€дным €влением. ѕам€ть о них сохранилась как в туземных, так и в классических и древнехристианских свидетельствах. Ќа египетских рельефах нередки изображени€ крокодила, подстерегающего переход€щие реку стада и пастухов, которые криками отгон€ют хищника. ƒл€ защиты от крокодилов составл€ли специальные магические формулы, заклинавшие чудовищ не вредить человеку или скоту. — жалобами на хищников и просьбою об ограждении от них обращались иногда к самим богам. ѕо словам классических и древнехристианских писателей, по€вление крокодилов на побережье Ќила было обычным €влением в разных част€х ≈гипта, как, например, в ’еммисе. ћытье ног, черпанье воды и даже плаванье по Ќилу близ  оптоса, ќмбоса и јрсинои были сопр€жены с опасностью стать жертвой крокодила. ѕечальна€ репутаци€ крокодила как наглого хищника нашла себе €ркое выражение, между прочим, в том, что некоторые слова, служившие дл€ обозначени€ дурных душевных свойств и качеств, детерминировались (на письме. - ћ.  .) знаком крокодила".

¬месте с тем в р€де текстов крокодил-—ебек рассматриваетс€ как надежный защитник богов, его свирепость и другие устрашающие качества €кобы отпугивают от богов силы зла и тьмы. ¬ эпоху —реднего царства в ‘иваиде были попул€рны теофорные имена —ебекемсаф и —ебекхотеп, соответственно означающие "—ебек защита его" и "—ебек доволен" и свидетельствующие о том, что —ебек, в представлении египт€н, мог быть защитником не только богов, но и людей. ƒаже фараоны XIII династии носили им€ —ебекхотеп.

"ќдин из множества крокодилов, обитающих в известной местности, удостоивалс€, по каким-то пока еще непон€тным дл€ нас основани€м, чести возведени€ в звание верховного главы, царственного представител€ всех прочих крокодилов... —уд€ по аналогии к культам других животных видов, а также по религиозно-бытовой практике более поздних периодов древнеегипетской истории, верховный крокодил уже в первобытную эпоху содержалс€ при храме главного города области, преданной культу крокодилов, будучи окружен величайшим почетом, питаем жертвенными €ствами и молитвенно призываем своими почитател€ми, а изображени€ его как патрона чтущей его области служило областным гербом и было носимо на штандартах и почетных подставках на войне и во врем€ торжественных религиозных процессий".

”мершего крокодила бальзамировали и хоронили - обнаружен целый р€д захоронений св€щенного животного. ќтличные экземпл€ры мумий крокодилов хран€тс€ в  аирском музее.

 ульт крокодила был распространен во многих местност€х ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта: в разных точках ‘аюма, в первую очередь в Ўедит; в ƒельте - не менее чем в семи местност€х; в ¬ерхнем ≈гипте - не менее чем в 15 местност€х, в том числе в ќмбосе и ‘ивах. ќднако, несмотр€ на широкое распространение, культ крокодила, по сообщению √еродота (II, 69), не был всеегипетским - в р€де местностей он не наблюдалс€, например в Ёлефантине.

Ќебезынтересно привести рассказ географа —трабона (64/63-23/26 гг. до н.э.) (√еографи€, XVII, 38, 748) о его посещении города јрсинои и храма —ебека (по-греч. —ухоса): "√ород называлс€ прежде  рокодилополем. ƒело в том, что в этом номе весьма развито почитание крокодила; у них есть одно такое св€щенное животное, содержимое отдельно в озере и прирученное жрецами. ќно называетс€ —ухом.  орм€т животное хлебом, м€сом и вином; эту пищу всегда принос€т с собой чужеземцы, которые приход€т созерцать св€щенное животное. Ќаш хоз€ин, одно из должностных лиц, который посв€щал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного м€са и кувшин с вином, смешанным с медом. ћы застали крокодила лежащим на берегу озера.  огда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем м€со, а потом влил медовую смесь. “огда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Ќо когда подошел другой чужеземец, тоже нес€ с собой приношение из начатков плодов, то жрецы вз€ли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найд€ крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу".

–ассказ —трабона подтверждаетс€ √еродотом (II, 69), посетившим ≈гипет много раньше (в середине V в. до н.э.). –асположенное некогда на территории —оветского —оюза государство Ѕоспор (в III в. до н.э. царем Ѕоспора был ѕерисад) поддерживало сношени€ с птолемеевским ≈гиптом. ќдним из свидетельств этих сношений €вл€етс€ греческий папирус (21.IX.254 г. до н.э.) из знаменитого архива «енона, содержащий приказ јполлони€ «енону. ¬ нем говоритс€: "јполлоний-«енону привет. ѕо прочтении сего письма отправь в ѕтолемаиду повозки и остальные перевозочные средства и вьючных мулов дл€ присланных ѕерисадом послов и дл€ посланников из јргоса, которых царь направил в јрсинойский ном посмотреть достопримечательности".

—овершенно €сно, что представители Ѕоспора и јргоса интересовались достопримечательност€ми ≈гипта, его религией и культурой. » хот€ в письме јполлони€ не сказано о крокодилах, можно не сомневатьс€, что они были показаны посланникам, тем более что ѕтолемей II пригласил их в јрсинойский ном, один из центров культа крокодила.

„резвычайно широко был распространен культ сокола (или €стреба) - воплощение бога ’ора и его ипостасей. ¬ разных номах у божественной птицы были разные эпитеты, но все они характерны дл€ сокола (или €стреба). ¬ египтологии существовали две точки зрени€ относительно культа ’ора-сокола. —огласно одной, ’ор-сокол был исконным нижнеегипетским божеством, согласно другой - верхнеегипетским. — позиций тотемизма эта полемика не существенна: в исторические времена культ ’ора-сокола был фактически общеегипетским, но большинство крупных центров этого культа было расположено все же в ¬ерхнем ≈гипте. “аковы  ом-ќмбо, Ёдфу, √иераконполь и др.  ак полагает  еес, это объ€сн€етс€ природными услови€ми ¬ерхнего ≈гипта, а также распространением здесь сокола и €стреба.

—окол (или €стреб) с распростертыми крыль€ми был символом неба и потому считалс€ божественным. “акое представление имело место уже во времена I династии. — соколом (или €стребом) было св€зано множество разнообразных мифологических и религиозных представлений, сокол (€стреб) был воплощением не только бога ’ора, но и некоторых других богов, например бога ћонту. Ќаконец, он олицетвор€л фараона.  ульт этого воздушного хищника был особенно попул€рен в поздние времена; за убийство птицы виновный мог поплатитьс€ жизнью - об этом совершенно определенно говор€т √еродот (II, 65) и ƒиодор (I, 83), живший значительно позже. —трабон рассказывает о св€щенной хищной птице, содержавшейс€ при храме ,на острове ‘длэ (XVIII, —818, 753).

 оршун почиталс€ в ¬ерхнем ≈гипте, в Ёль- абе. Ѕогин€-коршун считалась покровительницей ¬ерхнего ≈гипта и входила в качестве об€зательного компонента в титулатуры всех фараонов на прот€жении всей истории ≈гипта, поскольку фараон был царем ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта. ¬  арна-ке также почиталс€ коршун, воплощавший здесь богиню ћут, жену бога јмона.

ќдним из наиболее чтимых в ≈гипте животных была птица ибис (на земном шаре насчитываетс€ около тридцати ее видов). —в€щенным в ≈гипте считалс€ белый ибис с окрашенными в черный цвет концами маховых перьев. »бис почиталс€ как воплощение бога мудрости и знаний “ота, центром культа которого был √ермополь - —редний ≈гипет. ”бийство ибиса, по сообщению √еродота (II, 65), каралось смертью, так же как убийство сокола (или €стреба). ¬ 1913 г. во врем€ раскопок в јбидосе было открыто кладбище св€щенных ибисов, датируемое серединой II века н.э. ¬месте с погребени€ми ибисов были обнаружены погребени€ соколов, землероек и ихневмонов, также считавшихс€ св€щенными. ћумии умерших животных делались очень тщательно.

Ўироко распространен был культ кошки. ¬ знаменитой 17-й главе " ниги мертвых" один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца –а, выступает как "великий кот".  о времени XXII (ливийской) династии относитс€ начало расцвета культа богини города Ѕубаст-Ѕастет. ≈е олицетвор€ла кошка, хот€ культ кошки, несомненно, существовал и раньше: древнейшее захоронение кошки датируетс€ концом XVIII династии: сохранилс€ кошачий гроб, сооруженный по приказу верховного жреца ћемфиса - “утмоса.

»з √еродота (II, 66-67) мы узнаем, что смерть кошки в каком-либо доме отмечалась специальным по ней трауром всех жильцов. ”мерших кошек перевоз€т в св€щенные помещени€, бальзамируют и хорон€т в Ѕубасте. ¬ римское врем€ убийство кошки рассматривалось как т€гчайшее преступление. ¬иновного ждала смерть. ƒиодор (I, 83) рассказывает следующее: "ќдин римл€нин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем дл€ уговоров власти, ни общий страх, внушаемый –имом, не мог освободить от мести человека, хот€ он и совершил это неча€нно". ќчень интересно отметить, что еще в XIX в. н.э. в ¬ерхнем ≈гипте было распространено поверье, что в кошек всел€ютс€ духи джинна.

¬ р€де местностей процветал культ барана, св€занного со многими божествами. “ак, на острове Ёлефантина баран был воплощением местного бога ’нума, также и в Ёсне, где тоже почиталс€ бог ’нум, и в других городах. Ѕлиз ‘аюма, в —реднем ≈гипте, в городе √ераклеополе, баран был воплощением местного бога ’аршефа, а в ћендесе культ барана мог даже соперничать с культом јписа. «десь баран был земным воплощением души бога ќсириса. ¬оздавались почести барану и в ‘ивах - фиванского бога јмона нередко изображали бараном с загнутыми книзу рогами (у других обожествленных животных рога разведены в стороны). "ѕричина этого заключаетс€ в том, что древн€€ порода египетских овец (ovis longipes paleoaegyptiacus) вымерла рано и начина€ со времен .—реднего царства была заменена другой породой (ovis platyra aegyptiacus), очень распространенной в эпоху Ќового царства. “ак как јмон фиванский впервые выступает в обличий барана во времена —реднего царства, форма его рогов заимствована от новой овечьей породы".

¬ 1906 т. известный французский археолог  лермон-√анно проводил раскопки на острове Ёлефантина. ќн обнаружил кладбище св€щенных баранов храма бога ’нума, относ€щеес€ к греко-римскому времени. «десь были найдены мумии св€щенных баранов.

  обожествленным животным относилс€ и лев.  ульт его восходит к глубочайшей древности. Ћьвы почитались в ¬ерхнем и в Ќижнем ≈гипте. ¬ греко-римское врем€ в ≈гипте было несколько пунктов, носивших название Ћеонтополис. ќдним из известных в Ќижнем ≈гипте мест культа льва был расположенный к северо-востоку от √елиопол€ город, известный в данное врем€ как “ель-эль-яхудиа. Ѕыли в Ќижнем ≈гипте и другие центры львиного культа. ќднако в основном центры культа льва, точнее, львицы находились в ¬ерхнем ≈гипте и располагались преимущественно при начале вади, уход€щих в пустыню, где древнейшие охотники и водители караванов встречались с грозным хищником и поэтому считали необходимым его умилостивить. “акими культовыми центрами €вл€ютс€: храм јменхотепа III в пустыне к востоку от Ёль- аба, ћешеш (Ћепидонтополис) в “инисском номе, ƒейр-эль-√ебраи против јссиута, так называемый —пе-ос јртемидос к югу от Ѕени-’асана и др.

ѕоклон€лись не менее чем 32 богам и 33 богин€м в облике льва. ќсобенно известны были богин€ —ехмет (букв. "могуча€") в ћемфисе .и богин€ ѕахт в —пеос јртемидосе. Ќельз€ умолчать и о сфинксе с туловищем льва и с головой либо сокола, либо барана. Ѕыли сфинксы и с человеческими головами - изображени€ царей. ¬ частности, большой гизехский сфинкс изображал цар€ IV династии ’ефрена-лев считалс€ и воплощением цар€. ќба ленинградских сфинкса на правом берегу Ќевы против здани€ јкадемии художеств, доставленные в ѕетербург в 1832 г., изображают фараона јменхотепа III (XVIII династи€). ¬ древности они сто€ли перед заупокойным храмом этого фараона в ‘ивах, на западном берегу Ќила.

Ќе менее, если не более, чем культ льва, был попул€рен культ животных из семейства собачьих. " артина культа собачьих в ≈гипте необычайно богата и многообразна. √реки пытались различать местного бога јссиута, которого египт€не звали ”пуаут (букв. "открыватель путей", подразумеваетс€ - в потусторонний мир), и .бога мертвых јнубиса. ќни называли јссиут Lyсopolis (¬олкоград), а другие места культа собачьих - Kynopolis (—обакоград). ≈гипт€не, никогда не отличавшиес€ точностью в своих зоологических определени€х, называли ассиутского бога "верхнеегипетским шакалом". ¬ египетской иконографии этих богов надо отметить следующее различие: ”пуаут стоит на особой подставке, тогда как јнубис лежит на брюхе с подн€той головой (как и подобный ему собачеголовый бог из јбидоса - ’ен-тиментиу). »зображени€ богов окрашивались в черный цвет. “ака€ окраска никак не св€зана с тем, что ”пуаут, јнубис, ’ентиментиу - умершие боги, и объ€сн€етс€ исключительно редкостью черной масти этих животных в ≈гипте. Ќаиболее попул€рным был бог јнубис, защитник и покровитель умерших. ≈го культ процветал в р€де мест ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта, в особенности в  инополе.

Ѕольшую роль в египетской религии играли змеи.  ак правильно подметил  еес, змеи дл€ египт€н были грозными, опасными и вместе с тем таинственными существами: они подстерегали человека на каждом шагу, их укус был большей частью смертельным, они жили в темных, недоступных дл€ человеческого глаза местах. ¬ первую очередь надо назвать египетскую кобру, главным центром культа которой был один из древнейших городов ≈гипта, Ѕуто, расположенный в западной части ƒельты. Ѕогин€-зме€ ”аджет (по-егип. "зелена€") была богиней-покровительницей Ќижнего ≈гипта и в качестве таковой входила как об€зательный компонент в титулатуру фараонов нар€ду с изображением богини-коршуна - покровительницы ¬ерхнего ≈гипта. »зображение змеи имелось на головном уборе фараона (греки называли его "урей") - оно как бы служило защитой от всех врагов. ƒоказано, что культ богини-змеи существовал также в »мете (современный “ель-эль-‘араун - восточна€ часть ƒельты) и, что совершенно неожиданно, в Ќебте - ¬ерхний ≈гипет (современное селение Ѕ€лифи€, близ √ераклеопол€). —реди прочих обожествл€емых змей первое место принадлежало кобре: ее устрашающий вид и смертоносный €д особо поражали воображение египт€н.

¬ виде змеи предстает богин€ земного плодороди€ –ененутет. Ќа юге ‘аюма, в ћединет ћади и ‘ивах, она считалась богиней закромов. ќт времени јменхотепа II сохранилась стату€ человека, поклон€ющегос€ –ененутет в облике змеи. ¬ фиванском некрополе поклон€лись богине ћертсегер (букв. "люб€ща€ молчание") также в облике змеи. ѕри входе во многие храмы, особенно в греко-римское врем€, ставились стелы с изображени€ми змей, охран€ющих храм.  рупные змеи типа удавов упоминаютс€ и изображаютс€ в разных религиозных текстах.

Ќар€ду с этим змеи нередко олицетвор€ли темные силы зла, в победоносное единоборство с которыми вступали благие божества, и в первую очередь бог солнца –а. ¬ облике змеи представал демон темноты Ќебедж и пр.

Ќи с каким определенным местным культом не было св€зано в исторические времена поклонение скарабею. Ёто насекомое во все времена истории ≈гипта играло огромную роль в религии и мифологии; оно было олицетворением жизни, самовозрождени€ и называлось хепри - слово, созвучное с глаголом хепер - "быть", "становитьс€".

ћеньшей попул€рностью пользовались культы р€да других животных.

√иппопотам был обожествлен в северо-западной ƒельте, в номе ѕапремис, а также в ‘аюме и ќксиринхе. ¬ ќксиринхе был храм богини “аурт, изображавшейс€ в виде гиппопотама. Ётой богине поклон€лись и в других местах, например в ‘ивах. ¬ √осударственном музее изобразительных искусств им. ј. —. ѕушкина хран€тс€ дерев€нные дверцы наоса из фиванского некропол€ времени Ќового царства с молитвами богине “аурт.

ќбожествлена была и л€гушка. ќна играла большую роль в религиозных представлени€х в √ермополе, а также в јнтиное, где олицетвор€ла богиню ’екат.

≈гипетский скорпион был воплощением богини —еркет, культ которой не был св€зан с каким-либо определенным местом. Ѕогин€ эта нередко упоминаетс€ в религиозных и магических текстах. ќблик скорпиона могла принимать и богин€ »сида. ¬ районе современного —тарого  аира поклон€лись богу —епду в образе многоножки. »з других обожествленных животных можно упом€нуть антилопу, местом культа которой был  омир (между Ёсне и √иераконполем), - богиню јнукет. Ѕлиз Ѕени-’асана обожествлена была бела€ антилопа.

Ѕогин€ ћафдет, упоминаема€ в "“екстах пирамид", олицетвор€лась маленьким хищным зверьком - обыкновенной генеттой из семейства виверровых; культ ее не был св€зан с какой-либо определенной местностью. ќбожествл€лись также цапл€ и еще кака€-то птица, которую греки называли фениксом и которой поклон€лись в √елиополе: она олицетвор€ла души бога –а.

Ќе было отказано в обожествлении и рыбе. ќ культах рыбы антична€ традици€ приводит довольно противоречивые сведени€. ѕо данным египетских источников, указывает —трабон (XVII, 812, 43), в номе ќксиринх "жители почитают оксиринха, у них существует св€тилище оксиринха; впрочем, почитание этой рыбы распространено и у прочих египт€н". ƒалее —трабон говорит еще о двух рыбах как об объектах культа. ѕо свидетельству александрийского епископа јфанаси€ (293-373), с культом рыб дело обсто€ло так: "–ыбу, которую ,в одном месте чтут, в другом вылавливают и употребл€ют в пищу". –ыбьи культы существовали еще в “инисском номе и в Ёсне. ѕо сообщению Ёлиана, в римское врем€ в Ѕубасте было св€щенное озеро, в котором разводили и кормили сомов. ќт позднего времени сохранились амулеты в виде рыб и даже небольшие гробики дл€ умерших рыб.

Ѕезобидна€ нильска€ черепаха упоминаетс€ в религиозных и мифологических текстах как существо, враждебное солнечному богу –а. ¬о времена Ќового царства этот антагонизм зафиксирован формулой: "ƒа живет [бог] –а, да сгинет черепаха". ”часть черепахи раздел€ла свинь€ - она считалась ритуально нечистым животным.

ѕриведенный перечень животных, игравших ту или иную роль в религиозных воззрени€х египт€н, не €вл€етс€ исчерпывающим ни по названи€м животных, ни тем более по детал€м их культа. ”пом€нуты лишь важнейшие элементы тотемизма и культа животных у древних египт€н.

¬оображение египт€н насел€ло пустыни, граничащие с ≈гиптом, фантастическими животными, которые, несмотр€ на. свою ирреальность, также стали объектом культа. ”же на пам€тниках эпохи, предшествовавшей объединению ≈гипта, среди представителей реальной фауны встречаютс€ изображени€ грифонов, созданий чаще всего с телом льва, головой . орла и крыль€ми на спине, и т. п. ‘антастические существа по€вл€ютс€ на египетских пам€тниках и в исторические времена. ¬оображение египт€н рисовало их опасными и злобными дл€ человека гени€ми.

ѕредставлени€ о демонах пустыни как о силах зла и тьмы пережили в несколько измененном виде египетское €зычество и фигурируют в жити€х коптских св€тых христианского времени, в частности в житии јнтони€, основател€ монашества в ≈гипте (III в. н.э.).

Ќа многих египетских пам€тниках встречаетс€ изображение животного, олицетвор€ющего одного из главных богов египетского пантеона, —етха, который по некоторым воззрени€м считалс€ богом пустыни и богом зла. ¬ изображении этого неизвестного животного нет элементов €вно фантастических, но попытки отождествить его с реально существующими животными окончились неудачей; прав, видимо,  еес: по его мнению, это одно из воображаемых существ.

ћенее распространен был культ растений, и сведений о нем соответственно меньше. ќднако факт его существовани€ вне сомнени€: храмовые тексты птолемеевского времени приписывают каждому ному свое св€щенное дерево.

Ќаиболее распространенными деревь€ми в ≈гипте были. сикомора и финикова€ пальма. — культом деревьев св€зано в основном поклонение богин€м. ѕо-видимому, в глубокой древности в каждой местности с определенным деревом -ассоциировалась местна€ богин€. Ќо уже во времена ƒревнего царства в результате процесса синкретизма эти местные богини объединились с главными богин€ми египетского пантеона, в частности с ’атхор и Ќут, и деревь€ стали воплощением этих богинь. ¬ √елиополе, например, дерево олицетвор€ло богиню Ќут, в других местах - богиню ’атхор. ќдин демотический, следовательно сравнительно поздний, текст св€зывает богиню ’атхор с акацией (¬ерхний ≈гипет, близ ƒендеры).

—икомора-’атхор обожествл€лась в ћемфисе, финикова€ пальма - ’атхор - в Ќижнем ≈гипте, близ современного  ом-эль-’исна, и т. д. ќбъектами культа были также лук, чеснок и некоторые другие растени€.

»нтересно подчеркнуть, что пережитки древнеегипетского культа деревьев в той или иной форме сохран€лись и в мусульманском ≈гипте до первой четверти XX в. включительно.

ќстановимс€ вкратце на некоторых общих свойствах тотемизма и культа отдельных животных и растений.

ѕрежде всего надо указать, что тотемизм следует рассматривать главным образом через призму более позднего, стадиально и хронологически, культа животных и растений (подробнее об этом будет сказано ниже).

ќбъ€снени€ (правильные с точки зрени€ исторического материализма), которые дает тому или иному культу не раз упом€нутый нами маститый немецкий ученый X.  еес, относ€тс€ фактически не к культу животных и растений, а к предшествующему ему тотемизму (напомним, что сам X.  еес пытаетс€ безуспешно отрицать наличие тотемизма в ≈гипте). X.  еес, безусловно, прав в том, что почитание того или иного животного или растени€ определ€лось его наличием в ≈гипте и его свойствами. »счезновение представител€ того или иного вида животных или растений в ≈гипте неизбежно вело к исчезновению его культа.

“ак случилось с павианом. ќпределенного места культа павиан не имел. ¬ исторические времена почитание павиана как воплощени€ бога “ота наблюдаетс€ в √ермополе, но, как свидетельствуют косвенные данные, это €вление не исконное, это реминисценци€ культа очень рано вымерших в ≈гипте павианов, которые когда-то где-то были местным тотемом.

Ќаличие одного и того же тотема в разных пунктах ≈гипта (например, льва или крокодила) объ€сн€етс€ двум€ причинами: во-первых, распространением по всей стране или, вернее, в разных ее част€х представителей данного вида фауны и флоры; во-вторых, микромиграци€ми в ходе длительного и мучительного процесса объединени€ ≈гипта в одно государство, конкретна€ истори€ которых нам неизвестна.

 ульт животных - и в этом его характерна€ особенность - отражен в мифах. ћифы, веро€тно, начали складыватьс€ во врем€ перерастани€ тотемизма в культ, животных, следовательно, еще задолго до окончательного объединени€ ≈гипта.

ƒл€ культа животных типична противоречивость отношени€ человека к обожествленному животному или растению. ¬озьмем дл€ примера льва, обожествленного в р€де местностей и занимающего видное место в мифологии. Ћев считалс€ воплощением цар€, однако это обсто€тельство нисколько не мешало цар€м охотитьс€ на льва и даже хвастатьс€ своими охотничьими трофе€ми. ‘араон јменхотеп III, например,. был большим любителем охоты и в течение дес€ти лет застрелил сто двух львов.

Ќар€ду с обожествленными зме€ми в текстах нередко упоминаютс€ змеи, воплощавшие силы зла и тьмы. ¬стречаютс€ магические тексты с заклинанием против змей. ¬ сказке об обреченном царевиче, например, преданна€ ему жена убивает змею, угрожавшую его жизни, и т. д. —ловом, р€д противоречии между культом животных и реальной жизнью налицо.

—ледует, наконец, подчеркнуть еще один аспект культа животных, на который почти не обращают внимани€.  ульт животных имеет, несомненно, точки соприкосновени€ с представлением египт€н о загробной жизни.

¬ " ниге мертвых" имеетс€ р€д глав, повествующих о превращении умершего в обожествленных животных или растени€. √лавы эти должны были обеспечивать человеку после смерти превращение в золотого кобчика (77-78), в цветок лотоса (81), в феникса, журавл€, овна, крокодила (83-88).  ак указывает де ¬ит, у некоторых африканских народов имеетс€ поверье, будто душа умершего пересел€етс€ во львов. јркел обращает внимание на то, что в —удане у народа бари существует поверье, согласно которому душа умершего может переселитьс€ в змею. Ёти египетские и африканские факты, несомненно, перекликаютс€.

ќбожествл€тьс€ могли и неодушевленные предметы, в основном так или иначе св€занные с культом тех или иных божеств - например, ворота храмов, гигантские флагштоки у пилонов храмов, статуи, царские короны и т. д.

¬р€д ли, однако, можно согласитьс€ с  еесом, что эти предметы воспринимались египт€нами как самосто€тельные божества. Ќекоторые из них, безусловно, были когда-то фетишами в отдельных местност€х, а потом просто св€щенными символами, другие же рассматривались как св€щенные предметы, св€занные с культом, с фараоном и т. п.

»з изложенного €сно, что и тотемизм, и культ животных и растений - €влени€ одного пор€дка. Ќесомненно также, что тотемизм, представл€ющий собой религиозную универсалию (в той или иной форме он имел место у всех народов земного шара в доклассовый период социального развити€), стадиально и хронологически предшествует культу животных в классовом египетском обществе.

»стори€ религий говорит о том, что в ходе социально-экономического развити€ общества, по мере перехода от доклассовой структуры к структуре классовой, тотемизм постепенно отмирал. Ёто вполне закономерное €вление объ€сн€етс€ эволюцией религиозной идеологии в св€зи с социально-экономическим прогрессом общества. ¬ ≈гипте же мы наблюдаем €вление противоположное: тотемизм не только не отмирает с переходом общества от доклассовой структуры к структуре классовой, но, наоборот, поднимаетс€ на высшую ступень, превращаетс€ в подлинный культ животных, который, в свою очередь, развиваетс€ и крепнет, достига€ полного расцвета в греко-римские времена, когда ≈гипет навсегда тер€ет политическую независимость.

¬ заупокойной надписи одного из жрецов птолемеевского времени говоритс€: "я кормил живых ибисов, соколов, кошек, шакалов и хоронил их по ритуалу". Ёто расцениваетс€ как заслуга. √еродот, посетивший ≈гипет в V в. до н.э., пишет (II, 65): "’от€ ≈гипет граничит с Ћивией, но он не особенно богат животными; зато все имеющиес€ в нем животные почитаютс€ там св€щенными, причем некоторые породы содержатс€ вместе с людьми, а другие отдельно от них. ќбращаютс€ египт€не с животными так: дл€ ухода за каждой породой животных назначены особые стражи мужского или женского пола".

ѕоказательно, что в греко-римское врем€ (и даже раньше) хоронили не какое-то единственное животное, которому поклон€лись, а всех животных обожествл€емого в данной местности вида. ƒиодор (I, 83) характеризует культ животных как €вление общенародное. ќб этом же говорит —трабон (XVIII, 812, 38-40).

ѕереход древнейшего тотемизма в ≈гипте в хорошо организованный и, по сути дела, всенародный культ животных - твердо установленный факт. ќзначает ли эта необычна€ эволюци€, что религи€ развивалась здесь в полном противоречии с закономерност€ми общественного развити€, по каким-то особым, только ей присущим законам?

¬опрос этот чрезвычайно сложный и правильное его решение - решение научно обоснованное - может быть найдено только на пут€х исторического материализма.  онкретно это означает, что эволюцию египетской религии возможно объ€снить, лишь исход€ из реальных социально-экономических отношений в древнем ≈гипте, вз€тых в плане диахронии, т. е. рассматриваемых исторически.

„тобы пон€ть структуру египетского общества в плане диахронии, обратимс€ к историческим фактам, вернее, к установленным .наукой вехам египетской истории.

¬ результате объединени€ доклассовых общин, номов, возникли два царства - ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта, которые образовали затем единое государство. ¬озможность, и даже безусловность, промежуточных вех существенных изменений в эту схему не вносит - путь от доклассового к классовому обществу в основном одинаков у всех народов. ¬ доклассовом обществе имущественно и социально равных людей вследствие развити€ производительных сил начинает формироватьс€ привилегированна€ прослойка - это начало процесса распада родового стро€. ѕрослойка постепенно превращаетс€ в класс (это переход от "класса в себе" к "классу дл€ себ€"). Ќепременный аспект все усиливающегос€ процесса распада - вооруженна€ экспанси€ против соседей, стремление подчинить их. Ќосителем экспансионистской тенденции €вл€етс€, естественно, впервые по€вившийс€ в истории общества прав€щий класс, ибо только он выигрывает от экспансии; удачна€ экспанси€ ведет к объединению общин насильственным путем, к возникновению более крупных, чем ранее, человеческих обществ.

¬ результате усилени€ экспансионистской, или централизующей, тенденции возникает более или менее крупное государство, компоненты которого насильственно присоединены к тому компоненту, который был удачливым инициатором объединени€. “ак было повсюду, так было и в ≈гипте. Ќоситель централизующей тенденции - прав€щий класс и выделившийс€ из него государственный аппарат, в данном случае фараон и его бюрократи€, в том числе жречество. ¬полне естественно, что прав€щий класс развивалс€ во всех отношени€х (это касаетс€ и религиозного мировоззрени€) быстрее, чем масса непосредственных производителей.

ѕредставител€ми прав€щего класса созданы в основном письменные и археологические пам€тники времен ƒревнего царства. ≈стественно, что в них отражены религиозные воззрени€ именно этого класса. Ќа великолепных фресках в гробницах знати (так называемые мастаба) имеютс€ изображени€ труд€щихс€ (непосредственных производителей) за работой. »зображени€ нередко сопровождают ценные дл€ историка социально-экономические сведени€, не проливающие, однако, ровно никакого света на религиозные воззрени€ труд€щихс€ масс того отдаленного времени. “аким образом, наука не располагает фактическим материалом дл€ воссоздани€ религиозных воззрений труд€щихс€ масс времен ƒревнего царства, исход€щим от самих этих масс. ѕриходитс€ руководствоватьс€ общими теоретическими положени€ми, убедительно подтверждаемыми фактами более поздних времен.

—ледует, однако, иметь в виду, что прав€щий класс в ≈гипте в эпоху ƒревнего царства был немногочислен по сравнению с народными массами, а отправной точкой развити€ разрабатываемой им культуры и религии были представлени€, возникшие задолго до становлени€ этого класса и, следовательно, раздел€вшиес€ народными массами.

»так, в египетской религии взаимодействовали два направлени€: более древнее - народные религиозные воззрени€, среди которых главную роль играли тотемистические представлени€, и более позднее - идеологи€ прав€щего класса, служивша€ в основном интересам объединени€ страны и обладавша€, безусловно, большей силой воздействи€.

—оздание сложных теологических систем, разработка ритуалов культа отдельных божеств и т. п. способствовали трансформации местных тотемистических воззрений: тотемы стали обожествл€тьс€, создавалс€ их культ. “ак, естественно и незаметно тотемизм перерос в культ животных. ƒоказательством может служить культ јписа уже при I династии.

 ульт животных, как и тотемизм, из которого он вырос, был в значительной мере религиозным выражением номового сепаратизма. ∆ивучесть номового сепаратизма (он существовал на прот€жении всей истории ≈гипта) коренилась в услови€х конкретного социально-экономического быти€. ÷ентральна€ власть фараона в периоды своего расцвета надолго подавл€ла номовый сепаратизм, но искоренить не могла. ¬ моменты же ослаблени€ центральной власти он вспыхивал с новой силой. ¬ ходе исторического развити€, особенно после падени€ Ќового царства, страна все чаще ввергалась в хаос децентрализации. ѕараллельно с этим укрепл€лс€ и расшир€лс€ культ животных как религиозное про€вление центробежных тенденций. — особой силой он расцвел в греко-римское врем€, когда объединение страны обеспечивалось уже не египетской центральной властью, а военной силой чужеземных правителей - Ћагидов и –има, когда уже не существовало более централизующей тенденции, поддерживаемой египетским прав€щим классом.

 

ћ. ј.  оростовцев "–елиги€ ƒревнего ≈гипта"
ћосква, 1976 г.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|