»—“ќ–»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ћ≈∆ƒ”–≈„№я


 

ј  јƒ

—аргон I (2369-2314 гг. до н. э.)

plen.gif (3911 bytes)
ѕривод пленного по рельефу на стеле аккадского цар€ —аргона. XXIV век до н.э.
                 

ѕосто€нна€ борьба между шумерийским югом и семитским севером приводит, наконец к победе семитского севера. —аргон I, основатель семитского государства јккада, подчин€ет себе Ўумер и объедин€ет под своей властью значительную часть ћесопотамии. —аргон I был, очевидно, крупным политическим де€телем, воспоминание о котором прочно сохранилось и нашло своЄ отражение в цикле поэтических легенд. ¬ одном таком сказании говоритс€ о том, что —аргон был подкидышем. ≈го мать была бедной женщиной и не имела средств дл€ его воспитани€. ѕоэтому она положила ребЄнка в камышовую корзинку и скрыла еЄ на берегу ≈вфрата. ¬одонос јкки нашЄл младенца, воспитал его и сделал садовником. Ѕогин€ »штар полюбила —аргона и сделала его царЄм јккада. “аким образом, суд€ по этой легенде, —аргон насильственно захватил государственную власть, основал новую династию и поэтому, не име€ возможности законным образом обосновать свои права на царский престол, объ€вил себ€ ставленником верховной богини »штар. Ќа это же стремление узаконить свою власть указывает и то им€, которое прин€л узурпатор, - им€ —аргон (Ўарру-кин), что означает "истинный царь". ÷арствование —аргона было временем не только образовани€, но также внутреннего и внешнего усилени€ јккадского царства. ѕри —аргоне была значительно расширена и усовершенствована ирригационна€ сеть, были проведены новые каналы. ќбъединение Ўумера и јккада дало возможность регулировать в общегосударственном масштабе всю речную и оросительную систему. — целью укреплени€ торговли была установлена едина€ система мер и веса, основанна€ отчасти на дес€тичной системе исчислени€. ¬ св€зи с развитием военной политики —аргон организовал посто€нное войско, состо€вшее из 5400 воинов, которые "ежедневно перед ним корм€тс€". Ёто посто€нное войско было €дром тех больших армий, которые находились в распор€жении —аргона и которые дали ему возможность осуществить р€д крупных завоеваний.

ѕервой задачей —аргона было укрепление его власти в јккаде. — этой целью он покор€ет сильнейший город јккада -  иш, но сохран€ет за ним его независимость. ќчевидно, дл€ укреплени€ своего авторитета как властител€ всего јккада —аргон именует себ€ "царЄм  иша" и "царЄм јккада". ѕрочно закрепившись в јккаде, —аргон обращает всЄ своЄ внимание на юг, чтобы окончательно покорить весь Ўумер. ƒвинувшись со своими войсками на юг, —аргон разбил войска Ћугаль-заггиси и 50 патэси, которые его поддерживали. —амого Ћугаль-заггиси он привЄл пленником в Ќиппур и, возможно, принЄс в жертву богу Ёнлилю. «ахватив и опустошив важнейшие города Ўумера-”рук, ”р, Ћагаш и ”мму - —аргон овладевает всем Ўумером, достигает "мор€" (ѕерсидского залива) и в знак победы "омывает оружие в море". ѕокорив Ўумер, —аргон принимает титул "цар€ страны, которому Ёнлиль не давал врага",

Ur.gif (12685 bytes)
—хематический план города ”ра.
                 

ƒл€ того чтобы укрепить своЄ положение в Ўумере, —аргон принуждЄн был обезопасить свои юго-восточные границы и с этой целью совершить поход в Ёлам. ќн вторгс€ в Ёлам с юга, одержал победы над эламскими войсками, захватил р€д эламских городов, вернулс€ к берегу мор€ и затем "пересЄк море в восточной его части". “аким образом, —аргон прочно закрепил свою власть над берегами ѕерсидского залива, что дало ему возможность господствовать над морскими торговыми пут€ми, шедшими из ћесопотамии на юг, в »ндию и в јравию. «атем —аргон обращает своЄ оружие против северных стран, завоЄвывает северо-восточную часть ћесопотамии, области, лежащие по верхнему течению “игра, которые в те времена назывались страной —убарту, покорив и объединив почти всю ћесопотамию.

ќднако —аргон не ограничивалс€ завоевани€ми в пределах ƒвуречь€. —трем€сь пробитьс€ к берегам —редиземного мор€ и захватить в свои руки богатые города сирийского побережь€, а также западные караванные и морские торговые пути, —аргон предпринимает смелые походы на запад, который тогда называлс€ јмурру. ¬ результате этих походов "Ёнлиль дал ему ¬ерхнюю —трану, ћаер (или ћари),ярмути и »блу вплоть до  едровых лесов и —еребр€ных гор". —трана ћари находилась к западу от среднего течени€ ≈вфрата, ярмути находилась в —еверной ѕалестине. " едровым лесом" назывались горы Ћивана, а "—еребр€ными горами", очевидно, горы “авра близ  иликийских ворот. “аким образом, походы —аргона на запад имели своей целью проникновение в ѕалестину и в —ирию вплоть до границ ћалой јзии с целью захвата еЄ естественных богатств, главным образом кедрового леса и серебр€ной руды ƒругие надписи красноречиво говор€т о стремлении —аргона укрепить свою власть над сирийским побережьем. “ак, в них говоритс€, что —аргон "прошЄл море запада, был три года на западе, покорил и объединил страну, поставив на западе свои статуи, перевЄл по морю и суше пленных". Ќаконец, имеютс€ все основани€ предполагать, что —аргон делал попытки, опира€сь на силу своего победоносного оружи€, пробить себе дорогу даже в далЄкую ћалую јзию. “ак, в одном более позднем тексте рассказываетс€ легенда о том, что к —аргону прибыли послы ассирийской торговой колонии √аниш, расположенной в ћалой јзии, с просьбой оказать им помощь в их борьбе с царЄм города Ѕурушханда. ѕосле тщательного обсуждени€ этого вопроса на военном совете, на котором взвешиваютс€ трудности дальнего пути и шансы на победу, —аргон отправл€ет своЄ войско в далЄкую ћалую јзию, оказывает мощную поддержку √анишу и совершает крупные завоевани€ на северо-западе. “аким образом. —аргон основывает крупное военное государство, которое претендует на полную гегемонию во всей ѕередней јзии. —вои претензии на проведение широкой военно-торговой политики —аргон отчЄтливо выражает в своЄм титуле "царь четырЄх стран света".

ќднако эта завоевательна€ политика имела и свои отрицательные стороны. «авоЄванные страны и покорЄнные народы не слившись с јккадом в единый государственный организм, т€готились €рмом, наложенным на них завоевателем. — другой стороны, непрерывные войны, которые вЄл —аргон в течение своего 55-летнего царствовани€, истощили живые силы аккадского народа. ¬ конце царствовани€ —аргона во всЄм его обширном государстве начались восстани€, которые с трудом подавл€лись центральной властью.

 

–имуш (2313-2305 гг. до н. э.)

ѕоэтому главной задачей –имуша, сына и преемника —аргона, было подавление восстаний которые с особенной силой разгорелись в Ўумере и в Ёламе, хранивших ещЄ свежее воспоминание о своей былой свободе и независимости. —овершив р€д походов в восставшие страны, –имуш разбил войска м€тежников, подавил восстани€ в шумерийских городах, вторгс€ в Ёлам и между —узами и јваном уничтожил эламское войско, достигнув берегов ѕерсидского залива, –имуш снова подчинил јккаду области Ўумера и Ёлама, через которые пролегали важнейшие торговые пути, ведшие на юг и на восток. ѕрисвоив себе пышные титулы "цар€  иша, господина Ёлама", –имуш с гордостью говорит о том, что он правил всеми странами от ѕерсидского залива до —редиземного мор€, а также прилегающими горными област€ми. ¬ течение своего царствовани€ –имуш, продолжа€ де€тельность —аргона, заложил основы дальнейшего расцвета јккадского царства. Ќо всЄ же ему не удалось полностью умиротворить всю страну. ѕротив него подн€ли восстание "слуги его дома", возможно, придворные сановники, которые его убили своими печат€ми. Ёто был типичный дворцовый переворот, в результате которого старый деспот был свергнут, а его место зан€л новый правитель, очевидно, его брат.

 

ћаништусу (2305-2291 гг. до н. э.)

“ретий аккадский царь из династии —аргона по имени ћаништусу, продолжал внешнюю политику своих предшественников. “ак, он предприн€л поход в Ёлам, чтобы подавить вспыхнувшее там восстание, и покорил области Ёлама - јн-шан и Ўирпхум. Ќе довольству€сь этой победой, он отправил свои войска через ѕерсидский залив и вторгс€ в юго-западную область »рана, где разбил коалицию правителей 32 городов и захватил богатые серебр€ные рудники и каменоломни.

¬нутренн€€ политика ћаништусу определ€етс€ главным образом необходимостью внутренне упрочить большое јккадское царство, созданное крупными завоевани€ми в течение трЄх царствований. “ак, ћаништусу стараетс€ щедрыми дарами расположить к себе вли€тельную жреческую аристократию Ўумера. „тобы заручитьс€ поддержкой шумерийского жречества, ћаништусу особым указом устанавливает размер владений и доходов храма бога Ўамаша, жертву€ ему в то же врем€ золотые и серебр€ные слитки весом в 30 талантов. „тобы укрепить свою власть в Ёламе, ћаништусу стараетс€ привлечь на свою сторону эламское жречество. “ак, он посв€щает свою статую эламскому богу Ќарути. ’арактерна земельна€ политика ћаништусу. ¬ четырЄх надпис€х его времени, сохранившихс€ на одном обелиске, в крайне сжатой и несколько не€сной форме фиксируетс€ покупка царЄм у р€да лиц крупных земельных владений близ  иша и других городов. »меютс€ основани€ полагать, что ћаништусу приобрЄл эти земли у общин, поскольку упоминаемые в надпис€х лица названы "брать€ми" и "детьми". ‘актически руковод€щее положение в этих общинах занимали "господа пол€" и "старейшины пол€", которые входили в состав выдел€ющейс€ из общин родовой аристократии, образующей наиболее древние слои рабовладельцев. »менно эти наиболее знатные и богатые аристократы и упоминаютс€ в надписи на обелиске ћаништусу в качестве "едоков (т. е. получателей) серебра", как тогда называли продавцов. ќчевидно, эти наиболее богатые и вли€тельные главы общин, продава€ царю общинные земли, содействовали тем самым укреплению и расширению царского земельного фонда. — другой стороны, весьма возможно, что часть этих земель была на тех или иных услови€х передана царЄм различным представител€м служилой и постепенно образующейс€ земледельческой знати, котора€ в своих поместь€х эксплуатировала труд рабов. ¬ надписи на обелиске ћаништусу говоритс€, что на купленных царЄм земл€х были поселены представители аккадского чиновничества и жречества, а также шумерийские аристократы и среди них родственники пли потомки патэси ”ммы (√ишху), сын патэси Ћагаша и другие знатные богачи. ќчевидно, это меропри€тие цар€ имело своей целью не только увеличить количество земель, сосредоточенных в его руках, но вместе с тем щедрыми дарами расположить к себе вли€тельную знать Ўумера и јккада, а также приблизить еЄ к царскому двору, поставив под некоторый, очевидно, экономически и контроль центральной власти.

 

Ќарамсин (2290-2254 гг. до н. э.)

naramsin.gif (11546 bytes)
‘асад дворца Ќарамсина в Ёшнунне. –еконструкци€.
                 

—воего высшего расцвета јккадское царство достигло при Ќарамсине, который значительно расширил прежние пределы јккада.

 ак и другие цари јккада, Ќарамсин в начале своего царствовани€ был вынужден подавить р€д восстаний. — гордостью говорит Ќарамсин о том, что он победил 9 армий и 3 царей, очевидно, правителей ”рука, ”ммы и Ќиппура, которые восстали против аккадского цар€. ѕосле этого Ќарамсину пришлось подавить восстание и в самом јккаде. ѕродолжа€ походы своих предшественников, он вторгс€ в —ирию и достиг —редиземного мор€. —трем€сь укрепить власть над Ёламом, Ќарамсин совершил поход в эту горную страну и принудил правител€ јвана заключить с ним договор, текст которого, составленный на эламском €зыке, сохранилс€ до наших дней. ќднако Ќарамсин не удовольствовалс€ этим. ќн сделал попытку раздвинуть пределы јккадского царства на север и на юг. Ќаходка базальтовой плиты с изображением Ќарамсина к северо-востоку от ƒиарбекира указывает на то, что аккадские войска далеко продвинулись в области

battle.gif (13459 bytes)
Ѕитва аккадского войска с горцами-луллубе€ми. —тела цар€ Ќарамсина. Ќайдена в —узах. XXIII век до н.э. ∆елтый песчанник.
                 

¬ерхнего “игра. Ќо особенное значение имел поход Ќарамсина в далЄкую страну ћаган (очевидно, в јравии), откуда доставл€лс€ чЄрный диорит дл€ изготовлени€ статуй и сосудов. Ётот поход на юг должен был пробить дорогу в јравию с целью установлени€ новых торговых св€зей с далЄкими южными странами. “ак, мы знаем, что при Ќарамсине из страны ћелухха привоз€т порфир, золотой песок и различные ценные сорта дерева, т.е. те материалы, которые отсутствовали в ƒвуречье.

«авоевательна€ политика Ќарамсина в значительной степени укрепила сильное јккадское царство, усилила его авторитет как внутри страны, так и в соседних странах, дав возможность упрочить и расширить внешнеторговые св€зи. ярким свидетельством возросшей мощи јккадского царства €вл€етс€ пышна€ титулатура Ќарамсина, который уже называет себ€ "божественным Ќарамсином, могущественным богом јккада". ÷арю јккада воздают уже чисто божеские почести. Ќа пам€тнике, найденном в —узах, Ќарамсин изображЄн в виде обоготворЄнного геро€, который во главе своей армии направл€етс€ в горную страну и повергает к своим ногам побеждЄнного врага. Ќа обломке одной его статуи сохранилась знаменательна€ надпись: "„етыре страны света все вместе склонились перед ним". «авоевательна€ политика Ќарамсина должна была рано или поздно вызвать организованный отпор со стороны соседних государств. » действительно, в конце царствовани€ могущественного аккадского завоевател€ против него образуетс€ грозна€ коалици€. ¬ состав этой коалиции вход€т царь хеттов, царь √аниша, древней ассирийской колонии в ћалой јзии, на месте современного  юльтепе, царь  урсауры, царь јмурру, цари ѕараши и царь "—траны кедров", возможно, находившейс€ в районе јмана (—ири€).   этой коалиции примыкают м€тежные средние слои городского населени€ јккада, некоторые города которого стремились к восстановлению своей самосто€тельности. ќднако Ќарамсину удаЄтс€ разбить своих врагов и после упорной борьбы с ними даже сохранить часть своих прежних обширных завоеваний.

ѕоследним царЄм из династии —аргона был Ўаркалишарри (2253-2230 гг. до н. э.), которому пришлось вести упорную борьбу с врагами јккада с целью сохранени€ завоеваний своих предшественников. Ќемногочисленные надписи этого времени говор€т о подавлении восстани€ в Ўумере, о победе над аморитами на западе и над эламитами, которые вторглись в ћесопотамию с востока. Ќаступило врем€ крушени€ некогда могущественного јккадского царства. √орное плем€ гутиев, насел€вшее горы «агра, вторглось с востока в ћесопотамию, опустошило всю страну и подчинило ее своей власти.

 

«авоевание ћесопотамии √ути€ми (2228-2104 гг. до н. э.)

zikkurat.gif (13985 bytes)
’рамова€ башн€ (зиккурат) в ”ре.
 онец III тыс€челети€ до н.э. –еконструкци€.
                 

÷ари јккада вели с гути€ми посто€нную борьбу, защища€ восточные границы своего государства от их набегов. Ќичто не могло противосто€ть воинственному натиску диких орд гутиев. ќни быстро завоевали всю ћесопотамию, продав огню и мечу покорЄнную страну. ¬ шумерииских и семитских надпис€х этого времени красноречиво описываютс€ бедстви€, причинЄнные несчастной и опустошенной стране. “ак, в одной надписи даЄтс€ длинный перечень городов, "дочери которых плачут из-за гутиев" ј в шумерийском гимне богу Ќинибу описываютс€ жестокости гутиев:

—трана в руках жестоких врагов.
Ѕоги увезены в плен.
Ќаселение от€гчено повинност€ми и налогами.
 аналы и арыки запущены.
“игр перестал быть судоходным.
ѕол€ не орошаютс€.
ѕол€ не дают урожа€.

ќднако не вс€ ћесопотами€ в равной мере пострадала от гнета завоевателей. ¬ южной части Ўумера правител€м городов, возможно, удалось откупитьс€ от гутиев и здесь царило спокойствие.

 

√удеа (13 век до н. э.)

ƒревние шумерийские города воспользовались ослаблением јккада, чтобы восстановить и даже расширить свою внешнюю торговлю. Ёто привело к новому расцвету некоторых древних центров шумерийской культуры, особенно Ћагаша. ¬ это врем€ в Ћагаше правил патэси √удеа, очевидно, находившийс€ в зависимости от цар€ гутиев. ќткупа€сь от него т€жЄлой данью и посыла€ ему ценные дары, золотые слитки издели€ из драгоценных металлов, троны, дорогое оружие, √удеа сумел обезопасить свой город от иноземного вторжени€. ”становив мирные взаимоотношени€ с соседними странами и пользу€сь благами мира, √удеа заботитс€ о расширении внешней торговли и об украшении своего родного города богатыми постройками. Ќадписи этого времени подробно говор€т о широкой строительной де€тельности √удеа. ћатериалы дл€ постройки храмов доставл€лись из разных, порой далЄких стран. ¬ одной из надписей говоритс€ о том, что "дл€ того, чтобы построить храм Ќингирсу, эламит ќриходил из Ёлама, житель —уз приходил из —уз, ћаган и ћелухха с гор доставл€ли лес". Ќаиболее ценные сорта кедрового леса доставл€ли с Ћиванских гор и с гор јмана. ћрамор приводили из "“идана, горы в јмурру", медь, золотой песок и разные деревь€ - из гор ћелуххи, диорит дл€ статуй - из страны ћаган, т. е. западной јравии. ¬сЄ это указывает на то, что внешн€€ торговл€ Ўумера достигла в это врем€ значительного расцвета. ѕостройки храмов при √удеа производились в большом масштабе. ¬ течение целого года большие камни доставл€лись в Ћагаш специальными караванами. ’рамы возводились по точным, заранее разработанным планам и чертежам. —ам √удеа вошЄл в историю в качестве правител€, особенно поощр€вшего архитектурное искусство. ћногочисленные сохранившиес€ статуи изображают √удеа не в гордой позе властител€ или полководца, а в скромном облике человека, внимательно рассматривающего строительный чертЄж, разложенный на его колен€х. ¬ надпис€х, сохранившихс€ на глин€ных цилиндрах, подробно описываетс€ постройка этих храмов.

¬ одной из них повествуетс€ о том, как √удеа, повину€сь вещему сну, предпринимает перестройку храма Ёнинну в Ћагаше. ѕо приказу патэси перед началом работ весь город очищалс€ от мусора, все жители должны были готовитьс€ к постройке, как к всенародному торжеству, во врем€ которого прекращались судебные т€жбы, изгон€лись колдуны и совершались всенародные молебстви€. —ам правитель города руководил постройкой, лично закладыва€ первый камень. ѕримитивный стиль надписи в следующих словах рисует строительный энтузиазм √удеа: " ак корова, котора€ обращает взор на своего телЄнка, он всю свою любовь вложил в храм". ’рам был богато украшен барельефами и стату€ми. ¬ нЄм был устроен специальный бассейн дл€ св€щенной воды. Ѕлиз храма были разбиты сад с голуб€ми, рыбный садок и парк с дичью. ¬ сокровищнице храма были сосредоточены большие богатства. ¬ торжественный день окончани€ постройки в храм были внесены статуи богов. ќб общем расцвете шумерийской культуры этого времени говор€т также и надписи времени √удеа, которые €вл€ютс€ классическими образцами литературного стил€ древних шумерийцев.

√утии господствовали в покорЄнной ими ћесопотамии 125 лет.   концу этого периода культурно-отсталые племена гутиев в некоторой степени ассимилировались с культурно-развитыми племенами јккада и Ўумера. ÷ари гутиев восприн€ли более высокую и древнюю шумерийскую культуру и стали пользоватьс€ в своих надпис€х аккадским €зыком. Ќо иноземцы были ненавистны населению ƒвуречь€. ќчевидно, неоднократно происходили восстани€ против власти гутиев. Ќаконец, постепенно усилившийс€ Ўумер открыто выступил против иноземных властителей. ”тухэгаль, царь ”рука, во главе своих войск выступил против цар€ гутиев “ирикана, которого надписи этого времени называют "драконом гор, врагом богов, унесшим в горы царство Ўумера". ѕосле кровопролитной битвы ”тухэгаль одерживает решительную победу над гути€ми, обращает в бегство “ирикана, разбивает его войска, а его самого берЄт в плен. “ак окончилось господство гутиев в ћесопотамии.

 

III династи€ ”ра (2118-2007 гг. до н. э.)

relief.gif (13680 bytes)
–ельеф на каменной стеле из ”ра. ¬низу царь ”ра - ”риамму во врем€ символического обр€да выхода на строительные работы, впереди него - божество. ¬верху - бог —ин вручает царю знаки власти. XXII век до н.э.
                 

ѕосле изгнани€ гутиев господство в ћесопотамии переходит к могущественным цар€м III династии ”ра, одного из древнейших городов Ўумера. ќгромное количество надписей, сохранившихс€ от этого времени, даЄт €ркое представление о хоз€йственном, общественном и государственном строе того времени, а также о внешней политике царей ”ра. ќбъединение всей ћесопотамии в единое и централизованное государство дало новый толчок развитию земледельческого хоз€йства. ÷ентральное правительство особенно заботитс€ о содержании в пор€дке и расширении ирригационной сети. ѕровод€тс€ новые каналы, остатки которых сохранились до нашего времени близ ”умы. ќсобенного расцвета достигает крупное государственное хоз€йство, которое к этому времени почти полностью поглотило храмовое хоз€йство. ќ государственном хоз€йстве мы располагаем большим количеством данных благодар€ хорошо сохранившимс€ многочисленным документам хоз€йственной отчЄтности. —уд€ по этим документам, обширные земельные владени€, принадлежавшие государству, обрабатывались при помощи труда рабов, рабынь и в значительно меньшей степени при помощи труда свободных наЄмных работников. ќчевидно, классовое расслоение достигло в это врем€ значительных размеров. –азложение старых сельских общин привело к выделению из их среды, с одной стороны, зажиточных средних слоев, с другой стороны - разорившихс€ бедн€ков, которые либо совсем утер€ли свои земельные наделы, либо сохранили лишь карликовые пол€. Ёти бедн€ки, дл€ того чтобы прокормить свою семью, должны были работать за скромное вознаграждение натурой в поместь€х крупных аристократов или в государственном хоз€йстве. ѕостепенно, всЄ более и более разор€€сь, они с течением времени попадали в долговую кабалу или обращались в рабство. яркую картину резкого классового расслоени€ даЄт один документ этого времени, в котором указываютс€ размеры земельных владений различных лиц, живших в Ћагаше. “ак, верховный жрец имел 36 га земли, его помощник - 18 га, заведующие хоз€йством - по 15 га, в то врем€ как мелкие землевладельцы имели лишь от 5/6 до 1 целой 1/2 га земли.

«начительного развити€ достигают и другие виды сельского хоз€йства, в частности скотоводство и садоводство, на что указывают соответствующие надписи. — развитием сельского хоз€йства тесно св€зано и развитие ремесленного производства, что видно из р€да документов, содержащих отчЄты о продукции больших ремесленных мастерских, в которых изготовл€лись корзины, обрабатывались шерсть, металлы и т. д. —охранились и отчЄты складов, в которых хранились кожи, шерсть, дерево и медь. ’оз€йство в целом всЄ ещЄ сохран€ло свой древний натуральный характер. Ѕлиз Ќиппура был построен огромный склад, где хранились зерно, овощи, плоды и другие продукты, поступавшие в Ќиппурский храм в качестве натуральных повинностей от населени€. ќднако нар€ду с этим всЄ больше развиваетс€ как внутренн€€, так и внешн€€ торговл€. ƒо нас дошли отчЄты лавок, которые торговали самыми разнообразными продуктами и предметами. ¬ св€зи с развитием торговли всЄ чаще примен€ютс€ весовые металлические деньги, главным образом в виде слитков серебра.

√осударство строго централизуетс€ и находитс€ под властью единого обоготвор€вшегос€ цар€. ѕатэси, которые ранее были самосто€тельными правител€ми маленьких, почти независимых государств, ныне превращаютс€ в наместников цар€, простые чиновников, послушных воле верховного властител€. Ќадписи говор€т о том, что патэси были слабо св€заны со своим городом и что царь их часто переводил из одного города в другой. ѕатэси сосредоточивал в своих руках административные, судебные финансово-податные функции и в своей де€тельности был тесно св€зан с храмами, име€ возможность пользоватьс€ их хоз€йственными ресурсами. ќб усилении центральной власти говорит и по€вление древнейшего судебного кодекса, обломки которого сохранились до наших дней. Ётот судебник устанавливает нормы семейного права, наследовани€ и усыновлени€. «аконодател€ особенно интересуют вопросы аренды, охраны фруктовых садов, ответственности пастуха за вверенный ему скот, а также наказани€ за укрывательство беглых рабов. ѕомимо того, сохранились статьи, жестоко каравшие строптивых рабов

ќчень много ценных сведений относительно хоз€йственного н общественного стро€ јккада после падени€ III династии ”ра сохранилось в сборнике законов Ѕилаламы, цар€ Ёшнунны роскошный дворец которого был раскопан на месте современного “ель-јсмара. Ёти законы, относ€щиес€ к XX в. до н. э. регулируют хоз€йственную жизнь и взаимоотношени€ между свободными людьми, как богатыми рабовладельцами, так и менее зажиточными и возможно не всегда полноправными представител€ми средних слоев населени€ (мушкену), наконец, бедн€ками, продававшими свои труд, и рабами. —уд€ по некоторым стать€м этого сборника законов, многие бедн€ки, очевидно, выходцы из сельских общин, поступали на работу к зажиточным земледельцам, причЄм законодатель устанавливал норму заработной платы, материальную ответственность наймита за невыполненную работу, а также количество прокорма, который выдавал ему хоз€ин. ќчевидно, многие обедневшие землевладельцы попадали в экономическую зависимость от богачей, которые давали им ссуды серебром и согласно статье 21 законов Ѕилаламы имели право на получение в погашение ссуды во врем€ жатвы определЄнного количества зерна и процентов по выданной ссуде. ¬ тексте этого сборника законов Ёшнунны упоминаетс€ дворец, а также принадлежавшие ему рабыни, что указывает на существование крупного царского хоз€йства, в котором эксплуатировалс€ труд рабов. Ѕольше того, царь активно вмешивалс€ в торговую жизнь страны, устанавлива€ стоимость различных товаров: зерна, масла, шерсти, соли, меди. ќсобенно характерны статьи, свидетельствующие о довольно значительном развитии рабовладени€ в средней части ћесопотамии, в частности в том государстве, центром которого была Ёшнунна. ¬ статье 40 говоритс€ о продаже раба, рабыни, быка или "иного ценного предмета", причЄм указываетс€, что если покупатель не может установить, т.е., вернее, указать продавца, то такого покупател€ следует считать вором. »ными словами, в данном случае законодатель не делает различи€ между рабом, домашним животным и вообще имеющим стоимость предметом, предвосхища€ норму позднейшего римского права "раб есть вещь". » в то же врем€ закон требует строго установленной формы покупки раба, животного или предмета у определЄнного человека, дл€ того чтобы установить законность сделки и правоспособность продавца. ќсобенно строго охран€ет закон имущественные интересы, в первую очередь дворца и богачей-рабовладельцев, а затем просто свободных людей, владеющих тем пли иным имуществом. ѕоэтому поимка человека на чужом поле или в чужом доме влечЄт за собой днЄм штраф, а ночью смертную казнь. ќчень строго каралс€ незаконный захват рабыни. Ќаконец, статьи семейного права фиксируют формы домашнего рабства, в частности обычай продавать дочь жениху за определЄнный выкуп.

»спользу€ крупные хоз€йственные ресурсы всей объединЄнной ћесопотамии, цари III династии ”ра провод€т энергичную завоевательную политику, целью которой €вл€етс€ установление гегемонии могущественного Ўумеро-јккадского царства во всей ѕередней јзии. —воего наивысшего расцвета эта политика достигла при царе Ўульги (2100-2042 гг. до и. э.), который совершает 9 походов против восточных горцев, племЄн сумуру и лулубеев, вторгаетс€ в Ёлам, опустошает јншан и оставл€ет там в качестве своего наместника шумерийского патэси. ”крепив свою власть на востоке, Ўульги обращает своЄ оружие на север, завоЄвывает страну —убарту и области, расположенные по верхнему течению “игра. Ќаконец, Ўульги проникает далеко на северо-запад, завоЄвывает —ирию и даже проникает в восточную часть ћалой јзии, котора€ в те времена находилась под сильным вли€нием Ўумера и шумерийской культуры. “ак образуетс€ большое и могущественное Ўумеро-јккадское царство, возродившее прежнюю мощь јккада. ¬нешним выражением силы царей ”ра €вл€етс€ культ цар€, станов€щийс€ ныне официальной религией. ÷ари ”ра объ€вл€ют себ€ богами. ўульги заставл€ет воздавать себе божеские почести. ¬ честь него стро€тс€ храмы, его статуе принос€тс€ жертвы. ¬ честь, √имиль-сина, обоготворЄнного цар€ ”ра, совершались торжественные богослужени€ даже в далЄкой Ёшнунне, расположенной на севере, в јккаде, неподалЄку от ƒиалы.

ќднако господство ”ра было недолговечным. √розные тучи собрались на западе. —тепные и кочевые племена аморитов все чаще совершали набеги на плодородные области и богатые города ƒвуречь€. √имиль-син ведЄт с ними упорную борьбу и даже строит дл€ защиты от их набегов "стену аморитов". Ќо ничто уже не может удержать их стремительного натиска. ¬ борьбе с нашестви€ми аморитов, двигавшихс€ с запада, а также эламитов, наступавших с востока, постепенно всЄ больше и больше слабеет царство ”ра. Ќаконец, войска последнего цар€ ”ра по имени »би-син были разбиты войсками объединившихс€ против ”ра государств ћари и Ёлама. —ам »би-син был уведЄн плен пиком в ћари. “ак рушилось могущественное государств" III династии ”ра (2007 г. до н. э.), на развалинах которого образовались небольшие царства »сина и Ћарсы.

ќднако господство ”ра не прошло бесследно дл€ многочисленных народов, насел€вших страны ѕередней јзии. ¬ысока€ и древн€€ шумерийска€ культура оказала сильное вли€ние на культурное развитие этих народов. Ўумерийский эпос о √ильгамеше был переведЄн на хеттский и хурритский €зыки. Ўумеро-аккадским богам поклон€лись в странах, населЄнных хурритами и хеттами. ѕам€тники шумерийского искусства были обнаружены в развалинах јшшура, древнейшей столицы јссирии. Ќаконец, шумерийское право оказало сильное вли€ние на развитие права в ¬авилоне, в јссирии, ћалой јзии и ѕалестине. “аким образом, культурное наследство древних шумерийцев было в значительной степени восприн€то народами ѕередней јзии.

 

"¬семирна€ истори€" “ом 1. под ред. ё.ѕ. ‘ранцева
материалы сайта http://www.ancient.holm.ru/



–†–µ–є—В–Є–љ–≥@Mail.ru

|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|