МИФОЛОГИЯ ВОСТОКА

ХАНААНСКАЯ МИФОЛОГИЯ


 

Миф об Акхате


Одна из трех табличек, содержащих этот миф, сильно повреждена, так что хотя относительно общего сюжета у специалистов нет сомнений, одни считают его мифологизацией исторических событий, а другие - мифом ритуальным, текст которого зачитывался во время соответствующих празднеств, долженствующих обеспечить плодородие земли.

В начале мифа описывается сцена пира, который царь Данэль устраивает в честь богов, желая получить у них помощь в рождении наследника. За Данэля перед Элом ходатайствует Баал и получает согласие верховного божества. Возликовав, Данэль идет на ложе к жене, та зачинает и рождает сына, наследника Данэля.

Далее описываются деяния Данэля, творящего справедливость по отношению к вдовам и сиротам. В честь появившегося со свитой бога ремесел Котар-и-Хасиса устраивается праздничный пир, во время которого царю удается уговорить своего гостя подарить ему божественный лук и стрелы, тут же переданные сыну.

Богиня Анат хочет завладеть луком, являющимся собственностью царевича АКХАТА, и предлагает ему расплатиться золотом и серебром. Акхат отказывается уступить лук, а богиня настаивает, обещая взамен даровать Акхату бессмертие. Тот вновь отвергает предложение, говоря, что человек - существо смертное и никому не под силу даровать ему бессмертие, а с другой стороны, лук - оружие мужское, и не женщине владеть им, даже если она - богиня.

Анат летит к Элу и, пользуясь своим обычным, уже хорошо нам знакомым приемом - страшными угрозами, - добивается разрешения тем или иным путем раздобыть волшебный лук. Она идет к ЙАТПАНУ - божеству, в иных источниках не упоминающемуся, и предлагает ему превратиться в грифа для того, чтобы он, пролетая над Акхатом, поразил его и забрал лук. Речь, судя по всему, идет не об убийстве, но при осуществлении замысла Иатпант убивает Акхата. Лук по каким-то неясным причинам оказывается непригодным к использованию. Анат оплакивает смерть Акхата, подобно смерти Баала, вызвала засуху и неурожай.

В сюжет вводится ПУГХАТ, сестра Акхата, Сестра видела признаки бесплодия земли, заметила грифов, летающих над землей, и обращается к отцу с просьбой как-нибудь помочь беде. Все попытки оказываются бесплодными - голод и засуха длятся, как и следовало ожидать, семь лет.

Наконец выясняются обстоятельства смерти Акхата, и Данэль клянется отомстить убийце; Он умоляет Баала выяснить, кто именно из грифов пожрал останки Акхата, чтобы получить возможность устроить, телу царевича достойное погребение. Одного за другим Баал убивает грифов, и, наконец, останки царевича обнаруживаются в утробе СУМУЛ, матери грифов. Данэль проклинает три города, расположенные в месте убийства Акхата, и, возвратившись во дворец, оплакивает сына в течение семи лет.

Пугхат, не зная о роли Йатпана в этой истории, предлагает ему стать помощником в деле мести за брата... Все указывает на то, что дело должно закончиться воскресением Акхата, но сохранилось всего несколько строк, которые позволяют предполагать такой исход.

Исследователи обращают внимание на часто употребляемое по отношению к Данэлю определение "человек Рафы". Упоминаются деяния каких-то существ, именуемых Рефаим. В этих же табличках есть упоминание о коронации Баала, о прибытии Рефаимов на пир и жертвоприношение к Элу, видимо, по случаю возвращения Баала из преисподней и его возведении на трон. В Ветхом Завете несколько раз упоминаются Рефаимы, в том числе как народ или племя, населявшее Ханаан до того, как там поселились евреи. Царь Давид бился с палестинцами на территории Рефаима - плодородной долины на юго-западе от Иерусалима.

 

Синельченко В.Н.
"В мире мифов и легенд"



Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|