ƒ–≈¬Ќ»… ћ»–: »–јЌ » ћјЋјя ј«»я


 

»—“ќ–»я ЁЋјћј

— историей рабовладельческого общества ƒвуречь€ тесно св€зана истори€ Ёлама. Ёта страна (шумеры называли - еЄ УЌимФ, аккадцы Ч УЁпамтуФ) находилась к востоку от Ўумера. Ёлам был расположен в гористой местности, но нар€ду с горами, где возможно было лишь разведение скота, имелись и плодородные долины по течению двух больших рек Ёлама Ч на западе ’оаспа (современна€  ерхе) в на востоке Ёвле€ (современный  арун). Ќа восточном берегу ’оаепы, течение которого здесь сближаетс€ с течением Ёвлеи, находилось большое поселение —узы, главный бог которого »ншушинак почиталс€ и в Ўумере. —узы, расположенные на скрещении важнейших путей, проходивших через Ёлам, сыграли огромную роль в истории страны. ¬ юго-восточной части Ёлама жили, невидимому, темнокожие племена. ¬ысказывалось предположение, что это были племена, родственные дравидским племенам »ндии.

¬озвышение и упадок

elam1.gif (6262 bytes)
          

¬ этот период (II тыс€челетие до н.э.) вновь начинает играть крупную роль Ёлам. ƒаже при III династии ”ра Ёлам не был в такой степени включЄн в состав шумеро-аккадского государства, как другие завоЄванные ”ром области; в различных городах и област€х Ёлама продолжали царствовать местные правители. ѕосле разрушени€ государства III династии ”ра, в чЄм прин€ли участие и эламиты, Ёлам вновь приобретает независимость.

 ак и в ¬авилонии, в Ёламе этого времени усиливаетс€ рост частных хоз€йств частного рабовладени€, о чЄм свидетельствуют правовые документы, в довольно значительном количестве дошедшие до нас.

ƒл€ эламского права €вл€етс€ характерной жестокость наказаний, не свойственна€ вавилонскому праву, которое в других отношени€х оказало сильное воздействие на право Ёлама. ѕроцессы развити€ рабовладельческого общества и разорени€ беднейших свободных масс шли и Ёламе аналогично тому, как это происходило в ƒвуречье, о чЄм свидетельствует тот факт, что уже в первой половине II тыс€челети€ до н.э. в ёжном ƒвуречье имелись сельскохоз€йственные наЄмные работники Ч эламиты. Ќесмотр€ па значительное расслоение в сельских общинах, в Ёламе и в позднее врем€ Ч вплоть до I тыс€челети€ до н.э.Ч имелось сильное войско, состо€вшее, веро€тно, из ополченцев. Ёто, возможно, объ€сн€етс€ том, что в горных област€х Ёлама дольше сохран€лись пор€дки военной демократии и процесс классового расслоени€ в меньшей мере коснулс€ местного свободного населени€.

ќтдельными област€ми правили цари, или УотцыФ (адда), причЄм власть, хот€ наследовалась в пределах рода, но передавалась не от отца к сыну, а от д€ди к плем€ннику (сыну сестры), т.о. по материнской линии; выражение Усын сестрыФ вообще означало УпотомокФ, Учлен данного родаФ. ќбласти Ёлама (возможно, соответствовавшие территори€м первоначальных племен) находились под общей гегемонией верховного вожд€, носившего титул Увеликого посланцаФ (по шумерски Чсуккаль-мах). ѕравители областей находились по большей части в ближайшем родстве с Увеликим посланцемФ, и по смерти его один из них (быть может, по выбору) занимал его место, другие же, по-видимому, мен€лись при этом своими местами в определенном иерархическом пор€дке.

»з факта существовани€ подобного государственного устройства можно заключить, что в Ёламе в услови€х несомненного господства пор€дков классового общества, по-видимому, все еще существовали значительные пережитки родоплеменных отношений и даже материнского рода (веро€тно, главным образом в горных област€х)

¬ысказываетс€ мнение, что правивша€ и это врем€ в Ёламе династи€ происходила именно оттуда. √осподство в стране в целом принадлежало крупнейшей родоплеменной но своему происхождению знати, представител€ми которой были правители отдельных областей.

Ёти правители областей были достаточно самосто€тельными; они могли, например, вести войны на свой страх и риск. “аким правителем области был, в частности,  утурмапук, адда полуаморейской пограничной с ¬авилонией области Ёмутбал (ямутнала), которому удалось посадить на престол Ћарсы в XIX в. до н.э. своих сыновей (одним из них был упоминавшийс€ выше –имсип). Ёлам оказывал временами сильное вли€ние также на государство Ёшпупну; не раз эламские отр€ды вторгались в ¬авилонию.

¬озвышение ’аммурапи, которому удалось оттеснить эламитов из Ёмутбала, значительно ослабило Ёлам и, возможно, поставило его в зависимость от вавилонского цар€. ѕозднее династи€, восстановивша€ самосто€тельность Ёлама (как полагают, касситского происхождени€), и следующие за ней цари возродили силу Ёламского государства, охватывавшего в то врем€, как нередко и раньше, и часть будущей Ќереиды (современного ‘арса на юге »рана). —нова предпринимаютс€ походы эламитов на ¬авилонию. Ёти походы затем продолжаютс€ и по второй половине XIII в. до н.э.

Ќовой эламской династии, видимо, удалось в это врем€ сломить сепаратизм местной знати и укрепить центральную власть. — начала XII в. до н.э. начинаетс€ нова€ сери€ эламских завоеваний. Ёламитам удалось захватить обширную область на реке ƒи€ло, в том число и город Ёшнунну. „ерез эту область проходили караванные пути из ƒвуречь€ на нагорь€ »рана. Ёламитам удалось временно захватить даже северную часть ¬авилонии с городами —иннаром, ¬авилоном и »чипуром. Ёти победы эламитов содействовали падению касситской власти в ¬авилонии.

Ќаивысшего развити€ Ёламска€ держава достигла при царе Ўильхакиншушинаке, который значительно расширил эламские владени€, особенно в горах «агра и восточнее их. ≈му удалось вторгнутьс€ и в јссирию, где он зан€л южноассирийский город Ёкаллате.

ѕосле поражени€ Ёлама, нанесенного ему Ќавуходоносором I, а затем после поражени€ ¬авилонии, нанесенного ей ассирийским царем “иглатпаласаром I в конце XII века до н.э., обе страны Ёлам и ¬авилони€, испытывают период упадка. ¬ Ёламе восстанавливаетс€ или сохран€етс€ господство местной знати; отсутствие крепкого централизованного государства и крайнюю непрочность царской власти, превратившуюс€ в игрушку борющихс€ клик знати, мы встречаем и в I тыс€челетии до н.э., как характерные черты истории Ёлама.

 

 ультура и религи€

Ќаиболее крупным достижением культуры Ёлама €вилось создание своего письма, которого восходили к пиктографическим образам. ¬ дальнейшем своЄм развитии эти знаки превратились в комбинаций линий, и письмо тем самым прин€ло своеобразный линейный характер. ѕри ѕузуриншушинаке оно начало замен€тьс€ клинописью, а эламский €зык Ч семитическим €зыком јккада, который и вытеснил в письменных пам€тниках местный €зык Ёлама. Ћишь со второй половины II тыс€челети€ до н. э. стали писать клинописью обычно на эламском €зыке.

¬ изобразительном искусстве Ёлама, как уже упоминалось, чувствуетс€ вли€ние ƒвуречь€. —ильное вли€ние ƒвуречь€ на Ёлам про€вилось и в религии. ¬ эламских семитических надпис€х боги Ёлама, кроме главы пантеона »ншушинака, назывались. именами их шумеро-семитических соответствий Ч Ѕела, Ўамаша, —ина, »нанны, »штар и т. д. ѕравда, и в ƒвуречье жречество включало в свой пантеон некоторых эламских богов.

 

’оз€йственна€ жизнь и общественные отношени€

ƒо сих пор нельз€ считать установленным, к какой группе €зыков можно отнести €зык Ёлама. ƒолголетние раскопки городища —уз установили здесь р€д культурных слоев. Ќаиболее значительным €вл€етс€ слой, получивший название —узы I. Ќижний предел этого сло€ ещЄ не может быть определЄн во времени с точностью. ¬ерхний же его предел т. е. начало следующего сло€, так называемого —узы II, относитс€ к концу III тыс€челети€ до н. э. ¬ слое —узы I сохранилось нар€ду со следами поселени€ в кладбище, свидетельствующее о заупокойном культе у древних обитателей городища.

ѕредметы, найденные в слое —узы I, должны быть отнесены к энеолиту. Ќар€ду с каменными оруди€ми, тщательно изготовленными и отшлифованными, здесь встречаютс€ лишь изредка предметы из меди. ќруди€ труда свидетельствуют о том, что люди, создавшие их, были оседлыми и занимались нар€ду с охотой также и земледелием. Ќар€ду с €чменЄм и эммером они выращивали и лЄн. ¬ числе статуэток, вылепленных из глины, встречаютс€ изображени€ богини плодороди€. —осуды, предназначавшиес€ специально дл€ погребений, делались из хорошо отмученной глины, были изготовлены вручную, без гончарного круга. ќни украшены геометрическими узорами и условными, геометризованными изображени€ми людей, птиц, домашних и диких животных, а также орудий труда. ¬се эти изображени€ выполнены чЄрной краской. ѕоселение —узы I погибло, суд€ по некоторым признакам, от пожара; можно предположить, что оно стало жертвой нападени€ соседних племен воинственных горцев.

¬ противоположность культуре сло€ —узы I следующа€ за ней культура сло€ —узы II, распространЄнна€ не только в —узах, во в других пунктах ёго-«ападного »рана, имела соприкосновение с культурами стран, находившихс€ к западу от Ёлама и в первую очередь с культурой Ўумера, как об этом свидетельствуют результаты раскопок в шумерских городах Ч Ёриду, ”ре,  ише и др. ¬ период культуры —узы II уже имелись медные оруди€ труда и оружие. Ќадо полагать, что медь добывалась в самом Ёламе, по крайней мере √удеа сообщал в одной на своих надписей, что он добывал медь в горах  имаша, пограничной области Ёлама. ¬ слое —узы II было найдено и золото.   тому же времени относитс€ по€вление в Ёламе бронзы. Ќар€ду с металлургией большое значение имело и керамическое производство. ѕравда, сосуды, найденные в слое —узы II, изготовлены не столь тщательно, как сосуды из сло€ —узы I, но зато они многокрасочны и изображени€ на них более многообразны: художник намечает пейзаж, изображает животных в людей. ≈сли судить по встречающимс€ изображени€м крупного рогатого скота, скотоводство в хоз€йстве того времени получило дальнейшее развитие. ¬ это врем€ по€вл€етс€ и своеобразна€ эламска€ иероглифическа€ письменность.

”ровень развити€ производительных сил культуры —узы I, известной нам по данным сло€, в котором предметы из меди была ещЄ редким €влением, соответствовал производственным отношени€м первобытно-общинного стро€. ¬ дальнейшем, по мере роста производительных сил, в особенности же в св€зи с переходом от каменных к металлическим оруди€м, в Ёламе происходит переворот в производствеФ конечным результатом которого было, установление, рабовладельческого стро€.

–абовладельческое общество в Ёламе первоначально возникает лишь в долинах рек, где имел место более быстрый рост производительных сил и обмена, население этих районов раньше горных областей вступило в тесные взаимоотношени€ с соседними городами-государствами Ўумера, например с Ћагашем. Ќаселение горных областей продолжало жить во второй половине III тыс€челети€ до н. э. и позже в услови€х первобытно-общинного стро€. — целью грабежа оно тревожило посто€нными набегами богатею рабовладельческие общества, сложившиес€ в долинах.

 

"¬семирна€ истори€" “ом 1. под ред. ё.ѕ. ‘ранцева




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|

јренда, низкие цены! Ќевостребованные остатки
trans-alex.ru